Формирование двигательной активности у детей дошкольного возраста через новые здоровьеформирующие технологии
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова
Л.
А.,
Казакова
О.
А.,
Иерусалимова
М.
В. Формирование двигательной активности у детей дошкольного возраста через новые здоровьеформирующие технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 12 (декабрь). – С.
151–155. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14363.htm.
Аннотация. Необходимость сохранения и укрепления здоровья детей в современном обществе принуждает педагогов ДОУ искать все новые и новые формы и средства здоровьесберегающей деятельности, так как предъявляются все более высокие требования к физической и умственной работоспособности, эмоционально-волевой выносливости подрастающего поколения, соответствовать которым могут только здоровые дети. Авторы статьи предлагают создать здоровьеформирующее пространство в МБДОУ № 61 по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности и физическом совершенстве посредством организации дополнительных кружковых занятий детским черлидингом. В статье выделяются гипотеза, цель и задачи начинающегося эксперимента, описываются различные упражнения, применяемые в детском черлидинге.
Ключевые слова:
здоровьесбережение, двигательная активность, здоровьеформирующее пространство, детский черлидинг
Текст статьи
ИвановаЛидияАлександровна,кандидатпедагогическихнаук,доцент,заведующаякафедройфизическоговоспитанияФГБОУВПО«Самарскийгосударственныйэкономическийуниверситет»,г.Самараkfv2012@mail.ru
КазаковаОльгаАлександровна,кандидатпедагогическихнаук,доценткафедрыфизическоговоспитанияФГБОУВПО«Самарскийгосударственныйэкономическийуниверситет»,г.Самараkazakova.kpn@gmail.com
ИерусалимоваМаринаВладимировна,заведующаяМБДОУдетскийсад№61,г.о.Самараkazakova.kpn@gmail.com
Формированиедвигательнойактивностиудетейдошкольноговозраста
черезновыездоровьеформирующиетехнологии
Аннотация.НеобходимостьсохраненияиукрепленияздоровьядетейвсовременномобществепринуждаетпедагоговДОУискатьвсеновыеиновыеформыисредстваздоровьесберегающейдеятельности,так как предъявляютсявсеболеевысокиетребованиякфизическойиумственнойработоспособности,эмоциональноволевойвыносливостиподрастающегопоколения,соответствоватькоторыммогуттолькоздоровыедети.АвторыстатьипредлагаютсоздатьздоровьеформирующеепространствовМБДОУ№61поформированиюудошкольниковпотребностивдвигательнойактивностиифизическомсовершенствепосредствоморганизациидополнительныхкружковыхзанятийдетскимчерлидингом.Встатьевыделяютсягипотеза,цельизадачиначинающегосяэксперимента,описываютсяразличныеупражнения,применяемыевдетскомчерлидинге.Ключевыеслова:здоровьеформирующеепространство,детскийчерлидинг,двигательнаяактивность,здоровьесбережение.Раздел:(01)педагогика;историяпедагогикииобразования;теорияиметодикаобученияивоспитания(попредметнымобластям).
Впоследнеевремявызываютогромныйинтересвовсеммирепроцессы,связанныесразвитиемдвигательнойактивностидетейдошкольноговозраста.ВсоответствиисКонвенциейООНоправахребенкаэтапроблематикамеждисциплинарнаяисвязанасоздравоохранением,питанием,образованием,социальныминауками,экономикой,атакжезащитойдетейиихсоциальнымблагосостоянием.Всемирнаяорганизацияздоровья(ВОЗ)отмечает,что«проблемасохраненияжизнииздоровьядетейявляетсяважнейшейстратегическойзадачейсохраненияздоровьянаселениявцелом;инвестициивздоровьедетейнараннихэтапахразвитияпредполагаютполучениебольшойотдачинаследующихэтапахихжизнииполезныдлявсегонаселения»[1].
Периоддошкольногообразованияребенкасоответствуетпостепеннойподготовкедошкольникаксистематическомуобучению,квосприятиюболеесложныхучебныхнагрузоквшколе.ПоутверждениюН.Н.Малярчук,Е.В. Вешкурцевойидругих,актуальностьпроблемысохраненияиукрепленияздоровьядетейданноговозрастаобусловленаещеитем,чтоотсoстоянияздоровьявомнoгомзависитуспешностьобучения,работоспoсобностьиадаптацияребенкакшкoльнымнагрузкам[2].
НеобходимостьсохраненияиукрепленияздоровьядетейвсовременномобществезаставляетпедагоговДОУискатьвсеновыеиновыеформыисредстваздоровьесберегающейдеятельности,посколькупредъявляютсявысокиетребованиякфизическойиумственнойработоспособности,эмоциональноволевойвыносливостиподрастающего поколения,соответствоватькоторыммогуттолькоздоровыелюди[3].Поэтомублагополучиеобществавомногомзависитотздоровьядетей.Какизвестно,ДОУ–первоезвенонепрерывногообразованиячеловека, иименновэтихучебныхзаведенияхзакладываютсяосновныенавыкииуменияздоровьесбережения,задаткиблагополучногонервнопсихическогоразвития,высокойумственнойифизическойработоспособности.
Стремлениевыраститьребенка,заботящегосяосвоемфизическомразвитиииздоровье,сталообъединяющейцельюдеятельностиМБДОУдетскийсадкомбинированноговида№61г.о.Самарапосозданиюздоровьеформирующегопространства,поформированиюудошкольниковпотребностивдвигательнойактивностиифизическомсовершенствепосредствоморганизациидополнительныхкружковыхзанятийдетскимчерлидингом.Появлениемновоговидаспорта«черлидинг»мыобязаныАмерике.«Черлидинг»впереводесанглийского(cheer)–приветственныйвозглас(можнодажевопль)и(leader)–тот,ктоспособенвестизасобой(лидер).ВРоссиисвоеразвитиеэтотвидспортаполучилспоявлениемзрелищногоамериканскогофутбола.В1996г.внашейстранеприДетскойлигеамериканскогофутболабыласозданаперваягруппаподдержкиспортивныхкоманд.«ВСШАдлямногихдевушекэтозанятиенепростохоббивродефитнесаиаэробики,анастоящаяпрофессия»[4].Помнениюамериканскихученых,регулярныезанятиячерлидингомфизическиразвиваютдетейиподростков,помогаютгармоничномуформированиюличностиребенка,способствуютфизическомусовершенствованиюипомогаютвыявитьтворческие,лидерскиекачестваличностикаждогоподростка.Занимающиесячерлидингомимеютвозможностьразвиватьсвоиэстетические,духовнонравственные,патриотическиекачества,одновременноприобщаяськрегулярнымзанятиямфизическойкультуройиспортом,приобретаяпривычкиведенияздоровогообразажизни.Занятияданнымвидомспортадаютхорошуюакробатическуюихореографическуюподготовку,великолепнуюрастяжкуипластикумышц.
Привыполнениизаученныхтанцевальныхкомпозицийкаждыйчерлидерпропагандируетздоровыйобразжизни,красивуюфизическуюформуипозитивноеотношениековсемлюдям,заряжаявсеххорошимнастроением,доброжелательностью,умениемработатьвкоманде,постояннооказываявзаимопомощь,взаимопониманиеидовериедругкдругу.Поэтомув2014г.нашсадначалопытноэкспериментальнуюработупотеме«Формированиеувоспитанниковпотребностивдвигательнойактивностиифизическомсовершенствованиипосредствомдополнительныхкружковыхзанятийчерлидингом».Однимизнаправленийповышениякачестваучебныхпрограммявляетсямодернизацияихнаосноветехнологиипедагогическогоинновационногопроектирования.Вкачествеобъектаинновационногопедагогическогопроектированиянамивыбранаметодика,основукоторойсоставляетчерлидинг.Длявыявленияфактораоздоровлениянамииспользоваласьздоровьеформирующаяметодология,выделяющаявлюбомпедагогическомпроцессеоздоровительныесредстваиметодывоздействия.Результатанализаисследовательскойдеятельности–вычленениеицелостнаяреконструкцияданногооздоровительногометода–черлидинга –иприменениеразнообразныхоздоровительныхметодиквусловияхнахождениядошкольниковвДОУ.Цельнашейработы–разработатьивнедритьпрограммупоформированиюпотребностидошкольниковвдвигательнойактивностиивфизическомсовершенствованиичерезновыеформыфизическоговоспитаниядошкольников–занятиядетскимчерлидингом.
НаосновемногочисленныхтрудовЛ.В.Выготского,А.И.Леонтьева,Л.В.Занковаидругихавторамибыларазработанаконцепцияпрограммы,построеннаяпопринципу«Каждыйребенокпродвигаетсявсвоемфизическомразвитииотпрограммыминимумдопрограммымаксимум,независимоотвозраста»,всоответствиисегоприроднымиособенностямиизадатками.Мы,безусловно,должнызаинтересоватьдетей,завлечьигрой,разнообразнымиформамифизическихупражненийвсочетаниискрасивыми«кричалками»,повыситьихличныепсихофизическиедостиженияиспособствоватьдальнейшемусовершенствованиюихфизическогоразвития[5].Новизнапрограммызаключаетсявтом,чтокаквиддеятельностичерлидингвпрограммахдошкольныхучрежденийнеупоминается,нетметодическихрекомендаций,разработокподанномунаправлению.Понашемумнению,этапрограммапослужитоднимизважнейшихинструментовобнoвлениясодержанияoбразованиявдошкольныхучрежденияхибудетспoсобствоватьразвитиюфизическихспoсобностейдетей.Задачамипрограммыявляются:воспитаниедошкольниковздоровыми,умеющимисамостоятельнопользоватьсяприемамиздоровьесбережения,спостояннойпотребностьюкрегулярнымзанятиямфизическимиупражнениями;обучениеосновамтехникичерлидингаиформированиенеобходимыхуменийинавыковдлядальнейшегосовершенствованиявспорте;воспитаниевсестороннефизическиразвитых,волевыхидисциплинированныхдошкольников.Программарассчитананадетейдошкольноговозраста,от5до7лет,неимеющихпротивопоказанийдлязанятийфизическойкультуройиспортом.Занятияпроводятсявгруппепо8–10человек,гдепредусмотренаиндивидуальнаяработаскаждымзанимающимсяивцеломсгруппой.Проводятсязанятиядваразавнеделю.Вгодпланируетсяпровестидо50занятий.Продолжительностьзанятия20–30минут(взависимостиотвозраста).Кромеорганизованныхучебнотренировочныхзанятийдетизанимаютсяежедневнойутреннейзарядкой,у них есть занятияфизическойкультуройдва раза внеделю,различныефизкультпаузыифизкультминуткивовремяигровоймалоподвижнойдеятельности,дошкольники резвятсявовремяпрогулокнасвежемвоздухе,атакжевыполняютиндивидуальныезаданияруководителяпосовершенствованиюсвоейфизическойиспециальнойподготовки.Черлидинг–этоотличнаяальтернативаклассическимвидамспорта:гимнастике,акробатике,аэробике,доступнаяидлядетейдошкольноговозраста,когдакаждыйребенокможетдобитьсявыдающихсярезультатов.Внашемдошкольномучрежденииродителисудовольствиемотдаютсвоихдетейнадополнительныезанятиявсекциючерлидинга,так как высокооцениваютвозможностиданноговидаспортавразвитиидвигательныхкачествинавыков,укрепленииобщефизическогосостоянияребенка,совершенствованиикоординациидвижений.Онирегулярнопосещаютданныетренировкииоткрытыезанятия,которыепроходятнавысокомэмоциональномподъеме,спомощьюсовременногомузыкальногосопровождения.Ведьспортивныенавыки,общефизическаяподготовка,полученныенарегулярныхдополнительныхзанятияхчерлидингом,позволяютребенкууспешнозаниматьсявдальнейшемлюбымвидомспорта,формируютпозитивноеотношениекжизни,лидерскиекачества,приучаютработатьвколлективеистремитьсяквысокомууровнюфизическойподготовленностидошкольникапривыходеиздетскогосадавшколу.