Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Показанкина Д. Ю., Альперович В. Д. Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 10 (октябрь). – С. 86–90. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14278.htm.
Аннотация. В статье затронута проблема влияния самоотношения формирующейся личности на ее профессиональную мотивацию. Выявлено, что внешний тип мотивации выбора будущей профессии (в рамках данной выборки подростков) взаимосвязан в основном с пониженной самооценкой и низким уровнем выраженности самоэффективности; внутренний тип мотивации выбора будущей профессии взаимосвязан в основном с адекватной и высокой самооценкой, средним и высоким уровнями выраженности самоэффективности. Типы мотивации выбора подростками будущей профессии различаются, в зависимости от особенностей их самооценок и уровней выраженности их самоэффективности, что свидетельствует в пользу выдвинутой авторами гипотезы.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
~ 1~АRT 14278УДК37.048.45:159.947.5Показанкина Дарья Юрьевна,студентка Vкурса (специалитет) факультета психологии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. РостовнаДонуdаshulе4kа_1@mаil.ru

Альперович Валерия Дмитриевна,кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной психологии факультета психологии ФГАОУ ВПО «Южный федеральный университет», г. РостовнаДонуvаldmаlp@rаmblеr.ru

Мотивация выбора подростками будущей профессии в связи с их самооценкой и самоэффективностью

Аннотация.В статье затронутапроблема влияния самоотношения формирующейся личности на ее профессиональную мотивацию. Выявлено, что внешний тип мотивации выбора будущей профессии (в рамках данной выборки подростков)взаимосвязан в основномс пониженной самооценкой и низким уровнем выраженности самоэффективности; внутренний тип мотивации выбора будущей профессии взаимосвязан в основномс адекватной и высокой самооценкой, средним и высоким уровнями выраженности самоэффективности. Типы мотивации выбора подростками будущей профессии различаются, в зависимости от особенностей их самооценок и уровней выраженности их самоэффективности, что свидетельствует в пользу выдвинутой авторами гипотезы.Ключевые слова:мотивация, подросток, самооценка, самоэффективность.Раздел: (02) комплексное изучение человека; психология; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Актуальность исследования определяется прежде всеготем, что в условиях макрои микросоциальных трансформаций последних десятилетий в России внимание ученыхгуманитариев, в частностипсихологов, привлекают проблемы самоопределения личности. В психологии одним из его важнейших периодов всегда рассматривался подростковый возраст как переломный этап в развитии самосознания субъекта. Профессиональное самоопределение изучается сквозь призму мотивации профессионального выбора. Рассматривается влияние на него особенностей Яконцепции, Яобразов, системы отношений личности к себе и с другими людьми. Проблемы профессионального самоопределения разрабатываются в связи с такими регуляторами поведения субъекта, как самоотношение, самооценка. Исследование этих феноменов приобретает особую значимость в стрессогенных обстоятельствах социальной нестабильности, влияющих на смену в индивидуальном и массовом сознании критериев категоризации, оценки себя и других людей. Одним из них, в контексте профессионального самоопределения, выступает «успешность». В связи с этим в фокусевнимания психологов также оказывается феномен «самоэффективность». Зарубежными и российскими психологами выявлено содержание феномена «мотивация» как совокупность, система психологически разнородных факторов, детерминирующих поведение и деятельность человека, их «движущих сил»: потребностей, идеалов, целей, интересов, установок, ценностных ориентаций и пр. Мотивационнопотребностная сфера, реализуемая в игровой, учебной и трудовой деятельности формирующейся и взрослой личности, изучается как динамичное образова~ 2~АRT 14278УДК37.048.45:159.947.5ние, иерархически организованная система, развивающаяся на протяжении жизненного пути под влиянием различных факторов (Е.П. Ильин) [1]. Обоснованы взаимосвязи мотивации профессионального выбора и профессионального самоопределения личности (Е.А. Климов) [2], отношений личности к другим людям, ее самоотношения (Е.П. Ильин). Исследована мотивация учебной и трудовой деятельности подростков (Е.В. Волобуева, Г.В. Резапкина, И.В. Тимонина) [3;4;5]. Изучаются взаимосвязи мотивации достижения и самооценки. В зарубежной и отечественной психологии разработаны различные классификации мотивов: осознаваемые и неосознанные, латентные, актуальные и отсроченные, кратковременные и устойчивые мотивы, первичные (висцерогенные) и вторичные (психогенные) мотивы, мотивы как биологические потребности (в пище, воде, сне, самосохранении, продолжении рода) и социальные потребности (в подчинении, руководстве, доминировании, аффилиации, самоидентификации, признании со стороны других людей, любви, уважении и самоуважении, самоактуализации), внутренние и внешние мотивы, потенциальная и реальная мотивация, мотивы достижения успеха и избегания неудачи, смыслообразующиемотивы и мотивыстимулы [6].Рассмотрено содержание феномена «самооценка»как рефлексивного компонента самосознания, разработанаего структура: когнитивный и эмоциональный компоненты (Р. Бернс, И.И. Чеснокова) [7; 8]. Когнитивный компонент самооценки отражает знания человека о себе. Эмоциональный компонент самооценки заключается в отношении субъекта к себе как мере удовлетворенности собой. Изучаются такие формы самооценки, как общая самооценка (интегратор частных самооценок) и частные самооценки (оценки отдельных умственных, физических, моральных качеств субъекта) (А.А. Деркач) [9].Исследованы взаимосвязи самооценки с другими феноменами (ценностными ориентациями, социальной ситуацией развития, психологическим благополучием, механизмами психологической защиты), свойствами личности, в т.ч. социальнопсихологическими (художественной одаренностью, креативностью, коммуникативными способностями, атрибуцией успехов и неудач, агрессивностью, тревожностью, конфликтностью, уровнем притязаний), отношениями с другими людьми (кризисом идентичности), образом «Я» и самоотношением, а также ее роль в регуляции социальной жизнедеятельности человека(Л.В. Бороздина, И.Д. Ксенева, М.В. Щербакова) [10; 11]. Показано, что самооценкавыполняет регулятивную, а также защитную функции, определяя направление и уровень активности человека по отношению к миру, людям, самому себе,участвуя, таким образом, в детерминации всех форм и видов деятельности и социального поведения человека (Р. Бернс, Л.В.Бороздина, А.А. Деркач, И.И. Чеснокова).

