Формирование критериев рейтинговой оценки текущей успеваемости студентов по курсу «Сопротивление материалов»

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Вешуткин В. Д., Моисеева Т. В. Формирование критериев рейтинговой оценки текущей успеваемости студентов по курсу «Сопротивление материалов» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 10 (октябрь). – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14264.htm.
Аннотация. В статье рассматривается попытка разработать критерии рейтинговой оценки текущей успеваемости студентов технического университета при изучении курса «Сопротивление материалов» на примере изучения метода построения эпюр внутренних усилий при растяжении (сжатии) и изгибе элементов конструкций.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Вешуткин Владимир Дмитриевич,кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева», г. Нижний НовгородVvеshutkin@mail.ru

Моисеева Татьяна Владимировна,кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный технический университет имени Р. Е. Алексеева», г. Нижний Новгородtvm.nntu@nextmail.ru

Формирование критериев рейтинговой оценки текущей успеваемости

студентов по курсу «Сопротивление материалов»

Аннотация.В статье рассматривается попытка разработатькритериирейтинговой оценкитекущей успеваемости студентов технического университета при изучении курса «Сопротивление материалов» на примере изучения метода построения эпюр внутренних усилий при растяжении (сжатии) и изгибе элементов конструкций.Ключевые слова: рейтинговая оценка текущей успеваемости, критерии оценки, повышение мотивации студентов.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время уделяется большое внимание вопросу повышения мотивации студентов в процессе учебной деятельности. Одним из факторов, оказывающих стимулирующее влияние на заинтересованность студентов в получении высоких результатов в учебном процессе,является система рейтинговой оценки текущей успеваемости. Традиционная система оценки знаний не всегда адекватно отражает уровень усвоения знаний и умений студентов. Поэтому многие педагоги разрабатываютсистему контроля, используя возможности рейтинговой оценки знаний иумений применительно кконкретным условиям организации педагогического процесса. Разработка рейтинговой оценки текущей успеваемости студентов может быть основана на теории поэтапного формирования умственных действий и умений П.Я.Гальперина [1], которая позволяет разрабатывать дидактические цели обучения, в соответствии с ними устанавливать уровни усвоения знаний и разрабатывать критерии оценки знаний,умений, навыков при изучении нового материала.Преподавателями Нижегородского технического университета разработана система рейтинговой оценки текущей успеваемости студентов по дисциплине «Сопротивление материалов». С точки зрения организации контроля знанийспецифика указанной дисциплины состоит в том, что базовые понятия, изучаемые в Iразделе курса, являются фундаментом, на котором формируются базовые понятия IIраздела. Поэтому приходится разрабатывать критерии оценки знаний для каждого раздела отдельно.Так, в I разделе базовыми понятиями являются:внутренние силовые факторы,реактивные усилия на опорах,напряжения,деформации,напряженнодеформированное состояние,условие прочности.К базовым умениям, которые приобретаютсяна основе усвоенных базовых понятий, относятся:построение эпюр внутренних силовых факторов для балок и рам;определение реактивных усилийна опорах для балок и рам;вычисление напряжений дляразличных напряженнодеформированных состояний;формирование условия прочности для различных напряженнодеформированных состояний;выполнение расчетов на прочность.Во II разделе курса к базовым понятиям относятся:перемещения,условие жесткости,статически неопределимые системы,напряжения при динамических нагрузках,устойчивость сжатых стержней.К базовым умениям, которые приобретаютсяна основе усвоенных базовых понятий, относятся:вычисление линейных и угловых перемещений;выполнение расчетов на жесткость;раскрытие статической неопределимости балок и рам;вычисление напряжений при различных динамических нагрузках;определение критической силы при потере устойчивости сжатых стержней.Привыполнении расчетнографической работы в рамках I раздела курса предлагается шкала снижения максимально возможной оценки в соответствии с характером допущенной ошибки. В табл.1 приведен перечень основных базовых понятий Iраздела курса по темам, посвященным изучению правила построения эпюр внутренних усилий при растяжении (сжатии) и соответствующие им весовые коэффициенты снижения максимальной оценки.Грубыми ошибками при записи уравнений статического равновесия по методу сечений считаем следующие:неправильно выбраны силовые участки;это значит,что все дальнейшиедействия будут неправильными;

не все усилия учтены;это значит, чтостудент ориентируется на прототип решения, в котором этих усилий не было (что говорит о том, что студентнаходится на репродуктивном уровне усвоения материала);ошибки в применении правила знаков;это значит, что студент не понимает, как происходит процесс деформации на заданном участке балки (рамы) и как это учитывается в уравнении с помощью знаков («+»или «–»).Грубой ошибкой при построении эпюр внутренних усилий считаем следующую ошибку:неправильно соединены точки на границах силовых участков;это значит, что студент не понимает характерадействия нагрузки (постоянное действие от сосредоточенной силы и возрастание или убывание по линейному закону от действия распределенной нагрузки).Весовой коэффициент снижения оценки для грубых ошибок равен «2».Остальные ошибки, приведенные в табл. 1,говорят о невнимательности или неаккуратности студента, поэтому их весовой коэффициент ниже –«1».Предположим,студент допустил грубую ошибку;это не значит,что ему сразу выставляется оценка50–10=40 баллов. В рейтинговой таблице на титульном листе в соответствующей графе ставится «–10», а в графе «Оценка» ставится «–»,и работа возвращается студенту, при повторной проверке учитываются новые ошибки, если они будут допущены.Таблица 1Перечень основных умений и соответствующие им весовые коэффициенты снижения максимальной оценки при изучении Iраздела курса по теме «Построение эпюр внутренних усилий при растяжении (сжатии) элементов конструкции»

№Наименование основных базовых понятийВесовой коэффициент снижения оценки, (балл)1Запись уравнения статического равновесия по методу сечений при растяжении (сжатии)

Неправильно выбраны силовые участки2×5= 10Не все внешние усилия учтены2×5= 10Ошибка в применении правила знаков2×5= 10Ошибка в записи равнодействующей силы от распределенной нагрузки1×5= 5Ошибка в вычислении1×5= 52Построение эпюр внутренних силовых факторов для балок при растяжении (сжатии)

Неправильно соединены точки на границах силовых участков2×5= 10Неправильно определеноопасное сечение (не определено)1×5= 5Чертеж выполнен без линейки1×5= 5Нарушены типы линий1×5= 5Ошибки в простановке размеров1×5= 5Грязно1×5= 5

В табл.2 приведен перечень основных базовых понятий I раздела курса по темам, посвященным изучению правила построения эпюр внутренних усилий при изгибе,и соответствующие им весовые коэффициенты снижения максимальной оценки.Таблица 2Перечень основных умений и соответствующие им весовые коэффициенты снижения максимальной оценки при изучении Iраздела курса по теме «Построение эпюр внутренних усилий при изгибе элементов конструкции»

№Наименование основных базовых понятийВесовой коэффициент снижения оценки, (балл)1Запись уравнения статического равновесия по методу сечений



Неправильно выбраны силовые участки2 × 5 = 10Не все внешние усилия учтены2 × 5 = 10Ошибка в применении правила знаков2 × 5 = 10Ошибка в записи равнодействующей силы от распределенной нагрузки1 × 5 = 5Ошибка в записи изгибающего моментаот сосредоточенной нагрузки2 × 5 = 10Ошибка в записи изгибающего момента от равнодействующей силы от распределенной нагрузки2 × 5 = 10Ошибка в записи изгибающего момента от действия внешнего сосредоточенного момента2 × 5 = 10Ошибка в вычислении1 × 5 = 52Построение эпюр внутренних силовых факторов для балок при изгибе

Неправильно соединены точки на границах силовых участков2 × 5 = 10Неправильно определен экстремум на эпюре изгибающих моментов2 × 5 = 10Неправильно определено опасное сечение (не определено)1 × 5 = 5Чертеж выполнен без линейки1 × 5 = 5Нарушены типы линий1 × 5 = 5Ошибки в простановке размеров1 × 5 = 5Грязно1 × 5 = 5

Здесь наибольшее затруднение у студентов вызывает определение равнодействующей поперечной силы от распределенной нагрузки и определение плеча, на которое необходимо умножить эту силу,для записи в уравнение статического равновесия для изгибающего момента. Весовой коэффициент берется равным «2». Студенты, не освоившие в курсе физики и теоретической механики понятие момента от заданной силы, не могут определить плечо, на котором сила создает изгибающий момент. При наличии ошибки в определении плеча весовой коэффициент берется равным «2».Если студент неправильно определяет экстремум на эпюре изгибающих моментов, значит,он не понимает,какосуществляются дифференциальные зависимости между элементами изгиба. Эта ошибка тоже из разряда грубых,и весовой коэффициент берется равным «2».При изучении II раздела курса «Сопротивление материалов», связанного с выполнением расчетов элементов конструкций на жесткость и динамические нагрузки, при оценивании построения эпюр внутренних силовых факторовиспользуют другие весовые коэффициенты снижения максимальной оценки. Так какпосле сдачи экзамена по материалам I раздела курса студенты уже обладают навыками в построении эпюр, то,невзирая на характер допущенной ими ошибки при построении эпюр, оценка снижается на 3×5= 15 баллов. Весовой коэффициент снижения максимальной оценки принимается равным «3».То же самое относится к определению реактивных усилий на опорах. Если при изучении I раздела весовые коэффициентыприсваивались поэтапным действиям, то при изучении II раздела коэффициент берется равным «3», независимо от того, какая ошибка была допущена при определении реактивных усилий на опорах. Перечень основных умений и соответствующие им весовые коэффициенты снижения максимальной оценки при изучении II раздела курса даны в табл.3.Студент,сдавший работу позже установленного срока без уважительной причины, получает за это задание «0» баллов.Таблица 3Перечень основных умений и соответствующие им весовые коэффициенты снижения максимальной оценки при изучении IIраздела курса по теме

«Определение перемещений и расчеты на жесткость»

№Наименование основных базовых понятийВесовой коэффициент снижения оценки, (балл)1Построение эпюр внутренних силовых факторов для балок при изгибе



Неправильно соединены точки на границах силовых участков3×5= 10Неправильно определен экстремум на эпюре изгибающих моментов3×5= 10Неправильно определено опасное сечение (не определено)3×5= 10Чертеж выполнен без линейки1×5= 5Нарушены типы линий1×5= 5Ошибки в простановке размеров1×5= 5Грязно1×5= 5Неправильно соединены точки на границах силовых участков1×5= 52Определение перемещений способом Верещагина

Неправильно выполнено разбиение эпюры на элементы площади2×5= 10Неправильно задано единичное состояние2×5= 10Неправильно вычислены ординаты на единичных эпюрах2×5= 10Ошибка в вычислении перемещений1×5= 5Ошибка в записи условия жесткости1×5= 5

Хочется отметить, что такой тщательный подход к формированию оценки текущей успеваемости дает положительные результаты:преподаватель может легко осуществлять индивидуальный подход к учащемуся, так как на титульном листерасчетнографической работынетрудно увидетьзакономерности в совершении студентом ошибок. Эта информация дает возможность преподавателю помочь студенту в освоении конкретного действия или дать дополнительное объяснение какоголибо явления; повышается объективность при оценивании работы студента;повышается мотивация студента к ритмичной учебной деятельности.

Ссылки на источники1.

Гальперин П.Я., Котик Н.Р. К психологии творческого мышления //Вопросы психологии. –1982.–№5. –C. 80–84.

Vladimir Veshutkin, Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor,Nizhny Novgorod State Technical University afterR.E.Alekseyev, Nizhny NovgorodVvеshutkin@mail.ruTatyana Moiseeva, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor,Nizhny Novgorod State Technical University (NGTU) after R.E.Alekseyev, Nizhny Novgorodtvm.nntu@nextmail.ru

Formation of rating evaluations on current progress of students in the study of the course “Strength of materials”Abstract.The authorsdescribe an attemptto developcriteria for rated current progress of engineering students in processof studyingcourse "Strength of materials" on the example of studyingthe method of constructing diagrams of internal forces in tensionand bending of elements of constructions.Keywords:rating assessment of current progress, evaluation criteria, increasing the motivation of students.

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»