Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Матвиенко
В.
А. Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 11 (ноябрь). – С.
61–65. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14309.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам изменения политической и религиозной идентичности в их взаимосвязи. Автор исследует традицию и анализирует подходы к решению проблемы интеграции новых этносов в этническую и религиозную картину западноевропейского политического пространства.
Ключевые слова:
политика, религия, идентичность, миграция, этнос, политические процессы, религиозные конфессии, религиозные организации, политическое пространство
Похожие статьи
Текст статьи
Матвиенко Валентина Анатольевна,кандидат политических наук, доцент кафедры религиоведения ФГБОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И. А. Бунина», г. Елецvamatv@mail.ru
Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт
Аннотация. Статья посвящена вопросам изменения политической и религиозной идентичности в их взаимосвязи. Автор исследует традицию и анализирует подходы к решению проблемы интеграции новых этносов в этническую и религиозную картинузападноевропейского политического пространства. Ключевые слова: политика, политические процессы, миграция, этнос, религия, религиозные конфессии, религиозные организации, политическое пространство, идентичность.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Приступая к исследованию и анализу экономических, политических, культурныхпреобразований, произошедшихв мире в первое десятилетие XXIв., следует отметить, что все они напрямую затронули или оказали разноуровневое и разноплановое влияние на этническоеи религиозноесостояниезападноевропейских стран. Развитие этой картины, на наш взгляд, неуклонно следует одной общей тенденции –постепенноговытесненияи замещениякоренных этносов и традиционных для этих государств религийновыми, не совсем характерными для них этносами, исповедующими ислам. До начала XX в. на территории европейских государств почти не было мусульман. Первая крупная мусульманская община образовалась после Второй мировой войны и распада колониальной системы в результате притока рабочей силы из бывших колоний Африки, Азии, стран бассейна Карибского моря. Главной причиной,вызвавшей к жизни это явление,стала острая необходимость Западной Европыв трудовых ресурсах для восстановления экономики. Несмотря на принимаемые политикоправовые меры по ограничению притока иммигрантов, он в последние годы вырос. Этот процесс приобрел необратимый характер вследствие укоренения, натурализации и воссоединения семей иммигрантов. Ведь известно:человека тянет туда, где лучше, где более благоприятные условия жизни, и то, какого вероисповедания придерживается человек, совершенно не играет скольконибудь серьезной роли в его желании жить лучше. И действительно, если достаточно бегло посмотреть статистику тех стран, куда переселяются мусульмане, то становится очевидным, что это в основном те страны, в которых уровень благосостояния является одним из самых высоких в мире. Если бы для мусульман было важно только заниматься вопросами веры и её исповедания, то им не было бы смысла так усиленно и с таким желанием иммигрировать в Западную Европу. Современные кризисные явления, затронувшие христианство в Западной Европе, следует связывать в первую очередь с постоянным и планомерным увеличением численности коренных европейцев, ставящих на первое местов своей жизни материальное благополучие и либеральные ценности. А также, соответственно, уменьшение численности верующих христиан. Все эти факторы в той или иной степенисказываются на нравственном состоянии людей и вызывают почти повальный атеизмна фоне все большего увеличения численности мусульман на территории западноевропейских государств. Все усложняющееся религиозное и культурное многообразие–характерная тенденция современного мироустройства, во многом порождающая и негативные следствия плюралистического основания социокультурного многообразия. Вызов плюрализма и актуализации различий выражается в мультиплицировании частных интересов и, как следствие, актуализирует необходимость поиска общего знаменателя для их согласования. Необходимость соблюдения членами различных социальных общностей, у которых могут быть различные интересы, определенных правил поведения, основанных на компромиссе, взаимных уступках, толерантности, представляется достаточно очевидной. Но практика свидетельствует и о том, что толерантность труднодостижима в силу той же первоначальной посылки–существованияразных интересов, воззрений, традиций, предпочтений, амбиций. Оборотной стороной увеличения культурного многообразия является порождение проблемы сосуществования групп людей, во многом стимулирующей эскалацию нетерпимости и ксенофобии.В случаепродолжения этой нарастающей тенденции, по мнению ряда ведущих исследований,к 2050 г.численность мусульман, также каки, соответственно, арабского и африканского этносов в совокупности,может превысить число коренных европейцев –приверженцев христианства, первой по численности на данный момент мировой религии[1].Например, в Западной Европе средняя рождаемость в среде коренного населения составляет не более 1,4 ребенка на семью (красноречивый пример: по сообщениям немецких СМИ, уровень рождаемостив «коренной» Германии стал нижезафиксированногов последний год Второй мировой войны). При этом в средней мусульманской семье, осевшей в Западной Европе, показатель рождаемости чуть ли не в три раза выше –3,6. Таким образом, уже 16–20% новорожденных в странах Западной Европы появляются на свет в мусульманских семьях [2].Следует отметить, что реального количества мусульманского населения в Европе не знает никто в связи с тем, что наряду с легальными иммигрантами и их потомками на европейской территории проживают также миллионы нелегальных, которые по тем или иным причинам отсутствуют в данных официальной статистики. Так, например, в мире насчитывается более 200 млниммигрантов, это примерно 2,8%населения. Из них почти 15 млн–мусульмане, проживающие в странах Евросоюза (3,3% его жителей) [3]. В США их численность в два раза меньше, причем около 500тыс. человек каждый год прибывают в Европу нелегально, без документов. Специалистыдемографы предупреждают, что к 2015 г.численность этого населения увеличится приблизительно в 2 раза за счет высокой рождаемости и продолжающейся массовой иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Если эта тенденция сохранится, то мусульманское население в Европе к 2025 г. удвоится [4]. Нотемпы роста доли мусульман всоставе европейского населения будут несильно отличаться отнаблюдавшихся впоследние 20лет. К2030 г.мусульманское население превысит отметку в58млн; его доля вевропейском населении составит8%. Лидером прироста станет Великобритания: предполагается, что к2030г.мусульманское население почти удвоится–с2,8до5,5млн человек. Однакодоля европейских мусульман вобщей ихмировой численности (1,6млрд в2013г.) ик2030г.останется прежней [5].Кроме увеличения числа атеистов и излишней либеральности коренных европейцевпричинами кризисастали такие явления,как фактически отрицательная демография, вялое противодействие строительству мусульманских святынь на своей территории, гораздо более высокий уровень жизни, а также положение бывших метрополий для таких стран, как,например, Великобритания и Франция. Естественно, что более обеспеченная жизнь привлекает мусульман в эти страны;однако в подавляющембольшинствеэто никак не связано спонижениемих религиозности. При этом не следует упускать из внимания и тот факт, что о появлении в мусульманскойсреде массового атеизма изза заметного улучшения материального благосостояния речи вообще не ведется, так как у мусульманимеются строго соблюдаемые правила на уровне института семьи, для них характерен патриархальный уклад жизни, строгое соблюдение Корана. Европейское же христианство, в отличие отислама,давно идет по пути либерализма, который подтачивает его изнутри, а следствием этого может стать состояние полного морального коллапса. Современное либеральное христианство допускает и позволяет очень многое, напримербраки гомосексуалистов, даже признание священниковгомосексуалистов и женского священства, допущение права на аборты.Широко открыв себя для мирских ценностей, христианство из живой религии практически превратилось в простой обряд, не имеющий ничего общего с истинной религиозностью,при которой верующий должен часто молиться, посещать храмы, отмечать религиозные праздники, то есть вести себя как положено христианину. Все это пагубным образом сказывается на религиозности и демографии коренныхэтносов Европы. Так,в Германии храмы уже начали сдавать в аренду представителем других конфессий. В течение нескольких последних десятилетий трудности социальноэкономического и демографическогохарактера вынуждали страны Евросоюза легализовать и даже пропагандировать иммиграцию из мусульманских стран. Некоторые европейские политики говорили об идеях толерантности, которые вступали в противоречие с взглядами С. Хантингтона, который в своей книге «Столкновение цивилизаций»говорил о том, что Европа и ислам –это два антипода, две изначально враждебные антагонистические сущности. В противовес этому высказывалось мнение, что интеграция мусульманской диаспоры в европейское обществобудет способствовать сближению европейской и исламской цивилизаций. Европейские государства достигли больших успехов в деле защиты демократических прав и свобод граждан. Это в полной мере относится к правам проживающих в них меньшинств: религиозных, этнических, сексуальных. Однако,сколь сильные позиции не имела бы либеральная политика, совместить ислам и гейпарады и другие завоевания цивилизованной Европы в плане гарантирования личной свободы и самых причудливых форм самовыражения её граждан пока не удается и вряд ли удастся в будущем. Так что со всей убежденностью можно говорить, что либеральная политика не привела к интеграции мусульман. Наоборот,все большее число мусульман предпочитают жить в рамках своейобщины, исключительно по своим законам. Отказываясь от европейской идентичности, они делают выбор в пользу «чистого» ислама в его аравийской разновидности и ощущают себячастью всемирной мусульманской уммы. Именно этим поведение местных мусульман коренным образом отличается от поведения других меньшинств, которые, сохраняя свои культурные традиции и своеобразие, все же стремятся интегрироваться в то общество, где они проживают. Главным фактором укоренения мусульманской общины становится их мусульманская сущность, «исламское лицо», ведь большинство иммигрантовмусульман прибыли в Европу из стран, где ислам является либо государственной религией, либо религией большинства населения. Интеграцию мусульман в европейское общество затрудняют два обстоятельства. Первое–ориентация на Дар альислам (пространство, регулируемое законами ислама); второе–особенности законодательства страны проживания, что нашло отражение в войне с «исламским платком» во Франции, маргинализации мусульманских иммигрантов в Германии, их «геттоизации» в Великобритании и США. В Западной Европе с ее светскими обычаями и продвинутым менталитетом признание ислама наталкивается на серьезные проблемы. Центральная–это отношение государства к различным вероисповеданиям, так как в большинстве своем мусульмане отвергают принцип разделения религии и политики. Тем не менееевропейская культура оказывает воздействие на ценности ислама: его форма сохраняется, но постепенно меняется сознание мусульман.Все европейские страны признают свободу вероисповедания, но с учетом разделения функций государства и религии. Такой подход не устраивает мусульман–они прилагают все усилия по введению норм ислама в существующее законодательство. В Бельгии, Италии, Германии и Испании юридически признаются все религии. В Великобритании, Дании, Греции существует государственная религия, а вероисповедания национальных меньшинств только начинают пользоваться теми же правами. Франция придерживается более строгой концепции светского государства и является единственной европейской страной, закрепившей этот статус в своей конституции. В то время как экспертыдемографы прогнозируют увеличение численности населения, их коллегиполитологи всерьезобсуждают грядущие перемены во внутриполитической ситуации в странах Западной Европы. Предполагается, чторазобщенность и апатичность коренного населения позволят голосующим мусульманам полностью взять под свой контроль политическую жизнь в этих странах. Некоторые из них достаточно смело заявляют о том, что вскоре мусульмане смогут заправлять как в законодательной, так и в исполнительной ветвях власти. Однако современные исламские политические силы весьма различны и играют в развитии даже собственно исламских государств, не говоря уже о европейских, не одинаковую роль. В последнее десятилетие неуклонно возрастает влияние исламского модернизма–политического течения, стремящегося обновить трактовку ислама, чтобы обосновать проведение либеральных реформ. Одной из первых попыталась обосновать проведение исламом либеральных и национальнополитических идей марокканская партия «Истикляль». Другие течения попытались интерпретировать ислам в социалистическом духе. Еще Г. Насер (Египет) и руководители революционного Алжира с 1960х гг. выявлялиобщее в Коране и марксизме. Лидер Ливии М. Каддафи пошел иным путем. Он разработал «третью мировую теорию», провозгласив её универсальной и единственно истинной. Теория отрицает традиционные орудия власти–парламенты, партии, референдумы–и противопоставляет им концепцию прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. При этом Всеобщий народный конгресс, принимающий общегосударственные законы, рассматривает лишь те вопросы, которые обсуждены и поставленынаповестку дня первичными народными конгрессами, объединяющими все взрослое население страны. Закон общества не может зависеть от политической конъюнктуры, а должен базироваться на обычаях и религии. Третья всемирная теория провозглашает необходимость отмены наёмного труда и право работника на производимый им продукт. При разработке теории Каддафи опирался, в частности, на теоретические труды теоретиков анархизма Михаила Бакунина и Петра Кропоткина, совмещённые с эгалитаристскими принципами ислама. В своей «Зеленой книге» Каддафи выдвинул концепцию джамахирии–общества, которое путем «прямой народной демократии» на основе принципов ислама сбалансирует социальные и материальные стороны жизни, преодолевая все противоречия, присущие как капитализму, так и коммунизму, воплотив мечту человечества [6]. Политические течения, основывающиеся на ортодоксальном исламе, идеализируют общественнополитические отношения в исламском мире и выступают против перемен. Более популярными, особенно с конца 1970хгг., стали политические концепции исламского фундаментализма–переустройства общества и государства в соответствии с установками раннего ислама. В XXв.