Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов технического профиля

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Тильняк Н. В. Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов технического профиля // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 8 (август). – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14217.htm.
Аннотация. В статье осуществлено обобщение научных подходов к определению понятия «педагогические условия формирования коммуникативной компетентности», существующих в педагогической теории, выделены педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов технического профиля с учетом специфики дисциплины «Украинский язык профессиональной направленности» и особенностей современного университетского образования.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Тильняк Неонилла Васильевна,аспирант Киевского университета имени Бориса Гринченко, г.Киевnilatilnyak@ukr.net

Педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов технического профиля

Аннотация. В статье осуществлено обобщение научных подходов к определению понятия «педагогические условия формирования коммуникативной компетентности», существующих в педагогической теории, выделены педагогическиеусловия формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов технического профиля с учетом специфики дисциплины «Украинский язык профессиональной направленности» и особенностей современного университетского образования.Ключевые слова: педагогические условия, формирование коммуникативной компетентности, будущие специалисты технического профиля, курс «Украинский язык профессиональной направленности».Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Динамические преобразования, которые происходят в современном обществе, новая философия образования, утверждение в сознании граждан рациональных мировоззренческих ориентиров и обновление всех сфер деятельности человека поособенному актуализируют проблему повышения качества обучения будущих специалистов технического профиля и побуждают работников просвещенияк поиску более эффективных моделей организации учебного процесса в высшей школе.На современном этапе развитие технического образования осуществляется в условиях социально ориентированной экономики, поэтому в учебновоспитательном процессе технического вуза акцентируется внимание на отборе дисциплин с учетом перспективной цели –подготовки конкурентоспособного специалиста технического профиля.Формирование у будущего специалистатехническойсферы коммуникативной компетентности в высшей школе особенно важно как дляразвития личности каждого студента, так и для прогресса общества в целом. Современное образование должно предусматривать узкопрофильную подготовкуи формировать личность, обучать современным формам общения, развивать способность адекватно оценивать новую информацию и принимать эффективные производственные решения, готовить молодежь к жизни.

В этом контексте формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов технического профиля является важной составляющей их профессионального становления. Возрастает значимость дисциплин гуманитарного цикла языковедческой направленности, в процессе изучения которых студенты не только овладевают основами знаний, но и имеют возможность связать накопленные знания, умения непосредственно со своей будущей профессиональной деятельностью.Цель статьи –обобщить существующие в научном поле подходы к определению содержания понятия «педагогические условия формирования коммуникативной компетентности», выделить педагогические условия формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов технического профиля с учетом специфики курса «Украинский язык профессиональной направленности».Изучение, анализ и синтез научной литературы по избранной проблеме показали, что притрактовке понятия «теоретические условия»ученые нередко интерпретируют его с разных позиций, которые можно квалифицировать как отдельные аспекты:вопервых, как совокупность объективных возможностей содержания обучения, методов, организационных средств использования при условии обеспечения успешного решения педагогического задания [1]; вовторых, совокупностьвозможностей, содержания, форм, методов, педагогических приемов[2; 3]; втретьих, обстоятельства, от которых зависит ход целостного продуктивного педагогического процесса профессиональной подготовки специалистов [4]; вчетвертых, внешние обстоятельства обучения и воспитания, которые способствуют формированию профессиональных личностных качеств [5].В нашем исследовании коммуникативная компетентность определяется как комплексноекачество будущегоспециалиста технического профиля, которому свойственно участие в коммуникативной деятельности с позиций эффективного выполнения объективной функции взаимодействия между людьми, осуществляемое часто посредством компьютерной техники, обеспечивает интеграцию личности в общественнопрофессиональной жизни в процессе изучения дисциплины «Украинский язык профессиональной направленности»и является основой коммуникативной деятельности, существенно влияя на ее качественные характеристики.Наблюдения за учебновоспитательным процессом, а также осуществление анализа и синтеза исследуемой проблемы в диссертационных работах позволилиобобщить основные педагогические условия, выделить те, которые более эффективно будут влиять на позитивную динамику процесса формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста технической сферы.Ретроспективное рассмотрение содержательного наполнения понятия педагогических условий формирования коммуникативной компетентности будущих специалистов разных профилей в условиях университетского образования позволило проследить некоторые закономерности и эволюцию позиций исследователей, касающихся определенных педагогических условий.Заслуживает внимания подход Н.Назаренко в определении и обосновании педагогических условий формирования коммуникативной компетентности у будущих документоведов, в которых четко прослеживается психологодидактическая направленность каждого из условий (формирование профессионально значимой мотивации обучения; обеспечение профессиональной направленности обучения, разработка комплекса профессионально ориентированных ситуативных заданий и их методического сопровождения; обеспечение активности и развития учебнопознавательной деятельности документоведа; формирование рефлексивного отношения к коммуникативному аспекту будущей профессиональной деятельности).Исследуя процесс делового общения студентов вуза, В.Релизова выделяет три экспериментально апробированныхпедагогическихусловия, доминантой в которых выступает межличностное взаимодействие, а также процесс взаимодействия психических компонентов личности (деятельность участников образовательного процесса предусматривает деловое общение, которому свойственно продуктивное диалогическое взаимодействие; процесс взаимодействия интеллектуального, поведенческого и мотивационноценностного аспекта личности; поэтапная направленность цели, содержания, форм и методов организации обучения деловому общению).Продуктивным, по нашему мнению, является подход С.Кузнецовой в определении пяти педагогических условий, подтвержденных экспериментально в процессе обучения иностранному языку студентов экономических специальностей, а именно: 1)личностная и профессиональная готовность педагога к использованию активных методов обучения иностранному языку студентов высшей школы; 2) оптимальное соединение индивидуальных, групповых и коллективных способов организации устной деятельности субъектов педагогического процесса; 3) реализация межпредметных связей в процессе изучения иностранного языка; 4) выбор демократического стиля общения преподавателя со студентами; 5)учетличностных качеств студентов.Как подтверждают результаты исследованияО. Прозоровой, которое посвящено поискам повышения эффективности процесса формирования коммуникативной компетентности будущих учителей, значительную продуктивность подтвердили такие педагогические условия, какориентация педагогических дисциплин на развитие гуманистического коммуникативного ядра личности; стимулирование коммуникативного саморазвития будущего учителя; гуманизация отношений преподавателя со студентами как основа общения.Формирование коммуникативной компетентности будущих пилотов в условиях высшего учебного заведения рассматривает Г.Пухальская путем обеспечения четырех педагогических условий: 1) реализацииличностно ориентированного и проблемного обучения; 2) использованиямодульнорейтинговой системы обучения; 3) использованиясовременных информационных технологий обучения на занятиях дисциплин цикла профессиональной и практической подготовки; 4) интеграциилетного обучения со смежными науками, которые изучают человека.В теоретикоэкспериментальном исследовании С.Александровой дано обоснование педагогических условий, которые способствуют формированию коммуникативной компетентности будущих специалистов туристической сферы, в частности: учебновоспитательная среда высшего учебного заведения; дифференцированный подход к обучению и воспитанию; активное взаимодействие студентов с сотрудниками и потребителями туристической индустрии в процессе прохождения педагогической практики.Ознакомление с результатами исследования Ю.