Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сорокин
И.
Н. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в уголовном судопроизводстве // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 12 (декабрь). – С.
146–150. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14362.htm.
Аннотация. Рассматриваются нормативное регулирование понятия результатов оперативно-розыскной деятельности, направления их использования в уголовном судопроизводстве. Приводятся различные подходы к пониманию результатов оперативно-розыскной деятельности.
Ключевые слова:
оперативно-розыскная деятельность, оперативно-розыскные мероприятия, результаты оперативно-розыскной деятельности, закон об оперативно-розыскной деятельности
Текст статьи
Сорокин Игорь Николаевич,преподаватель кафедры оперативнорозыскной деятельности и оперативнотехнических мероприятий органов внутренних дел ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьsorokintyumen@mail.ru
Использование результатов оперативнорозыскной деятельности в уголовном судопроизводстве
Аннотация.Рассматриваются нормативное регулирование понятия результатов оперативнорозыскной деятельности, направления их использования в уголовном судопроизводстве. Приводятся различные подходы к пониманию результатов оперативнорозыскной деятельности.Ключевые слова:оперативнорозыскная деятельность, результаты оперативнорозыскной деятельности, закон «Об оперативнорозыскной деятельности», оперативнорозыскные мероприятия.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Проблема использования результатов оперативнорозыскной деятельности (далее –ОРД) на сегодняшний день остается нерешенной. Часть ученых придерживается точки зрения о недопустимости признания результатов ОРД доказательствами, часть же выступает за признание их одним из видов доказательствпосредством внесения соответствующих изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации (далее –УПК РФ).Для поиска путей решения проблем, связанных с использованием результатов ОРД при расследовании уголовных дел, необходимо, прежде всего, рассмотреть и понять сущность данных правоотношений и их определение.П. 36.1 ст. 5 УПК РФ определяет, что «результатами ОРД являются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом “Об оперативнорозыскной деятельности”(далее –закон “Об ОРД”),о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органа дознания, следствия или суда»[1].Использование результатов определяется Инструкцией о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. №776/703/509/507/1820/42/535/398/68. Согласно указанномудокументурезультаты ОРД могут:служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств [2].В определении Конституционного суда РФ отмечается, что «результаты ОРД являются лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученнымис соблюдением требований закона “Об ОРД”, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовнопроцессуального закона, как это предписывается ст. 49 (ч. 1) и 50 (ч. 2) Конституции РФ»[3]. Соответственно,в процессуальном смысле о результатах ОРД как о фактических данных говорить преждевременно, а речь может идти лишь о сведениях, с использованием которых предстоит установить факты.Таким образом, делается акцент на информационнойсущностирезультатов оперативнорозыскной деятельности, они определяются как сведения ифактические данные.Результаты ОРД в их процессуальном значении представляют собой некий информационный продукт, основанный, как правило, на совокупности данных, полученных из различных источников и проверенных оперативным путем. Эти данные могут иметь как материальное закрепление в виде бумажных, электронных либо иных носителей, так и характер вербальной информации, не имеющей документального закрепления.Результаты оперативнорозыскных мероприятий (далее –ОРМ) и оперативнорозыскной деятельности в целом отражаются в оперативнослужебных документах (рапортах, справках, справкахмеморандумах, сводках, отчетах, актах сотрудника органа, сообщениях или записках конфидентов, объяснениях участников ОРМ или заявлениях граждан, актах или иных документах ведомства и т. п.). К оперативнослужебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.В случае проведения оперативнотехнических мероприятий (далее –ОТМ) либо использования при проведении ОРМ технических средств результаты ОРД могут быть зафиксированы также на материальных (физических) носителях информации: фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.Но даже такого рода фиксированная информация может рассматриваться двояко:как фактические данные или как сведения о фактах.Сами документы (рапорт, справка, акт и др.) не являются результатами ОРД, поскольку отражают лишь информацию, полученную субъектом ОРМ, и фиксируют результат его действий. Следовательно, результаты ОРД заключаются в содержании той информации, которая отражена в оперативных документах, но не самихэтихдокументальные источниках. Соответственно,результаты ОРД –это не фактические данные, а сведения о фактах, как и отмечается в определении Конституционного суда РФ.Итак, результаты ОРД –это оперативнорозыскная информация (информационный продукт), основанная, как правило, на совокупности данных, полученных в сфере и инфраструктуре преступности с помощью оперативнорозыскных мероприятий из различных источников и проверенных оперативным путем.Таким образом, под результатами оперативнорозыскной деятельности следует понимать материально закрепленные сведения, полученные:1)субъектами оперативнорозыскной деятельности;2)в результате оперативнорозыскной деятельности, содержанием которой являются оперативнорозыскные мероприятия;
