Роль производственной практики при подготовке бакалавров–кораблестроителей

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Калинина Н. В., Шайдуллин М. Г., Спехов П. Л. Роль производственной практики при подготовке бакалавров–кораблестроителей // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 9 (сентябрь). – С. 31–35. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14233.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам, касающимся организации и проведения производственной практики при подготовке бакалавров-кораблестроителей. Указана проблема, возникшая в связи с введением новых учебных планов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Калинина Надежда Викторовна,кандидат технических наук, доцент кафедры кораблестроения и авиационной техники Нижегородского государственного технического университетаим.Р.Е.Алексеева(НГТУ), г.Н.Новгородnvk5133@mail.ru

Шайдуллин Миннахмат Габдульбарович,кандидат технических наук, доцент кафедры кораблестроения и авиационной техники Нижегородского государственного технического университетаим.Р.Е.Алексеева(НГТУ), г. Н.Новгородksf@nntu.nnov.ru

Спехов Павел Леонидович,старший преподаватель кафедры кораблестроения и авиационной техники Нижегородского государственного технического университета им.Р.Е.Алексеева(НГТУ), г. Н.Новгород

ship@nntu.nnov.ru

Роль производственной практики при подготовке

бакалавровкораблестроителей

Аннотация.Статья посвящена вопросам, касающимся организации и проведения производственной практики при подготовке бакалавровкораблестроителей. Указана проблема, возникшая в связи с введением новых учебных планов. Ключевые слова:производственная практика, бакалавр, учебный план, проблемы и перспективы организации практики.Раздел: (01)педагогика;история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

При подготовке бакалавров по направлению26.03.02 (180100) «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» предусмотреныдва вида практик: учебная и производственная [1]. Правильная организация практик является одним из важнейших путей подготовки студента к профессиональной деятельности в условиях постоянно и быстро меняющихся реалий жизни, соответствует углублению и расширению теоретических знаний, формированию умений использовать нормативную и справочную документацию. Происходит формирование и развитие самостоятельной активности студентов, творческой инициативы, ответственности и организованности.Рассмотрим,как проходитпроизводственная практика в Нижегородском государственном техническом университете им. Р.Е. Алексеева (НГТУ), организованная сотрудниками выпускающей кафедры «Кораблестроение и авиационная техника».В соответствии с учебным планом подготовки бакалавров практика предусмотрена на третьемкурсе в шестомсеместре продолжительностью четыренедели (216часов) и оценивается в шестьзачетных единиц.Целямипроизводственной практики являются:закрепление теоретических знаний, полученных студентами в университете по дисциплинам «Объекты морской техники», «Основы кораблестроения», «Судовые системы», «Сварка», «Судостроительные материалы» [2];приобретение практическихнавыков самостоятельной работына рабочих местах;ознакомление со структурой судостроительного завода, с технологией и организацией постройки судов, с конструкцией корпуса строящихся судов;освоение методов работы с проектноконструкторской и технологической документацией, технической литературой, ГОСТами, ОСТами, РД и другой нормативной документацией.В задачипроизводственной практики входитформирование компетенций, навыков и умений, связанных с будущей профессиональной деятельностью:ознакомление со структурой завода и номенклатурой выполняемых работ и схемой производственных связей его основных цехов;освоение современных техническихсредств выполнения проектных и технологических разработок;освоение методов технологической проработки проектируемых судов (кораблей), средств океанотехники, корпусных конструкций;освоение отдельных пакетов прикладных программ технологической подготовки производства;изучение основных требований, предъявляемых к технической документации, материалам, изделиям;изучение действующих стандартов, технических условий, положений и инструкций по составлению и оформлению технической документации.В результате прохожденияпроизводственнойпрактики обучающийся должен овладеть следующими компетенциями[3]:а)общекультурными (ОК):уметь логически верно, аргументированнои ясно строить устную и письменную речь(ОК3);владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК13);б)профессиональными (ПК): использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и норм охраны труда (ПК8);анализировать технологический процесс как объект управления (ПК9);участвовать в разработке технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания, реновации и ремонта судов и средств океанотехники, энергетических установок, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем, систем объектов морской инфраструктуры с использованием типовых методик расчетов (ПК18).В результатепрохожденияпроизводственнойпрактики обучающийся должен: знатьорганизацию судостроительного производства;технологические процессы сборки судов;основные проблемы судостроительной отрасли;требования по охранетруда и техникебезопасности на предприятии;права и обязанности специалиста среднего звена (бригадира, мастера);уметь

