Основы конструктивности: формирование и развитие в процессе воспитания личности современного типа
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шаталова
Н.
П. Основы конструктивности: формирование и развитие в процессе воспитания личности современного типа // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 9 (сентябрь). – С.
146–150. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14256.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам организации воспитательного процесса современного человека, в ней уделяется особое внимание развитию основ конструктивности. Автор предлагает ряд рекомендаций, основанных на теории конструктивного обучения.
Текст статьи
Шаталова Наталья Петровна,кандидат физикоматематических наук, профессор кафедры математики, информатики и методики преподавания Куйбышевского филиала ФБГОУВПО«Новосибирский государственный педагогический университет», г.Куйбышевgiahp@mail.ru
Основы конструктивности: формирование и развитие личности современного типа в процессевоспитания
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации воспитательного процесса современного человека, в ней уделяется особое внимание развитию основ конструктивности. Автор предлагает ряд рекомендаций, основанных на теории конструктивного обучения. Ключевые слова:конструктивное мышление, конструктивные навыки, непрерывное воспитание личности.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Совершенствованиеоснов конструктивности является принципиально важным процессом на данном этапе развитиянашего государства. Бесспорным остается факт, что личность современного типа должна быть способной к свободному конструктивному самоопределению в современной социокультурной среде. Основой конструктивности при воспитании личности называется совокупность таких её характеристик, как конструктивное мышление и конструктивные навыки [1]. Отмеченное выше позволяет утверждать, что для формирования основ конструктивности необходим ряд подготовительных этапов. В первую очередь важно структурировать такую модель создания условий, которая могла бы постоянно обеспечивать педагогическую поддержку, определялабыстратегию и тактику в воспитании подрастающего поколения на всех этапах его развития. В качестве такой модели можно рассмотреть конструктивную образовательнуюсреду [2]. На втором этапе важно указать четкие границы «территориальной деятельности» основ конструктивности:отношение к профессиональной (учебной) деятельности;отношение к коммуникативной деятельности;отношение к психологической структуре личностныхотношений в процессе профессиональной и социокультурной деятельности;отношение к себе как к личности (своему благополучию, здоровью, комфортности, самосохранению, самосбережению).Третий этап тесно связан с конкретным определением места воспитательного процесса (дом, детский сад, школа, вуз, «улица», предприятие и пр.) и возраста человека, на которого должно быть направлено воспитательное воздействие. Например, при исследовании проблемадаптации человека в новых, непрерывно меняющихся экономических условияходним из этапов психологической работы с ним является развитие: конструктивного отношения к себе и миру; навыков конструктивного мышления;а также приведение притязаний и ожиданий в соответствиес реальностью.Функциональность основ конструктивности имеет свою специфику в зависимости от предрасположенности к определенной профессиональной деятельности человека. Определить «профессиональную предрасположенность» важно как можно раньше, вовлекая индивидуума в конструктивную образовательную среду с достаточно широкой географией общения.Каждый возраст человека предполагает свой уровень сформированности основ конструктивности, на что указывает результативность опыта человека на каждой из определенных выше «территорий деятельности» основ конструктивности. Первоначальное овладение основами конструктивности происходит под руководством учителя, при этом большое значение имеют методы организации конструктивной деятельности и постановка задач конструктивного характера. Выделим четыре вида методических задач конструирования: конструирование по заказуобразцу; конструирование с учетом данных условий;конструирование по самостоятельному проекту на основе заявленных идей; конструирование по целевому замыслу;самоконструирование (когда нет возможности изменить окружающее, но есть необходимость изменить себя для реализации