Этнотрадиция в мебели – дизайн будущего

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Стрилец В. Ф. Этнотрадиция в мебели – дизайн будущего // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 9 (сентябрь). – С. 61–65. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14239.htm.
Аннотация. В статье показано современное развитие этнотрадиции в мебели разных стран. Выяснены значение и роль традиции в современном дизайне. Раскрыты определенные аспекты развития этнотрадиции в современном дизайне мебели, а на их базе – и требования для дизайнеров мебели.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Стрилец Валерий Федорович, старший преподавателькафедры дизайна средыинститутадизайна и рекламы Киевскогонациональногоуниверситетакультуры и искусств,г. Киев VStrilets8@gmail.com

Этнотрадиция в мебели –дизайн будущего

Аннотация. В статьепоказано современное развитие этнотрадиции в мебели разных стран. Выясненызначение и роль традиции в современном дизайне. Раскрытыопределенные аспекты развития этнотрадиции в современном дизайнемебели, а на их базе –и требования для дизайнеров мебели.

Ключевые слова: этнотрадиция в мебели, национальная традиция, аспекты и требования развития этнотрадиции в современном дизайне.

Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.

Важность развития национального искусства подчеркивал Юрий Борев в своей работе «Эстетика»[1], совершенно справедливо считая,что каждое искусство национальное в своей сущностии потому важное как своеобразная база для развития будущего искусства и дизайна.

Авторская группа (Н.Я. Горбач,С.Д. Гелей, З.П. Росинская)в своем учебнике«Теория и история мировой и отечественной культуры»[2] максимально сжато раскрывает и характеризует понятиекультуры, выделяя егоизобщего понятия цивилизации и даже противопоставляя их. Очень точно дается определение культурыкак материальных и духовных ценностей,созданных народом на протяжении своей истории. Подчеркивается роль традиции в общем духовном развитии и особенностей менталитета общества.

Авторский коллектив В.П.Коцура, О.И.Потапенко, М.К.Дмитренко, В.В.Куйбидыв своей работе «Словарь символов культуры Украины»[3]представляеттрактовку народной символики, подчеркивает роль символа в созданииорнаментики и образа,отражающегоопределенную мысль, идею, чувство. Это представлениевызывает определенный круг ассоциаций и является одной из мощных основ национальной культуры, подчеркивая,что настоящее искусство–символическое. И роль символа в дизайне еще не полностью осознана.

А.А. Грашин в своем учебнике «Краткий курс стилевой эволюции мебели»[4] раскрывает явление неотрадиционализма в мировом дизайнена примере работдизайнеров Италии, Японии, скандинавских стран, основа которых –здоровый образ жизни, экологически чистые материалы,из которых изготавливается мебель, традиционностьвыполняемых изделий, разработанных техник исполнения, форм мебели и т.д.

Вопрос об использовании этнотрадиции в творчестве поднимался не один раз. То, что всякое искусство должно быть национальным, кажется,не вызывает ни у кого сомнений, ибо развитие каждого творческого индивида, как правило,происходило в сфере ментальности определенного народа. Вопрос возникал только тогда, когда,казалось,народнаятрадицияв творчестве воплощаласьс помощью международной модной стилистики, цвета и т.д. Но творчество талантливого украинского художника Михаила Бойчука начала XX в. опровергло подобное мнение, где «чужеродная» стилистика использовалась в творчестве, но переплеталась с другой ментальностью и национальной традицией,или, иначе,ложилась на новую основу.

Другое дело –дизайн, целью которого являются не только эстетические задачи, но и функциональные. А функция иногда диктует форму и стилистику проектируемого предмета. Поэтому многие дизайнеры не задумываются над «национальностью» дизайна,ибо функция для них–явление интернациональное. Мир, окружающийсовременного человека, все больше «фабрикуется». Его восприятиепереполненоигрой новых линий и форм, произведениями расчета и ума. Человека поражает веретенообразная форма самолета или красивый кузов автомобиля, он постоянно соглашается и с новой формой мебели,созданной новым способом или из новых материалов. Обращение к старымформам можно объяснить как реакцию на дегуманизациюсреды, в то же время наш век открывает свои собственные темы. В преобразованном мире неожиданно появляются новые источники вдохновения там, где раньше их предлагала только природа. Величественные технические сооружения равны природе по эстетической ценности: четкие соотношения материала и цвета, чистота линий и форм,исходящих из современного соответствия функции и прогресса.

