Разработка сценариев работы региональных образовательных порталов по развитию логического мышления

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Максимова Н. А. Разработка сценариев работы региональных образовательных порталов по развитию логического мышления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 10 (октябрь). – С. 156–160. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14292.htm.
Аннотация. Статья посвящена описанию сценариев работы пользователей с информационно-образовательным порталом. В современных условиях развития образования все больше в практике обычных школ используются нетрадиционные идеи, подходы, технологии, методы и способы обучения с применением современных информационных технологий. В настоящее время в системе общего образования сложились основные направления применения информационных и телекоммуникационных технологий как для автоматизации процессов управления школой, так и в качестве инновационных дидактических средств.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Максимова Наталья Александровна,кандидат педагогических наук, доцентФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. СмоленскRutabaga@yandex.ru

Разработка сценариев работы региональных образовательных порталов по развитию логического мышления

Аннотация. Статья посвящена описанию сценариев работы пользователей с информационнообразовательным порталом. В современных условиях развития образования все больше в практике обычных школ используются нетрадиционные идеи, подходы, технологии, методы и способы обучения с применением современных информационных технологий. В настоящее время в системе общего образования сложились основные направления применения информационных и телекоммуникационных технологий как для автоматизации процессов управления школой,так и в качестве инновационных дидактических средств.Ключевые слова:сценарии работы с информационнообразовательным порталом, профессиональнопедагогическая деятельность учителя, информационнообразовательная среда, траектория развития учащегося, система региональных образовательных порталов.Раздел: (01)педагогика; история педагогикии образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Процессы информатизации, гуманизации и демократизации общества, всеобщая компьютеризация требуют непременного обновления образовательной парадигмы. Особое внимание уделяетсяинформатизации образования как направлению, связанному с приобретением и развитием информационной культуры человека. Большие объемы создаваемой и обрабатываемой человеком информации, развитие научнотехнического прогресса и информационной техносферы становятся в социальном плане эффективными лишь в тех случаях, когда они органически включаются в культурную среду общества, становятся неотъемлемой частью его общей культуры.Информационное мировоззрение, понимание информационной картины мира, знание разнообразных источников информации и способов работы с ними, умения искать, обрабатывать, хранить, передавать и создавать новую информацию, используя при необходимости компьютерную технику и информационные и телекоммуникационные технологии,–это требования, предъявляемые современным информационным обществом [1].

С целью удовлетворения запроса современного общества учебное заведение должно создавать условия, обеспечивающие успешное развитие обучающихся. Совокупность педагогических условий в современной образовательной реальности объединяют в понятие «образовательная среда» или «образовательное пространство». Анализ существующей практики применения образовательных информационных ресурсов свидетельствует, что их использование позволяет [2; 3]:применятьвесьспектрвозможностейсовременныхинформационныхи телекоммуникационных технологий в процессе выполнения разнообразных видов учебной деятельности (организация самостоятельной работы, учебная деятель Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и администрации Смоленской области. Грант № 141667011.ность, контроль и диагностика результатов обучения и т.д.);использовать в учебном процессе возможности технологий мультимедиа, гипертекстовых и гипермедиасистем;управлятьобучением,автоматизироватьпроцессытренировки, тестирования, генерировать задания в зависимости от интеллектуального уровня конкретного обучаемого, уровня его знаний, умений, навыков, особенностей его мотивации;работатьвсовременныхтелекоммуникационныхсредах,обеспечить управление информационными потоками;формировать на их основе профильные образовательные информационные порталы.Частью такого пространства являются программные средства,которые сосредоточены в разрабатываемой информационнообразовательной среде учебного заведения.Программные средства подразделяют на следующие типы [4; 5]:1.Прикладные программы, которые необходимы для организации и поддержки учебного диалога компьютера и пользователя. Данные программы часто называют педагогическимипрограммнымисредствами(ППС). Важной функцией ППС является предоставление учебной информации и организация обученияс учетомличностныхпредпочтенийи потребностейобучаемого. ППС предполагают наличие обратной связи пользователя с программой при усвоенииновой информации. 2.Диагностические, тестовые программы. Цель данных программ –мониторинг деятельности обучаемых, оценка ихзнаний, умений, навыков, установление уровня интеллектуального развития и обученности. 3.Инструментальные программные средства (ИПС), предназначенные для генерирования учебнометодических и организационных материалов, а также конструирования программных средств (систем) учебного назначения. 4.Предметноориентированные программные среды. Данные среды позволяют осуществлять моделирование объектов или их отношений в определенной предметной среде.5.Программные среды, предназначенные для формирования культуры учебной деятельности. 6.Программные среды, предназначенные для автоматизации процесса обработки результатов учебного эксперимента. 7.Управляющие программные среды, позволяют осуществлять управление действиями реальных.

8.Программные среды, обеспечивающие реализацию ряда функций преподавателя. 9.Программные среды, предназначенные для автоматизации процесса управления учебным заведением, ведения делопроизводства и информационнометодического обеспечения. 10.Сервисные программные средства, обеспечивающие эргономичность работы пользователя. Данные программные средства,как правило,являются частью мультимедийного курса,расположенного на образовательном портале. Основаработы с таким курсом –реализованный педагогический сценарий, с помощью которого преподаватель выстраивает образовательные траектории на занятиях и для организации самостоятельной работы учеников. Педагогический сценарий–это личностноориентированная, целенаправленная, выстроенная последовательность педагогических методов и технологий для достижения целей [6]. Педагогический сценарий курса дает представление о структуре учебного материала и его содержании, обинформационных и педагогических технологиях, используемых для организации учебного диалога, о принципах и приемах, на которых построен учебный материали система его сопровождения. Педагогический сценарий отражает авторское представление о курсе и его структуре. Педагогический сценарийориентирован на использование обучения, которое состоит из описания способов представления на экране дисплея предметного содержания, управления учебным процессом и формы представления сценария для согласования со специалистами другого профиля. Педагогический сценарий разрабатывается индивидуально для каждого урока [7].Планирование педагогического сценария подразумевает четкое видение автором образовательного пространства дисциплины, его умение определить педагогические технологии в соответствии с особенностями обучаемых, тщательное проектирование содержания учебной деятельности. В педагогическом сценарии автор детализирует структуру учебного материала и последовательность его изложения. Подобранная автором первичная учебная информация (текст, графика и мультимедиа) переводится в электронную форму и размещается на соответствующих носителях. Информация, предназначенная для интерактивной работы, компонуется в интерактивные учебные кадры так, чтобы, с одной стороны, ученик имел возможность сам выбирать темп изучения материала, а с другой стороны,процесс обучения оставался управляемым. В сценарии обычно учитываются вопросы,связанные с дизайном кадра, выстраивается материал по уровням вложенности, указываются ключевые слова и другие средства навигации по материалу. Компьютерный учебник с технологической точки зрения представляет собой сложный граф, узлами которого являются отдельные блоки учебной информации (учебные элементы), а ребра определяют возможные учебные траектории. В педагогических сценариях в рамках использования образовательного портала по развитию логического мышления реализуется взгляд автора на содержание и структуру курса, его методические принципы и приемы. Пользовательский интерфейс, представляющий собой визуальное представление материала и приемы организации доступа к информации разного уровня, отражает авторское представление о курсе. В результате объединения содержательного материала и пользовательского интерфейса с помощью соответствующего инструментального средства (системы программированияили программыконструктора)получаются соответствующие программные модули, с которыми и предстоит работать обучаемому. Важным требованием является интуитивная понятность пользовательского интерфейса, чтобы он не требовал специальных инструкций по работе и был удобен. Продуманный интерфейсизбавляет пользователя от необходимости тратить дополнительное время на его освоение и существенно облегчает работу с программой.

Современные программы, рассчитанные на массового пользователя, используют графический интерфейс, принципы построения которого достаточно универсальны, что существенно облегчает освоение не только различных программ, работающихпод управлением одной операционной системы, но и различных компьютерных платформ. Знание различных технологических возможностей позволяет предусмотреть их использование уже на этапе составления педагогического сценария. Исходным материалом для курса,включенного в образовательный портал,служит текст учебника или учебного пособия. Для превращения его в интерактивный иерархический гипертекст необходимо выполнить ряд дополнительных действий: 1.Провести структурирование текстового материала, разбивая его на отдельные смысловые единицы (модули) по содержанию (стремясь, по возможности, к соответствию «модуль» = «кадр на экране») иструктурируяинформацию в каждом модуле по степени важности (основной текст, поясняющая информация, дополнительные сведения и т.д.), превращая экранный кадр в иерархическую многослойную структуру, навигация по которой осуществляется с помощью гиперссылок, в качестве которых могут использоваться выделенные элементы текста (ключевые слова), рисунки или их фрагменты, а также элементы стандартного графического интерфейса (кнопки, переключатели и т.п.).

2.Продумать общую систему навигации по курсу и возможные связи между модулями, позволяющие (там, где это педагогически обосновано) обеспечить легкий переход от одного модуля к другому.Технологический сценарий электронного курса должен предоставить программисту информацию, которая необходима для превращения электронного текста и набора файлов иллюстративного материала в интерактивный мультимедиакурс и воплощения дидактических идей автора. Технологический сценарий, как правило, представляет собой структурированный электронный текст учебника, дополненный условными обозначениями (знаками разметки), понятными как автору, так и программисту. В качестве таких знаков можно воспользоваться различным шрифтовым или цветовым оформлением.

Технологический сценарий включает в себя три блока: 1.Описание курса и автономных структурных единиц.2.Покадровая разбивка курса.3.Сценарии мультимедиаприложений.

Описание курса и автономных структурных единиц включает в себя:

1.Информацию об авторе курса (краткое резюме автора курса с фотографией).

2.Характеристику целевой аудитории (для кого предназначен курс, входные требования к обучаемым).

3.Формулировку задач курса (какие знания и умения будут приобретены в результате обучения).

4.Оглавление курса (не интерактивное описание структуры курса).

5.Рекомендации по работе с курсом.

6.Литературный указатель.7.Тезаурус курса.

8.Справочные материалы.

9.Описание навигации по курсу.

Доступ к этим структурным единицам, как правило, осуществляется из кадра 1, а при необходимости и из других кадров (например, заглавных кадров модулей).При покадровой разбивке материала следует придерживаться определенных рекомендаций, следующих из психофизиологии восприятия информации с экрана: 1.Объем текста на базовом кадре не долженбыть большим (факторами, способствующими выполнению этого правила, являются фиксированный размер экрана, ограничения снизу на размер шрифта и нежелательность использования прокрутки). 2.Размер иллюстраций не должен превышать 1/3 кадра (исключения допустимыдля иллюстраций, элементы которых являются гиперссылками, а также для субкадров–иллюстраций).

Число гиперссылок в кадре или субкадре должно находиться в разумных пределах (их изобилие будет мешать восприятию основного текста).

4.Число иерархических подуровней должно быть, как правило, не более трех. 5.Положение навигационных элементов не должно меняться от кадра к кадру. Для их размещения должна быть выделена фиксированная область.

Отдельные кадры или субкадры могут быть реализованы как видеоприложения (видеоролики, анимация, слайдшоу). Наряду с технологическим сценарием целесообразно составить и блоксхему курса, представляющую отдельные модули и связи между ними. Ее наличие облегчает процедуру кодирования, особенно при использовании HTMLтехнологии, когда курс представляет собой набор достаточно большого количества файлов.При этом они должны органично включаться в его структуру и не производить впечатления чужеродного элемента, включенного «для красоты». Они должны использоваться там, где могут обеспечить наибольший дидактический эффект, раскрывая содержание учебного материала. Важным элементом электронного курса, подчеркивающим его авторский характер, может служить вводная видеолекция. В ней автор кратко представляет содержание курса, его проблематикуиблагодаря личному присутствию в кадреустанавливает психологический контакт с обучаемым. В дальнейшем, при проведении учебного диалога средствами чатаили электронной почтыэто придаст общению дополнительную эмоциональную окраску. В жанре видеолекции могут быть представлены и лекционные демонстрации, в которых важно присутствие лекторадемонстратора. Появление автора на экране в сложных местах курса также подчеркивает важность момента, однако слишком часто этим приемом пользоваться не следует. При подготовке видеолекций, являющихся частью интерактивного электронного курса, следует учитывать, что длительность неинтерактивных видеофрагментов с «говорящей головой» преподавателя не должна превышать 5 минут. Эффективным способом подачи учебного материала может оказаться озвученное слайдшоу, в котором текст, читаемый автором, синхронизирован с видеорядом. Это позволяет задействовать одновременно два канала восприятия информации. Возможна и комбинация слайдшоу с видеолекцией, когда автор читает свой текст не за кадром, а «присутствует» в отдельном окне. Задача видеолекции–сформировать у обучаемого образ лектора как реального человека, а не абстрактного, безликого автора. В то же время задача авторакак главного (и единственного) актера–представить свой курс, заинтересовать его содержанием. Можно выделить триосновных режима работы: 1.Обучение без проверки.3.Обучение с проверкой, при котором в конце каждой главы (параграфа) обучаемомупредлагается ответить на несколько вопросов, позволяющих определить степень усвоения материала.4.Тестовый контроль, предназначенный для итогового контроля знаний с выставлением оценки. Таким образом, можно надеяться, что применение новых информационных технологий способствует повышению эффективности обучения, а также является незаменимым инструментом при самостоятельной подготовке обучающегося. Известно, что для активного овладения конкретной предметной областью необходимо не только изучить теорию, но и сформировать практические навыки в решении задач.

Ссылки на источники1.Парфенова И.А., Добро Л.Ф. Подходы к формированию информационнообразовательного пространства студента // Успехи современного естествознания. –2010. –№ 4. –С. 56–56.–URL:www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7785001.2.Ахметов Б.С., БидайбековЕ.Ы. О формировании единого информационного пространства вузов Республики: сб.тр.XII Междунар.конф.выставки (ИТО2002). –М.: МИФИ, 2002. –Ч. IV.3.Ахметов Б.С. Педагогические основы построения информационной образовательной среды вуза. –Актобе: АГУ им. К. Жубанова, 2003. –332 с.4.Максимова Н.А. Проблемы проектирования региональных образовательных порталов // Фундаментальные исследования. –2014. –№ 9 (часть 6). –С. 1343–1346. –URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004335.5.Рулиене Л.Н. Концепция и технология разработки регионального информационнообразовательного портала. –URL: http://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/01108/Ruliene.pdf.6.Бельков С.А. Составляющие понятия. –URL: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24737/1/notv2014021.pdf.7.Там же.8.Максимова Н.А. Развитие логического мышления учащихся с использованием информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. –2014. –№ 5. –URL: http://www.scienceeducation.ru/11914637.9.Максимова Н. А. Место педагогических блогов в информационнообразовательном пространстве учебного заведения // Концепт.Современные научные исследования. –2014. –Вып.2.–URL:http://ekoncept.ru/2014/54733.htm–Гос. рег. Эл № ФС 7749965.–ISSN2304120X.

NatalyaMaksimova,

Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professor,SmolenskStateUniversity, SmolenskRutabaga@yandex.ruDevelopmentofregional educational portals scenarios forthe development of logical thinkingAbstract.The paperdescribesthe user's experience and interaction with informationeducational portal. Keywords:informationeducational portal, professionalpedagogical activity of teachers, informationeducational environment, trajectory of student’sdevelopment, system of regional educational portals.References1.Parfenova, I. A. & Dobro, L. F. (2010) “Podhody k formirovaniju informacionnoobrazovatel'nogo prostranstva studenta”, Uspehi sovremennogo estestvoznanija, № 4, pp. 56–56. Available at: www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7785001 (data obrashhenija: 24.10.2014)(in Rusian).2.Ahmetov, B. S. & Bidajbekov, E. Y. (2002) O formirovanii edinogo informacionnogo prostranstva vuzov Respubliki: sb. tr. XII Mezhdunar. konf.vystavki (ITO2002), MIFI, ch. IV, Moscow (in Rusian).3.Ahmetov, B. S. (2003) Pedagogicheskie osnovy postroenija informacionnoj obrazovatel'noj sredy vuza, AGU im. K. Zhubanova, Aktobe, 332 p.(in Rusian).4.Maksimova,N. A. (2014) “Problemy proektirovanija regional'nyh obrazovatel'nyh portalov”,Fundamental'nye issledovanija,№ 9 (chast' 6), pp. 1343–1346. Available at: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004335 (data obrashhenija: 21.10.2014)(in Rusian).5.Ruliene,L. N. Koncepcija i tehnologija razrabotki regional'nogo informacionnoobrazovatel'nogo portala. Available at: http://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/01108/Ruliene.pdf (data obrashhenija: 24.10.2014)(in Rusian).6.Bel'kov,S. A. Sostavljajushhie ponjatija. Available at: http://elar.urfu.ru/bitstream/10995/24737/1/notv2014021.pdf (data obrashhenija: 24.10.2014)(in Rusian).7.Ibid.8.Maksimova,N. A. (2014) “Razvitie logicheskogo myshlenija uchashhihsja s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologij”,Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, № 5. Available at: http://www.scienceeducation.ru/11914637 (data obrashhenija: 20.10.2014)(in Rusian).9.Maksimova,N. A.(2014) “Mesto pedagogicheskih blogov v informacionnoobrazovatel'nom prostranstve uchebnogo zavedenija”,Koncept. Sovremennye nauchnye issledovanija, vyp. 2. Available at: http://ekoncept.ru/2014/54733.htm –Gos. reg. Jel № FS 7749965, ISSN 2304120X (data obrashhenija: 21.10.2014)(in Rusian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»