Перспективы администрирования налога на добавленную стоимость в условиях прозрачности механизмов его исчисления
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рыкунова
В.
Л. Перспективы администрирования налога на добавленную стоимость в условиях прозрачности механизмов его исчисления // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 12 (декабрь). – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14339.htm.
Аннотация. Статья посвящена проблемам налогового администрирования налога на добавленную стоимость в современных условиях развития российской налоговой системы. Представлены результаты анализа налоговой базы и налоговых обязательств по НДС, на основе которого сделаны выводы о необходимости кардинального реформирования порядка исчисления данного налога. На основе расчетов по отдельно взятому региону доказана эффективность представленной методики расчета налоговых обязательств.
Текст статьи
Рыкунова Валентина Леонидовна,кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности и налогообложения ФГБОУ ВПО «ЮгоЗападный государственный университет», г. Курскvalentina0209@mail.ru
Перспективы администрирования налога на добавленную стоимость в условиях прозрачности механизмов его исчисления
Аннотация. Статья посвящена проблемам налогового администрирования налога на добавленную стоимость в современных условиях развития российской налоговой системы. Представлены результаты анализа налоговой базы и налоговых обязательств по НДС, на основе которого сделаны выводы о необходимости кардинального реформирования порядка исчисления данного налога. На основе расчетов по отдельно взятому региону доказана эффективность представленной методики расчета налоговых обязательств.Ключевые слова: налог, добавленная стоимость, косвенное налогообложение, бюджет, метод исчисления.Раздел: (04) экономика.
Стабильный источник доходов бюджетной системы, возможность возврата налога при реализации обеспечивают привлекательность косвенных налоговкак для государства, так и для производителей. Назвать косвенные налоги справедливыми затруднительно, так как принцип справедливости в налогообложении давно уже потерял тот смысл, который в него закладывали классики. Современные косвенные налоги –это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины. Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных для исчисления, уплаты и, соответственно,контроля со стороны налоговых органов. По оценкам специалистов, в России собирается не более 75% налога, причитающегося к уплате в бюджет. Существующая методика расчета НДС и система его администрирования попрежнему открывают большие возможностиуклонения от уплаты налога для недобросовестных налогоплательщиков.В основе исчисления налога на добавленную стоимость лежит показатель добавленной стоимости [1]. При рассмотрении показателя добавленной стоимости поразному интерпретируются принципы и методы ее формирования и налогообложения. Современные ученые, рассматривая механизм исчисления налога на добавленную стоимость на уровне хозяйствующих субъектов, следующим образом трактуют понятие «добавленная стоимость»: добавленная стоимость –это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и/или услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения[2]. В конечном счетеослабевает зависимость между величиной созданной добавленной стоимости и суммой ее изъятия в бюджет. Недостаточная разработанность проблем формирования добавленной стоимости, методов оценки и изъятия ее части в доход бюджета определилаактуальность настоящего исследования. За время существования в российской налоговой системе НДС претерпел большиеизменения, однако при всем многообразии научнопрактических результатов исследований проблем возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, до настоящего времени не выработана научная теория противодействия схемам ухода от налогообложения [3]. Отсутствие научнообоснованного механизма борьбы с незаконным возмещением налога из бюджета повлекло за собой предложение о реформировании всех составляющих налогового администрирования НДС.Целью исследования является изучение теоретикометодических основ налогового администрирования налога на добавленную стоимость и разработка практических рекомендаций по его совершенствованию.Рабочая гипотеза исследования базируется на концептуальном положении о том, что определяющим направлением повышения качества и эффективности администрирования НДС в современных условиях является приведение налога на добавленную стоимость в соответствие с его названием и введение нового механизма его исчисления непосредственно от добавленной стоимости, созданной на каждом этапе производства.Научная новизна исследования заключается в обосновании положительного эффекта и повышения эффективности налогового администрировании в условиях применения прямой методики расчета налога на добавленную стоимость. Наиболее существенные результаты, содержащие элементы научной новизны:выявлены проблемы, существующие на данном этапе в процессе администрирования НДС;научно обоснована необходимость изменения подхода к совершенствованию налогового администрирования налога на добавленную стоимость;произведен сравнительный анализ налоговых обязательств организацийна основе применения косвенного механизма исчисления НДС и прямого;проанализирован экономический эффект от применения прямого метода исчисления налога на добавленную стоимость.Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в формировании на основе анализаи обобщения различных подходов к налогообложению добавленной стоимости целостного научного представления об особенностях и проблемах процесса администрирования НДС, а также в прикладном характере решения проблем реформирования действующего механизма налогового администрирования НДС, создании более прозрачной схемы исчисления НДС, что,в свою очередь,позволяет уменьшить риск ухода от налогообложения и увеличить доходную часть бюджета за счет поступлений по данному налогу.В налоговых доходах консолидированного бюджета НДС занимает одно из первых мест, что подтверждает анализ данных, представленных в табл.1.Таблица 1Состав и структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2010–2012 гг., млрдруб.