Дизайн связывает в единый узел духовную и материальную, научнотехническую и технологическую, гуманитарную и индустриальную культуру. Следовательно,он обеспечивает культурную целостность современной цивилизации[5], а потомудизайнер,создавая новые функциональные формы предметов,автоматически,не желая того, «вплетает» в них свои ментальные, а значит,и национальнокультурные традиции, ибо развитиетворца происходило в определенном круге ментальности конкретного народа, а национальнокультурная традиция этого народа,как правило,не прерывается. Конечно, она проходит через фильтр цивилизации в разных сферах развития общества, как то,например,развитие общественной этики, эстетики, архитектуры, мебели, технической эстетики и т.д. Но ментальная память народа остается в подсознании и,соответственно,влияет на мышление человека и всего общества. Потому в творениях дизайнеров,что бы они нисоздавали, всегда будет присутствовать дух, мышление народа,с которым их роднит среда обитания, в которой они развивались, и народная традиция.

В последнее время в мировой практике изготовления мебели начала использоваться этнотрадиция,которая основывается на чистоте форм и изысканном ремесле, стремлении к добротности, долговечности изделий, их экологичности и эргономичности в постоянном поиске инновационных решений. Концепция, которую можноназвать неотрадиционализмом, всегда была актуальна для итальянского, японского, скандинавского дизайна. Эта концепция проявлялаособый интерес к традиционным материалам и покрытиям, к ремесленной культуре старых мастеров, к забытым мебельным типам. Учет национальных традиций и современных тенденций развития общемирового дизайна, а также новейших технологий и маркетинговых требований еще в 1880е дал положительные результаты. Примеры национальных мебельных идей встречаем в разработках дизайнеров Дании, Швеции, Норвегии, Финляндии,которыев качестведизайнерскихценностейпринималитрадиционное, в частности для Скандинавии, родство с природным окружением, ручное национальное народное искусство, гармонию взаимоотношений вещей и человека ит.д.Отсюда такоеобостренное внимание скандинавских дизайнеров к гуманизации и экологии предметной среды и их обращение к эстетике повседневности;при этом они находятся в фарватере общеевропейского развития дизайна. Культурологический аспект, историческое многовековое достояние целых поколений народа в материальной и духовной культуреиграют одну из ведущих ролей при проектировании мебели для дизайнера. Кроме того,среда,в которойформировалась нация,имеет также свое влияние на традицию через символику в орнаментике, формообразовании, цвете и т.д.Символ–это условное обозначение какогото предмета, понятия, явления, процесса, художественный образ,отражающий определенную мысль, идею, чувства. Это представлениевызывает определенный круг ассоциаций и является одной измощных основ национальной культуры. Общепризнанно: настоящее искусство–символическое. Именно знание символики помогает нам осознать картину мира, образ мышления наших предков, их эстетические, нравственные идеалы[6]. Формируемаявеками традиция по своей сути стала системой защиты человека от негативного общественного и природного воздействия. Она устанавливала нормы поведения, подчеркивала духовные ценности народа на всехэтапахжизни человека–рождение, смерть, брак и т.п.Традиция веками отшлифовываласьи оставалась особенностью,отличавшейразные народы, но и через положительное влияниеобъединяла их в совместной выработке новых традиций,нацеленных на развитие как общественной организации, так и цивилизационных мощностей различных государств. Роль традиции в настоящее время в нашем обществе недостаточно оценена государственными институтами власти. Важнойхарактеристикойтрадиции является ее цель,направленнаяна выработку положительного влияния на развитие общества. Поэтому система духовных ценностей общества формировала культурный тип индивида,что означало принадлежность его к ментальной среде конкретной нации, способ его мышления, особенности организации различных форм деятельности в жизненном цикле. Выработка духовных ценностных основ народа отражалась и на характеристиках мебели, степени их развития в формировании комфорта. Традиция –это процесс внебиологическойпередачи от поколения к поколению устоявшихся культурнобытовых особенностей[7]. Благодаря определенному консерватизму,которым отмеченабытовая культура, обеспечивается эффективное действие механизма культурной преемственности, без которого невозможно развитие нации. Через культуру каждой нации, традиционность средств должна формироваться новая традиция в обществе, способствующая тому, чтобы научнотехнический процесс был направлен на развитие и защиту человека, а не шел по пути наименьшего сопротивления, стихийнонепредсказуемо, что может привести к катастрофическим последствиям для самого общества. Поэтому культуратого или иного народаимеетв новых условиях большоезначение, ведь она,руководствуясь традицией, всегда была на стражевыживания человека в этом миреи человеческого общества в целом. К историкокультурнымфакторам влияния на дизайн относятсяматериальное достояниенарода и его историческое развитие в соответствующейприродногеографической среде. Специфической чертой историческикультурных факторов является то, что они практически неизменны во времени. Эти факторы в значительной мере определяют функциональные, конструктивные и художественноэстетические особенности дизайна мебели. Их влияние существенно сказывается научете многочисленных нормативных эксплуатационных требований. А основной целью историкокультурных требованийявляется создание этнодизайна –учет материальных и духовных ценностей национальной культуры, также ее сочетание с футуродизайномс целью создания современного международного имиджа высокого уровня и узнавания национального дизайна. Иностранный турист прежде всегохочет насладиться силой духовных и эмоциональных впечатлений от культуры неизвестного народа. А в культуру входят исторические материальные и духовные ценности народа. Поэтому культурологический аспект играет одну из ведущих ролей при проектировании мебели для дизайнера. В демократическом обществе действуетпринцип уважения индивидуальных духовных ценностей и потребностей человека. Кроме того, исходя из принципа,что каждому человеку нужнаименно его среда обитанияи что каждый человек за свою жизнь приобретает вещи,которые его вдохновляют, а также являются его ценностными понятиями и символами, дизайнерам мебели необходимо в будущем постоянно учитывать эти важные аспекты. Хотя жилье и является системой создания искусственной среды, но его влияние на развитие и тип человека, его системувыживания в данных условияхуже очевидны. Историческое развитие конкретного народа проявляетсячерез ментальность вобразных, конструктивныхи эстетическихтрадицияхв производстве мебели, широтеих применения в работе и отдыхе. Также историческое развитие указывает на сложность решения мебельных конструкций, отношение к их функциональному применению. Наряду с многовариантностью конструктивных и эргономических решений, важным является обеспечениецелостности композиции и образной индивидуальности как всей мебельной системы, так и ее составляющих. «На этом языке знаками становятся пропорции, оптическая иллюзия, цвет, соотношение света и тени, пустоты и объемов тел, цвета и масштаба. Дизайнерская форма–знак материала, технологии и качества изготовления вещей, выражающийих назначение и характер их социального бытия в системе культуры». Дизайн делает форму продукта не только целесообразной и конструктивнологической, но и эмоционально выразительной,эстетически осмысленной[8]. При этом нужно органично и гармонично придерживаться единства стиля всей среды, пространственного решения каждой мебельной единицы,что имеет историкокультурные традиции. Автор считает, что основныеисторикокультурныеаспектыв дизайнеследующие: а)основные средства выразительности этнодизайна, куда входят иконография, стилистика и типология народного орнамента, исторически национальное формообразование мебели, закономерности построения взаимоотношений цвета: иконография, стилистика и типология народного орнамента включают в себя историческую традицию передачи образов, стилистики и морфологии орнамента. Используются в дизайне мебели традиционно с древнейших времен, поэтому в будущемтрадиция передачи данных средств выразительности имеет перспективу развития;исторически национальное формообразования мебели должно рассматривать все исторические тенденции развития форм мебели в обществе;