а также зафиксированные в оперативнослужебных документах и на иных материальных носителях и могущие быть использованными только в целях, предусмотренных УПК Российской Федерации и Федеральным законом «Об оперативнорозыскной деятельности».Сущность использования результатов ОРД состоит в том, что оперативнорозыскная информация привлекается в уголовный процесс с целью принятия конкретных процессуальных решений, а также в качестве ориентирующей информации при подготовке и проведении следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий.Согласно УПК РФ (ст. 85),доказывание состоит в сборе, проверке и оценке доказательств в целях установления: события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновности лица в совершении преступления, форм его вины и мотивов; обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого; характера и размера вреда, причиненного преступлением; обстоятельств, исключающих преступностьи наказуемость деяния, смягчающих и отягчающих наказание; наконец, обстоятельств, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.Установление такой совокупности фактов и обстоятельств, имеющих значение для разрешенияуголовного дела при помощи доказательств, по существу, невозможно без проведения ОРМ и использования результатов ОРД.ОРД в соответствии с ее целями и задачами содержит функцию познания, которая, имея отличия от познания уголовнопроцессуального, назначение которого определено в ст. 6 УПК РФ, взаимосвязана с ним. Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.Представляемые для использования в доказывании по уголовным делам оперативные материалы (результаты ОРД) должны способствовать формированию доказательств, удовлетворяющих требованиям УПК РФ к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, которые имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в рамках судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.Собранные оперативнорозыскным путем фактические данные сами по себе без их получения и подтверждения в уголовнопроцессуальном порядке доказательствами не являются. При проведении ОРМ отсутствуют процессуальные гарантии достоверности сведений, которые используются для установления обстоятельств, предусмотренных в ст. 73 УПК РФ. Исходя из этого сведения, полученные в ходе проведения ОРМсами по себе не являются доказательствами. Именно поэтому закон «Об ОРД»(ст. 11) декларирует возможность использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РФ, регламентирующими сбор, проверку и оценку доказательств, а ст. 89 УПК РФ закрепляет, что в процессе доказывания запрещается использование результатовОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам нормами УПК РФ.Это требование УПК РФ соответствует правовым позициям, закрепленным в определениях Конституционного суда РФ от 1 декабря 1999 г. по жалобе гр. К.О.Барковского и от 6 марта 2001 г. по жалобе гр. А.В. Потапова, согласно которым в соответствии со ст. 50 (ч. 2) Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона «Об ОРД»[4; 5].Такие доказательства признаются не имеющими юридической силы и не могут быть использованы для обоснования обвинения, при производстве дознания, предварительного расследования и разбирательстве уголовного дела в суде. Устранение их из уголовного дела обеспечивается соответствующими должностными лицами органов предварительного расследования и прокуратуры, а также судами, которые должны гарантировать участникам процесса право на судебную защиту их прав и свобод, в том числе нарушенных в связи с не отвечающими требованиям закона методамидоказывания.Таким образом, и закон «Об ОРД», и УПК РФ, и решения Конституционного суда РФ допускают возможность использования результатов ОРД в доказывании, но и ограничивают их использование в качестве доказательств.Сбор доказательств представляет собой деятельность дознавателя, следователя, прокурора, суда при участии других субъектов, которая заключается в поиске и обнаружении источников информации, получении из найденных источников сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела, и в закреплении добытых сведений в установленном законом порядке.Процесс сбора доказательств начинается с поиска и обнаружения носителя информации, поскольку получить необходимые сведения невозможно, не обнаружив их источников. Роль ОРД здесь заключается в том, чтобы обнаружить источники и/илиносители информации: предмет, сохранивший на себе следы преступления; человека, в сознании которого запечатлелись имеющие значение для дела обстоятельства, и др.В комментариях к УПК РФ отмечается: чтобы стать доказательствами, результаты ОРД должны отвечать ряду условий.