Авторы затронутых вышеи иных работ подчеркивают, что по такому параметру, как «уровень самооценки», выделяются высокая, средняя, низкая самооценки; по параметру «соотношение с реальной успешностью в деятельности и общении» ‬адекватная и неадекватная самооценки; по параметру «особенности строения»‬конфликтная и бесконфликтная самооценки, по параметру «временная отнесенность» ‬прогностическая, актуальная и ретроспективная самооценки. Показано, что самооценка формируется в процессах самоопределения личности и социального сравнения.Определено содержаниефеномена «самоэффективность» как представление человека о собственной возможности быть продуктивным, уверенность в успешной самореализации (А. Бандура, Р.Л. Кричевский) [12; 13], виды самоэффективности: в деятельности и общении (А. Бандура), деятельностный, коммуникативный и личностный (М.И. Гайдар) [14]. Изучаются взаимосвязи самоэффективности с другими ~ 3~АRT 14278УДК37.048.45:159.947.5личностными феноменами, социальнопсихологическими свойствами (карьерными ориентациями, самооценкой профессиональной деятельности, выбором копингстратегий поведения в межличностном конфликте, эмпатичностью, интернальностью, самопринятием, организаторскими способностями, коммуникативными свойствами, толерантностью), с самоотношением (М.И. Гайдар, Т.О. Гордеева, Е.А. Митицына) [15; 16], образом «Я» (Р.Л. Кричевский). Изучается роль самоэффективности в регуляции социальной жизнедеятельности субъекта (М.И. Гайдар, Е.А. Митицына). Разработаны теоретикометодологические основания изучения взаимосвязей самооценки и самоэффективности (А. Бандура).Несмотря на точто социальныепсихологи рассматривают влияниесистемы отношений личности на мотивацию еесоциального поведения, феномен «самоэффективность» как некоторое представление о себе, отношение к себе во взаимодействии с другими людьми, взаимосвязи самооценки подростка, его самоэффективности и мотивации его выбора будущей профессии на эмпирическом уровне являются недостаточно изученными.Вслед за авторами работ, затронутых выше, мы понимаем самооценку как отношениеличности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального «Я», оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.Вслед за Т.О. Гордеевой и Р.Л. Кричевским мы понимаем самоэффективность как комплекс личностных особенностей, воплощенный в чувствесобственной компетентности в разных сферах деятельности и общении, убежденности в своей способности контролировать собственную жизнь.В связис этим проблемой исследования, выполненного студенткой Д.Ю. Показанкинойпод руководством В.Д. Альперович, стало влияниеособенностей самооценки подростка и его самоэффективностина мотивацию его выбора будущей профессии. Цель исследования заключалась в определении взаимосвязей мотивации выбора подростками будущей профессии, особенностей их самооценки и самоэффективности. Предметом исследования выступили типы мотивации выбора подростками будущей профессии, особенности их самооценки, уровень выраженности их самоэффективности. Сформулированы следующие гипотезы исследования:1.Тип мотивации выбора подростком будущей профессии может различаться, в зависимости от особенностей его самооценки и уровня выраженности его самоэффективности.2.Особенности самооценки подростка могут быть взаимосвязаны с уровнем выраженности его самоэффективности.Методы исследования: анализ и обобщение научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, тестирование, категориальный и контентанализ, методы качественной и количественной обработки полученных данных, содержательная интерпретация результатов и выводов.В данном исследовании применены следующие методики:1.Методика «Мотивы выбора профессии» (Р.В. Овчарова) (см. Приложение).2.Шкалаопросник самоэффективности Р. Шварцера и М. Ерусалема (в адаптации В.Г. Ромека).3.Анкета по выявлению уровня самооценки подростков (Р.В. Овчарова) (см.Приложение).~ 4~АRT 14278УДК37.048.45:159.947.5Эмпирическим объектом исследования стали 52 респондента (23 мальчика, 29девочек) в возрасте от 15 до 16 лет (учащиеся МОУ СОШ № 1 ст. ОльгинскойАксайского района Ростовской области).Выбор эмпирического объекта обусловлен целью и предметом исследования, а также данными о специфических особенностях старшего подросткового возраста и этапа юности, на котором происходит развитиерефлексии, формулированиежизненной стратегии, построение системы ценностей, наиболее обобщенных, но потенциально реализуемых жизненных планов.На первом этапе исследования были определены типы мотивации выбора респондентами будущей профессии. На втором этапеисследования выявлены особенности самооценки участников исследования. На третьем этапе исследования был установлен уровеньвыраженности самоэффективности респондентов.Согласно полученным данным, 56% респондентов имеют выраженную внутреннюю мотивацию и 44% участников исследования обнаруживают выраженную внешнюю мотивацию. К внутренним, индивидуально и социально значимыммотивам выбора респондентами будущей профессии можно отнести собственные мотивационные факторы профессии ‬предмет и процесс труда (привлекательный/непривлекательный,разнообразие/однообразие деятельности, трудоемкость работы, индивидуальный/коллективный труд, возможности развития человека в данном труде); индивидуальныеобъективные обстоятельства (способности, умственное и физическое развитие); возможности, предоставляемые работой (например, приносить пользу людям, проявлять творчество, развивать мастерство).К внешним положительным мотивам выбора респондентами будущей профессии можно отнести: рекомендации, советы и указания со стороны других людей (в частности,родителей); примеры со стороны непосредственного окружения респондентов, со стороны других людей (в частности, друзей); обыденные эталоны «социального преуспевания» и стереотипы (мода, престиж, предрассудки); привычные занятия, возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений; территориальногеографические факторы (близость месторасположения); материальные факторы (заработная плата).Установлено, что 56% респондентов обнаруживают адекватную самооценку. 33% участников исследования обладают заниженной самооценкой. 11% респондентов имеют повышенную самооценку.Согласно полученным данным, 33% участников исследования обладают низким уровнем выраженности самоэффективности, 46% респондентов имеют средний уровень выраженности самоэффективности, 21% участников исследования демонстрирует высокий уровень выраженности самоэффективности.На основе полученных данных установлено, что 10,35% респондентов с внутренней мотивацией обнаруживают высокую самооценку и высокий уровень выраженности самоэффективности, 27,5% участников исследования с внутренней мотивацией демонстрируют высокий уровень выраженности самоэффективности и адекватную самооценку, 3,4% респондентов с внутренней мотивацией имеют средний уровень выраженности самоэффективности и высокую самооценку, 58,6% участников исследования с внутренней мотивацией обладают средним уровнем выраженности самоэффективности и адекватной самооценкой.Установлено, что 8,6% респондентов с внешней мотивацией демонстрируют средний уровень выраженности самоэффективности и адекватную самооценку, ~ 5~АRT 14278УДК37.048.45:159.947.517,5% респондентов с внешней мотивацией имеют средний уровень выраженности самоэффективности и пониженную самооценку, 8,6% участников исследования с внешней мотивацией обнаруживают низкий уровень выраженности самоэффективности и высокую самооценку, 8,6% респондентов с внешней мотивацией демонстрируют низкий уровень выраженности самоэффективности и адекватную самооценку, 56,8% участников исследования с внешней мотивацией обнаруживают низкий уровень выраженности самоэффективности и низкую самооценку.Проведен сравнительный анализ количественных показателей самооценки и самоэффективности групп респондентов, различающихся типом мотивации выбора будущей профессии, по Uкритерию Манна‬Уитни. Полученные результаты говорят о достоверности различий (p=0,000;p=0,002)особенностей самооценки и самоэффективности участников исследования, различающихся преобладающим типом мотивации выбора будущей профессии. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.1.Обнаружены взаимосвязи между особенностями самооценки подростка и уровнем выраженности его самоэффективности. 1.1.Субъекты, обнаруживающие адекватную и высокую самооценку, обладаютв основномповышенным уровнем выраженности самоэффективности.1.2.Субъекты, обнаруживающие пониженную самооценку, обладаютв основном пониженным уровнем выраженности самоэффективности.2.Обнаружены различия типов мотивации выбора подростками будущей профессии в зависимости от особенностей их самооценок и уровней выраженности их самоэффективности.2.1.

Субъекты, у которых преобладает внешний тип мотивации выбора будущей профессии, обнаруживают в основномпониженную самооценку и демонстрируют низкий уровень выраженности самоэффективности.2.2.Субъекты, у которых преобладает внутренний тип мотивации выбора будущей профессии, обнаруживают адекватную и высокую самооценку и демонстрируют в основномсредний и высокий уровни выраженности самоэффективности.Результаты проведенного исследования говорят о том, чтотипы мотивации выбора формирующейся личностью будущей профессии взаимосвязаны с особенностями ее самооценки и уровнем выраженности ее самоэффективности. Полученные данные подтверждают выводы различных авторов о влиянии системы отношений личности к другим людям, ее самоотношения на особенности ее мотивационной сферы и свидетельствуют в пользу выдвинутой гипотезы о том, чтотип мотивации выбора подростком будущей профессии может различаться, в зависимости от особенностей его самооценки и уровня выраженности его самоэффективности. Тем не менеедля проверки общей и частной гипотез необходимо лонгитюдное исследование данных феноменов, проведенное на большей выборке респондентов.Выводы по результатам исследования, основанныена полученных данных, могут быть использованы нетолько в рамках профориентации подростков, но и в индивидуальном социальнопсихологическом консультировании с целью коррекции отношений субъекта с окружающими людьми, в тренинге решения детскородительских конфликтов.



