Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Онышкив
З.
М. Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 10 (октябрь). – С.
51–55. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14271.htm.
Аннотация. Статья посвящена педагогическим условиям подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе. В публикации выделены и охарактеризованы такие педагогические условия, как формирование у студентов позитивной мотивации к работе, интеграция психолого-педагогической и методической подготовки, использование витагенного опыта студентов, непрерывность взаимосвязи теоретической и практической подготовки, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме.
Текст статьи
Онышкив Зиновий Михайлович,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования Тернопольского национального педагогического университета имени Владимира Гнатюка, г.Тернополь, Украинаonyshkiv54@ukr.net
Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе
Аннотация.Статья посвящена педагогическим условиям подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе. В публикации выделены и охарактеризованы такие педагогические условия, как формирование у студентов позитивной мотивации к работе, интеграция психологопедагогической и методической подготовки, использование витагенного опыта студентов, непрерывность взаимосвязи теоретической и практической подготовки, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме.Ключевыеслова:сельская начальная школа, педагогические условия, подготовка студентов.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Сельская начальная школа нуждается в особенном вниманиисо стороны государства, общества, поскольку она является культурологической основой жизни сельского социума. Качество образования в школах сельской местности в значительной степени зависит от подготовки педагогических кадров в условиях высшейшколы.Специфические условия деятельности сельской начальной школы необходимоучитывать в процессе подготовки будущих учителей начальных классов в вузе. Эффективность системы формирования готовности будущих учителей к работе в сельской начальной школе в значительной степени зависит от тех педагогических условий, в которых эта подготовка осуществляется.Цель статьи охарактеризовать педагогические условия подготовки студентов к работе в сельской начальной школе. Содержание понятия ©педагогические условияª С. Высоцкий обозначает как обстоятельства, от которых зависит эффективность педагогического процесса профессиональной подготовки специалистов, которая опосредствуется активностью личности или группой людей и является совокупностью объективныхвозможностей содержания обучения, методов, организационных средств его осуществления, когда обеспечивается успешное решение поставленного педагогического задания [1]. Мы соглашаемся с этим толкованием.
Охарактеризуем выделенные нами педагогические условия, которые влияют на формирование готовности будущих учителей к работе в сельской начальной школе. Важным педагогическим условием подготовки студентов к работе в сельской начальной школе является формирование в них позитивной мотивации к работе. Мотивация как психическое явление трактуется поразному. В Украинском педагогическом словаре под понятием ©мотивацияª понимают ©системумотивов, или стимулов, которая побуждает человека к конкретным формам деятельности или поведенияª [2]. О.Я. Савченко понятие ©учебная мотивацияª трактует как систему побуждений (стимулов), которые определяют познавательную направленность индивида [3]. Мотивами могут быть потребности, интересы, эмоции, установки.Мотивация обучения отображает стойкие познавательные интересы и зависит от личных особенностей учеников (от потребности в достижении успеха, от пассивности, нежеланияосуществлять усилие над собой и др.). На базе общей мотивации учебной деятельности студентов появляется определенное отношение к разным учебным предметам, которое предопределено: а) важностью предмета для профессиональной подготовки; б) интересом к определенной области знаний или к данномупредмету как ее части; в) качеством преподавания; г)мерой трудности в овладении данным предметом,исходя из собственных способностей; д) взаимоотношениями с преподавателем данного предмета [4].
Н.Мойсеюк выделяет три взаимосвязанных группы мотивов: непосредственнопобудительные,что основываются на эмоциональных проявлениях личности, на позитивных или негативных эмоциях (яркость, новизна, любопытство, внешне привлекательные атрибуты; интересное преподавание, приятнаяличностьучителя; желание получить похвалу, награду (за выполненное задание), боязнь получить негативную оценку, наказание и т. п.); перспективнопобудительные, что основываются на значимости знания вообще (осознание значения тех или других конкретныхзнаний и умений, развитое чувство обязанности, ответственности и др.); интеллектуальнопобудительные, которые базируются на получении удовлетворения от самого процесса познания(любознательность, овладение определенными умениями и навыками и тому подобное)[5]. Внимание научных работников за последние годы обращенок роли позитивной мотивации в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Для нашего исследования важно определить мотивы, которые способствуют формированию позитивного отношения будущих учителей к работе в сельской начальной школе.А.И. Гебос выделилтакие факторы, которые способствуют формированию у студентов позитивной мотивации к учению: осознание ближних и конечных целей учения;
осознание теоретического и практического значения знаний, которые усваиваются; эмоциональная форма изложения учебного материала;показ ©перспективных линийª в развитии научных понятий; профессиональная направленность учебной деятельности; выбор заданий, которые создают проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;
наличие заинтересованности и ©познавательного психологического климатаª в учебной группе[6]. На мотивацию также влияют содержание занятий, методика преподавания, личность преподавателя, отношения в студенческом коллективе, соревнования, достигнутые результаты [7], некоторые практические эмоциональные приемы (прямое включение лектора в ведение занятия, использование приема ©неожиданногоª, яркий, образный пример, применение элемента неформальности, прием сопереживания, элементы драматизации, использование гиперболы, прием апелляции к авторитету, прием провокации, прием побуждения студентов к принятию решения)[8].
Е. Бондарчуксчитает, что однос основных условий появления интереса использование ранее усвоенных знаний. Существенный фактор формирования учебной мотивации эмоциональная окраска содержания обучения, живое слово педагога [9].
На динамику учебной мотивации студентов влияют и такие факторы, как отмена оценки и временных ограничений, демократический стиль общения, ситуация выбора, личная значимость, вид работы (производительный,творческий) [10].
Учет выделенных нами факторов будет способствовать формированию у студентов положительной мотивации к работе в сельской начальной школе. Интеграция психологопедагогической и методической подготовкивыступает как одно из условий подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе. На сегодняшний деньинтеграция рассматривается как основной принцип развития современных образовательных систем.
Выделяют такие признаки интеграции:1) построение интеграции как взаимодействия разнородных элементов; 2) качественные и количественные превращения взаимосвязанных элементов в процессе интеграции, в результате чего происходит постепенное изменение отдельных элементов. Накопление этих изменений приводит в конечном итоге к появлению новой ценности;3) построение интеграции означает определение единственной основы для объединения разнородных элементов знания [11].