Наименование налога2010 год2011 год2012годПоступило налогов в доходыУдельный вес, %Поступило налогов в доходыУдельный вес, %Поступило налогов в доходыУдельный вес, %Налоговые доходы,всего5876,731007419,931008653,84100Налог на прибыль организаций1878,4531,962216,829,882451,8928,33Акцизы455,147,73617,258,32806,99,32НДС1476,2425,121938,426,122101,3324,28Налог на имущество организаций656,711,17598,048,06823,429,51Налоги за пользование природными ресурсами1411,624,022048,3927,612470,9228,55Из представленных данных следует, что НДС прочно занимает свое место в тройке налогообразующихдоходов. В 2010 и 2011 гг. он по сумме поступлений был на втором месте и обеспечил 25,12% и 26,12% налоговых доходов соответственно. В 2012 г. поступления от НДС немного снизились и в структуре доходов оказались на третьем месте, обеспечив 24,28% налоговых доходов.В структуре федерального бюджета РФ налог на добавленную стоимость составляет еще большую долю налоговых поступлений, что видно из представленных данных в табл.2.Таблица 2 Структура доходов федерального бюджета РФ
Виды налогов2010 год2011 год2012 годМлрдруб.В % к объему поступлений в федеральный бюджетМлрдруб.В % к объему поступлений в федеральный бюджетМлрдруб.В % к объему поступлений в федеральный бюджетВсего поступило320710044811005166100Налог на прибыль255834383767НДС132941175339188637Акцизы114423253427НДПИ137743200845242147Остальные налоги132414631423
Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета имеет НДПИ. НДС находится на втором месте, незначительно ему уступая. Так,в 2010 г. НДС обеспечил 41% налоговых доходов, в 2011 г. –39% и в 2012 г. –37%. Более наглядно структура налоговых доходов федерального бюджета представлена на рис.1.
Рис. 1.Структура доходовфедерального бюджета РФ в 2010–2012 гг.
Основными государственными органами, обеспечивающими поступления налога на добавленную стоимость, являются налоговые органы. Процесс налогового администрирования НДС –одиниз наисложнейших и трудоемких ввиду сложности механизма исчисления и последующего контроля над уплатой данного налога. Проблема ухода от налогообложения НДС остро стоит во всех странах, где он применяется.Несмотря на многолетний процесс реформирования налогообложения НДС в Российской Федерации, проблема повышения эффективности администрирования налога до сих пор является актуальной, что указывает на необходимость разработки концепции, которая, основываясь на положительном опыте экономического развития и профессиональной оценке негативных последствий проводимых реформ, умело сочетала бы исторический опыт развития экономики России и зарубежных стран, ее особенности с перспективой прогрессивного экономического роста и решения существующих проблем администрирования НДС.Анализ проведенных исследований говорит о том, что действующая методика исчисления НДС существенным образом влияет на формирование налоговых обязательств по НДС, что,в свою очередь,оказывает существенное влияниена функцию налогового планирования и налогового контроля. Налоговое планирование поступлений НДС в бюджет является очень сложным процессоми не всегда точным ввиду непредсказуемости объемов налоговых вычетов. Ноконтроль над правомерностью применения налоговых вычетов является еще более сложным процессом. На сегодняшний день очень остро стоит проблема опережающего темпа роста налоговых вычетов по сравнению с налогом, исчисленным от налоговой базы [4]. С помощью действующего метода исчисления НДС налогоплательщиками создана система методов уменьшения налоговых обязательств за счет завышения налоговых вычетов. Показатели структуры налоговой базы по НДС на основании статистической отчетности 1НДС представлены в табл.3.Таблица 3 Показатели налога на добавленную стоимость
Год200720082009201020112012Сумма исчисленного налога по налогооблагаемым операциям,млрдруб.15621,7416983,3717289,7819678,4624970,229090,37Налоговые вычеты, млрдруб.14413,1115779,0516055,6418260,1323289,9227423,95Удельный вес налоговых вычетов92,3%92,9%92,9%92,8%93,3%94,3%Сумма налога, исчисленная к уплате, млрдруб.2220,012126,872340,912527,052933,783356,46Сумма налога, исчисленная к возмещению, млрдруб.1011,38922,081109,691121,751254,391557,75
В период с 2007 г. по 2012 г. удельный вес налоговых вычетов в сумме НДС, исчисленного от налоговой базы, неуклонно возрастает.Более наглядно приближение сумм налоговых вычетов к суммам налога на добавленную стоимость, исчисленного от налоговой базы, представлено на рис.2.Одна из главных проблем налогового администрирования НДС заключается в том, что встране сформировалась четкая система возмещения и зачетов налогоплательщику сумм НДС при невнесении его в бюджет поставщиками сырья, материалов, топлива и т.д.