Вопервых, эти результаты должны быть получены в ходе выполнения ОРМ, прямо указанных в ст. 6 закона «Об ОРД».Вовторых, сами эти ОРМ должны быть проведены уполномоченным на то органом, указанным в ФЗ, при наличии законных оснований и в порядке, предусмотренном в законе «Об ОРД».Втретьих, результаты проведенных ОРМ должны найти отражение в оперативнослужебных документах [6; 7].Наконец, и это самое главное, оперативнослужебные документы, отражающие результатыОРМ, могут стать доказательствами в уголовном судопроизводстве только после производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ (ч. 1 ст. 86 УПК РФ).В соответствии с ч. 2 ст. 74 УПК РФ в качестве доказательств допускаются «иные документы», если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.К иным в соответствии с ч 2 ст. 84 УПК РФ могут быть отнесены документы, которые содержат сведения, зафиксированные в письменном или другомвиде. Это могут быть материалы фотои киносъемки, аудиои видеозаписи либо иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 УПК РФ.Поскольку при проведении ОРМ законом «Об ОРД»допускается использование видеои аудиозаписи, кинои фотосъемки, а также других технических и иных средств, такого рода документальные материалы как результаты ОРД являются нередкими и, соответственно, могут быть использованы в уголовном судопроизводстве.Ч. 1 ст. 10 закона«Об ОРД»дает возможность создания и использования информационных систем (и заведения дел оперативного учета) –это допускается только для решения задач, возложенных на органы, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность (ст. 2 закона «Об ОРД») [8].Информационная система –это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.Имеется необходимость в совершенствовании процедуры представления и использования результатов ОРД. Нужнопредусмотреть особенности использования сведений,находящихся в информационных системах.Информационные системы создаются для сбора, хранения и распространениянеобходимой оперативнорозыскным органам информации, под которой,согласно ст. 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления [9].В зависимости от объекта, о котором имеется информация, различают (достаточно условно) три вида учитываемых сведений:1)о лицах,подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших. Кроме того,здесь же учитывают информацию об обнаружении неопознанных трупов, приметах неустановленных лиц, подозреваемых в совершении преступления;2)о фактах и событиях –информация о фактах зарегистрированных преступлений (раскрытых и нераскрытых). Здесь же учитывают информацию о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;3)о предметах –информацияоб орудиях, способах и средствах совершения преступления; об огнестрельном оружии, которое находится в пользовании граждан и организаций; об автотранспортных средствах; о разыскиваемых предметах, документах и вещах, служивших предметом преступления.Основания и порядок формирования и пользования информационными системами регламентируются законами и нормативными актами оперативнорозыскных органов.Оперативнорозыскная информация становится стержневым звеном во всей оперативнорозыскной деятельности. Она способствует выявлению в условиях конкретного места и времени непосредственных объектов оперативнорозыскной деятельности, определению реальной потребности и целесообразной предметной направленности оперативнорозыскного воздействия на них, прогнозированию результатов данного воздействия, выбору соответствующих мер, средств, форм, методов деятельности и т. д.Сегодня идея активного использования при доказывании результатов ОРД, вплоть до придания им значения судебных доказательств, не только активно развивается, но и находит свое выражение на практике, где наиболее полная реализация данной идеи возможна лишь на основе создания правового механизма использования данных оперативнорозыскных мероприятий в уголовном процессе.Итак, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам оперативные материалы (результаты ОРД) должны способствовать формированию доказательств, удовлетворяющих требованиям УПК РФ к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, которые имеют значениедля установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в рамках судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.Под результатами оперативнорозыскной деятельности следует понимать материально закрепленные сведения, полученные: а) субъектами оперативнорозыскной деятельности; б) в результате оперативнорозыскной деятельности, содержанием которой являются оперативнорозыскные действия, оперативнорозыскные мероприятия, оперативнорозыскные операции; а такжезафиксированные в оперативнослужебных документах и на иных материальных носителяхимогущие быть использованными только в целях, предусмотренных УПК РФ и законом «Об ОРД».Таким образом, сами по себе результаты оперативнорозыскной деятельности доказательствами в уголовнопроцессуальном смысле не являются, но их нужно рассматривать в качестве основы, на которой в уголовном судопроизводстве могут быть сформированы доказательства.
