Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников морского профиля на производстве: стратегические цели и задания для морской отрасли
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Герганов
Л.
Д. Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников морского профиля на производстве: стратегические цели и задания для морской отрасли // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 8 (август). – С.
101–105. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14219.htm.
Аннотация. В статье на основании исследований подготовки работников на производстве в современных условиях рынка труда в морской отрасли обоснована актуальность и определены пути повышения профессиональной компетентности работников морского профиля.
Ключевые слова:
обучение на производстве, учебное заведение на производстве, работник морского профиля, международная конвенция о «подготовке, дипломировании моряков и несении вахты» (мк пднв), судоходная компания
Текст статьи
Герганов Леонид Дмитриевич, кандидат педагогических наук, доцент, заместитель начальника учебного центра «Украинское Дунайское пароходство», г. Измаил, Украина
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников морского профиля на производстве: стратегические цели и задания для морской отрасли
Аннотация. Встатье на основании исследований подготовки работников на производстве в современных условиях рынка труда в морской отрасли обоснована актуальность и определены пути повышения профессиональной компетентности работников морского профиля.Ключевые слова:обучение на производстве, учебное заведение на производстве, работник морского профиля, Международная конвенция о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты (МК ПДНВ), судоходная компания.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Постановкапроблемыи ее актуальность. Интеграция национальной системы профессионального образования в мировое образовательноепространство требует повышения требований к профессиональной подготовке рабочих морского профиля на производстве. В документах ЕС обоснованаполитикав отношении профессионального обучения, определены цели и задачи в этой области, в частности такие: содействие адаптации к изменениям в промышленности, особенно во время профессионального обучения и переподготовки; совершенствование начального и последующего профессионального обучения с целью профессиональной интеграции и реинтеграции в рынок труда; расширение доступности профессионального обучения и поощрение мобильности преподавателей и тех, кто учится, особенно молодежи; стимулирование сотрудничества в обучении между учебными заведениями или центрами профессиональной подготовки и фирмами; развитие обмена информацией иопытом решения общих проблем для систем профессионального обучения государствчленов. С учетом интеграционных процессов в условиях информационнотехнологического развития в XXI в.эти пять направлений политики ЕС в области профессионального обучения являются актуальными для всех постсоветских государств и для Украины в частности [1].НаУкраине разработана нормативноправовая база, согласно мероприятиямпо содействию предприятиям ворганизации профессионального обучения кадров на производстве, утвержденнымраспоряжением Кабинета министров от 24 января 2001г.№13р, разработано Положение о профессиональном обучении кадров на производстве, которое было утверждено Министерством трудаи социальной политики Украины, Министерством образования и науки Украины (приказ от 26 марта 2001г. №127/151), а также введено в действие «Положение об организации учебнопроизводственного процесса на производстве», утвержденноеприказом Министерства труда и социальной политики Украины от 27.12.2006 г.№ 500/861.Согласно этому положению, профессиональное обучение кадров на производстве направлено на повышение качества профессионального состава работников предприятий различной формы собственности и подчинения, формирование у них высокого профессионализма, мастерства, современного экономического мышления, умения работать в новых экономических условиях и обеспечения на этой основе высокой производительности труда и эффективной занятости. Также обучениеносит непрерывный характер и проводится в течение трудовой деятельности с целью постепенного расширения и углубления их знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями производства. Такой подход соответствует международным документам, в частности положениям, обоснованным в докладе ЮНЕСКО «Образование для XXI века» [10].Следует подчеркнуть, что это Положение четко определило полномочия предприятия в процессе профессионального обучения работника, которое, в частности,решает такие задания: определяетпотребности в подготовке, переподготовке и повышенииквалификации кадров в профессиональноквалификационном плане; создает учебнопроизводственную базу для профессионального обучения кадров на производстве; осуществляет подбор педагогических работников и обеспечивает повышение их профессиональноквалификационного уровня; разрабатывает в соответствии с требованиями производстварабочие учебные планы по профессиям и рабочие учебные программы по учебным предметам на основе типовых учебных программ и обеспечивает их исполнение в полном объеме и на надлежащем уровне; внедряет в учебный процесс современные технологии обучения, в том числе модульную, открытое профессиональное обучение и др.Таким образом, анализируя основные национальные документы по подготовкекадров на производстве и позиции европейских документов относительно профессионального обучения, следует отметить актуальность и потребность в развитии человеческого потенциала, повышение эффективности процесса профессионализации на производстве, который является одним из составляющих качества произведенной продукции и предоставленных услуг.Цель статьизаключается в том, чтобы обосновать актуальность и определить цели, задачи и пути повышения качества подготовки рабочих морского профиля на производстве в современных условиях.Анализ научных работ по проблеме обучения кадров на производстве.Анализ потребностей профессиональных навыков в Европе до 2020 г.свидетельствует, что, например, для 27 стран Европейского Союза, в том числе Норвегии и Швейцарии, возможности для трудоустройства будут включать примерно 80 млнрабочих мест, из которых почти 7 млнбудут составлять новые рабочие места. Большинство изменений в занятости будет касаться профессий, требующих высокой квалификации. В течение 10 лет доля занятых на таких рабочих местах увеличится с 29% до 35%. При этомпрофессии, которые предусматривают среднюю квалификацию, будут составлять половину всех рабочих мест, а доля неквалифицированных профессий сократится с 21% до 15% [2].Среди наиболее дефицитных требований, которыми должны обладать современные квалифицированные рабочие морского профиля для работы на судах современного поколения, являются навыки работы в многонациональных экипажах, профессиональные навыки информационнокоммуникативных технологий, навыки решения производственных проблем в экстремальных и аварийных ситуациях, навыки, связанные с безопасностью труда и др. Например, в Великобритании работодатели выделяют в качестве ключевых трудовых навыков такие: способность к коммуникации, умение строить отношения с клиентами, умение работать в коллективе и решать проблемы, а также грамотность, умение считать, общие навыки в области информации и технологий, которых не хватает многим лицам, занятым поиском работы, что является преградой набора персоналаили служит причиной снижения потенциальной производительности предприятий [3]. Судовладельцы и руководители судоходных компаний также уделяют особое внимание формированию этих навыков, о чем свидетельствуют данные исследования (около 91%). При этом они предусматривают в своих бюджетах средства на обучение персонала, повышение его квалификации.Исследования ученых разных стран мира С.Я. Батышева, А.С. Батышева, С.Вятровского, С. Кагора, Т. Левовицкого, Н.Г. Ничкало, Т. Новацкого, А.Н. Новикова В.А.Радкевич, И. Смирнова, Ф. Шлесека, С. Чистяковой и другихподтверждают, что за достаточно короткий срок использование новейших технологий на производстве будет иметь всеобщий характер, аследовательно, кардинально изменятся производственные процессы. В свою очередь, недостаточная профессиональная компетентность рабочих приводит к снижению темпов развития предприятий. Большинство предприятий имеют значительные трудности в поиске рабочих кадров с високой компетентностью [4].Проведенное исследование по обеспечению экипажей морских судов квалифицированными рабочими морского профиля в профессиональноквалификационном плане в ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» доказывает, что 30% судов имеют трудности в комплектовании экипажей морских судов соответствующим квалифицированным персоналом. Это, в свою очередь, предопределяет реорганизацию внутрифирменной подготовки кадров на производстве, приведение ее в соответствие требованиямрынка труда, мировых тенденций, факторов, проблем безопасности, экологии, качества работы, институциональных изменений, которые происходят в отраслях экономики, профессиональной структуре и т.д.Изложение основного материала. Следует подчеркнуть, что трудности с организацией и проведением обучения на производстве взаимосвязаны с кризисом в экономической деятельности предприятий в морской отрасли, изменением принципов государственного регулирования видов деятельности. В связи с этимприоритетными направлениями в повышении эффективности такого звена профессионального образования, как обучение на производстве, а также формированиипрофессиональной компетентности у членов экипажа морских судов становятся: формирование и отслеживание ситуаций с необходимостью квалифицированного персонала на морских судах компании; переход на новую стратегиюподготовки кадров на производстве, исходя из опыта отечественной и мировой практики в морской отрасли по данному направлению; внедрение нового подхода и организации системы обучения на производстве на основе внедрения системы качества; пересмотр и уточнение квалификационных требований рабочих и специалистов с целью расширения их профессиональной мобильности, конкурентоспособности предприятий; разработка и внедрение государственных стандартов профессионального образования кадров на производстве; разработкаи доведение до предприятий нового учебнометодического обеспечения профессионального обучения кадров с учетом изменений в производственном процессе и профессиональноквалификационном составе; повышение квалификации педагогических работников, занятых в профессиональном обучении кадров на производстве.Важное значение в воспроизводстве высококвалифицированной рабочей силы в условиях рыночной экономики и реформирования предприятий имеет новая образовательная политика на производстве, которая вызвана введеннымв действие ЗакономУкраины «О профессиональном развитии работников» [5], где в статье 2 определена государственная политика в сфере профессионального развития работников:1.Целью государственной политики в сфере профессионального развития работников является повышение их конкурентоспособности.Государственная политика в сфере профессионального развития работников формируется по принципам доступности профессионального развития работникам; свободного выбора работодателем форм и методов обеспечения профессионального развития работников с учетом специфики их работы; соблюдения интересов работодателя и работника; непрерывности процесса профессионального развития работников.Такая образовательная политика, в свою очередь, направлена натрансформацию системы профессиональной подготовки кадров на производстве в систему открытого типа; внедрение комплексного научного подхода к решению многоцелевой системы обучения на производстве; расширение самостоятельности предприятий в выборе прогрессивных педагогических технологий; обеспечение единства содержания, форм, методов, средств и условий обучения при достижении заданного результата обучения; упорядочение и систематизацию вариативной учебнопрограммной документации и образовательных технологий [6].В целом профессиональное обучение на производстве направлено на обеспечение персонала предприятия рабочими с высоким уровнем образования, знаниями, умениями, навыками, опытом личности, ее мотивированным стремлением к непрерывному образованию и самосовершенствованию, творческим подходом к выполнению своего дела. Именно поэтому изменения в образовании предусматривают переход на новый качественный виток в подготовке рабочих на производстве, который состоит из таких аспектов:1.Переход производства от «конвейерного» выпуска слушателей курсов, подготовки их малыми группамиконкретно под требования работодателя. При этом самым важным является то, что профессиональное образование становится более гибким. Это касается как самой системы профессионального обучения на производстве, так итех, кто учится.2.Переход от усвоения общей информации к формированию качеств, необходимых для творческой деятельности, и усвоение информации совместно с выпуском необходимой продукции или предоставлением услуг. 3.Использование в процессе обучения компьютерных технологий кардинально преобразует учебный процесс, предоставляет ему элементы производственного процесса, что приближает его к работе на современном оборудовании с использованием всех требований, которые необходимы работодателю.4.Повышение роли профессионального обучения кадров на производстве в связи с распространением ее составляющих (курсов повышения квалификации, курсов целевого назначения, курсов освоениясмежных профессий и др.), что значительно влияет на весь процесс изготовления продукции (предоставления услуг), особенно на ее качество, превращается в важнейший элемент производства повышение профессиональной компетентности работника.5.Повышение расходов работодателя на обучение рабочих с одновременным ростом отдачи от нее. Обучение на производстве становится одной из самых прибыльных отраслей вложения денег, оно начинает концентрировать вокруг себя все направления образования (школьного, профессиональнотехнического, высшего, послевузовского)как центр кадровых и информационных ресурсов и одновременносамо превращается в особый ресурс формирования кадрового потенциала, что обеспечивает его восстановление на ключевых этапах развития производства.6.Профессиональное обучение на производстве концентрирует в себе новшества, которые побуждают производство, формируют инновационный человеческий капитал для производства, становятся главным элементом его пополнения и обновления.Национальная система подготовки и дипломирования моряков отвечает минимальным стандартам и требованиям Международной конвенции по подготовке, дипломированиюморяков и несению вахты1978 г. с поправками. На основании изложенных в Конвенции требованийрядовой состав флота для получения международного подтверждениясвоей рабочей квалификации должен пройти специальное обучение в учебнотренажерных центрах и получить соответствующий документсертификат [7].Разрушение прежней, несмотря на все недостатки, слаженной системы профессионального обучения кадров на производстве морской отраслизакономерно привело кпозорнымавариями катастрофам, связаннымс некомпетентностью членов судового экипажа. Наиболее скандальным сталокрушениетеплоходов «ВолгоБалт119» и “Costa Concordia”. Промедление с жестким наведением порядка в этой сфере дает основания для серьезных санкций со стороны Международной морской организации к плавсоставу Украины вплоть до исключения из числаавторитетных морских держав. Это связано с тем, что еще в 1997 г.вступило в силу циркуляционное письмо ИМО MCS/circ/827 доклады об авариях и инцидентах на море. ВИМО необходимо сообщать обочень серьезных авариях, о морских инцидентах сообщается, если имеются важные полученные уроки. Из приложения 2 настоящего циркуляра пункты 810 полностью касаются всех аспектов человеческой личности, технического и программного обеспечения, влияния окружающей среды, а также степени допущения членами экипажа ошибок,их компетентности [8].Понимая серьезностьобстановки, в которой находится вся морская отрасль Украины, когда усиливается роль качества подготовки квалифицированных рабочих морского профиля в соперничестве стран мира во всех областях морской деятельности, судоходныекомпании четко осознаютглобальные тенденции формирования эффективной морской стратегии, которая ориентирована на использованиена судах новой техники, автоматизированных систем управления, информационных технологий. «Морская доктрина Украины на период до 2035 года», утвержденная постановлением Кабинета министров Украины от 07.10.2012г. №1307, подчеркнула, что морской потенциал это совокупность природных ресурсов и достижений человека, которые используются в процессе производства морской деятельности в интересах украинского народа в области морского транспорта и система подготовки и переподготовки специалистов для морской отрасли всей мировой общности [9].Проведенные исследования по обучению работников морского профиля на производстве определили ряд факторов, которые негативно влияют на их профессиональную подготовку: отсутствие четкого механизма взаимоотношений между службой управления кадров судоходной компании и его учебным подразделением в вопросах прогнозирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с перспективой карьерного роста моряков и необходимой ротацией кадров судовых экипажей; непонимание своей роли в вопросах профессиональной подготовки моряков руководства судоходных компаний и, как следствие, недостаточное, поверхностное вникание в вопросы подготовки кадров в его учебных подразделениях, отсутствие спланированной кадровой политики без глубокой проработки влияния качества подготовки моряка на результаты его профессиональной деятельности; низкийуровень контроля за качеством подготовки членов экипажей морских судов в учебном подразделении со стороны командного состава судов, отсутствие рекламаций и предложений к подготовке работников морского профиля; формальная организация обучения членов экипажа непосредственно на судне, для поддержания квалификационного уровня и отработки действий в экстремальных и аварийных условиях, отсутствиеметодического обеспечения, отработки техники проведения занятий и контроля со стороны ученого подразделения компании; отсутствие критериев профессионального отбора для направления на судно (отбор ограничивался контролем пакета документов инспектором кадров); отсутствие материальной и моральной мотивации в повышении квалификации и конкретных условий профессионального роста; недостаточное обеспечение учебных подразделений компании современным оборудованием, необходимыми тренажерными комплексами, отсутствие современных педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки моряков, недостаточная,в большинстве случевформальная практическая подготовка обучающихся на судах; отсутствие постоянной связи и мониторинга за качеством самостоятельного повышения своего профессионального уровня моряков, которые находятся в рейсе, и учебным подразделением компании черезсистему дистанционного обучения; слабая методическая и психологопедагогическая подготовка инструкторскопреподавательского состава, отсутствие системы повышения их квалификации и планомерной работы над совершенствованием технологии обучения своему предмету; недостаточное учебнометодическое обеспечение учебного процесса, отсутствие у преподавателей и инструкторов производственного обучения индивидуальных рабочих программ и учебнометодических комплексов; практически отсутствуют утвержденный состав педагогического совета и методические комиссии по направлениям подготовки, что существенно влияет на ход учебного процесса и качество подготовки работников морского профиля на производстве.Выводы.Исходя из этих недостатков, которые были выявлены в процессе исследования деятельности как государственных учебных заведений на производстве, учебнотренажерных центров при судоходных компаниях (учебный центр ЧАО «Украинское Дунайское пароходство», учебнокурсовой комбинат ГП «Измаильский морской торговый порт», учебнокурсовой комбинат ГП «Одесский морской торговый порт»и др.), так и частных судоходных компаний (учебнотренажерный центр «Марин про сервис», «Авант», и др.), а также с учетом международных требований к профессиональной подготовке работников морского профиля, были определены следующие задачи:учебные подразделения должны быть самостоятельными подразделениями судоходных компаний и иметь прямое подчинение руководителю компании;возложить на учебные подразделения полную ответственность за организацию и качество профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников морского профиля с учетом требований международных конвенций, системы управления безопасностью и системы стандартов качества ISO90012007;разработать и утвердить «Концепцию профессиональной подготовки работника морского профиля на производстве»с учетом формирования кадрового потенциала судоходных компаний и специфики работы на судах смешанного плавания рекаморе;усовершенствовать систему аттестации и контроля знаний выпускников учебных подразделений, предусмотрев выводы комиссии относительно их профессионального продвижения и возможногоповеденияв экстремальных ситуациях;разработать и внедрить в практику нормативноправовые акты по вопросам материального и морального стимулирования работников морского профиля за профессиональное совершенствование;проработать вопросы материальной заинтересованности командного состава в повышении квалификации членов судовой команды, участия их в процессе обучения и воспитания кадров;перейти на рейтинговомодульную систему подготовки рабочих морского профиля, предусмотрев такую на всех ступенях профессионального обучения кадров плавсостава;охватить обучением всех лиц, находящихся в длительном рейсе, используя технологию дистанционного обучения, сучетом постоянного контроля уровняих профессиональной компетентности и возможности дальнейшего продвижения по службе;оснастить учебный процесс современным тренажерным оборудованием, мультимедийным оборудованием, системами компьютерного контроля и оценки знаний;отработать вопросы прохождения практической подготовки слушателей курсов на судах с использованием возможностей служебновспомогательного флота;провести проверку качества подготовки инструкторскопреподавательского состава в строгом соответствии с модулем ИМО 6.09 Конвенции ПДНВ минимального стандарта компетентности инструкторапреподавателя, обеспечить его психологопедагогическую подготовку для работы в новых условиях профессионального обучения моряков, с использованием современных форм и методов обучения, методики проведения тренажерной подготовки, процедуры использования тренинга, специальныхвопросовфоновой базовой профессии;продолжить научноисследовательские работы по всем направлениям профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников морского профиля с учетом требований безопасной работы на судах морского флота.
Ссылки на источники1.Ничкало Н.Г. Проблемы профессионального обучения на производстве в контексте педагогики, психологии труда и андрагогики //Профессиональное обучение на производстве: сб. науч. тр. / ред. кол.: И.О. Радкевич (председатель) и др. Киев: Издво Института ПТОАПН Украины, 2011.Вып. IV. С. 6.2.Квалифицированная рабочая сила основа для интенсивного, устойчивого и сбалансированного экономического роста: международное бюро труда. Женева: МОТ, 2010. 70 с.3.Профессиональные навыки, способствующие росту производительности, занятости и развитию: международная конференция труда, 97я сессия. Женева: МОТ, 2008. С. 25.4.Радкевич В.А. Современные факторы развития профессионального обучения в условиях производства //Профессиональное обучение на производстве. Вып. IV. С. 1826.5.Закон Украины «О профессиональном развитии работников» от 12.01.12 р. № 4312 `IV. URL: zakon.rada.gov.ua›bin/laws/main.cgi…6.Арзамасцева Т. Б., Кязимов К. Г. Кризис системы обучения рабочих на производстве. М.: Изд. центр АПО, 2001. С. 24.7.Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (консолидированный текст с манильскими поправками) Киев: ВПК «ЭкспрессПолиграф», 2012. 568 с.8.Герганов Л. Д. Перспективы использования модульной системы обучения плавсостава морских тренажерных центрах // Профессиональное обучение на производстве:сб. науч. тр. / ред.кол.: Н.Г.Ничкало (председатель) и др. Киев: Наук.світ, 2003. Вып. І. С. 103110.9.Морская доктрина Украины на период до 2035 года: Постановление Кабинета Министров Украины от 07 октября 2012 года № 1307. URL: http: www.mtu.gov.ua/uk/resolution_kmu/15623.
LeonidGerganov,Сandidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, deputy chief, Educational center “The Ukrainian Danube steamship line”, Ishmael, UkraineProfessional training, retraining and improvement of qualification of workers of the maritime profile: strategic goals and tasks for marine fieldAbstact. On the basis of the research training of production workers in the modern labor market conditions in marine field, the author speaks aboutthe urgency and ways to improve the professional competence of workers of the Maritime profile.Key words: learning in the workplace, educational institution at manufacture, employee of Maritime profile, international Convention on "the Preparation, the seafarers ' certification and Watchkeeping, shipping company.
References
1.Nichkalo,N.G. (2011) “Problemy professional'nogo obuchenija na proizvodstve v kontekste pedagogiki, psihologii truda i andragogiki”, inRadkevich, I.O. (ed.) et al. Professional'noe obuchenie na proizvodstve: Sb. nauch. trudov, Izdvo Instituta PTO APN Ukrainy, Kiev,vyp. IV, p. 6(in Russiаn).2.(2010) Kvalificirovannaja rabochaja sila osnova dlja intensivnogo, ustojchivogo i sbalansirovannogo jekonomicheskogo rosta: mezhdunarodnoe bjuro truda,MOT, Zheneva, 70 p.(in Russiаn).3.(2008) Professional'nye navyki, sposobstvujushhie rostu proizvoditel'nosti, zanjatosti i razvitiju: mezhdunarodnaja konferencija truda, 97ja sessija,MOT, Zheneva, p. 25(in Russiаn).4.Radkevich,V.A. (2011) “Sovremennye faktory razvitija professional'nogo obuchenija v uslovijah proizvodstva”, inin Radkevich, I.O. (ed.) et al. Professional'noe obuchenie na proizvodstve: Sb. nauch. trudov, Izdvo Instituta PTO APN Ukrainy, Kiev, vyp. IV,pp. 1826(in Russiаn).5.Zakon Ukrainy “O professional'nom razvitii rabotnikov”ot 12.01.12 r. №4312 `IV.Available at: zakon.rada.gov.ua›bin/laws/main.cgi…(in Russiаn).6.Arzamasceva, T.B. &Kjazimov,K.G. (2001) Krizis sistemy obuchenija rabochih na proizvodstve, Izdatel'skij centr APO, Moscow, p. 24(in Russiаn).7.(2012) Mezhdunarodnaja konvencija o podgotovke idiplomirovanii morjakov i nesenii vahty 1978 goda (konsolidirovannyj tekst s manil'skimi popravkami),VPK “JekspressPoligraf”, Kiev, 568 p.(in Russiаn).8.Gerganov,L.D. (2003) “Perspektivy ispol'zovanija modul'noj sistemy obuchenija plavsostava morskih trenazhernyh centrah”, inNichkalo, N.G. (ed.) et al. Professional'noe obuchenie na proizvodstve: sb.nauch.trudov, Nauk.svіt, vyp. І, Kiev, pp.103110(in Russiаn).9.Morskaja doktrinaUkrainy na period do 2035 goda:зostanovlenie Kabineta Ministrov Ukrainy ot 07 oktjabrja 2012 goda №1307.Available at: http: www.mtu.gov.ua/uk/resolution_kmu/15623(in Russiаn).
Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатомпедагогическихнаук, главным редактором журнала «Концепт»
Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников морского профиля на производстве: стратегические цели и задания для морской отрасли
Аннотация. Встатье на основании исследований подготовки работников на производстве в современных условиях рынка труда в морской отрасли обоснована актуальность и определены пути повышения профессиональной компетентности работников морского профиля.Ключевые слова:обучение на производстве, учебное заведение на производстве, работник морского профиля, Международная конвенция о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты (МК ПДНВ), судоходная компания.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Постановкапроблемыи ее актуальность. Интеграция национальной системы профессионального образования в мировое образовательноепространство требует повышения требований к профессиональной подготовке рабочих морского профиля на производстве. В документах ЕС обоснованаполитикав отношении профессионального обучения, определены цели и задачи в этой области, в частности такие: содействие адаптации к изменениям в промышленности, особенно во время профессионального обучения и переподготовки; совершенствование начального и последующего профессионального обучения с целью профессиональной интеграции и реинтеграции в рынок труда; расширение доступности профессионального обучения и поощрение мобильности преподавателей и тех, кто учится, особенно молодежи; стимулирование сотрудничества в обучении между учебными заведениями или центрами профессиональной подготовки и фирмами; развитие обмена информацией иопытом решения общих проблем для систем профессионального обучения государствчленов. С учетом интеграционных процессов в условиях информационнотехнологического развития в XXI в.эти пять направлений политики ЕС в области профессионального обучения являются актуальными для всех постсоветских государств и для Украины в частности [1].НаУкраине разработана нормативноправовая база, согласно мероприятиямпо содействию предприятиям ворганизации профессионального обучения кадров на производстве, утвержденнымраспоряжением Кабинета министров от 24 января 2001г.№13р, разработано Положение о профессиональном обучении кадров на производстве, которое было утверждено Министерством трудаи социальной политики Украины, Министерством образования и науки Украины (приказ от 26 марта 2001г. №127/151), а также введено в действие «Положение об организации учебнопроизводственного процесса на производстве», утвержденноеприказом Министерства труда и социальной политики Украины от 27.12.2006 г.№ 500/861.Согласно этому положению, профессиональное обучение кадров на производстве направлено на повышение качества профессионального состава работников предприятий различной формы собственности и подчинения, формирование у них высокого профессионализма, мастерства, современного экономического мышления, умения работать в новых экономических условиях и обеспечения на этой основе высокой производительности труда и эффективной занятости. Также обучениеносит непрерывный характер и проводится в течение трудовой деятельности с целью постепенного расширения и углубления их знаний, умений и навыков в соответствии с требованиями производства. Такой подход соответствует международным документам, в частности положениям, обоснованным в докладе ЮНЕСКО «Образование для XXI века» [10].Следует подчеркнуть, что это Положение четко определило полномочия предприятия в процессе профессионального обучения работника, которое, в частности,решает такие задания: определяетпотребности в подготовке, переподготовке и повышенииквалификации кадров в профессиональноквалификационном плане; создает учебнопроизводственную базу для профессионального обучения кадров на производстве; осуществляет подбор педагогических работников и обеспечивает повышение их профессиональноквалификационного уровня; разрабатывает в соответствии с требованиями производстварабочие учебные планы по профессиям и рабочие учебные программы по учебным предметам на основе типовых учебных программ и обеспечивает их исполнение в полном объеме и на надлежащем уровне; внедряет в учебный процесс современные технологии обучения, в том числе модульную, открытое профессиональное обучение и др.Таким образом, анализируя основные национальные документы по подготовкекадров на производстве и позиции европейских документов относительно профессионального обучения, следует отметить актуальность и потребность в развитии человеческого потенциала, повышение эффективности процесса профессионализации на производстве, который является одним из составляющих качества произведенной продукции и предоставленных услуг.Цель статьизаключается в том, чтобы обосновать актуальность и определить цели, задачи и пути повышения качества подготовки рабочих морского профиля на производстве в современных условиях.Анализ научных работ по проблеме обучения кадров на производстве.Анализ потребностей профессиональных навыков в Европе до 2020 г.свидетельствует, что, например, для 27 стран Европейского Союза, в том числе Норвегии и Швейцарии, возможности для трудоустройства будут включать примерно 80 млнрабочих мест, из которых почти 7 млнбудут составлять новые рабочие места. Большинство изменений в занятости будет касаться профессий, требующих высокой квалификации. В течение 10 лет доля занятых на таких рабочих местах увеличится с 29% до 35%. При этомпрофессии, которые предусматривают среднюю квалификацию, будут составлять половину всех рабочих мест, а доля неквалифицированных профессий сократится с 21% до 15% [2].Среди наиболее дефицитных требований, которыми должны обладать современные квалифицированные рабочие морского профиля для работы на судах современного поколения, являются навыки работы в многонациональных экипажах, профессиональные навыки информационнокоммуникативных технологий, навыки решения производственных проблем в экстремальных и аварийных ситуациях, навыки, связанные с безопасностью труда и др. Например, в Великобритании работодатели выделяют в качестве ключевых трудовых навыков такие: способность к коммуникации, умение строить отношения с клиентами, умение работать в коллективе и решать проблемы, а также грамотность, умение считать, общие навыки в области информации и технологий, которых не хватает многим лицам, занятым поиском работы, что является преградой набора персоналаили служит причиной снижения потенциальной производительности предприятий [3]. Судовладельцы и руководители судоходных компаний также уделяют особое внимание формированию этих навыков, о чем свидетельствуют данные исследования (около 91%). При этом они предусматривают в своих бюджетах средства на обучение персонала, повышение его квалификации.Исследования ученых разных стран мира С.Я. Батышева, А.С. Батышева, С.Вятровского, С. Кагора, Т. Левовицкого, Н.Г. Ничкало, Т. Новацкого, А.Н. Новикова В.А.Радкевич, И. Смирнова, Ф. Шлесека, С. Чистяковой и другихподтверждают, что за достаточно короткий срок использование новейших технологий на производстве будет иметь всеобщий характер, аследовательно, кардинально изменятся производственные процессы. В свою очередь, недостаточная профессиональная компетентность рабочих приводит к снижению темпов развития предприятий. Большинство предприятий имеют значительные трудности в поиске рабочих кадров с високой компетентностью [4].Проведенное исследование по обеспечению экипажей морских судов квалифицированными рабочими морского профиля в профессиональноквалификационном плане в ЧАО «Украинское Дунайское пароходство» доказывает, что 30% судов имеют трудности в комплектовании экипажей морских судов соответствующим квалифицированным персоналом. Это, в свою очередь, предопределяет реорганизацию внутрифирменной подготовки кадров на производстве, приведение ее в соответствие требованиямрынка труда, мировых тенденций, факторов, проблем безопасности, экологии, качества работы, институциональных изменений, которые происходят в отраслях экономики, профессиональной структуре и т.д.Изложение основного материала. Следует подчеркнуть, что трудности с организацией и проведением обучения на производстве взаимосвязаны с кризисом в экономической деятельности предприятий в морской отрасли, изменением принципов государственного регулирования видов деятельности. В связи с этимприоритетными направлениями в повышении эффективности такого звена профессионального образования, как обучение на производстве, а также формированиипрофессиональной компетентности у членов экипажа морских судов становятся: формирование и отслеживание ситуаций с необходимостью квалифицированного персонала на морских судах компании; переход на новую стратегиюподготовки кадров на производстве, исходя из опыта отечественной и мировой практики в морской отрасли по данному направлению; внедрение нового подхода и организации системы обучения на производстве на основе внедрения системы качества; пересмотр и уточнение квалификационных требований рабочих и специалистов с целью расширения их профессиональной мобильности, конкурентоспособности предприятий; разработка и внедрение государственных стандартов профессионального образования кадров на производстве; разработкаи доведение до предприятий нового учебнометодического обеспечения профессионального обучения кадров с учетом изменений в производственном процессе и профессиональноквалификационном составе; повышение квалификации педагогических работников, занятых в профессиональном обучении кадров на производстве.Важное значение в воспроизводстве высококвалифицированной рабочей силы в условиях рыночной экономики и реформирования предприятий имеет новая образовательная политика на производстве, которая вызвана введеннымв действие ЗакономУкраины «О профессиональном развитии работников» [5], где в статье 2 определена государственная политика в сфере профессионального развития работников:1.Целью государственной политики в сфере профессионального развития работников является повышение их конкурентоспособности.Государственная политика в сфере профессионального развития работников формируется по принципам доступности профессионального развития работникам; свободного выбора работодателем форм и методов обеспечения профессионального развития работников с учетом специфики их работы; соблюдения интересов работодателя и работника; непрерывности процесса профессионального развития работников.Такая образовательная политика, в свою очередь, направлена натрансформацию системы профессиональной подготовки кадров на производстве в систему открытого типа; внедрение комплексного научного подхода к решению многоцелевой системы обучения на производстве; расширение самостоятельности предприятий в выборе прогрессивных педагогических технологий; обеспечение единства содержания, форм, методов, средств и условий обучения при достижении заданного результата обучения; упорядочение и систематизацию вариативной учебнопрограммной документации и образовательных технологий [6].В целом профессиональное обучение на производстве направлено на обеспечение персонала предприятия рабочими с высоким уровнем образования, знаниями, умениями, навыками, опытом личности, ее мотивированным стремлением к непрерывному образованию и самосовершенствованию, творческим подходом к выполнению своего дела. Именно поэтому изменения в образовании предусматривают переход на новый качественный виток в подготовке рабочих на производстве, который состоит из таких аспектов:1.Переход производства от «конвейерного» выпуска слушателей курсов, подготовки их малыми группамиконкретно под требования работодателя. При этом самым важным является то, что профессиональное образование становится более гибким. Это касается как самой системы профессионального обучения на производстве, так итех, кто учится.2.Переход от усвоения общей информации к формированию качеств, необходимых для творческой деятельности, и усвоение информации совместно с выпуском необходимой продукции или предоставлением услуг. 3.Использование в процессе обучения компьютерных технологий кардинально преобразует учебный процесс, предоставляет ему элементы производственного процесса, что приближает его к работе на современном оборудовании с использованием всех требований, которые необходимы работодателю.4.Повышение роли профессионального обучения кадров на производстве в связи с распространением ее составляющих (курсов повышения квалификации, курсов целевого назначения, курсов освоениясмежных профессий и др.), что значительно влияет на весь процесс изготовления продукции (предоставления услуг), особенно на ее качество, превращается в важнейший элемент производства повышение профессиональной компетентности работника.5.Повышение расходов работодателя на обучение рабочих с одновременным ростом отдачи от нее. Обучение на производстве становится одной из самых прибыльных отраслей вложения денег, оно начинает концентрировать вокруг себя все направления образования (школьного, профессиональнотехнического, высшего, послевузовского)как центр кадровых и информационных ресурсов и одновременносамо превращается в особый ресурс формирования кадрового потенциала, что обеспечивает его восстановление на ключевых этапах развития производства.6.Профессиональное обучение на производстве концентрирует в себе новшества, которые побуждают производство, формируют инновационный человеческий капитал для производства, становятся главным элементом его пополнения и обновления.Национальная система подготовки и дипломирования моряков отвечает минимальным стандартам и требованиям Международной конвенции по подготовке, дипломированиюморяков и несению вахты1978 г. с поправками. На основании изложенных в Конвенции требованийрядовой состав флота для получения международного подтверждениясвоей рабочей квалификации должен пройти специальное обучение в учебнотренажерных центрах и получить соответствующий документсертификат [7].Разрушение прежней, несмотря на все недостатки, слаженной системы профессионального обучения кадров на производстве морской отраслизакономерно привело кпозорнымавариями катастрофам, связаннымс некомпетентностью членов судового экипажа. Наиболее скандальным сталокрушениетеплоходов «ВолгоБалт119» и “Costa Concordia”. Промедление с жестким наведением порядка в этой сфере дает основания для серьезных санкций со стороны Международной морской организации к плавсоставу Украины вплоть до исключения из числаавторитетных морских держав. Это связано с тем, что еще в 1997 г.вступило в силу циркуляционное письмо ИМО MCS/circ/827 доклады об авариях и инцидентах на море. ВИМО необходимо сообщать обочень серьезных авариях, о морских инцидентах сообщается, если имеются важные полученные уроки. Из приложения 2 настоящего циркуляра пункты 810 полностью касаются всех аспектов человеческой личности, технического и программного обеспечения, влияния окружающей среды, а также степени допущения членами экипажа ошибок,их компетентности [8].Понимая серьезностьобстановки, в которой находится вся морская отрасль Украины, когда усиливается роль качества подготовки квалифицированных рабочих морского профиля в соперничестве стран мира во всех областях морской деятельности, судоходныекомпании четко осознаютглобальные тенденции формирования эффективной морской стратегии, которая ориентирована на использованиена судах новой техники, автоматизированных систем управления, информационных технологий. «Морская доктрина Украины на период до 2035 года», утвержденная постановлением Кабинета министров Украины от 07.10.2012г. №1307, подчеркнула, что морской потенциал это совокупность природных ресурсов и достижений человека, которые используются в процессе производства морской деятельности в интересах украинского народа в области морского транспорта и система подготовки и переподготовки специалистов для морской отрасли всей мировой общности [9].Проведенные исследования по обучению работников морского профиля на производстве определили ряд факторов, которые негативно влияют на их профессиональную подготовку: отсутствие четкого механизма взаимоотношений между службой управления кадров судоходной компании и его учебным подразделением в вопросах прогнозирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров с перспективой карьерного роста моряков и необходимой ротацией кадров судовых экипажей; непонимание своей роли в вопросах профессиональной подготовки моряков руководства судоходных компаний и, как следствие, недостаточное, поверхностное вникание в вопросы подготовки кадров в его учебных подразделениях, отсутствие спланированной кадровой политики без глубокой проработки влияния качества подготовки моряка на результаты его профессиональной деятельности; низкийуровень контроля за качеством подготовки членов экипажей морских судов в учебном подразделении со стороны командного состава судов, отсутствие рекламаций и предложений к подготовке работников морского профиля; формальная организация обучения членов экипажа непосредственно на судне, для поддержания квалификационного уровня и отработки действий в экстремальных и аварийных условиях, отсутствиеметодического обеспечения, отработки техники проведения занятий и контроля со стороны ученого подразделения компании; отсутствие критериев профессионального отбора для направления на судно (отбор ограничивался контролем пакета документов инспектором кадров); отсутствие материальной и моральной мотивации в повышении квалификации и конкретных условий профессионального роста; недостаточное обеспечение учебных подразделений компании современным оборудованием, необходимыми тренажерными комплексами, отсутствие современных педагогических технологий в процессе профессиональной подготовки моряков, недостаточная,в большинстве случевформальная практическая подготовка обучающихся на судах; отсутствие постоянной связи и мониторинга за качеством самостоятельного повышения своего профессионального уровня моряков, которые находятся в рейсе, и учебным подразделением компании черезсистему дистанционного обучения; слабая методическая и психологопедагогическая подготовка инструкторскопреподавательского состава, отсутствие системы повышения их квалификации и планомерной работы над совершенствованием технологии обучения своему предмету; недостаточное учебнометодическое обеспечение учебного процесса, отсутствие у преподавателей и инструкторов производственного обучения индивидуальных рабочих программ и учебнометодических комплексов; практически отсутствуют утвержденный состав педагогического совета и методические комиссии по направлениям подготовки, что существенно влияет на ход учебного процесса и качество подготовки работников морского профиля на производстве.Выводы.Исходя из этих недостатков, которые были выявлены в процессе исследования деятельности как государственных учебных заведений на производстве, учебнотренажерных центров при судоходных компаниях (учебный центр ЧАО «Украинское Дунайское пароходство», учебнокурсовой комбинат ГП «Измаильский морской торговый порт», учебнокурсовой комбинат ГП «Одесский морской торговый порт»и др.), так и частных судоходных компаний (учебнотренажерный центр «Марин про сервис», «Авант», и др.), а также с учетом международных требований к профессиональной подготовке работников морского профиля, были определены следующие задачи:учебные подразделения должны быть самостоятельными подразделениями судоходных компаний и иметь прямое подчинение руководителю компании;возложить на учебные подразделения полную ответственность за организацию и качество профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников морского профиля с учетом требований международных конвенций, системы управления безопасностью и системы стандартов качества ISO90012007;разработать и утвердить «Концепцию профессиональной подготовки работника морского профиля на производстве»с учетом формирования кадрового потенциала судоходных компаний и специфики работы на судах смешанного плавания рекаморе;усовершенствовать систему аттестации и контроля знаний выпускников учебных подразделений, предусмотрев выводы комиссии относительно их профессионального продвижения и возможногоповеденияв экстремальных ситуациях;разработать и внедрить в практику нормативноправовые акты по вопросам материального и морального стимулирования работников морского профиля за профессиональное совершенствование;проработать вопросы материальной заинтересованности командного состава в повышении квалификации членов судовой команды, участия их в процессе обучения и воспитания кадров;перейти на рейтинговомодульную систему подготовки рабочих морского профиля, предусмотрев такую на всех ступенях профессионального обучения кадров плавсостава;охватить обучением всех лиц, находящихся в длительном рейсе, используя технологию дистанционного обучения, сучетом постоянного контроля уровняих профессиональной компетентности и возможности дальнейшего продвижения по службе;оснастить учебный процесс современным тренажерным оборудованием, мультимедийным оборудованием, системами компьютерного контроля и оценки знаний;отработать вопросы прохождения практической подготовки слушателей курсов на судах с использованием возможностей служебновспомогательного флота;провести проверку качества подготовки инструкторскопреподавательского состава в строгом соответствии с модулем ИМО 6.09 Конвенции ПДНВ минимального стандарта компетентности инструкторапреподавателя, обеспечить его психологопедагогическую подготовку для работы в новых условиях профессионального обучения моряков, с использованием современных форм и методов обучения, методики проведения тренажерной подготовки, процедуры использования тренинга, специальныхвопросовфоновой базовой профессии;продолжить научноисследовательские работы по всем направлениям профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников морского профиля с учетом требований безопасной работы на судах морского флота.
Ссылки на источники1.Ничкало Н.Г. Проблемы профессионального обучения на производстве в контексте педагогики, психологии труда и андрагогики //Профессиональное обучение на производстве: сб. науч. тр. / ред. кол.: И.О. Радкевич (председатель) и др. Киев: Издво Института ПТОАПН Украины, 2011.Вып. IV. С. 6.2.Квалифицированная рабочая сила основа для интенсивного, устойчивого и сбалансированного экономического роста: международное бюро труда. Женева: МОТ, 2010. 70 с.3.Профессиональные навыки, способствующие росту производительности, занятости и развитию: международная конференция труда, 97я сессия. Женева: МОТ, 2008. С. 25.4.Радкевич В.А. Современные факторы развития профессионального обучения в условиях производства //Профессиональное обучение на производстве. Вып. IV. С. 1826.5.Закон Украины «О профессиональном развитии работников» от 12.01.12 р. № 4312 `IV. URL: zakon.rada.gov.ua›bin/laws/main.cgi…6.Арзамасцева Т. Б., Кязимов К. Г. Кризис системы обучения рабочих на производстве. М.: Изд. центр АПО, 2001. С. 24.7.Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года (консолидированный текст с манильскими поправками) Киев: ВПК «ЭкспрессПолиграф», 2012. 568 с.8.Герганов Л. Д. Перспективы использования модульной системы обучения плавсостава морских тренажерных центрах // Профессиональное обучение на производстве:сб. науч. тр. / ред.кол.: Н.Г.Ничкало (председатель) и др. Киев: Наук.світ, 2003. Вып. І. С. 103110.9.Морская доктрина Украины на период до 2035 года: Постановление Кабинета Министров Украины от 07 октября 2012 года № 1307. URL: http: www.mtu.gov.ua/uk/resolution_kmu/15623.
LeonidGerganov,Сandidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, deputy chief, Educational center “The Ukrainian Danube steamship line”, Ishmael, UkraineProfessional training, retraining and improvement of qualification of workers of the maritime profile: strategic goals and tasks for marine fieldAbstact. On the basis of the research training of production workers in the modern labor market conditions in marine field, the author speaks aboutthe urgency and ways to improve the professional competence of workers of the Maritime profile.Key words: learning in the workplace, educational institution at manufacture, employee of Maritime profile, international Convention on "the Preparation, the seafarers ' certification and Watchkeeping, shipping company.
References
1.Nichkalo,N.G. (2011) “Problemy professional'nogo obuchenija na proizvodstve v kontekste pedagogiki, psihologii truda i andragogiki”, inRadkevich, I.O. (ed.) et al. Professional'noe obuchenie na proizvodstve: Sb. nauch. trudov, Izdvo Instituta PTO APN Ukrainy, Kiev,vyp. IV, p. 6(in Russiаn).2.(2010) Kvalificirovannaja rabochaja sila osnova dlja intensivnogo, ustojchivogo i sbalansirovannogo jekonomicheskogo rosta: mezhdunarodnoe bjuro truda,MOT, Zheneva, 70 p.(in Russiаn).3.(2008) Professional'nye navyki, sposobstvujushhie rostu proizvoditel'nosti, zanjatosti i razvitiju: mezhdunarodnaja konferencija truda, 97ja sessija,MOT, Zheneva, p. 25(in Russiаn).4.Radkevich,V.A. (2011) “Sovremennye faktory razvitija professional'nogo obuchenija v uslovijah proizvodstva”, inin Radkevich, I.O. (ed.) et al. Professional'noe obuchenie na proizvodstve: Sb. nauch. trudov, Izdvo Instituta PTO APN Ukrainy, Kiev, vyp. IV,pp. 1826(in Russiаn).5.Zakon Ukrainy “O professional'nom razvitii rabotnikov”ot 12.01.12 r. №4312 `IV.Available at: zakon.rada.gov.ua›bin/laws/main.cgi…(in Russiаn).6.Arzamasceva, T.B. &Kjazimov,K.G. (2001) Krizis sistemy obuchenija rabochih na proizvodstve, Izdatel'skij centr APO, Moscow, p. 24(in Russiаn).7.(2012) Mezhdunarodnaja konvencija o podgotovke idiplomirovanii morjakov i nesenii vahty 1978 goda (konsolidirovannyj tekst s manil'skimi popravkami),VPK “JekspressPoligraf”, Kiev, 568 p.(in Russiаn).8.Gerganov,L.D. (2003) “Perspektivy ispol'zovanija modul'noj sistemy obuchenija plavsostava morskih trenazhernyh centrah”, inNichkalo, N.G. (ed.) et al. Professional'noe obuchenie na proizvodstve: sb.nauch.trudov, Nauk.svіt, vyp. І, Kiev, pp.103110(in Russiаn).9.Morskaja doktrinaUkrainy na period do 2035 goda:зostanovlenie Kabineta Ministrov Ukrainy ot 07 oktjabrja 2012 goda №1307.Available at: http: www.mtu.gov.ua/uk/resolution_kmu/15623(in Russiаn).
Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатомпедагогическихнаук, главным редактором журнала «Концепт»