целей и идей в сложившихся условиях). В первом случае личность способна воспроизводить образец конструкта по заказу, представленный в форме уже готовой конструкции, в которой обозначен только ее общий контур. Во втором случае личность конструирует уже знакомые конструкты (ситуации) с учетом требований, предъявляемых их назначением. Третий случай предполагает предложение обучающемуся выполнитьопределенный проект, при конструировании которого самостоятельно отбираются конструкты, условия, свойства. Четвертый случай определяет переориентацию –самостоятельно задумывает сюжетный конструкт и творчески реализует его, преобразуя себя как личность. Развитие основ конструктивности в процессе воспитанияэффективно через обучение решению конструктивных задач; сегоднячастично реализуется через кейсобучение в странах Запада, а в нашей стране в основном при обучении менеджменту и в бизнесобразовании. Конструктивные задачи являются, пожалуй, основными средствами для развития основ конструктивности личности в воспитательном процессе образования. Однако в психологопедагогической литературе конструктивные задачи до сих пор не заняли должного места в системе образования, «передав инициативу» тематическим курсам и участию в кейсситуациях (мастерклассах). Именно там на групповых психологических занятиях развивают и формируют основы конструктивности опосредованно: вырабатывают навыки конструктивного общения, конструктивного мышленияи тем самым учат управлять своими эмоциями, преодолевать стресс, избегать различныхловушек и соблазнов. В основном задачи конструктивного характера используются в различных психологических тренингах. Например, одна из программ тренинга креативности предполагает развитие способностик конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, развитие навыков находить эффективные, оригинальные решения и способы поведения в условиях изменений, приобретения личностной привлекательности. Для глубокого понимания и построения дальнейших исследований определим дефиницию «конструктивно решенная познавательная задача» её образным описанием. Будем полагать, что любая познавательная задача конструктивного характера считается удачно решенной, если после окончания ее конструирования (а еще лучшеи в ходе конструирования) не возникает надобности в ее переделывании.
Итак, решение задачи будем считать конструктивным, если на ее решение уходит минимальное количество времени, минимальные материальные и физические затраты. Мерилом окончательного решения конструктивной задачи являются полученные результаты, успешность которых определяется в процессе проведения мониторингового контроля разного характера и формы (например, ГОСТ, принятые нормы, правила функционирования в динамике, удовлетворение определенным условиям, новизна, актуальность, воспроизводимость, практическая значимость и т. д.). Иными словами, и сам процесс определения успешного решения конструктивной задачи также является конструктивной задачей. Употребляя слово «конструкт», имеем в виду нетолько построение макетов самолетов, мостов и прочих инженерных сооружений, но вместе с тем построение моделей и коммуникативных ситуаций, направленных на получение новых знаний, новых связей, новых отношений. Поэтому в качестве методов по решению конструктивных задач можно предложить такие: подмена заданий;создание успеха и неудачи;соподчинение целей;словесное управление действиями;развитие внимания;схематизм;творчество. Внедрение конструктивных задач в воспитательный и образовательный процессы, построенныена основе теории конструктивного обучения [3],позволяет сориентироваться на подготовку специалиста к более широкому фундаментальному образованию, при котором учитываются социальный опыт, потребности и возможности. Рассмотрим процесс развития основ конструктивности личности при воспитании студентов педагогического вуза на учебных и внеучебных занятиях. Внастоящее времяобучение студентов педвуза направлено на достижение результатов, определенных стандартами двухуровневого образования;учитываятребования стандартов, географию распределения выпускников вуза и его целевую направленность,каждый педагогический университет разрабатывает модель выпускника, здесь назовем его «нормаобразец выпускника». Наличие такого документа, предопределяет траекторию образования и саморазвитие основ конструктивности в процессе самовоспитания студента, но только в случае, если студент