закономерности построения цветных отношенийтоже рассматривают все исторические закономерности использования цветовых сочетаний в мебельной традиции росписи;

б)духовная традиция этнодизайнадолжна включать в себя национальную мифологию и национальную символику: национальная мифологиясостоит из национальной традиции развития мифов, выражает ментальность народа и может быть выразителем сюжетной линии или символики в мебели;

символика является национальным оберегом, ценностной и базовой основой для развития орнаментики в мебели;

в)ремесленная культура старых мастеров включает в себя развитие исторически традиционных материалов и покрытия, историческое развитие мебельных конструкций: традиционные материалы и покрытия, имеются в виду местные национальные традиции использования древесных пород, произрастающих на историкоэтнических территориях, ивозможный состав защитного покрытия мебели от внешней среды;

историческоеразвитие мебельных конструкциймоглобы дать толчок к подражанию историческимтехнологиямизготовления конструктивных элементов, ведь эти технологии испытывались веками.Итак, на базе данных аспектоввыдвигаютсятакие историкокультурные требования к дизайну мебели: 1)Требование использования основных средств выразительности этнодизайна, включающие в себя: иконографию, стилистику и типологию народного орнамента;

исторически национальное формообразование мебели;закономерности построения цветных отношений.

2)Требование использования духовной традиции этнодизайна, которая включает в себя национальную мифологию и национальную символику.

