Особенности «спонтанной прозы» Джека Керуака
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Васильева
Ю.
Ю. Особенности «спонтанной прозы» Джека Керуака // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 10 (октябрь). – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14263.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности спонтанного метода письма Джека Керуака на материале его романа «Подземные», в котором ярко воплотились сформулированные самим Дж. Керуаком принципы «спонтанной прозы». Автор делает выводы о возможных истоках появления спонтанного метода в творчестве писателя, приводит краткий обзор опубликованных исследований по данной теме. Выявлен общий принцип организации повествования в исследуемом романе – джазовое сопровождение. Проанализированы образ повествователя, диалоги между главными героями, особенности раскрытия художественной детали.
Текст статьи
Васильева Юлия Юрьевна,младший научный сотрудникИнститутанепрерывного образования ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет», г. Петрозаводскiuliia.vasileva@gmail.com
Особенности «спонтанной прозы»Джека Керуака
Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности спонтанного метода письма Джека Керуака на материале его романа «Подземные»,в котором ярко воплотились сформулированные самим Дж.Керуаком принципы «спонтанной прозы».Автор делает выводы о возможных истоках появления спонтанного метода в творчестве писателя, приводит краткий обзор опубликованных исследований по данной теме. Выявлен общий принцип организации повествования в исследуемом романе джазовое сопровождение. Проанализированыобраз повествователя, диалоги между главными героями, особенности раскрытия художественной детали.Ключевые слова: поколение Бит, американская литература, Джек Керуак, спонтанность. Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.
Джек Керуак (Jack Kerouac, 19221969) ключевая фигура поколения Битлитературного и молодежного движения, сформировавшегося и утвердившегося в Америке в середине XXв. Вторая мировая война, последовавшая за ней холодная война, рухнувшая система ценностей, ощущение неопределенности и погоня за материальными ценностямивсе это привело к духовному кризису общества в 50хгг. Таким образом, вопросы веры и проблема духовности вышли для поколения Бит на первый план. Представители поколения активно выступали против американского конформизма и стремились изменить сложившееся положение в обществе и в литературе.Первый роман Джека Керуака, лидера поколения, «Городок и город»(“The Town and the City”),появился в печати в 1950 г., но настоящий успех принесла публикация в 1957 г.«На дороге»(“On the Road”). Роман стал сенсацией своего времени и сделал идеи поколения Бит известными в Америке и за ее пределами. За 30 лет писательской деятельности Керуаком было написано почти два десятка романов и повестей, наиболее известные из которых«Бродяги Дхармы», «Мэгги Кэссиди», «Подземные», «Биг Сур». Герой большинства произведений Керуака«одинокий бродяга, совершающий побег от общества, ведь оценивать окружающий мир нужно именно из глубин своего одиночества»[1]. Керуак рассматривал свои произведения как нечто выходящее за привычные рамки «литературы», свой метод письма он назвал «спонтанной прозой»(“spontaneousprose” терминсамого Керуака).Сущность спонтанного метода заключается в изложении мыслей без всякой правки, «устранив всякое словесное, грамматическое и синтаксическое давление»[2].Процесс написания не должен прерываться на подбор слов и выражений, нужно следовать свободным ассоциациям, импровизировать. Круг литературных влияний на Керуака достаточно широк.Обнаруживаются параллели спонтанного письма с симультанной поэзией дадаистов [3]. Стоит отметить обращение Керуака к европейской модернистской традиции, в частностик М.Прусту, манере которого Керуак намеренно учился [4], и Дж. Джойсу с егознаменитым «потоком сознания». Безусловно, большое влияние оказал на писателя Ф.М. Достоевский: Керуак не раз обращался к духовным исканиям его героев, а самого писателя считал земным пророком [5]. Кроме того, можно провести параллели с поэзией У.Уитмена; многие ученые (в частности, Р. Хипкисс, Дж. Тайтел)видят истоки спонтанного метода в романтизме, а самого Джека Керуака называют представителем неоромантизма. Неоромантизм подразумевает трансцендентальное начало веру в то, что за границами физического мира есть мир духовный, который и является конечной реальностью, потому что дух, в отличие от тела, бессмертен[6].Нам представляется, что истоки «спонтанной прозы»действительностоит искать в романтизме. Художественный текст в понимании романтиков неотделим от жизненного опыта автора. Керуак развивает эту идею в своем творчестве, стремясь сократить пространство между искусством и жизнью. Кроме того, сам Керуак среди своих «литературных учителей»особенно выделял Генри Миллера и своего друга Нила Кэссиди, приверженца откровенного, монологического, исповедального письма. Спонтанной прозе Джека Керуака посвящены несколько зарубежных (Дж.Тайтел, Дж. Трудо, Р. Уайнрайх и др.) и отечественных (Э. Э. Ошиньш, Т.Л.Морозова и др.) исследований. В монографии Дж. Тайтела [7] отдельная глава, посвященная спонтанному методу Керуака, названа им “Jack Kerouac: Eulogist of Spontaneity”(«Джек Керуак: панегирист спонтанности»). Как уже отмечалось, Дж.Тайтел исследует некоторые возможные источники «спонтанного письма», а также дает анализ основных произведений Керуака. Исследователь отмечает близость текстов Керуака к японским хайку. Дж.Тайтел проводил параллель между спонтанным письмом Керуака и дневниковыми записями, подчеркивая слияние действительного и воображаемого, прозы и поэзии. «Это восторженный отказ от сознательного контроля над языком, интуитивный ответ внутреннему голосу»(Дж. Тайтел).Джастин Трюдо в своей диссертации[8] рассматривает три романа Керуака («На дороге», «Видения Коди»и «Доктор Сакс») как попытку расширить границы литературы и проводит параллели между спонтанностью Керуака и техникой импрессионистов XIXв., чьи работы напоминают незаконченные эскизы. Керуак писал, как творили импрессионисты, когда они вышли из своих студий, чтобы писать непосредственно на открытом воздухе, наблюдая за природой, и фиксировать собственные зрительные впечатления, мимолетную, ускользающую суть.Стоит отметить, что Керуак сам называл свои тексты «эскизами, зарисовками». Американскаяисследовательница битничества Регина Уайнрайх [9] пишет, что произведения Керуакаэто попытки создать новую прозаическую форму, а не копировать уже существующие; согласно Уайнрайх, Керуакполагал, что в процессе спонтанного письма можно раскрыть пока еще неизвестный опыт человечества.В диссертации «Метод и жанр прозы Джека Керуака»[10]Э.Э. Ошиньш подробно анализирует зарубежные и отечественные исследования, посвященные творчеству Дж. Керуака. Исследователь приходит к выводу о том, что «спонтанная проза»позволила Дж. Керуаку «максимально приблизиться к истине и приобщить к ней своего читателя». Анализируя манифест Дж. Керуака «Основы спонтанной прозы», Э.Э. Ошиньш указывает на призывы автора «верить в священность жизни», писать «во славу личности в холодном, нечеловечном одиночестве современного мира», отмечает гуманистическую направленность спонтанного метода.Анализируя романы «На дороге»и «Подземные», Т. Л. Морозова приходит к выводу о документальности прозы Дж. Керуака, о стремлении писателя связать манеру письма Марселя Пруста с техникой джазовой импровизации [11]. Несмотря на точто на Западе творчество Керуака в целом хорошо изучено, а спонтанный метод письмаявляется ведущим в творчестве этого автора, в исследованиях российских литературоведов данная проблема в целом освещена слабо. Этому есть объяснение: теоретическое наследие автора невелико, единственная статья Керуака о выработанном им методе«Основы спонтанной прозы»нарусский язык переведена не была. Переводы его романов стали появляться только в конце XXв. Творчество всего Битпоколения и Керуака в частности до сих пор остается мало изученным в нашей стране. Таким образом, без внимания остается один из важнейших аспектов творчества этого автора, являющегося, безусловно, значительной фигурой в мировой литературе.Роман «Подземные»(“The Subterraneans”)один из ярких образцов спонтанной прозы, вместе с тем анализ научной литературы показал, что исследования поэтики спонтанности романа «Подземные»не проводились. Новизна нашего исследования заключается в попытке восполнения этого пробела путем рассмотрения авторской формы, техникии средств в их взаимодействии для более полного понимания сути спонтанного метода автора.
Роман «Подземные», повествующий о любви молодого писателя Лео Перспье и афроамериканки Марду Фокс, вышел в 1958 г. На протяжении всего произведения описываются сложные отношения героев, их встречи и расставания, мучительная ревность и страсть Лео, непростое психическое состояние Марду (она больна шизофренией).Множество страниц посвящено друзьям героя, таким же битникам, как и он сам; они проводят ночи в барах и джазклубах СанФранциско, напиваются, спорят, слушают джаз.В романе Джек Керуак воплотил сформулированные им принципы спонтанного метода. Вотнекоторыеизних: “Composing wild, undisciplined, pure, coming in from under, crazier the better. No pause to think of proper word. Never afterthink to ‰improve‱or defray impressions, as, the best writing is always the most painful personal wrungout tossed from cradle warm protective mindtap from yourself the song of yourself” [12]. Роман написан от первого лица. В связи с этим интерес представляет образ повествователя в романе. Рассказ ведется от лица молодого писателябитника Лео Перспье, за образом которого, без сомнения, скрывается сам автор. Авторский голос слышен во всем, Керуакс готовностью вскрывает перед читателем глубины своего сознания. Романавтобиографичен, исповедален. “This is the story of an unselfconfident man, at the same time of an egomaniac, naturally, facetious won't dojust to start at the beginning and letthe truth seep out, that's what I'll do. It began on a warm summernightah, she was sitting on a fender with Julien Alexander who is... let me begin with the history of the subterraneans of San Francisco.” (Здесь и далее цит.по [13].)Лео награждает себя такими эпитетами,как «неуверенный в себе», «разносторонний»и «эгоист», он хочет просто рассказывать свою историю, тем самымпозволяя, по его словам, «просочиться»истине. Мысли перебивают друг друга, так Керуакначинает свою сбивчивую исповедь и историю своего короткого любовного романа с афроамериканкой Марду Фокс.Последовательность в организации художественного времени и пространства нарушена. Это художественная попытка «расшатать»структуру повествования, поэтому здесь преобладает ассоциативный принцип. Ассоциации рождаются в сознании героя и оказываются на страницах романа, картины сменяют друг друга. Чаще всего предметы или события предстают в памяти героя, что он незамедлительно фиксирует на бумаге. Потокмыслей захватывает Лео, и порой он возвращается к реальности только спустя несколько страниц. Абзацное членение слабо выражено: один абзац объединяет крупный блок информации, может достигать более десяти страниц. Одно предложение может растягиваться на несколько десятков строк.Несмотря на точто спонтанная форма повествования подразумевает разрушение структуры, общий принцип организации все же может быть обнаружен. В романе «Подземные»этим принципом становится джазовое сопровождение. По своей сути спонтанный метод близок к джазовой импровизации сочинению произведения в момент исполнения.Во второй части романа есть яркий показательный эпизод, напоминающий джазовую импровизацию, в основе которой лежит образ Марду. Перед Лео возникают разнообразные картины, так или иначе связанные с этой девушкой. В середине отрывка фигурирует имя Джэрри Маллигэна, пластинку которого они слушают. Каждый небольшой абзац заканчивается длинным тире: “Our little pleasures at home at night, she eats an orange, she makes a lot of noise sucking it<…>Her little eyes moving like catsWhen she smokes she raises the cigarette to her mouth and slits her eyesShe reads till gray down, head on one arm, Don Quixote, Proust, anything<…>When I catch her in the house, small, squeeze her, she yells out, tickles me furiously, I laugh, she laughs, her eyes shine, she punches me, she wants to beat me with a switch, she says she likes me<…>Thelightisout”.
Важно отметить, что среди всех знаков препинания предпочтение отдается именно длинному тире. Керуак называет двоеточия «фальшивыми», а запятые«ненужными». В «Основах спонтанной прозы»он писал, что тире размечает «ритм дыхания говорящего, словно джазовый музыкант набирает в легкие воздух между выдуваемыми фразами».Герои романа много времени проводят в джазклубе «Красный барабан», где собираются местные битники. Музыка, которую они слушают,бибоп, джазовый стиль, характеризующийся быстрым темпом и сложными импровизациями. На страницах романа появляются имена таких известных джазмузыкантов, как Чарли Паркер, Билли Экстайн, Арт Блейки, Телониус Монк. Свою возлюбленную Лео называет единственной знакомой ему девушкой,которая понастоящему понимала боп и умела петь его, они не раз вместе импровизируют. В начале романа музыка, которую играет один из музыкантов, названа Керуаком как «теперьужеупорядоченныевразмеренныйрисунок сумасшедшие ноты», что, на наш взгляд, очень схоже с принципом письма самого Керуака:“…as he blew his nowsettleddownintoregulateddesign “crazy” notes”Позже Лео произнесет: «Я боповый писатель!»А про Марду скажет: «Ты дитя Бопа».Керуакработает с художественной деталью, деталь всегда спонтанна, она как будто случайно найдена. Зачастую именно с помощью какойто детали, так или иначе связанной с настоящим, герой «выныривает»из своих мыслей в реальный мир. Согласно одному из принципов Керуака, начинать писать нужно «из центра образа», т.е.вначале перед читателем появляется некий образ, который по мере чтения «обрастает»новыми подробностями. Одним из ключевых элементов романа является письмо Марду к Лео,перед читателем возникает начало письма, которое уже с первой строчки прерывается размышлениями героя над прочитанным. Лео старается объяснить каждую мысль, содержащуюся в письме, это напоминает комментированное чтение вслух. И если весь роман можно назвать исповедью или «дневником»главного героя, то письмо Марду здесь вступает во взаимосвязь с ним как еще один исповедальный жанр.Письмо содержит некоторые исправления, сделанные Марду, и Лео отмечает, что ему не так интересно переписанное, суть для него заключается в изначальном, спонтанном, а не исправленном (“…whichisnotasinterestingtome, naturallytherewritebeing”).Здесь можно явно услышать формулировку одного из принципов спонтанной прозы Керуака, помещенную им в художественный текст. Йохан Хейзинга в своем трактате«Человек играющий»рассматривал музыку как игровую форму искусства и писал, что она «лежит вне благоразумия практической жизни». Музыка и игра строятся по определенным законам, которые не могут быть определены «нормами разума, долга и истины». «Лишь собственные, специфические имена могли бы подойти этим нормамритм и гармония»[14]. Понятие ритма возникает и в изучаемом романе. Лео, читая письмо Марду, дважды отмечает ритмичность ее слога: 1.“and feeling the cold and the quietude even in the midst ofmy foreboidings and fearswhich clear nights soothe and make more sharp and realtangible and easier to cope withsaid indeed with a nice rhythm, too, so I remember admiring her intelligence even then.”“I am going to sleep to dream, to wake2.<…>yet I also like the rhythm of to dream, to wake, and flatter myself I have a rhythmic girl in any case.”Кроме того, игрой можно назвать и диалоги междугероями. В большинстве случаевразговор не приходит к общему результату, нет итога диалогу: они будто импровизируют. Их диалоги принципиально разомкнуты, стихийны, в этом также можно найти сходство с музыкой. Например:“Are you sincere?”(“God you frightened me,” she said later, “you make me think suddenly I‱ve been two people and betrayed you in one way,with one person, and this other personit really frightened me”) but I ask that, “Are you sincere?” <…>“Are you sincere?” “Baby, let‱s go home.” “you‱re so transparent.” “Jesus,” as we‱re walking along the benches of the church park sad park ofthe whole summer season, “now you‱re calling me names, transparent.” “Well that‱s what it is, you think I can‱t see through that, at first you didn‱t want to go to Adam‱s at all and now that you hearwell the hell with that if it ain‱t transparent I don‱t know what is.” “Calling me names, Jesus” (shnuffling to laugh) and both of us actually hysterically smiling”. Также герой романа однажды обмолвился, что они с Мардузаписывают сны и рассказывают их друг другу здесь обнаруживается связь с учением Фрейда. Сам Керуак писал, что привычной формы больше недостаточно для самовыражения, поэтому он хочет попробовать сделатьэто в современном духе Фрейда (Уайнрайх). Действительно, спотанное письмо похоже на метод свободных ассоциаций Фрейда. По Фрейду, при анализе душевных движений именно те мысли и образы, которые находятся на периферии и возникают бессознательно, могут оказаться наиболее важными. Для Керуака также наиболее важным оказывается бессознательное. «Если сумеешь, пиши “без сознания”, в полутрансе»,заявлял он.Конечно, нельзя в полной мере утверждать, что спонтанность Керуака действительноявляется «абсолютной спонтанностью». Стоит упомянуть, что на более поздних этапах своего литературного творчестваДж. Керуак отказался от использования своего метода. Мы придерживаемся мнения, что спонтанность Керуакаэтоскорее «игра в спонтанность», но сейчас невозможно утверждать это сполной уверенностью. Всем было известно, что «На дороге»Керуак написал с нуля за три недели в апреле 1951го на огромной бумажной ленте. Но только в 2004 г.этот миф был развенчан в связи с публикацией дневников автора. Выяснилось, что работа над романомбыла долгой и кропотливой, задолго до апреля 1951 г. у него уже был готов постраничный подробный план каждой главы, а такженаписан ряд диалогов. Считается, что роман «Подземные»был написан за три ночи, но, возможно, однажды и это окажется мифом. Таким образом, в изучаемом нами романе «Подземные»ярко воплотились черты, присущие спонтанному методу письма Дж.Керуака: роман строится на ассоциативном принципе, а связующим звеном становится джазовое сопровождение, текст очень музыкален, ритмичен, напоминает джазовую импровизацию. За образом повествователя стоит сам автор, роман носит исповедальный характер, большая роль отведена воспоминаниям героя. Возвращение к реальности происходит при помощи какойлибо детали, также спонтанно обнаруженной. Спонтанны и диалоги героев, в целомдиалоговая речь первичная и естественная форма живого общенияспонтанна по своей сути, поэтому Керуак эффективно использует ее, избавляя от «ненужных»формальностей. Керуак активно использует сленговые выражения,разговорныеобороты. Уникальность спонтанного метода в романе «Подземные»воплотилась в образе главной героиниМарду. Джеку Керуаку удалось уловить и зафиксировать мельчайшие детали ее манеры общения и создать понастоящему «джазовый»текст. Кроме того, роман отличается еще и кратким промежутком времени, в течение которого происходит действие, что органично перекликается с идеей «спонтанной прозы»: создается полное впечатление того, что действие происходит здесь и сейчас. Спонтанный метод Керуака способствует достижению максимальной степени правдивости, сокращению дистанции между автором и читателем, между искусством и жизнью. Жизнь предстает как серия сменяющих друг друга встреч, разговоров, чувств. Они показаны фрагментарно, скачкообразно, но все они находятся в переплетении, в бесконечном и сложном взаимодействии друг с другом.
Ссылки на источники1.Пронин В.А., Толкачев С.П. Современный литературный процесс за рубежом: учеб.пособие.URL: http://www.hiedu.ru/ebooks/xbook026/01/part006.htm, свободный. Яз. рус.2.Джек Керуак Основы спонтанной прозы// КеруакД.На дороге. Мэгги Кэссиди. Эссе: пер.М.Немцова. М.: «Просодия», 2002. С.545547.3.Маньковская Н.Б. Эстетика на переломе культурных традиций.М.: ИФ РАН, 2002. С.247
4.Львова И.В. Ф.М. Достоевский и американский роман 19401960 гг.. Петрозаводск: Издво ПетрГУ, 2008. С.139.5.Kerouac J. Windblown World // The Journals of Jack Kerouac 19471954 / ed. D. Brinkley.N. Y., 2004.P. 275.6.Hipkiss R. A. Jack Kerouac: Prophet of the New Romanticism. Kansas, 1976.7.TytellJ. Naked Angels. Kerouac, Ginsberg, Burroughs. The lives and literature of the Beat Generation. Chicago: Ivan R.Dee, 1976.Trudeau J. Jack Kerouac‱s spontaneous prose: a performance genealogy of the fiction: dissertation.Louisiana State University and Agricultural and Mechanical College, 2006.9.Weinreich R.The Spontaneous Poetics of Jack Kerouac: A Study of the Fiction.Southern Illinois University, 1987.10.Ошиньш Э.Э. Метод и жанр прозы Джека Керуака: дис.... канд.филол. наук: 10.01.05. М., 1984.11.Морозова Т.Л. Образ молодого американца в литературе США: битники, Сэлинджер,Беллоу, Апдайк. М., 1969.12.Kerouac J. Essentials of Spontaneous Prose. URL: http://www.writing.upenn.edu/~afilreis/88/kerouacspontaneous.html, свободный. Яз.англ. [датаобращения25.03.2014].13.Kerouac J. The Subterraneans. N.Y.: Grove Press, 1958. P.1.14.Хейзинга Й. Человек играющий. HomoLudens: статьи поистории культуры. М.: Прогресс Традиция, 1997. С.51.
Yulia Vasileva,Junior scientific researcher, Institute of Continuous Education, Petrozavodsk State University, Petrozavodskiuliia.vasileva@gmail.comJack Kerouac's “Spontaneous Prose” (based on the novel “The Subterraneans”)Abstract. The author discusses the main features of Jack Kerouac‱s spontaneous method,vividly exemplified in his novel “The Subterraneans”.The author analyzes possible origins of the “spontaneous prose” method, provides a brief overview of the published studies on this topic. The author identifies the jazz principle as a general principle of the narrative structure. Furthermore, the author examines the image of the narrator, the dialogues between the main characters, and the characteristics of the detail in the novel. Key words: the Beat generation, American literature,Jack Kerouac, spontaneity.References1.Pronin, V. A. & Tolkachev, S. P. Sovremennyj literaturnyj process za rubezhom: ucheb. posobie.Available at: http://www.hiedu.ru/ebooks/xbook026/01/part006.htm, svobodnyj(in Russian).2.(2002) “Dzhek Keruak Osnovyspontannoj prozy”, inKeruak,D. Na doroge. Mjeggi Kjessidi. Jesse: per. M. Nemcova, “Prosodija”, Moscow, pp. 545547(in Russian).3.Man'kovskaja, N. B. (2002) Jestetika na perelome kul'turnyh tradicij, IF RAN, Moscow, p.247 (in Russian).4.L'vova, I. V. (2008) F. M. Dostoevskij i amerikanskij roman 19401960 gg., Izdvo PetrGU, Petrozavodsk, p.139(in Russian).5.Kerouac, J. (2004) “Windblown World”, inBrinkley, D. (ed.) The Journals of Jack Kerouac 19471954, N. Y., p. 275(in English).6.Hipkiss, R. A. (1976) Jack Kerouac: Prophet of the New Romanticism, Kansas (in English).7.Tytell, J. (1976) Naked Angels. Kerouac, Ginsberg, Burroughs. The lives and literature of the Beat Generation,Ivan R.Dee, Chicago (in English).8.Trudeau, J. (2006) Jack Kerouac‱s spontaneous prose: a performance genealogy of the fiction: dissertation, Louisiana State University and Agricultural and Mechanical College(in English).9.Weinreich, R. (1987) The Spontaneous Poetics of Jack Kerouac: A Study of the Fiction, Southern Illinois University(in English).10.Oshin'sh, Je. Je.(1984)Metod i zhanr prozy Dzheka Keruaka: dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.05,Moscow(in Russian).11.Morozova, T. L. (1969) Obraz molodogo amerikanca v literature SShA: bitniki, Sjelindzher, Bellou, Apdajk,Moscow(in Russian).12.Kerouac, J. Essentials of Spontaneous Prose.Available at: http://www.writing.upenn.edu/~afilreis/88/kerouacspontaneous.html, svobodnyj. Jaz. angl. [data obrashhenija 25.03.2014](in English).13.Kerouac, J. (1958) The Subterraneans, Grove Press, N. Y., р. 1(in English).14.Hejzinga, J. (1997) Chelovek igrajushhij. Homo Ludens: stat'i po istorii kul'tury,Progress Tradicija, Moscow, p. 51(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Игнатович Е. В., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Особенности «спонтанной прозы»Джека Керуака
Аннотация. В статье рассматриваются основные особенности спонтанного метода письма Джека Керуака на материале его романа «Подземные»,в котором ярко воплотились сформулированные самим Дж.Керуаком принципы «спонтанной прозы».Автор делает выводы о возможных истоках появления спонтанного метода в творчестве писателя, приводит краткий обзор опубликованных исследований по данной теме. Выявлен общий принцип организации повествования в исследуемом романе джазовое сопровождение. Проанализированыобраз повествователя, диалоги между главными героями, особенности раскрытия художественной детали.Ключевые слова: поколение Бит, американская литература, Джек Керуак, спонтанность. Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.
Джек Керуак (Jack Kerouac, 19221969) ключевая фигура поколения Битлитературного и молодежного движения, сформировавшегося и утвердившегося в Америке в середине XXв. Вторая мировая война, последовавшая за ней холодная война, рухнувшая система ценностей, ощущение неопределенности и погоня за материальными ценностямивсе это привело к духовному кризису общества в 50хгг. Таким образом, вопросы веры и проблема духовности вышли для поколения Бит на первый план. Представители поколения активно выступали против американского конформизма и стремились изменить сложившееся положение в обществе и в литературе.Первый роман Джека Керуака, лидера поколения, «Городок и город»(“The Town and the City”),появился в печати в 1950 г., но настоящий успех принесла публикация в 1957 г.«На дороге»(“On the Road”). Роман стал сенсацией своего времени и сделал идеи поколения Бит известными в Америке и за ее пределами. За 30 лет писательской деятельности Керуаком было написано почти два десятка романов и повестей, наиболее известные из которых«Бродяги Дхармы», «Мэгги Кэссиди», «Подземные», «Биг Сур». Герой большинства произведений Керуака«одинокий бродяга, совершающий побег от общества, ведь оценивать окружающий мир нужно именно из глубин своего одиночества»[1]. Керуак рассматривал свои произведения как нечто выходящее за привычные рамки «литературы», свой метод письма он назвал «спонтанной прозой»(“spontaneousprose” терминсамого Керуака).Сущность спонтанного метода заключается в изложении мыслей без всякой правки, «устранив всякое словесное, грамматическое и синтаксическое давление»[2].Процесс написания не должен прерываться на подбор слов и выражений, нужно следовать свободным ассоциациям, импровизировать. Круг литературных влияний на Керуака достаточно широк.Обнаруживаются параллели спонтанного письма с симультанной поэзией дадаистов [3]. Стоит отметить обращение Керуака к европейской модернистской традиции, в частностик М.Прусту, манере которого Керуак намеренно учился [4], и Дж. Джойсу с егознаменитым «потоком сознания». Безусловно, большое влияние оказал на писателя Ф.М. Достоевский: Керуак не раз обращался к духовным исканиям его героев, а самого писателя считал земным пророком [5]. Кроме того, можно провести параллели с поэзией У.Уитмена; многие ученые (в частности, Р. Хипкисс, Дж. Тайтел)видят истоки спонтанного метода в романтизме, а самого Джека Керуака называют представителем неоромантизма. Неоромантизм подразумевает трансцендентальное начало веру в то, что за границами физического мира есть мир духовный, который и является конечной реальностью, потому что дух, в отличие от тела, бессмертен[6].Нам представляется, что истоки «спонтанной прозы»действительностоит искать в романтизме. Художественный текст в понимании романтиков неотделим от жизненного опыта автора. Керуак развивает эту идею в своем творчестве, стремясь сократить пространство между искусством и жизнью. Кроме того, сам Керуак среди своих «литературных учителей»особенно выделял Генри Миллера и своего друга Нила Кэссиди, приверженца откровенного, монологического, исповедального письма. Спонтанной прозе Джека Керуака посвящены несколько зарубежных (Дж.Тайтел, Дж. Трудо, Р. Уайнрайх и др.) и отечественных (Э. Э. Ошиньш, Т.Л.Морозова и др.) исследований. В монографии Дж. Тайтела [7] отдельная глава, посвященная спонтанному методу Керуака, названа им “Jack Kerouac: Eulogist of Spontaneity”(«Джек Керуак: панегирист спонтанности»). Как уже отмечалось, Дж.Тайтел исследует некоторые возможные источники «спонтанного письма», а также дает анализ основных произведений Керуака. Исследователь отмечает близость текстов Керуака к японским хайку. Дж.Тайтел проводил параллель между спонтанным письмом Керуака и дневниковыми записями, подчеркивая слияние действительного и воображаемого, прозы и поэзии. «Это восторженный отказ от сознательного контроля над языком, интуитивный ответ внутреннему голосу»(Дж. Тайтел).Джастин Трюдо в своей диссертации[8] рассматривает три романа Керуака («На дороге», «Видения Коди»и «Доктор Сакс») как попытку расширить границы литературы и проводит параллели между спонтанностью Керуака и техникой импрессионистов XIXв., чьи работы напоминают незаконченные эскизы. Керуак писал, как творили импрессионисты, когда они вышли из своих студий, чтобы писать непосредственно на открытом воздухе, наблюдая за природой, и фиксировать собственные зрительные впечатления, мимолетную, ускользающую суть.Стоит отметить, что Керуак сам называл свои тексты «эскизами, зарисовками». Американскаяисследовательница битничества Регина Уайнрайх [9] пишет, что произведения Керуакаэто попытки создать новую прозаическую форму, а не копировать уже существующие; согласно Уайнрайх, Керуакполагал, что в процессе спонтанного письма можно раскрыть пока еще неизвестный опыт человечества.В диссертации «Метод и жанр прозы Джека Керуака»[10]Э.Э. Ошиньш подробно анализирует зарубежные и отечественные исследования, посвященные творчеству Дж. Керуака. Исследователь приходит к выводу о том, что «спонтанная проза»позволила Дж. Керуаку «максимально приблизиться к истине и приобщить к ней своего читателя». Анализируя манифест Дж. Керуака «Основы спонтанной прозы», Э.Э. Ошиньш указывает на призывы автора «верить в священность жизни», писать «во славу личности в холодном, нечеловечном одиночестве современного мира», отмечает гуманистическую направленность спонтанного метода.Анализируя романы «На дороге»и «Подземные», Т. Л. Морозова приходит к выводу о документальности прозы Дж. Керуака, о стремлении писателя связать манеру письма Марселя Пруста с техникой джазовой импровизации [11]. Несмотря на точто на Западе творчество Керуака в целом хорошо изучено, а спонтанный метод письмаявляется ведущим в творчестве этого автора, в исследованиях российских литературоведов данная проблема в целом освещена слабо. Этому есть объяснение: теоретическое наследие автора невелико, единственная статья Керуака о выработанном им методе«Основы спонтанной прозы»нарусский язык переведена не была. Переводы его романов стали появляться только в конце XXв. Творчество всего Битпоколения и Керуака в частности до сих пор остается мало изученным в нашей стране. Таким образом, без внимания остается один из важнейших аспектов творчества этого автора, являющегося, безусловно, значительной фигурой в мировой литературе.Роман «Подземные»(“The Subterraneans”)один из ярких образцов спонтанной прозы, вместе с тем анализ научной литературы показал, что исследования поэтики спонтанности романа «Подземные»не проводились. Новизна нашего исследования заключается в попытке восполнения этого пробела путем рассмотрения авторской формы, техникии средств в их взаимодействии для более полного понимания сути спонтанного метода автора.
Роман «Подземные», повествующий о любви молодого писателя Лео Перспье и афроамериканки Марду Фокс, вышел в 1958 г. На протяжении всего произведения описываются сложные отношения героев, их встречи и расставания, мучительная ревность и страсть Лео, непростое психическое состояние Марду (она больна шизофренией).Множество страниц посвящено друзьям героя, таким же битникам, как и он сам; они проводят ночи в барах и джазклубах СанФранциско, напиваются, спорят, слушают джаз.В романе Джек Керуак воплотил сформулированные им принципы спонтанного метода. Вотнекоторыеизних: “Composing wild, undisciplined, pure, coming in from under, crazier the better. No pause to think of proper word. Never afterthink to ‰improve‱or defray impressions, as, the best writing is always the most painful personal wrungout tossed from cradle warm protective mindtap from yourself the song of yourself” [12]. Роман написан от первого лица. В связи с этим интерес представляет образ повествователя в романе. Рассказ ведется от лица молодого писателябитника Лео Перспье, за образом которого, без сомнения, скрывается сам автор. Авторский голос слышен во всем, Керуакс готовностью вскрывает перед читателем глубины своего сознания. Романавтобиографичен, исповедален. “This is the story of an unselfconfident man, at the same time of an egomaniac, naturally, facetious won't dojust to start at the beginning and letthe truth seep out, that's what I'll do. It began on a warm summernightah, she was sitting on a fender with Julien Alexander who is... let me begin with the history of the subterraneans of San Francisco.” (Здесь и далее цит.по [13].)Лео награждает себя такими эпитетами,как «неуверенный в себе», «разносторонний»и «эгоист», он хочет просто рассказывать свою историю, тем самымпозволяя, по его словам, «просочиться»истине. Мысли перебивают друг друга, так Керуакначинает свою сбивчивую исповедь и историю своего короткого любовного романа с афроамериканкой Марду Фокс.Последовательность в организации художественного времени и пространства нарушена. Это художественная попытка «расшатать»структуру повествования, поэтому здесь преобладает ассоциативный принцип. Ассоциации рождаются в сознании героя и оказываются на страницах романа, картины сменяют друг друга. Чаще всего предметы или события предстают в памяти героя, что он незамедлительно фиксирует на бумаге. Потокмыслей захватывает Лео, и порой он возвращается к реальности только спустя несколько страниц. Абзацное членение слабо выражено: один абзац объединяет крупный блок информации, может достигать более десяти страниц. Одно предложение может растягиваться на несколько десятков строк.Несмотря на точто спонтанная форма повествования подразумевает разрушение структуры, общий принцип организации все же может быть обнаружен. В романе «Подземные»этим принципом становится джазовое сопровождение. По своей сути спонтанный метод близок к джазовой импровизации сочинению произведения в момент исполнения.Во второй части романа есть яркий показательный эпизод, напоминающий джазовую импровизацию, в основе которой лежит образ Марду. Перед Лео возникают разнообразные картины, так или иначе связанные с этой девушкой. В середине отрывка фигурирует имя Джэрри Маллигэна, пластинку которого они слушают. Каждый небольшой абзац заканчивается длинным тире: “Our little pleasures at home at night, she eats an orange, she makes a lot of noise sucking it<…>Her little eyes moving like catsWhen she smokes she raises the cigarette to her mouth and slits her eyesShe reads till gray down, head on one arm, Don Quixote, Proust, anything<…>When I catch her in the house, small, squeeze her, she yells out, tickles me furiously, I laugh, she laughs, her eyes shine, she punches me, she wants to beat me with a switch, she says she likes me<…>Thelightisout”.