В нашем исследовании объектамиинтеграции являются блоки психологопедагогической и методической подготовки будущих учителей. Интеграция объектов строится вокругинтегрирующего фактора. В педагогике, психологии и методике интегрирующим фактором может выступать педагогическое содержание. Научные работники выделяют такие формы интеграции: 1) объединение учебного материалав единственный курс; 2) объединение учебного материала с выделением специфических разделов; 3) образование автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы [12]. Любая из этих форм может быть использована при интеграции психологопедагогических и методических дисциплин.Н.М. Синопальникова [13] выделяет два возможных направления интеграции психологопедагогических и методических знаний начальной школы: содержательный и организационный. Содержательное направление интеграция дисциплин на основе выделения в процессе обучения главных понятий межпредметного характера. Педагогические исследования опираются на психологические знания. Педагогика интегрирует данные всех человековедческих наук и тем самым является основой формированияу студентов целостного знания о ребенке как объекте и субъекте педагогического процесса.Психологопедагогические учебные дисциплины составляют ядро профессиональнопедагогической подготовки студентов. Методику преподавания большинство научных работников (И.Д. Зверев, И.В. Зеленкова, В.И. Немцова, В.П. Козирев, А.А. Орчаков, В.Н. Ретюнский) рассматривают как интегрирующее звено в системе профессиональной подготовки специалиста. ©Методика учебного предмета, как отмечает А.Я. Савченко, это частичная дидактика, теория обучения определенного учебного предмета; рассматривает разные формы взаимодействия преподавания и учения в овладении содержанием конкретного предметаª [14].
А.А. Абдуллина определила общее содержание и показала связь психологопедагогической и методической подготовки. Такое объединение создает интегрированную целостность, которая содержит следующиеэлементы: 1) общий объект изучения, общие принципы подготовки; 2) единственная направленность содержания образования; 3) активное взаимодействие с внешней средой; 4) постоянное корригирование содержания, форм и методов преподавания, психологопедагогических дисциплин в соответствии с требованиями общества к школе, к учителю и изменениямив содержании педагогической деятельности;5) систематическая непосредственная связьпреподавания с практикой школы;6) научный анализ передового педагогического опыта [15].
Организационное направление требует изменения организации взаимодействия преподавания психологии, педагогики, методик. Оно включает в себя интегрированные связки между формами обучения, психологопедагогической и методической подготовкой, которая способствует возникновению новых интегрированных форм обучения. Для психологопедагогической подготовки характерны формы организации учебного процесса, которые преимущественно направлены на теоретическую подготовку студентов (информационная и проблемная лекция, семинар в форме теоретической конференции, семинар мозговой штурми тому подобное), а для методической подготовки студентов характерны такие формы, которые в большей степени направлены на практическую подготовку (лекциябеседа, лекцияпрессконференция, лекциядискуссия; семинаркруглый стол, семинар деловаяигра, семинар в формеминизанятия; практические и лабораторные занятия, педагогическая практика). В нашем исследовании целесообразным является использование как содержательного, так и организационного направлений интеграции психологопедагогической и методической подготовки студентов к работе в сельской начальной школе. Использование витагенного опыта студентов. Витагенный опыт активно влияет на усвоение предметных знаний и способов деятельности, потому что новые сведения воспринимаются студентами сквозьпризму ранее усвоенных. Организовывая учебный процесс, педагог должен осознатьвитагенный опыт своих воспитанников, показать студентам, что уних уже естьопределенныепредставления о новом материале. Это подготовит их к активному восприятию и усвоению нового материала.Опора педагога на позитивное содержание витагенного опыта студента поможет более глубокому и полному усвоению учебного материала, а также будет способствовать осознанию этого личного опыта. Использование в процессе учебы предыдущих знаний студентов способствует овладению новыми знаниями, поскольку происходит не простое приложение прошлых знаний к новым фактам, а использование их для познания и раскрытия нового.При объяснении нового материала педагогу важно использовать примеры из жизненного опыта студента. Это способствует установлению связей между новым материалом и ранее изученным, то есть необходимо включить новое в систему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире витагенный опыт студента,чем он ближек новому, к уже имеющимся ассоциациям, тем онболее понятен. В.В. Бачманова, исследуя проблему активизации витагенного опыта будущих учителей, выделяет такие типы заданий, направленных на расширение витагенного опыта студентов: 1.Поместув учебном процессе выделяют такие задания: а) что предшествует изучению нового материала; б) что сопровождает изучениенового материала;в) что идет после изучения нового материала. 2.Подидактической целибываютзадания: а) направленные на развитие познавательного интереса у студентов к изучению темы; б) на ознакомление с фактами, которые будут использованы на занятиях при формировании научных понятий, выводов, обобщений; в) побуждаюющиестудентов конкретизировать научные понятия и закономерности на материале, взятом из собственных наблюдений, средств массовой информации, краеведческих фактов; г) предусматривающиеприменение полученных студентами знаний в общественно полезной работе. По продолжительности длительные и краткосрочные. 4.По формаморганизации познавательной деятельности индивидуальные, групповые и фронтальные. 5.По формам выполнения доклады, сообщения, произведения, выступления на конференциях [16]. В научных исследованиях выделяют и такие приемы привлечения витагенного опыта студентов в процессе изучения нового материала:
прием стартовой актуализации жизненного опыта студентов. Цель этого приема выяснить имеющийся запас знаний студентов на уровне повседневного сознания перед тем, как они получат необходимые научные знания. Педагог имеет возможность определить интеллектуальный потенциал как отдельных студентов, так и группы в целоми использовать полученнуюинформацию для созданияпроблемной ситуации;актуализация витагенного запаса практических умений, навыков в том или ином виде учебной деятельности; прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели. Его формула: ©Я предлагаю вам идею. Ваше задание дополнить, насытить содержание. Опора ваш жизненный опытª; прием временной пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций. Суть этого приема заключается в том, что изложение нового материала осуществляется впространственной смысловой связи с фактами, событиями, явлениями, процессами. Витагенный компонент оказывается в объемном характере восприятия образовательного предмета. Формула данного приема: ©Жизнь многомерна,и учебный материал нужно воспринимать многомерно, тогда он будет необходимым для жизниª; прием витагенных аналогий в образовательных проекциях. Формула этого приема: ©В жизни нет ничего такого, чего бы еще не былоª. Сущность этого приемав использовании жизненного опыта студентов в плане исторических проекций. Он дает возможность показать значимость накопления опыта в отличие от жизненной информированности, раскрыть преемственность знаний человека в онтои филогенезе;
прием витагенных аналогий в образовательных проекциях. Суть приема заключается в том, чтобы посодействовать студентам в построении в своем воображении идеальной модели образовательного объекта, материалами для которого послужили бы также витагенный опыт, информация, полученная в процессе обучения. Этот прием образно можно сравнить с творческим упражнением: ©Если бы директором был яª [17]. Используя рассмотренные задания, педагог может управлять сочетанием витагенного опыта студентов с систематизированным и обобщенным опытом науки. Взаимосвязь обученияс витагенным опытом студентов будет эффективнее, если придерживаться таких рекомендаций: 1.Проанализировать содержание учебного материала, определив его место в системе учебного предмета и его связьс содержанием других дисциплин, и выделить в новом материале знания, которые имеют выход в практику студентов. 2.Обнаружить элементы витагенного опыта студентов, связанныес вопросами, которыеони будут изучать на следующих занятиях, и продумать способы актуализации ихопыта, что относится к изученному материалу.
