Диагностика готовности обучающихся к самоподготовке к Единому государственному экзамену

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Терещенко У. А. Диагностика готовности обучающихся к самоподготовке к Единому государственному экзамену // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 8 (август). – С. 96–100. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14218.htm.
Аннотация. В статье подчёркивается важность развития ключевых компетенций старшеклассников. Отмечается, что старшеклассникам необходимо заниматься развитием ключевых компетенций в процессе самоподготовки к Единому государственному экзамену. Предлагаются фрагменты листа самооценки, анкет, тестов из учебно-методического комплекса «Подготовка к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам», позволяющие диагностировать готовность старшеклассников к самоподготовке к Единому государственному экзамену.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Терещенко Ульяна Андреевна,аспирант ФГБОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г.Омскmua55@mail.ru

Диагностика готовности обучающихся к самоподготовке к Единому государственному экзамену

Аннотация. В статье подчёркивается важность развития ключевых компетенций старшеклассников. Отмечается, что старшеклассникам необходимо заниматься развитием ключевых компетенций в процессе самоподготовки к Единому государственному экзамену. Предлагаются фрагменты листа самооценки, анкет, тестов из учебнометодического комплекса «Подготовка к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам», позволяющие диагностировать готовность старшеклассников к самоподготовке к Единому государственному экзамену. Ключевые слова: ключевые компетенции, самоподготовка к Единому государственному экзамену,структурные компоненты готовности к сдаче выпускного экзамена, диагностика и самодиагностика, учебнометодический комплекс «Подготовка к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам». Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Старший школьный возраст является сензитивным периодом для саморазвития. Старшеклассники начинают осознавать смысл учебнопознавательной деятельности, самостоятельно выстраивать образовательную траекторию, проявлять личностные качества во взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Происходит активизация процессов «самости»: самопознания, самоопределения, самоуправления, самосовершенствования, самореализации. По мнению Н.В. Хариной [1], задачей педагога является организация работы, стимулирующей школьников к самопознанию и саморазвитию. Отмечая важную роль творческого саморазвития школьников, автор рассматривает приоритетные стратегии и приёмы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников в условиях общеобразовательной школы и описывает возможность организации работы педагогов с обучающимися в рамках элективных курсов предпрофильной подготовки, такихкак«Планирование карьеры», «Человековедение», «Имиджелогия», «Познай себя», «Курс творческого саморазвития» и другие, каждый из которых имеет набор диагностических методик, позволяющих выявить особенности развития школьника. Т.В. Жукова [2] также акцентирует внимание на важности личностного и общекультурного роста обучающихся и, выявляя возможности проектирования инновационной деятельности, считает, что этодеятельность старшеклассника, в которой он выступает активным субъектом собственной исследовательской деятельности, включающая три этапа: целеполагание, собственно продуктивная деятельность и рефлексия.

В связи с изменением контрольнооценочной системы в общем образовании, связанным с введениемдля итоговой аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Единого государственного экзамена (далее –ЕГЭ), происходит переосмысление всего учебного процесса. Как отмечает Н.Ф. Ефремова [3], тестовый контроль становится формой, методом и технологией обучения, средством активизации познавательной деятельности, импульсом к саморазвитию и усилению мотивации обучения, современной технологией формирования образовательных компетенций как совокупности смысловых ориентаций и опыта деятельности обучающегося. Автор обобщает компетенции, которые формируются и развиваются в процессетестирования: учебнопознавательная, информационная, ценностносмысловая (табл. 1).Таблица 1Развитие ключевых компетенций (по Н.Ф. Ефремовой)

Ключевая компетенцияПроявленияУчебнопознавательная компетенцияПроявляется в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической и общеучебной деятельности, соотнесённой с возможностью получения максимально возможного результата при использовании межпредметных знаний, навыков самоорганизации, целеполагания, планирования, анализа, рефлексии и самооценки

Информационная компетенцияПроявляется в необходимости поиска и отбора информации по вопросам участия в независимом тестировании: расписание, условия участия, содержание контрольнооценочных материалов, методы проведения контроля и оценивания результатов, определение своегорейтинга среди испытуемых и т. д., что позволяет обучающимся в дальнейшем самостоятельно находить нужную информацию в различных базах данных, отбирать её, преобразовывать и использовать, сохранятьЦенностносмысловая компетенцияПроявляется в целевых установках действий и поступков, умениях принимать решения и находить способы их реализации, усилении мотивации обучения для достижения наиболее высоких результатов. Намечаются индивидуальная образовательная траектория обучающегося и программа его жизнедеятельности (с учетом навыков самооценки), эффективность которой состоит в том, что она включает в себя не только механизмы контроля и оценочных действий, но и механизмы поиска путей достижения планируемого результата. Объективная оценка учебных достижений позволяет обучающемуся идентифицировать себя во внешней образовательной и контрольнооценочной среде (в общероссийской –Единый государственный экзамен, в международной–конкурсы, региональные обследования и др.), наметить план действий в соответствии с собственной системой ценностей и мотиваций

В нашем исследовании мы руководствуемся классификацией ключевых компетенцийА.В. Хуторского, определяя, как и Н.Ф. Ефремова, приоритетность развития учебнопознавательной, информационной, ценностносмысловой компетенций, а также конкретизируя содержание данных компетенцийвидами умений, выделенными С.Г. Воровщиковым, Д.В. Татьянченко, в деятельностном компоненте компетенций. В деятельностном компоненте учебнопознавательной компетенции выделяем следующие умения:учебноуправленческие умения: умение ставить цели самообразовательной деятельности и выполнять действия по их реализации; умение вносить изменения в содержание, объём учебнопознавательнойзадачи, в последовательность и время её выполнения; владениесредствами самоконтроля и другие;учебноинформационные умения: умение составлять план, конспект, реферат; умение взаимодействовать в формах диалога, полилога; умение пользоваться источниками информации и другие;учебнологические умения: умения анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации; умения определения понятий, доказательства, опровержения, определения и решения проблем и другие.В деятельностномкомпоненте информационной компетенции выделяем следующие умения:учебноуправленческие умения: умение приобретать знания из различных источников информации с целью планирования образовательной и социальнотрудовой деятельности; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; умение применять стратегию и тактику в ситуациях общения для достижениявзаимопонимания; владение способами анализа собственной деятельности и другие;учебноинформационные умения: умение организовать «презентацию» информации; умение представить доклад, реферат по заданной теме; умение пользоваться библиотечными каталогами, текстами сферы социальнотрудовых отношений; умение строить устную и письменную речь как на родном, так и на иностранном языкахс цельюэффективного взаимодействия; умение слушать, дискутировать,обмениваться информацией; умение использовать новые технологии информационного взаимодействия; умение использовать выводы по самоанализу при организациивидов деятельности и другие;учебнологические умения: умение выделять главное из потока информации; умение воспринимать, обобщать, анализировать информацию,оценивать степень достоверности источника информации; умение аргументировать и доказывать; умение оценивать варианты решения проблем; умение эффективно осуществлять анализ собственной деятельности и другие. В деятельностном компоненте ценностносмысловой компетенции выделяем следующие умения:учебноуправленческие умения: умение осуществлять самоконтроль своих действий и другие;учебноинформационные умения: умение критически оценивать информацию и другие;учебнологические умения: умение анализировать свою деятельность; умение проводить личностную самооценку; умение соотносить новые знания с имеющимся опытом и другие.Тестовый контроль как инновационная обучающая технология предполагаетформированиедругойсистемытребований корганизацииучебного процесса, в которой ученик, являясь субъектом образовательного процесса,осознаётсвои обязательства и определяетпути саморазвития. В данном контексте важным является осознание старшеклассниками ценности самоподготовки к ЕГЭ. Рассмотрим определения понятия «самоподготовка» (см. табл. 2).По нашему мнению, в процессе самоподготовки к итоговым экзаменам старшеклассникам необходимо уделять значительное внимание развитию ключевых компетенций. В качестве дидактического сопровождения выступаетучебнометодический комплекс «Подготовка старшеклассников к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам», включающий такие книги, как «Эффективная подготовка к ЕГЭ: самоуправление учебной деятельностью», «В помощь учителю», «Рефлексивное портфолио старшеклассника», «Развитие ключевых компетенций при самоподготовке к ЕГЭ». Данные пособия написаны автором данной статьи в рамках работы над диссертационным исследованием. Содержание данных пособий составляют не только методические рекомендации по развитию ключевых компетенций в условиях подготовки к ЕГЭ и практикоориентированные задания самообразовательного характера, но и анкеты, тесты, листы самооценки как приёмы поддержки процессов самопознания. Таблица 2Определения понятия «Самоподготовка»

АвторОпределениеН.Г. ОщепковаСамостоятельная учебная работа, определяющая взаимодействие преподавателя (модератора, тьютора, консультанта образовательного процесса) и ученика (субъекта учения), результатом чего является самостоятельное формирование последним знаний, умений и навыков, необходимых для достижения конечной цели [4]И.В. КрючковаИндивидуальная самостоятельная учебная деятельность, направленная на закрепление или повторение пройденного на уроках материала, специально организуемая куратором. Самоподготовка создаёт реальные условия, для того чтобы научить школьников учиться, дать им представления о саморазвитии, самовоспитании, самообучении [5]

По нашему мнению, в процессе самоподготовки к итоговым экзаменам старшеклассникам необходимо уделять значительное внимание развитию ключевых компетенций. В качестве дидактического сопровождения выступаетучебнометодический комплекс «Подготовка старшеклассников к ЕГЭ по гуманитарным дисциплинам», включающий такие книги, как «Эффективная подготовка к ЕГЭ: самоуправление учебной деятельностью», «В помощь учителю», «Рефлексивное портфолио старшеклассника», «Развитие ключевых компетенций при самоподготовке к ЕГЭ». Данные пособия написаны автором данной статьи в рамках работы над диссертационным исследованием. Содержание данных пособий составляют не только методические рекомендации по развитию ключевых компетенций в условиях подготовки к ЕГЭ и практикоориентированные задания самообразовательного характера, но и анкеты, тесты, листы самооценки как приёмы поддержки процессов самопознания. Рассмотрим предложенные в пособиях задания, позволяющиестаршекласснику проверить готовность к самоподготовке к ЕГЭ. Структурные компоненты готовности к сдаче выпускного экзамена выделены М.Ю. Чибисовой [6] (табл. 3). Мы придерживаемся данных структурных компонентов. Таблица 3Структурные компоненты готовности к сдаче выпускного экзамена

Структурный компонент ХарактеристикаПознавательный компонент Предметные компетенции, общеучебные навыки, динамические особенности деятельностиЛичностный компонент Наличие определённой личностносмысловой позиции, позволяющей осознанно выстроить стратегию деятельности на экзаменеПроцессуальный компонент Готовность к процедуре экзамена

В учебнометодическом пособии «Эффективная подготовка к ЕГЭ: самоуправление учебной деятельностью» [7] предлагается лист самооценки «Уровень развития общеучебных умений по гуманитарным дисциплинам» (У.А. Мазурова), который позволяет старшеклассникам ознакомиться с перечнем общеучебных умений и провести самооценку уровня развития данных умений (см. табл. 4).



Уважаемый(ая) старшеклассник(ца)!

Мы предлагаем тебе оценить свой уровень развития общеучебных умений по гуманитарным дисциплинам. Прочитай утверждения и выбери один из вариантов ответа:«да», «скорее да, чем нет», «скорее нет, чем да», «нет», «затрудняюсь ответить». Отметь его галочкой в таблице (˅). Таблица 4Общеучебные уменияДаСкорее да, чем нетСкорее нет, чем даНетЗатрудняюсь ответить1. Умею проводить лингвистический анализ учебнонаучных, деловых, публицистических, разговорных и художественных текстов



2. Я умею создавать письменные высказывания, редактировать собственный текст



3. Я умею сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным критериям



...



8.Я владею основными приёмами информационной переработки письменного текста



В учебнопрактическом пособии «Рефлексивное портфолио старшеклассника» [8] предлагается анкета «Ценность развития ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ» (У.А. Мазурова), позволяющая направить старшеклассников на переосмысление своих взглядов на процесс самоподготовки к ЕГЭ. Приведём в качестве примера фрагмент анкеты «Ценность развития ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ».

Уважаемый(ая) старшеклассник(ца)!Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из трёх утверждений, обозначенных буквами «а», «б», «в», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением.1.Я согласен(на), что умение планировать, организовать, контролировать, регулировать, анализировать собственную учебную деятельность является значимым при подготовке к ЕГЭ:

а) да;б) нет;в) затрудняюсь ответить.2.Я пытаюсь дать ценностную оценку своим способностям находить, перерабатывать и использовать информацию для решения учебных задач при подготовке к ЕГЭ:

а) да;б) нет;в) затрудняюсь ответить.3.Обучение способам осуществления самоконтроля своих действий, проведения личностной самооценки, постановки жизненных целей и их соотнесения с образовательными будет способствовать развитию у меня ценностной ориентации на процесс подготовки к ЕГЭ:

а) да;б) нет;в) затрудняюсь ответить.

Далее следует инструкция: «Чем больше вариантов ответа “да”, тем более ты осознаёшь ценность развития ключевых компетенций. Выбор вариантов ответов “нет”, “затрудняюсь ответить” указывает на необходимость пересмотреть свои взгляды на процесс подготовки к ЕГЭ с точки зрения его значимости, осмысленности».После инструкции старшеклассники в графе «Самооценка»оформляют полученные результаты.САМООЦЕНКА

Количество ответов «да»: ______________.Количество ответов «нет»: ______________.Количество ответов «затрудняюсь ответить»: ______________.Результаты анкеты «Ценность развития ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ» показали,что___________________________________________________________________________________

В процессе самоподготовки к ЕГЭ целесообразным является обучение старшеклассников планированию учебного и внеучебного времени. С данной целью в пособиях старшеклассникам предлагаются задания, в которых отображается специфика использования приёмов самоуправления –жёсткогибкого планирования, матрицы Эйзенхауэра, Пирамиды Эффективности, Принципа Муравья, интеллекткарты. Для определения уровня способностей к самоуправлению предлагаются тесты и анкеты: тест «Оцените уровень своих способностей к самоуправлению» (В.И. Андреев), тест «Оценка системы планирования личной работы» (С.Д. Резник, В.В. Бондаренко, С.Н. Соколов), анкета «Диагностика умения производительно работать» (Ю.Г. Тамберг). Для определения ценностных ориентаций и способствования присвоения образовательных ценностей старшеклассниками в процессе самодиагностики предлагаются следующие анкеты: анкета «Ценности образования» (О.А. Осокина), анкета «Ценность развития ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ» (У.А. Мазурова), анкета «Ценность организации учебного времени для развития ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ» (У.А. Мазурова), анкета «Методика исследования ценностных ориентаций» (О.Н. Апанасенко), анкета «Мотивы образовательных ценностей» (А.М. Гендин, Н.И. Дроздов, Е.В. Валяева).Приведём в качестве примера фрагмент анкеты «Ценность организации учебного времени для развития ключевыхкомпетенций при подготовке к ЕГЭ» (У.А. Мазурова) из учебнопрактического пособия «Рефлексивное портфолио старшеклассника» [9]:

Уважаемый(ая) старшеклассник(ца)!Предлагаем ответить на вопросы анкеты. Из трёх утверждений, обозначенных буквами «а», «б», «в», выбери то, которое тебе больше нравится и лучше согласуется с твоим мнением.1.Я осознаю, что уменияпланировать ежедневные дела, используя методы работы с ежедневником, матрицей Эйзенхауэра, многокритериальной оценкой, хронометражем как персональнойсистемы учёта времени,являются значимыми для планирования, организации, контроля, регулирования, анализа собственной учебнопознавательной деятельности при подготовке к ЕГЭ:

а) да;б) нет;в) затрудняюсь ответить.2.Я стремлюсь применять принципы таймменеджмента с целью чёткого структурирования содержания процесса постановки и решения учебнопознавательных задач при подготовке к ЕГЭ:

а) даб) нетв) затрудняюсь ответить3.Я готов(а) к оформлению интеллекткарт, так как считаю, что это один из способов анализа собственной учебнопознавательной деятельности при подготовке к ЕГЭ:

а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.9.Я согласен(на), что овладение способами самовоспитания помогает мне соотносить личностные ценности с постановкой жизненных целей:а) да; б) нет; в) затрудняюсь ответить.

Далееследует инструкция: «Чем больше вариантов ответа “да”, тем более ты осознаёшь ценность организации учебного времени при подготовке к ЕГЭ. Выбор вариантов ответов “нет”, “затрудняюсь ответить” указывает на необходимость осмысленного изучения и применения техник самоменеджмента для развития ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ».После инструкции старшеклассники в графе «Самооценка»оформляют полученные результаты:САМООЦЕНКА

Количество ответов «да»: ______________.Количество ответов «нет»: ______________.Количество ответов «затрудняюсь ответить»: ______________.Результаты анкеты «Ценность организации учебного времени для развития ключевых компетенций при подготовке к ЕГЭ» показали,что___________________________________________________

Процессуальный компонент готовности проверяется в процессе оформления практикума «Развитие ключевых компетенций при самоподготовке к ЕГЭ» [10] при выполнении старшеклассниками тренировочных заданий. Приведём примертренировочного задания (У.А. Мазурова).Тренировочное задание 8. Открой ссылку на Официальный информационный портал ЕГЭ. В данном разделе «Словарь ЕГЭ»представлены основные понятия и их расшифровки, связанные со сдачей экзамена. Заполни пропуски, используя информацию на данной интернетстранице. Таким образом, в процессе подготовки старшеклассников к ЕГЭ необходимо уделять внимание таким приёмам педагогической поддержки процессов самопознания, как диагностика и самодиагностика обучающихся, самооценка, рефлексия. Данные виды деятельности позволяют определить направление саморазвития, выстроить индивидуальный образовательный маршрут процесса самоподготовки к ЕГЭ и определять свою готовность к сдаче итоговых экзаменов.

Ссылки на источники1.Харина Н.В. Приоритетные стратегии и приёмы педагогической поддержки творческого саморазвития старшеклассников // Образование и саморазвитие.–2011.–№ 5(27). –C. 24–29.2.Жукова Т.В. Опытная работа по проектированию инновационной деятельности старшеклассником в образовательной среде лицея // Интеллект. Инновации. Инвестиции.–2011.–№ 4. –С. 67–71.3.Ефремова Н.Ф. Подготовка к ЕГЭ как педагогическая проблема // Высшее образование сегодня.–2009.–№ 3. –С.18–22.4.Ощепкова Н.Г. Подготовка старшеклассников к итоговой оценке учебных достижений в процессе самостоятельной работы:дис. ... канд. пед. наук:13.00.01.–Бийск, 2011.–264 с. 5.Крючкова И.В. Образовательная среда как условие развития самостоятельности и личностного самоопределения школьника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3. Педагогика и психология.–2012.–№ 1. –С. 56–61.6.Чибисова М.Ю. Психологопедагогическая подготовка школьников к сдаче ГИА и ЕГЭ в условиях ФГОС.–URL:http://edu.1september.ru/courses/21/4/.

7.Мазурова У.А. Эффективная подготовка к ЕГЭ:самоуправление учебной деятельностью:учеб.метод.пособие.–Омск:ООО «Полиграфический центр КАН», 2012.–72 с.8.Мазурова У.А. Рефлексивное портфолио старшеклассника:учеб.практ.пособие.–Омск:ООО «Полиграфический центр КАН», 2013.–128 с.9.Там же.10.Мазурова У.А. Развитие ключевых компетенций при самоподготовке к ЕГЭ:практикум.–Омск:ООО «Полиграфический центр КАН», 2013.–64 с.

Ulyana Tereshchenko,PhD student, Omsk State Pedagogical University, Omsk,mua55@mail.ruThe diagnostics of pupils' readiness for the selftraining for the Unified State ExaminationAbstract. In the articlethe importance of development of senior pupils' key competences is underlined. It is noted that senior pupils should develop key competences in the process of selfpreparation for the Unified State Examination. The author offers parts of the list of selfestimation, questionnaires, tests from the curriculum and instructional materials “Preparation for the Unified State Examination in Humanities” which enable to diagnose senior pupils' readiness for the selfpreparation for the Unified State Examination. Key words: key competences, selfpreparation for the Unified State Examination, structural components of readiness for passing the examination, diagnostics and selfdiagnostics, the curriculum and instructional materials “Preparation for the Unified State Examination in Humanities”. References1.Harina, N.V. (2011) “Prioritetnye strategii i prijomy pedagogicheskoj podderzhki tvorcheskogo samorazvitija starsheklassnikov”, Obrazovanie i samorazvitie, № 5(27), pp. 24–29(in Russiаn).2.Zhukova, T.V. (2011) “Opytnaja rabota po proektirovaniju innovacionnoj dejatel'nosti starsheklassnikom v obrazovatel'noj srede liceja”, Intellekt. Innovacii. Investicii, № 4, pp. 67–71(in Russiаn).3.Efremova, N.F. (2009) “Podgotovka k EGJe kak pedagogicheskaja problema”, Vysshee obrazovanie segodnja,№ 3, pp.18–22 (in Russiаn).4.Oshhepkova, N.G. (2011) Podgotovka starsheklassnikov k itogovoj ocenke uchebnyh dostizhenij v processe samostojatel'noj raboty: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Bijsk, 264 p. (in Russiаn).5.Krjuchkova, I.V. (2012) “Obrazovatel'naja sreda kak uslovie razvitija samostojatel'nosti i lichnostnogo samoopredelenija shkol'nika”, Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3. Pedagogika i psihologija, № 1, pp.56–61 (in Russiаn).6.Chibisova, M.Ju. Psihologopedagogicheskaja podgotovka shkol'nikov k sdache GIA i EGJe v uslovijah FGOS. Available at:http:,edu.1september.ru/courses/21/4/ (in Russiаn).

7.Mazurova, U.A. (2012) Jeffektivnaja podgotovka k EGJe: samoupravlenie uchebnoj dejatel'nost'ju: ucheb.metod. posobie,OOO “Poligraficheskij centr KAN”, Omsk, 72 p.(in Russiаn).8.Mazurova, U.A. (2013) Refleksivnoe portfolio starsheklassnika: ucheb.prakt. posobie, OOO “Poligraficheskij centr KAN”, Omsk, 128 p.(in Russiаn).9.Ibid.10.Mazurova, U.A. (2013) Razvitie kljuchevyh kompetencij pri samopodgotovke k EGJe: praktikum,OOO “Poligraficheskij centr KAN”, Omsk, 64 p. (in Russiаn).

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»