Ссылки на источники1.Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации. –Доступ из справ.правовойсистемы«КонсультантПлюс».2.Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. №776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд».–Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».3.Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 180 по жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности».–Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».4.Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 35О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Барковского К.О. на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности».–Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».5.Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2001 г. № 58О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Потапова А.В. на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности».–Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».6.Комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.В. Мозякова, С. И. Гирько, Г.В. Мальцева, И.Н. Барцица. –М.: КнигаСервис, 2012. –С. 374.7.Комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу РФ (постатейный) / под ред. Б.Т. Безлепкина.–М.:КНОРУС, 2010. –С. 383.8.Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144ФЗ «Об оперативноразыскной деятельности».–Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».9.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149ФЗ (с изменениями и дополнениями от 05.04.2013 № 149ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».–Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
Igor Sorokin,Lecturerat the chairof Operationalinvestigative Activity, Operational and Technical Activities of Internal Affairs,Tyumen Institute of Advanced Police Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumensorokintyumen@mail.ruUsing the results of operational and investigative activities in criminal proceedingsAbstract.Thepaper deals with thenotion of normative regulation ofthe concept“results of operational and investigativeactivity”, the direction of itsuse in criminal proceedings. The various approaches to understanding the results of operational and investigative activitiesare given.Key words: operationaland investigativeactivity, results of operational and investigative activities, the law «On operational and investigative activity, operationaland investigative activities.
References1.Ugolovnoprocessual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii,Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul'tantPljus”(in Russian).2.Prikaz Ministerstva vnutrennih del RossijskojFederacii, Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii, Federal'noj sluzhby bezopasnosti Rossijskoj Federacii, Federal'noj sluzhby ohrany Rossijskoj Federacii, Federal'noj tamozhennoj sluzhby, Sluzhby vneshnej razvedki Rossijskoj Federacii, Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij, Federal'noj sluzhby Rossijskoj Federacii po kontrolju za oborotom narkotikov, Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii ot 27 sentjabrja 2013 g. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Ob utverzhdenii Instrukcii o porjadke predstavlenija rezul'tatov operativnorozysknoj dejatel'nosti organu doznanija, sledovatelju ili v sud»,Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul’tantPljus”(in Russian).3.Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 4 fevralja 1999 g. № 180 po zhalobe grazhdan M.B. Nikol'skoj i M. I. Sapronova na narushenie ih konstitucionnyh prav otdel'nymi polozhenijami Federal'nogo zakona “Ob operativnorozysknoj dejatel'nosti”,Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul’tantPljus”(in Russian).4.Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 1 dekabrja 1999 g. № 35O «Ob otkaze v prinjatii k rassmotreniju zhaloby grazhdanina Barkovskogo K. O. na narushenie ego konstitucionnyh prav otdel'nymi polozhenijami Federal'nogo zakona “Ob operativnorozysknoj dejatel'nosti”,Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul’tantPljus”(in Russian).5.Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 6 marta 2001 g. № 58O “Ob otkaze v prinjatii k rassmotreniju zhaloby grazhdanina Potapova A. V. na narushenie ego konstitucionnyh prav otdel'nymi polozhenijami Federal'nogo zakona “Ob operativnorozysknoj dejatel'nost”»,Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul’tantPljus”(in Russian).6.Mozjakov, V. V.,Gir'ko, S. I.,Mal'cev, G. V. & Barcic, I. N. (eds.) (2012) Kommentarij k Ugolovnoprocessual'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii,KnigaServis, Moscow,p. 374.7.Bezlepkin, B. T. (ed.) (2010) Kommentarij k Ugolovnoprocessual'nomu kodeksu RF (postatejnyj),KNORUS, Moscow,p. 383(in Russian).