Рис. 2.Динамика показателей, формирующих налоговые обязательства по НДС, в РФ в 2007–2012гг.
Основными направлениями реформирования НДС являются изменение механизма исчисления и уплаты налога и совершенствование методик налогового администрирования. На наш взгляд, наиболее эффективным направлением совершенствования налогового администрирования НДС является изменение механизма исчисления НДС с косвенного на прямой.Для этого необходимо:включить в число отчетных показателей предприятия показатель «добавленная стоимость», или «ВВП предприятия», равный добавленной стоимости поопределению;добавленную стоимость (или ВВП) в составе реализованной продукции определять прямым счетом из данных бухгалтерского учета как сумму фонда оплаты труда (ФОТ), прибыли, налогов (без НДС, НДФЛ, входящего в ФОТ, и налога на прибыль, входящего в прибыль) и амортизации;для продукции, не имеющей льгот по НДС, налог, подлежащий уплате в бюджет, исчислять путем умножения добавленной стоимости в составе реализованной продукции на установленную ставку налога;при реализации экспортируемой продукции, имеющей льготы по уплате НДС, также применяется новый порядок исчисления НДС и 0%наяставка остается неизменной;для продукции, реализация которой облагается НДС по разным ставкам, необходимо вести раздельный учет (например, на каждую экспортную поставку, облагаемую НДС по нулевой ставке, сегодня налогоплательщик обязан составлять калькуляцию с указанием всех статей, формирующих цену экспортной продукции, и прилагать к ней подтверждающие документы).В процессе исследования были произведены расчеты налоговых обязательств по НДС прямым методом исчисления на примере конкретных налогоплательщиков г.Курска. Итоги указанных расчетов представленыв табл.4.
Таблица 4 Суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, рассчитанные прямым и косвенным методом
ПокупательСумма налога, исчисленная прямым методомСумма налога, исчисленная косвенным методомРазница между суммами налога, исчисленного прямым методом и косвенным (гр.2–гр.3)1234«А»317938047155981135161956912«Б»1160280–1778088618941166«В»1983609–78222449805853«Г»5517571507893–956136«Д»80902765848047505472«Е»9508871425741–474854«Ж»1161285835145326140«З»0–189124189124«И»0–985689985689Итого331836143133556784198279359
Применение прямого метода исчисления НДС полностью исключает возможность возмещения налога из бюджета. По анализируемым налогоплательщикам бюджет недополучил более чем 198 млн руб. в случае сохранения налоговых ставок на том же уровне. Некоторые организации при новом методе расчета будут уплачивать НДС в бюджет даже в меньшем объеме, в отличие от действующего метода, к ним относятся более мелкие организации. Организации, осуществляющие только экспортные операции и,соответственно,постоянно только возмещающие НДС из бюджета, при новом методе расчета не будут уплачивать налог в бюджет, так как 0%наяставка по экспорту сохраняется, но при этом у них исчезнет возможность возмещать налог.Для наиболее полного анализа влияния предлагаемых изменений на доходную часть бюджета был произведен расчет налога от налогооблагаемой базы, исчисленной прямым методом, по всем налогоплательщикам НДС Курска.Сумма НДС, рассчитанная прямым методом, по налогоплательщикам Курска за 2012 г. составила 9,1 млрдруб. По данным, содержащимся в отчете 1 НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ»,сумма исчисленного НДС составила 3,6 млрдруб., что меньше рассчитанной нами суммы на 5,4 млрдруб.Значительный разрыв между суммами НДС, рассчитанного прямым методом и методом возмещения, может объясняться следующими причинами:значительные суммыналоговых вычетов. Их отношение к суммам налога, исчисленного от налоговой базы, составилов 2012 г.в Курске 94,1%;широкое распространениесхем ухода от налогообложения.Переход на новую методику расчета НДС может увеличить налоговое бремя организаций, в связи с чем, на наш взгляд,вышеприведенная методика расчета НДС позволит снизить ставки налога на добавленную стоимость предположительно с 18% до 10%, а с 10% до 6%. В таком случаесумма НДС, рассчитанная с учетом пониженных ставок,составит 5,1 млрдруб.Даже такое снижение налоговых ставок НДС при прямом методе исчисления НДС позволяет поступлениям по данному налогу превышать размер поступлений, исчисленных по действующему методу, на 1,4 млрдруб.Таким образом, переход от косвенного метода вычитания кпрямому методу расчета в соответствии с проведенными нами расчетами позволит не толькорешить проблему возмещения НДС из бюджета по операциям, осуществляемым на внутреннем и внешнем рынке, не допустить потерь бюджета,снизить налоговую ставку НДС, но и увеличить его долю в доходах бюджета.Прямой способ расчета добавленной стоимости упростит формирование не только ВВП предприятия, но и показателя ВРП и ВВП России, что,в свою очередь,позволит упростить и сделать более четкой и точной методику прогнозирования НДС, используемую налоговыми органами.Прозрачный механизм расчета добавленной стоимости без применения налоговых вычетов значительно снизит риск создания схем ухода от налогообложения и,соответственно, упростит процесс налогового контроля, исключив необходимость проведения множества встречных проверок. Открытость показателей, составляющих добавленную стоимость, позволит налоговым органам более эффективно осуществлять налоговый контроль над правильностью исчисления и уплатой налога на добавленную стоимость.Таким образом, переход к применению прямогометода исчисления НДС позволит существенным образом повысить эффективность всего процесса налогового администрирования НДС.
Ссылки на источники1.Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева [и др.]; под ред. Л.В. Севрюковой, Т.Ю. Ткачевой; ЮгоЗап. гос. унт. –Курск, 2011. –244 с.2.ПансковВ.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб.–М.: Финансы и статистика, 2006. –211 с.3.Рыкунова В.Л. Практические аспекты изменения методики расчета налога на добавленную стоимость // Управленческий учет. –2010. –№ 1. –С. 79–88.4.РыкуноваВ.Л.,Севрюкова Л. В. Проблема альтернативного выбора: налог на добавленную стоимость или налог с продаж// Финансы и кредит. –2009. –№ 39. –С. 40–45.
Valentina Rykunova,Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of Economic Security and Taxation,Southwest State University, KurskValentina0209@mail.ruProspects of value added tax administration in conditions of transparentmechanisms of its calculationAbstract.The paperis devoted to problems of tax administration of value added tax in modern conditions of development of the Russian tax system. The results of the analysis of tax base and tax obligations for the VAT help to conclude that there is aneed of cardinal reforming of an order of calculation of the tax. Thecalculations for separately taken regionprove theefficiency of the presented method of tax calculation.Keywords:tax, value added, indirect taxation, budget, calculation method.References1.Sevrjukova, L. V.,Tkacheva, T. Ju. & Afanas'eva,L. V. et al. (2011) Nalogovoe konsul'tirovanie: teorija i praktika: ucheb. posobie/ JugoZap. gos. unt, Kursk, 244 p.(in Russian).2.Panskov,V. G. (2006) Nalogi i nalogovaja sistema Rossijskoj Federacii: ucheb., Finansyi statistika, Moscow, 211 p.(in Russian).3.Rykunova,V. L. (2010) “Prakticheskie aspekty izmenenija metodiki rascheta naloga na dobavlennuju stoimost'”,Upravlencheskij uchet,№ 1,pp.79–88(inRussian).4.Rykunova,V. L.&Sevrjukova,L. V. (2009) “Problema al'ternativnogo vybora: nalog na dobavlennuju stoimost' ili nalog s prodazh”, Finansy i kredit,№ 39, pp. 40–45(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Перспективы администрирования налога на добавленную стоимость в условиях прозрачности механизмов его исчисления
Аннотация. Статья посвящена проблемам налогового администрирования налога на добавленную стоимость в современных условиях развития российской налоговой системы. Представлены результаты анализа налоговой базы и налоговых обязательств по НДС, на основе которого сделаны выводы о необходимости кардинального реформирования порядка исчисления данного налога. На основе расчетов по отдельно взятому региону доказана эффективность представленной методики расчета налоговых обязательств.Ключевые слова: налог, добавленная стоимость, косвенное налогообложение, бюджет, метод исчисления.Раздел: (04) экономика.
Стабильный источник доходов бюджетной системы, возможность возврата налога при реализации обеспечивают привлекательность косвенных налоговкак для государства, так и для производителей. Назвать косвенные налоги справедливыми затруднительно, так как принцип справедливости в налогообложении давно уже потерял тот смысл, который в него закладывали классики. Современные косвенные налоги –это налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, налог с продаж, таможенные пошлины. Налог на добавленную стоимость является одним из наиболее сложных для исчисления, уплаты и, соответственно,контроля со стороны налоговых органов. По оценкам специалистов, в России собирается не более 75% налога, причитающегося к уплате в бюджет. Существующая методика расчета НДС и система его администрирования попрежнему открывают большие возможностиуклонения от уплаты налога для недобросовестных налогоплательщиков.В основе исчисления налога на добавленную стоимость лежит показатель добавленной стоимости [1]. При рассмотрении показателя добавленной стоимости поразному интерпретируются принципы и методы ее формирования и налогообложения. Современные ученые, рассматривая механизм исчисления налога на добавленную стоимость на уровне хозяйствующих субъектов, следующим образом трактуют понятие «добавленная стоимость»: добавленная стоимость –это разница между стоимостью реализованных товаров, работ и/или услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения[2]. В конечном счетеослабевает зависимость между величиной созданной добавленной стоимости и суммой ее изъятия в бюджет. Недостаточная разработанность проблем формирования добавленной стоимости, методов оценки и изъятия ее части в доход бюджета определилаактуальность настоящего исследования. За время существования в российской налоговой системе НДС претерпел большиеизменения, однако при всем многообразии научнопрактических результатов исследований проблем возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость, до настоящего времени не выработана научная теория противодействия схемам ухода от налогообложения [3]. Отсутствие научнообоснованного механизма борьбы с незаконным возмещением налога из бюджета повлекло за собой предложение о реформировании всех составляющих налогового администрирования НДС.Целью исследования является изучение теоретикометодических основ налогового администрирования налога на добавленную стоимость и разработка практических рекомендаций по его совершенствованию.Рабочая гипотеза исследования базируется на концептуальном положении о том, что определяющим направлением повышения качества и эффективности администрирования НДС в современных условиях является приведение налога на добавленную стоимость в соответствие с его названием и введение нового механизма его исчисления непосредственно от добавленной стоимости, созданной на каждом этапе производства.Научная новизна исследования заключается в обосновании положительного эффекта и повышения эффективности налогового администрировании в условиях применения прямой методики расчета налога на добавленную стоимость. Наиболее существенные результаты, содержащие элементы научной новизны:выявлены проблемы, существующие на данном этапе в процессе администрирования НДС;научно обоснована необходимость изменения подхода к совершенствованию налогового администрирования налога на добавленную стоимость;произведен сравнительный анализ налоговых обязательств организацийна основе применения косвенного механизма исчисления НДС и прямого;проанализирован экономический эффект от применения прямого метода исчисления налога на добавленную стоимость.Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в формировании на основе анализаи обобщения различных подходов к налогообложению добавленной стоимости целостного научного представления об особенностях и проблемах процесса администрирования НДС, а также в прикладном характере решения проблем реформирования действующего механизма налогового администрирования НДС, создании более прозрачной схемы исчисления НДС, что,в свою очередь,позволяет уменьшить риск ухода от налогообложения и увеличить доходную часть бюджета за счет поступлений по данному налогу.В налоговых доходах консолидированного бюджета НДС занимает одно из первых мест, что подтверждает анализ данных, представленных в табл.1.Таблица 1Состав и структура налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2010–2012 гг., млрдруб.
Наименование налога2010 год2011 год2012годПоступило налогов в доходыУдельный вес, %Поступило налогов в доходыУдельный вес, %Поступило налогов в доходыУдельный вес, %Налоговые доходы,всего5876,731007419,931008653,84100Налог на прибыль организаций1878,4531,962216,829,882451,8928,33Акцизы455,147,73617,258,32806,99,32НДС1476,2425,121938,426,122101,3324,28Налог на имущество организаций656,711,17598,048,06823,429,51Налоги за пользование природными ресурсами1411,624,022048,3927,612470,9228,55Из представленных данных следует, что НДС прочно занимает свое место в тройке налогообразующихдоходов. В 2010 и 2011 гг. он по сумме поступлений был на втором месте и обеспечил 25,12% и 26,12% налоговых доходов соответственно. В 2012 г. поступления от НДС немного снизились и в структуре доходов оказались на третьем месте, обеспечив 24,28% налоговых доходов.В структуре федерального бюджета РФ налог на добавленную стоимость составляет еще большую долю налоговых поступлений, что видно из представленных данных в табл.2.Таблица 2 Структура доходов федерального бюджета РФ
Виды налогов2010 год2011 год2012 годМлрдруб.В % к объему поступлений в федеральный бюджетМлрдруб.В % к объему поступлений в федеральный бюджетМлрдруб.В % к объему поступлений в федеральный бюджетВсего поступило320710044811005166100Налог на прибыль255834383767НДС132941175339188637Акцизы114423253427НДПИ137743200845242147Остальные налоги132414631423
Наибольший удельный вес в налоговых доходах федерального бюджета имеет НДПИ. НДС находится на втором месте, незначительно ему уступая. Так,в 2010 г. НДС обеспечил 41% налоговых доходов, в 2011 г. –39% и в 2012 г. –37%. Более наглядно структура налоговых доходов федерального бюджета представлена на рис.1.
Рис. 1.Структура доходовфедерального бюджета РФ в 2010–2012 гг.
Основными государственными органами, обеспечивающими поступления налога на добавленную стоимость, являются налоговые органы. Процесс налогового администрирования НДС –одиниз наисложнейших и трудоемких ввиду сложности механизма исчисления и последующего контроля над уплатой данного налога. Проблема ухода от налогообложения НДС остро стоит во всех странах, где он применяется.Несмотря на многолетний процесс реформирования налогообложения НДС в Российской Федерации, проблема повышения эффективности администрирования налога до сих пор является актуальной, что указывает на необходимость разработки концепции, которая, основываясь на положительном опыте экономического развития и профессиональной оценке негативных последствий проводимых реформ, умело сочетала бы исторический опыт развития экономики России и зарубежных стран, ее особенности с перспективой прогрессивного экономического роста и решения существующих проблем администрирования НДС.Анализ проведенных исследований говорит о том, что действующая методика исчисления НДС существенным образом влияет на формирование налоговых обязательств по НДС, что,в свою очередь,оказывает существенное влияниена функцию налогового планирования и налогового контроля. Налоговое планирование поступлений НДС в бюджет является очень сложным процессоми не всегда точным ввиду непредсказуемости объемов налоговых вычетов. Ноконтроль над правомерностью применения налоговых вычетов является еще более сложным процессом. На сегодняшний день очень остро стоит проблема опережающего темпа роста налоговых вычетов по сравнению с налогом, исчисленным от налоговой базы [4]. С помощью действующего метода исчисления НДС налогоплательщиками создана система методов уменьшения налоговых обязательств за счет завышения налоговых вычетов. Показатели структуры налоговой базы по НДС на основании статистической отчетности 1НДС представлены в табл.3.Таблица 3 Показатели налога на добавленную стоимость
Год200720082009201020112012Сумма исчисленного налога по налогооблагаемым операциям,млрдруб.15621,7416983,3717289,7819678,4624970,229090,37Налоговые вычеты, млрдруб.14413,1115779,0516055,6418260,1323289,9227423,95Удельный вес налоговых вычетов92,3%92,9%92,9%92,8%93,3%94,3%Сумма налога, исчисленная к уплате, млрдруб.2220,012126,872340,912527,052933,783356,46Сумма налога, исчисленная к возмещению, млрдруб.1011,38922,081109,691121,751254,391557,75
В период с 2007 г. по 2012 г. удельный вес налоговых вычетов в сумме НДС, исчисленного от налоговой базы, неуклонно возрастает.Более наглядно приближение сумм налоговых вычетов к суммам налога на добавленную стоимость, исчисленного от налоговой базы, представлено на рис.2.Одна из главных проблем налогового администрирования НДС заключается в том, что встране сформировалась четкая система возмещения и зачетов налогоплательщику сумм НДС при невнесении его в бюджет поставщиками сырья, материалов, топлива и т.д.
Рис. 2.Динамика показателей, формирующих налоговые обязательства по НДС, в РФ в 2007–2012гг.
Основными направлениями реформирования НДС являются изменение механизма исчисления и уплаты налога и совершенствование методик налогового администрирования. На наш взгляд, наиболее эффективным направлением совершенствования налогового администрирования НДС является изменение механизма исчисления НДС с косвенного на прямой.Для этого необходимо:включить в число отчетных показателей предприятия показатель «добавленная стоимость», или «ВВП предприятия», равный добавленной стоимости поопределению;добавленную стоимость (или ВВП) в составе реализованной продукции определять прямым счетом из данных бухгалтерского учета как сумму фонда оплаты труда (ФОТ), прибыли, налогов (без НДС, НДФЛ, входящего в ФОТ, и налога на прибыль, входящего в прибыль) и амортизации;для продукции, не имеющей льгот по НДС, налог, подлежащий уплате в бюджет, исчислять путем умножения добавленной стоимости в составе реализованной продукции на установленную ставку налога;при реализации экспортируемой продукции, имеющей льготы по уплате НДС, также применяется новый порядок исчисления НДС и 0%наяставка остается неизменной;для продукции, реализация которой облагается НДС по разным ставкам, необходимо вести раздельный учет (например, на каждую экспортную поставку, облагаемую НДС по нулевой ставке, сегодня налогоплательщик обязан составлять калькуляцию с указанием всех статей, формирующих цену экспортной продукции, и прилагать к ней подтверждающие документы).В процессе исследования были произведены расчеты налоговых обязательств по НДС прямым методом исчисления на примере конкретных налогоплательщиков г.Курска. Итоги указанных расчетов представленыв табл.4.
Таблица 4 Суммы НДС, подлежащие уплате в бюджет, рассчитанные прямым и косвенным методом
ПокупательСумма налога, исчисленная прямым методомСумма налога, исчисленная косвенным методомРазница между суммами налога, исчисленного прямым методом и косвенным (гр.2–гр.3)1234«А»317938047155981135161956912«Б»1160280–1778088618941166«В»1983609–78222449805853«Г»5517571507893–956136«Д»80902765848047505472«Е»9508871425741–474854«Ж»1161285835145326140«З»0–189124189124«И»0–985689985689Итого331836143133556784198279359
Применение прямого метода исчисления НДС полностью исключает возможность возмещения налога из бюджета. По анализируемым налогоплательщикам бюджет недополучил более чем 198 млн руб. в случае сохранения налоговых ставок на том же уровне. Некоторые организации при новом методе расчета будут уплачивать НДС в бюджет даже в меньшем объеме, в отличие от действующего метода, к ним относятся более мелкие организации. Организации, осуществляющие только экспортные операции и,соответственно,постоянно только возмещающие НДС из бюджета, при новом методе расчета не будут уплачивать налог в бюджет, так как 0%наяставка по экспорту сохраняется, но при этом у них исчезнет возможность возмещать налог.Для наиболее полного анализа влияния предлагаемых изменений на доходную часть бюджета был произведен расчет налога от налогооблагаемой базы, исчисленной прямым методом, по всем налогоплательщикам НДС Курска.Сумма НДС, рассчитанная прямым методом, по налогоплательщикам Курска за 2012 г. составила 9,1 млрдруб. По данным, содержащимся в отчете 1 НМ «Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ»,сумма исчисленного НДС составила 3,6 млрдруб., что меньше рассчитанной нами суммы на 5,4 млрдруб.Значительный разрыв между суммами НДС, рассчитанного прямым методом и методом возмещения, может объясняться следующими причинами:значительные суммыналоговых вычетов. Их отношение к суммам налога, исчисленного от налоговой базы, составилов 2012 г.в Курске 94,1%;широкое распространениесхем ухода от налогообложения.Переход на новую методику расчета НДС может увеличить налоговое бремя организаций, в связи с чем, на наш взгляд,вышеприведенная методика расчета НДС позволит снизить ставки налога на добавленную стоимость предположительно с 18% до 10%, а с 10% до 6%. В таком случаесумма НДС, рассчитанная с учетом пониженных ставок,составит 5,1 млрдруб.Даже такое снижение налоговых ставок НДС при прямом методе исчисления НДС позволяет поступлениям по данному налогу превышать размер поступлений, исчисленных по действующему методу, на 1,4 млрдруб.Таким образом, переход от косвенного метода вычитания кпрямому методу расчета в соответствии с проведенными нами расчетами позволит не толькорешить проблему возмещения НДС из бюджета по операциям, осуществляемым на внутреннем и внешнем рынке, не допустить потерь бюджета,снизить налоговую ставку НДС, но и увеличить его долю в доходах бюджета.Прямой способ расчета добавленной стоимости упростит формирование не только ВВП предприятия, но и показателя ВРП и ВВП России, что,в свою очередь,позволит упростить и сделать более четкой и точной методику прогнозирования НДС, используемую налоговыми органами.Прозрачный механизм расчета добавленной стоимости без применения налоговых вычетов значительно снизит риск создания схем ухода от налогообложения и,соответственно, упростит процесс налогового контроля, исключив необходимость проведения множества встречных проверок. Открытость показателей, составляющих добавленную стоимость, позволит налоговым органам более эффективно осуществлять налоговый контроль над правильностью исчисления и уплатой налога на добавленную стоимость.Таким образом, переход к применению прямогометода исчисления НДС позволит существенным образом повысить эффективность всего процесса налогового администрирования НДС.
Ссылки на источники1.Налоговое консультирование: теория и практика: учеб. пособие / Л.В. Севрюкова, Т.Ю. Ткачева, Л.В. Афанасьева [и др.]; под ред. Л.В. Севрюковой, Т.Ю. Ткачевой; ЮгоЗап. гос. унт. –Курск, 2011. –244 с.2.ПансковВ.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учеб.–М.: Финансы и статистика, 2006. –211 с.3.Рыкунова В.Л. Практические аспекты изменения методики расчета налога на добавленную стоимость // Управленческий учет. –2010. –№ 1. –С. 79–88.4.РыкуноваВ.Л.,Севрюкова Л. В. Проблема альтернативного выбора: налог на добавленную стоимость или налог с продаж// Финансы и кредит. –2009. –№ 39. –С. 40–45.
Valentina Rykunova,Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the chair of Economic Security and Taxation,Southwest State University, KurskValentina0209@mail.ruProspects of value added tax administration in conditions of transparentmechanisms of its calculationAbstract.The paperis devoted to problems of tax administration of value added tax in modern conditions of development of the Russian tax system. The results of the analysis of tax base and tax obligations for the VAT help to conclude that there is aneed of cardinal reforming of an order of calculation of the tax. Thecalculations for separately taken regionprove theefficiency of the presented method of tax calculation.Keywords:tax, value added, indirect taxation, budget, calculation method.References1.Sevrjukova, L. V.,Tkacheva, T. Ju. & Afanas'eva,L. V. et al. (2011) Nalogovoe konsul'tirovanie: teorija i praktika: ucheb. posobie/ JugoZap. gos. unt, Kursk, 244 p.(in Russian).2.Panskov,V. G. (2006) Nalogi i nalogovaja sistema Rossijskoj Federacii: ucheb., Finansyi statistika, Moscow, 211 p.(in Russian).3.Rykunova,V. L. (2010) “Prakticheskie aspekty izmenenija metodiki rascheta naloga na dobavlennuju stoimost'”,Upravlencheskij uchet,№ 1,pp.79–88(inRussian).4.Rykunova,V. L.&Sevrjukova,L. V. (2009) “Problema al'ternativnogo vybora: nalog na dobavlennuju stoimost' ili nalog s prodazh”, Finansy i kredit,№ 39, pp. 40–45(in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»