Сопоставить ©исходноеª и ©заданноеª состояние знаний и способов познавательной деятельности студентов и определить, что в новом материале может быть объяснено и усвоено на имеющемся у студентов опыте [18]. Важное значение имеет установка педагога на необходимость дополнять учебный материал собственными наблюдениями или сведениями, что со временем сформирует у студентов привычку более внимательноотноситься к новым сведениям, будет развивать стремление узнавать ©впрокª. Полученные сведения могут быть использованы в будущем.Витагенный опыт может быть актуализирован и самим студентом, если в ходе учебного процесса складываются отношения, которые задевают его личные ценности. Непрерывность взаимосвязи теоретической и практической подготовкиявляется однимиз педагогических условий подготовки студентов к организации учебновоспитательного процессав сельской начальной школе. Подготовка студентов к профессиональной деятельности состоит как из теоретической, так ипрактической подготовки. Теоретическая подготовка осуществляется в системе лекций, семинарских и индивидуальных занятий, а практическая предусматривает формирование умений и навыков во время практических и лабораторных занятий, проведениеразных видов педагогической практики. Профессиональнопедагогическая подготовка будущих учителей включает овладение теоретическими дисциплинами профессионального цикла и педагогическую практику, то есть теоретические знания, полученные в процессе обучения, проверяются практикой. Педагогическая практика, которая является составной частью профессиональной подготовки будущих педагогов, обеспечивает сочетание теоретической подготовки с их практической деятельностью. ©В процессе педагогической практики, отмечаетА.А. Абдуллина, теоретические знания используются в новых условиях, для решения конкретных практических заданий. Единство формирования системы знаний, умений и навыков в процессе учебных занятий и практики предопределено тем, что теоретические знания функционируют в практической деятельности учителя и сама педагогическая деятельность представляет собой единство теоретического и практического компонентов, синтез теории и опытаª [19]. Л.А. Хомич, исследуя проблему профессиональнопедагогической подготовки учителя начальных классов, считает, что практическая деятельность студентов в школе опирается на теоретические знания, полученные в вузе. В процессе педагогической практики у студентов формируются профессиональные умения, в частности уменияопределять цель изадание учебновоспитательного процессас учетом возрастныхи индивидуальных особенностей учеников, умения изучать учеников и определять возможности ихразвития, умения планировать учебную и воспитательную работу, использовать разные формы и методы организации учебновоспитательного процесса, сотрудничать с учениками, анализировать учебновоспитательную работу, корригироватьее [20].Краеведческая подготовка будущих учителей способствует становлению учителя как личности, помогает его социализации. Поэтому обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме выступает важным условием подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе. В Новом толковом словаре украинского языка содержание понятия ©краеведениеª обозначается как ©изучение истории, географии, экономикиª.Наполнение общественных и гуманитарных курсов краеведческим материалом будет способствовать углублению знаний студентов о народных традициях, обычаях, обрядах, ритуалах. Традиции, как отмечает М.Г. Стельмахович, это опыт, обычаи, взгляды, вкусы, нормы поведения, что исторически сложились и передаются изпоколения в поколение.Через систему традиций каждый народ передает свою культуру, характер, психологию своимдетям, воспитывает такие благородные человеческие качества, как любовь к родной земле, отчему краю, уважение к отцу,матери, светлой памяти своих предков, к родному языку, истории идр.[21]
Традиции, по словам В.А. Сухомлинского, можно сравнить с копилкой, куда каждое поколение кладет свой маленький ценный взнос. Большие сокровища состоят из маленьких крошек. Эти сокровища нужно использовать в духовной жизни следующих поколений, заботясь об обогащении копилки новыми драгоценностями [22].
С традициями тесно связаны обычаиобщепринятый порядок, традиционно установленные правила общественного поведения, что существуют в жизни и быту определенного народа, общественной группы, объединения. Обряд совокупность действий, установленных обычаев. Ритуал порядок обрядовых действий.Студентов необходимо знакомить с семейными обычаями. В сельской местности в процессе общего ведения хозяйства, общего труда и передавался обычайуважения к родителям, почета к старшим. Каждый народ имеет свои обычаи, которыесоздавалисьна протяжении многих веков.Обычаии традиции выступают важным средством выявления внимания будущего учителя к семье, роду, предкам. ©Это традиционные храмовые праздники, когда собираетсявместе с детьми и садится за праздничный стол вся семья. Это сохранение, умножение и передача от поколения к поколению семейных реликвий. Это фотографии родственников в доме на стене, украшенные вышитыми рушниками, или фотоальбомыª [23]. В.В. Обозный, исследуя проблему краеведческого образования в системе профессиональной подготовки учителя, подчеркивает, что ©использование в просветительской деятельности систематизированных направлений краеведческой деятельности, подчиненных парадигме гуманистических ценностей, дает возможность закладывать эти ценности в каждый учебный план и каждый учебный предмет, который объективно способствует формированию общеукраинского культурнообразовательного пространства, в котором каждая учебная дисциплина естественным образом связана со всеми другими. В этом случае можно говорить не столько о межпредметных связях, сколько обопределенномобщеукраинскомпознавательнодуховномполе, в котором краеведческое содержание любого предмета имеет целесообразность и свое функционально определенное место. Краеведческие знания учебных предметов, интегрируясь в определенную общеукраинскуюсферу знаний, способов деятельности и ценностных ориентаций, становятся одним из средств саморазвития личностиª [24].Таким образом, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме будет способствовать эффективной подготовке будущих учителей к работе в сельской школе. Следовательно, учет выделенных нами педагогических условий будет способствовать формированию готовности будущих учителей к работе в начальной школе в условиях сельского социума. В последующем изучении нуждаются вопросы экспериментальной проверки влияния выделенных условий на формирование уровня готовности студентов кработе в сельской начальной школе.
Ссылки на источники1.Высоцкий С. В. Структура психологопедагогическихусловий формирования поисковотворческой направленности личности в процессе обучения // Науковий вісник Південноукраїнського держ. ун. ім. К. Д. Ушинського: збірник наукових праць. Одеса, 1999. Вип. 89. С. 9094.
Гончаренко С. У. Український педагогічний словник. Київ, 1997. С. 217.
3.Савченко О. Я. Дидактика початкової освіти. Київ, 2012. С. 491.
4.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002. С. 267.
5.Мойсеюк Н. Педагогіка. Київ, 2003. С. 192193.6.Ильин Е. П. Указ. соч. С. 266.
7.Кутеева В. П. Формирование познавательной активности будущих специалистов // Психологические проблемы формирования специалиста в вузе. Саранск, 1989. С. 107.
8.Занюк С. С. Мотиваційний тренінг. Формування мотивації навчальної діяльності у студентів та старшокласників // Практична психологія та соціальна робота. 2002. №8. С. 3142.
9.Бондарчук Е.,Бондарчук Л. Основы психологии и педагогики. Київ, 2001. 168 с. 10.Бибрих Р. Р.,Васильева И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. № 2. С. 12.11.Тюнников Ю. С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебновоспитательной работе СПТУ. М., 1986. 47 с. 12.Дик Ю. И.,Установ В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987. № 9. С. 4247.