8.Federal'nyj zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144FZ “Ob operativnorozysknoj dejatel'nosti”.Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul’tantPljus”(in Russian).9.Federal'nyj zakon ot 27 ijulja 2006 g. № 149FZ (s izmenenijami i dopolnenijami ot 05.04.2013 № 149FZ) “Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i o zashhite informacii”,Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul’tantPljus”(inRussian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук
Использование результатов оперативнорозыскной деятельности в уголовном судопроизводстве
Аннотация.Рассматриваются нормативное регулирование понятия результатов оперативнорозыскной деятельности, направления их использования в уголовном судопроизводстве. Приводятся различные подходы к пониманию результатов оперативнорозыскной деятельности.Ключевые слова:оперативнорозыскная деятельность, результаты оперативнорозыскной деятельности, закон «Об оперативнорозыскной деятельности», оперативнорозыскные мероприятия.Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Проблема использования результатов оперативнорозыскной деятельности (далее –ОРД) на сегодняшний день остается нерешенной. Часть ученых придерживается точки зрения о недопустимости признания результатов ОРД доказательствами, часть же выступает за признание их одним из видов доказательствпосредством внесения соответствующих изменений в Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации (далее –УПК РФ).Для поиска путей решения проблем, связанных с использованием результатов ОРД при расследовании уголовных дел, необходимо, прежде всего, рассмотреть и понять сущность данных правоотношений и их определение.П. 36.1 ст. 5 УПК РФ определяет, что «результатами ОРД являются сведения, полученные в соответствии с Федеральным законом “Об оперативнорозыскной деятельности”(далее –закон “Об ОРД”),о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органа дознания, следствия или суда»[1].Использование результатов определяется Инструкцией о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. №776/703/509/507/1820/42/535/398/68. Согласно указанномудокументурезультаты ОРД могут:служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела;быть использованы для подготовки и осуществления следственных и судебных действий, предусмотренных УПК РФ;использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с требованиями уголовнопроцессуального законодательства, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств [2].В определении Конституционного суда РФ отмечается, что «результаты ОРД являются лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученнымис соблюдением требований закона “Об ОРД”, могут стать доказательствами только после закрепления их надлежащим процессуальным путем, а именно на основе соответствующих норм уголовнопроцессуального закона, как это предписывается ст. 49 (ч. 1) и 50 (ч. 2) Конституции РФ»[3]. Соответственно,в процессуальном смысле о результатах ОРД как о фактических данных говорить преждевременно, а речь может идти лишь о сведениях, с использованием которых предстоит установить факты.Таким образом, делается акцент на информационнойсущностирезультатов оперативнорозыскной деятельности, они определяются как сведения ифактические данные.Результаты ОРД в их процессуальном значении представляют собой некий информационный продукт, основанный, как правило, на совокупности данных, полученных из различных источников и проверенных оперативным путем. Эти данные могут иметь как материальное закрепление в виде бумажных, электронных либо иных носителей, так и характер вербальной информации, не имеющей документального закрепления.Результаты оперативнорозыскных мероприятий (далее –ОРМ) и оперативнорозыскной деятельности в целом отражаются в оперативнослужебных документах (рапортах, справках, справкахмеморандумах, сводках, отчетах, актах сотрудника органа, сообщениях или записках конфидентов, объяснениях участников ОРМ или заявлениях граждан, актах или иных документах ведомства и т. п.). К оперативнослужебным документам могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ.В случае проведения оперативнотехнических мероприятий (далее –ОТМ) либо использования при проведении ОРМ технических средств результаты ОРД могут быть зафиксированы также на материальных (физических) носителях информации: фотопленках, фотоснимках, магнитных, лазерных дисках, слепках и т. п.Но даже такого рода фиксированная информация может рассматриваться двояко:как фактические данные или как сведения о фактах.Сами документы (рапорт, справка, акт и др.) не являются результатами ОРД, поскольку отражают лишь информацию, полученную субъектом ОРМ, и фиксируют результат его действий. Следовательно, результаты ОРД заключаются в содержании той информации, которая отражена в оперативных документах, но не самихэтихдокументальные источниках. Соответственно,результаты ОРД –это не фактические данные, а сведения о фактах, как и отмечается в определении Конституционного суда РФ.Итак, результаты ОРД –это оперативнорозыскная информация (информационный продукт), основанная, как правило, на совокупности данных, полученных в сфере и инфраструктуре преступности с помощью оперативнорозыскных мероприятий из различных источников и проверенных оперативным путем.Таким образом, под результатами оперативнорозыскной деятельности следует понимать материально закрепленные сведения, полученные:1)субъектами оперативнорозыскной деятельности;2)в результате оперативнорозыскной деятельности, содержанием которой являются оперативнорозыскные мероприятия;