ознакомлен с документом, а профессорскопреподавательским составом систематически культивируются положения документа на каждом аудиторном и внеаудиторном занятии посредством задач конструктивного характера. При разработке преподавателем конструктивных задач важно опираться на две основополагающиеидеи:создание ситуаций, культивирующих профессиональные педагогические компетенции студентов, на каждом аудиторном занятии по всем учебным дисциплинам без исключения в форме учебной деятельности над педагогическими задачами, планирование которых является обязательным при разработке учебнодидактических комплексов, учебных пособий и учебников;организация систематической обязательной ежегодной работы деканатов с рейтинговыми картами профессиональной компетентности студентов, позволяющая определить профессиональный уровень педагогической компетентности каждого студента на каждом году обучения.Анализируя отечественный и зарубежный опыт через призму теории демократического конструктивизма[4], заметим, что изменение парадигмы образования в целом и взаимоотношений преподавателя и студентов на современном этапе развития человечества приводит к необходимости дополнить список задач такими кластерами, какуправление, коммуникация, работас информацией.Именно поэтому рекомендуем преподавателю при разработке, к примеру, учебнометодических комплексов по предмету проектировать учебную деятельность аудиторного и внеаудиторного характера в рамках решения следующей группы конструктивных задач:представление учащегося в учебном процессе при изучении студентом той или иной дисциплины;проектирование и соорганизация учебного процесса;работа с профессиональной информацией;формирование поведенческих факторов и техник;отработка навыков техник коммуникабельности;применение мотивационных факторов к самообразованию через рефлексию;отработка навыков управленчества.Конструктивные задачи, разработанные в логике конструктивистского подхода, усиливают практикоориентированность образования, в частности предметнообразовательный аспект. Конструктивные педагогические задачи подчеркивают:важность опыта студента, который получен в стенах вуза;компетентность студента в реализации полученных знаний и умений решать кроме дисциплинарных еще и профессиональные задачи.Вполне понятно, что внедрение компетентностного подхода в педагогическом вузе сопровождается переконструированием самого процесса обучения студентов: создается некая педагогическая система, которая интегрирует в себе разнообразные поведенческие модели студентов, направленные на развитие основ конструктивности и совершенствование их личностного профессионального опыта. Однако такой подход, как никогда,оправдан, поскольку современный человек вовлечен в систему непрерывного образования, и потому необходимо смещение акцента от преподавания к мотивации и стимулированию процесса обучения самого студента. Именно этот факт порождает необходимость конструирования новой обучающей среды на базе идей демократического конструктивизма. Конструктивнаясреда обучения, базой которой служат законы конструктивного обучения, предопределяет:вовлечение в процесс разнообразных современных ресурсов;использование мотивационных методик и техник;стимулирование коммуникационных отношений между студентом и преподавателем;учет потребностей и возможностей студентов при выборе параметров обучения;учет здравосохранения и психологического комфорта субъектов образовательного процесса.Дадим рядрекомендацийотносительно ключевых позиций, которых необходимо придерживаться при разработке педагогических задач в процессе проектирования учебного курса в форме учебнометодического комплекса. Упоминая о необходимости уделять внимание планированию мероприятий, направленных на организацию конструктивной деятельности через конструктивные задачи, подчеркнем, что к их приоритетным кластерам относятся задачи, сконцентрированные на формировании информационной и теоретикометодологической компетенций, определяющие степень развития основ конструктивности. Именно эти компетенции обусловливают профессиональные поведенческие факторы, выбор педагогического знания в процессе мгновенного принятия профессионального конструктивного решения проблемы. К таким задачам отнесем те из них, что направлены:на определение собственной педагогической позиции, ее анализ и рефлексию;осознанность и синтез представлений о системе педагогических понятий; об особенностях уровней методологического знания; о целостности педагогического процесса;формирование компетенций в области проектирования и диагностики результатов учебного труда.Следующий кластер –этоконструктивные задачи, способствующие развитию коммуникации студентов, которые можно выносить на самостоятельнуюработустудентов. Изучение элементов педагогики при изучении предметов специальной и профессиональной подготовки студентов возможно, если преподавателем планируются различные виды коммуникации студентов во время аудиторных занятий и при организации их самостоятельной учебной деятельности. Некоторые преподаватели обычно включают такие модели коммуникативноконструктивной деятельности, в которых допустима отработка важных для будущего учителя умений принимать решения в различных социальных и ролевых позициях. При этом средством для формирования коммуникационных компетенций служит изучаемое содержание дисциплины.Учебнометодический комплекс каждой дисциплины, изучаемой в педагогическом вузе, должен содержать такие педагогические задачи, которые бы позволили формировать у студентов проектировочные умения и конструктивные навыки. Именно этот кластер необходим для вовлечения студентов в различные педагогические виды образовательной деятельности.Педагогическая диагностика и способность к эмпатии, четкое понимание самогоконтекста педагогической ситуации и своевременный выбор адекватного поведения учителя –немаловажный кластер педагогической компетентности, в который необходимо также вовлекать студентов при изучении любой учебной дисциплины. Для формирования основ конструктивности возможно применение кейсметодик с элементами имитационного моделирования и самоконструирования ситуаций.В заключение отметим, что текущим и итоговым контролем знаний, умений и навыков решения профессиональных задач, формирующих основы конструктивности для педагогической компетентности, служит систематическая работа с рейтинговыми картами профессиональной компетентности студентов [5]. Цель системы работы с рейтинговыми картами профессиональной компетентности –через решение конструктивных задач при изучении всех дисциплин курса способствоватьобеспечению студентов возможностью осмыслить все изменения в современном образовании и возможностью принять участие в проектировании и организации образовательного процесса в школе. Например, проектирование конструктивной среды самообучения; творческое сотрудничество со школьными коллективами учителей и учащихся; планирование профессионального самообразования путем обобщения и анализа опыта работы практикующих учителей.Обобщая сказанное, отметим, что при решении каждой конструктивной задачи организуется конструктивная деятельность (и не обязательно креативного характера). Организация условий для конструктивной деятельности важнадля формирования и развития основ конструктивности. Исследования показывают, что такие мероприятия, как сюжетноролевые игры, игры с правилами, мастерклассы, кейсклассы с видеофрагментами в Microsoft Power Point, миниконференции, семинары, презентации, видеосюжеты, вебинары, помогают не только развивать основы конструктивности, но ивоспитывать при помощи решения конструктивных задач. А самое главное,помогают оценить результат, полученный при решении этих задач. Нетрудно заметить, что если в процессе воспитания систематически использовать конструктивные задачи, прирешениикоторых происходит замена неконструктивных способов внешнего и внутреннего реагирования на более конструктивные, то повышается общий уровень адаптацииличности. Впоследствииэто позволяет человеку самому успешно решать подобные проблемы, непрерывно развивая тем самым личные основы конструктивности, необходимые человеку и обществу, поскольку они включены во всевиды человеческой деятельностии состоят в воздействии на внешний мир.
Ссылки на источники1.Шаталова Н.П. Конструктивное обучение в образовательнойсистеме школа–вуз: теория и практика: монография. –Барнаул: БГПУ, 2007. –297с.2.Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения: монография. –Красноярск: Издво ООО «Научноинновационный центр», 2011. –204с.3.Шаталова Н.П. Развиваем конструктивное обучение // Школьные технологии. –2003. –№4. –С.108–113.4.Шаталова Н.П. Сущность конструктивного обучения // Директор школы. –2006. –№5. –С.56–60.
5.Шаталова Н.П. К концепции о конструктивном обучении // Народное образование. –2006. –№4.–С.240–241.