13.Сінопальнікова Н. М. Інтеграція психологопедагогічних і методичних знань як педагогічна умова підготовки майбутніх учителів початкової школи // Педагогіка формування творчоїособистості у вищій і загальноосвітній школі. Київ Запоріжжя, 2009.Вип. 3(56). С. 359364.
14.Савченко О. Я. Дидактика початкової освіти. Київ, 2012. С. 490.15.Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. 141 с. 16.Бачманова В. В. Актуализация витагенного опыта будущих учителей как средство развития интереса к изучению научнопедагогических понятий: дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования. Екатеринбург, 2002. С. 110.17.Педагогические технологии: учеб. пособие для студ.пед.спец./ под общ. ред. B. C. Кукушина. Ростов н/Д., 2010. С. 127. 18.Бачманова В. В. Указ. соч.С. 115.19.Абдуллина О. А.,Загрязкина Н. М. Педагогическая практика студентов. М., 1989. С. 144.20.Хомич Л. О. Професійнопедагогічна підготовка вчителя початкових класів. Київ, 1998. 200 с. 21.Стельмахович М. Г. Теорія і практика українського національного виховання. ІваноФранківськ, 1996. С. 5455.22.Сухомлинський В. О. Методика виховання колективу// Вибрані твори:в 5 т. Київ, 1976. Т. 1. С. 410.
23.Стельмахович М. Г. Указ. соч.С. 163.24.Обозний В. В. Краєзнавча освіта в системі професійної підготовки вчителя: автореф. дис. … дра пед. наук: 13. 00. 04 теорія і методика професійної освіти. Київ, 2002. С. 14.
Zinoviy Onyshkiv, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professorat chair of pedagogy and methodology of primary education Ternopil National Pedagogical University named after Volodymyr Hnatiuk, Ternopil, Ukraine
onyshkiv54@ukr.netEducational conditions of preparation of future junior school teachers to work in a rural junior schoolAbstract.The article is dedicated to educational conditions of preparation of future teachers to work in a rural junior school. The publication singles out and characterizes such educational conditions as formation of students‱ positive motivation to work, integration of psychological, pedagogical and methodological preparation, utilization of students‱ past experience, continuity of the relationship of theoretical and practical preparation, enriching the content of social sciences and humanities with information regarding the regional character of rural society.Keywords:rural junior school, educational conditions, preparation of students.References1.Vysockij,S. V. (1999) “Struktura psihologopedagogicheskih uslovij formirovanija poiskovotvorcheskoj napravlennosti lichnosti vprocesse obuchenija”,Naukovij vіsnik Pіvdennoukraїns'kogo derzh. un. іm. K.D. Ushins'kogo: zbіrnik naukovih prac', vip. 89,Odesa,pp.9094(in Ukrainian). 2.Goncharenko,S. U. (1997) Ukraїns'kij pedagogіchnij slovnik,Kiїv,p.217(in Ukrainian). 3.Savchenko,O. Ja.(2012)Didaktika pochatkovoїosvіti,Kiїv,p.491(in Ukrainian). 4.Il'in,E. P. (2002) Motivacija i motivy,St. Peterburg,p.267(in Russian). Mojsejuk,N. (2003) Pedagogіka,Kiїv,pp.192193(in Ukrainian).6.Il'in,E. P. (2002)Op. cit.,p.266. 7.Kuteeva,V. P. (1989) “Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti budushhih specialistov”,Psihologicheskie problemy formirovanija specialista v vuze,Saransk,p.107(in Russian). 8.Zanjuk,S. S. (2002) “Motivacіjnij trenіng. Formuvannja motivacіїnavchal'noїdіjal'nostіu studentіv ta starshoklasnikіv”,Praktichna psihologіja ta socіal'na robota, № 8,pp.3142(in Ukrainian). 9.Bondarchuk,E.&Bondarchuk,L. (2001) Osnovy psihologii i pedagogiki,Kiїv,168 p. (in Russian).10.Bibrih,R. R.&Vasil'eva,I. A. (1987) “Osobennosti motivacii i celeobrazovanija v uchebnoj dejatel'nosti studentov mladshih kursov”,Vestnik MGU. Serija 14. Psihologija, № 2,p.12(in Ukrainian).11.Tjunnikov,Ju. S. (1986) Metodika vyjavlenija i opisanija integrirovannyh processov v uchebnovospitatel'noj rabote SPTU,Moscow,47 p. (in Russian).12.Dik ,Ju. I.&Ustanov,V. V. (1987) “Integracija uchebnyh predmetov”,Sovetskaja pedagogika, № 9,pp.4247(in Russian). 13.Sіnopal'nіkova,N. M. (2009) “Іntegracіja psihologopedagogіchnih іmetodichnih znan' jak pedagogіchna umova pіdgotovki majbutnіh uchitelіv pochatkovoїshkoli”,Pedagogіka formuvannja tvorchoїosobistostіu vishhіj іzagal'noosvіtnіj shkolі, vip. 3(56),Kiїv Zaporіzhja, pp.359364(in Ukrainian). 14.Savchenko,O. Ja. (2012) Didaktika pochatkovoїosvіti,Kiїv,p.490(in Ukrainian).15.Abdullina,O. A.(1990)Obshhepedagogicheskaja podgotovka uchitelja v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija,Moscow,141 p. (in Russian).16.Bachmanova, V. V. (2002) Aktualizacija vitagennogo opyta budushhih uchitelej kak sredstvo razvitija interesa k izucheniju nauchnopedagogicheskih ponjatij: dis. … kand. ped. nauk: 13. 00. 01 obshhaja pedagogika, istorija pedagogiki i obrazovanija,Ekaterinburg,p.110(in Russian).17.Kukushin,B. C. (ed.) (2010) Pedagogicheskie tehnologii: ucheb. posobie dlja stud. ped. spec., Rostov n/D.,p.127(in Russian). 18.Bachmanova, V. V. (2002)Op. cit.,p.115.19.Abdullina,O. A.&Zagrjazkina,N. M. (1989) Pedagogicheskaja praktika studentov,Moscow,p.144(in Russian).20.Homich,L. O. (1998) Profesіjnopedagogіchna pіdgotovka vchitelja pochatkovih klasіv,Kiїv,200 p. (in Ukrainian).21.Stel'mahovich,M. G. (1996) Teorіja іpraktika ukraїns'kogo nacіonal'nogo vihovannja,ІvanoFrankіvs'k,pp.5455(in Ukrainian).22.Suhomlins'kij,V. O. (1976) “Metodika vihovannja kolektivu”,Vibranіtvori: v 5 t.,vol. 1,Kiїv,p.410. 23.Stel'mahovich,M. G. (1996) Op. cit.,p.163(in Ukrainian).24.Oboznij,V. V.(2002)Kraєznavcha osvіta v sistemіprofesіjnoїpіdgotovki vchitelja: avtoref. dis. … dra ped. nauk: 13. 00. 04 teorіja і metodika profesіjnoї osvіti,Kiїv,p.14(in Ukrainian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Педагогические условия подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе
Аннотация.Статья посвящена педагогическим условиям подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе. В публикации выделены и охарактеризованы такие педагогические условия, как формирование у студентов позитивной мотивации к работе, интеграция психологопедагогической и методической подготовки, использование витагенного опыта студентов, непрерывность взаимосвязи теоретической и практической подготовки, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме.Ключевыеслова:сельская начальная школа, педагогические условия, подготовка студентов.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Сельская начальная школа нуждается в особенном вниманиисо стороны государства, общества, поскольку она является культурологической основой жизни сельского социума. Качество образования в школах сельской местности в значительной степени зависит от подготовки педагогических кадров в условиях высшейшколы.Специфические условия деятельности сельской начальной школы необходимоучитывать в процессе подготовки будущих учителей начальных классов в вузе. Эффективность системы формирования готовности будущих учителей к работе в сельской начальной школе в значительной степени зависит от тех педагогических условий, в которых эта подготовка осуществляется.Цель статьи охарактеризовать педагогические условия подготовки студентов к работе в сельской начальной школе. Содержание понятия ©педагогические условияª С. Высоцкий обозначает как обстоятельства, от которых зависит эффективность педагогического процесса профессиональной подготовки специалистов, которая опосредствуется активностью личности или группой людей и является совокупностью объективныхвозможностей содержания обучения, методов, организационных средств его осуществления, когда обеспечивается успешное решение поставленного педагогического задания [1]. Мы соглашаемся с этим толкованием.
Охарактеризуем выделенные нами педагогические условия, которые влияют на формирование готовности будущих учителей к работе в сельской начальной школе. Важным педагогическим условием подготовки студентов к работе в сельской начальной школе является формирование в них позитивной мотивации к работе. Мотивация как психическое явление трактуется поразному. В Украинском педагогическом словаре под понятием ©мотивацияª понимают ©системумотивов, или стимулов, которая побуждает человека к конкретным формам деятельности или поведенияª [2]. О.Я. Савченко понятие ©учебная мотивацияª трактует как систему побуждений (стимулов), которые определяют познавательную направленность индивида [3]. Мотивами могут быть потребности, интересы, эмоции, установки.Мотивация обучения отображает стойкие познавательные интересы и зависит от личных особенностей учеников (от потребности в достижении успеха, от пассивности, нежеланияосуществлять усилие над собой и др.). На базе общей мотивации учебной деятельности студентов появляется определенное отношение к разным учебным предметам, которое предопределено: а) важностью предмета для профессиональной подготовки; б) интересом к определенной области знаний или к данномупредмету как ее части; в) качеством преподавания; г)мерой трудности в овладении данным предметом,исходя из собственных способностей; д) взаимоотношениями с преподавателем данного предмета [4].
Н.Мойсеюк выделяет три взаимосвязанных группы мотивов: непосредственнопобудительные,что основываются на эмоциональных проявлениях личности, на позитивных или негативных эмоциях (яркость, новизна, любопытство, внешне привлекательные атрибуты; интересное преподавание, приятнаяличностьучителя; желание получить похвалу, награду (за выполненное задание), боязнь получить негативную оценку, наказание и т. п.); перспективнопобудительные, что основываются на значимости знания вообще (осознание значения тех или других конкретныхзнаний и умений, развитое чувство обязанности, ответственности и др.); интеллектуальнопобудительные, которые базируются на получении удовлетворения от самого процесса познания(любознательность, овладение определенными умениями и навыками и тому подобное)[5]. Внимание научных работников за последние годы обращенок роли позитивной мотивации в обеспечении успешного овладения знаниями и умениями. Для нашего исследования важно определить мотивы, которые способствуют формированию позитивного отношения будущих учителей к работе в сельской начальной школе.А.И. Гебос выделилтакие факторы, которые способствуют формированию у студентов позитивной мотивации к учению: осознание ближних и конечных целей учения;
осознание теоретического и практического значения знаний, которые усваиваются; эмоциональная форма изложения учебного материала;показ ©перспективных линийª в развитии научных понятий; профессиональная направленность учебной деятельности; выбор заданий, которые создают проблемные ситуации в структуре учебной деятельности;
наличие заинтересованности и ©познавательного психологического климатаª в учебной группе[6]. На мотивацию также влияют содержание занятий, методика преподавания, личность преподавателя, отношения в студенческом коллективе, соревнования, достигнутые результаты [7], некоторые практические эмоциональные приемы (прямое включение лектора в ведение занятия, использование приема ©неожиданногоª, яркий, образный пример, применение элемента неформальности, прием сопереживания, элементы драматизации, использование гиперболы, прием апелляции к авторитету, прием провокации, прием побуждения студентов к принятию решения)[8].
Е. Бондарчуксчитает, что однос основных условий появления интереса использование ранее усвоенных знаний. Существенный фактор формирования учебной мотивации эмоциональная окраска содержания обучения, живое слово педагога [9].
На динамику учебной мотивации студентов влияют и такие факторы, как отмена оценки и временных ограничений, демократический стиль общения, ситуация выбора, личная значимость, вид работы (производительный,творческий) [10].
Учет выделенных нами факторов будет способствовать формированию у студентов положительной мотивации к работе в сельской начальной школе. Интеграция психологопедагогической и методической подготовкивыступает как одно из условий подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе. На сегодняшний деньинтеграция рассматривается как основной принцип развития современных образовательных систем.
Выделяют такие признаки интеграции:1) построение интеграции как взаимодействия разнородных элементов; 2) качественные и количественные превращения взаимосвязанных элементов в процессе интеграции, в результате чего происходит постепенное изменение отдельных элементов. Накопление этих изменений приводит в конечном итоге к появлению новой ценности;3) построение интеграции означает определение единственной основы для объединения разнородных элементов знания [11].
В нашем исследовании объектамиинтеграции являются блоки психологопедагогической и методической подготовки будущих учителей. Интеграция объектов строится вокругинтегрирующего фактора. В педагогике, психологии и методике интегрирующим фактором может выступать педагогическое содержание. Научные работники выделяют такие формы интеграции: 1) объединение учебного материалав единственный курс; 2) объединение учебного материала с выделением специфических разделов; 3) образование автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы [12]. Любая из этих форм может быть использована при интеграции психологопедагогических и методических дисциплин.Н.М. Синопальникова [13] выделяет два возможных направления интеграции психологопедагогических и методических знаний начальной школы: содержательный и организационный. Содержательное направление интеграция дисциплин на основе выделения в процессе обучения главных понятий межпредметного характера. Педагогические исследования опираются на психологические знания. Педагогика интегрирует данные всех человековедческих наук и тем самым является основой формированияу студентов целостного знания о ребенке как объекте и субъекте педагогического процесса.Психологопедагогические учебные дисциплины составляют ядро профессиональнопедагогической подготовки студентов. Методику преподавания большинство научных работников (И.Д. Зверев, И.В. Зеленкова, В.И. Немцова, В.П. Козирев, А.А. Орчаков, В.Н. Ретюнский) рассматривают как интегрирующее звено в системе профессиональной подготовки специалиста. ©Методика учебного предмета, как отмечает А.Я. Савченко, это частичная дидактика, теория обучения определенного учебного предмета; рассматривает разные формы взаимодействия преподавания и учения в овладении содержанием конкретного предметаª [14].
А.А. Абдуллина определила общее содержание и показала связь психологопедагогической и методической подготовки. Такое объединение создает интегрированную целостность, которая содержит следующиеэлементы: 1) общий объект изучения, общие принципы подготовки; 2) единственная направленность содержания образования; 3) активное взаимодействие с внешней средой; 4) постоянное корригирование содержания, форм и методов преподавания, психологопедагогических дисциплин в соответствии с требованиями общества к школе, к учителю и изменениямив содержании педагогической деятельности;5) систематическая непосредственная связьпреподавания с практикой школы;6) научный анализ передового педагогического опыта [15].
Организационное направление требует изменения организации взаимодействия преподавания психологии, педагогики, методик. Оно включает в себя интегрированные связки между формами обучения, психологопедагогической и методической подготовкой, которая способствует возникновению новых интегрированных форм обучения. Для психологопедагогической подготовки характерны формы организации учебного процесса, которые преимущественно направлены на теоретическую подготовку студентов (информационная и проблемная лекция, семинар в форме теоретической конференции, семинар мозговой штурми тому подобное), а для методической подготовки студентов характерны такие формы, которые в большей степени направлены на практическую подготовку (лекциябеседа, лекцияпрессконференция, лекциядискуссия; семинаркруглый стол, семинар деловаяигра, семинар в формеминизанятия; практические и лабораторные занятия, педагогическая практика). В нашем исследовании целесообразным является использование как содержательного, так и организационного направлений интеграции психологопедагогической и методической подготовки студентов к работе в сельской начальной школе. Использование витагенного опыта студентов. Витагенный опыт активно влияет на усвоение предметных знаний и способов деятельности, потому что новые сведения воспринимаются студентами сквозьпризму ранее усвоенных. Организовывая учебный процесс, педагог должен осознатьвитагенный опыт своих воспитанников, показать студентам, что уних уже естьопределенныепредставления о новом материале. Это подготовит их к активному восприятию и усвоению нового материала.Опора педагога на позитивное содержание витагенного опыта студента поможет более глубокому и полному усвоению учебного материала, а также будет способствовать осознанию этого личного опыта. Использование в процессе учебы предыдущих знаний студентов способствует овладению новыми знаниями, поскольку происходит не простое приложение прошлых знаний к новым фактам, а использование их для познания и раскрытия нового.При объяснении нового материала педагогу важно использовать примеры из жизненного опыта студента. Это способствует установлению связей между новым материалом и ранее изученным, то есть необходимо включить новое в систему уже имеющихся ассоциаций. Чем шире витагенный опыт студента,чем он ближек новому, к уже имеющимся ассоциациям, тем онболее понятен. В.В. Бачманова, исследуя проблему активизации витагенного опыта будущих учителей, выделяет такие типы заданий, направленных на расширение витагенного опыта студентов: 1.Поместув учебном процессе выделяют такие задания: а) что предшествует изучению нового материала; б) что сопровождает изучениенового материала;в) что идет после изучения нового материала. 2.Подидактической целибываютзадания: а) направленные на развитие познавательного интереса у студентов к изучению темы; б) на ознакомление с фактами, которые будут использованы на занятиях при формировании научных понятий, выводов, обобщений; в) побуждаюющиестудентов конкретизировать научные понятия и закономерности на материале, взятом из собственных наблюдений, средств массовой информации, краеведческих фактов; г) предусматривающиеприменение полученных студентами знаний в общественно полезной работе. По продолжительности длительные и краткосрочные. 4.По формаморганизации познавательной деятельности индивидуальные, групповые и фронтальные. 5.По формам выполнения доклады, сообщения, произведения, выступления на конференциях [16]. В научных исследованиях выделяют и такие приемы привлечения витагенного опыта студентов в процессе изучения нового материала:
прием стартовой актуализации жизненного опыта студентов. Цель этого приема выяснить имеющийся запас знаний студентов на уровне повседневного сознания перед тем, как они получат необходимые научные знания. Педагог имеет возможность определить интеллектуальный потенциал как отдельных студентов, так и группы в целоми использовать полученнуюинформацию для созданияпроблемной ситуации;актуализация витагенного запаса практических умений, навыков в том или ином виде учебной деятельности; прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели. Его формула: ©Я предлагаю вам идею. Ваше задание дополнить, насытить содержание. Опора ваш жизненный опытª; прием временной пространственной, содержательной синхронизации образовательных проекций. Суть этого приема заключается в том, что изложение нового материала осуществляется впространственной смысловой связи с фактами, событиями, явлениями, процессами. Витагенный компонент оказывается в объемном характере восприятия образовательного предмета. Формула данного приема: ©Жизнь многомерна,и учебный материал нужно воспринимать многомерно, тогда он будет необходимым для жизниª; прием витагенных аналогий в образовательных проекциях. Формула этого приема: ©В жизни нет ничего такого, чего бы еще не былоª. Сущность этого приемав использовании жизненного опыта студентов в плане исторических проекций. Он дает возможность показать значимость накопления опыта в отличие от жизненной информированности, раскрыть преемственность знаний человека в онтои филогенезе;
прием витагенных аналогий в образовательных проекциях. Суть приема заключается в том, чтобы посодействовать студентам в построении в своем воображении идеальной модели образовательного объекта, материалами для которого послужили бы также витагенный опыт, информация, полученная в процессе обучения. Этот прием образно можно сравнить с творческим упражнением: ©Если бы директором был яª [17]. Используя рассмотренные задания, педагог может управлять сочетанием витагенного опыта студентов с систематизированным и обобщенным опытом науки. Взаимосвязь обученияс витагенным опытом студентов будет эффективнее, если придерживаться таких рекомендаций: 1.Проанализировать содержание учебного материала, определив его место в системе учебного предмета и его связьс содержанием других дисциплин, и выделить в новом материале знания, которые имеют выход в практику студентов. 2.Обнаружить элементы витагенного опыта студентов, связанныес вопросами, которыеони будут изучать на следующих занятиях, и продумать способы актуализации ихопыта, что относится к изученному материалу.
Сопоставить ©исходноеª и ©заданноеª состояние знаний и способов познавательной деятельности студентов и определить, что в новом материале может быть объяснено и усвоено на имеющемся у студентов опыте [18]. Важное значение имеет установка педагога на необходимость дополнять учебный материал собственными наблюдениями или сведениями, что со временем сформирует у студентов привычку более внимательноотноситься к новым сведениям, будет развивать стремление узнавать ©впрокª. Полученные сведения могут быть использованы в будущем.Витагенный опыт может быть актуализирован и самим студентом, если в ходе учебного процесса складываются отношения, которые задевают его личные ценности. Непрерывность взаимосвязи теоретической и практической подготовкиявляется однимиз педагогических условий подготовки студентов к организации учебновоспитательного процессав сельской начальной школе. Подготовка студентов к профессиональной деятельности состоит как из теоретической, так ипрактической подготовки. Теоретическая подготовка осуществляется в системе лекций, семинарских и индивидуальных занятий, а практическая предусматривает формирование умений и навыков во время практических и лабораторных занятий, проведениеразных видов педагогической практики. Профессиональнопедагогическая подготовка будущих учителей включает овладение теоретическими дисциплинами профессионального цикла и педагогическую практику, то есть теоретические знания, полученные в процессе обучения, проверяются практикой. Педагогическая практика, которая является составной частью профессиональной подготовки будущих педагогов, обеспечивает сочетание теоретической подготовки с их практической деятельностью. ©В процессе педагогической практики, отмечаетА.А. Абдуллина, теоретические знания используются в новых условиях, для решения конкретных практических заданий. Единство формирования системы знаний, умений и навыков в процессе учебных занятий и практики предопределено тем, что теоретические знания функционируют в практической деятельности учителя и сама педагогическая деятельность представляет собой единство теоретического и практического компонентов, синтез теории и опытаª [19]. Л.А. Хомич, исследуя проблему профессиональнопедагогической подготовки учителя начальных классов, считает, что практическая деятельность студентов в школе опирается на теоретические знания, полученные в вузе. В процессе педагогической практики у студентов формируются профессиональные умения, в частности уменияопределять цель изадание учебновоспитательного процессас учетом возрастныхи индивидуальных особенностей учеников, умения изучать учеников и определять возможности ихразвития, умения планировать учебную и воспитательную работу, использовать разные формы и методы организации учебновоспитательного процесса, сотрудничать с учениками, анализировать учебновоспитательную работу, корригироватьее [20].Краеведческая подготовка будущих учителей способствует становлению учителя как личности, помогает его социализации. Поэтому обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме выступает важным условием подготовки будущих учителей к работе в сельской начальной школе. В Новом толковом словаре украинского языка содержание понятия ©краеведениеª обозначается как ©изучение истории, географии, экономикиª.Наполнение общественных и гуманитарных курсов краеведческим материалом будет способствовать углублению знаний студентов о народных традициях, обычаях, обрядах, ритуалах. Традиции, как отмечает М.Г. Стельмахович, это опыт, обычаи, взгляды, вкусы, нормы поведения, что исторически сложились и передаются изпоколения в поколение.Через систему традиций каждый народ передает свою культуру, характер, психологию своимдетям, воспитывает такие благородные человеческие качества, как любовь к родной земле, отчему краю, уважение к отцу,матери, светлой памяти своих предков, к родному языку, истории идр.[21]
Традиции, по словам В.А. Сухомлинского, можно сравнить с копилкой, куда каждое поколение кладет свой маленький ценный взнос. Большие сокровища состоят из маленьких крошек. Эти сокровища нужно использовать в духовной жизни следующих поколений, заботясь об обогащении копилки новыми драгоценностями [22].
С традициями тесно связаны обычаиобщепринятый порядок, традиционно установленные правила общественного поведения, что существуют в жизни и быту определенного народа, общественной группы, объединения. Обряд совокупность действий, установленных обычаев. Ритуал порядок обрядовых действий.Студентов необходимо знакомить с семейными обычаями. В сельской местности в процессе общего ведения хозяйства, общего труда и передавался обычайуважения к родителям, почета к старшим. Каждый народ имеет свои обычаи, которыесоздавалисьна протяжении многих веков.Обычаии традиции выступают важным средством выявления внимания будущего учителя к семье, роду, предкам. ©Это традиционные храмовые праздники, когда собираетсявместе с детьми и садится за праздничный стол вся семья. Это сохранение, умножение и передача от поколения к поколению семейных реликвий. Это фотографии родственников в доме на стене, украшенные вышитыми рушниками, или фотоальбомыª [23]. В.В. Обозный, исследуя проблему краеведческого образования в системе профессиональной подготовки учителя, подчеркивает, что ©использование в просветительской деятельности систематизированных направлений краеведческой деятельности, подчиненных парадигме гуманистических ценностей, дает возможность закладывать эти ценности в каждый учебный план и каждый учебный предмет, который объективно способствует формированию общеукраинского культурнообразовательного пространства, в котором каждая учебная дисциплина естественным образом связана со всеми другими. В этом случае можно говорить не столько о межпредметных связях, сколько обопределенномобщеукраинскомпознавательнодуховномполе, в котором краеведческое содержание любого предмета имеет целесообразность и свое функционально определенное место. Краеведческие знания учебных предметов, интегрируясь в определенную общеукраинскуюсферу знаний, способов деятельности и ценностных ориентаций, становятся одним из средств саморазвития личностиª [24].Таким образом, обогащение содержания общественных и гуманитарных дисциплин сведениями краеведческого характера о сельском социуме будет способствовать эффективной подготовке будущих учителей к работе в сельской школе. Следовательно, учет выделенных нами педагогических условий будет способствовать формированию готовности будущих учителей к работе в начальной школе в условиях сельского социума. В последующем изучении нуждаются вопросы экспериментальной проверки влияния выделенных условий на формирование уровня готовности студентов кработе в сельской начальной школе.
Ссылки на источники1.Высоцкий С. В. Структура психологопедагогическихусловий формирования поисковотворческой направленности личности в процессе обучения // Науковий вісник Південноукраїнського держ. ун. ім. К. Д. Ушинського: збірник наукових праць. Одеса, 1999. Вип. 89. С. 9094.
Гончаренко С. У. Український педагогічний словник. Київ, 1997. С. 217.
3.Савченко О. Я. Дидактика початкової освіти. Київ, 2012. С. 491.
4.Ильин Е. П. Мотивация и мотивы. СПб., 2002. С. 267.
5.Мойсеюк Н. Педагогіка. Київ, 2003. С. 192193.6.Ильин Е. П. Указ. соч. С. 266.
7.Кутеева В. П. Формирование познавательной активности будущих специалистов // Психологические проблемы формирования специалиста в вузе. Саранск, 1989. С. 107.
8.Занюк С. С. Мотиваційний тренінг. Формування мотивації навчальної діяльності у студентів та старшокласників // Практична психологія та соціальна робота. 2002. №8. С. 3142.
9.Бондарчук Е.,Бондарчук Л. Основы психологии и педагогики. Київ, 2001. 168 с. 10.Бибрих Р. Р.,Васильева И. А. Особенности мотивации и целеобразования в учебной деятельности студентов младших курсов // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1987. № 2. С. 12.11.Тюнников Ю. С. Методика выявления и описания интегрированных процессов в учебновоспитательной работе СПТУ. М., 1986. 47 с. 12.Дик Ю. И.,Установ В. В. Интеграция учебных предметов // Советская педагогика. 1987. № 9. С. 4247.
