Участие школьников в массовых акциях по изучению и охране птиц и мест их обитания как вариант внеурочной работы

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Овсянникова Н. П. Участие школьников в массовых акциях по изучению и охране птиц и мест их обитания как вариант внеурочной работы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 71–75. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14311.htm.
Аннотация. В статье обсуждаются варианты организации исследовательской деятельности школьников через вовлечение их в орнитологические наблюдения (как локального характера, так и включенные во всемирные акции). Рассматриваются образовательные результаты участия школьников в данных исследованиях.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Овсянникова Наталья Павловна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучного и математического образования ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», г. ЕкатеринбургNatao@bk.ru

Участие школьников в массовых акциях по изучению и охране птиц и мест их обитания как вариант внеурочной работы

Аннотация.В статье обсуждаются варианты организации исследовательской деятельности школьников через вовлечение их в орнитологические наблюдения (как локального характера, так и включенные во всемирные акции). Рассматриваются образовательные результаты участия школьников в данных исследованиях.Ключевые слова: исследовательская деятельность, массовые акции, внеурочная работа.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В свете новых стандартов общеобразовательной школы образовательные результаты напрямую связываются с учебной самостоятельностью школьников. Особое внимание в оценивании уделяется способности к решению учебнопознавательных и учебнопрактических задач на основании системы научных знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах; умений учебнопознавательной, исследовательской, практической деятельности; обобщенных способов деятельности коммуникативных и информационных умений. Следовательно, более востребованнымистановятся умение учителя проблемной подачи содержания курса, его навыки в качестве руководителя исследовательских и проектных работ школьников. Педагог сегодня должен переквалифицироваться из лектора в консультанта и помощника исследователя. Кроме того, в условиях исследовательского подхода педагог для учащегося является образцом творческой деятельности, значит, он сам должен быть (или стать) исследователем. Руководство исследовательскими работами требует от учителя индивидуального подхода к каждому ученику, подбора для него таких познавательных ситуаций и проблем, которые в наибольшей степени соответствуют их способностям, склонностям и интересам. В образовательном процессе особая роль отводится проблемному контексту обучения, предполагающегоизложение учебного материала учителем таким образом, чтобы школьники могли с его помощью выявлять проблему, совместно с ним находить способы ее решения и, наконец, ее решать. Программа учебной деятельности должна представлять собой стройный логический ряд, включающий в себя комплекс последовательно решаемых учебных проблем. Познавательный эффект несут только те проблемные ситуации, которые прежде проработаны учителем. Желательно, чтобы «учебные проблемы» имели личностную обращенность, то есть отвечали потребностям и интересам детей, которым она предлагается. Учитель должен уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебноисследовательские задачи в понятной для детей форме.Вариантов включения ребенка в исследовательскую практику может быть много. Опыт показывает, что развитие исследовательских способностей детейпроисходит успешнее, если для них организовываются тренинговые занятия по развитию исследовательских умений и навыков, а также проводится система мониторинга детских исследовательских работ. Основными исследовательскими умениями и навыками называют следующие: видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать выводы и умозаключения; структурировать материал; объяснять, доказывать и защищать свои идеи (А.И. Савенков) [1].Однаконедостаточно только тренинговых занятий, педагогу необходимо создавать условия для воспитания самостоятельности ученика, включая его в конкретное исследование. Школьник должен научиться самостоятельно принимать решения,будь то выбор цели работы, объекта или методики исследования, формулирование гипотезы, выводов. Хотя ведущая роль педагога, безусловно, должна сохраняться, но у учащихся в любом случаедолжно оставаться ощущение, что проблема и способы ее решения выбраны ими самостоятельно. Это требует от педагога в полном смысле слова«высокого искусства». Руководитель исследования умеет быть терпимым к ошибкам учеников, допускаемым ими в попытках найти собственное решение, и предлагает свою помощь только тогда, когда ученик начинает чувствовать безнадежность своего поиска. Кроме того, важно, чтобы школьнику предоставлялась возможность для регулярных отчетов и обмена мнениями с заинтересованной аудиторией. Для публичного представления работы и ее коллективного обсуждения подходят семинары, конференции, симпозиумы, защиты и др.Наиболее разнообразны школьные исследования, проводимые во внеурочное время. Внеурочные занятия являются добровольными и для учителя, и для учащихся. В отличие от классноурочных занятий,они более разнообразны, сложны, трудоемки, интересны и педагогически значимы с познавательной и особенно с воспитательноразвивающей точек зрения. В целом внеклассная работа по своей эффективности превосходит обязательное классноурочное обучение.Источников помощи учителю в организации разнообразной исследовательской практики для школьника становится все больше. Хорошие возможности по расширению как методического, так и научного кругозора предоставляет сеть Интернет с постоянно расширяющимся перечнем порталов и сайтов педагогических сообществ. Среди данного информационного ресурса менее освоены учителями сайты по организации и сопровождению общественных и научных акций, например,орнитологической направленности. Наиболее известны такие, как экологический информационный портал о сохранении биоразнообразия в России http://www.biodat.ru., который организует поддержку Всемирных дней наблюдений птиц –популярной во всем мире массовой акции; сайт www.birder.ru., с 2006 г.осуществляющий объединение профессиональных орнитологов с любителями птиц для развития спортивной орнитологии (бёрдинга) и др. И мониторинговые орнитологические мероприятия,и бёрдинг относят к массовым акциям, в которых принимает участие большое количество социально активного населения. Интерес к массовым акциям в орнитологии обусловлен в первую очередь широким социальным резонансом полученных результатов, так какматериал обрабатывается и передается государственным и общественным природоохранным организациям, используется при составлении кадастра животного мира конкретной местности, используется при ведении красных книг.Огромен и образовательный потенциал этих мероприятий. Если педагогам удается органично включить школьников в орнитологические акции, тона фоне внешней привлекательности обеспечиваетсяразвитие их исследовательских способностей, познавательной активности, становление у них экологического мировоззрения, приращение биологических и экологических знаний. Как отмечают популяризаторы бёрдинга в России,«массовая орнитология –это один из путей гармоничного интеллектуального и физического развития детей, приобщения их к здоровому образу жизни» [2]. Развития экологического мышления у ребенка просто невозможно достигнуть без непосредственного наблюдения им живой природы, внимательного изучения взаимосвязей животных и растений в естественных условиях. Изучение биологии на уроках в рамках школьной программы без соприкосновения с животным и растительным миром часто не вызывает адекватного эмоционального отклика, обеспечивая, таким образом, лишь «знаниевый» аспект образования и не гарантируя воспитательного.Методика организации массовых акций строится по сходному плану: информирование потенциальных участников; обучение участников предлагаемым несложным методикам; распространение анкет участников массовых акций; проведение акций на местах; обработка полученных анкет; подведение итогов; награждение победителей и рассылка благодарственных писем участникам [3].Популярность орнитологическим массовым акциям обеспечивает доступность птиц в качестве объекта, поэтому на сегодняшний день сложилась целая система мероприятий, посвященных мониторинговым исследованиям орнитофауны (см. таблицу).

Календарь проведения акций

АкцияСроки проведенияОсновная деятельностьДень журавляПервое воскресенье сентябряПроведение праздников, организация учетов журавлей в предотлетных скопленияхМеждународные дни наблюдения птиц (по нечетным имеют статус всемирных)Последние выходные сентября или первые выходные октябряУчет птиц, встреченных за определенный период времени в локальном, региональном, национальном, международных масштабах. Наблюдение за птицами, их подсчет становится для многих первым шагом в изучении мира птицАкция «Покормите птиц»Сентябрь–мартЗаготовка кормов, изготовление и размещение кормушек, организация регулярной подкормки, агитационнопропагандистская работаЕвроазиатские Рождественские учеты птиц20 декабря –20 январяУчет зимующих птиц. Сбор кадастровой информации оживотном мире регионаВсероссийский учет зимующих водоплавающихптиц3е воскресенье январяУчеты водоплавающих птиц. Сбор кадастровой информации о животном мире региона. Пропагандистская работаМеждународный день птиц1 апреляИзготовление и развешивание искусственных гнездовий, пропагандистская работа, организация экологических праздниковМесячник встречи птицАпрельПроведение биотехнических мероприятий, агитационнопропагандистская работа, изучение хода весеннего пролета птицВесенние дни наблюдений птиц1–10 маяСбор кадастровой информации, агитационнопропагандистская работаСоловьиные вечераПредпоследние выходные маяУчеты поющих соловьев в городах и населенных пунктахТише –птицы на гнездах!ИюньИнформационнопропагандистскаяработа, направленная на снижение беспокойства гнездящихся птицПтицы годаВ течение всего годаАгитационнопропагандистская работа, посвященная птице года; сбор сведений о ее распространении и численности; комплекс практических мероприятий, направленный на решение проблем птицы годаДвижение хранителей ключевых орнитологических территорий России (КОТР)Втечениевсего годаПроведение исследований вблизлежащих КОТР, предотвращение угроз для этих территорий, агитационнопропагандистская работа, проведение общественных компаний, направленных на развитие общественной поддержки КОТР

Изучение миграций птиц (весенних и осенних) издавна привлекало внимание натуралистов. Информация о пролете птиц представляет особый интерес, если она собирается длительно и во многих точках, поэтому во всем мире небольшому количеству орнитологовпрофессионалов помогает армия орнитологовлюбителей. Особенно большой массив информации об осеннем пролете ежегодно собирают десятки тысяч участников Всемирных дней наблюдений птиц, которые организуетМеждународная ассоциация по охране птиц (BirdLifeInternational). Они проходят более чем в 100 странах мира, в них принимают участие сотни тысяч человек–и взрослые и дети. Собранные материалы по пролету в разных точках страны (и мира) могут дать специалистам возможность выявить пролетные пути и своевременно обнаружить их изменения. Ключевые участки с наиболее интересным пролетом и большими скоплениями птиц (особенно редких видов) нуждаются в организации охраны.Во многих странах эти дни превращаются в настоящий праздник с ярмарками книг, выставками открыток и марок, конкурсами детских рисунков. Но основная цель–провести учет пернатых. Массовые наблюдения, выполненные одновременно во многих местах, позволяют проследить пути миграции перелетных птиц и оценить их численность.6 октября отмечается Всемирный день охраны мест обитания. Вот уже много лет подряд в первые выходные дни октября орнитологи –как профессионалы, так и любители,вооружившись биноклями и подзорными трубами, отправляются в леса, на луга и к берегам больших и малых водоемов, чтобы понаблюдать за птицами. В рамках Всемирного фестиваля птиц возможно проведение региональных и локальных информационных кампаний ключевых орнитологических территорий России (далее –КОТР) и особо охраняемых природных территорий (далее –ООПТ) региона, сохраняющих важнейшие места обитания птиц, региональныхи локальныхюбилейныхсобытий, связанныхс изучением и охраной птиц (юбилеи ученых, региональных ООПТ, являющихся важными местообитаниями птиц, годовщины экспедиций и открытий и т.п.).По возможностик участию вместе со школьниками приглашают специалистов, любителей и знатоков природы. Не страшно, если в ходе осенней переписи какието птицыостанутся неопознанными –для них предусмотрена графа «неизвестная птица». Анкеты, присланные участниками массовой акции с мест,обрабатываются до завершенияВсемирного фестиваля птиц,и окончательные итоги акции в России подводятся к 1 ноября. Организаторы сайта www.birder.ruприглашают педагогов и школьников к участию в целом перечне мероприятий орнитологической тематики: День птиц; День водноболотных угодий; День птенца; Всемирный день городской среды обитания; День помощи зимующим птицам; Учет снегирей и свиристелей; «Соловьиные вечера в Москве»; «Кормушки» и т.д.Рассмотрим подробнее еще один вариант орнитологического исследования, которое учитель может организовать со школьниками на тему«Видовой состав и численность зимующих птиц населенного пункта»[4]. Данная тема удобна для начала орнитологических исследований родного края. Зимой видовой состав птичьего населения обеднен, поэтому юному исследователю легче учиться различать птиц. Информация о видовом составе ичисленности зимующих птиц конкретных населенных пунктов может быть востребована специалистами государственных природоохранных организаций при составлении и ведении кадастра животного мира.Целью исследования является установление видового состава и численности птиц, зимующих на территории конкретного населенного пункта.Сбор материала осуществляется в ходе регулярных экскурсий в течение всего зимнего периода. Во время каждой экскурсии составляется список всех встреченных птиц (с указанием количества особейкаждого вида) и перечень местообитаний каждого вида. На основании обработок накопленных записей затем составляется полный список зимующих птиц и отмечаются местообитания, в которых они держатся, определяются изменения их численности в ходе зимы. Для птиц,живущих рядом с человеком в течение всего года, интересно определить изменение их количества по сравнению с летом и осенью.Особое внимание уделяется птицам, которые появляются в данной местности только зимой. Если такой материал собирается в течение нескольких лет, то естьвозможность определить,какие птицы зимуют в вашей местности каждую зиму, какие лишь периодически; как меняется количество представителей разных видов из года в год и т.д.Обязательно отмечаются все случаи появления птиц, обычно не встречающихся зимой. Особенный интерес представляют зимовки целых стаек.Рассмотренные варианты организации исследований школьников в формате массовых акций интересны своими результатами. Сегодня психологи предлагают различать результаты и эффекты внеурочной деятельности учащихся [5]. При организации внеурочной деятельности школьников мы имеем в наличии и то и другое, поэтому необходимо различать результаты и эффекты этой деятельности.Результат–это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник в ходе переписи птиц составил перечень встреченных за определенное время птиц, приобрел дополнительные знания в орнитологии, развил умения в определении птиц, отработал методику их маршрутного учета–это фактический результат. Но помимо этогошкольник приобрёл некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрёл опыт самостоятельного действия –это воспитательный результат. В бёрдинге, например, «погоня» за птицами развивает у школьника целеустремленность, умение поставить цель и достичь ее (найти новый вид, научиться его определять с одного взгляда), стимулирует интеллектуальное развитие, развитие памяти, любви к чтению, приобретение навыков поиска нужной информации. Для успешного бёрдинга школьнику нужно знать и определительные признаки видов птиц, и их голоса, особенности поведения, экологию, систематику, географию. Кроме того, дети учатся общению, взаимодействию с природой, расширяют кругозор и приобретают дополнительные знания. Все перечисленное составляет и предметный результат, но в большей степенирезультат метапредметный, целый комплекс универсальных учебных действий ученика.Эффект –это последствие результата. Например, приобретённое знание, пережитые чувства и отношения, совершенные действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности. Таким образом, воспитательный результат внеурочной деятельности –непосредственное духовнонравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в томили ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности –влияние (последствие) того или иного духовнонравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка [6]. Участие школьников в массовых акциях по изучению, учету, охране и поддержке птиц в трудные для них периоды может стать замечательной традицией для учителей, школьников и идеальным семейным хобби. Занятия в любых объединениях орнитологов (школьном кружке, клубе, внешкольных кружках и т.д.) развивают у школьников на позитивном фоне навыки общения и в качестве воспитательного эффекта дают новые возможности для самореализации юной личности.

Ссылки на источники1.Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб.пособие.–М.: «Ось89», 2006. –С. 62.2.Авданин В.О., Калашникова О.А. Методические рекомендации для учителей по вовлечению учащихся в массовую орнитологию. –М.,2007. –24с.3.Мультимедийныйсправочникопределитель «Животный мир России. Птицы. Европейская Россия, Урал и Западная Сибирь» / В.К. Рябицев, О.Д. Вепринцева, Н.Ю. Киселеваи др.// Коллекция Цифровых образовательных ресурсов № 158355. –URL: http://schoolcollection.edu.ru. –2008 (375 мб/252 кб).4.Там же.5.Григорьев Д.В.,Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. –М.: Просвещение, 2012. –(Стандарты второго поколения). –С. 3.6.Там же.

NataliaOvsyannikova,CandidateofPedagogicSciences, AssociateProfessorat the chair of NaturalScientificandMathematical Education, Institute of Educational Development, YekaterinburgNatao@bk.ruParticipation of pupilsin mass actions, dedicated to study and protection of birds and their habitats,as a way of extracurricular activityAbstract. The paper discusses the waysof studentsresearch work through their inclusion in bird watching of both local and international character. Educational outcomes and effects of student participation in these studies are considered. Key words:research activities, mass actions, extracurricular activity.References1.Savenkov, A. I. (2006) Psihologicheskie osnovy issledovatel'skogo podhoda k obucheniju: ucheb. posobie, “Os'89”, Moscow, p. 62(in Russian).2.Avdanin, V. O., & Kalashnikova, O. A. (2007) Metodicheskie rekomendacii dlja uchitelej po vovlecheniju uchashhihsja v massovuju ornitologiju,Moscow, 24 p.(in Russian).3.Rjabicev, V. K., Veprinceva, O. D., Kiseleva, N. Ju. et al. “Mul'timedijnyj spravochnikopredelitel' ‘Zhivotnyj mir Rossii. Pticy. Evropejskaja Rossija, Ural i Zapadnaja Sibir’”, Kollekcija Cifrovyh obrazovatel'nyh resursov № 158355. Available at: http://schoolcollection.edu.ru, 2008 (375 mb/252 kb) (in Russian).4.Ibid.5.Grigor'ev, D. V. & Stepanov, P. V. (2012) Vneurochnaja dejatel'nost' shkol'nikov. Metodicheskij konstruktor: posobie dlja uchitelja, Prosveshhenie, Moscow(Standarty vtorogo pokolenija), p. 3 (in Russian).6.Ibid.

Рекомендованокпубликации:

ГоревымП. М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала«Концепт»