Развитие лидерского потенциала старшеклассников

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Касимова С. Г., Соловьев Р. И. Развитие лидерского потенциала старшеклассников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 4 (апрель). – С. 131–135. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14105.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития лидерского потенциала старшеклассников. Исследованы особенности взаимосвязи лидерского потенциала и личностных качеств старшеклассников. Описан опыт проведения тренинговой работы по развитию личностных качеств и лидерского потенциала, и определена ее результативность.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
~ 1~АRT 14105УДК 159.923.2:159.922.8Касимова Светлана Геннадиевна,кандидат психологических наук, доцент кафедры практической психологии ФГБОУВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировentrance@vshu.kirov.ru

Соловьев Роман Игоревич, магистрант IIкурса факультета психологииФГБОУВПО «Вятский государственныйгуманитарный университет», г. Кировrmka@list.ru

Развитие лидерского потенциала старшеклассников

Аннотация. В статье рассматриваются особенности развития лидерского потенциала старшеклассников. Исследованыособенности взаимосвязи лидерского потенциала и личностных качеств старшеклассников. Описан опыт проведения тренинговой работы по развитию личностных качеств и лидерского потенциала,иопределена ее результативность. Ключевые слова:лидер, лидерский потенциал, личностные качества лидера, тренинг развития личностных качеств.Раздел:(02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

В отечественной психологии проблемой лидерства занимались такие известные социальные психологи, как Г. М. Андреева, Т. Бендас, И. П. Волков, Э. А. Ганцева, В.Д. Гончаров, Д. М. Гвишиане, Ю. А. Замошкин, В. И. Зацепин, А. В. Карпов, И. С.Кон, Р.Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, Б. Д. Парыгин, А.В.Петровский, М. С. Полянский, И.С. Полонский, А. Л. Свенцицкий, А. Г.Сорокова, Л. И. Уманский, и др. Несмотря на разные исследуемые аспекты заявленной проблемы, авторы в большинстве своем изучают личностные свойства лидера, антиципирующую мотивацию лидерства, роль социальной среды в становлении лидера и др. Существуют различные определения лидерства. По мнению Б.Д.Парыгина, лидерство –этоодин из процессов организации и управления малой социальной группой, способствующий достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальнымэффектом, детерминированный господствующими в обществе социальными отношениями [1].Цельисследования–изучить особенности взаимосвязи личностных качеств и лидерского потенциала у старшеклассников,разработать тренинг по развитию личностных качеств у старшеклассников, чтобыповысить их лидерский потенциал.Объектисследования–личностные качества и лидерский потенциал личности. Предметисследования–особенности взаимосвязи уровня лидерского потенциала и личностных качеств у старшеклассников. Гипотезаисследования состоит из двух предположений:1) для старшеклассниковхарактерна разная выраженность лидерского потенциала;2) личностные качества взаимосвязаны с лидерским потенциалом, для старшеклассниковс выраженным лидерским потенциалом характерны такие качества,как доминирование, совестливость, практичность, проницательность, смелость, спокойствие, радикализм, самоконтроль, низкая напряженность базальных потребностей.Базойдля исследования выступила областная очнозаочная школа «Лидер»–115 старшеклассниковв возрасте от 16 до 17 лет, из них 67 девушек и 48 юношей.