а также зафиксированные в оперативнослужебных документах и на иных материальных носителях и могущие быть использованными только в целях, предусмотренных УПК Российской Федерации и Федеральным законом «Об оперативнорозыскной деятельности».Сущность использования результатов ОРД состоит в том, что оперативнорозыскная информация привлекается в уголовный процесс с целью принятия конкретных процессуальных решений, а также в качестве ориентирующей информации при подготовке и проведении следственных действий и оперативнорозыскных мероприятий.Согласно УПК РФ (ст. 85),доказывание состоит в сборе, проверке и оценке доказательств в целях установления: события преступления (время, место, способ и другие обстоятельства совершения преступления); виновности лица в совершении преступления, форм его вины и мотивов; обстоятельств, характеризующих личность обвиняемого; характера и размера вреда, причиненного преступлением; обстоятельств, исключающих преступностьи наказуемость деяния, смягчающих и отягчающих наказание; наконец, обстоятельств, которые могут повлечь за собой освобождение от уголовной ответственности и наказания.Установление такой совокупности фактов и обстоятельств, имеющих значение для разрешенияуголовного дела при помощи доказательств, по существу, невозможно без проведения ОРМ и использования результатов ОРД.ОРД в соответствии с ее целями и задачами содержит функцию познания, которая, имея отличия от познания уголовнопроцессуального, назначение которого определено в ст. 6 УПК РФ, взаимосвязана с ним. Результаты ОРД могут служить основой для формирования всех видов доказательств, создавать условия и предпосылки для их установления.Представляемые для использования в доказывании по уголовным делам оперативные материалы (результаты ОРД) должны способствовать формированию доказательств, удовлетворяющих требованиям УПК РФ к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, которые имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в рамках судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.Собранные оперативнорозыскным путем фактические данные сами по себе без их получения и подтверждения в уголовнопроцессуальном порядке доказательствами не являются. При проведении ОРМ отсутствуют процессуальные гарантии достоверности сведений, которые используются для установления обстоятельств, предусмотренных в ст. 73 УПК РФ. Исходя из этого сведения, полученные в ходе проведения ОРМсами по себе не являются доказательствами. Именно поэтому закон «Об ОРД»(ст. 11) декларирует возможность использования результатов ОРД в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями УПК РФ, регламентирующими сбор, проверку и оценку доказательств, а ст. 89 УПК РФ закрепляет, что в процессе доказывания запрещается использование результатовОРД, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам нормами УПК РФ.Это требование УПК РФ соответствует правовым позициям, закрепленным в определениях Конституционного суда РФ от 1 декабря 1999 г. по жалобе гр. К.О.Барковского и от 6 марта 2001 г. по жалобе гр. А.В. Потапова, согласно которым в соответствии со ст. 50 (ч. 2) Конституции РФ при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона «Об ОРД»[4; 5].Такие доказательства признаются не имеющими юридической силы и не могут быть использованы для обоснования обвинения, при производстве дознания, предварительного расследования и разбирательстве уголовного дела в суде. Устранение их из уголовного дела обеспечивается соответствующими должностными лицами органов предварительного расследования и прокуратуры, а также судами, которые должны гарантировать участникам процесса право на судебную защиту их прав и свобод, в том числе нарушенных в связи с не отвечающими требованиям закона методамидоказывания.Таким образом, и закон «Об ОРД», и УПК РФ, и решения Конституционного суда РФ допускают возможность использования результатов ОРД в доказывании, но и ограничивают их использование в качестве доказательств.Сбор доказательств представляет собой деятельность дознавателя, следователя, прокурора, суда при участии других субъектов, которая заключается в поиске и обнаружении источников информации, получении из найденных источников сведений об обстоятельствах, имеющих значение для дела, и в закреплении добытых сведений в установленном законом порядке.Процесс сбора доказательств начинается с поиска и обнаружения носителя информации, поскольку получить необходимые сведения невозможно, не обнаружив их источников. Роль ОРД здесь заключается в том, чтобы обнаружить источники и/илиносители информации: предмет, сохранивший на себе следы преступления; человека, в сознании которого запечатлелись имеющие значение для дела обстоятельства, и др.В комментариях к УПК РФ отмечается: чтобы стать доказательствами, результаты ОРД должны отвечать ряду условий.Вопервых, эти результаты должны быть получены в ходе выполнения ОРМ, прямо указанных в ст. 6 закона «Об ОРД».Вовторых, сами эти ОРМ должны быть проведены уполномоченным на то органом, указанным в ФЗ, при наличии законных оснований и в порядке, предусмотренном в законе «Об ОРД».