Использование игровых технологий в учебном процессе, как способ формирования знаний младших школьников по пожарной безопасности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Купцова В. Г., Чикенева И. В. Использование игровых технологий в учебном процессе, как способ формирования знаний младших школьников по пожарной безопасности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 6 (июнь). – С. 136–140. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14164.htm.
Аннотация. Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара. При обучении основам пожарной безопасности большой интерес вызывают игровые технологии.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Чикенева Ирина Валерьевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и методики обучения безопасности жизнедеятельности Института физической культуры испорта ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. ОренбургChikene3va@yandex.ru

Купцова Валентина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и практики физического воспитания Института физической культуры и спорта ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбургkupcova_30@mail.ru

Использование игровых технологий в учебном процессекак способ формирования знаний младших школьников по пожарной безопасности

Аннотация.Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности подтверждает статистика пожаров изза шалости детей с огнем. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков осторожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара. При обучении основам пожарной безопасности большой интерес вызывают игровые технологии. Ключевые слова: игровые технологии,правила пожарной безопасности, учебный процесс, младший школьник, формирование знаний.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность.В настоящее время необходимость обучения мерам безопасного поведения в различных ситуацияхне вызывает сомнений. Все больше педагогов, воспитателей, руководителей образовательных учреждений уделяют внимание вопросам обучения детей мерам пожарной безопасности. В своей работе педагоги используют разнообразные формы и методы организации образовательной деятельности, которые позволяют раскрыть субъективный опыт ребенка, создают атмосферу заинтересованности каждого ребенка в группе. Известно, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для усвоения всего нового. Природная потребностьв познании нового, отсутствие «застывшей» системы ценностей и установок способствуют эффективному решению задач, стоящих перед учебным предметом. Ведущей деятельностью ребенка является учеба, а наиболее значимым лицом становится учитель. Ученикуважна оценка его деятельности, причем нетолько в вербальном формате, но и в знаковом: не случайно десятилетиями эффективно используются «экраны успеваемости», наклеивание звездочек на тетрадь и другие формы внешнего проявления поощрения учебных успехов. Учащийся стремится получать положительные отметки, его восприятие себя как личности, своей социальной успешности тесно связано с процессом оценивания его учебной деятельности [1;2].Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивнооборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с темдетям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Низкая эффективность подготовки младших школьников попожарной безопасности свидетельствует о необходимости разработки концепции воспитания пожарной безопасности и качественного совершенствования на этой основе воспитательной работы образовательных учреждений. Педагоги в ходе занятия поощряют стремление ребенка находить свой способ решения проблемы, анализировать ситуации, выбирать и осваивать наиболее рациональные. Создают ситуации общения, позволяющие детям проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах выполнения задания, создают обстановку для естественного самовыражения ребенка [3;4].Умладших школьников мотивация к учебе достаточно высока на «стартовом уровне», но затем очень легко может угаснуть.На начальном этапе дети берутся за изучение пожарной безопасности с большим энтузиазмом. Их привлекает во многом внешняя сторона пожарного дела, броская форма, героика профессии. Потом появляется усталость и скука, когда изучение пожарной безопасности сводится к заучиванию многочисленных запретов. Интерес к предмету падает, результаты обучения ухудшаются. Задача каждого педагога –постоянно поддерживать и повышать интерес учащихся к уроку. Использование игр в учебном процессе многократно увеличивает эффективность самого урока, создает условия для освоения нового материала. Младший школьник находится в том пограничном возрасте, когда игра уже перестала быть ведущим видом деятельности, но еще привлекает к себе. Игры становятся менее атрибутизированны (меньше используются игрушки как таковые), но возрастает разнообразие ролей и сюжетов, во многом взятыхиз расширяющегося социального опыта ребенка и его окружения. В частности, игры «в пожарных», «в спасателей», если они педагогически грамотно организованы, могут нести серьезную дидактическую и воспитательную функцию. В них можно отработать алгоритмы правильных действий по вызову пожарных, по эвакуации, изучить пожарные знаки, а также сформировать позитивный имидж пожарных и спасателей [5; 6].Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения[7].Игра особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Понять природу игры, ее поразительный воспитательный потенциал –значитпонять природу счастливого детства, понять своих питомцев. Игры помогают детям стать творческими личностями, учат творчески относиться к любому делу [8]. Игра всегда предполагает принятиерешения –как поступить, что сделать, как выиграть. Для детей играпрежде всего увлекательное занятие, где все равны. Игровая деятельность придает уверенность, радость и создает атмосферу увлеченности, что позволяет преодолеть стеснительность и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается новый материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.Если рассматривать игру как деятельность, то в ее структуру органично будут входить целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личностьреализует себя полностью как субъект.