~ 2~АRT 14105УДК 159.923.2:159.922.8Методический аппарат исследования: методы теоретического анализа (анализ, синтез, обобщение) психологопедагогической литературы;метод тестирования (тестопросник «Лидерский потенциал» Е.Жарикова,Е.Крушельницкого, факторный личностный опросник Р. Кеттелла) [2];методы количественной и качественной обработки результатов [3].Для изучения взаимосвязи лидерского потенциала и личностных качеств было организовано экспериментальное исследование, которое проводилось в клубе детского самоуправления «Идея» Дворца творчества детей и молодежи г. КироваКировского городскогоотделенияКОДОО «Юность Вятского края».Экспериментальное исследование состояло из четырех этапов: 1йэтап –изучение состояния лидерского потенциала старшеклассников (тестопросник «Лидерский потенциал» Е. Жарикова, Е. Крушельницкого); 2йэтап –определение личностных детерминант старшеклассников (факторный личностный опросник Р. Кеттелла);3йэтап–выявление наличия и характера взаимосвязи лидерского потенциала и личностных качеств у старшеклассников (коэффициент ранговой корреляцииrСпирмена); 4йэтап –оценка эффективности тренинговой программы по развитию лидерских качеств у старшеклассников.В ходе количественной обработки данных и качественного анализа результатов было выявлено, что большинство испытуемых имеют средний уровень лидерского потенциала –44%.У 23,58% учеников уровень лидерского потенциала выше среднего, что говорит о сильно выраженных лидерских качествах. 32,51% учеников имеют низкий уровень лидерского потенциала, то есть лидерские качества у этих учеников выражены слабо.Старшеклассника, обладающего высоким лидерским потенциалом, высокими организаторскими и коммуникативными способностями,отличает четкость постановки целей деятельности, тщательное планирование, назначение конкретных сроков ее выполнения, как следствие, организованность обучения. Им свойственна энергичность, быстрая переключаемость содного вида деятельности на другой, готовность к долговременной организации усилий по достижению целей. В ходе данного исследования с высоким уровнем лидерского потенциала оказалисьстаршеклассники более активные, успешные в учебе, научной деятельности, занимающиеся спортом, участвующие вовнутришкольных, межшкольных, всероссийских, международных олимпиадах, различных культурномассовых мероприятиях, организующие праздники.Определение своего места в жизни,формирование мировоззрения и его влияние на познавательную деятельность, самосознаниеи моральное сознание, формирование лидерской позиции школьника –все это происходит в школьной жизни. Для этого возрастахарактерножизненное самоопределение, активный поиск себя и экспериментирование в различных ролях, становление мировоззрения и взятие на себя лидерских функций.Таким образом, можно ожидать, что старшеклассники с высоким и средним уровнямилидерского потенциала будут более успешными в своей учебной и профессиональной деятельности.

На втором этапе исследования для изучения личностных качеств был примененфакторный личностный опросник Р.Кеттелла.

Обработка первичных показателейличностного опросникаР. Кеттелла показала, что у старшеклассников более выражены такие факторы,как Е (доминирование), F(беззаботность), G(совестливость), H(смелость, пармия), I(мягкосердечность, премсия), L(доверчивость, алаксия), N(проницательность), O(спокойствие, гипертелия), ~ 3~АRT 14105УДК 159.923.2:159.922.8Q1 (консерватизм/радикализм), Q2 (независимость, самодостаточность), Q3 (самоконтроль) и Q4 (низкая напряженность базальных потребностей). ФакторыA(циклотимия), B(высокий интеллект), C(эгосила) и M(практичность, праксерния) являются менее выраженными (см. таблицу).

Наиболее выраженные значения по результатам факторного личностного опросника Р. Кеттелла у старшеклассников

Факторы личностиСтеныЧастотавстречаемостиПроцентA(циклотимия)85746,3B(выс. интеллект)73528,4C(эгосила)93226,0Е (доминирование)8–105746,17F (беззаботность)82923,49G(совестливость)73225,92H(смелость, пармия)8–105242,12I(мягкосердечность, премсия)7–106048,6L(доверчивость, алаксия)32217,82M(практичность, праксерния)3–43629,16N(пронициательность)102520,25O(спокойствие, гипертелия)33326,73Q1 (консерватизм/радикализм)52721,87Q2(независимость, самодостаточность)7–104838,88Q3 (самоконтроль)101814,58Q4 (низкая напряженность базальных потребностей)41713,77