Втретьих, результаты проведенных ОРМ должны найти отражение в оперативнослужебных документах [6; 7].Наконец, и это самое главное, оперативнослужебные документы, отражающие результатыОРМ, могут стать доказательствами в уголовном судопроизводстве только после производства следственных и иных процессуальных действий, предусмотренных УПК РФ (ч. 1 ст. 86 УПК РФ).В соответствии с ч. 2 ст. 74 УПК РФ в качестве доказательств допускаются «иные документы», если изложенные в них сведения имеют значение для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию.К иным в соответствии с ч 2 ст. 84 УПК РФ могут быть отнесены документы, которые содержат сведения, зафиксированные в письменном или другомвиде. Это могут быть материалы фотои киносъемки, аудиои видеозаписи либо иные носители информации, полученные, истребованные или представленные в порядке, установленном ст. 86 УПК РФ.Поскольку при проведении ОРМ законом «Об ОРД»допускается использование видеои аудиозаписи, кинои фотосъемки, а также других технических и иных средств, такого рода документальные материалы как результаты ОРД являются нередкими и, соответственно, могут быть использованы в уголовном судопроизводстве.Ч. 1 ст. 10 закона«Об ОРД»дает возможность создания и использования информационных систем (и заведения дел оперативного учета) –это допускается только для решения задач, возложенных на органы, осуществляющие оперативнорозыскную деятельность (ст. 2 закона «Об ОРД») [8].Информационная система –это организационно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.Имеется необходимость в совершенствовании процедуры представления и использования результатов ОРД. Нужнопредусмотреть особенности использования сведений,находящихся в информационных системах.Информационные системы создаются для сбора, хранения и распространениянеобходимой оперативнорозыскным органам информации, под которой,согласно ст. 2 Закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»,понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, независимо от формы их представления [9].В зависимости от объекта, о котором имеется информация, различают (достаточно условно) три вида учитываемых сведений:1)о лицах,подготавливающих, совершающих или совершивших преступление, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших. Кроме того,здесь же учитывают информацию об обнаружении неопознанных трупов, приметах неустановленных лиц, подозреваемых в совершении преступления;2)о фактах и событиях –информация о фактах зарегистрированных преступлений (раскрытых и нераскрытых). Здесь же учитывают информацию о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности России;3)о предметах –информацияоб орудиях, способах и средствах совершения преступления; об огнестрельном оружии, которое находится в пользовании граждан и организаций; об автотранспортных средствах; о разыскиваемых предметах, документах и вещах, служивших предметом преступления.Основания и порядок формирования и пользования информационными системами регламентируются законами и нормативными актами оперативнорозыскных органов.Оперативнорозыскная информация становится стержневым звеном во всей оперативнорозыскной деятельности. Она способствует выявлению в условиях конкретного места и времени непосредственных объектов оперативнорозыскной деятельности, определению реальной потребности и целесообразной предметной направленности оперативнорозыскного воздействия на них, прогнозированию результатов данного воздействия, выбору соответствующих мер, средств, форм, методов деятельности и т. д.Сегодня идея активного использования при доказывании результатов ОРД, вплоть до придания им значения судебных доказательств, не только активно развивается, но и находит свое выражение на практике, где наиболее полная реализация данной идеи возможна лишь на основе создания правового механизма использования данных оперативнорозыскных мероприятий в уголовном процессе.Итак, представляемые для использования в доказывании по уголовным делам оперативные материалы (результаты ОРД) должны способствовать формированию доказательств, удовлетворяющих требованиям УПК РФ к доказательствам в целом, к соответствующим видам доказательств, и содержать сведения, которые имеют значениедля установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу, указания на источник получения предполагаемого доказательства или предмета, который может стать доказательством, а также данные, позволяющие проверить в рамках судопроизводства доказательства, сформированные на их основе.Под результатами оперативнорозыскной деятельности следует понимать материально закрепленные сведения, полученные: а) субъектами оперативнорозыскной деятельности; б) в результате оперативнорозыскной деятельности, содержанием которой являются оперативнорозыскные действия, оперативнорозыскные мероприятия, оперативнорозыскные операции; а такжезафиксированные в оперативнослужебных документах и на иных материальных носителяхимогущие быть использованными только в целях, предусмотренных УПК РФ и законом «Об ОРД».Таким образом, сами по себе результаты оперативнорозыскной деятельности доказательствами в уголовнопроцессуальном смысле не являются, но их нужно рассматривать в качестве основы, на которой в уголовном судопроизводстве могут быть сформированы доказательства.