Важно отметить, что среди всех знаков препинания предпочтение отдается именно длинному тире. Керуак называет двоеточия «фальшивыми», а запятые«ненужными». В «Основах спонтанной прозы»он писал, что тире размечает «ритм дыхания говорящего, словно джазовый музыкант набирает в легкие воздух между выдуваемыми фразами».Герои романа много времени проводят в джазклубе «Красный барабан», где собираются местные битники. Музыка, которую они слушают,бибоп, джазовый стиль, характеризующийся быстрым темпом и сложными импровизациями. На страницах романа появляются имена таких известных джазмузыкантов, как Чарли Паркер, Билли Экстайн, Арт Блейки, Телониус Монк. Свою возлюбленную Лео называет единственной знакомой ему девушкой,которая понастоящему понимала боп и умела петь его, они не раз вместе импровизируют. В начале романа музыка, которую играет один из музыкантов, названа Керуаком как «теперьужеупорядоченныевразмеренныйрисунок сумасшедшие ноты», что, на наш взгляд, очень схоже с принципом письма самого Керуака:“…as he blew his nowsettleddownintoregulateddesign “crazy” notes”Позже Лео произнесет: «Я боповый писатель!»А про Марду скажет: «Ты дитя Бопа».Керуакработает с художественной деталью, деталь всегда спонтанна, она как будто случайно найдена. Зачастую именно с помощью какойто детали, так или иначе связанной с настоящим, герой «выныривает»из своих мыслей в реальный мир. Согласно одному из принципов Керуака, начинать писать нужно «из центра образа», т.е.вначале перед читателем появляется некий образ, который по мере чтения «обрастает»новыми подробностями. Одним из ключевых элементов романа является письмо Марду к Лео,перед читателем возникает начало письма, которое уже с первой строчки прерывается размышлениями героя над прочитанным. Лео старается объяснить каждую мысль, содержащуюся в письме, это напоминает комментированное чтение вслух. И если весь роман можно назвать исповедью или «дневником»главного героя, то письмо Марду здесь вступает во взаимосвязь с ним как еще один исповедальный жанр.Письмо содержит некоторые исправления, сделанные Марду, и Лео отмечает, что ему не так интересно переписанное, суть для него заключается в изначальном, спонтанном, а не исправленном (“…whichisnotasinterestingtome, naturallytherewritebeing”).Здесь можно явно услышать формулировку одного из принципов спонтанной прозы Керуака, помещенную им в художественный текст. Йохан Хейзинга в своем трактате«Человек играющий»рассматривал музыку как игровую форму искусства и писал, что она «лежит вне благоразумия практической жизни». Музыка и игра строятся по определенным законам, которые не могут быть определены «нормами разума, долга и истины». «Лишь собственные, специфические имена могли бы подойти этим нормамритм и гармония»[14]. Понятие ритма возникает и в изучаемом романе. Лео, читая письмо Марду, дважды отмечает ритмичность ее слога: 1.“and feeling the cold and the quietude even in the midst ofmy foreboidings and fearswhich clear nights soothe and make more sharp and realtangible and easier to cope withsaid indeed with a nice rhythm, too, so I remember admiring her intelligence even then.”“I am going to sleep to dream, to wake2.<…>yet I also like the rhythm of to dream, to wake, and flatter myself I have a rhythmic girl in any case.”Кроме того, игрой можно назвать и диалоги междугероями. В большинстве случаевразговор не приходит к общему результату, нет итога диалогу: они будто импровизируют. Их диалоги принципиально разомкнуты, стихийны, в этом также можно найти сходство с музыкой. Например:“Are you sincere?”(“God you frightened me,” she said later, “you make me think suddenly I‱ve been two people and betrayed you in one way,with one person, and this other personit really frightened me”) but I ask that, “Are you sincere?” <…>“Are you sincere?” “Baby, let‱s go home.” “you‱re so transparent.” “Jesus,” as we‱re walking along the benches of the church park sad park ofthe whole summer season, “now you‱re calling me names, transparent.” “Well that‱s what it is, you think I can‱t see through that, at first you didn‱t want to go to Adam‱s at all and now that you hearwell the hell with that if it ain‱t transparent I don‱t know what is.” “Calling me names, Jesus” (shnuffling to laugh) and both of us actually hysterically smiling”. Также герой романа однажды обмолвился, что они с Мардузаписывают сны и рассказывают их друг другу здесь обнаруживается связь с учением Фрейда. Сам Керуак писал, что привычной формы больше недостаточно для самовыражения, поэтому он хочет попробовать сделатьэто в современном духе Фрейда (Уайнрайх). Действительно, спотанное письмо похоже на метод свободных ассоциаций Фрейда. По Фрейду, при анализе душевных движений именно те мысли и образы, которые находятся на периферии и возникают бессознательно, могут оказаться наиболее важными. Для Керуака также наиболее важным оказывается бессознательное. «Если сумеешь, пиши “без сознания”, в полутрансе»,заявлял он.Конечно, нельзя в полной мере утверждать, что спонтанность Керуака действительноявляется «абсолютной спонтанностью». Стоит упомянуть, что на более поздних этапах своего литературного творчестваДж. Керуак отказался от использования своего метода. Мы придерживаемся мнения, что спонтанность Керуакаэтоскорее «игра в спонтанность», но сейчас невозможно утверждать это сполной уверенностью. Всем было известно, что «На дороге»Керуак написал с нуля за три недели в апреле 1951го на огромной бумажной ленте. Но только в 2004 г.этот миф был развенчан в связи с публикацией дневников автора. Выяснилось, что работа над романомбыла долгой и кропотливой, задолго до апреля 1951 г. у него уже был готов постраничный подробный план каждой главы, а такженаписан ряд диалогов. Считается, что роман «Подземные»был написан за три ночи, но, возможно, однажды и это окажется мифом. Таким образом, в изучаемом нами романе «Подземные»ярко воплотились черты, присущие спонтанному методу письма Дж.Керуака: роман строится на ассоциативном принципе, а связующим звеном становится джазовое сопровождение, текст очень музыкален, ритмичен, напоминает джазовую импровизацию. За образом повествователя стоит сам автор, роман носит исповедальный характер, большая роль отведена воспоминаниям героя. Возвращение к реальности происходит при помощи какойлибо детали, также спонтанно обнаруженной. Спонтанны и диалоги героев, в целомдиалоговая речь первичная и естественная форма живого общенияспонтанна по своей сути, поэтому Керуак эффективно использует ее, избавляя от «ненужных»формальностей. Керуак активно использует сленговые выражения,разговорныеобороты. Уникальность спонтанного метода в романе «Подземные»воплотилась в образе главной героиниМарду. Джеку Керуаку удалось уловить и зафиксировать мельчайшие детали ее манеры общения и создать понастоящему «джазовый»текст. Кроме того, роман отличается еще и кратким промежутком времени, в течение которого происходит действие, что органично перекликается с идеей «спонтанной прозы»: создается полное впечатление того, что действие происходит здесь и сейчас. Спонтанный метод Керуака способствует достижению максимальной степени правдивости, сокращению дистанции между автором и читателем, между искусством и жизнью. Жизнь предстает как серия сменяющих друг друга встреч, разговоров, чувств. Они показаны фрагментарно, скачкообразно, но все они находятся в переплетении, в бесконечном и сложном взаимодействии друг с другом.
Ссылки на источники1.Пронин В.А., Толкачев С.П. Современный литературный процесс за рубежом: учеб.пособие.URL: http://www.hiedu.ru/ebooks/xbook026/01/part006.htm, свободный. Яз. рус.2.Джек Керуак Основы спонтанной прозы// КеруакД.На дороге. Мэгги Кэссиди. Эссе: пер.М.Немцова. М.: «Просодия», 2002. С.545547.3.Маньковская Н.Б. Эстетика на переломе культурных традиций.М.: ИФ РАН, 2002. С.247
4.Львова И.В. Ф.М. Достоевский и американский роман 19401960 гг.. Петрозаводск: Издво ПетрГУ, 2008. С.139.5.Kerouac J. Windblown World // The Journals of Jack Kerouac 19471954 / ed. D. Brinkley.N. Y., 2004.P. 275.6.Hipkiss R. A. Jack Kerouac: Prophet of the New Romanticism. Kansas, 1976.7.TytellJ. Naked Angels. Kerouac, Ginsberg, Burroughs. The lives and literature of the Beat Generation. Chicago: Ivan R.Dee, 1976.Trudeau J. Jack Kerouac‱s spontaneous prose: a performance genealogy of the fiction: dissertation.Louisiana State University and Agricultural and Mechanical College, 2006.9.Weinreich R.The Spontaneous Poetics of Jack Kerouac: A Study of the Fiction.Southern Illinois University, 1987.10.Ошиньш Э.Э. Метод и жанр прозы Джека Керуака: дис.... канд.филол. наук: 10.01.05. М., 1984.11.Морозова Т.Л. Образ молодого американца в литературе США: битники, Сэлинджер,Беллоу, Апдайк. М., 1969.12.Kerouac J. Essentials of Spontaneous Prose. URL: http://www.writing.upenn.edu/~afilreis/88/kerouacspontaneous.html, свободный. Яз.англ. [датаобращения25.03.2014].13.Kerouac J. The Subterraneans. N.Y.: Grove Press, 1958. P.1.14.Хейзинга Й. Человек играющий. HomoLudens: статьи поистории культуры. М.: Прогресс Традиция, 1997. С.51.
Yulia Vasileva,Junior scientific researcher, Institute of Continuous Education, Petrozavodsk State University, Petrozavodskiuliia.vasileva@gmail.comJack Kerouac's “Spontaneous Prose” (based on the novel “The Subterraneans”)Abstract. The author discusses the main features of Jack Kerouac‱s spontaneous method,vividly exemplified in his novel “The Subterraneans”.The author analyzes possible origins of the “spontaneous prose” method, provides a brief overview of the published studies on this topic. The author identifies the jazz principle as a general principle of the narrative structure. Furthermore, the author examines the image of the narrator, the dialogues between the main characters, and the characteristics of the detail in the novel. Key words: the Beat generation, American literature,Jack Kerouac, spontaneity.References1.Pronin, V. A. & Tolkachev, S. P. Sovremennyj literaturnyj process za rubezhom: ucheb. posobie.Available at: http://www.hiedu.ru/ebooks/xbook026/01/part006.htm, svobodnyj(in Russian).2.(2002) “Dzhek Keruak Osnovyspontannoj prozy”, inKeruak,D. Na doroge. Mjeggi Kjessidi. Jesse: per. M. Nemcova, “Prosodija”, Moscow, pp. 545547(in Russian).3.Man'kovskaja, N. B. (2002) Jestetika na perelome kul'turnyh tradicij, IF RAN, Moscow, p.247 (in Russian).4.L'vova, I. V. (2008) F. M. Dostoevskij i amerikanskij roman 19401960 gg., Izdvo PetrGU, Petrozavodsk, p.139(in Russian).5.Kerouac, J. (2004) “Windblown World”, inBrinkley, D. (ed.) The Journals of Jack Kerouac 19471954, N. Y., p. 275(in English).6.Hipkiss, R. A. (1976) Jack Kerouac: Prophet of the New Romanticism, Kansas (in English).7.Tytell, J. (1976) Naked Angels. Kerouac, Ginsberg, Burroughs. The lives and literature of the Beat Generation,Ivan R.Dee, Chicago (in English).8.Trudeau, J. (2006) Jack Kerouac‱s spontaneous prose: a performance genealogy of the fiction: dissertation, Louisiana State University and Agricultural and Mechanical College(in English).9.Weinreich, R. (1987) The Spontaneous Poetics of Jack Kerouac: A Study of the Fiction, Southern Illinois University(in English).10.Oshin'sh, Je. Je.(1984)Metod i zhanr prozy Dzheka Keruaka: dis. ... kand. filol. nauk: 10.01.05,Moscow(in Russian).11.Morozova, T. L. (1969) Obraz molodogo amerikanca v literature SShA: bitniki, Sjelindzher, Bellou, Apdajk,Moscow(in Russian).12.Kerouac, J. Essentials of Spontaneous Prose.Available at: http://www.writing.upenn.edu/~afilreis/88/kerouacspontaneous.html, svobodnyj. Jaz. angl. [data obrashhenija 25.03.2014](in English).13.Kerouac, J. (1958) The Subterraneans, Grove Press, N. Y., р. 1(in English).14.Hejzinga, J. (1997) Chelovek igrajushhij. Homo Ludens: stat'i po istorii kul'tury,Progress Tradicija, Moscow, p. 51(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Игнатович Е. В., кандидатом педагогических наук;Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»