Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженерно-технические направления подготовки профессионального образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Колонтаевская И. Ф. Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженерно-технические направления подготовки профессионального образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 11 (ноябрь). – С. 111–115. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14319.htm.
Аннотация. В статье раскрывается актуальность инженерно-технических профессий для современной экономики России; рассматривается важность ранней профессиональной ориентации школьников для поступления на инженерно-технические специальности; анализируются отдельные формы, методы и средства профориентации будущих инженеров; приводятся примеры профориентационных мероприятий для школьников, проводимых в Институте инновационных технологий и предпринимательства Московского государственного университета технологий и управления им. К. Г. Разумовского.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Колонтаевская Ирина Федоровна,доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры управления инновациями Института инновационных технологий и предпринимательства ФГБОУВО ©Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовскогоª, г. Москва

kolont@bk.ru

Профориентационнаяработа со школьниками для поступления на инженернотехнические направления подготовкипрофессионального образования

Аннотация.В статье раскрывается актуальность инженернотехнических профессий для современной экономики России;рассматривается важность ранней профессиональной ориентации школьников для поступления на инженернотехническиеспециальности; анализируются отдельные формы, методы и средства профориентации будущих инженеров; приводятся примеры профориентационных мероприятий дляшкольников, проводимых в Институте инновационных технологий и предпринимательства Московского государственного университета технологий и управления им. К.Г. Разумовского.Ключевые слова: профессия ©инженерª, инновационная высокотехнологичная экономика, ранняя профориентация школьников, инженернотехнические направления подготовки, профориентационныемероприятия; интерактивное электронное консультирование; мультимедийные средства профессиональной ориентации школьников.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Будущая профессиональная элита нашей страны сегодня учится в школе. Поэтому чрезвычайно важно создать все условия для того, чтобы подрастающее поколение россиян осознанно и заинтересованно подходило к вопросу выбора будущей профессии, ставя во главу угла и свои интересы, и запросы государства и общества.В настоящее время основой для технологической и экономической независимости России является создание инновационной высокотехнологичной экономики, способной обеспечить конкурентоспособность Российской Федерации и сформировать собственную мощную производственную базу. Одним из ключевых факторов достижения этой цели является качество подготовки инженерных кадров. Инженернотехнические разработки российских и советских инженеров составляют существенную часть мировых научнотехнических и технологических достижений. Профессия ©инженерª в России на протяжении столетий имела высокий социальный статус. Однако в конце XX‬начале XXIв., в так называемые ©лихие девяностыеª и ©двухтысячные нулевыеª, рейтинг привлекательности инженернотехнических специальностей для соискателей ощутимо снизился в плане общественного престижа и материального достатка. В наши дни в современной России социальный рейтинг инженерных профессий вновь растет благодаря ряду предпринятых государством серьезных экономических и организационноправовых мер [1]. В стране запускаются крупные индустриальные и производственные проекты, в рамках которых инженерам понастоящему интересно, амбициозно и выгодно работать. Меняются реалии инженерной деятельности, растут требования к представителям этой профессии, появляются огромные возможности для технического творчества и воплощения инженерных решений. Сегодня инженер ‬это профессионал высочайшего класса, который не только конструирует высокотехнологичное оборудование и обеспечивает его работу, но, по сути, формирует саму окружающую действительность, о чем свидетельствует появление таких направлений, как биогенная, клеточная, социальная инженерия, нанотехнологии. Получает новый импульс отечественное инженернотехническое образование. Созданы национальные исследовательские университеты, ориентированные на подготовку современных технических кадров, в том числе по таким критически важным направлениям, как авиационная, атомная, ракетнокосмическая, автомобильная промышленность, металлургия, энергетическое машиностроение. Инженернотехнические направления подготовки пользуются большим спросом у абитуриентов. На рынкетруда напервом месте повостребованности уработодателей стоит профессияинженера[2]. Огромное мотивирующее значение для молодых людей, планирующих идти в инженерию, имеет и Концепция развития математического образования вРоссийской Федерации, утвержденная Распоряжением Правительства РФот24декабря 2013г. №2506р, реализация которой позволит математике вРоссии стать передовой ипривлекательной областью знания идеятельности.Для тогочтобы добиться соответствия системы подготовки инженернотехнических кадров запросам экономики и производства, развивать в обществе инженерную культуру, повышать социальную значимость и престижность инженернотехнических профессий,необходимо начинать работу с самого начала ‬с детства.Эффективным механизмом подготовки кадров в любой сфере является ранняя профориентация. Мировой опыт показывает, что выращивать профессионалов необходимо уже со школы и даже с детского сада. Конечно, в детском саду ставится общая цель‬формирование у малышей волевой и мотивационной готовности к труду.Осознанная склонность человека к той или иной деятельности начинает проявляться, как правило, в школе. Вместе с тем успех профессионального самоопределения школьника зависит не только от раннего проявления устойчивых интересов и склонностей, но и от соответствия его психофизиологических особенностей тем требованиям, которые предъявляет человеку профессия.Видный отечественный психолог, крупный специалист в области психологии трудаи инженерной психологии Е.А.Климов считал выбор профессии (период оптации) самым ранним этапом становления профессионала, на котором формируется определенная профессиональная направленность, отношение к труду [3]. Им был разработан специальный диагностический тест, выявляющий в зависимости отпредмета труда ориентацию человека на 5 типов: ©человек ‬художественный образª, ©человек ‬знаковая системаª, ©человек‬техникаª, ©человек‬человекª, ©человек ‬природаª, ©человек ‬художественный образª, который применяется в настоящее время в профориентации. Чтобы школьники в будущем состоялись в жизни, в профессиональной сфере, добились успеха, смогли реализовать себя в интересах страны, необходимо помочь им решить один из наиболее трудныхи важных для каждого вопросов:©Кем стать?ª Правильный выбор старшеклассниками своей будущей профессии и, соответственно, направления подготовки позволяет не только сделать процесс образования полноценным и эффективным, но и гарантировать качество выпускника вуза ‬молодого специалиста в соответствующей сфере деятельности. В самом общем виде профориентация (профессиональная ориентация) представляет собой комплекс мер, направленный на оказание помощи молодежи в выборе своей будущей профессии с учетом с личных интересов, способностей и мотиваций, а также в соответствии с вызовами времени, государственными и общественными запросами.Цельпрофориентации ‬не только профессиональное, но и личностное самоопределение. Выбирая профессию, человек выбирает не только работу, но и судьбу. Ранняя профессиональная ориентация молодежи, направленная на востребованные в народном хозяйстве инженернотехнические профессии, ставит перед собой такие задачи:развитие научнотехнического творчества и научноисследовательского потенциала учащихся; выявление способных и талантливых школьникови помощь им в дальнейшем специализированном обучении;привлечение учащихся к научноисследовательской и проектноконструкторской деятельности;привлечение внимания специалистов различных инженерных отраслей и направлений к ранней профессиональной ориентации в школе.Комплекс профориентационных мер составляют профессиональное просвещение, профессиональное воспитание, профессиональное обучение, профессиональное консультирование, профессиональное развитие личности. Практическая реализация вышеперечисленных мер предполагает целенаправленное проведение различных мероприятий, организованных в соответствии с поставленными профориентационными задачами. Так, просветительская работа со школьниками, популяризирующая новое содержание, возможности и преимущества инженернотехнических профессий, способствует актуализации представлений детей и подростков об инженерной деятельности, вовлеченности их в конструкторскоизобретательские и научноисследовательские мероприятия, заинтересованному участию в тематических олимпиадах, викторинах, конкурсах, кружках и т.д. Закономерно, что всё больше школьников увлекаются математикой, физикой, химией, техникой, биологией, черчением. У детей и молодежи вновь возрождается интерес ккосмическим темам, в частностиконструкторским разработкам ракет, космических кораблей и других летательных аппаратов. В 2014 г. уже третий раз проводится Московский городской конкурс проектных, исследовательских и реферативных работ школьников по астрономии, ракетной технике и космонавтике, в котором могут посоревноваться учащиеся средних учебных заведений всех возрастных групп, в том числе из других регионов РФ.Год от года растёт доля выпускников 11х классов, которые сдают экзамен по физике и информатике. В 2014 г.их доля составляла уже почти30%[4]. Школьникам, определившимся в процессе учебы с выбором профессии, рекомендуется продолжать обучение в профильных классах (например, инженернотехнических и физикоматематических) или спецшколах с углубленным изучением предметов, составляющих основу будущей профессии. Это даст возможность, с одной стороны, почувствовать себя в профессиональной роли, а с другой ‬максимально с пользой подготовиться к обучению в профессиональном профильном вузе.Профориентационная работа со школьниками для поступления на инженернотехнические специальности проводится, как правило, в форме занятий в кружках научнотехнического творчества, участия в олимпиадах, конкурсах, викторинах, мастерклассах, выставках, научнопопулярных лекториях, научнопрактических семинарах, которые могут проходить как на территории учебного заведения (школы, вуза, техникума), так и в специализированных учреждениях (клубах, дворцах творчества, домах культуры, библиотеках, центрах досуга и творчества и т.д.). В 2014 г. возобновлено проведение Всероссийской политехнической олимпиады для учеников 9‬11х классов, которая потребует от школьников технической творческой смекалки. Система ©политехнических олимпиадª выстраивается таким образом, чтобы стимулировать выпускников школ к поступлению вполитехнические вузы. В февралемарте 2014 г. по всей России в целях популяризации инженернотехнических профессий прошли дни профориентационной работы, входе которых осуществлялисьследующие мероприятия:групповое ииндивидуальное профессиональное консультирование выпускников школ и их родителей, диагностика сферы профессиональных предпочтений школьников;профориентационные уроки, классные часы, лектории, фестивали ипарады профессий;интерактивные брейнринги, конкурсы, викторины, токшоу, тренинги, презентации востребованных инженернотехнических профессий; встречи спредставителями различных направлений инженерной деятельности;экскурсии на предприятия, ярмарки учебных мест, встречи спредставителями профессиональныхобразовательных организаций, дни открытых дверей службы занятости и образовательных учреждений; родительские собрания профориентационной тематики [5]. Такие мероприятия помогают школьникам ознакомиться с началами инженерного дела и почувствовать его дух, познакомиться с товарищами поинтересам, встретиться с профессиональными инженерами, накопить опыт в ходе коллективной работы. Они также являются важным пунктом в резюме и могут быть полезным фактором при поступлении.В настоящее время для повышения эффективности профориентационной работы со школьниками на инженернотехнические специальности необходим поиск новых форм, методов организации и средств проведения профориентационныхмероприятий. Здесь должно действовать общее правило ©Не навредиª, в данном случае означающее, что наибольший развивающий эффект достигается не за счет увеличения разнообразия мероприятий, а за счет наиболее полного использования потенциальных возможностейкаждого из них. В связи с этим неоценимой является возможность использования информационных технологий и мультимедийных средств профессиональной ориентации школьников, тем более что необходимо использовать тот фактор, что современная молодежь ‬©сетевое поколениеª, искушенное возможностями Интернета и виртуальной среды. Уже стало обычным делом, что школьники всех возрастов за любой необходимой и актуальной и практически ежедневно обновляемой информацией обращаются не к традиционным источникам знаний ‬родителям, учителям, книгам или учебникам, а к поисковым системам Интернета и виртуальному общению в социальных сетях, представляющихв том числе профессиональные сообщества.Как показывает опыт, проведение профессиональной ориентации в форме видеофильмов, видеолекций, презентаций, видеоэкскурсий, видеотренингов позволяет значительно модернизировать процесс профессионального информирования выпускников школ. Использование информационнокомпьютерных технологий (ИКТ) в профориентационной работе с учащимися средней школы способствует:улучшению информированности учащихся об инженернотехнических профессиях; интеграции школьных учебных предметов в единое актуальное знание об инженернотехнической деятельности; повышению эффективности занятий по профессиональной ориентации;осуществлению осознанного профессионального выбора на основе информированности и понимания школьниками своих профессиональных предпочтений и склонностей.Кроме того,применение ИКТ имеет диагностическую функцию, позволяющую интерактивным общением, видеонаблюдениями, тестами, интервьюированием и другими способами определять динамику интеллектуального развития личности и ее профессиональной направленности, в том числев части информационнотехнологической подготовленности и функциональной грамотности. Так, путем электронного иллюстративного тестирования учащиеся имеют возможность самоопределиться в своих возможностях и предпочтениях [6]. Большая роль в системе мер по профессиональной ориентации и консультированию школьников принадлежит вузам. В 2013 г.в рамках пилотного проекта департамента образования города Москвы по организации профильного обучения в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, предусмотренного Постановлением Правительства Москвы № 566ПП, был создан Предуниверситарий Национального исследовательского ядерного университета ©МИФИª, который является частью единой университетской системы подготовки инженерных кадров, обеспечивающей качество инженерного образования мирового уровня. В состав Предуниверситария входят университетский лицей № 1511, университетский лицей № 1523, центр довузовской подготовки МИФИ, центр технологической подготовки образования МИФИ, профильные классы подшефных школ МИФИ, исследовательские лаборатории в школах и лицеях.В МИФИ создана и успешно развивается Сетевая виртуальная школа, в работе которой принимают участие школы со всей России. Сетевая школа предоставляет возможности бесплатного дистанционного обучения для школьников и педагогов школ, организует дискуссионные площадки, конференции, онлайнлекции и консультации и др.Университетом ©МИФИª организуется проведение олимпиад для школьников: отраслевая физикоматематическая олимпиада ©Росатомª, Всероссийский конкурс научных работ школьников ©Юниорª, Инженерная олимпиада школьников школьников 9‬11хклассов (совместно с ведущими инженернотехническими вузами (СПбГЭТУ ©ЛЭТИª, МГУПС (МИИТ), НГТУ, СГАУ). Победителям и призерам перечисленных олимпиад предоставляются льготы при поступлении в вузы в соответствиис порядком поступления в конкретный вуз. Олимпиады проводятся в Москве и других регионах России.Кроме того, НИЯУ МИФИ ведет ряд образовательных проектов совместно с Госкорпорацией ©Росатомª в городах расположения предприятий атомной отрасли. При научнометодической поддержке ©МИФИª открыты атомклассы в городах: Ангарск, Волгодонск, Глазов, Заречный, Зеленогорск, Ковров, Курчатов, Нижний Новгород, Новоуральск, с. Новый Егорлык, РостовнаДону, Северск, Сосновый Бор, Электросталь, а также во Всероссийском детском центре ©Орленокª. В рамках проекта ©Школа Росатомаª для учителей естественнонаучного цикла проводятся курсы повышения квалификации и вебинары; для школьников читаются дистанционные лекции по подготовке к ЕГЭ, к олимпиадам, популярные лекции. Свою лепту в раннюю профессиональную ориентацию школьников на инженернотехнические профессии вносят и другие вузы. Так, Институтом инновационных технологий и предпринимательства Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет) разработаны и регулярно проводятся различные профориентационные мероприятия. Особый интерес традиционно вызывают мастеркласс ©Российские инженерыª, викторина ©Кто хочет стать инженером?ª, презентации ©Инженер ‬это звучит гордо!ª, ©Прорывные технологииª, ©Инженерные кадры для инновационной Россииª,деловая игра ©Новая профессия ‬инноваторª, интеллектуальный марафон ©Техника будущегоª, интерактивное занятие в нанолаборатории инженерного 3Dмоделирования и другие. Все участники мероприятий получают не только интересную, позитивную и вдохновляющую информацию об инженернотехнических профессиях, которыми они смогут овладеть в Институте, но и возможность заглянуть в будущее развитие своей инженерной карьеры, увидетьвозможные варианты трудоустройства и реализации полученных в институте знаний, умений и навыков. Специально разработанное электронное тестирование позволяет выявить личностную направленность на ту или иную профессию, степень сформированности первичных инженернотехнических навыков и умений. Победители деловой игры и викторины получают бонусы, которые учитываются при поступлении в вуз и в процессе учебы в Институте. Кроме того, тезнания и навыки, которые получают ребята в рамках ©Университетских субботª, могут применяться в большом спектре школьных предметов ‬физике, математике, биологии, геометрии, алгебре, черчении и других предметах, в том числе гуманитарных.Важное место в профориентационной работе со школьниками в Институте занимает интерактивное электронное консультирование абитуриентов, планирующих поступление на инженернотехнические направления подготовки, реализуемые Институтом. Консультирование в режиме онлайн проводяткак преподаватели вуза, так и студенты, магистранты и аспиранты. А на профориентационных субботах будущие студенты могут уже лично поучаствовать в различных мероприятиях. Таким образом, ранняя профориентационная работа со школьниками позволяет выявлять наиболее талантливых и перспективных претендентов на инженернотехнические профессии, соответствующие приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России.

Ссылки на источники1.См.: ©О внесении изменений в Федеральный закон ©О науке и государственной научнотехнической политикеª// Федеральный закон от 21.07.2011 №254ФЗ; ©О долгосрочной государственной экономической политикеª // Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012№596. О концепции доктрины подготовки инженерных кадров в России. ‬М.: Издание Государственной Думы, 2012. 2.Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию от 23 июня 2014 г. Стенографический отчёт о заседании Совета при Президенте по науке и образованию. ‬URL: http://www.kremlin.ru/news/45962(дата обращения: 18.10.2014). 3.КлимовЕ.А. ПсихологияпрофессионалаDOC. ‬М.: Издво ©Институтпрактической психологииª;Воронеж: НПО ©МОДЭКª, 1996.

4.Заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию …5.Единый день профессиональной ориентации.‬URL: http://www.rabotaenisey.ru/state/orient/den (дата обращения: 16.10.2014). 6.Степаненков П.В. Информационнокоммуникационные технологии в профориентационной работе со старшеклассниками: автореф. дис. …канд. пед. наук. ‬М., 2009. ‬С. 6‬8.



Irina Kolontaevskaya,

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Professor atthechair ofManagement Innovations,Instituteof Innovation Technologies and Business,Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovsky, Moscowkolont@bk.ruProfessional orientation ofpupils for future professional education inengineering and technical field Abstract.The paperdeals withthe relevance of engineering professionsin the modern Russian economy; discusses the importance of early vocational counseling of pupils for future professional education inengineering and technical field; analyzes the individual forms, methods and means of career guidance for future engineers; gives the examples of career guidance ofpupils, conducted with students at the Institute of Innovative Technologies and Business of the Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky.Keywords:the profession of "engineer", an innovative hightech economy, early professional orientation of pupils, engineering areas of training, career guidance activities; interactive electronic counseling; multimedia professional orientation of pupils.References1.Sm.: “O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon ©O nauke i gosudarstvennoj nauchnotehnicheskoj politike”, Federal'nyj zakon ot 21.07.2011 № 254FZ; “O dolgosrochnoj gosudarstvennoj jekonomicheskoj politike”, Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 07.05.2012 № 596. O koncepcii doktriny podgotovki inzhenernyh kadrov v Rossii, Moscow Izdanie Gosudarstvennoj Dumy, 2012(in Russian). 2.Zasedanie Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federaciipo nauke i obrazovaniju ot 23 ijunja 2014 g. Stenograficheskij otchjot o zasedanii Soveta pri Prezidente po nauke i obrazovaniju. Available at: http://www.kremlin.ru/news/45962 (data obrashhenija: 18.10.2014)(in Russian). 3.Klimov, E. A. (1996) Psihologija professionala DOC, Izdvo “Institut prakticheskoj psihologii”, Moscow; NPO “MODJeK”,Voronezh (in Russian). 4.Zasedanie Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po nauke i obrazovaniju …5.Edinyj den' professional'noj orientacii.Available at: http://www.rabotaenisey.ru/state/orient/den (data obrashhenija: 16.10.2014)(in Russian). 6.Stepanenkov,P. V. (2009) Informacionnokommunikacionnye tehnologii v proforientacionnoj rabote so starsheklassnikami: avtoref. dis. … kand. ped. nauk, Moscow, pp. 6‬8(in Russian).

Рекомендованокпубликации:

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членом редакционной коллегиижурнала ©Концептª