Ссылки на источники1.Уголовнопроцессуальный кодекс Российской Федерации. –Доступ из справ.правовойсистемы«КонсультантПлюс».2.Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета Российской Федерации от 27 сентября 2013 г. №776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативнорозыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд».–Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».3.Определение Конституционного Суда РФ от 4 февраля 1999 г. № 180 по жалобе граждан М.Б. Никольской и М.И. Сапронова на нарушение их конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности».–Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».4.Определение Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1999 г. № 35О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Барковского К.О. на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности».–Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».5.Определение Конституционного Суда РФ от 6 марта 2001 г. № 58О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Потапова А.В. на нарушение его конституционных прав отдельными положениями Федерального закона «Об оперативнорозыскной деятельности».–Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».6.Комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.В. Мозякова, С. И. Гирько, Г.В. Мальцева, И.Н. Барцица. –М.: КнигаСервис, 2012. –С. 374.7.Комментарий к Уголовнопроцессуальному кодексу РФ (постатейный) / под ред. Б.Т. Безлепкина.–М.:КНОРУС, 2010. –С. 383.8.Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144ФЗ «Об оперативноразыскной деятельности».–Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».9.Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149ФЗ (с изменениями и дополнениями от 05.04.2013 № 149ФЗ) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».–Доступ из справ.правовой системы «КонсультантПлюс».
Igor Sorokin,Lecturerat the chairof Operationalinvestigative Activity, Operational and Technical Activities of Internal Affairs,Tyumen Institute of Advanced Police Academy of Ministry of Internal Affairs of Russia, Tyumensorokintyumen@mail.ruUsing the results of operational and investigative activities in criminal proceedingsAbstract.Thepaper deals with thenotion of normative regulation ofthe concept“results of operational and investigativeactivity”, the direction of itsuse in criminal proceedings. The various approaches to understanding the results of operational and investigative activitiesare given.Key words: operationaland investigativeactivity, results of operational and investigative activities, the law «On operational and investigative activity, operationaland investigative activities.
References1.Ugolovnoprocessual'nyj kodeks Rossijskoj Federacii,Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul'tantPljus”(in Russian).2.Prikaz Ministerstva vnutrennih del RossijskojFederacii, Ministerstva oborony Rossijskoj Federacii, Federal'noj sluzhby bezopasnosti Rossijskoj Federacii, Federal'noj sluzhby ohrany Rossijskoj Federacii, Federal'noj tamozhennoj sluzhby, Sluzhby vneshnej razvedki Rossijskoj Federacii, Federal'noj sluzhby ispolnenija nakazanij, Federal'noj sluzhby Rossijskoj Federacii po kontrolju za oborotom narkotikov, Sledstvennogo komiteta Rossijskoj Federacii ot 27 sentjabrja 2013 g. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Ob utverzhdenii Instrukcii o porjadke predstavlenija rezul'tatov operativnorozysknoj dejatel'nosti organu doznanija, sledovatelju ili v sud»,Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul’tantPljus”(in Russian).3.Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 4 fevralja 1999 g. № 180 po zhalobe grazhdan M.B. Nikol'skoj i M. I. Sapronova na narushenie ih konstitucionnyh prav otdel'nymi polozhenijami Federal'nogo zakona “Ob operativnorozysknoj dejatel'nosti”,Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul’tantPljus”(in Russian).4.Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 1 dekabrja 1999 g. № 35O «Ob otkaze v prinjatii k rassmotreniju zhaloby grazhdanina Barkovskogo K. O. na narushenie ego konstitucionnyh prav otdel'nymi polozhenijami Federal'nogo zakona “Ob operativnorozysknoj dejatel'nosti”,Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul’tantPljus”(in Russian).5.Opredelenie Konstitucionnogo Suda RF ot 6 marta 2001 g. № 58O “Ob otkaze v prinjatii k rassmotreniju zhaloby grazhdanina Potapova A. V. na narushenie ego konstitucionnyh prav otdel'nymi polozhenijami Federal'nogo zakona “Ob operativnorozysknoj dejatel'nost”»,Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul’tantPljus”(in Russian).6.Mozjakov, V. V.,Gir'ko, S. I.,Mal'cev, G. V. & Barcic, I. N. (eds.) (2012) Kommentarij k Ugolovnoprocessual'nomu kodeksu Rossijskoj Federacii,KnigaServis, Moscow,p. 374.7.Bezlepkin, B. T. (ed.) (2010) Kommentarij k Ugolovnoprocessual'nomu kodeksu RF (postatejnyj),KNORUS, Moscow,p. 383(in Russian).
8.Federal'nyj zakon ot 12 avgusta 1995 g. № 144FZ “Ob operativnorozysknoj dejatel'nosti”.Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul’tantPljus”(in Russian).9.Federal'nyj zakon ot 27 ijulja 2006 g. № 149FZ (s izmenenijami i dopolnenijami ot 05.04.2013 № 149FZ) “Ob informacii, informacionnyh tehnologijah i o zashhite informacii”,Dostup iz sprav.pravovoj sistemy “Konsul’tantPljus”(inRussian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук