Структура региональных образовательных порталов

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Максимова Н. А. Структура региональных образовательных порталов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14300.htm.
Аннотация. Статья посвящена описанию использования и построения информационно-образовательного портала, проблемам его внедрения и разработки. В современных условиях развития образования в практике обычных школ все чаще используются нетрадиционные идеи, подходы, технологии, методы и способы обучения. В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых – использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов управления учебным процессом; использование информационных технологий в качестве дидактического средства; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Максимова Наталья Александровна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры информационных и образовательных технологий ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет», г. СмоленскRutabaga@yandex.ru

Структура региональных образовательных порталов

Аннотация. Статья посвящена описанию использования и построения информационнообразовательного портала, проблемам его внедрения и разработки. В современных условиях развития образования в практике обычных школ все чаще используются нетрадиционные идеи, подходы, технологии, методы и способы обучения. В настоящее время в системе образования сложились основные направления применения в учебном процессе информационных и телекоммуникационных технологий, среди которых –использование в процессе обучения автоматизированных систем и комплексов управления учебным процессом; использование информационных технологий в качестве дидактического средства; повышение творческой составляющей учебной и исследовательской деятельности. Ключевые слова: профессиональнопедагогическая деятельность учителя, информационнообразовательная среда, траектория развития учащегося, система региональных образовательных порталов.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В процессе информатизации образования реализуются определенныевозможности инфокоммуникационных технологий, которые ориентированы на решение следующего комплекса проблем [1]: научнопедагогические, методические, нормативнотехнологические и технические основания развития образования;методическая база отбора содержания образования, выбора организационных форм и методов обучения и воспитания, которые соответствуют задачам развития личности обучаемого в современном информационном обществе;развитие педагогических технологий и применение современных средств информатизации и коммуникации на различных уровнях образования;разработка электронных образовательныхсред,в частности программных обучающих и инструментальных средств и систем; использование информационного ресурса сети Интернет, российских образовательных порталов в практике обучения и воспитания;создание и применение средств автоматизации тестирующих, диагностирующих методик мониторинга уровня развития учащихся, установления уровня интеллектуального потенциала обучающегося;совершенствование механизмов управления системой образования на основе применения автоматизированных систем управления. В Концепции информатизации общего образования отмечается, что «состояние сферы образования России и тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Администрации Смоленской области. Грант №141667011.образования на основе информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды. Ее создание и развитие призвано коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества. Учитывая новизну и сложность этой проблемы, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями» [2]. Основываясь на работахведущих ученых,сформулируемтипологические признаки информационнообразовательной среды: 1.Образовательная среда любогоуровня является сложносоставным объектом системной природы. Целостность образовательной среды обеспечивается реализацией комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования. 2.Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающаясясовокупность человеческих отношений. 3.Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующимразнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств. 4.В оценочноцелевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказываетсяс целевыми установками общего содержания образовательного процесса 5.Образовательная среда выступает не только как условие, но, как и средство обучения и воспитания. Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни. Ведущие ученые предлагают следующий алгоритм действий для подготовки проектирования единой информационнообразовательной среды на региональном уровне [3]:1.Проводится анализ состояния информационнообразовательной среды субъектов в регионе, чтобы определить уровеньоснащения образовательных учреждений региона средствами компьютерной техники и телекоммуникации;наличия и уровняиспользования информационных образовательных ресурсов и современных технологий образовательными учреждениями; уровняподготовки педагогов в области применения информационных технологий.2.Разрабатываются структураи программный комплекс регионального образовательного портала.3.Создается региональный ресурсный центр (РИЦ). 4.Разрабатывается модель единой информационнообразовательной среды региона с использованием системы образовательных порталов в регионе и сетевых информационных технологий.Ведущую роль в становлении информационнообразовательной среды учебного заведения играют образовательные порталы. Образовательный портал–сложный человекомашинный программноинформационный комплекс, предназначенный для аккумуляции готовой, а также для подготовки, размещения и использования распределенной научной, научнометодической, образовательной и другой информации, ориентированной насовершенствование организации иуправленияобразовательным процессом в разных учреждения,обеспечения категорий пользователей [4]. Региональный образовательный портал является системой,которая обеспечивает информационнометодическими материалами учителей и обучающихся разных категорий, интеграцию в образовательных учреждениях опыта инновационной работы. Основными принципами создания и поддержания работы образовательного портала являются [5]:1.Модульность программного комплекса.2.Для всех пользователей портала организация свободного доступа к его ресурсам.3.Привлечение наиболее известных специалистов в качестве авторов и экспертов материалов, которые будут размещены на портале (формирование содержательной части образовательного портала).4.Образовательный портал,являясь аппаратнопрограммным комплексом, должен стать информационнотехнологической основой конструирования единой информационнообразовательной среды учебного заведения и позволить моделировать индивидуальную среду и траекторию обучения каждого ученика. Основные функции регионального портала [6]:консолидация электронных образовательных ресурсов для развития образовательного пространства региона;привлечение инновационных электронных образовательных продуктов в учебный процесс; выявление наличия образовательных ресурсов учреждений региона и интернетсреды, отбор и хранение данных электронных ресурсов или ссылок на них как на сервере портала,так и в распределенном виде; систематизация и классификация всех ресурсов;формирование базы данных ресурсов;создания простой, интуитивно понятной системы поиска для обеспечения широких возможностей при поиске электронных ресурсов; размещение и производство на портале новых электронных ресурсов;организация сервиса рассылки научной иучебнометодическойинформации;организация совместного обсуждения проблем образовательного процесса (консультации в онлайни офлайнрежимах, форумы, видеоконференции). Основные виды ресурсов портала [7]: официальная информация портала; сведения об образовательном сообществе;информация для сотрудничества;современные образовательные технологии и методикиих применения;программные средства управления и обеспечения образовательным процессом (средства для разработки авторских компьютерных курсов обучения, программы анкетирования, программы тестирования, конструктор учебных курсов, электронный журнал, ссылки на готовые инструментальные решения и другое); учебные материалы (учебные пособия, курсы лекций, учебники), которые разбиты по тематическим блокам;учебнометодические материалы (методические пособия, сборники задач, тестов, слайдшоу), разбитые по тематическим блокам;ссылки на научные издания по тематическим блокам;выход в электронные библиотечные ресурсы (поиск по тематическим направлениям и авторам необходимых публикаций, электронные каталоги монографий,авторефератов, и др.); интернетресурсы (аннотированные ссылки на полезные сайты: электронные библиотеки, базы данных, выставки, архивы,виртуальные музеи, поисковые системы и т.п.) по тематическим блокам; интерактивные сервисы (форумы, интернетгостиные, видеоконференции);контактная информация. Для реализации потребностей пользователей регионального портала необходима сложная логическая структура программного комплекса портала. На рисунке представлены основные компоненты регионального портала [8].

Компоненты регионального портала

Кратко остановимся на характеристике каждого из перечисленных элементов [9].1.Ядро образовательного портала. Как правило,элементами ядра образовательного портала являются несколько подсистем:подсистемауправления учетными записями пользователя;подсистема разграничения полномочий;непосредственно система управления –движок и интерфейсная часть,которая поддерживает работоспособность портала, а также содержит элементы подсистемы защиты информации и программные блоки.Основная задача ядра –осуществлять техническую работоспособность порталаи организовывать интерфейсную часть по работе с пользователями. Как правило,с данной системой работают администраторы.2.Подсистема создания контента. В данной подсистеме можно выделить несколько составляющих:служба сбора информации;служба оцифровки информации;рубрикатор;служба размещения и хранения информации;электронный каталог;библиотека;интерактивный задачник;служба взаимодействия с другими образовательными ресурсами.3.Подсистема взаимодействия с пользователями. Данная подсистема обеспечивает:свободный доступ к информации; возможность поиска необходимой информации;

предоставление интерактивной и отсроченной консультативной поддержки обучающихся;предоставление возможности интерактивной работы при самообучении; понятный и удобный интерфейс пользователя и единый формат представления однотипной информации.При работе с региональным образовательным порталом предусматриваются следующие формы участия:1.Учащиеся. Проходят обучение по выбранному плану согласно личностно ориентированной траектории обучения. Используют ресурс сети для ликвидации пробелов в знаниях, подготовки к урокам.2.Читатель. Использует контент портала для самостоятельной работы с целью улучшения и расширения своих познаний.3.Авторы–лица, проводящие разработку учебнометодических и информационных ресурсов, используемых в учебном процессе 4.Администратор–сотрудник, обеспечивающий выполнение административных функций, поддержкуработоспособности регионального образовательного портала, надежность хранения информации, ее своевременное резервное копирование и восстановление5.Учитель. Использует региональный образовательный портал в профессиональной деятельности (применение на уроках, организация самостоятельной работы учащихся и реализация элементов инклюзивного обучения, назначениезадания для учеников на базе электронных учебных материалов).Создание информационнообразовательной среды в учебном учреждении открывает большие возможности для совершенствования образовательных методик, для обмена опытом и творческого подхода к преподаванию. Основой для этого является накопление учебнометодических материалов во внутреннем структурированном информационном пространстве школы и их активное использование.На сегодняшний день практически не определена педагогическая специфика проектирования регионального портала по развитию логического мышления учащихся, который позволил бы с учетом личностных запросов и уровня развития учащегося проектировать индивидуальную траекторию логического развития с автоматизированным подбором логических заданий и тестов. Отмечается также неготовность учащихся и учителей к использованию достаточно развитых информационных систем и порталов, рассчитанных на высокий уровень пользователей (учащихся различных ступеней образования), но не учитывающих специфику и уровень логического развития школьников.

Ссылки на источники1.Распоряжение Правительства РФ от 7 сентября 2010г. №1507р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011–2015гг.».2.URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6641306 (дата обращения: 24.10.2014).Информационнокоммуникационные технологии в науке и образовании. –URL:http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf2/17.pdf#4 (дата обращения: 24.10.2014).4.Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учеб.пособие. –2е изд., перераб. и доп. –Оренбург: Оренбургский гос. унт, 2012. –С. 291.5.Максимова Н.А. Проблемы проектирования региональных образовательных порталов // Фундаментальные исследования. –2014. –№ 9 (часть 6). –С. 1343–1346. –URL: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004335 (дата обращения: 21.10.2014).6.Рулиене Л.Н. Концепция и технология разработки регионального информационнообразовательного портала. –URL: http://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/01108/Ruliene.pdf (дата обращения: 24.10.2014).7.URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6641306.8.Максимова Н.А. Особенности использования информационнообразовательной среды в рамках инклюзивного обучения // Современные проблемы науки и образования. –2014. –№ 4. –URL: http://www.scienceeducation.ru/11814038 (дата обращения: 20.10.2014).9.Максимова Н.А. Развитие логического мышления учащихся с использованием информационных технологий // Современные проблемы науки и образования. –2014. –№ 5. –URL: http://www.scienceeducation.ru/11914637 (дата обращения: 20.10.2014).

NatalyaMaksimova,

Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professor at the chair of Information and Educational Techniques,SmolenskStateUniversity, SmolenskRutabaga@yandex.ruThestructureoftheregionaleducational portalsAbstract.The paperdescribes the use and construction of informationeducational portal, problems of its implementation and development. In modern conditions of education thereare unconventional ideas, approaches, technologies, methods and ways of learning. Currently, the educationsystem is the key applicationin the educational process of information and communication technologies, among which are the use in the learning process of the automated systems of control of the educational process; the use of information technology as a didactic tool; improving the creative component of the educational and research activities.

Keywords:professionalpedagogical activity of a teacher, informationeducational environment, trajectory of student’s development, system of regional educational portals.References1.Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 7 sentjabrja 2010 g. № 1507r “O plane dejstvij po modernizacii obshhego obrazovanija na 2011–2015 gg.”(in Russian).2.Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6641306 (data obrashhenija: 24.10.2014)(in Russian).3.Informacionnokommunikacionnye tehnologii v nauke i obrazovanii. Available at: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf2/17.pdf#4 (data obrashhenija: 24.10.2014)(in Russian).4.Krasil'nikova,V. A.(2012)Ispol'zovanie informacionnyh i kommunikacionnyh tehnologij v obrazovanii: ucheb. Posobie, 2e izd., pererab. i dop., Orenburgskij gos. unt,Orenburg, p. 291(in Russian).5.Maksimova,N. A. (2014) “Problemy proektirovanija regional'nyh obrazovatel'nyh portalov”,Fundamental'nye issledovanija, № 9 (chast' 6), pp. 1343–1346. Available at: www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=10004335 (data obrashhenija: 21.10.2014)(in Russian).6.Ruliene,L. N. Koncepcija i tehnologija razrabotki regional'nogo informacionnoobrazovatel'nogo portala. Available at: http://www.sbmt.bsu.by/Data_RUS/ContBlocks/01108/Ruliene.pdf (data obrashhenija: 24.10.2014)(in Russian).7.Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/6641306(in Russian).8.Maksimova,N. A. (2014) “Osobennosti ispol'zovanija informacionnoobrazovatel'noj sredy v ramkah inkljuzivnogo obuchenija”,Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, № 4. Available at: http://www.scienceeducation.ru/11814038 (data obrashhenija: 20.10.2014)(in Russian).9.Maksimova,N. A. (2014) “Razvitie logicheskogo myshlenija uchashhihsja s ispol'zovaniem informacionnyh tehnologij”,Sovremennye problemy nauki i obrazovanija, № 5. Available at: http://www.scienceeducation.ru/11914637 (data obrashhenija: 20.10.2014)(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала«Концепт»