Педагогический проект «Экспедиция учащихся в рамках геоботанической научной школы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Митрошенкова А. Е. Педагогический проект «Экспедиция учащихся в рамках геоботанической научной школы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 5 (май). – С. 106–110. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14130.htm.
Аннотация. Статья посвящена организации и проведению полевых научных исследований со школьниками среднего и старшего возраста в форме эколого-биологической краеведческой экспедиции. Автор предлагает разработанный педагогический проект «Экспедиция учащихся в рамках геоботанической научной школы Поволжской государственной социально-гуманитарной академии».
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Митрошенкова Анна Евгеньевна,кандидат биологических наук, доцент кафедры ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социальногуманитарная академия», г.Самараmds_mitri4@mail.ru

Педагогический проект «Экспедиция учащихся в рамках геоботанической научной школы Поволжской государственной социальногуманитарной академии»

Аннотация.Статья посвящена организации и проведению полевых научных исследований со школьниками среднего и старшего возраста в форме экологобиологической краеведческой экспедиции. Автор предлагает разработанный педагогический проект «Экспедиция учащихся в рамках геоботанической научной школы Поволжской государственной социальногуманитарной академии».Ключевые слова: полевые научные исследования со школьниками,педагогический проект.Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Педагогический проект «Экспедиция учащихся в рамках геоботанической научной школы Поволжской государственной социальногуманитарной академии(далее‬ПГСГА)» представляет собой исследовательский типпроектов. В его рамках предложеныорганизация и проведение полевых научных исследований со школьниками среднего и старшего возраста в форме экологобиологической краеведческой экспедиции. Проект рассчитан на два года и может быть продолжением образовательной программы детского научноисследовательского объединения «Экологобиологическое краеведение», которая реализуется с 2007 г. в муниципальномбюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей центре детского творчества «Спектр» городского округа Самара.Работа состоит из обоснования необходимости проекта,цели и задач,основного содержания проекта,ресурсов,партнеров,целевой аудитории,плана реализации проекта,ожидаемых результатов,социального эффекта иперспектив дальнейшего развития проекта.Обоснование необходимости проектаМониторинг особо охраняемых природных территорий (далее ‬ООПТ) ‬одноиз направлений деятельности геоботанической научной школы, которая существует на кафедре ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования Поволжской государственной социальногуманитарной академии[1, 2]. Она является единственной в своём роде во всём Самарском регионе.Основы геоботанической научной школы были заложены профессором В.Ф.Пастернацкой в 1934 г. В разныегоды школу возглавляли известные учёные И.С.Сидорук, В.Е.Тимофеев, В.И.Матвеев, А.А.Устинова.Члены геоботанической школы ежегодно принимают участие в научных экспедициях по изучению флоры и растительности Самарской области. Организуют научнопрактические конференции и форумы разного уровняи участвуют в них. Сотрудничают с ведущими научными учреждениями Российской академии наук[3].За годы существования геоботанической школы опубликованы десятки книг, учебных пособий, сборников научных трудов и монографий, сотни статей и тезисов докладов, в том числе и краеведческой тематики.Среди основных публикаций можно отметить такие как «Природа Куйбышевской области»[4], «Зелёная книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области»[5], «Сосудистые растения Самарской области»[6], «Флора Самарской области»[7]и другие.В планах геоботанической научной школы выделены некоторые приоритетные направления. Среди них ‬экспедиционные мониторинговые исследования бассейна Средней Волги и расширение участия студентов и школьников в научных исследованиях, в том числе экспедиционных, по направлению научной школы[8].В связи с этим разработанный педагогический проект является актуальным и своевременным.Цель и задачи проектаЦель педагогического проекта ‬осуществитьшкольные экспедиционные исследования ООПТ в окрестностях п. Серноводска(Сергиевский район, Самарская область). Перед работой были поставлены следующие задачи:1.Сделать рекогносцировочное обследование и познакомить учащихся с ценными природными объектами окрестностей п. Серноводска.2.Провести флористическое изучение данных природных территорий.3.Выявить редкие и охраняемые виды растений.4.Провести геоботаническое изучение природнотерриториальных комплексов.5.Определить с учащимися современное состояние природных объектов окрестностей п. Серноводска на основе видового и фитоценотического разнообразия.Основное содержание проектаВ подготовительный период школьники работают сбиблиографическими, информационными,литературными и картографическими материалами, осваивают методику изучения флоры, растительности и приёмы работы с полевым оборудованием.В самом начале подготовки для учащихся проводится инструктаж по соблюдению техники безопасности в полевых условияхс последующей их подписью в соответствующем журнале. Необходимы также медицинские справки о состоянии здоровья и письменное согласиеродителей, дети которых отправляются в экспедицию.Затем раздаётся «Памятка участника экспедиции». В ней подробно расписано,какую одежду, обувь и индивидуальные принадлежности брать с собой в поездку. Далее, каждому школьникувыдаются листовки с распечатанными планами мероприятий на каждый день. Например:

День №27.00 ‬подъём;7.00‬7.30 ‬утренний туалет;7.30‬8.00 ‬завтрак;8.30‬9.00 ‬выход на объект исследования;9.00‬11.00 ‬проведение научноисследовательских работ на природном объекте;11.00‬11.30 ‬перекус;11.30‬13.30 ‬продолжение изучения природного объекта;13.30‬14.00 ‬возвращение на место проживания в школу;14.30‬15.00 ‬обед;15.00‬16.00 ‬послеобеденный отдых;16.00‬18.30 ‬обработка полевого материала;18.30‬19.00 ‬ужин;19.00‬20.30 ‬продолжение обработки полевого материала;20.30‬21.30 ‬отдых;21.30‬22.00 ‬вечерний туалет;22.00 ‬отбойПосёлок Серноводск Сергиевского района Самарской области находится в 126км от областного центра ‬Самарыпо федеральной трассе М5. Если участникам экспедиции не предоставят школьный автобус, то добраться до поселкаможно на рейсовом автотранспорте.От центрального автовокзала Самары в Серноводск отправляются ежедневно два рейса. Проживать во время экспедиции можно вСерноводской средней школепо предварительной договорённости с директоромшколы.Послеприбытия на место и размещенияпроводят повторный инструктаж по технике безопасности, назначается дежурныйи начальник экспедиции озвучивает план мероприятий на каждый день.Географически Серноводск расположен в лесостепной части Самарского Высокого Заволжья, в бассейне среднего течения р.Сока (левый приток Волги) на югозападном склоне Серноводской возвышенности второй надпойменной террасы р.Сургут[9].В книге«Памятники природы Куйбышевской области»[10]в Сергиевском районе имеются девятьпамятников и одинландшафтный заказник. Все они также описаны и в «”Зелёной книге”Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области».В окрестностях Серноводска расположены такие памятники природы,как Серноводская пещера (см. рисунок, I), Серноводский шихан (см. рисунок,II), Нефтяной овраг и ключ Студёный. В самом посёлке находится санаторий «Сергиевские Минеральные Воды», который одновременно является и ландшафтным заказником республиканского значения. На его территории подлежат охране Серное озеро (см. рисунок,III), Верхний и Нижний парки (см. рисунок,IV), болото (см. рисунок,V), лес (см.рисунок,VI), Серноводское карстовое поле (см. рисунок,VII) и другие земли. Общая площадь составляет 410 га.

Картасхема окрестностей п. Серноводск (фото с SAS.Планета)

Согласно «Физикогеографическому районированию Среднего Поволжья»[11] территория санатория входит в состав Сокского возвышенноравнинного лесостепного района с грядовоувалистым рельефом. Окружающие природные ландшафты (р.Сургут, пойменные озера, карстовые провалы и пещеры) создают неповторимый обликместности. У подножия Серноводской возвышенности располагается Серное озеро. Вода его подземных источниковхарактеризуется присутствием сульфатнокальциевых солей и сероводорода. В одном ее литре содержится 85 мг общего сероводорода, в том числе свободного‬55 мг, и 160 мг углекислоты[12]. Такие условия предопределяют отсутствие водной растительности и наличие бедной микрофлоры, которая, отмирая и смешиваясь с минеральными веществами, образует лечебную грязь. Для оттока избытка воды из озера был вырыт канал, соединяющийся с р.Сургут, позднее получивший название р.Молочка. С течением времени дно Молочки заилилось, русло реки стало шире и началось интенсивное подтопление и заболачивание прилегающих территорий. На луговых участках между Серным озером и р.Сургут отмечено появление таких галофитов, как подорожник Корнута, кермекГмелина, триостренник морской, ситник Жерарда, лапчатка гусиная, клевер земляничный и др.Помимо природных экосистем, на базе которых создали уникальный бальнеологический комплекс,в 1832 г. были заложены Верхний и Нижний парки. Основными древесными породами первого из них являлись дуб обыкновенный, липа мелколистная, клён платановидный, тополь чёрный, тополь серебристый и осина. Позднее были высажены ель обыкновенная, лиственница европейская и различные кустарники. Второй парк образован насаждениями берёзы повислой, ольхи клейкой и различными видами тополей. Нижний парк расположился в непосредственной близости к Серному озеру, по его территории проведены радиальные аллеи с осушительными канавами[13].В настоящее время, в связи с отсутствием должного ухода,Верхний парк практически потерял привлекательность и приобрел дикий вид. Старых деревьев становится всё меньше и меньше, естественное возобновление наблюдается слабо, породный состав сменяется клёном американским, вязом гладким и вязом мелколистным. За последние десятилетия в Нижнем парке произошло естественное выполаживание осушительных канав и заболачивание территории. Эти условия, а также повышенное содержание солей и сероводорода в грунтовых водах вызывают гибель берёзы и тополей. В травянистом покрове отмечено увеличение числа видов растенийгигрофитов. Культурные фитоценозы парка сменяются сообществами заболоченного пойменного леса. Проведение работ по очистке дна Серного озера и реконструкции скважин привело к нарушению сложившегося комплекса цианобактерий и пурпурных серных бактерий. В парке разрушена кумысная беседка и лестница, ведущая к озеру.Серноводский шихан ‬комплексный памятник природы, уникальный в геологическом, ботаническом и зоологическом отношении[14]. Он представляет собой обособленную возвышенность площадью 30 га. Высота его над уровнемморя 200‬250 м. Этот геологический останец сложен мергелями, глауконитовыми песчаниками и плотными глинами татарского яруса пермской системы. Волнистая поверхность шихана крутыми уступами наклонена к долинам рек Сургута и Шунгута. Этоэрозионная терраса, выработанная волнами Акчагыльского моря в позднем неогене. Отражая в своем рельефе типичный ландшафт Высокого Заволжья, шихан имеет неповторимый флористический состав. Здесь зарегистрировано около 400видов растений, 32 из которых относятся к числу редких и охраняемых[15, 16, 17]. Растительность шихана представлена рядом фитоценозов. В основном распространены типчаковоковыльная, полынковотипчаковая, разнотравнокострецовоковыльная и полынковотипчаковоковыльная (с участием степных кустарников) ассоциации, участки каменистых степей (грудницевоковыльная, чабрецовоковыльная и др.), в понижениях северовосточного склона луговая степь образованакострецоворазнотравной ассоциацией.Памятник природы «Студёный ключ» находится в 10 км западнее Серноводска. Два мощных источника, выбивающиесяиз толщи пермских известняков,образуют небольшой пруд. Площадь охранной зоны 100 м2. Вода в пруду пресная, холодная. Глубина водоёма 1,5‬2 м. Дно топкое, илистое. Его поверхность обрамляют заросли тростника обыкновенного, рогоза широколистного, посконникаконоплёволистного, полыни высокой и других. Ключ Студёный ‬мощный источник пресной воды, он питает водой окрестные колодцы и пруды расположенного неподалёку рыбопитомника. Охраняемая территория памятника природы в настоящее время сильно страдает от прогона скота на водопой. Растительные группировки по берегу водоёма разрежены и уже не образуют зарослей. Пруд нуждается в чистке, так как вода в нём зацветает к концу лета. Раньше такого явления не наблюдалось.Памятник природы «Нефтяной овраг» расположен в 3 км югозападнее Серноводска и врезается в отрог БугульминоБелебеевской возвышенности, устьем выходя в долину р.Шунгут. Он имеет богатую историю. Когдато в устье балки было озеро, заполненное нефтью. Сейчас на его месте осталась лишь заросшая осокой низина. Из источника бьёт не нефть, а серная вода. Югозападный склон покрытразнотравнотипчаковоковыльной степью. Здесь встречаются такие редкие для нашей области виды растений, каккакшаровница крапчатая, тонконог жестколистный, астрагал волжский, пырей плевеловидный, тюльпан Биберштейна, рябчик русский, истод сибирский, клаусия солнцелюбивая и др. Группировки деревьев представлены дубом обыкновенным, липой мелколистной, осиной, берёзой повислой и клёном платановидным. В настоящее время в овраге наблюдается усыхание дуба, процент его возобновления довольно низок, дуб поражён мучнистой росой, а подрост здесь представлен в основном клёном.Серноводская пещера расположена на участке карстового массива в 1 км восточнее санатория «Сергиевские Минеральные Воды» в верховье Извесошного оврага. История изучения карстовой пещеры приближается уже к 100летнему юбилею. Однако современное состояние Серноводской пещеры вызывает тревогу. Карстовый участок, где находится пещера, подвержен сильному антропогенному воздействию. Здесь работает нефтедобывающая качалка, провалы вокруг которой превращены в отстойники нефтяных отходов. Растительный покров склонов воронок сильно страдает от чрезмерного выпаса скота, изза этого уменьшается процент задернения почвы,и, как следствие, возрастает частота обвалов и оползней почти во всех карстовых структурах данного массива. Провальная карстовая воронка, со дна которой начинается вход в пещеру, ещё три года назад была покрыта пышной растительностью с обилием живокости клиновидной, пузырника ломкого, маршанции многообразной. В настоящее время воронка заполнена мусором. Проникнуть внутрь всё же можно, но, достигнув первого небольшого зала, придётся возвращаться обратно, так как отходящая система ходов завалена глыбами материнских пород. Продолжать осмотр без разбора завалов просто невозможно[18, 19, 20, 21].Мы считаем, что давно назрела необходимость принятиясрочных мер по организации экологического мониторинга и определению допустимых антропогенных нагрузок для сохранения уникального генофонда интереснейших ООПТ окрестностей Серноводска Самарского края.Одним из таких этапов может стать педагогический проект «Экспедиция учащихся в рамках геоботанической научной школы ПГСГА».РесурсыДля реализации педагогического проекта необходимы следующие ресурсы:временные (проект связан с весеннелетним полевым сезоном);информационные (интернетресурсы, картасхема района исследования, краеведческая литература);интеллектуальные (экспертные);человеческие (кадровые);организационные («административный» ресурс);материальнотехнические (GPSнавигаторы, полевое геоботаническое оборудование);финансовые (обеспечение транспортом, питанием, проживанием, дорожные расходы).Партнёры1.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей ЦДТ «Спектр» городского округа Самара.Адрес:443122, г. Самара,Шоссе Московское, 306; cdtspektr@mail.ru; тел.: (846) 9526636.2.Центр дополнительного образования детей «Искра» городского округа Самара.Адрес:443084, г. Самара, ул. Нововокзальная, 203 «а»; cdod.samara@mail.ru; тел.: (846) 9533828, (846) 9535294, факс (846) 9533070.3.Кафедра ботаники, общей биологии, экологии и биоэкологического образования естественногеографического факультета Поволжской государственной социальногуманитарной академии.Адрес:443090, г. Самара, ул. АнтоноваОвсеенко, 26; http://biosamara.ru; тел.:(846) 2240759.4.Муниципальное общеобразовательное учреждение Серноводская средняя общеобразовательная школа «Образовательный центр» муниципального района Сергиевский Самарской области.Адрес:446533, Самарская область, Сергиевский район, пос. Серноводск, ул. Калинина, 15; smvschool@samtel.ru; sernovodsk_sch@samara.edu.ru; тел.: (84655) 31174, 31400,факс (84655) 31400.Целевая аудиторияПринципом отбора участников проекта является индивидуальный подход и проявленный интерес к исследованиям подобного рода.Основу целевой группы, на которую рассчитан проект, составляют учащиеся в возрасте 13‬16 лет.Предполагаемое количество участников проекта ‬5 школьников и 2 научных руководителя (один из которых ‬начальник экспедиции).План реализации проектаПлан реализации проекта включает в себя пять основных этапов: организационный, методический, экспериментальный, аналитический и внедрениерезультатов (табл.1). Общая характеристика основных этапов педагогического проекта представлена в табл.2.



Таблица 1Планграфик подготовки реализации проекта

№Наименование этапаСроки реализации проектаДаты (по месяцам)Ответственные1Организационный2013IX, X, XIНачальник экспедиции2Методический2013‬2014XII, I, II, III, IV, VНаучные руководители3Экспериментальный2014VI,VIIНачальник экспедиции4Аналитический2014VIII,IXНаучные руководители5Внедрениерезультатов2014X,XI, XIIНаучные руководители

Таблица 2Характеристика этапов проекта

№Наименование этапаНаименование выполняемых работОписание выполняемых работПеречень разрабатываемых документов/результатов выполняемых работ1ОрганизационныйПереговоры с партнёрамиЗаключение соглашений на выполнение научноисследовательской работы со школьникамиСоглашения о партнёрстве, разрешения от родителей, медицинские справки о состоянии здоровья2МетодическийСбор литературных данных о территории исследования. Освоение методик изучения флоры и растительностиРабота с литературными источниками в библиотеках и с интернетисточникамиСоставление обзоров информации3ЭкспериментальныйЭкспедиционные исследованияЭкспедиционные исследования ООПТокрестностей п. Серноводска(Сергиевский район, Самарская область)1. Коллекции гербарных образцов растений.2. Геоботанические описания4АналитическийОбработка экспериментальных материалов экспедиционных исследований1. Определение гербарных образцов растений.2. Обработка геоботанических описаний1. Коллекция гербарных образцов растений.2. Подготовка геоботанического материала для классификации растительности5ВнедрениерезультатовПодготовка учащимися научноисследовательских и творческих работ и выступления с ними на конференциях и олимпиадах различного уровняНаписаниенаучноисследовательских и творческих работ1. Научноисследовательские работы.2. Творческие работы.3. Публикации школьников

Ожидаемые результаты и социальный эффектПри реализации педагогического проекта «Экспедиция учащихся в рамках геоботанической научной школы ПГСГА» могут быть получены следующие результаты:знание местной флоры и умение определять в ней редкие и охраняемые виды растений;знание орастительном покрове территории исследования;умение определять современное состояние особо охраняемых природных территорий;умение определять влияние природных и антропогенных факторов на флору и растительность;участие участников экспедиции в конкурсныхиспытаниях районного, городского и областного масштаба: олимпиадах, конференциях, чтениях с докладами об итогах собственных научных исследований;возможные публикации школьниками результатов своих научных исследований;раскрытие творческого потенциала каждого участника экспедиции;допрофессиональная подготовка учащихся;влияние экспедиционных исследований на выбор их будущей профессии;целостное и ценностное восприятие природы;комплексное восприятие школьниками экологии, биологии и краеведения.Перспективы дальнейшего развития проектаПерспективами развития проекта являются:возможность дальнейшего продолжения проекта;расширение территории района исследования (или реализация проекта в другом административном районе области);расширение контингента участников и организаторов;возможность развития содержания (исследования ООПТ окрестностей других населённых пунктов, изучение редких и охраняемых видов растений, экологобиологическая характеристика флоры различных территорий, экологофитоценотическая характеристика растительных сообществ и т.д.).Для продолжения дальнейшего развития педагогического проекта «Экспедиция учащихся в рамках геоботанической научной школы ПГСГА» необходимы ресурсы, указанные выше.

Ссылки на источники1.УстиноваА.А., МатвеевВ.И., ИльинаН.С., СоловьёваВ.В., МитрошенковаА.Е., РодионоваГ.Н., ШишоваТ.К., ИльинаВ.Н. Охраняемые природные территории Самарской области: выделение, мониторинг, растительный покров //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. ‬Т.13. ‬№1‬6. ‬С.1523‬1528.2.ИльинаВ.Н., МитрошенковаА.Е., УстиноваА.А.Организация и мониторинг особо охраняемых природных территорий в Самарской области//Самарский научный вестник: научн.журн. ‬Самара: Издво ПГСГА, 2013. ‬№3(4). ‬С.41‬44.3.Официальный сайт Поволжской государственной социальногуманитарной академии. ‬URL:http://www.pgsga.ru/research/conference/details/geobotany.php[Дата обращения 25.03.2014].4.Природа Куйбышевской области. ‬Куйбышев: Кн. издво, 1990. ‬464с.5.«Зелёная книга» Поволжья: Охраняемые природные территории Самарской области / сост. А.С.Захаров, М.С. Горелов.

‬Самара: Кн. издво, 1995. ‬352с. 6.Сосудистые растения Самарской области / под ред. А.А. Устиновой

и Н.С. Ильиной.

‬Самара: ООО «ИПК «Содружество», 2007. ‬400с.Флора Самарской области: учеб.пособие / под ред. А.А.Устиновой и Н.С.Ильиной. ‬Самара: Издво СГПУ, 2007. ‬321с.8.УстиноваА.А., МитрошенковаА.Е., ИльинаВ.Н. Вопросы ботанического образования в педагогическом вузе //Сибирский педагогический журнал. ‬Новосибирск, 2013. ‬№4. ‬С.169‬172.9.ЗахаровА.С. Рельеф Куйбышевской области.‬Куйбышев: Кн. издво, 1971. ‬85с.10.Памятники природы Куйбышевской области / сост.В.И.Матвеев и М.С.Горелов. ‬Куйбышев: Кн. издво, 1986. ‬157с.11.Физикогеографическое районирование Среднего Поволжья / под ред. А.В. Ступишина.

‬Казань: Издво Казан. унта, 1964. ‬194с.12.Курорт Сергиевские Минеральные Воды /сост. С.А.Арджеванишвили, Е.К.Баталова, И.П.Репина. Изд.8е, испр. ‬Куйбышев: Кн. издво, 1982. ‬72с.13.Там же.14.МитрошенковаА.Е., ЛысенкоТ.М. Растительный покров Серноводского шихана //Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии‬2003. ‬№13. ‬С.294‬310.15.СимоноваН.И., СоловьёваВ.В., СаксоновС.В., МитрошенковаА.Е. Редкие мохообразные Самарской области //Известия Самарского научного центра Российской академии наук.‬2008. ‬Т.10.‬№5/1. ‬С.85‬94.16.ЛысенкоТ.М., МитрошенковаА.Е. Новые местонахождения редких для Самарской области видов растений //Бюллетень Московского общества испытателей природы. Отдел биологический. 2005. ‬Т.110.‬№3. ‬С.83.17.ИльинаВ.Н., ИльинаН.С., МитрошенковаА.Е., УстиноваА.А. Ко второму изданию Красной книги //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. ‬2012. ‬Т.14.‬№1(7). ‬С.1742‬1744.18.МитрошенковаА.Е. Влияние природных и антропогенных факторов на формирование растительного покрова карстовых форм рельефа Самарского Заволжья: дис. … канд. биол. наук. ‬Самара, 1999. ‬205с.19.МитрошенковаА.Е., ЛысенкоТ.М. К синтаксономической характеристике лесных карстовых воронок Самарского Высокого Заволжья //Вестник Самарского государственного университета. ‬Самара: Издво «Самарский университет», 2002. ‬С.166‬182.20.МитрошенковаА.Е., ЛысенкоТ.М. Синтаксономическая характеристика растительных сообществ конусообразных карстовых форм рельефа в Самарской области //Фиторазнообразие Восточной Европы. ‬2007. ‬№4. ‬С.26‬52.21.МитрошенковаА.Е., ЛысенкоТ.М. Новые данные о растительном покрове карстовых форм рельефа Самарской области //Известия Самарского научного центра Российской академии наук. ‬2009. ‬Т.11.‬№1(4). ‬С.638‬642.

AnnaMitroshenkova,

Candidateof Biological Sciences, Associate Professor at the chair of Botany, general biology, ecology, biologicaland ecological education,Samara State Academy of Social Sciences and Humanities, Samaramds_mitri4@mail.ruPedagogical project “Student Expedition within geological and botanical scientific schools in Samara State Academy of Social Sciences and Humanities”Abstract. The article is devoted to the organization and carrying the field scientific researches with middle and older age students in the form of ecological and biological local lore expedition. The authordeveloped the pedagogical project «Student Expedition within geological and botanical scientific schools in Samara State Academy of Social Sciences and Humanities».Keywords: field scientific researches with students, educational project.References1.Ustinova, A.A., Matveev, V.I., Il'ina, N.S., Solov'jova, V.V., Mitroshenkova, A.E., Rodionova, G.N., Shishova, T.K., Il'ina, V.N. (2011) “Ohranjaemye prirodnye territorii Samarskoj oblasti: vydelenie, monitoring, rastitel'nyj pokrov”, Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk,vol. 13, № 1‬6, рр. 1523‬1528(in Russiаn).2.Il'ina, V.N., Mitroshenkova, A.E., Ustinova, A.A. (2013) “Organizacija i monitoring osobo ohranjaemyh prirodnyh territorij v Samarskoj oblasti”, Samarskij nauchnyj vestnik: nauchn. zhurn., Izdvo PGSGA, Samara, № 3(4), pp. 41‬44(in Russiаn).Oficial'nyj sajt Povolzhskoj gosudarstvennoj social'nogumanitarnoj akademii. ‬Available at:http://www.pgsga.ru/research/conference/details/geobotany.php [Data obrashhenija 25.03.2014](in Russiаn).4.(1990) Priroda Kujbyshevskoj oblasti, Kn. izdvo, Kujbyshev, 464 p.(in Russiаn).5.Zaharov, A.S., Gorelov, M.S. (eds.) (1995) “Zeljonaja kniga” Povolzh'ja: Ohranjaemye prirodnye territorii Samarskoj oblasti,Kn. izdvo, Samara, 352 p.(in Russiаn).6.Ustinova, A.A., Il'ina, N.S. (eds.) (2007) Sosudistye rastenija Samarskoj oblasti, OOO IPK «Sodruzhestvo», Samara,400p.(in Russiаn).7.Ustinova, A.A., Il'ina, N.S. (eds.) (2007) Flora Samarskoj oblasti: ucheb. posobie, Izdvo SGPU, Samara, 321 p.(in Russiаn).8.Ustinova, A.A., Mitroshenkova, A.E., Il'ina, V.N. (2013) “Voprosy botanicheskogo obrazovanija v pedagogicheskom vuze”, Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, Novosibirsk, № 4, рр. 169‬172(in Russiаn).9.Zaharov, A.S. (1971) Rel'ef Kujbyshevskoj oblasti, Kn. izdvo, Kujbyshev, 85 р.(in Russiаn).10.Matveev, V.I., Gorelov, M.S. (eds.) (1986) Pamjatniki prirody Kujbyshevskoj oblasti,Kn. izdvo, Kujbyshev, 157 р.(in Russiаn).11.Stupishin, A.V. (ed.)(1964) Fizikogeograficheskoe rajonirovanie Srednego Povolzh'ja,Kazan': Izdvo Kazan. unta, 194р.(in Russiаn).12.Ardzhevanishvili, S.A., Batalova, E.K.,Repina,I.P. (eds.)(1982) Kurort Sergievskie Mineral'nye Vody, izd. 8e, ispr.,Kn. izdvo, Kujbyshev,72р.(in Russiаn).13.Ibid.14.Mitroshenkova, A.E., Lysenko, T.M. (2003) “Rastitel'nyj pokrov Sernovodskogo shihana”, Samarskaja Luka: problemy regional'noj i global'noj jekologii, № 13, pp. 294‬310(in Russiаn).15.Simonova, N.I., Solov'jova, V.V., Saksonov, S.V., Mitroshenkova, A.E. (2008) “Redkie mohoobraznye Samarskoj oblasti”, Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, vol. 10, № 5/1, pp. 85‬94(in Russiаn).16.Lysenko, T.M., Mitroshenkova, A.E. (2005) “Novye mestonahozhdenija redkih dlja Samarskoj oblasti vidov rastenij”, Bjulleten' Moskovskogo obshhestva ispytatelej prirody. Otdel biologicheskij, vol. 110, № 3, p. 83(in Russiаn).17.Il'ina, V.N., Il'ina, N.S., Mitroshenkova, A.E., Ustinova, A.A. (2012) “Ko vtoromu izdaniju Krasnoj knigi”, Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, vol. 14, № 1(7), pp. 1742‬1744(in Russiаn).18.Mitroshenkova, A.E. (1999) Vlijanie prirodnyh i antropogennyh faktorov na formirovanie rastitel'nogo pokrova karstovyh form rel'efa Samarskogo Zavolzh'ja: dis. … kand. biol. nauk, Samara, 205 p. (in Russiаn).19.Mitroshenkova, A.E., Lysenko, T.M. (2002) “K sintaksonomicheskoj harakteristike lesnyh karstovyh voronok Samarskogo Vysokogo Zavolzh'ja”, Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta, Izdvo “Samarskij universitet”, Samara, pp. 166‬182 (in Russiаn).20.Mitroshenkova, A.E., Lysenko, T.M. (2007) “Sintaksonomicheskaja harakteristika rastitel'nyh soobshhestv konusoobraznyh karstovyh form rel'efa v Samarskoj oblasti”, Fitoraznoobrazie Vostochnoj Evropy, № 4, pp. 26‬52 (in Russiаn).21.Mitroshenkova, A.E., Lysenko, T.M. (2009) “Novye dannye o rastitel'nom pokrove karstovyh form rel'efa Samarskojoblasti “, Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk, vol. 11, № 1(4), pp. 638‬642 (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»