идеи фундаментализма, «чистого ислама», «идеального мусульманского общества», «возрожденчества» вновь обрели силу. Идейный лидер –шейх М.Х. Фадлалла. Вся идеология «мусульманского возрожденчества» сводится к следующим положениям: Коран в полном объеме и достоверная часть Сунны пригодныдля практического применения в настоящее время; Коран и Сунна являются единственными источниками законов, стереотипов поведения и моральных ценностей; в мусульманских странах необходимо установить исламскую политическую и общественную систему, чтобы привести в соответствие общественную практику и исламскую общественную теорию. С.Кутб, например, выступал за создание идеального мусульманского общества и государства в соответствии с заимствованными у фундаменталистов рецептами. М.альГазали в 1986г., побывав в Иране во время«исламской революции», высказал мысль, что противоречия между суннитами и шиитами второстепенны перед лицом угрожающей исламу «империалистической и коммунистической опасности» [7].Маудиди еще в 30егг. XXв. призывал умеренных мусульманских деятелей Британской Индии к соблюдению «правил Аллаха». Помнению Маудиди, хранителемчистоты догматов ислама в мусульманской общине должен быть халиф, осуществляющий свои функции при помощи совета улемовбогословов. Мусульманское общество, которое должно быть построено, будет соблюдать букву и дух шариата, являющегося единственной гарантией защиты прав мусульман. В мусульманском обществе будут царить социальная справедливость, опирающаяся на мусульманский налог в пользу бедных (закят), коранические принципы раздела наследстваи запрещение ростовщичества. Собственностью владеет Аллах, а пользуется тот, кто может распоряжаться ею наилучшим образом.По мнению идеологов «возрожденчества», в обществе наступил моральный упадок, который ведет к опустошению души. Общество, допускающее социальные пороки, не является мусульманским, хотя формально и считается таковым. Оно языческое, джахилийское. С.Кутб призывал к «возобновлению исламской жизни, управляемой исламским духом и исламскими законами». По мнению исламских фундаменталистов,ислам уже создал идеальное обществово времена его основателя Мухаммада и во время правления четырех праведных халифов. К восстановлению этого общества исламские фундаменталисты и призывают своих сторонников.Влияние исламских фундаменталистов усиливается во многих государствах с мусульманским населением. Так,16 июня 2012 г.на президентских выборах в Египте наибольшее количество голосов получил лидер умеренного исламского движения «Братьямусульмане» Мохаммед Мурси. По данным избиркома, Мурси получил 51,7% голосов, его соперник, Ахмед Шафик, занимавший пост премьерминистра во времена правления Хосни Мубарака, –48,3% голосов[8].Современный исламский фундаментализм –это сеть мощных организаций, раскинутых по всему миру, организаций хорошо финансируемых, за которыми стоят государства и армии. Террор был и остается их главным родом деятельности. Изизвестных террористических организаций 72 принадлежат к воинствующему исламизму: «АльКаида», «Братьямусульмане», «Хамас», «Кавказский эмират», «Бригады мучеников АльАксы», «АльДжихад» и другие.Только в 2010 г.исламскими радикалами совершен 651 террористическийакт, погибли 1907 человек. В России с 1996 г.от рук исламских террористов погибли около 2 тыс.человек. В США жертвамиисламских террористов 11 сентября 2001 г.стали 2974 человека. В Турции в 2003 г.при взрыве возле синагоги погибли 25 человек. В Испании в 2004 г.при взрыве 4 поездов погиб 191 человек. Жертвами взрыва в лондонском метро в 2005 г.стали 56 человек[9].Страны Евросоюза не находятся под угрозой поглощения исламом, как об этом любят говорить. Они находятся в состоянии постоянного кровопролития и массовых беспорядков, которыми сопровождается процесс безуспешного образования мультикультурного общества. В качестве яркого примера хотелось бы привести ситуацию, сложившуюся в ФРГ. Современное политическое пространство Германии противоречиво и эклектично, в нем сплетаются и активно заявляют о себе неоднозначные тенденции трансформации политической жизни всей Европы в целом. Пожалуй, самой острой проблемой современного немецкого общества является отношениек иммиграции. Как и в других государствах ЕС, в ФРГ явственно нарастают антиисламские настроения. Споры по этим вопросам идут внутрипартийи между ними, перерастая в политическую проблему. Большое внимание в связи с этим привлекли выступления Кристиана Вульфа, на тот момент федерального президента, председателя ХДС бундесканцлерин Ангелы Меркель и лидера ХСС –баварского премьерминистра Хорста Зеехофера. Выступая в Потсдаме на конференции молодежной организации своей партии «Юнге унион», Ангела Меркель заявила: «В начале 1960х наша страна пригласила иностранных рабочих в Германию, и сейчас они здесь живут. Некоторое время мы сами себя обманывали и говорили себе: “Они у нас не останутся, когданибудь они уедут”, но так не произошло. И конечно же, наш подход состоял в мультикультурализме, в том, что мы будем жить рядом и ценить друг друга. Этот подход провалился, совершенно провалился» [10]. Столь смелое признание делается лидером Германии впервые. Само по себе оно подтверждает серьезность интеграционной проблемы, на существование которой уже нельзя закрывать глаза. Хотя подавляющее большинство иностранцев (7–8млн)соблюдают немецкие законы и обычаи (а многие уже родились, выросли, получили образование и практически не отличаются менталитетом от немцев), но в различных городах есть и довольно крупные общины, внутри которых проповедуется радикальный исламизм. Так, в Монхенгладбахе население протестует против попыток открытия в городе исламской школы. Она создаетсярелигиозным течением, приверженным шариату и насилию против «неверных». Ячейки, склонные к терроризму, обнаруживались не только в Гамбурге, где учились будущие пилоты самолетов, протаранивших небоскребы в НьюЙорке. Все это беспокоит немцев, а власть обнаруживает склонность электората к поддержке ксенофобских настроений. Совсем недавно Меркель говорила, что надо привыкать к силуэтам мечетей в немецких ландшафтах. В том же Потсдаме она вновь поддержала вызвавшее недоумение высказывание президента Вульфа, что ислам теперь тоже относится к Германии. Но вместе с тем канцлерин явственно повернула руль в сторону линии на ужесточение иммиграционной политики. В частности, она выразила убеждение, что мигрантам следует не только помогать, но и требовать от них, втом числе знания немецкого языка. Канцлерин практически поддержала баварского премьера и лидера ХСС Хорста Зеехофера, который слывет наиболее ярым сторонником ужесточения условий иммиграции в Германию вообще, но в первую очередь из мусульманских и нехристианских стран. Зеехофер тоже выступал перед молодежным форумом в Потсдаме, а впоследствии мюнхенский журнал “Focus”обнародовал по этому вопросу его «план из семи пунктов». В этом документе объявляется, что «Германияне страна для переселения». Интеграция жеозначает не просто жизнь рядом друг с другом, а только на общем фундаменте ценностей, Основного закона и немецкой культуры, которая имеет христианскоиудейские корни и для которой свойственны христианство, гуманизм и просветительство. План отвергает смягчение ограничительных положений для иммигрантов, требуя от них и знания основ немецкого языка, и «способности к интеграции». Зеехофер считает, что нехватка рабочей силы не может быть оправданием для бесконтрольной иммиграции. По его мнению, вопрос о привлечении квалифицированных кадров «урегулирован достаточно». Но здесь план расходится с представлениями экономических кругов. Так,президент Германской торговопромышленной палаты Ханс Хайнрих Дрифтман предупреждает, что «экономике не хватает 400 тыс. инженеров, мастеров и хорошо подготовленных рабочих, изза чего ВВП Германии теряет в год до 25 миллиардов евро» [11]. Взгляды баварского премьера, вероятно, найдут отражение в подготавливаемом правительством новом иммиграционном законе. Вместе с тем они встречают заметную критику в рядах партии Меркель, не говоря уже об оппозиции. Центральный совет евреев Германии заявил, что Зеехофер «стрижет под одну гребенку» представителей различных культур. Президент Турции Абдулла Гюль призывает своих соотечественников в ФРГ через газету “Suddeutsche Zeitung”учить немецкий язык, чтобы говорить на нем «бегло и без акцента». Вероятно, линия Меркель и Зеехофера играет профилактическую роль, вчастности, чтобы сохранить контроль над ситуацией в стране и не дать силам «правее» ХДС/ХСС использовать антиисламские настроения.Объявить войну исламу, который исповедует около полутора миллиардов человек,–значит стать союзниками мусульманских экстремистов, для которых конфронтация является основой их существования. Особенность сегодняшнего ислама –в идейном руководстве им исламскими фундаменталистами, проповедующими неоваххабизм, террор, религиозную нетерпимость и насильственное навязывание религии мусульман всему миру.Бороться надо с мусульманскими радикалами, социальная опора которых в Европе и мире –многие мусульмане из неблагополучных стран Африки и Азии. Живущие на пособия либо занятые в основном на работах низкой квалификации, лишенные исторических корней, они представляют взрывную массу под фундаментом стабильности европейской цивилизации. Лишение исламского фундаментализма этой социальной базы в странах Евросоюза –первоочередная задача.Для этого массовый прием иммигрантов в страны Евросоюза должен стать избирательным и строиться только на экономических и политических интересах каждого государства. Нынешняя политика привела к тому, что вместо созидания в собственных странах жители Азии и Африки многомиллионным потоком хлынули в Европу. Между тем в мире существует 52 государства, где большинство населения исповедует ислам.Именно туда могут обратиться за предоставлением убежища те, для кого вопросы веры принципиальны.Перед странами ЕС стоит сложная задача по защите своей национальной идентичности и обеспечению стабильного экономического развития; при этом им нужны иммигранты как дешевая рабочая сила. Для этого необходимо разработать единую иммиграционную политику, которая бы регулировала достаточный приток иностранных граждан и препятствовала нелегальной иммиграции. Хотя европейцы опасаются исламизации Европы, Евросоюз намеревается принять в ближайшиедва десятилетия еще 20 млнрабочих с перспективой их значительного численного роста по причине высокой рождаемости.Необходима поддержка политических лидеров мусульманских стран и государств, борющихся с исламским фундаментализмом, в какие бы революционносуверенные тоги тот ни рядился. С опасным вирусом радикализма надо бороться в странах его зарождения или местах его распространения.Особая роль в этом процессе должна быть отведена церкви. Православию, католичеству и протестантству следует перейти от позиции нейтрального созерцания разрушения основ христианского мира к активному противостоянию «чуме» третьего тысячелетия–исламскому фундаментализму. Их роль в жизни европейских народов должна быть более значимой. Принципу абсолютного отделения церкви от государства необходимо уйти в прошлое. Пустота, их разделяющая, до сих пор заполнялась либо воинствующим атеизмом, либо не менее кровавым исламским фундаментализмом.Европейская цивилизация, базирующаяся на ценностях христианства, имеет такое же право на суверенность и индивидуальность, как мусульманский мир.
Ссылки на источники1.Хайрутидинов А. Исламское будущие для Западной Европы.–URL:http://islamtoday.ru/blogi/ajdar_xajrutdinov/islamskoe_budushhee_dlya_zapadnoj_evropy/ (дата обращения 25.07.2014).2.Там же.3.Трофимова О. Мусульмане и ислам в Западной Европе//Мировая экономика и международные отношения. –2009.–№10.–С. 55.4.Там же.–С.58.5.Простаков С. Доля мусульман в населении Европы за 20 лет возросла на 50%.–URL: http://rusplt.ru/fact/islamEvropa8512.html/ (дата обращения 15.07.2014).6.Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм //Вопросы истории. –1993.–№1. –С.26.7.Официальные результаты президентских выборов в Египте: победил исламист Мохаммед Мурси.–URL: http://rus.newsru.ua/world/24jun2012/mursi. html/ (дата обращения 15.07.2014).8.Там же.9.Устраханов Р.Исламский фундаментализм против европейских ценностей: что делать?//Балтийское обозрение. –2011. –05сент.10.Григорьев Е. В государствах ЕС явственно нарастают антиисламские настроения// Независимая газета.–2010.–18 окт. –С.3.11.Тамже.–С.4.
Valentina Matviyenko,Candidate ofPolitical Sciences, Associate Professor at the chair ofReligious Studies, Yelets State UniversitybyI.A. Bunin, Elets vamatv@mail.ru Features of political and religious identity transformation: foreign experienceAbstract.The paperdeals with the changes in the political and religious identity in their interrelation. The author explores the tradition and analyzes the approaches to solve the problem of integration of new ethnic groups in ethnic and religious spaceof Western European political area.
Keywords:policy, political processes, migration, ethnic group, religion, religious denominations, religious organizations, political area, identity.
References1.Hajrutidinov,A. Islamskoe budushhie dlja Zapadnoj Evropy.Available at: http://islamtoday.ru/blogi/ajdar_xajrutdinov/islamskoe_budushhee_dlya_zapadnoj_evropy/ (data obrashhenija 25.07.2014)(in Russian).2.Ibid.3.Trofimova,O. (2009) “Musul'mane i islam v Zapadnoj Evrope”,Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija,№ 10,p. 55(in Russian).4.Ibid.,p.58.5.Prostakov,S. Dolja musul'man v naselenii Evropy za 20 let vozrosla na 50%.Available at: http://rusplt.ru/fact/islamEvropa8512.html/ (data obrashhenija 15.07.2014)(in Russian).6.Landa,R. G. (1993) “Islamskij fundamentalism”,Voprosy istorii,№ 1,p. 26(in Russian).7.Oficial'nye rezul'taty prezidentskih vyborov v Egipte: pobedil islamist Mohammed Mursi.Available at: http://rus.newsru.ua/world/24jun2012/mursi. html/ (data obrashhenija 15.07.2014)(in Russian).8.Ibid.9.Ustrahanov,R. (2011) “Islamskij fundamentalizm protiv evropejskih cennostej: chto delat'?”, Baltijskoe obozrenie,05 sent.(in Russian).10.Grigor'ev,E. (2010) “V gosudarstvah ES javstvenno narastajut antiislamskie nastroenija”,Nezavisimaja gazeta,18 okt,p. 3(in Russian).11.Ibid.,p. 4.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Особенности трансформации политической и религиозной идентичности: зарубежный опыт
Аннотация. Статья посвящена вопросам изменения политической и религиозной идентичности в их взаимосвязи. Автор исследует традицию и анализирует подходы к решению проблемы интеграции новых этносов в этническую и религиозную картинузападноевропейского политического пространства. Ключевые слова: политика, политические процессы, миграция, этнос, религия, религиозные конфессии, религиозные организации, политическое пространство, идентичность.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Приступая к исследованию и анализу экономических, политических, культурныхпреобразований, произошедшихв мире в первое десятилетие XXIв., следует отметить, что все они напрямую затронули или оказали разноуровневое и разноплановое влияние на этническоеи религиозноесостояниезападноевропейских стран. Развитие этой картины, на наш взгляд, неуклонно следует одной общей тенденции –постепенноговытесненияи замещениякоренных этносов и традиционных для этих государств религийновыми, не совсем характерными для них этносами, исповедующими ислам. До начала XX в. на территории европейских государств почти не было мусульман. Первая крупная мусульманская община образовалась после Второй мировой войны и распада колониальной системы в результате притока рабочей силы из бывших колоний Африки, Азии, стран бассейна Карибского моря. Главной причиной,вызвавшей к жизни это явление,стала острая необходимость Западной Европыв трудовых ресурсах для восстановления экономики. Несмотря на принимаемые политикоправовые меры по ограничению притока иммигрантов, он в последние годы вырос. Этот процесс приобрел необратимый характер вследствие укоренения, натурализации и воссоединения семей иммигрантов. Ведь известно:человека тянет туда, где лучше, где более благоприятные условия жизни, и то, какого вероисповедания придерживается человек, совершенно не играет скольконибудь серьезной роли в его желании жить лучше. И действительно, если достаточно бегло посмотреть статистику тех стран, куда переселяются мусульмане, то становится очевидным, что это в основном те страны, в которых уровень благосостояния является одним из самых высоких в мире. Если бы для мусульман было важно только заниматься вопросами веры и её исповедания, то им не было бы смысла так усиленно и с таким желанием иммигрировать в Западную Европу. Современные кризисные явления, затронувшие христианство в Западной Европе, следует связывать в первую очередь с постоянным и планомерным увеличением численности коренных европейцев, ставящих на первое местов своей жизни материальное благополучие и либеральные ценности. А также, соответственно, уменьшение численности верующих христиан. Все эти факторы в той или иной степенисказываются на нравственном состоянии людей и вызывают почти повальный атеизмна фоне все большего увеличения численности мусульман на территории западноевропейских государств. Все усложняющееся религиозное и культурное многообразие–характерная тенденция современного мироустройства, во многом порождающая и негативные следствия плюралистического основания социокультурного многообразия. Вызов плюрализма и актуализации различий выражается в мультиплицировании частных интересов и, как следствие, актуализирует необходимость поиска общего знаменателя для их согласования. Необходимость соблюдения членами различных социальных общностей, у которых могут быть различные интересы, определенных правил поведения, основанных на компромиссе, взаимных уступках, толерантности, представляется достаточно очевидной. Но практика свидетельствует и о том, что толерантность труднодостижима в силу той же первоначальной посылки–существованияразных интересов, воззрений, традиций, предпочтений, амбиций. Оборотной стороной увеличения культурного многообразия является порождение проблемы сосуществования групп людей, во многом стимулирующей эскалацию нетерпимости и ксенофобии.В случаепродолжения этой нарастающей тенденции, по мнению ряда ведущих исследований,к 2050 г.численность мусульман, также каки, соответственно, арабского и африканского этносов в совокупности,может превысить число коренных европейцев –приверженцев христианства, первой по численности на данный момент мировой религии[1].Например, в Западной Европе средняя рождаемость в среде коренного населения составляет не более 1,4 ребенка на семью (красноречивый пример: по сообщениям немецких СМИ, уровень рождаемостив «коренной» Германии стал нижезафиксированногов последний год Второй мировой войны). При этом в средней мусульманской семье, осевшей в Западной Европе, показатель рождаемости чуть ли не в три раза выше –3,6. Таким образом, уже 16–20% новорожденных в странах Западной Европы появляются на свет в мусульманских семьях [2].Следует отметить, что реального количества мусульманского населения в Европе не знает никто в связи с тем, что наряду с легальными иммигрантами и их потомками на европейской территории проживают также миллионы нелегальных, которые по тем или иным причинам отсутствуют в данных официальной статистики. Так, например, в мире насчитывается более 200 млниммигрантов, это примерно 2,8%населения. Из них почти 15 млн–мусульмане, проживающие в странах Евросоюза (3,3% его жителей) [3]. В США их численность в два раза меньше, причем около 500тыс. человек каждый год прибывают в Европу нелегально, без документов. Специалистыдемографы предупреждают, что к 2015 г.численность этого населения увеличится приблизительно в 2 раза за счет высокой рождаемости и продолжающейся массовой иммиграции из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Если эта тенденция сохранится, то мусульманское население в Европе к 2025 г. удвоится [4]. Нотемпы роста доли мусульман всоставе европейского населения будут несильно отличаться отнаблюдавшихся впоследние 20лет. К2030 г.мусульманское население превысит отметку в58млн; его доля вевропейском населении составит8%. Лидером прироста станет Великобритания: предполагается, что к2030г.мусульманское население почти удвоится–с2,8до5,5млн человек. Однакодоля европейских мусульман вобщей ихмировой численности (1,6млрд в2013г.) ик2030г.останется прежней [5].Кроме увеличения числа атеистов и излишней либеральности коренных европейцевпричинами кризисастали такие явления,как фактически отрицательная демография, вялое противодействие строительству мусульманских святынь на своей территории, гораздо более высокий уровень жизни, а также положение бывших метрополий для таких стран, как,например, Великобритания и Франция. Естественно, что более обеспеченная жизнь привлекает мусульман в эти страны;однако в подавляющембольшинствеэто никак не связано спонижениемих религиозности. При этом не следует упускать из внимания и тот факт, что о появлении в мусульманскойсреде массового атеизма изза заметного улучшения материального благосостояния речи вообще не ведется, так как у мусульманимеются строго соблюдаемые правила на уровне института семьи, для них характерен патриархальный уклад жизни, строгое соблюдение Корана. Европейское же христианство, в отличие отислама,давно идет по пути либерализма, который подтачивает его изнутри, а следствием этого может стать состояние полного морального коллапса. Современное либеральное христианство допускает и позволяет очень многое, напримербраки гомосексуалистов, даже признание священниковгомосексуалистов и женского священства, допущение права на аборты.Широко открыв себя для мирских ценностей, христианство из живой религии практически превратилось в простой обряд, не имеющий ничего общего с истинной религиозностью,при которой верующий должен часто молиться, посещать храмы, отмечать религиозные праздники, то есть вести себя как положено христианину. Все это пагубным образом сказывается на религиозности и демографии коренныхэтносов Европы. Так,в Германии храмы уже начали сдавать в аренду представителем других конфессий. В течение нескольких последних десятилетий трудности социальноэкономического и демографическогохарактера вынуждали страны Евросоюза легализовать и даже пропагандировать иммиграцию из мусульманских стран. Некоторые европейские политики говорили об идеях толерантности, которые вступали в противоречие с взглядами С. Хантингтона, который в своей книге «Столкновение цивилизаций»говорил о том, что Европа и ислам –это два антипода, две изначально враждебные антагонистические сущности. В противовес этому высказывалось мнение, что интеграция мусульманской диаспоры в европейское обществобудет способствовать сближению европейской и исламской цивилизаций. Европейские государства достигли больших успехов в деле защиты демократических прав и свобод граждан. Это в полной мере относится к правам проживающих в них меньшинств: религиозных, этнических, сексуальных. Однако,сколь сильные позиции не имела бы либеральная политика, совместить ислам и гейпарады и другие завоевания цивилизованной Европы в плане гарантирования личной свободы и самых причудливых форм самовыражения её граждан пока не удается и вряд ли удастся в будущем. Так что со всей убежденностью можно говорить, что либеральная политика не привела к интеграции мусульман. Наоборот,все большее число мусульман предпочитают жить в рамках своейобщины, исключительно по своим законам. Отказываясь от европейской идентичности, они делают выбор в пользу «чистого» ислама в его аравийской разновидности и ощущают себячастью всемирной мусульманской уммы. Именно этим поведение местных мусульман коренным образом отличается от поведения других меньшинств, которые, сохраняя свои культурные традиции и своеобразие, все же стремятся интегрироваться в то общество, где они проживают. Главным фактором укоренения мусульманской общины становится их мусульманская сущность, «исламское лицо», ведь большинство иммигрантовмусульман прибыли в Европу из стран, где ислам является либо государственной религией, либо религией большинства населения. Интеграцию мусульман в европейское общество затрудняют два обстоятельства. Первое–ориентация на Дар альислам (пространство, регулируемое законами ислама); второе–особенности законодательства страны проживания, что нашло отражение в войне с «исламским платком» во Франции, маргинализации мусульманских иммигрантов в Германии, их «геттоизации» в Великобритании и США. В Западной Европе с ее светскими обычаями и продвинутым менталитетом признание ислама наталкивается на серьезные проблемы. Центральная–это отношение государства к различным вероисповеданиям, так как в большинстве своем мусульмане отвергают принцип разделения религии и политики. Тем не менееевропейская культура оказывает воздействие на ценности ислама: его форма сохраняется, но постепенно меняется сознание мусульман.Все европейские страны признают свободу вероисповедания, но с учетом разделения функций государства и религии. Такой подход не устраивает мусульман–они прилагают все усилия по введению норм ислама в существующее законодательство. В Бельгии, Италии, Германии и Испании юридически признаются все религии. В Великобритании, Дании, Греции существует государственная религия, а вероисповедания национальных меньшинств только начинают пользоваться теми же правами. Франция придерживается более строгой концепции светского государства и является единственной европейской страной, закрепившей этот статус в своей конституции. В то время как экспертыдемографы прогнозируют увеличение численности населения, их коллегиполитологи всерьезобсуждают грядущие перемены во внутриполитической ситуации в странах Западной Европы. Предполагается, чторазобщенность и апатичность коренного населения позволят голосующим мусульманам полностью взять под свой контроль политическую жизнь в этих странах. Некоторые из них достаточно смело заявляют о том, что вскоре мусульмане смогут заправлять как в законодательной, так и в исполнительной ветвях власти. Однако современные исламские политические силы весьма различны и играют в развитии даже собственно исламских государств, не говоря уже о европейских, не одинаковую роль. В последнее десятилетие неуклонно возрастает влияние исламского модернизма–политического течения, стремящегося обновить трактовку ислама, чтобы обосновать проведение либеральных реформ. Одной из первых попыталась обосновать проведение исламом либеральных и национальнополитических идей марокканская партия «Истикляль». Другие течения попытались интерпретировать ислам в социалистическом духе. Еще Г. Насер (Египет) и руководители революционного Алжира с 1960х гг. выявлялиобщее в Коране и марксизме. Лидер Ливии М. Каддафи пошел иным путем. Он разработал «третью мировую теорию», провозгласив её универсальной и единственно истинной. Теория отрицает традиционные орудия власти–парламенты, партии, референдумы–и противопоставляет им концепцию прямой народной демократии, основанной на народных конгрессах и народных комитетах. При этом Всеобщий народный конгресс, принимающий общегосударственные законы, рассматривает лишь те вопросы, которые обсуждены и поставленынаповестку дня первичными народными конгрессами, объединяющими все взрослое население страны. Закон общества не может зависеть от политической конъюнктуры, а должен базироваться на обычаях и религии. Третья всемирная теория провозглашает необходимость отмены наёмного труда и право работника на производимый им продукт. При разработке теории Каддафи опирался, в частности, на теоретические труды теоретиков анархизма Михаила Бакунина и Петра Кропоткина, совмещённые с эгалитаристскими принципами ислама. В своей «Зеленой книге» Каддафи выдвинул концепцию джамахирии–общества, которое путем «прямой народной демократии» на основе принципов ислама сбалансирует социальные и материальные стороны жизни, преодолевая все противоречия, присущие как капитализму, так и коммунизму, воплотив мечту человечества [6]. Политические течения, основывающиеся на ортодоксальном исламе, идеализируют общественнополитические отношения в исламском мире и выступают против перемен. Более популярными, особенно с конца 1970хгг., стали политические концепции исламского фундаментализма–переустройства общества и государства в соответствии с установками раннего ислама. В XXв.идеи фундаментализма, «чистого ислама», «идеального мусульманского общества», «возрожденчества» вновь обрели силу. Идейный лидер –шейх М.Х. Фадлалла. Вся идеология «мусульманского возрожденчества» сводится к следующим положениям: Коран в полном объеме и достоверная часть Сунны пригодныдля практического применения в настоящее время; Коран и Сунна являются единственными источниками законов, стереотипов поведения и моральных ценностей; в мусульманских странах необходимо установить исламскую политическую и общественную систему, чтобы привести в соответствие общественную практику и исламскую общественную теорию. С.Кутб, например, выступал за создание идеального мусульманского общества и государства в соответствии с заимствованными у фундаменталистов рецептами. М.альГазали в 1986г., побывав в Иране во время«исламской революции», высказал мысль, что противоречия между суннитами и шиитами второстепенны перед лицом угрожающей исламу «империалистической и коммунистической опасности» [7].Маудиди еще в 30егг. XXв. призывал умеренных мусульманских деятелей Британской Индии к соблюдению «правил Аллаха». Помнению Маудиди, хранителемчистоты догматов ислама в мусульманской общине должен быть халиф, осуществляющий свои функции при помощи совета улемовбогословов. Мусульманское общество, которое должно быть построено, будет соблюдать букву и дух шариата, являющегося единственной гарантией защиты прав мусульман. В мусульманском обществе будут царить социальная справедливость, опирающаяся на мусульманский налог в пользу бедных (закят), коранические принципы раздела наследстваи запрещение ростовщичества. Собственностью владеет Аллах, а пользуется тот, кто может распоряжаться ею наилучшим образом.По мнению идеологов «возрожденчества», в обществе наступил моральный упадок, который ведет к опустошению души. Общество, допускающее социальные пороки, не является мусульманским, хотя формально и считается таковым. Оно языческое, джахилийское. С.Кутб призывал к «возобновлению исламской жизни, управляемой исламским духом и исламскими законами». По мнению исламских фундаменталистов,ислам уже создал идеальное обществово времена его основателя Мухаммада и во время правления четырех праведных халифов. К восстановлению этого общества исламские фундаменталисты и призывают своих сторонников.Влияние исламских фундаменталистов усиливается во многих государствах с мусульманским населением. Так,16 июня 2012 г.на президентских выборах в Египте наибольшее количество голосов получил лидер умеренного исламского движения «Братьямусульмане» Мохаммед Мурси. По данным избиркома, Мурси получил 51,7% голосов, его соперник, Ахмед Шафик, занимавший пост премьерминистра во времена правления Хосни Мубарака, –48,3% голосов[8].Современный исламский фундаментализм –это сеть мощных организаций, раскинутых по всему миру, организаций хорошо финансируемых, за которыми стоят государства и армии. Террор был и остается их главным родом деятельности. Изизвестных террористических организаций 72 принадлежат к воинствующему исламизму: «АльКаида», «Братьямусульмане», «Хамас», «Кавказский эмират», «Бригады мучеников АльАксы», «АльДжихад» и другие.Только в 2010 г.исламскими радикалами совершен 651 террористическийакт, погибли 1907 человек. В России с 1996 г.от рук исламских террористов погибли около 2 тыс.человек. В США жертвамиисламских террористов 11 сентября 2001 г.стали 2974 человека. В Турции в 2003 г.при взрыве возле синагоги погибли 25 человек. В Испании в 2004 г.при взрыве 4 поездов погиб 191 человек. Жертвами взрыва в лондонском метро в 2005 г.стали 56 человек[9].Страны Евросоюза не находятся под угрозой поглощения исламом, как об этом любят говорить. Они находятся в состоянии постоянного кровопролития и массовых беспорядков, которыми сопровождается процесс безуспешного образования мультикультурного общества. В качестве яркого примера хотелось бы привести ситуацию, сложившуюся в ФРГ. Современное политическое пространство Германии противоречиво и эклектично, в нем сплетаются и активно заявляют о себе неоднозначные тенденции трансформации политической жизни всей Европы в целом. Пожалуй, самой острой проблемой современного немецкого общества является отношениек иммиграции. Как и в других государствах ЕС, в ФРГ явственно нарастают антиисламские настроения. Споры по этим вопросам идут внутрипартийи между ними, перерастая в политическую проблему. Большое внимание в связи с этим привлекли выступления Кристиана Вульфа, на тот момент федерального президента, председателя ХДС бундесканцлерин Ангелы Меркель и лидера ХСС –баварского премьерминистра Хорста Зеехофера. Выступая в Потсдаме на конференции молодежной организации своей партии «Юнге унион», Ангела Меркель заявила: «В начале 1960х наша страна пригласила иностранных рабочих в Германию, и сейчас они здесь живут. Некоторое время мы сами себя обманывали и говорили себе: “Они у нас не останутся, когданибудь они уедут”, но так не произошло. И конечно же, наш подход состоял в мультикультурализме, в том, что мы будем жить рядом и ценить друг друга. Этот подход провалился, совершенно провалился» [10]. Столь смелое признание делается лидером Германии впервые. Само по себе оно подтверждает серьезность интеграционной проблемы, на существование которой уже нельзя закрывать глаза. Хотя подавляющее большинство иностранцев (7–8млн)соблюдают немецкие законы и обычаи (а многие уже родились, выросли, получили образование и практически не отличаются менталитетом от немцев), но в различных городах есть и довольно крупные общины, внутри которых проповедуется радикальный исламизм. Так, в Монхенгладбахе население протестует против попыток открытия в городе исламской школы. Она создаетсярелигиозным течением, приверженным шариату и насилию против «неверных». Ячейки, склонные к терроризму, обнаруживались не только в Гамбурге, где учились будущие пилоты самолетов, протаранивших небоскребы в НьюЙорке. Все это беспокоит немцев, а власть обнаруживает склонность электората к поддержке ксенофобских настроений. Совсем недавно Меркель говорила, что надо привыкать к силуэтам мечетей в немецких ландшафтах. В том же Потсдаме она вновь поддержала вызвавшее недоумение высказывание президента Вульфа, что ислам теперь тоже относится к Германии. Но вместе с тем канцлерин явственно повернула руль в сторону линии на ужесточение иммиграционной политики. В частности, она выразила убеждение, что мигрантам следует не только помогать, но и требовать от них, втом числе знания немецкого языка. Канцлерин практически поддержала баварского премьера и лидера ХСС Хорста Зеехофера, который слывет наиболее ярым сторонником ужесточения условий иммиграции в Германию вообще, но в первую очередь из мусульманских и нехристианских стран. Зеехофер тоже выступал перед молодежным форумом в Потсдаме, а впоследствии мюнхенский журнал “Focus”обнародовал по этому вопросу его «план из семи пунктов». В этом документе объявляется, что «Германияне страна для переселения». Интеграция жеозначает не просто жизнь рядом друг с другом, а только на общем фундаменте ценностей, Основного закона и немецкой культуры, которая имеет христианскоиудейские корни и для которой свойственны христианство, гуманизм и просветительство. План отвергает смягчение ограничительных положений для иммигрантов, требуя от них и знания основ немецкого языка, и «способности к интеграции». Зеехофер считает, что нехватка рабочей силы не может быть оправданием для бесконтрольной иммиграции. По его мнению, вопрос о привлечении квалифицированных кадров «урегулирован достаточно». Но здесь план расходится с представлениями экономических кругов. Так,президент Германской торговопромышленной палаты Ханс Хайнрих Дрифтман предупреждает, что «экономике не хватает 400 тыс. инженеров, мастеров и хорошо подготовленных рабочих, изза чего ВВП Германии теряет в год до 25 миллиардов евро» [11]. Взгляды баварского премьера, вероятно, найдут отражение в подготавливаемом правительством новом иммиграционном законе. Вместе с тем они встречают заметную критику в рядах партии Меркель, не говоря уже об оппозиции. Центральный совет евреев Германии заявил, что Зеехофер «стрижет под одну гребенку» представителей различных культур. Президент Турции Абдулла Гюль призывает своих соотечественников в ФРГ через газету “Suddeutsche Zeitung”учить немецкий язык, чтобы говорить на нем «бегло и без акцента». Вероятно, линия Меркель и Зеехофера играет профилактическую роль, вчастности, чтобы сохранить контроль над ситуацией в стране и не дать силам «правее» ХДС/ХСС использовать антиисламские настроения.Объявить войну исламу, который исповедует около полутора миллиардов человек,–значит стать союзниками мусульманских экстремистов, для которых конфронтация является основой их существования. Особенность сегодняшнего ислама –в идейном руководстве им исламскими фундаменталистами, проповедующими неоваххабизм, террор, религиозную нетерпимость и насильственное навязывание религии мусульман всему миру.Бороться надо с мусульманскими радикалами, социальная опора которых в Европе и мире –многие мусульмане из неблагополучных стран Африки и Азии. Живущие на пособия либо занятые в основном на работах низкой квалификации, лишенные исторических корней, они представляют взрывную массу под фундаментом стабильности европейской цивилизации. Лишение исламского фундаментализма этой социальной базы в странах Евросоюза –первоочередная задача.Для этого массовый прием иммигрантов в страны Евросоюза должен стать избирательным и строиться только на экономических и политических интересах каждого государства. Нынешняя политика привела к тому, что вместо созидания в собственных странах жители Азии и Африки многомиллионным потоком хлынули в Европу. Между тем в мире существует 52 государства, где большинство населения исповедует ислам.Именно туда могут обратиться за предоставлением убежища те, для кого вопросы веры принципиальны.Перед странами ЕС стоит сложная задача по защите своей национальной идентичности и обеспечению стабильного экономического развития; при этом им нужны иммигранты как дешевая рабочая сила. Для этого необходимо разработать единую иммиграционную политику, которая бы регулировала достаточный приток иностранных граждан и препятствовала нелегальной иммиграции. Хотя европейцы опасаются исламизации Европы, Евросоюз намеревается принять в ближайшиедва десятилетия еще 20 млнрабочих с перспективой их значительного численного роста по причине высокой рождаемости.Необходима поддержка политических лидеров мусульманских стран и государств, борющихся с исламским фундаментализмом, в какие бы революционносуверенные тоги тот ни рядился. С опасным вирусом радикализма надо бороться в странах его зарождения или местах его распространения.Особая роль в этом процессе должна быть отведена церкви. Православию, католичеству и протестантству следует перейти от позиции нейтрального созерцания разрушения основ христианского мира к активному противостоянию «чуме» третьего тысячелетия–исламскому фундаментализму. Их роль в жизни европейских народов должна быть более значимой. Принципу абсолютного отделения церкви от государства необходимо уйти в прошлое. Пустота, их разделяющая, до сих пор заполнялась либо воинствующим атеизмом, либо не менее кровавым исламским фундаментализмом.Европейская цивилизация, базирующаяся на ценностях христианства, имеет такое же право на суверенность и индивидуальность, как мусульманский мир.
Ссылки на источники1.Хайрутидинов А. Исламское будущие для Западной Европы.–URL:http://islamtoday.ru/blogi/ajdar_xajrutdinov/islamskoe_budushhee_dlya_zapadnoj_evropy/ (дата обращения 25.07.2014).2.Там же.3.Трофимова О. Мусульмане и ислам в Западной Европе//Мировая экономика и международные отношения. –2009.–№10.–С. 55.4.Там же.–С.58.5.Простаков С. Доля мусульман в населении Европы за 20 лет возросла на 50%.–URL: http://rusplt.ru/fact/islamEvropa8512.html/ (дата обращения 15.07.2014).6.Ланда Р.Г. Исламский фундаментализм //Вопросы истории. –1993.–№1. –С.26.7.Официальные результаты президентских выборов в Египте: победил исламист Мохаммед Мурси.–URL: http://rus.newsru.ua/world/24jun2012/mursi. html/ (дата обращения 15.07.2014).8.Там же.9.Устраханов Р.Исламский фундаментализм против европейских ценностей: что делать?//Балтийское обозрение. –2011. –05сент.10.Григорьев Е. В государствах ЕС явственно нарастают антиисламские настроения// Независимая газета.–2010.–18 окт. –С.3.11.Тамже.–С.4.
Valentina Matviyenko,Candidate ofPolitical Sciences, Associate Professor at the chair ofReligious Studies, Yelets State UniversitybyI.A. Bunin, Elets vamatv@mail.ru Features of political and religious identity transformation: foreign experienceAbstract.The paperdeals with the changes in the political and religious identity in their interrelation. The author explores the tradition and analyzes the approaches to solve the problem of integration of new ethnic groups in ethnic and religious spaceof Western European political area.
Keywords:policy, political processes, migration, ethnic group, religion, religious denominations, religious organizations, political area, identity.
References1.Hajrutidinov,A. Islamskoe budushhie dlja Zapadnoj Evropy.Available at: http://islamtoday.ru/blogi/ajdar_xajrutdinov/islamskoe_budushhee_dlya_zapadnoj_evropy/ (data obrashhenija 25.07.2014)(in Russian).2.Ibid.3.Trofimova,O. (2009) “Musul'mane i islam v Zapadnoj Evrope”,Mirovaja jekonomika i mezhdunarodnye otnoshenija,№ 10,p. 55(in Russian).4.Ibid.,p.58.5.Prostakov,S. Dolja musul'man v naselenii Evropy za 20 let vozrosla na 50%.Available at: http://rusplt.ru/fact/islamEvropa8512.html/ (data obrashhenija 15.07.2014)(in Russian).6.Landa,R. G. (1993) “Islamskij fundamentalism”,Voprosy istorii,№ 1,p. 26(in Russian).7.Oficial'nye rezul'taty prezidentskih vyborov v Egipte: pobedil islamist Mohammed Mursi.Available at: http://rus.newsru.ua/world/24jun2012/mursi. html/ (data obrashhenija 15.07.2014)(in Russian).8.Ibid.9.Ustrahanov,R. (2011) “Islamskij fundamentalizm protiv evropejskih cennostej: chto delat'?”, Baltijskoe obozrenie,05 sent.(in Russian).10.Grigor'ev,E. (2010) “V gosudarstvah ES javstvenno narastajut antiislamskie nastroenija”,Nezavisimaja gazeta,18 okt,p. 3(in Russian).11.Ibid.,p. 4.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»