~ 6~АRT 14278УДК37.048.45:159.947.5ПриложениеМетодика «Мотивы выбора профессии»(Р.В. Овчарова)

Инструкция. Нижеприведены утверждения, характеризующие любую профессию. Прочтите и оцените, в какой мере каждое из них повлияло на Ваш выбор профессии. Оцените каждое утверждение по 5балльной шкале: «очень сильно повлияло»‬5баллов; «сильно повлияло»‬4 балла; «повлияло в средней степени»‬3балла; «слабо повлияло»‬2 балла; «никак не повлияло»‬1 балл.

№УтвержденияОценка1Требует общения с разными людьми

2Нравится родителям

3Предполагает высокое чувство ответственности

4Требует переезда на новоеместо жительства

5Соответствует моим способностям

6Позволяет ограничиться имеющимся оборудованием

7Дает возможность приносить пользу людям

8Способствует умственному и физическому развитию

9Является высокооплачиваемой

10Позволяет работать близко от дома

11Является престижной

12Дает возможности для роста профессионального мастерства

13Единственно возможная в сложившихся обстоятельствах

14Позволяет реализовать способности к руководящей работе

15Является привлекательной

16Близка к любимому школьному предмету

17Позволяет сразу получить хороший результат труда для других

18Избрана моими друзьями

19Позволяет использовать профессиональные умения вне работы

20Дает большие возможности проявить творчество

Внутренниеиндивидуально значимыемотивы: утверждения 1, 5, 8, 15, 20.Внутренниесоциально значимые мотивы: утверждения 3, 7, 12, 14, 17.Внешниеположительные мотивы: утверждения 4, 9, 10, 16, 19.Внешниеотрицательные мотивы: утверждения 2, 6, 11, 13, 18.

