Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Кавылина А. К. Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 9 (сентябрь). – С. 151–155. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14257.htm.
Аннотация. В статье рассмотрены этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей дошкольного образования к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Кавылина Анна Константиновна,аспирант кафедры семейного и эстетического воспитанияГУ ©Южноукраинский национальный педагогический университет им. К.Д. Ушинскогоª, ОдессаKovalskay_76@rambler.ru

Этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы

Аннотация.Встатье рассмотрены этапы реализации педагогических условий подготовки будущих воспитателей дошкольного образования к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.Ключевые слова: разновозрастная группа, дошкольные учреждения,подготовка будущих воспитателей, изобразительная деятельность.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Актуальность исследования обусловлена реформированием дошкольного образования, уменьшением количества дошкольных учебных заведений, что явилось причиной возникновения разновозрастных групп, как в сельских дошкольных учебных заведениях, так и в городских. Сегодня каждый шестой ребенок воспитывается в группе, которая объединяет детей двухтрёх возрастных периодов (смешаннойгруппе), именно возрастные особенности детей в смешанных группах определяют специфику педагогической деятельности в данных учебных заведениях[1].Работа в смешанных возрастных группах достаточно сложна, требует от воспитателя профессионального мастерства, знаний специфики одновременной работы с детьми разного возраста, умения соотносить программные требования с индивидуальными особенностями воспитанников, способности понимать и видеть каждого воспитанника, а также всю группу в целом[2].Цель нашего исследования ‬разработать этапы подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы. Этапы подготовки будущего воспитателя к организации изобразительной деятельности в разновозрастной группе дошкольногоучебного учреждения включали разработанные нами педагогические условия: интеграцию гуманитарных учебных дисциплин с дисциплинами методикопрактической подготовки, необходимых в последующей, организационнотворческой, педагогической деятельности; моделирование учебных ситуаций, направленных на усвоение студентами методики руководства изобразительной деятельностьюв работе с детьми разновозрастной группы; практическую реализацию полученных знаний, умений и навыковв среде дошкольного учебного заведения. Этапы реализации педагогических условий предусматривали следующие формы учебнопедагогической деятельности студентов: лекции и практические занятия психологопедагогического, искусствоведческого и художественного направлений, выполнение курсовыхпроектов, прохождение учебнопедагогической практики, в процессе которой студенты имели возможность работать воспитателямиразновозрастной группы и проявлять накопленные знания, умения и навыки, что осуществлялось в процессе проведения формирующего эксперимента.В формирующем эксперименте принимали участие студенты IIIи IVкурсов. Выбор именно этих курсов для проведения экспериментальной работы был обусловлен наличием у студентов определенной теоретической базыи практического опыта. На протяжении Iи IIкурсов они уже прошли теоретическую подготовку по курсам ©Вступление в специальностьª, ©Дошкольная педагогикаª, ©История педагогикиª, ©Основы педагогического мастерстваªиполучили определенный опыт практической профессиональной деятельностив процессе выполнения программы педагогической практики,что позволяет в полном объеме реализовать определенные нами педагогические условия подготовки будущих воспитателей к организации изобразительной деятельности в разновозрастных группах дошкольного учебного заведения.На первом, подготовительном этапе формирующего экспериментамы установили интегративныекурсы дисциплин гуманитарной, научной, профессиональной и практической подготовки и предусмотрелиналичиепсихологопедагогических, искусствоведческих, исторических знаний студентов в их взаимосвязи, которые студенты получалипри изучении смежных дисциплин. Изложение теоретического и практическогоматериала проводили с опорой на уже полученные знания и умения студентов. Так, например, на занятиях по ©Дошкольной педагогикеª уделяли внимание профессиональным и личностным качествам будущего воспитателя. Студентам ставили проблемные вопросы: ©Воспитатель современного дошкольного учебного заведения‬кто он?ª, ©Что наиболее важно: его профессиональные или личностные качества?ª, ©Важно ли будущему воспитателю избирать свой стиль в работе и почему?