Особенности потребительского поведения в Кировской области

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маракулина И. В. Особенности потребительского поведения в Кировской области // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 9 (сентябрь). – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14234.htm.
Аннотация. Статья содержит результаты исследования особенностей поведения конечных потребителей в Кировской области с учетом характеристик экономической, социологической и психологической моделей.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Маракулина Ирина Викторовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры маркетинга и стратегического планирования ФГБОУ ВПО «Вятская государственная сельскохозяйственная академия», г. Кировirvikmar@outlook.com

Особенности потребительского поведения в Кировской области

Аннотация.Статья содержит результаты исследования особенностей поведения конечных потребителей в Кировской области с учетомхарактеристик экономической, социологической и психологической моделей.Ключевые слова:поведение конечных потребителей, Кировская область, региональный рынок.Раздел: (4) экономика.

Кировская область расположена на северовостоке европейской части России, входит в Приволжский федеральный округ (ПФО). Доля Кировской области в Российской Федерации на основе данных статистики[1] по ряду показателей представлена на рисунке, все значения меньше условной средней для83 субъектов РФ (по состоянию на 2013 г.), равной 100/83=1,2%.

Доля Кировской области в РФ по некоторым социальноэкономическим показателям

Структура населения Кировской области по полу, возрасту и месту проживания практически не отличается от данныхпо России в целом по состоянию на 2010 г.(табл.1) –также преобладают городские жители (74%), трудоспособное население (60%) и женщины (54%).В динамике численность населения Кировской области снижается. По состоянию на 1 января 2014 г.в регионе проживает 1310,9 тыс. чел.[2], что на 2% ниже значения 2010 г.При этом уровень урбанизации продолжает расти, в 2014 г.горожане составили уже 75%. Снижение численности населения в регионепроисходит как за счетестественной убыли (3,2 тыс. чел. в 2013 г.), так и за счет миграционной убыли (5 тыс. чел. в 2013 г.), в то же время в России в целом в 2013 г.отмечен прирост миграции (международной) на 295,8 тыс. чел. и естественный прирост 24 тыс. чел.[3]Помимо численности населения на емкость регионального рынка влияет уровень доходов. Среднедушевые денежные доходы в месяц в Кировской области по данным статистики за 2013 г.[4] составили18224 руб., что почти на треть ниже среднего показателя по России (25646,6 руб.). В то же время здесь ниже и децильный коэффициент фондов 12,07 (в РФ 16,4), то есть социальная дифференциация по уровню доходов в Кировской области проявляется слабее.Таблица 1 Численность и структуранаселения в Кировской области и РФ по данным переписи 2010 г.[5]

ПоказателиРоссийская ФедерацияКировская областьтыс. чел.%тыс. чел.%Численность населения, всего 1428571001341100Вт.ч. городское10531473,799374,0

Сельское3754326,334826,0Женщины7681053,872554,1Мужчины6604646,261645,9в возрасте:

–моложе трудоспособного2314216,220315,2

–трудоспособном8799961,681160,4

–старше трудоспособного3171422,232724,4

Количество предприятий торговли и бытового обслуживания населения в Кировской области за 5 лет сократилось на 20%, а число индивидуальных предпринимателей в этой сфере снизилось на 31%[6]. Доля крупнейшейместной торговой сети сократилась с 31,1% в 2010 г. до 24,9% в 2013 г. с появлением в регионе федеральных розничных сетей, которым принадлежит уже более 20% рынка розничной торговли г. Кирова[7]. В целом же оборот розничной торговли в регионе растет (табл.2).Таблица 2

Показатели развития розничной торговли в Кировской области[8]

Показатели2013 г.Индекс физического объёма,% к 2012 г.Оборот розничной торговли, млнруб.149229,4106,6Пищевые продукты, включая напиткии табачные изделия72790,8102,5Непродовольственные товары76438,7110,6Оборот общественного питания, млнруб.9978,5100,8Объём платных услуг населению, млнруб.41293,097,5Индекс потребительских цен и тарифов на товары и услуги 107,5хПродовольственные товары109,3хНепродовольственные товары104,3хУслуги109,8х

Для характеристики потребительского поведения могут быть использованы тритеоретические модели: экономическая, социологическая и психологическая[9].Согласно экономической модели поведения,потребитель действует рационально с учетом таких ключевых факторов, как уровень цени размер располагаемого дохода. Цены в Кировской области существенно не отличаются от данных по другим городам ПФО (табл.3), а вот уровень доходов, как уже отмечалось, ниже среднего по России. По данным переписи населения 2010 г.[2],основными источниками средств к существованию для жителей региона являютсятрудовая деятельность (48% ответов), пенсия (27,7% ответов для Кировской области и 24,1% по России), личное подсобное хозяйство (26,2% для Кировской области и 10,8% по России). Интересно, что такой источник дохода, как сдача в аренду имущества, который отметили 0,27% россиян, в Кировской области набрал лишь 0,08% ответов. Что касается роли личных подсобных хозяйств, то, по данным статистики,доля сельскохозяйственной продукции собственного производства в общей стоимости расходов на питание жителей Кировской области составляет 9,8% для горожан и 25,2% для сельского населения[11].Таблица 3Цены на некоторые продукты в Москве и городах Приволжского федерального округа по данным статистики[12] на январь 2014 г.

ГородГовядина бескостная, кгСвинина бескостная, кгМасло сливочное, кгМасло подсолнечное, кгМолоко питьевое цельное пастеризованное 2,5–3,2% жирности, лЯйца куриные, 10 шт.Сахарпесок, кгМука пшеничная, кгХлеб из ржаной муки и из смеси муки ржаной и пшеничной, кгМакаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта, кгКартофель, кгМосква441,5369,1419,084,2247,4363,2634,1635,7238,6684,8727,76ЙошкарОла354,5236,2308,566,3034,7449,4928,6625,6426,1532,1521,13Казань338,9251,1270,666,8834,9648,6329,6421,7830,2940,1722,05Ижевск342,1276,6335,473,2237,6051,5730,9723,6932,8140,9420,56Пермь358,8292,4363,672,9836,4651,2432,3428,5630,6554,6623,85Киров364,7277,0348,064,0033,8049,1628,3924,2230,5537,6619,78HижнийHовгород384,6261,0320,174,8141,3255,1328,0326,4931,6342,8021,95

Более половины своих доходов жители области тратят на покупку товаров (табл.4), в динамике за 5 лет доля этого направления расходования средств возросла наряду с обязательными платежами, доля сбережений не превышает 5%.Таблица 4Структура использования денежных доходов в Кировской области, %[13]

Наименования2009 г.2010 г.2011 г.2012 г.2013 г.Покупка товаров46,947,853,453,155,7Оплата услуг16,614,815,215,615,8Обязательные платежи и взносы9,18,49,11011,3Сбережения во вкладах и ценных бумагах4,46,32,65,24,6Изменение средств на счетах индивидуальных предпринимателей10,810,8109,48,3Другие расходы12,211,99,76,74,3

В рамках социологическоймодели поведения исследуется влияние на потребителя культурных факторов, семьи и референтных групп. По данным переписи населения 2010 г.[14],89% жителей Кировской области русские (что выше значения по РФ –81%), 2,7% –татары, 2,2% –марийцы, 1% –удмурты, другие национальности занимаютменее 1%. Одноиз проявлений русской культуры –соблюдение религиозных постов, что привело к росту популярности заведений общественного питания, предлагающих постное меню, а также к развитию паломнического туризма.Число домохозяйств в Кировской области,по данным последней переписи,составляет 560,4 тыс. ед., средний размер домохозяйства 2,4 чел., что ниже среднего значения по России (2,6 чел.).Психологическая модель поведения связана с процессами мотивации, восприятия, обучения, а также отношением потребителей к товарам и брендам. По данным статистики[15], в 2013 г.индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле для Кировской области равен1,449%, что существенно ниже среднего значения по России (5,51%).Индексы уверенности потребителя в Приволжском федеральном округе, в состав которого входит Кировская область, не существенно отличаются от значений по России в целом (табл.5).Таблица5Индексы уверенности потребителя,по данным Росстата[16]на IVквартал 2013 г., %

ПоказателиРоссияПриволжский федеральный округИндекс уверенности потребителя119,22Индекс ожидаемых изменений цен7474,47Индекс благоприятности условий для формирования сбережений3634,93Индекс благоприятности условий для крупных покупок1916,96

Среднедушевое потребление продуктов питания в Кировской области по мясу, овощам, яйцу не значительно отличается от среднего показателя по России (в пределах 3–4%), потребление картофеля в 2013 г.на 13% ниже,а потребление молока на 18% выше, чем в среднем по стране. При покупке продуктов питания кировчане отдают предпочтение продукции местных производителей. Так, по данным проекта «Продуктовая карта»[17], 75% средствпродуктовых карт было потрачено на покупку «вятских» товаров.Площадь жилых помещений, приходящаяся на одного жителя, составляет в регионе 23,6 кв. м (в РФ 23,4 кв. м). Обеспеченность автомобилями на 1000 жителей в Кировской области 221 шт., что ниже среднего значения по стране (274 шт.), по данному показателю область занимает 63еместо в России[7].По данным отчета Яндекс[18] за 2010 г., пользователи ПФО больше других посещают социальные сети (охват 92,8%), также в округе самые высокие темпы развития региональных интернетресурсов (15%). Аудитория портала mail.ru в Кировской области составляет 200 тыс. уникальных посетителей в неделю и 15102 тыс. просмотров страниц в неделю[19].По данным рейтинга телевизионных каналов на декабрь 2013 г.,наибольшую долю аудитории имеют Первый канал (16,65% в primetime), НТВ (12,17%) и Россия 1 (13,28%)[20].В 2012 г.жители области проговорили по мобильному телефону 43 млн часов и 15,2 млн часов по стационарному телефону. По размеру оплаты за услуги связи на одного жителя Кировская область занимает 7еместо в ПФО[21].По данным маркетингового исследования[22],кировчане в большей степени доверяют банкам с государственным участием (78% опрошенных), а наиболее часто пользуются такими банковскими услугами, как дебетовые/зарплатные карты (34%), депозиты (18%) и кредиты (17%).Таким образом, по результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что, несмотря на некоторые отличия в показателях развития потребительского рынка Кировской области, обусловленные в первую очередь экономическими факторами, в целом покупатели региона по социологическим и психологическим характеристикам схожи с покупателями из другихрегионовРоссии.

Ссылки на источники1.Кировская область в цифрах: краткий стат. сб. –Киров: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кировской области, 2014. –80 с.2.Там же.3.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. –URL: http://www.gks.ru/[дата обращения 24.07.2014].4.Там же.5.Там же.6.Кировская область в цифрах: краткий стат. сб.7.За год «Система Глобус» потеряла почти 2% на рынке Кирова // Навигатор. –2014.–№ 20. –URL: http://navigatorkirov.ru/newspaper_articles/162394.html[дата обращения 24.07.2014].8.Кировская область в цифрах: краткий стат. сб.9.Байбардина Т. Н., Кожухова Г. Н., Якимик А. Я. Поведение потребителей: учеб. пособие. –Минск: Издво Гревцова, 2010. –С. 55–65.10.Официальный сайт Федеральной службы государственнойстатистики.11.10% продуктов кировчане производят у себя на дачах // Навигатор. –2013.–№ 21. –URL: http://navigatorkirov.ru/newspaper_articles/7707.html[дата обращения 24.07.2014].12.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.13.Кировская область в цифрах: краткий стат. сб.14.Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.15.Тамже.16.Тамже.17.«Продуктовая карта» выявила самых популярных производителей в области // Навигатор. –2014.–№ 13. –URL: http://navigatorkirov.ru/newspaper_articles/123482.html[дата обращения 24.07.2014].18.Развитие интернета в регионах России.–URL: http://company.yandex.ru/researches/reports/internet_regions_2011.xml[дата обращения 24.07.2014].19.Сайт рекламного центра «ТопМедиа». –URL: http://tmkirov.ru/reklamamailru[дата обращения 24.07.2014].20.Тамже.21.43 миллиона часов жители области проговорили по мобильному // Навигатор. –2013.–№ 41. –URL: http://navigatorkirov.ru/newspaper_articles/12826.html[дата обращения 24.07.2014].22.Санович М. А. Анализ конкурентоспособности предприятий на рынке банковских услуг // Концепт.–2014. –№ 06 (июнь). –ART 14146. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14146.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X [дата обращения 24.07.2014].

Irina Marakulina,Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of marketing and strategic planning, Vyatka State Agricultural Academy, Kirovirvikmar@outlook.comFeatures of consumer behavior in the Kirov regionAbstract.The article contains the results of the research, devoted to consumer behavior in the Kirov region, taking into account characteristics of the economic, sociological and psychological models.Key words:consumer behavior, the Kirov region, regional market.References1.(2014) Kirovskaja oblast' v cifrah: kratkij stat. sb.,Territorial'nyj organ Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki po Kirovskoj oblasti, Kirov,80 p.(in Russian).2.Ibid.Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki.Available at:http://www.gks.ru/ [data obrashhenija 24.07.2014](in Russian).4.Ibid.5.Ibid.6.(2014) Kirovskaja oblast' v cifrah: kratkij stat. sb.7.(2014) “Za god “Sistema Globus”poterjala pochti 2% na rynke Kirova”,Navigator,№ 20. Available at:http://navigatorkirov.ru/newspaper_articles/162394.html [data obrashhenija 24.07.2014](in Russian).8.(2014) Kirovskaja oblast' v cifrah: kratkij stat. sb.9.Bajbardina,T. N., Kozhuhova,G. N.&Jakimik,A. Ja. (2010) Povedenie potrebitelej: ucheb. posobie,Izdvo Grevcova, Minsk,pp. 55–65(in Russian).10.Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki.11.(2013) “10% produktov kirovchane proizvodjat u sebja na dachah”,Navigator,№ 21. Available at:http://navigatorkirov.ru/newspaper_articles/7707.html [data obrashhenija 24.07.2014](in Russian).12.Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhby gosudarstvennoj statistiki.13.(2014) Kirovskaja oblast' v cifrah: kratkij stat. sb.14.Oficial'nyj sajt Federal'noj sluzhbygosudarstvennoj statistiki.15.Ibid.16.Ibid.17.(2014) “’Produktovaja karta’vyjavila samyh populjarnyh proizvoditelej v oblasti”,Navigator, № 13. Available at: http://navigatorkirov.ru/newspaper_articles/123482.html [data obrashhenija 24.07.2014](in Russian).18.Razvitie interneta v regionah Rossii. Available at:http://company.yandex.ru/researches/reports/internet_regions_2011.xml [data obrashhenija 24.07.2014](in Russian).19.Sajt reklamnogo centra “TopMedia”. Available at:http://tmkirov.ru/reklamamailru [data obrashhenija 24.07.2014](in Russian).20.Ibid.21.(2013) “43 milliona chasov zhiteli oblasti progovorili po mobil'nomu”,Navigator,№ 41. Available at:http://navigatorkirov.ru/newspaper_articles/12826.html [data obrashhenija 24.07.2014](in Russian).22.Sanovich,M. A.(2014)“Analiz konkurentosposobnosti predprijatij na rynke bankovskih uslug”,Koncept,№ 06 (ijun').ART 14146. Available at:http://ekoncept.ru/2014/14146.htm,Gos. reg. Jel No FS 7749965,ISSN 2304120X [data obrashhenija 24.07.2014](in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»