Анкета по выявлению уровня самооценки подростков (Р.В. Овчарова)

2 ‬да; 1 ‬трудно сказать; 0 ‬нет.Утверждения:1.Мненравится создавать фантастические проекты.2.Могу представить себе то, чего не бывает на свете.3.Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.4.Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.5.В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.6.Мне нравится находить причины своих неудач.7.Стараюсь дать оценку поступкам и событиям наоснове своих убеждений.8.Могу обосновать: почему мне чтото нравится или ненравится.9.Мне нетрудно в любой задачевыделить главное и второстепенное.10.Убедительно могу доказать правоту.11.Умею сложную задачу разделить на несколько простых.12.У меня часто рождаются интересные идеи.13.Мне интереснее работать творчески, чем подругому.14.Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.15.Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.16.Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

24‬32 балла ‬высокий уровень самооценки;12‬24 балла ‬средний уровень самооценки;0‬12 баллов ‬низкий уровень самооценки.

~ 7~АRT 14278УДК37.048.45:159.947.5Ссылки на источники1.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. ‬СПб.: Питер, 2000. ‬512 с.2.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. ‬Ростовн/Д.: Феникс, 1996. ‬512 с.3.ВолобуеваЕ.В. Влияние родителей на профессиональный выбор старшеклассника: автореф. дис. ... канд. психол. наук. ‬Ставрополь, 2007. ‬22 с.4.Резапкина Г.В. Мотивы и потребности подростков: от диагностики к развитию // Школьные технологии. ‬2012. ‬№6. ‬С.160‬171.5.Тимонина И.В. Формированиемотивации выбора профессии у старших подростков вусловиях инновационной школы: дис. … канд. пед. наук. ‬Кемерово, 1996. ‬335 с.6.Ильин Е. П. Указ. соч.7.Бернс Р. Развитие Яконцепции и воспитание. ‬М.: Прогресс, 1986. ‬420 с.8.Чеснокова И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. ‬М.: Наука, 1978. ‬С.316‬366.9.Деркач А.А. Самооценка как структурообразующая процесса акмеологического развития // Мир психологии. ‬2005. ‬№3. ‬С.139‬145.10.Бороздина Л.В. Сущность самооценки и еесоотношение с Яконцепцией // Вестник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Сер. 14. Психология. ‬2011. ‬№1.11.Ксенева И.Д., Щербакова М.В. Самооценка студента как фактор успешности будущей профессиональной деятельности // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. ‬2010. ‬№4. ‬С.119‬123.12.Бандура А. Теория самоэффективности // Психологический журнал. Т. 21. ‬№1. ‬С.4‬11.13.Кричевский Р.Л. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. ‬2001. ‬№1. ‬С.47‬52.14.Гайдар М.И. Личностная самоэффективность студентовпсихологов // Российский психологический журнал. ‬2008. ‬Т. 5. ‬№1. ‬С.7577.15.Гордеева Т.О., Шепелева Е.А. Тендерные различия в академической и социальной самоэффективности и копингстратегиях у современных российских подростков // Вестник Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Сер. 14. Психология. ‬2006. ‬№3. ‬С.7885.16.Митицина Е.А., Иванова Н.В.Карьерные ориентации специалистов с высоким уровнем самоэффективности в профессиональной деятельности // Вестник Псковского государственного университета. Сер. Социальногуманитарныеи психологопедагогические науки. ‬2008. ‬№5. ‬С.121‬125.

Dаryа Pоkаsаnkinа,Studеnt ofPsychоlоgyDepartment, Sоuthеrn Fеdеrаl Univеrsity, RоstоvоnDоndаshulе4kа_1@mаil.ruVаlеriyаАlpеrоvich,CаndidаtеоfPsychоlоgicаlSciеncеs, sеniоrlеcturеrаtthеchаirоfSоciаlpsychоlоgy, SоuthеrnFеdеrаlUnivеrsity, RоstоvоnDоnvаldmаlp@rаmblеr.ruАdоlеscеnts’ mоtivаtiоn tothеir futurеprоfеssiоn choice in cоnnеctiоn with thеsеlfаpprеciаtiоnаnd sеlfеfficаcyАbstrаct.Prоblеm оf the influеncеоf thеаdоlеscеnts’sеlfrеlаtiоn оn thеir prоfеssiоnаl mоtivаtiоn is tоuchеd by us in this аrticlе. Thеrеsults оf thеstudy prоvеdthаt: within thеfrаmеwоrk оf this sеlеctiоn, rеspоndеnts with intеrnаl typеоf mоtivаtiоn dеmоnstrаtе, оn thеwhоlе, thеuppеr lеvеls оf thеsеlfаpprеciаtiоn аnd оf thеsеlfеfficаcy; rеspоndеnts with еxtеrnаl typеоf mоtivаtiоn dеmоnstrаtе, оn thеwhоlе, thеlоw lеvеls оf thеsеlfаpprеciаtiоn аnd оf thеsеlfеfficаcy. Dаtаsuppоrtеd thеhypоthеsis аbоut thеdistinctiоns оf typеs оf аdоlеscеnts’ mоtivаtiоn оf chоicеоf thеir futurеprоfеssiоndеpеnding upоn chаrаctеristics оf thеir sеlfаpprеciаtiоnаnd оf lеvеls оf thеir sеlfеfficаcy.Kеywоrds: mоtivаtiоn, аdоlеscеnt, sеlfаpprеciаtiоn, sеlfеfficаcy.Rеfеrеncеs1.Il'in, E. P. (2000) Motivacija i motivy, Piter, St. Peterburg, 512 p.(in Russian).2.Klimov, E. A. (1996) Psihologija professional'nogo samoopredelenija, Feniks, Rostov n/D., 512 p.(in Russian).3.Volobueva, E. V. (2007) Vlijanie roditelej na professional'nyj vybor starsheklassnika: avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk,Stavropol', 22 p.(in Russian).~ 8~АRT 14278УДК37.048.45:159.947.54.Rezapkina, G. V. (2012) “Motivy i potrebnosti podrostkov: ot diagnostiki k razvitiju”, Shkol'nye tehnologii,№ 6, pp. 160‬171(in Russian).5.Timonina, I. V. (1996) Formirovanie motivacii vybora professii u starshih podrostkov v uslovijah innovacionnoj shkoly: dis. … kand. ped. nauk, Kemerovo,335 p.(in Russian).6.Il'in, E. P. (2000) Ukaz. soch.7.Berns, R. (1986) Razvitie Jakoncepcii i vospitanie, Progress, Moscow, 420 p.(in Russian).8.Chesnokova, I. I. (1978) Osobennosti razvitija samosoznanija v ontogeneze , Princip razvitija v psihologii,Nauka, Moscow, pp. 316‬366(in Russian).9.Derkach, A. A. (2005) “Samoocenkakak strukturoobrazujushhaja processa akmeologicheskogo razvitija”, Mir psihologii,№ 3, pp. 139‬145(in Russian).10.Borozdina, L. V. (2011) “Sushhnost' samoocenki i ee sootnoshenie s Jakoncepciej”, Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M. V. Lomonosova. Ser. 14. Psihologija,№ 1(in Russian).11.Kseneva, I. D. & Shherbakova, M. V. (2010) “Samoocenka studenta kak faktor uspeshnosti budushhej professional'noj dejatel'nosti”, Izvestija Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta,№ 4, pp. 119‬123(in Russian).12.Bandura, A. “Teorija samojeffektivnosti”, Psihologicheskij zhurnal. vol. 21, № 1, pp. 4‬11(in Russian).13.Krichevskij R. L. (2001) “Samojeffektivnost' i akmeologicheskij podhod k issledovaniju lichnosti”, Akmeologija,№ 1, pp. 47‬52(in Russian).14.Gajdar, M. I. (2008) “Lichnostnaja samojeffektivnost' studentovpsihologov”, Rossijskij psihologicheskij zhurnal,T. 5, № 1, pp. 7577(in Russian).15.Gordeeva, T. O. & Shepeleva, E. A. (2006) “Tendernye razlichija v akademicheskoj i social'noj samojeffektivnosti i kopingstrategijah u sovremennyh rossijskih podrostkov”, Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. M. V. Lomonosova. Ser. 14. Psihologija,№ 3, pp. 7885(in Russian).16.Miticina,E. A., & Ivanova, N. V. (2008) “Kar'ernye orientacii specialistov s vysokim urovnem samojeffektivnosti vprofessional'noj dejatel'nosti”, Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Social'nogumanitarnye i psihologopedagogicheskie nauki,№ 5, pp. 121‬125(in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»