ªНа занятиях курса ©Детская психологияª обращали внимание студентов на закономерности психологического развития детей дошкольного возраста, факторы формирования личности, методы и принципы диагностической работы. Перед студентами ставили такие вопросы: ©Воспитатель современного дошкольного учебного заведения обязан знать особенности психики детей дошкольного возраста?ª, ©В чем особенность работы воспитателя с детьми разновозрастной группы?ª, ©Важна ли хорошая психологическая атмосфера в группе?ª, ©Дайте свои рекомендацииотносительно создания здоровой психологической атмосферы в группе с разновозрастным составомª.На занятияхкурса ©Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детейª внимание педагогов было направлено на обучениебудущих воспитателей методике организации занятий по изобразительному искусству, приобретению студентами практических навыков. Студенты посещали музеи Одессы(Одесский музей западного и восточного искусства)и выставки известных художников (Анатолий Козельский, Сергей Горбачев, Никас Сафронов), на практических занятиях проводили обсуждение. Например, на авторской выставке Юрия Горбачевастуденты были удивлены картинами с изображениемдекоративных цветов, сказочных образов, фантастическими сюжетами. Также студентов покорил диапазон творчества Никаса Сафронова ‬и иконопись, и кубизм, и символизм, и психологические портреты, глубокие метафоры и присущие автору системы символов. Анатолий Козельский заинтересовал студентов объединением живописи и карикатуры в забавном ©полужанреª.Для углубления профессиональных знаний и умений студентов намибыла разработана обучающая компьютерная программа ©Дошкольное образованиеª (в электронном варианте), которая состояла из таких блоков: ©История изобразительного искусстваª,©Современный воспитатель дошкольного учебного заведенияª, ©Занятия по изобразительной деятельности в дошкольном учебном заведенииª.Изучая блок ©История изобразительного искусстваª,студенты знакомились с работами выдающихся художников прошлого: например,©Искусство Возрожденияª было представлено творчеством художников Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти, Микеланджело, Тициана, Тинторетто, Веронезе и других; художниковэкспериментаторовМазаччо, П.Учелло, С. Боттичелли и др.Например, творчество С.Боттичелли вызвалозаинтересованность студентов: особенная певучесть линий в каждой его картине, необыкновенное чувство ритма, выраженное втончайших нюансах и гармонии его ©Весныª и ©РожденияВенерыª.Искусство Нового времени было представлено несколькими странами: Италией(Карло Мадерн, Лоренцо Бернини, Микеланджело и Караваджо), Фландрией(барокко, Питер Пауль Рубенс), Голландией(Рембрандт Херменс ванРейн), Италией(Эль Греко), Испанией (Диего Веласкес).Современное искусствопредставлено разными направлениями в живописи: классицизмом, романтизмом, экспрессионизмом(Е.Л.Кирхнер, О.Мюллер), абстракционизмом(В.Кандинский, К.Малевич, М.Шагал), сюрреализмом(У.Арп, С.Дали), попартом(Ф.Бекон).Завершением изучения первого блока было практическое занятие, на котором студенты готовили рассказ об известном художнике, о его работах, приемах, используемыхв живописи. При изученииблока©Современный воспитатель дошкольного учебного заведенияªстудентам предлагали пройти тест, в котором необходимо было ответить на такие вопросы: ©Назовите пятькачеств современного воспитателяª, ©Закончите фразу известного педагогановатора Ш. Амонашвили: “Воспитатель ‬это человек…”ª, ©Назовите пятьпричин, иззакоторых работавоспитателя считаетсятруднойи ответственнойª. Знания студентов оценивали по десятибалльной системе: 0‬10 баллов ‬низкий уровень, от 11 до15 баллов ‬средний уровень, от16 до 21 балла ‬высокий уровень. Также студентам был предложен спецкурс ©Организация изобразительной деятельностис детьми разновозрастных группª, который читался в экспериментальной группе на IVкурсе. Спецкурс состоял из лекционных и практическихзанятий (всего 20 часов), практические задания(16 часов) были построены на базе лекционного материала и предназначены для усвоения основных положений курса, установлениялогических связей между отдельными частями лекционного материала и закрепленияполученных знаний.Спецкурс состоял из следующих тем лекций: ©Особенности организации изобразительной работы детей в разновозрастной группеª, ©Формы и методы организации изобразительной деятельности детей разновозрастной группы в дошкольном учебном заведенииª, ©Методика обучения рисованию, аппликации, лепкеª, ©Использованиеинновационных технологий на занятиях по изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группыª.На практических занятиях студенты обсуждали содержаниелекционного материала, например: ©Назовите основные особенности детского рисунка по С.Смирновуª,©Обоснуйте понятия “художественный образ‱‱и “зрительный образ‱‱ª,©Назовите основные изобразительные задачи и методы обучения на занятиях по аппликации, лепке, рисованиюª,©В чем проявляются трудностиу воспитателя разновозрастной группы при проведении занятий по изобразительной деятельности?ªСтуденты готовили рефераты на такие темы: ©Создание разновозрастных групп на современном этапеª, ©Организация учебной деятельности в группах с разновозрастным составомª, ©Требования к личности воспитателяª. При защите рефератов обязательно указывали, из каких источников они черпали информацию, какие задания ставили перед собой в процессе подготовки рефератов и в какой последовательности. Это требовало от студентов не формального воссоздания информации, а ее творческой переработки, переосмысления, которое формирует у будущих воспитателей умения пользоваться необходимыми знаниями в дальнейшей педагогической деятельности.На занятиях студенты анализировали программы по разделам ©Сюжетное рисованиеª, ©Предметное рисованиеª, ©Декоративное рисованиеª, ©Сюжетная аппликацияª, ©Предметная аппликацияª, ©Декоративная аппликацияª, ©Предметная лепкаª, ©Сюжетная лепкаª, ©Декоративная лепкаªдлякаждого разновозрастного периода; рассматривалидетские работы, по рисункам определяли возраст ребенка, называли тему, цель, средства выразительности (цвет, форма, композиция). Обращали внимание на индивидуальность, выразительность образов, цветовое решение. Готовили образцы с использованием нетрадиционных техник рисования для детей разновозрастной группы (4‬6 лет).На втором, обучающемэтапе мы осуществляли моделирование учебных ситуаций, направленных на усвоение студентами методики руководства изобразительной деятельностью в работе с детьми разновозрастной группы, учили студентов определять пути и этапы развития изобразительной деятельности детей разновозрастной группы; использовать на практике разные методы, формы и приемы организации изобразительной деятельности детей дошкольного возраста, планировать работу во всех возрастных группах в соответствии с требованиями программы воспитания детей дошкольного возраста;учили понимать и анализировать произведения изобразительного искусства, понимать и анализировать результаты детского творчества. Для решения этих заданий использовали следующие формы работы: составление студентами конспектов занятий по методике изобразительного искусствас учетомразновозрастного состава группы; проведение деловых игр, где они выступалив роли воспитателя. В основу игры была положена имитация деятельности воспитателя при организации изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы. Подготовка и проведение деловой игры имелиопределенную последовательность действий: планирование, реализация цели, а также анализ ее результатов, что способствовало формированию у будущих воспитателей уменияпроводить занятия, организовывать детей, а также интеграции опыта личностного, профессионального и учебного для решения более сложных задач в нестандартной ситуации организации изобразительной деятельности. На практических занятиях по спецкурсу студенты по очереди проводили занятия по методике руководства изобразительной деятельностью детей разновозрастной группы. Студент выбирал тему по учебной программе, готовил материал, план, вопросы, список литературных источников. Так, например, были предложены следующие вопросы для модульного зачета: ©Кто занимался исследованием детского рисунка?ª, ©В чем особенности разновозрастной группы?ª, ©Назовите ученых, которые занимались исследованиями организацииизобразительной деятельности детей разновозрастной группыª, ©Какие требования следует учитывать при планировании работы в разновозрастной группе?ª, ©Основные задачи по изобразительному искусству для детей дошкольного возраста (4,5,6 лет)ª. В конце занятий студенты анализировали фрагменты, указывали на то, что, по их мнению, было сложными требовало особого внимания и обсуждения.