3)Требование использования ремесленной культуры старых мастеров, которая включает в себя: традиционные материалы и покрытия;

историческое развитие мебельных конструкций.

Кроме того, на общий процесс объединения различных эстетических требований влияют и такие аспекты,как креативность и мода, индивидуальные духовные ценности и потребности заказчика или членов семьи. Креативность, способность создавать новые идеи и корректировать их модными тенденциями напрямую влияет на восприятие мебели как предметов современных и передовых систем. Индивидуальные духовные ценности и потребности заказчика автор уже раскрыл выше, а вотиндивидуальные духовные ценности и потребности членов семьи заказника, конечно,входят в списокзадач дизайнера, так как,например,дети в общем семейном доме должны иметь и свойуголокссоответствующейвозрастумебелью. Кроме того, мебель в себе должна нести не только детскую ментальную образность, но и духовнонациональную, так как среда воспитывает человека, меняет его поведение, воспитывает определенныеценности. Потому предметное содержание среды, особенно мебели, несет на себе определенныйгруз ответственности за создание стилистики, образности, знаковости интерьеров. Оноре де Бальзак с помощью детальных описаний интерьеров, мебели, одежды и другихвещей, среди которых жили его герои, пытался показать, что духовный мир людейразных сословий раскрывается в том числеи в вещах, которыеих окружают.

Определенные вещи нужно рассматривать как отображение внутреннего мира и эмоциональнопсихологического склада человека в их историческомразвитии, отсюда исходятнепосредственные импульсы его поведения. Таким образом, для историка имеет значение способность вещей быть источником информации об общественноисторических процессах на реальном человеческом уровне. Изучение предметнобытовой среды прошлых эпох привлекает внимание и является актуальным[9].

Автор исходил в своих дефинициях из личного многолетнего опыта работы в сфере декоративноприкладного искусства, дизайна среды и предметного дизайна,в частности мебели, а такжев сфере образования по подготовке дизайнеров. Все же автор не претендует на неизменность требований, но утверждает, что за архаикой–будущее дизайна, выраженного и интерпретируемого временными различиями. Данной статьейавтор привлекает внимание к актуальности темы этнодизайна для дизайнеров мебели, а также формирует требования к этнодизайну в процессе формообразования мебели. По мнению автора,эти требования должны быть ведущими ориентирами в творчестве дизайнераи отправными пунктами в дальнейшем изучении им культурного наследия народа. Иными словами, все,что касается материальной и духовной культуры нации,должно привлекать внимание дизайнера и вдохновлять на создание нового уровня этнодизайна,узнаваемого в мире по ментальности и культуре.

Ссылки на источники1.*

Valery Strilets,

Senior lecturerat the chair of environmental design, Institute of Design and Advertising, Kyiv National University of Culture and Arts, Kiev

VStrilets8@gmail.comEthnictraditionin furnitureas the design of futureAbstract. The authorshows the development of ethnictraditionsin furniture in different countries. He deals with the meaning and role of tradition in modern designand identifies certain aspects of ethnic traditions developmentin modern ethnic furniture design.

Keywords:ethnictraditionin furniture, national tradition, ethnic design,aspects in modern ethnic design. References1.Borev,Ju. B. (1988) Jestetika, 4e izd., dop., Politizdat, Moscow, 496 p.(in Russian).2.Gorbach,N. Ja.,Gelej, S. D. & Rosinskaja,Z. P. (1992) Teorija i istorija mirovoj i otechestvennoj kul'tury,Kamenjar,L.(in Russian).

3.Kocur, V. P.,Potapenko, O. I.,Dmitrenko, M. K. & Kujbida,V. V. (2005) Slovar' simvolov kul'tury Ukrainy, Millenium,Kiev,p.351(in Russian).

4.Grashin,A. A. (2007) Kratkij kurs stilevoj jevoljucii mebeli, “ArhitekturaS”,Moscow,416 p.: il. (in Russian).5.Gorbach,N. Ja.,Gelej, S. D. & Rosinskaja,Z. P. (1992) Op. cit.6.Kocur, V. P.,Potapenko, O. I.,Dmitrenko, M. K. & Kujbida,V. V. (2005).Op. cit.7.Gorbach,N. Ja.,Gelej, S. D. & Rosinskaja,Z. P. (1992) Op. cit.8.Borev,Ju. B. (1988) Op. cit.9.Muhina,N. V. (2003) Istorija mebeli. Jepohi i stili: ucheb.,KNUKiI,Kiev(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»УтёмовымВ. В., кандидатом педагогических наук