NatalyaShatalova,Candidate of physical and mathematical sciences, professor of department ofmathematics, informatics and technique of teaching Kuibyshev branch of Novosibirsk state pedagogical university, Kuibyshevgiahp@mail.ru Bases of constructibility: formation and development in the course of education of the identity of modern typeAbstract.Article is devoted to questions of the organization of teaching and educational process of the modern person, paying special attention to development of bases of constructibility. The author offers a number of recommendations based on the theory of constructive training. Keywords:constructive thinking, constructive skills, continuous education of the personality.References1.Shatalova,N. P. (2007) Konstruktivnoe obuchenie v obrazovatel'noj sisteme shkola –vuz: teorija i praktika: monografija, BGPU, Barnaul,297 p.(in Russian).2.Shatalova, N. P. (2011) Azbuka konstruktivnogo obuchenija: monografija,Izdvo OOO “Nauchnoinnovacionnyj centr”, Krasnojarsk,204 p.(in Russian).3.Shatalova, N. P. (2003) “Razvivaem konstruktivnoe obuchenie”,Shkol'nye tehnologii,№ 4,pp.108–113(in Russian).4.Shatalova, N. P. (2006)“Sushhnost' konstruktivnogo obuchenija”,Direktor shkoly,№ 5,pp.56–60(in Russian). 5.Shatalova, N. P. (2006) “K koncepcii o konstruktivnom obuchenii”,Narodnoe obrazovanie,№ 4,pp.240–241(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Основы конструктивности: формирование и развитие личности современного типа в процессевоспитания
Аннотация.Статья посвящена вопросам организации воспитательного процесса современного человека, в ней уделяется особое внимание развитию основ конструктивности. Автор предлагает ряд рекомендаций, основанных на теории конструктивного обучения. Ключевые слова:конструктивное мышление, конструктивные навыки, непрерывное воспитание личности.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Совершенствованиеоснов конструктивности является принципиально важным процессом на данном этапе развитиянашего государства. Бесспорным остается факт, что личность современного типа должна быть способной к свободному конструктивному самоопределению в современной социокультурной среде. Основой конструктивности при воспитании личности называется совокупность таких её характеристик, как конструктивное мышление и конструктивные навыки [1]. Отмеченное выше позволяет утверждать, что для формирования основ конструктивности необходим ряд подготовительных этапов. В первую очередь важно структурировать такую модель создания условий, которая могла бы постоянно обеспечивать педагогическую поддержку, определялабыстратегию и тактику в воспитании подрастающего поколения на всех этапах его развития. В качестве такой модели можно рассмотреть конструктивную образовательнуюсреду [2]. На втором этапе важно указать четкие границы «территориальной деятельности» основ конструктивности:отношение к профессиональной (учебной) деятельности;отношение к коммуникативной деятельности;отношение к психологической структуре личностныхотношений в процессе профессиональной и социокультурной деятельности;отношение к себе как к личности (своему благополучию, здоровью, комфортности, самосохранению, самосбережению).Третий этап тесно связан с конкретным определением места воспитательного процесса (дом, детский сад, школа, вуз, «улица», предприятие и пр.) и возраста человека, на которого должно быть направлено воспитательное воздействие. Например, при исследовании проблемадаптации человека в новых, непрерывно меняющихся экономических условияходним из этапов психологической работы с ним является развитие: конструктивного отношения к себе и миру; навыков конструктивного мышления;а также приведение притязаний и ожиданий в соответствиес реальностью.Функциональность основ конструктивности имеет свою специфику в зависимости от предрасположенности к определенной профессиональной деятельности человека. Определить «профессиональную предрасположенность» важно как можно раньше, вовлекая индивидуума в конструктивную образовательную среду с достаточно широкой географией общения.Каждый возраст человека предполагает свой уровень сформированности основ конструктивности, на что указывает результативность опыта человека на каждой из определенных выше «территорий деятельности» основ конструктивности. Первоначальное овладение основами конструктивности происходит под руководством учителя, при этом большое значение имеют методы организации конструктивной деятельности и постановка задач конструктивного характера. Выделим четыре вида методических задач конструирования: конструирование по заказуобразцу; конструирование с учетом данных условий;конструирование по самостоятельному проекту на основе заявленных идей; конструирование по целевому замыслу;самоконструирование (когда нет возможности изменить окружающее, но есть необходимость изменить себя для реализации целей и идей в сложившихся условиях). В первом случае личность способна воспроизводить образец конструкта по заказу, представленный в форме уже готовой конструкции, в которой обозначен только ее общий контур. Во втором случае личность конструирует уже знакомые конструкты (ситуации) с учетом требований, предъявляемых их назначением. Третий случай предполагает предложение обучающемуся выполнитьопределенный проект, при конструировании которого самостоятельно отбираются конструкты, условия, свойства. Четвертый случай определяет переориентацию –самостоятельно задумывает сюжетный конструкт и творчески реализует его, преобразуя себя как личность. Развитие основ конструктивности в процессе воспитанияэффективно через обучение решению конструктивных задач; сегоднячастично реализуется через кейсобучение в странах Запада, а в нашей стране в основном при обучении менеджменту и в бизнесобразовании. Конструктивные задачи являются, пожалуй, основными средствами для развития основ конструктивности личности в воспитательном процессе образования. Однако в психологопедагогической литературе конструктивные задачи до сих пор не заняли должного места в системе образования, «передав инициативу» тематическим курсам и участию в кейсситуациях (мастерклассах). Именно там на групповых психологических занятиях развивают и формируют основы конструктивности опосредованно: вырабатывают навыки конструктивного общения, конструктивного мышленияи тем самым учат управлять своими эмоциями, преодолевать стресс, избегать различныхловушек и соблазнов. В основном задачи конструктивного характера используются в различных психологических тренингах. Например, одна из программ тренинга креативности предполагает развитие способностик конструктивному, нестандартному мышлению и поведению, развитие навыков находить эффективные, оригинальные решения и способы поведения в условиях изменений, приобретения личностной привлекательности. Для глубокого понимания и построения дальнейших исследований определим дефиницию «конструктивно решенная познавательная задача» её образным описанием. Будем полагать, что любая познавательная задача конструктивного характера считается удачно решенной, если после окончания ее конструирования (а еще лучшеи в ходе конструирования) не возникает надобности в ее переделывании.
Итак, решение задачи будем считать конструктивным, если на ее решение уходит минимальное количество времени, минимальные материальные и физические затраты. Мерилом окончательного решения конструктивной задачи являются полученные результаты, успешность которых определяется в процессе проведения мониторингового контроля разного характера и формы (например, ГОСТ, принятые нормы, правила функционирования в динамике, удовлетворение определенным условиям, новизна, актуальность, воспроизводимость, практическая значимость и т. д.). Иными словами, и сам процесс определения успешного решения конструктивной задачи также является конструктивной задачей. Употребляя слово «конструкт», имеем в виду нетолько построение макетов самолетов, мостов и прочих инженерных сооружений, но вместе с тем построение моделей и коммуникативных ситуаций, направленных на получение новых знаний, новых связей, новых отношений. Поэтому в качестве методов по решению конструктивных задач можно предложить такие: подмена заданий;создание успеха и неудачи;соподчинение целей;словесное управление действиями;развитие внимания;схематизм;творчество. Внедрение конструктивных задач в воспитательный и образовательный процессы, построенныена основе теории конструктивного обучения [3],позволяет сориентироваться на подготовку специалиста к более широкому фундаментальному образованию, при котором учитываются социальный опыт, потребности и возможности. Рассмотрим процесс развития основ конструктивности личности при воспитании студентов педагогического вуза на учебных и внеучебных занятиях. Внастоящее времяобучение студентов педвуза направлено на достижение результатов, определенных стандартами двухуровневого образования;учитываятребования стандартов, географию распределения выпускников вуза и его целевую направленность,каждый педагогический университет разрабатывает модель выпускника, здесь назовем его «нормаобразец выпускника». Наличие такого документа, предопределяет траекторию образования и саморазвитие основ конструктивности в процессе самовоспитания студента, но только в случае, если студент ознакомлен с документом, а профессорскопреподавательским составом систематически культивируются положения документа на каждом аудиторном и внеаудиторном занятии посредством задач конструктивного характера. При разработке преподавателем конструктивных задач важно опираться на две основополагающиеидеи:создание ситуаций, культивирующих профессиональные педагогические компетенции студентов, на каждом аудиторном занятии по всем учебным дисциплинам без исключения в форме учебной деятельности над педагогическими задачами, планирование которых является обязательным при разработке учебнодидактических комплексов, учебных пособий и учебников;организация систематической обязательной ежегодной работы деканатов с рейтинговыми картами профессиональной компетентности студентов, позволяющая определить профессиональный уровень педагогической компетентности каждого студента на каждом году обучения.Анализируя отечественный и зарубежный опыт через призму теории демократического конструктивизма[4], заметим, что изменение парадигмы образования в целом и взаимоотношений преподавателя и студентов на современном этапе развития человечества приводит к необходимости дополнить список задач такими кластерами, какуправление, коммуникация, работас информацией.Именно поэтому рекомендуем преподавателю при разработке, к примеру, учебнометодических комплексов по предмету проектировать учебную деятельность аудиторного и внеаудиторного характера в рамках решения следующей группы конструктивных задач:представление учащегося в учебном процессе при изучении студентом той или иной дисциплины;проектирование и соорганизация учебного процесса;работа с профессиональной информацией;формирование поведенческих факторов и техник;отработка навыков техник коммуникабельности;применение мотивационных факторов к самообразованию через рефлексию;отработка навыков управленчества.Конструктивные задачи, разработанные в логике конструктивистского подхода, усиливают практикоориентированность образования, в частности предметнообразовательный аспект. Конструктивные педагогические задачи подчеркивают:важность опыта студента, который получен в стенах вуза;компетентность студента в реализации полученных знаний и умений решать кроме дисциплинарных еще и профессиональные задачи.Вполне понятно, что внедрение компетентностного подхода в педагогическом вузе сопровождается переконструированием самого процесса обучения студентов: создается некая педагогическая система, которая интегрирует в себе разнообразные поведенческие модели студентов, направленные на развитие основ конструктивности и совершенствование их личностного профессионального опыта. Однако такой подход, как никогда,оправдан, поскольку современный человек вовлечен в систему непрерывного образования, и потому необходимо смещение акцента от преподавания к мотивации и стимулированию процесса обучения самого студента. Именно этот факт порождает необходимость конструирования новой обучающей среды на базе идей демократического конструктивизма. Конструктивнаясреда обучения, базой которой служат законы конструктивного обучения, предопределяет:вовлечение в процесс разнообразных современных ресурсов;использование мотивационных методик и техник;стимулирование коммуникационных отношений между студентом и преподавателем;учет потребностей и возможностей студентов при выборе параметров обучения;учет здравосохранения и психологического комфорта субъектов образовательного процесса.Дадим рядрекомендацийотносительно ключевых позиций, которых необходимо придерживаться при разработке педагогических задач в процессе проектирования учебного курса в форме учебнометодического комплекса. Упоминая о необходимости уделять внимание планированию мероприятий, направленных на организацию конструктивной деятельности через конструктивные задачи, подчеркнем, что к их приоритетным кластерам относятся задачи, сконцентрированные на формировании информационной и теоретикометодологической компетенций, определяющие степень развития основ конструктивности. Именно эти компетенции обусловливают профессиональные поведенческие факторы, выбор педагогического знания в процессе мгновенного принятия профессионального конструктивного решения проблемы. К таким задачам отнесем те из них, что направлены:на определение собственной педагогической позиции, ее анализ и рефлексию;осознанность и синтез представлений о системе педагогических понятий; об особенностях уровней методологического знания; о целостности педагогического процесса;формирование компетенций в области проектирования и диагностики результатов учебного труда.Следующий кластер –этоконструктивные задачи, способствующие развитию коммуникации студентов, которые можно выносить на самостоятельнуюработустудентов. Изучение элементов педагогики при изучении предметов специальной и профессиональной подготовки студентов возможно, если преподавателем планируются различные виды коммуникации студентов во время аудиторных занятий и при организации их самостоятельной учебной деятельности. Некоторые преподаватели обычно включают такие модели коммуникативноконструктивной деятельности, в которых допустима отработка важных для будущего учителя умений принимать решения в различных социальных и ролевых позициях. При этом средством для формирования коммуникационных компетенций служит изучаемое содержание дисциплины.Учебнометодический комплекс каждой дисциплины, изучаемой в педагогическом вузе, должен содержать такие педагогические задачи, которые бы позволили формировать у студентов проектировочные умения и конструктивные навыки. Именно этот кластер необходим для вовлечения студентов в различные педагогические виды образовательной деятельности.Педагогическая диагностика и способность к эмпатии, четкое понимание самогоконтекста педагогической ситуации и своевременный выбор адекватного поведения учителя –немаловажный кластер педагогической компетентности, в который необходимо также вовлекать студентов при изучении любой учебной дисциплины. Для формирования основ конструктивности возможно применение кейсметодик с элементами имитационного моделирования и самоконструирования ситуаций.