Плужниковой в аспекте определения педагогических условий обеспечения эффективного формирования коммуникативной компетентности будущих инженеров дало возможность рассмотреть, осмыслить и обобщить подходы ученого к поиску неиспользованных ресурсов в учебном процессе высшей школы, задействование которых в значительной мере повышает качество подготовки специалистов технического профиля. Выделенные и обоснованные ученым педагогические условия свидетельствуют о расширении диапазона факторов, учитывающих особенности будущей профессиональной деятельности студентовинженеров, а также возможности современного технического образования. Такими педагогическими условиями являются: 1) использование интегративного подхода к изучению социальногуманитарных дисциплин; 2)реализация субъектсубъектного взаимодействия с учетом социальнопсихологических особенностей студентов и специфики процесса обучения в техническом вузе; 3) обеспечение формирования коммуникативной компетентности будущих инженеров на рефлексивной основе в единстве мотивационного, информационнокогнитивного, процессуальнодеятельностного компонентов; 4) поэтапное осуществление самоконтроля за профессионально самодостаточным компонентом коммуникативной компетентности; 5)готовность к систематическому контролю на основе мотивационной направленности; 6) обеспечение постоянной диагностикиформирования исследуемых видов компетентности средствами самоконтроля.Проанализированные выше определения стали ориентирами в проектировании лингводидактической модели формирования коммуникативной компетентности будущих специалистовтехнического профиля,одной из доминантных составляющих которой являются педагогические условия.Чтобы подготовку специалиста привести в соответствие современным требованиям, обеспечить формирование коммуникативной компетентности, необходимо активизировать определение методологических и теоретических основ образования, оптимизировать систему профессиональной коммуникативной подготовки, используя активные методы обучения в высшей школе.Среди множества существующих подходов к классификации методов обучения самой приемлемой, на наш взгляд, являетсяклассификация, разработанная Ю.Бабанским, согласно которой все методы обучения распределены на три группы: методы организации и осуществления учебнопознавательной деятельности (словесные –лекция, объяснение, рассказ, беседа, инструктаж; заочные –наблюдение, иллюстрация, демонстрация; практические –упражнения, эксперимент, лабораторные и практические работы); методы стимулирования и мотивации учебнопознавательной деятельности (деловые и ролевые игры, дискуссии и диспуты, метод интересных аналогий, сопоставление научных объяснений явлений и др.); методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебнопознавательной деятельности(устныйи письменныйконтроль, самоконтроль).Исследователи инноваций (М. Артюшина, З. Бакум, Е. Горошкина,И.Дичковская, В. Загвязинский, С. Караман, М. Кларин, И. Подласый и др.) утверждают, что реализация инновационных методов возможна при условии сочетания их с традиционными. Природа интерактивного обучения заключается в активном взаимодействии всех участников для достижения общей цели путем решения ряда предложенных заданий, когда преподаватель является организатором общей деятельности. По определению И. Луцик, интерактивное обучение «имеет личностную и профессиональную ориентированность, направленона развитие личности и ее профессиональное становление, поскольку интересы и потребности личности всегда связаны с самореализацией в профессиональной деятельности» [6]. Ключевым в данном контексте является понятие интеракции –межличностного взаимодействия (А.Бодалев, Л. Выготский, А. Леонтьев, Б. Ломов и др.).Важным педагогическим условием в формировании коммуникативной компетентности будущих специалистов технического профиля в процессе изучения украинского языка профессиональной направленности в высшем учебном заведении является определение роли коммуникативнокогнитивного подхода в подборе дидактического материала с целью развития речевой компетентности студентов. Речевую компетентность будущего специалиста технического профиля рассматриваем как интегральноекачество студента, котороевыявляется в общей способности и готовности к использованию речевых средств, закономерностей их функционирования для построения и понимания речевого высказывания в контексте профессиональной деятельности.Современная лингводидактика ориентирует на формирование навыков общения, создание таких условий на занятиях, которые развивали бы желание высказываться, взаимодействовать ссобеседником (слушателем, читателем)[7]. Дидактический материалкак одно из средств развития речевой компетентности продуктивно иллюстрирует теоретические положения, способствует успешному развитию речевых умений и навыков, обогащает интеллектуальную и эмоциональную сферы студентов, формирует духовную языковую личность.Использование дидактического материала более эффективно, если соответствует всем принципам обучения, воспитательным и познавательным задачам изучения языка, безупречности с позиций норм литературного языка, способности раскрывать лексическое богатство, разнообразие форм и конструкций, стилистическую целесообразность и направленность на формирование речевых умений и навыков. А.Беляев, Н. Вашуленко, Е.Горошкина, Т. Донченко, С.Караман, Н. Ипполитова, Т.Ладыженская, В.Мельничайко, М.Пентилюк, В. Сухомлинский акцентируют внимание на важности коммуникативного потенциала дидактического материала.Коммуникативный подход наиболее эффективно реализует эти задачи в подборедидактического материала. Поэтому в процессе развития речевой компетентности доминантным компонентом дидактического материала является связный текст. Опора на текст при изучении языка есть средство конкретизации грамматических абстракций, обеспечивает рассмотрение языковых явлений в их органических взаимосвязях, создаёт предпосылки для комплексной постановки грамматических и речевых заданий.Для реализации задачи обеспечения практической направленности и профессионально ориентированного обучения на занятиях по украинскому языку профессиональной направленности целесообразным считаем доминирующее использование текстов профессиональной направленности.Проведенное исследование показывает, что использование в учебном процессе проблемных методов обучения способствует повышению его эффективности. Классификация методов обучения на основе проблемности,разработанная М. Скаткиным и И. Лернером, нашла практическое применениев информационноперцептивных, репродуктивных, эвристических, исследовательских методах, методе проблемного изложения.Следует отметить, что активные методы обучения позволяют без изменений содержания образования обеспечить реализацию образовательных стандартов альтернативными традиционным методами, развивая самостоятельность, коммуникативность, стремление к творческому решению задач.С учётом изложенного выше нами определено педагогическое условие –учёт специфики профессиональной подготовки будущих бакалавров технических специальностей в процессе изучения гуманитарных дисциплин.Важным педагогическим условием повышения эффективности методов обучения является их диалогичность,что обеспечивает процесс усвоения знаний [8]. Диалогичность учебного процесса способствует формированию умений входить в диалог и поддерживать его,обмениваться мнениями и находить общий язык, стимулированию познавательного интереса, а также повышает эффективность работы по развитию речи студентов, поскольку диалогсодержит элемент неожиданности, что является потенциалом для развития творческого представления, гибкости мышления, навыков коммуникации, умения прогнозировать события. Характерной коммуникативноязыковой особенностью диалогической речи являетсядоминирование комплексов «вопрос –ответ», которые О.Гойхман и Т. Надеина классифицируют по отличительным признакам (простые вопросы, уточняющие вопросы, корректные вопросы, нейтральные вопросы и др.).Использование международного образовательного интернетресурса в учебном процессе вышей школы требует совершенствования содержания, структуры, форм и методов подготовки будущих специалистов, обновления традиционных и внедрения инновационных технологий обучения студентов средствами мультимедиа [9].Электронные дидактические средства создают широкие возможности в использовании их как языковых партнеров в процессе диалогической формы взаимодействия с участниками учебного процесса. Кроме того, развивают у студентов навыки работы с информацией –сохранение, анализ, обработка с целью её последующего использования; презентациянаучных проектов; участие в интернетконференциях и семинарах.В результатеизучения и обобщения теоретического опыта исследователей, учета практического опыта высшей школы нами определены педагогические условия, которые способствуют эффективному формированию коммуникативной компетентности будущих специалистов технического профиля:установление субъектсубъектных отношений в учебном процессе на основе сотрудничества и равноправного партнерства;обеспечение диалогичности учебного процесса в высшей школе технического профиля;формирование готовности будущего специалиста к индивидуальнопрофессиональному развитию и самосовершенствованию;моделирование содержания курса «Украинский язык профессиональной направленности» на текстовой основе;использование современных информационнокоммуникационных технологий в условиях кредитномодульной технологии организации учебного процесса в высших учебных заведениях.Как убеждают результаты проведенного исследования, реализация выделенных выше педагогических условий способствует развитию коммуникативной компетентности будущих специалистов технической сферы, формированию практических навыков в работе с разными источниками информации, всех видов речевой деятельности студентов, повышению уровня мотивации будущих специалистов к развитию речевого имиджа, особенно важного для будущей их профессиональной деятельности.

Ссылки на источники 1.Высоцкий С.В. Структура психологопедагогических условий формирования поисковотворческой направленности личности в процессе обучении // Науковий вісник Південноукраїнського державного педагогічного університету ім.К.Д.Ушинського: Збірник наукових праць. –Одеса, 1999. –Вип.8–9. –С.90–94.2.Александров Г.Н., Дзарасов А.А., Науменко А.И. Основы теориипедагогических систем и педагогических технологий. –Владикавказ: Издво СОГУ, 2001. –176 с.3.Дроздова І.В. Професійний дискурс і мовна особистість студента ВНЗ нефілологічного профілю // Вісник Луцького університету. Серія філологічна. –Вип. 50. –Луцьк, 2010. –С.212–222.4.Стасюк В.Д.Педагогічні умови професійної підготовки майбутніх економістів у комплексі «школа –вищий заклад освіти»: дис.канд. пед. наук: 13.00.04. –Одеса, 2003.–С. 195.5.Яковенко М.В. Формування комунікативної компетентності майбутніх учителів іноземної мови // Вісник Луганського національного університету імені Тараса Шевченка: Збірник наукових праць. –Луганськ, 2009. –№ 23(186). –С.286–291.6.Луцик І.Г. Дидактичні умови інтерактивного навчання предметів соціальногогуманітарного циклу в педагогічних коледжах: дис. канд. пед. наук: 13.00.09. –Луцьк: Волин, нац. унт ім. Лесі Українки, 2010. –247 с.7.Дроздова І.В. Op. cit.8.Трофимова Г. С. Структура педагогической коммуникативной компетентности (методический аспект). –Ижевск: «Купол», 2000. –90 с.9.Быков А. К. Методы активного социальнопсихологического обучения: учеб. пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2005. –160 с.

Neonilla Tilniak,

PhD student,Kiev University after Boris Hrinchenko, Kievnilatilnyak@ukr.netPedagogical conditions of forming the communicative competence of future technical specialistsAbstract. The author generalizes the scientific approaches to the definition of "pedagogical conditions of forming the communicative competence", existing in the theory of education; points out the pedagogical conditions of forming the communicative competence of future technical specialists, considering some specifics of the discipline "The Ukrainian language of Professional Orientation" and particularities of modern university education.Key words: pedagogical conditions, forming the communicative competence, future technical specialists, the studying course "The Ukrainian language of Professional Orientation".References

1.Vysockij, S.V. (1999) “Struktura psihologopedagogicheskih uslovij formirovanija poiskovotvorcheskoj napravlennostilichnosti v processe obuchenii”, in Naukovij vіsnik Pіvdennoukraїns'kogo derzhavnogo pedagogіchnogo unіversitetu іm. K.D. Ushins'kogo: Zbіrnik naukovih prac', vip. 8–9, Odesa, pp. 90–94(in Russiаn).2.Aleksandrov, G.N., Dzarasov, A.A. &Naumenko, A.I. (2001) Osnovy teorii pedagogicheskih sistem i pedagogicheskih tehnologij, Izdvo SOGU, Vladikavkaz, 176 p.(in Russiаn).3.Drozdova, І.V. (2010) “Profesіjnij diskurs і movna osobistіst' studenta VNZ nefіlologіchnogo profіlju”, Vіsnik Luc'kogo unіversitetu. Serіja fіlologіchna, vip. 50,Luc'k,pp. 212–222(in Ukrainian).4.Stasjuk, V.D. (2003) Pedagogіchnі umovi profesіjnoї pіdgotovki majbutnіh ekonomіstіv u kompleksі “shkola–vishhij zaklad osvіti”: dis. kand. ped. nauk : 13.00.04,Odesa, p. 195(in Ukrainian).5.Jakovenko, M.V. (2009) “Formuvannja komunіkativnoї kompetentnostі majbutnіh uchitelіv іnozemnoї movi”, Vіsnik Lugans'kogo nacіonal'nogo unіversitetu іmenі Tarasa Shevchenka: Zbіrnik naukovih prac', № 23(186), Lugans'k,pp. 286–291(in Ukrainian).6.Lucik, І.G. (2010) Didaktichnі umovi іnteraktivnogo navchannja predmetіv socіal'nogogumanіtarnogo ciklu v pedagogіchnih koledzhah: dis. kand. ped. nauk: 13.00.09,Volin, nac. unt іm. Lesі Ukraїnki, Luc'k, 247 p.(in Ukrainian).7.Drozdova, І.V. (2010) Op. cit.8.Trofimova, G.S. (2000) Struktura pedagogicheskoj kommunikativnoj kompetentnosti (metodicheskij aspekt): [monografija], [2e izd., ispr. i dop.],“Kupol”, Izhevsk, 90 p.(in Russiаn).9.Bykov, A.K. (2005) Metody aktivnogo social'nopsihologicheskogo obuchenija: ucheb. posobie,TC Sfera, Moscow, 160 p.(in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:КараманС. И., доктором педагогических наук, профессором;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»