На третьем, завершающем этапестуденты реализовывалиполученные знания, умения и навыки в среде дошкольного учебного заведения в период прохождения педагогической практики, Например, при подготовке занятия по рисованию студенты заметили, что дети неохотно рисуют карандашами, держат их скованно, что в дальнейшем может привести к нарушениям в обучении рисованию. Проанализировав занятия,студенты пришли квыводу, что неправильному приему рисования дети были обучены ещё на четвёртом году жизни,что в дальнейшем закрепилось на 5м и 6мгодах жизни. Студенты имели возможность познакомиться с наглядными материалами, новыми учебниками,разработками занятий по изобразительной деятельности, которые хранятся в методическом кабинете, получить консультацию методиста. Например,как организовать изобразительную деятельность с детьми разновозрастной группы, как составить календарный план, как оформитьвыставку детских работ. Студенты организовывали родительские собрания, на которых информировали родителей о задачах изобразительной деятельности, давали советы по ознакомлению дошкольников с искусством, организации занятий по рисованию, лепке, аппликации в домашних условиях. Для родителей проводилсядень открытых дверей, приглашали их на занятия по изобразительной деятельности, организовывали выставки детских работ. Также студенты участвовали в методических объединениях, семинарах, практикумах, кружках. Заседания методическихобъединенийпроходили наразличныетемы; например, тему©Необходимость пояснения для детей разновозрастной группы на занятиях по изобразительной деятельностиªстуденты отметили как одну из важных. На семинарских занятиях изучали методическую литературу, составляли и обсуждали план роботы, конспекты, посещали, а потом анализировали открытые занятия участников семинара.Студентывыступали в роли воспитателя и проводили занятия по изобразительной деятельности с детьми разновозрастной группы.Например, на первом этапе занятия ©Дарыосениª работать с воспитателемстудентомначали старшие (6й год жизни) и средниедошкольники (5й год). Младшие дошкольники (4й год)с помощью помощника воспитателя в это же время выбирают из корзины овощи и фрукты для праздничного стола.В начале занятия воспитательстудент обратился к опыту старших (6й год жизни) и детей 5года жизни, их самостоятельным наблюдениям. Детям предложили вспомнить,какой праздник (©Дары осениª) приближается и какие фруктыи овощи главные на нём. Дети вспомнили художественные произведения соответствующей тематики, старшие дошкольники (6й год жизни) продемонстрировали разные варианты изображения овощей и фруктов. Воспитанники подгруппы (5й год жизни) вспомнили приём ©примакиванияª (с помощью ватных палочек) и решили нарисовать корзину, полную яблок круглой формы и груш вытянутой формы. Дети 4го года жизнирисовали яблоки и груши, используяплоскостные формы. По окончанииработы пригласили всех к сбору урожая. Дети 5го и 6го годовжизни украсили группу своими работами. Младшие дошкольники (4й год жизни)присоединились к старшим подгруппам и любовались совместной работой.После проведения занятий было обсуждение: студенты пришли к выводу, что успех организации изобразительной деятельности в разновозрастной группе зависит от четко продуманной структуры и умения владеть детским коллективом.Разработанные нами педагогические условия, которые были реализованы в формирующем эксперименте исследования и представлены в виде взаимосвязанных структурных элементов каждого задания разработанного намиспецкурса, продемонстрировали процесс успешной подготовки будущих специалистов дошкольного образования к организации изобразительной деятельности с детьмиразновозрастной группы.

Ссылки на источники1.Арушанова А.Г., Вавилова Е. М., Гербова В. В. и др. Обучение детей в дошкольных учреждениях села (в условиях разновозрастной группы) / [под ред. А. С.Алексеевой]. ‬М.: Просвещение, 1990. ‬С.5.

2.Герасимова Е.Н. Педагогические основы построения образовательного процесса в разновозрастныхгруппахдетского сада:дис. … дра пед. наук:спец.13.00.07 ‬©Теорияиметодикадошкольногообразованияª. ‬СПб., 2003.‬С. 80.

AnnaKavylina,

Graduate student family and aesthetic education, South Ukrainian National Pedagogical University im.K.D.Ushinskogo, OdessaKovalskay_76@rambler.ruStages of realization of pedagogical conditions of preparation of the future tutors to the organization of graphic activity with children of unevenage groupAbstract.In article stages of realisation of pedagogical conditions of preparation of the future tutors of preschool education to the organisation of graphic activity with children of unevenage group are considered.Keywords: unevenage group, preschool establishments, preparation of future educators, graphic activity.References1.Arushanova, A. G., Vavilova, E. M., Gerbova, V. V. et al. (1990) Obuchenie detej v doshkol'nyh uchrezhdenijah sela (v uslovijah raznovozrastnoj gruppy), Prosveshhenie, Moscow, p. 5 (in Russian). 2.Gerasimova, E. N. (2003) Pedagogicheskie osnovy postroenija obrazovatel'nogo processa v raznovozrastnyhgruppah detskogo sada: dis. … dra ped. nauk: spec. 13.00.07 “Teorija i metodika doshkol'nogo obrazovanija”,St. Peterburg, p. 80 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©КонцептªУтемовым В. В., кандидатом педагогических наук