В структуру игры как процесса входят роли, взятые на себя действующими лицами, –игровые действия как средство реализации этих ролей, замещение реальных предметов игровыми, реальные отношения между играющими; сюжет (содержание) –область действительности, условно воспроизводимая в игре.Выделяютсяследующие черты, присущие большинству игр:свободная развивающая деятельность, предпринимаемая по желанию самого человека, ради удовольствия от самого процесса деятельности,а не только от результата («процедурное удовольствие»);творческий, в значительной мере импровизационный, активный характер этой деятельности («поле творчества»);эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция («эмоциональное напряжение»);наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития.Многие исследователи игровой деятельности выделяют ее главное свойство–амбивалентность, где игра выступает, как реальное условие поведения, в котором играющий себя мысленно ставит в воображаемые условия и испытывает при этом подлинные чувства.Условность игровых отношений мобилизует и активизирует возможности личности, способствует реализации человеком своего творческого потенциала, побуждает его искать новые, еще неосвоенные способы решения игровых (жизненных) проблем, соблюдая предписываемые игровой ролью правила и нормы поведения и отношений [9; 10].Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов:подготовки учащихся, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д.Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20–25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться как повторение уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована в разных тематических уроках. Следует помнить, что при всей привлекательности и эффективности игр необходимо проявлять чувство меры, иначе они утомят учащихся и потеряют свежесть эмоционального воздействия. Обучение противопожарным правилам проводится в неразрывной связи с общим учебновоспитательным процессом, с использованием различных форм как во время уроков, так и при проведении внеклассных и внешкольных мероприятий. Прочные навыки по соблюдению требований пожарной безопасности формируются в результате длительной и систематической разъяснительной работыи выполненияпрактических действий разной по сложности[11].Игры способствуют выполнению следующих методических задач: создание психологической готовности детей к чрезвычайной ситуации, отработка навыков пожарной наблюдательности, обеспечение естественной необходимости многократного повторения ими учебного материала. Хорошим подспорьем в работе с детьми будут разработки игровых занятий, включающих физкультурные упражнения на ловкость и реакцию ребенка, а также использование игровых заданий, в том числе и компьютерных игр.Таким образом, игра нами рассматриваетсякак ситуативновариативное упражнение, где создается возможность для многократного повторения и отработки навыков поведения в опасной ситуации, максимально приближенных к реальной ситуации. Занятия на пожарную тематику должны воспитывать у учащихся чувство ответственности за сохранность общественной собственности, учить их осторожности при пользовании огнем, электрическими приборами, средствами бытовой химии. Материалы и методы.Экспериментальной базой послужила МБОУ Лицей №1п. ПервомайскогоОренбургского района, ученики 4 «А»–22 учащихся (контрольная группа), 4 «Б»–22 учащихся (экспериментальная группа), общее количество 44 человека.Непосредственная цель исследования состояла в обосновании и экспериментальной апробации педагогических условий, способствующих формированию знаний у учащихся по пожарной безопасностисиспользованиемигровых формработы.В ходе эксперимента былииспользованы игровые технологии для формирования системы специальных знаний по пожарной безопасности.Учитывая, что объем противопожарных знаний дети усвоят в течение ряда лет, можно определить комплекс задач, направленныхна достижение поставленной цели–формирование целостного представления о пожарной безопасности.Заоснову нами была использована элективная игровая программа по пожарной безопасности «О, счастливчик!».Элективная, т.е. избирательная,программа является гармоничным продолжением программы по пожарной безопасности. Программа построена в видеигр, турниров, командных соревнований, поиска решений проблемных ситуаций. Активные участники игровой программы –дети, родители, юные дружинники, педагоги, пожарный инспектор–родитель.Цель игровой программы–учить детей принимать правильные решения в экстремальных ситуациях.Программа направлена на решение следующих задач: закрепление знаний об элементарных требованиях пожарной безопасности; формирование правильныхнавыков обращения с бытовыми приборами; развитие воображения, памяти, внимания; расширение знаний об окружающей действительности и работе пожарных; воспитание культуры общения.Направление данной элективной программы определяется желанием педагогов, а также необходимостью проведения специальной работы по пропаганде основ пожарной безопасности среди младших школьников. Позавершениипериода начального обучения учащийся должен знать:сутьявления «пожар», его опасность и последствия; источники возникновения пожаров, пожарную опасность природных явлений; наиболее пожароопасные окружающие предметы и правила обращения с ними; элементарные требования пожарной безопасности (не разжигать костры, не жечь спички и т.п.). Учащийся должен уметь: грамотно действовать в случае возникновения горения или задымления; сообщать по телефону в пожарную службу о пожаре, свою фамилию и имя, адрес проживания; спасать (выводить) из горящего или задымленного помещения младших; тушить костёр, выключать электроприборы [12; 13]. Результаты исследования.Проведя тестирование, мыопределилиуровни знаний младших школьников по пожарной безопасности в контрольной и экспериментальной группах.Как видно из диаграммы (рис.1), в контрольном классеуровнизнаний таковы: низкий (13%), средний (47%), высокий (40%), учащиеся в основном знают правила пожарной безопасности, стараются их соблюдать.В экспериментальном классеотмеченынизкий (35%), средний (38%), высокий (27%)уровни. Так какв 4 «Б» уровень знаний учащихся по пожарной безопасности низкий, то необходимо учителюзаняться с детьми этого классаизучением правилам пожарной безопасности. После констатирующего этапа нами была проведена диагностика на контрольном этапе. Как видно из диаграммы (рис.2), в контрольном классе уровень знаний составляет: низкий (12%), средний (45%), высокий (43%), уровень знаний младших школьников по пожарной безопасности практически не изменился, в данном классе уроки проводились по обычной программе. В экспериментальном классе получены следующие данные: низкий (0%), средний (35%), высокий (65%) уровни,что говорит об эффективности применений игровых технологий на занятиях по пожарной безопасности.