13.Сінопальнікова Н. М. Інтеграція психологопедагогічних і методичних знань як педагогічна умова підготовки майбутніх учителів початкової школи // Педагогіка формування творчоїособистості у вищій і загальноосвітній школі. Київ Запоріжжя, 2009.Вип. 3(56). С. 359364.
14.Савченко О. Я. Дидактика початкової освіти. Київ, 2012. С. 490.15.Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. М., 1990. 141 с. 16.Бачманова В. В. Актуализация витагенного опыта будущих учителей как средство развития интереса к изучению научнопедагогических понятий: дис. … канд. пед. наук: 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования. Екатеринбург, 2002. С. 110.17.Педагогические технологии: учеб. пособие для студ.пед.спец./ под общ. ред. B. C. Кукушина. Ростов н/Д., 2010. С. 127. 18.Бачманова В. В. Указ. соч.С. 115.19.Абдуллина О. А.,Загрязкина Н. М. Педагогическая практика студентов. М., 1989. С. 144.20.Хомич Л. О. Професійнопедагогічна підготовка вчителя початкових класів. Київ, 1998. 200 с. 21.Стельмахович М. Г. Теорія і практика українського національного виховання. ІваноФранківськ, 1996. С. 5455.22.Сухомлинський В. О. Методика виховання колективу// Вибрані твори:в 5 т. Київ, 1976. Т. 1. С. 410.
23.Стельмахович М. Г. Указ. соч.С. 163.24.Обозний В. В. Краєзнавча освіта в системі професійної підготовки вчителя: автореф. дис. … дра пед. наук: 13. 00. 04 теорія і методика професійної освіти. Київ, 2002. С. 14.
Zinoviy Onyshkiv, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professorat chair of pedagogy and methodology of primary education Ternopil National Pedagogical University named after Volodymyr Hnatiuk, Ternopil, Ukraine
onyshkiv54@ukr.netEducational conditions of preparation of future junior school teachers to work in a rural junior schoolAbstract.The article is dedicated to educational conditions of preparation of future teachers to work in a rural junior school. The publication singles out and characterizes such educational conditions as formation of students‱ positive motivation to work, integration of psychological, pedagogical and methodological preparation, utilization of students‱ past experience, continuity of the relationship of theoretical and practical preparation, enriching the content of social sciences and humanities with information regarding the regional character of rural society.Keywords:rural junior school, educational conditions, preparation of students.References1.Vysockij,S. V. (1999) “Struktura psihologopedagogicheskih uslovij formirovanija poiskovotvorcheskoj napravlennosti lichnosti vprocesse obuchenija”,Naukovij vіsnik Pіvdennoukraїns'kogo derzh. un. іm. K.D. Ushins'kogo: zbіrnik naukovih prac', vip. 89,Odesa,pp.9094(in Ukrainian). 2.Goncharenko,S. U. (1997) Ukraїns'kij pedagogіchnij slovnik,Kiїv,p.217(in Ukrainian). 3.Savchenko,O. Ja.(2012)Didaktika pochatkovoїosvіti,Kiїv,p.491(in Ukrainian). 4.Il'in,E. P. (2002) Motivacija i motivy,St. Peterburg,p.267(in Russian). Mojsejuk,N. (2003) Pedagogіka,Kiїv,pp.192193(in Ukrainian).6.Il'in,E. P. (2002)Op. cit.,p.266. 7.Kuteeva,V. P. (1989) “Formirovanie poznavatel'noj aktivnosti budushhih specialistov”,Psihologicheskie problemy formirovanija specialista v vuze,Saransk,p.107(in Russian). 8.Zanjuk,S. S. (2002) “Motivacіjnij trenіng. Formuvannja motivacіїnavchal'noїdіjal'nostіu studentіv ta starshoklasnikіv”,Praktichna psihologіja ta socіal'na robota, № 8,pp.3142(in Ukrainian). 9.Bondarchuk,E.&Bondarchuk,L. (2001) Osnovy psihologii i pedagogiki,Kiїv,168 p. (in Russian).10.Bibrih,R. R.&Vasil'eva,I. A. (1987) “Osobennosti motivacii i celeobrazovanija v uchebnoj dejatel'nosti studentov mladshih kursov”,Vestnik MGU. Serija 14. Psihologija, № 2,p.12(in Ukrainian).11.Tjunnikov,Ju. S. (1986) Metodika vyjavlenija i opisanija integrirovannyh processov v uchebnovospitatel'noj rabote SPTU,Moscow,47 p. (in Russian).12.Dik ,Ju. I.&Ustanov,V. V. (1987) “Integracija uchebnyh predmetov”,Sovetskaja pedagogika, № 9,pp.4247(in Russian). 13.Sіnopal'nіkova,N. M. (2009) “Іntegracіja psihologopedagogіchnih іmetodichnih znan' jak pedagogіchna umova pіdgotovki majbutnіh uchitelіv pochatkovoїshkoli”,Pedagogіka formuvannja tvorchoїosobistostіu vishhіj іzagal'noosvіtnіj shkolі, vip. 3(56),Kiїv Zaporіzhja, pp.359364(in Ukrainian). 14.Savchenko,O. Ja. (2012) Didaktika pochatkovoїosvіti,Kiїv,p.490(in Ukrainian).15.Abdullina,O. A.(1990)Obshhepedagogicheskaja podgotovka uchitelja v sisteme vysshego pedagogicheskogo obrazovanija,Moscow,141 p. (in Russian).16.Bachmanova, V. V. (2002) Aktualizacija vitagennogo opyta budushhih uchitelej kak sredstvo razvitija interesa k izucheniju nauchnopedagogicheskih ponjatij: dis. … kand. ped. nauk: 13. 00. 01 obshhaja pedagogika, istorija pedagogiki i obrazovanija,Ekaterinburg,p.110(in Russian).17.Kukushin,B. C. (ed.) (2010) Pedagogicheskie tehnologii: ucheb. posobie dlja stud. ped. spec., Rostov n/D.,p.127(in Russian). 18.Bachmanova, V. V. (2002)Op. cit.,p.115.19.Abdullina,O. A.&Zagrjazkina,N. M. (1989) Pedagogicheskaja praktika studentov,Moscow,p.144(in Russian).20.Homich,L. O. (1998) Profesіjnopedagogіchna pіdgotovka vchitelja pochatkovih klasіv,Kiїv,200 p. (in Ukrainian).21.Stel'mahovich,M. G. (1996) Teorіja іpraktika ukraїns'kogo nacіonal'nogo vihovannja,ІvanoFrankіvs'k,pp.5455(in Ukrainian).22.Suhomlins'kij,V. O. (1976) “Metodika vihovannja kolektivu”,Vibranіtvori: v 5 t.,vol. 1,Kiїv,p.410. 23.Stel'mahovich,M. G. (1996) Op. cit.,p.163(in Ukrainian).24.Oboznij,V. V.(2002)Kraєznavcha osvіta v sistemіprofesіjnoїpіdgotovki vchitelja: avtoref. dis. … dra ped. nauk: 13. 00. 04 teorіja і metodika profesіjnoї osvіti,Kiїv,p.14(in Ukrainian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª