Определение успешных команд как ключевой элемент модели учета внеучебных достижений учащихся образовательного учреждения

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Архипова О. В., Захарова М. В., Спирина Л. А., Финагина О. В. Определение успешных команд как ключевой элемент модели учета внеучебных достижений учащихся образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 141–145. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14361.htm.
Аннотация. В статье рассматривается опыт формирования и работы успешных команд как ключевого элемента модели учета внеучебных достижений учащихся конкретного образовательного учреждения. Представлены аналитические данные по деятельности трех команд. Проведено исследование успешности команд, имеющих разные цели и различный состав, оценена эффективность их деятельности.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Архипова Ольга Валерьевна,доктор философских наук, научный руководитель ГБОУ школа №300,

г. СанктПетербургolva@list.ru

Захарова Марина Валентиновна,кандидат педагогических наукГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов «СанктПетербургская академия постдипломного педагогического образования», г. СанктПетербургmvz71@yandex.ru

Спирина Людмила Анатольевна,

учительГБОУ школа №300, г. СанктПетербургoceanweb@mail.ru

Финагина Ольга Валерьевна,зам. директораГБОУ школа №300, г. СанктПетербургolechkaru@yandex.ru

Определение успешных команд как ключевой элемент модели учета внеучебных достижений учащихся образовательного учреждения

Аннотация. В статье рассматривается опыт формированияиработыуспешныхкомандкакключевогоэлементамоделиучетавнеучебныхдостиженийучащихсяконкретногообразовательногоучреждения.Представленыаналитическиеданныеподеятельности трех команд. Проведено исследование успешности команд, имеющих разные цели и различный состав, оценена эффективность их деятельности. Ключевые слова: внеучебные достижения, система оценки достижений, команды учащихся, соревновательность, инновационная деятельность. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Замечательные,блестящиеурокиестьтам,гдеимеетсяещечтотозамечательное,кромеуроков,гдеимеютсяиприменяютсясамыеразнообразныеформыразвитияучащихсявнеуроков.

В.А.Сухомлинский

Не секрет, что с 2015г.порядок приема в российские вузы изменился.При отборе абитуриентов теперь учитываются не только итоги ЕГЭ, но и внеурочные достижения учащихся, за которые добавляют дополнительные баллы. При поступлении в вуз абитуриенты вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях.На сегодняшний день учитываются результаты спортивных достижений (например, наличие статуса чемпиона и призера Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпиона мира, чемпиона Европы, победителя первенства мира, первенства Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Параолимпийских игр и Сурдоолимпийских игр, наличие серебряного и/илизолотого значка, полученного за результаты сдачи норм физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне»);выставленная университетом оценка за итоговое сочинение в выпускных классах организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования (в случае представления поступающим указанного сочинения). В последующемперечень достижений будет расти, включая расширенноепортфолиоученика. Наряду с этим обстоятельством обращение к вопросу учета внеучебных достижений учащихся являетсяважными по следующим причинам:1.На сегодняшний день не сформирован эффективный инструментарий оценки и учета внеучебных достижений. Отсутствуют формализованная процедураучета внеучебных достижений и правила их предоставления.

2.Не разработан единый терминологический аппарат. Не всегда ясно, что отражает собой портфолиодостижений, не решены вопросы, касающиеся того,как отражать внеучебные достижения в сжатом виде, как их использоватьдля создания системы оценки, характеризующей компетентности.

3.Не существует универсального механизма по обеспечению оценки внеучебных достижений применительно к квалификации учителей. Проблема заключается в том, что дефицит признания детских успешностей может приобретать критический характер. При этом важно понимать, что учет данных достижений –это задача не академическая, а педагогическая, ее решение дает возможность решения широкого спектра педагогических задач и даже может явитьсяфактором преодоления различных трудностей в процессе обучения и воспитания.4.Следует учитывать риски, которые могут быть связаны с неготовностью педагогического сообщества к обширному внедрению модели учета внеучебных достижений учащихся. Безусловно, внедрение модели учета внеучебных достижений в деятельность образовательного учреждения зависит от нескольких составляющих:особенностей деятельности школы, учителя, обучающихся и родителей. Ключевая проблема заключается в том, как заинтересовать всех субъектов взаимодействия (особенно учеников и родителей) в данной деятельности (например, такими мотивами могутвыступатьитоговая аттестация в школе,поступление в вуз, социализация и признание в рамках определенных общественныхинститутов).С другой стороны, образовательному учреждению и учителю важно создать условия для роста внеучебных достижений и активного проявления учеником инициативы. В школе должны быть созданы специальные образовательные пространства:социальные пробы, социальные и культурные практики.При этом крайне важно разработать систему балльнорейтинговой системы учетадостижений, причем желательно, чтобы оценка внеучебной деятельности велась не по пятибалльной шкале. С точки зрения технологии реализации модели обязательно должно быть место предъявления достижений (сайт образовательного учреждения, специальные сервисы в сети Интернет, доска достижений, портфолио и прочее).Методология учета внеучебных достижений должна отличатьсяот методологии учета учебных достижений. При этом интересы ребенка являются приоритетными. ВнастоящейстатьемыхотелибыпредставитьопытформированияиработыуспешныхкомандкакключевогоэлементамоделиучетавнеучебныхдостиженийучащихсяобразовательногоучреждениянапримереГБОУ школа №300 Центрального района г. СанктПетербурга. Данное образовательное учреждение реализует программы начального общегои дополнительного образования. Школа являетсярегиональной опытноэкспериментальной площадкой по теме «Создание балльнорейтинговой системы учета внеучебных достижений учащихся» и районнойопытноэкспериментальной площадкой по теме «Использование образовательного потенциала культурного наследия Центрального района для формирования духовной культуры младших школьников».Основной целью исследования мы видим определение успешных команд, участвующих в инновационной деятельности образовательного учреждения. Выделено три типа команд (согласно методологииР. Мередит Белбина [1]): проектная команда, ситуативнаякоманда и команда управленцев.

Исследование результатов работы команды и определение возможностейВ исследовании рассматривается эффективность командс учётом сбалансированности «командных ролей». «Командные роли» представляют собой описание поведенческих характеристик людей, являющихся членами команды [2]. Считается, что наиболее успешна команда, в которой «командные роли» смешаны и хорошо сбалансированы. В частности, по мнению Р. Мередит Белбина, наименее эффективна та команда, в которой представлены одни аналитики,оценивающиеи осуществляющиемониторинг. По классификации командных ролей выделяется 8–9 типов ролей: Председатель (координатор), Организатор (мотиватор), Генератор идей, Исследователь ресурсов, Аналитик (осуществляющий мониторинг иоценивание), Сотрудник компании (вдохновитель), Доводящий задачу до состояния«под ключ» (контролёр), Инициативный исполнитель (реализатор) и Специалист. В некоторых вариантах классификации командных ролей рольСпециалиста отсутствует [3]. Ниже представлены результаты исследования сбалансированности «командных ролей»исследуемых команд: команды управленцев, проектной команды и ситуационной команды.На основе полученных данных по ролевому составу команд делается вывод об их эффективности. Командауправленцев.В составе команды 6 человек. В опросе приняли участие6 человек (100%).Цель команды –эффективное управление образовательным учреждением в условиях постоянных изменений. В период постоянных изменений и нововведений в системе образования вносятсяизменения и всистему управления. Для команды, котораяработает в постоянно изменяющихся условиях, очень важно учитывать сбалансированность «командных ролей».

По результатам анализа опросника «Классификатор командных» в команде управленцев присутствуютследующие выраженные «командные роли»: Председатель (координатор) –3.Организатор (мотиватор) –1.Генератор идей –1.Исследователь ресурсов –1.Осуществляющий мониторинг и оценивание (аналитик)–2.Сотрудник команды (вдохновитель) –3.Доводящий задачу до состояния «под ключ» (контролёр)–4.Инициативный исполнитель (реализатор) –2 (см. табл. 1).





Таблица 1Распределение ролей в команде управленцев

Члены командыРОЛИПредседательОрганизаторГенератор идейИсследователь ресурсовОсуществляющий мониторинг и оцениваниеСотрудник командыДоводящий задачу до состояния «под ключ»Инициативный исполнительРуководительВысокийНизкийНизкийОчень высокийСреднийОченьвысокийНизкийСреднийЗаместитель 1НизкийОчень высокийНизкийСреднийВысокийНизкийНизкийОчень высокийЗаместитель 2ВысокийСреднийНизкийНизкийВысокийВысокийВысокийСреднийЗаместитель 3ВысокийНизкийСреднийНизкийСреднийВысокийВысокийСреднийЗаместитель 4СреднийСреднийВысокийНизкийНизкийНизкийОчень высокийСреднийЗаместитель 5СреднийНизкийСреднийНизкийНизкийСреднийОчень высокийВысокийКолвочленов с ярко выраженной ролью31112332

Исходя из полученных данных, можно сказать, что в команде управленцев присутствуют все «командные роли». У каждого из членов команды управленцев наиболее выражены несколько ролей, что можно использовать при решении различных задач и в разных ситуациях. Руководитель является Исследователем ресурсов/Сотрудником компании/ Председателем. Стоит отметить, что роль Председателя играютещё 2 члена административной команды, что является положительной стороной для команды, так как роль Председателя одна из наиболее подходящих ролей для руководителей любого уровня. У одного из заместителейруководителяярко выражена роль Организатора (мотиватора), который подталкивает к действиям и является лидером в условиях сработанной команды. Очень важното, что в команде имеется Генератор идей, так как в условиях нововведений важно уметь находить и применятьнестандартныерешения в управлении организацией. У большинства членов команды сильно проявляется роль Доводящего задачу до состояния «по ключ» (контролёра), таким образом, члены администрации оценивают деятельность команды по результатам работы, придерживаются плана и качественно контролируют деятельность сотрудников.В управленческой команде имеются представители аналитической деятельности, что очень важно, так как именно членам администрации приходится проводить диагностику, мониторинг и оценивание деятельности коллектива. Среди команды есть Инициативные исполнители, которые придерживаются поставленных целей и являются не только хорошими исполнителями, но и организаторами, а главное,готовы реализовывать стратегические идеи организации. Считаем, чтоочень важно наличие мультиролевого состава команды управления. Более эффективны команды хоть и малочисленные, но в которых члены поддерживают многоролевые отношения, чем многочисленные, но не способные к многоролевым отношениям. Каждого члена команды надорассматривать не изолированно, а во взаимодействии с другими членами [4]. Таким образом, у представленнойкоманды есть все возможности эффективной деятельности. Сложности могут возникнуть только при неправильном выборе «командной роли» членами команды в той или иной ситуации.Команда проектная.В составе команды 11 человек. Приняли участие10 человек (91%).Цель команды –реализация школьного проекта по духовнонравственному воспитанию школьников в рамках районной опытноэкспериментальной площадкии инновационной деятельности образовательного учреждения.По результатам анализа в проектной команде присутствуютследующие выраженные «командные роли»: Председатель (координатор) –4.Организатор (мотиватор) –1.Генератор идей –5.Исследователь ресурсов –1.Осуществляющий мониторинг и оценивание (аналитик)–0.Сотрудник команды (душа команды) –2.Доводящий задачу до состояния «под ключ» (контролёр)–8.Инициативный исполнитель (реализатор) –5 (см. табл.2).Руководитель команды имеет две ярковыраженные «командные роли»–Доводящегозадачу до состояния «под ключ»и Генератораидей. Полагаем, что роль Генератора идей наиболее приемлема, потому что именно Генератор идей привносит инновационные идеи в работу команды, а проект, который реализует команда,является инновационным и требует новых взглядов и решений. Как Генератор идей руководитель легко сотрудничает и управляет членами команды, у которых преобладают командные роли: Сотрудник команды, Исследователь ресурсови Доводящий задачу до состояния «под ключ». Следует отметить, что Доводящих задачу до состояния «под ключ»среди членов команды преобладающее большинство, и если бы руководитель был всегда в роли Доводящего задачу до состояния «под ключ», то,скорее всего, деятельность команды была бы неэффективной[5]. Таблица2

Распределение ролей в проектной команде

Члены командыРОЛИПредседательОрганизаторГенератор идейИсследователь ресурсовОсуществляющий мониторинг и оцениваниеСотрудник командыДоводящий задачу до состояния «под ключ»ИнициативныйисполнительРуководительСреднийСреднийВысокийНизкийНизкийНизкийОчень высокийСредний1СреднийНизкийСреднийСреднийНизкийСреднийОчень высокийОчень высокий2Очень высокийНизкийОчень высокийНизкийНизкийНизкийСреднийНизкий3СреднийСреднийСреднийНизкийСреднийНизкийОчень высокийВысокий4ВысокийНизкийВысокийСреднийНизкийСреднийСреднийВысокий5Очень высокийВысокийНизкийНизкийСреднийСреднийОчень высокийСредний6СреднийСреднийНизкийНизкийСреднийВысокийВысокийВысокий7СреднийСреднийВысокийОчень высокийНизкийНизкийВысокийВысокий8ВысокийСреднийВысокийНизкийНизкийНизкийВысокийСредний9СреднийНизкийСреднийСреднийСреднийВысокийОчень высокийСреднийКолвочленов с ярковыраж.ролью41510285

Необходимость смены стиля руководства в различных ситуациях считают важным и авторы ситуационных теорий лидерства [6]. Анализ табл.2показывает, чтоу членов команды проявляются несколько «командных ролей». Это напрямую повлияло на работу команды, так как ее члены были в статусе подчинённых в рамках школьного проекта и являлись руководителями при реализации своего собственного минипроекта. Как отмечает автор классификации командных ролей Белбин, необходимо овладевать разными командными ролями и правильно их использовать в различных ситуациях [7].Практическая деятельность данной команды в рамках реализации инновационного школьного проекта была эффективной,и это подтверждает многоролевой и сбалансированный состав команды. Но следует отметить, чтоу команды возникали проблемы с анализом поокончании школьного проекта, что напрямую связано с отсутствием ролиОсуществляющего мониторинг и оценивание (аналитика). Команда ситуационная. В составе команды 5 человек. Приняли участие в опросе5 человек (100%).Цель команды–выявить учащихся, имеющих высокие предметные результаты,среди 2х классовна основе результатов школьной олимпиады. Описываемая команда возникла спонтанно. С точки зрения численности команда должна быть эффективной, так как, по мнению большинства авторов,наиболее эффективными считаются малочисленные команды [8; 9].Опрос проведён после расформирования команды. По результатам анализа в команде присутствуют следующие ярковыраженные «командные роли»: Председатель (координатор)–1.Организатор (мотиватор) –0.Генератор идей –2.Исследователь ресурсов –0.Осуществляющий мониторинг и оценивание (аналитик) –0.Сотрудник команды (душа команды) –1.

Доводящий задачу до состояния «под ключ» (контролёр)–5.Инициативный исполнитель (реализатор)–3 (табл.3).Каждый член команды совмещает несколько ролей, что наблюдается и в данной команде. Командные роли членов разные, но функциональные (профессиональные роли) у всех членов команды одинаковые (все являются учителями начальных классов и выполняют свои должностные обязанности). Очень важно разграничитьдаже в тех случаях, когда функциональные (должностные) роли и подготовка одинаковы [10].Таблица 3Распределение ролей в ситуационной команде

Члены командыРОЛИПредседательОрганизаторГенератор идейИсследователь ресурсовОсуществляющий мониторинг и оцениваниеСотрудник командыДоводящий задачу до состояния «под ключ»Инициативный исполнитель1ВысокийСреднийНизкийНизкийСреднийСреднийОчень высокийВысокий2НизкийНизкийВысокийНизкийНизкийСреднийОчень высокийСредний3СреднийСреднийСреднийНизкийСреднийНизкийОчень высокийВысокий4СреднийНизкийОчень высокийНизкийНизкийСреднийВысокийВысокий5СреднийНизкийНизкийНизкийСреднийОчень высокийВысокийНизкийКолвочленов с ярковыраж. ролью10200153

Исследуемая команда недостаточно эффективна, так как нет исследователей и членов, осуществляющих мониторинг и дающих оценку, то есть аналитиков. Самая плохая команда–это команда, состоящая из аналитиков, но если они отсутствуют совсем, то необходимо, чтобы ктото из членов команды взял на себя роль Осуществляющего мониторинг и оценивание [11].В команде не были распределены роли, не учитывались особенности членов команды, поэтому можно сделать вывод, что спонтанно созданная команда не являлась в полной мере эффективной.

Но в тоже время полагаем, что провести предварительный анализ поведения членов команды и более эффективно спланировать состав команды и их роли в команде, используямногочисленные опросники и обрабатывая их, необходимо только в случае формирования команды длядостижения долгосрочных целей. В конкретном случае выявление «командных ролей» и изучение индивидуальных особенностей членов команды заняло бы больше времени, чем проведение самого мероприятия, поэтому проведение предварительного опроса и его анализасчитали нецелесообразным.

ЗаключениеПроведённое исследование эффективности команд, имеющих разные цели и разный состав, показало, что во многом эффективность зависит от наличия «командных ролей» и их взаимосвязи. Также очень важно, чтобы члены команды осваивали различные роли и могли выбирать нужную роль в зависимости от ситуации, поставленных задач и состава команды. Не менее важным является определяющая «командная роль» лидера (или руководителя) команды, так как именно роль лидера команды может быть эффективной или неэффективной при взаимодействии с другими ролями членов команды. В данной работе нет возможности подтвердить низкую эффективность одноролевых команд, так как в состав всех исследуемых команд входили представители, имеющие по несколько ярко выраженных ролей.Напротив, эффективность команды управленцев и эффективность проектной команды на этапе реализации инновационного проекта по сравнению с деятельностью ситуационной команды подтверждает, что отсутствие в команде тех или иных «командных ролей» негативно сказывается на деятельности всей команды.

Ссылки на источники1.Белбин Р. Мередит. Типы ролей в командах менеджеров / пер. с англ. –М.: HIPPO, 2003. –232с.2.Там же.3.Там же.4.Там же.5.Там же.6.Бланшар К. Лидерство: к вершинам успеха/ пер. с англ. подред. Т.Ю.Ковалевой. –СПб.: Питер, 2011. –368с.7.Белбин Р. Мередит.Указ. соч.8.Там же.9.ЗинкевичЕвстигнеева Т. Д., Фролов Д. Ф., Грабенко Т. М. Теория и практика командообразования. Современная технология создания команд / под ред. Т. Д. ЗинкевичЕвстигнеевой. –СПб.: Речь, 2004. –304 с.10.Белбин Р. Мередит.Указ. соч.11.Там же.



Olga Arkhipova,Doctor of philosophy, Associate Professor of Hotel Managemet DepartmentSt.Petersburg State Economic University (SPbSEU), St.Petersburg

olva@list.ruMarina Zakharova,

PhD in Pedagogy, English teacher SBEE school №300, St.Petersburgmvz71@yandex.ruLyudmila Spirina,School teacher of primary school 300,St.Petersburgoceanweb@mail.ruOlga Finagina,Health Department Head, SBEE school №300,St. Petersburgolechkaru@yandex.ruSuccessful teams definition as a key element of the educational institution’s accounting model of students’ extracurricular achievementsAbstract.The article describes the successful teams’ experience of a particular educational institution in the formation and work as an accounting model key element of the extracurricular students’ achievements. The analytical data of the three teams’ activities is presented.The study on the teams’ effectiveness with different objectives and different lineup is made as well as the evaluation of their effectiveness.Keywords:extracurricular achievements,achievements evaluation system, students team, competitivity, innovative activities.References1.Belbin,R. Meredit(2003) Tipy rolej v komandah menedzherov / per. s angl.,HIPPO, Moscow, 232 p.2.Ibid.3.Ibid.4.Ibid.5.Ibid.6.Blanshar,K. (2011) Liderstvo: k vershinam uspeha / per. s angl. pod red. T. Ju. Kovalevoj,Piter, St. Peterburg, 368 p.7.Belbin,R. Meredit(2003) Op. cit.8.Ibid.9.ZinkevichEvstigneeva,T. D., Frolov,D. F.&Grabenko,T. M. (2004) Teorija i praktika komandoobrazovanija. Sovremennaja tehnologija sozdanija komand,Rech', St. Peterburg,304 p.10.Belbin,R. Meredit(2003) Op. cit.11.Ibid.

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., докторомпедагогических наук, членомредакционной коллегиижурнала «Концепт»