использовать практические знания в сборке деталей, узлов, секций корпуса судна;использовать стандарты и другие нормативные документы при оценке, контроле качества и сертификации материалов и изделий;владеть основами технологии сборки и сварки корпусов судов;методами анализа процессов возникновения дефектов и брака выпускаемой продукции и разработки мероприятий по их предупреждению;методами осуществления технического контроля действующего производства.В целях обеспечения производственной подготовки студентов в соответствии с уровнем современной науки и техники программой предусматривается более глубокое изучение вопросов технологии и организации постройки судов. Студенты знакомятся с технологическими методами и средствами обеспечения и повышения ресурса и надежности судовых конструкций, особенностями проектирования технологических процессов сборки, сборочной оснастки.Студенты к моменту начала практики должны знать технологические методы и средства обеспечения и повышения ресурса и надежности судовых конструкций; основы оформления технической документации, стандарты и правила построения и чтения чертежей, схем, способы графического представления пространственных образов; теоретические основы безопасности жизнедеятельности; средства и методы повышения безопасности, экологичности; виды и типы морской техники, принципы их действия; основные принципы системного подхода при создании морской техники, современные методы проектирования; назначение, состав, тенденции и сферы применения энергетических комплексов морской техники. Во время прохождения практики студент обязан:ознакомитьсясо структуройпредприятия и его подразделениями,с организацией производственных и технологических процессов, с работой цехов;изучить технологическую трудоемкость постройки судов, принципиальную технологию постройки судов, работу технологического отдела;выполнить отчет и индивидуальное задание.В качестве тем индивидуальных заданийстудентам предлагается одно изнаправлений:технология изготовления узла, секции, блоксекции и т.д.;анализ возможности примененияпромышленных роботов;анализ методов борьбы со сварочными деформациями;современные компьютерные технологии в управлении ив производстве;бесплазовый метод подготовки производства;лазерные технологии в судокорпусостроении;анализ технологичности судовых конструкций, строящихся судов;анализ метода модульного судостроения;современные судостроительные материалы;экономические показатели работы участка, цеха;разработка мероприятий по охране окружающей среды;типовой расчет норм выработки, производственных мощностей и загрузки цехового оборудования.Примерныйкалендарныйпланпроизводственной практики приведен в таблице ниже.Местом проведения производственной практики являются судостроительныеи судоремонтные заводы РФ: ОАО «Завод «Красное Сормово», г. Н.Новгород; ОАО Сокольская судоверфь, пос. Сокольское Нижегородской области; ОАО «Центр судоремонта “Звездочка”», г. Снежногорск Мурманской области; ОАО «Завод Нижегородский теплоход», г. Бор; ЗАО «Онежский судостроительный завод», г. Петрозаводск и др.Примерный календарный график производственной практики

№п/пРазделы (этапы) практикиПродолжительность,чФормаотчетности1Подготовительныйэтап

(проводится до начала календарного срока практики)6

1.1Получениестудентамигарантийных писемпредприятий о приеме на практику. Оформление договоров с предприятиямина проведение практики2Отметка о присутствии1.2Проведение собрания студентов;выдача индивидуальных заданий, допускови путевок на практику4Отметка о присутствии2Организационный этап8

2.1Оформление пропусков напредприятия4

2.2Прохождение инструктажа потехнике безопасности.Распределение по рабочим местам4

3Производственный этап180Сбор материала для отчета

Знакомство студентов со структурой предприятия, его подразделениями, цехами, отделами18

Знакомство с организацией производственных и технологических процессов.Знакомство с процессом обработки металла.Знакомство с процессом предварительной сборки секции.Знакомство с процессом стапельной сборки.Знакомство с цехом трубомедницкой сборки.Знакомство с механомонтажными работами.Знакомство с работой механосборочной части.Знакомство с достроечными работами.Знакомство с проведением швартовных испытаний

18181818181818189

Знакомство с работой технологического отдела9

4Индивидуальное задание36Отчет по практике

Выполнение индивидуального задания16

Анализ и обобщение полученной информации. Написание отчета по практике20

Итого216

В настоящее время, практически на всех базах практики, студенты работают на рабочих должностях, а также надолжностях помощникамастера, мастера, техника, технолога.Это было достигнуто путем совместныхусилий сотрудников НГТУ и предприятий.С 2004 г.производственная практика при подготовке бакалавровкораблестроителей сотрудниками кафедры «Кораблестроение и авиационная техника» организована на рабочих местах.До этого времени практика проходила в форме экскурсий на нижегородском предприятииОАО «Завод “Красное Сормово”». В то тяжелое для промышленных предприятий время, когда заводы не могли платить вовремя заработную плату даже своим сотрудникам,такая форма проведения практики была выходом для ее существования.О производственных практиках с выездом в другие регионы на судостроительные заводы не было и речи. И вот в 2004 г.у ОАО «Завод “Красное Сормово”» появились заказы на строительство судов. Следовательно, потребовались рабочие.И они были найденыв лице студентов. Но в те годы подготовка бакалавровкораблестроителей велась по ГОС второго поколения и производственная практика была предусмотрена в два этапа: после третьего и четвертого курсовпо три недели каждая.Заводу брать студентов на время практики на работу было невыгодно. Сначала они неделю устраиваются. Потом неделюовладевают навыками на конкретном рабочем месте, и остается чуть больше недели для работы. Такая организация практики никого не устраивала. Тогда руководство завода вышло с предложением об объединении двухпрактик в одну. После обсуждения данного вопроса было принято решение о проведениипрактики после третьего курса с протяженностью восемь недель. В том же2004 г.был заключен договорна проведение производственной практики студентов НГТУ на предприятии ОАО «Завод“Красное Сормово”». В договоре оговаривались и дополнительные условия. Одно из них касалось учебного плана. Нужно было адаптировать учебный план кпродолжительностипроизводственной практики в восемь недель. Были внесены изменения в учебный план подготовки бакалавров. Завод предоставлял студентам рабочие места, при необходимости организовывал краткосрочную техническую учебу для овладения рабочими специальностями. Оплату труда производил в соответствии с действующими на предприятии расценками и выполнением производственных заданий. В 2005 г.был заключен договор с ООО «Онежский судостроительный завод» на проведение производственной практики для студентов НГТУ, обучающихся по направлению «Кораблестроение и океанотехника». Практика была успешно проведена,и студенты трудились на рабочих местах (рис. 1).

Рис. 1.Студент на рабочем месте в ООО «Онежский судостроительный завод»С 2005 г.возобновились выездные практики. Ежегодно студенты сталипроходить производственную практику на базе ФГУП «Судоремонтный завод “Нерпа”» (г.Снежногорск), ОАО «Окская судоверфь» (г. Навашино), ОАО «Городецкий судоремонтномеханический завод» (г. Городец), ОАО «Судостроительный завод “Волга”» (г. Н.Новгород) и т.д.Хотелось бы отметить, что в ООО «Онежский судостроительный завод» все студентыв конце практики на заседании квалификационной комиссии проходят испытания на присвоениеим квалификации «Сборщик корпусов металлических судов» 2го разряда (рис. 2).

Рис. 2. Студенты на рабочем месте перед заседанием квалификационной комиссии

По окончании практики обязательно проводится студенческая учебнопрактическая конференция (см. рис. 3). На этой конференции заслушиваются доклады студентов по результатам практики. Они рассказывают о своей работе, делятся впечатлениями о том,как их встретили, о предприятии, его продукции, о технологическом оборудовании. Иконечно, о людях, которые работали рядом с ними, обучали их строить его величество корабль. Чем больше предприятий вовлечено в программу производственной практики, тем интереснее и познавательнее проходят студенческие конференции, тем больше информации о постройкесудовполучают студенты.Роль практики с каждым годом только возрастает, поскольку после окончания вуза предприятия желают получать специалистов, которые уже способны работать без дополнительнойподготовки и обучения. Поэтомуостро встал вопрос о необходимости увеличения количества недель на практику, чтобы все осталось на том же качественном уровне. Кропотливый анализ ФГОС 3 и многочасовые обсуждения учебного плана показали, что имеется принципиальная возможность довести практику до шести недель. Изменение учебного плана заключается в уменьшенииколичество недель теоретического обученияв шестом семестре на две недели. Таким образом, можно сохранить существующие базы практик и повысить качество прохождения студентами производственной практики.

Рис. 3.Студенческая конференцияпо итогам производственной практикиСсылки на источники1.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 98 б –«Кораблестроение,океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры».Квалификация (степень) –бакалавр. –М., 2008.2.Зуев В. А., Калинина Н. В. Особенности преподавания профессиональных дисциплин при подготовке бакалавровкораблестроителей // Концепт. –2012. –№11 (ноябрь). –ART 12151.–URL: http://ekoncept.ru/2012/12151.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X. –[Дата обращения 24.07.2014].3.Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 98 б –«Кораблестроение,океанотехника, системотехника объектов морской инфраструктуры».Квалификация (степень) –бакалавр.

Nadezhda Kalinina,Candidateof Engineering Sciences, Associate Professor at the chair of shipbuilding and aircraft technology, Nizhny Novgorod State Technical University, named after R.E. Alekseyev, Nizhny Novgorodnvk5133@mail.ruMinnahmad Shaidullin,Candidateof Engineering Sciences, Associate Professor at the chair of shipbuilding and aircraft technology, Nizhny Novgorod State Technical University, named after R.E. Alekseyev, Nizhny Novgorodksf@nntu.nnov.ruPavel Spehov,Senior lecturer at the chair of shipbuilding and aircraft technology, Nizhny Novgorod State Technical University, named after R.E. Alekseyev, Nizhny Novgorodship@nntu.nnov.ruRole of manufacturing practice in bachelorsshipbuilders trainingAbstract. The article is devoted to issues relating to the organization and conduct of industrial practice in the training of bachelors shipbuilders. The article contains the problem that arose in connection with the introduction of new curricula.Key words: manufacturing practice, bachelor, curriculum, problems and prospects of practice organization.References1.(2008)Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 98 b –“Korablestroenie, okeanotehnika, sistemotehnika ob#ektov morskoj infrastruktury”. Kvalifikacija (stepen') –bakalavr, Moscow (in Russian).2.Zuev, V. A. &Kalinina,N. V. (2012) “Osobennosti prepodavanija professional'nyh disciplin pri podgotovke bakalavrovkorablestroitelej”,Koncept, № 11 (nojabr'). ART 12151. Avalable at: http://ekoncept.ru/2012/12151.htm. Gos. reg. Jel No FS 7749965. ISSN 2304120X. [Data obrashhenija 24.07.2014](in Russian).3.Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 98 b –“Korablestroenie,okeanotehnika, sistemotehnika ob#ektov morskoj infrastruktury”. Kvalifikacija (stepen') –bakalavr.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»