В заключение отметим, что текущим и итоговым контролем знаний, умений и навыков решения профессиональных задач, формирующих основы конструктивности для педагогической компетентности, служит систематическая работа с рейтинговыми картами профессиональной компетентности студентов [5]. Цель системы работы с рейтинговыми картами профессиональной компетентности –через решение конструктивных задач при изучении всех дисциплин курса способствоватьобеспечению студентов возможностью осмыслить все изменения в современном образовании и возможностью принять участие в проектировании и организации образовательного процесса в школе. Например, проектирование конструктивной среды самообучения; творческое сотрудничество со школьными коллективами учителей и учащихся; планирование профессионального самообразования путем обобщения и анализа опыта работы практикующих учителей.Обобщая сказанное, отметим, что при решении каждой конструктивной задачи организуется конструктивная деятельность (и не обязательно креативного характера). Организация условий для конструктивной деятельности важнадля формирования и развития основ конструктивности. Исследования показывают, что такие мероприятия, как сюжетноролевые игры, игры с правилами, мастерклассы, кейсклассы с видеофрагментами в Microsoft Power Point, миниконференции, семинары, презентации, видеосюжеты, вебинары, помогают не только развивать основы конструктивности, но ивоспитывать при помощи решения конструктивных задач. А самое главное,помогают оценить результат, полученный при решении этих задач. Нетрудно заметить, что если в процессе воспитания систематически использовать конструктивные задачи, прирешениикоторых происходит замена неконструктивных способов внешнего и внутреннего реагирования на более конструктивные, то повышается общий уровень адаптацииличности. Впоследствииэто позволяет человеку самому успешно решать подобные проблемы, непрерывно развивая тем самым личные основы конструктивности, необходимые человеку и обществу, поскольку они включены во всевиды человеческой деятельностии состоят в воздействии на внешний мир.
Ссылки на источники1.Шаталова Н.П. Конструктивное обучение в образовательнойсистеме школа–вуз: теория и практика: монография. –Барнаул: БГПУ, 2007. –297с.2.Шаталова Н.П. Азбука конструктивного обучения: монография. –Красноярск: Издво ООО «Научноинновационный центр», 2011. –204с.3.Шаталова Н.П. Развиваем конструктивное обучение // Школьные технологии. –2003. –№4. –С.108–113.4.Шаталова Н.П. Сущность конструктивного обучения // Директор школы. –2006. –№5. –С.56–60.
5.Шаталова Н.П. К концепции о конструктивном обучении // Народное образование. –2006. –№4.–С.240–241.
NatalyaShatalova,Candidate of physical and mathematical sciences, professor of department ofmathematics, informatics and technique of teaching Kuibyshev branch of Novosibirsk state pedagogical university, Kuibyshevgiahp@mail.ru Bases of constructibility: formation and development in the course of education of the identity of modern typeAbstract.Article is devoted to questions of the organization of teaching and educational process of the modern person, paying special attention to development of bases of constructibility. The author offers a number of recommendations based on the theory of constructive training. Keywords:constructive thinking, constructive skills, continuous education of the personality.References1.Shatalova,N. P. (2007) Konstruktivnoe obuchenie v obrazovatel'noj sisteme shkola –vuz: teorija i praktika: monografija, BGPU, Barnaul,297 p.(in Russian).2.Shatalova, N. P. (2011) Azbuka konstruktivnogo obuchenija: monografija,Izdvo OOO “Nauchnoinnovacionnyj centr”, Krasnojarsk,204 p.(in Russian).3.Shatalova, N. P. (2003) “Razvivaem konstruktivnoe obuchenie”,Shkol'nye tehnologii,№ 4,pp.108–113(in Russian).4.Shatalova, N. P. (2006)“Sushhnost' konstruktivnogo obuchenija”,Direktor shkoly,№ 5,pp.56–60(in Russian). 5.Shatalova, N. P. (2006) “K koncepcii o konstruktivnom obuchenii”,Narodnoe obrazovanie,№ 4,pp.240–241(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М.,кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»