Рассмотрим распределение респондентов по стенам основных факторов опросника. По фактору А было определено, что 46,3% старшеклассниковсвойственнысердечность, доброта, беспечность, добродушие, общительность, мягкосердечность, веселость, легкая увлекаемость. Также выраженысильная эмоциональная выразительность, готовность к содружеству, участие в совместной деятельности, кооперирование, взаимопомощь.Их характеризует доверчивость, легкая приспосабливаемость к людям, любовь к занятиям с людьми. В личном общении–проявление великодушия и любезности, спокойное отношение ккритике, хорошая запоминаемость имен людей, склонность идти на компромиссы, предрасположенность к социальному признанию. В точной работе –недостаточная надежность, небрежность в выполнении своих обязанностей. По фактору Bвыявлено28,4% учеников с выраженным высоким интеллектом. По фактору С 26,0% учеников свойственныэмоциональная устойчивость, выдержанность, спокойствие, трезвый взгляд на вещи, постоянство интересов. Их характеризует реалистическое отношение к жизни, склонность поддерживать устойчивые общественные нормы поведения,эмоциональная зрелость. Фактор Е раскрывает, что 46,17% испытуемым свойственнывластность, настойчивость, самоуверенность, напористость, агрессивность, упрямство, независимость мышления, тенденции к суровости, строгости, жесткости, пренебрежение к авторитетам и властям,стремление руководить и приказывать. Фактор F показывает, что у 23,49% школьников преобладают бодрость, веселость, активность, разговорчивость, откровенность, открытость, эмоциональная выразительность. В трудовой деятельности могут проявляться невнимательность, небрежность, беспечность, атакже чувство юмора, живость, импульсивность в общении с другими людьми. Фактор G говорит о наличииу 25,92% испытуемых~ 4~АRT 14105УДК 159.923.2:159.922.8высокой нормативности, сильногохарактера. Таких людей характеризует добросовестность, настойчивость, уравновешенность, ответственность. Они, как правило, достойны доверия, эмоционально дисциплинированны, собранны, с развитым чувством долга.В учебе проявляют упорство, стойкость, решительность, настойчивость вдостижении цели, деловую направленность. По фактору Н выявлено, что 42,12% старшеклассникам свойственныобщительность, смелость, наглость, самоуверенность, готовность испытывать, пробовать новое, спонтанность, щедрость на эмоциональные, реактивные ответы –в общении. Легкость в перенесениижизненных трудностей и изнурительных эмоциональных ситуаций. Также возможны невнимательность к деталям, игнорирование сигналов опасности, эмоциональные и артистические интересы, активная заинтересованность противоположным полом, напористость, инициативность, предприимчивость, авантюризм, активность, чувствительность, отзывчивость, добродушие, импульсивность. Фактор I выявляет, что 48,6% ученикам старших классов свойственнысочувствующая эмоциональная сензитивность, мягкость, мечтательность, артистичность, привередливость, утонченность, изощренность, женственность. Они нуждаются во внимании и помощи, могут проявлять в коллективной деятельности нетерпеливость, непрактичность, у них снижается эффективностьгрупповой деятельности изза нереалистичности, нервозности по пустякам. Неугомонные, суетливые, беспокойные, ожидают внимания от окружающих, навязчивые, ненадежные, ищут помощи и симпатии, действуют по интуиции, непостоянные, изменчивые. Беспокоятся о состоянии своего здоровья, любят романтические путешествия и новые переживания, обладают развитым воображением и имеют эстетический вкус. ФакторL отражает 17,82%испытуемых с внутренней расслабленностью, свободой от зависти, приспосабливаемостью, бодростью, веселостью. Они не соревнуются и не сопоставляют свое положение с положением других. Заботятся о людях, хорошие работники в группе, часто соглашаются с поставленными условиями. Испытывают чувство собственной незначительности, жалуются на перемены, легко забывают трудности, покладистые, терпимые, понимают других, легко прощают. По фактору М можно сказать, что 29,16% старшеклассников характеризуются приземленностьюстремлений, быстротой решения практических вопросов, занятостью своими интересами, прозаичностью, избеганием всего необычного. Они следуют общепринятым нормам и руководствуются объективной реальностью. Их характеризует честность, добросовестность, беспокойность, твердость. Им свойственнынекоторая ограниченность, излишняя внимательность к мелочам, способность не терять головы в критических ситуациях. Фактор N показываету 20,25% школьников хитрость, искушенность, расчетливость, разумность, изысканность, умение вести себя в обществе, эмоциональнуювыдержанность, искусственность. Эстетическая изощренность, проницательность по отношению к окружающим, добросовестное отношение к общественным обязанностям и к реакциям общества. Им свойственнычестолюбие,осторожность, интеллектуальный, несентиментальный подход к ситуации, склонность к цинизму, гибкость точки зрения. По фактору О было определено, что 26,73% учеников уверены в себе, спокойны, невозмутимы. Им присущибеспечность, самоуверенность, самонадеянность, безмятежность, благодушность, веселость, жизнерадостность. Зрелая уверенность в себе и в своих способностях иметь дело с реальностью вплоть до того, чтоонимогут и не замечать, что группа идет не с ними, и, таким образом, вызывают антипатию и недоверие. Нечувствительность к одобрению и порицанию окружающих, энергичность, небоязливость, бездумность. Фактор Q1 показывает, что 21,87% испытуемыхтерпимы к повседневным, традиционным трудностям, подозрительны к новым людям, ~ 5~АRT 14105УДК 159.923.2:159.922.8могут с сомнением относиться к новым идеям, склонны к морализации и нравоучениям. Экспериментаторы, аналитики, свободомыслящие, хорошо информированы. Могут демонстрировать нарушение привычек и традиций, склонны к лидерству, мало доверяют авторитетам. Фактор Q2 отражает 38,88% испытуемых с групповой независимостью. Они предпочитают идти своим путем, принимают решения и действуют по своему усмотрению. Обычно игнорируют общественное мнение. Могут господствовать в отношениях с другими людьми. Не нуждаются в поддержке, самостоятельные, находчивые. По фактору Q3 можно отметить, что 14,58% старшеклассников имеют высокую социальную интеграцию. Это выражается в высоком самоуважении и заботе об общественной репутации, а иногда в упрямстве. Им свойственнывысокий контроль над своими эмоциональными проявлениями и поведением вообще, внимательность к соблюдению общественных норм, внимательность к людям и заботливость. Эффективные лидеры,могут подчинить себе, действуют в соответствии с общепринятыми правилами, проявляют упорство, настойчивость, предусмотрительность, сознательность. Фактор Q4 отражает у 13,77% школьников спокойствие, расслабленность, сдержанность, удовлетворенность, вялость. Эти черты иногда могут приводить к лени и низкой эффективности в работе. Таким образом, большинство старшеклассников имеют неплохие зачатки лидерского потенциала и возможности стать лидером.Итак, на первых двух этапах исследования было изучено распределение испытуемых по уровням выраженности показателей лидерского потенциалаи личностных качеств. В результате мы выяснили, что большинство испытуемых имеют выраженные возможности быть лидером.Третий этап исследования был направлен на выявление наличия и характера взаимосвязи лидерского потенциала и личностных качеств у школьников старших классов. Для выявления существующих взаимосвязей между лидерским потенциалом и личностными качествами у старшеклассников былпроведенкорреляционный анализ между данными, полученными с помощью тестаопросника «Лидерский потенциал» Е.Жарикова, Е. Крушельницкого и факторного личностного опросникаР. Кеттелла. Так как полученные данные имеют ненормальное распределение, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена.Обратимся к описанию полученных взаимосвязей между индексами лидерского потенциала (тестопросник Е. Жарикова, Е. Крушельницкого) и показателямифакторного личностного опросника Р. Кеттелла. В результате анализа статистических данных было выявлено, что существует умеренная прямая взаимосвязь между лидерским потенциалом и доминированием (r=0,424; p≤0,01), совестливостью (r=0,417; p≤0,01), проницательностью (r=443; p≤0,01) и независимостью (r=0,473; p≤0,01). Чем выше уровень лидерского потенциала, тем более присущи эти качества старшекласснику, и наоборот, чем ниже уровень лидерского потенциала, тем более выражены конформность, корыстность, наивность. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что чем более выражены лидерские качества старшеклассника, тем более выражены властность, настойчивость, самоуверенность, напористость, упрямство, независимость мышления, тенденции к строгости, жесткости. Значительная прямаявзаимосвязь обнаруживается между лидерским потенциалом и беззаботностью (r=0,557; p≤0,01), смелостью(r=0,501; p≤0,01): чем выраженнее лидерский потенциал, тем более свойственны такие качества,как бодрость, веселость, активность, разговорчивость, откровенность, открытость, эмоциональная выразительность. Сообразительность, чувство ~ 6~АRT 14105УДК 159.923.2:159.922.8юмора, живость, импульсивность. Общительность, смелость, наглость, самоуверенность. Готовность испытывать, пробовать новое. Легкость в терпении жизненных трудностей, неприятностяхв отношениях с людьми и изнурительных эмоциональныхситуаций. Возможны невнимательность к деталям, игнорирование сигналов опасности. Напористость, инициативность.Предприимчивость, авантюристичность, чувствительность, отзывчивость. Эмоциональные и артистические интересы. Беззаботность, не боится опасности.Сильная прямая взаимосвязь между лидерским потенциалом и самоконтролем (r=0,716; p≤0,01): чем выраженнее лидерский потенциал, тем более свойственны такие качества,каквысокая социальная интеграция, высокое самоуважение и забота об общественной репутации, иногда упрямство. Высокий контроль над своимиэмоциональными проявлениями и поведением вообще.Внимательность к соблюдению общественных норм. Внимательность к людям и заботливость. Эффективное лидерство. Проявлениеупорства,настойчивости,предусмотрительности,сознательности (рис.1).