Рис.1. Уровень знаний учащихся по пожарной безопасности на констатирующем этапе

Рис.2. Уровень знаний учащихся по пожарной безопасности на контрольном этапе

05101520253035404550низкийсреднийвысокий13%47%40%35%38%27%%уровниконтрольныйэкспериментальный0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%100%низкийсреднийвысокий12%45%43%0%35%65%%уровниконтрольныйэкспериментальныйЭкспериментально доказано, что игровые технологии способствуют повышению знаний учащихся по пожарной безопасности в экспериментальном классе, развивают познавательный интересшкольников.Все проводимые занятия с применением игровых технологий направлены на формирование у детей потребности в знаниях основ пожарной безопасности, воспитание культуры безопасного поведения.Игровая деятельность, реализованная на современном техническом уровне, создает повышенный интерес к осознанной деятельности во время пожара или в иных сложных условиях, позволяет перешагнуть через внутренний барьер боязни, трудности, незнания, неумения и незаметно для себя перейти к овладению новой реальностью, придаёт уверенность в возможности спасения себяи других, при этом учит правильно рассчитывать свои силы и возможности [14].

Ссылки на источники1.Акимова Л.А., Лутовина Е. Е., Зуев А. М. Преподавание ОБЖ в школе: теория, методика, организация: учеб.пособие для студ./под ред. С. В. Петрова; Минво образования и науки Рос. Федерации, Оренб. гос. пед. унт, Моск. пед. гос. унт.–Оренбург: Издво ОГПУ, 2010. –248 с.2.Закон Российской Федерации «Об образовании» // Дополнительное образование детей (сборник нормативноправовых документов и методических материалов)/ Серия: Педагогика дополнительного образования детей. –М.: Центр «Школьная книга», 2008. –С.46.

3.Чикенева И.В.,Суздалева А. М., Абузярова Ю. В., Токарева О.Н. Безопасность жизнедеятельности: учеб.метод. пособие. –Оренбург: Издво ОГПУ, 2012. –164 с.4.Сократов Н.В., Купцова В.Г. Воспитание у детей и подростков здоровьесберегающих мотиваций // Образование и учитель XXI века: проблемы, перспективы развития: Всерос.науч.практ.конф. (г. Оренбург, 6–7 окт. 2010г.). –Оренбург: Издво ОГПУ, 2010. –С.121–127. 5.Акимова Л. А., Лутовина Е. Е., Зуев А. М. Указ. соч.6.Чикенева И. В., Суздалева А. М., Абузярова Ю. В., Токарева О.Н. Указ. соч.

7.Баравермак Э.М. Как повысить эффективность учебных занятий: некоторые современные пути // ОБЖ в школе. –2005. –№6. –С.23–25.8.Дурнев Р.А., Смирнов А.Т. Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности учащихся. 5–11 классы: метод.пособие. –М.: Дрофа, 2008. –147 с.9.Немов Р.С. Психология: учеб.для студ.высш.пед.учеб.завед.: в 3 кн.–4е изд. –М.: ВЛАДОС, 2003. –688 с.10.Дополнительное образование детей (сборник нормативноправовых документов и методических материалов) / Серия: Педагогика дополнительного образования детей. –М.: Центр «Школьная книга», 2008. –864 с. 11.Науменко Ю. Л. Роль активного обучения в процессе формирования безопасного поведения личности //Материалы научного конгресса: современные технологии спорта высших достижений в профессиональной подготовке сотрудников силовых ведомств. –М.: Новая школа, 2005. –С. 3–14. 12.Баравермак Э.М.Указ. соч.13.Дополнительное образование детей (сборник нормативноправовых документов и методических материалов).14.Акимова Л. А., Лутовина Е. Е., Зуев А. М. Указ. соч.

IrinaChikeneva, Сandidate of Biological Sciences, Associate Professor at the chair of life safety and methodology of teaching of life safety, Orenburg State Pedagogical University, OrenburgChikene3va@yandex.ruValentina Kuptcova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of theory and practice of physical education, Institute of Physical Culture and Sports, OrenburgState Pedagogical University, Orenburgkupcova_30@mail.ruUse of game technologies in educational process as a way of creating skills of fire safety among primary school children Abstract. The statistics of firesapproves the need to teach children the rules of fire safety. It is necessary to conduct continuous, purposeful work on skills of careful handling with fire, give knowledge about the properties of fire and smoke, and teach to behave right in extreme situation with fire. When learning the basics of fire safety, game technologies are of great interest.Key words:game technologies, fire safety rules, educational process, primary school children, knowledge formation.References1.

Akimova, L.A., Lutovina, E.E., Zuev, A.M., Petrov, S. V. (ed.) (2010) Prepodavanie OBZh v shkole: teorija, metodika, organizacija: ucheb. posobie dlja stud. / Minvo obrazovanija i nauki Ros. Federacii, Orenb. gos. ped. unt, Mosk. ped. gos. unt, Izdvo OGPU, Orenburg, 248 p.(in Russiаn).2.(2008) “Zakon Rossijskoj Federacii ‘Ob obrazovanii’”, in Dopolnitel'noe obrazovanie detej (sbornik normativnopravovyh dokumentov i metodicheskih materialov)/ Serija: Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovanija detej, Centr “Shkol'naja kniga”, Moscow, p. 46 (in Russiаn).3.Chikeneva, I.V., Suzdaleva, A.M., Abuzjarova, Ju.V., Tokareva, O.N. (2012) Bezopasnost' zhiznedejatel'nosti: ucheb.metod. posobie,Izdvo OGPU,Orenburg, 164 p.(in Russiаn).4.Sokratov, N.V., Kupcova, V.G. (2010) “Vospitanie u detej i podrostkov zdorov'esberegajushhih motivacij”, inObrazovanie i uchitel' XXI veka: problemy, perspektivy razvitija: Vseros. nauch.prakt. konf. (g. Orenburg, 6–7 okt.2010 g.), Izdvo OGPU,Orenburg, pp. 121–127(in Russiаn).5.Akimova, L.A., Lutovina, E.E., Zuev, A.M. Op. cit.6.Chikeneva, I.V., Suzdaleva, A.M., Abuzjarova, Ju.V., Tokareva,O.N. Op. cit.

7.Baravermak, Je.M. (2005) “Kak povysit' jeffektivnost' uchebnyh zanjatij: nekotorye sovremennye puti”,OBZh v shkole,№ 6, pp. 23–25(in Russiаn).8.Durnev, R.A., Smirnov, A.T. (2008) Formirovanie osnov kul'tury bezopasnosti zhiznedejatel'nosti uchashhihsja. 5–11 klassy: metod. posobie,Drofa,Moscow, 147 p.(in Russiаn).9.Nemov, R.S. (2003) Psihologija: ucheb. dlja stud. vyssh. ped. ucheb. zaved.: v 3 kn., 4 e izd.,VLADOS,Moscow, 688 s.(in Russiаn).10.(2008) Dopolnitel'noe obrazovanie detej (sbornik normativnopravovyh dokumentov i metodicheskih materialov)/ Serija: Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovanija detej,Centr “Shkol'naja kniga”,Moscow,864 p. (in Russiаn).11.Naumenko, Ju.L. (2005) “Rol' aktivnogo obuchenija v processe formirovanija bezopasnogo povedenija lichnosti”, inMaterialy nauchnogo kongressa: sovremennye tehnologii sporta vysshih dostizhenij v professional'noj podgotovke sotrudnikov silovyh vedomstv, Novaja shkola,Moscow,pp. 3–14(in Russiаn).12.Baravermak, Je.M. Op. cit.13.2008) Dopolnitel'noe obrazovanie detej (sbornik normativnopravovyh dokumentov i metodicheskih materialov)/ Serija: Pedagogika dopolnitel'nogo obrazovanija detej, Centr “Shkol'naja kniga”, Moscow, 864 p.(in Russiаn).14.Akimova, L.A., Lutovina, E.E., Zuev, A.M. Op. cit.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»