Рис.1.Взаимосвязи между личностными качествами и лидерским потенциалом устарших школьников (прямая связь)

Умереннослабая и значительная обратнаявзаимосвязь между лидерским потенциалом и доверчивостью (алаксией) (r=–0,438; p≤0,01), гипертемией(r=–0,250; p≤0,01), консерватизмом/радикализмом (r=–0,325; p≤0,01) и нефрустрированностью(r=–0,474; p≤0,01): чем выше уровень лидерского потенциала, тем менее выражены перечисленные факторы, и наоборот, чем ниже уровень лидерского потенциала, тем более выражены гипотемия и фрустрированность. Таким образом, можно сделать вывод о том, что лидеру не присущиспокойствие, невозмутимость, беспечность,нечувствительность к одобрению и порицанию окружающих, бездумность, спокойствие, расслабленность, сдержанность, вялость,внутренняярасслабленность, несогласованность с поставленными условиями, чувство собственной незначительности, покладистость. Истинному лидеру присущиустановившиеся взгляды и идеи, терпимость к повседневным трудностям. Принимает только испытанное временем и опытом, экспериментатор, аналитик. Хорошо информирован.Больше ориентирован на эксперименты с решением проблемы (см. рис.2)~ 7~АRT 14105УДК 159.923.2:159.922.8

Рис.2.Взаимосвязи между личностными качествами и лидерским потенциалом устарших школьников (обратная связь)

Слабая прямая взаимосвязь была выявлена между лидерским потенциалом и мягкосердечностью (премсией) (r=0,179; p≤0,05): чем выше уровень лидерского потенциала ученика, тем выше склонность субъекта к сочувствующейэмоциональнойсензитивности,мягкости,мечтательности, артистичности, утонченности, изощренности.Иногда нуждается во внимании и помощи. Не любит грубых людей и грубых занятий, добрый, мягкий, терпимый к себе и окружающим.Таким образом, можно сделать вывод о том, что способность человека быть активным, волевым, целеустремленным, настойчивым, самокритичным и требовательным к себе, быть лидером во многом зависит от развитости доминирования, совестливости, смелости, проницательности, независимости, независимости и самоконтроля. Четвертый этап исследования был направлен на оценку различий экспериментальных данных по лидерскому потенциалу и личностным качествам, полученных в двух разных условиях на одной и той же выборке испытуемых. Занятия разработанной нами программы тренинга по развитиюличностных качеств у лидеров в учебной группебыло проведено со старшеклассниками в экспериментальной группе с высоким и низким уровнями лидерского потенциала раздельно. Для выявления направленности и эффективности изменений показателей лидерского потенциала и личностных качеств респондентов в какомто одном направлении нами был применен парный Ткритерий Вилкоксона. Анализ полученных данных по лидерскому потенциалу и личностным качествам свидетельствует о том, чтоблагодаря развитию личностных качеств связанных с лидерством, число учеников с низким уровнем лидерского потенциала к концу проведения тренинга сократилось с 20 до 14 чел. (Тэмп.=11; p≤ 0,01), следовательно, можно утверждать, что зафиксированные в эксперименте изменения неслучайны и значимы на 1%номуровне. Таким образом, применение тренинговых упражнений способствует повышению уровня лидерского потенциала. Для доказательства эффективности экспериментального исследования нами была выявлена статистически значимая тенденция в смещении (сдвиге) показателейсформированности личностных качеств старшеклассников в начале и в конце экспериментас помощью парного Ткритерия Вилкоксона. В экспериментальных группах ~ 8~АRT 14105УДК 159.923.2:159.922.8старшеклассников с высоким уровнем лидерского потенциала произошли значимые изменения по следующим качествам личности: E(доминирование), Тэмп=10,5 (p≤0,01), G(совестливость), Тэмп=14 (p≤0,01), N(проницательность), Тэмп=9,5 (p≤0,01), O(спокойствие), Тэмп=10 (p≤0,01), Q1 (радикализм), Тэмп=13 (p≤0,01), Q3 (самоконтроль), Тэмп=12 (p≤0,01),Q4 (низкая напряженность базальных потребностей), Тэмп=13 (p≤0,01). Оставшиеся качества личности не изменили своего показателя или остались неизменными. В экспериментальных группах старшеклассников с низким уровнем лидерского потенциала произошли значимые изменения по следующим качествам личности: E(доминирование),(Тэмп=6; p≤0,01), F(беззаботность),Тэмп=35 (p≤0,01), G(совестливость), Тэмп=15,5 (p≤0,01), L(доверчивость), Тэмп=13,5 (p≤0,01), M(практичность), Тэмп=13,5 (p≤0,01), N(проницательность), Тэмп=9 (p≤0,01), O(спокойствие), Тэмп=37,5 (p≤0,01), Q4 (низкая напряженность базальных потребностей), Тэмп=11 (p≤0,01). Оставшиеся качества личности не изменили своего показателя или остались неизменными.Также число старшеклассников с высоким уровнем лидерского потенциала повысилось, так какпроизошли существенные сдвиги в сторону его повышения за счет воздействия тренинга, целью которого является развитие лидерских качеств организационных лидеров учебных групп и повышение их лидерского статуса в группе. После формирующего экспериментаколичество старшеклассников с низким уровнем лидерского потенциала уменьшилось, а количество старшеклассников со средним и высоким уровнями лидерского потенциала увеличилось. Из приведенных данныхвидна положительная динамика в процессе развития лидерских качеств, а вследствие этого и лидерского потенциала у учеников старших классов. Полученные данные позволяют утверждать, что у старшеклассников с выраженным уровнем лидерского потенциала преобладают волевые качества, они способны преодолевать препятствия на пути к цели, настойчивы, умеют разумно рисковать, инициативны и предпочитают работать без мелочной опеки, независимы, хорошо приспосабливаются к новым условиям и требованиям, требовательны к себеи другим, критичны, стрессоустойчивы, решительны, не теряют самообладания и работоспособности в экстремальных ситуациях. Старшеклассника с выраженными лидерскими качествами отличает неравнодушное, всестороннее познание окружающей действительности, что,в свою очередь,позволяет быть впереди других.Следовательно, можно предположить, что в результате воздействия всей совокупности принципов иусловий, созданных на тренинге развития лидерских качеств, произойдет ряд позитивных изменений всего внутреннего психологического потенциала старшеклассников. Таким образом, лидерство как социальное явление сопровождает человечество на протяжении всего его существования. Везде, где собирается группа, состоящая более чем из двух человек, может возникнуть ситуация лидирования одного и следования за ним других. Лидер оказывает значительное влияние на процессы самоорганизации группы, формирование групповых норм и ценностей, на поведение последователей. В связи с этим лидеры и сам феномен лидерства традиционно привлекают внимание исследователей. В результате экспериментального исследования проблемы взаимосвязи лидерского потенциала и личностных качеств у старшеклассников можно сделать следующий вывод. Существует взаимосвязь между лидерским потенциалом и личностными качествами у учеников старших классов: чем выше уровень лидерского потенциала у старшеклассников, тем выше выраженность доминирования, совестливости, смелости, доверчивости, проницательности, независимости и самоконтроля.

~ 9~АRT 14105УДК 159.923.2:159.922.8Ссылки на источники1.АдаирДж. Психология лидерства. –М.: Издво «Феникс»,1987. –135 с.2.Рукавишникова А. А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Р. Кеттелла –95:руководство по использованию. –СПб., 1995. –92 с.3.Математическая статистика для психологов: учеб./ под ред. О.Ю. Ермолаева. –2е изд., испр.–М.: Флинта, 2003. –336 с.

Svetlana Kasimova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of Applied Psychology, Vyatka State University of Humanitiesentrance@vshu.kirov.ruRoman Soloviev,Master Student at the psychology department, Vyatka State University of Humanities, Kirovrmka@list.ruLeadership potential development of high school studentsAbstract. The authors discusses the features of the development of leadership potential of high school students and the features of interrelation between leadership potential and personal qualities of high school students. The authors describes the experience of training work for the development of personal qualities and leadership potential and determine its effectiveness.Key words: leader, leadership potential, personal qualities of a leader, development of personal qualities.

References1.Adair,Dzh. (1987) Psihologija liderstva, Izdvo «Feniks»,Moscow, 135 р.(in Russiаn).2.Rukavishnikova,A.A., Sokolova,M.V. (1995) Faktornyj lichnostnyj oprosnik R. Kettella–95: rukovodstvo po ispol'zovaniju,St. Petersburg,92 р.(in Russiаn).3.Ermolaev,O.Ju. (ed.)(2003) Matematicheskaja statistika dlja psihologov: ucheb., 2e izd., ispr., Flinta, Moscow, 336 s. (in Russiаn).

Рекомендованокпубликации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»