Черлидингпредполагаетиндивидуальныйподходккаждомузанимающемуся,неимеетмедицинскихпротивопоказанийипозволяетвовремязанятийпостояннорегулироватьнагрузку,чтовцеломотличноподходитдлядошкольноговозрастногопериода.Понашемумнению,такиезанятиявобразовательнойработедетскогосадапомогаютврешениизадачиукреплениянетолькофизического,ноипсихическогоздоровьядетейдошкольноговозраста,формированияунихправильныхдвигательныхуменийинавыков,хорошейосанки.Черлидингразвиваетсяподвумосновнымнаправлениям:
–каксамостоятельныйвидспорта,органичносоединяющийвсебеэлементышоуифизическихупражнений,выстроенныхвпрограммупоопределённымправилам.Вэтуобязательнуюпрограммувходятэлементыгимнастики,акробатикиифитнесаэробики,перестроениястанцевальнымидвижениями,акробатическиепирамидыизадорные«кричалки»;–какработавкачествегруппподдержкиспортивныхкомандпофутболу,волейболу,баскетболуидр.Данныйвидотличаетсяотработышоу–своейсопричастностьюкпроисходящимсобытиямвовремясоревнований,сопереживаниемзасвоюспортивнуюкоманду,моральнойподдержкойвтечениевсейигры,настраиваниемболельщиковнапозитивныйлад.Содержаниекомпозицийдетскогочерлидингасоставляетсовокупностьобщеразвивающих,танцевальныхупражнений,ноприэтомненадозабыватьобособенностяхразвитиядетскогоорганизма,обопределенномнаборедвигательныхэлементов,характерныхдлядетейэтоговозраста,исклонностибыстроуставать.Опираясьнаэто,занятиядлядошкольниковпочерлидингуструктурируютсучетомзнакомыхдлянихэлементов:бега,ходьбы,синхронныхдвиженийвсочетаниисполуприседаниями,приставнымишагами,выразительнымидвижениямирук.Незначительныеволнообразныедвижениятуловищем,входящиевэлементыупражнений,способствуютвосприятиюихкакоригинальногоспортивноготанца.Верныйподбормузыкальногоаккомпанементаспособствуетулучшениюкачествадвижений,их болееяркомуисполнению,поэтомумузыка,сопутствующаякомпозиции,должнаотвечатьвозрасту,благоприятновлиятьнапсихоэмоциональноесостояниедетей,вырабатываниекоординациидвижений,слуха,музыкальнойпамяти.Каждоеупражнениеопределеннымобразомвлияетнаподбормузыки,соднойстороны;сдругойстороны,следуетподчеркнуть,чтоиэстетическаяподготовленностьребенкатакжеважнаприэтом.Подбираетсямузыкаизразнообразныхмультфильмов,а также элементыизэстрадныхпесен,понятныхдетям,произведения,рекомендованныепрограммамивоспитанияиобучениявдетскомсаду.Прослушиваямузыку,детимогутвоссоздатьвпамятипоследовательностьдвижений,опираясьнамузыкальноепроизведение.Следуетотметить,чтотренировкипочерлидингунадопроводитьвспортивномзале,гдезаранеесделанавлажнаяуборкаипроветривание.Любойкомплексчерлидингазаучиваетсявтечение2–3месяцев.Приэтомнафизкультурныхзанятияхразучиваютсяосновныеупражнения,аотдельныеэлементывоспроизводятсянамузыкальныхзанятиях,прогулках,вовремяподвижныхигр.Структуразанятияпочерлидингу,каки всехфизкультурнооздоровительныхзанятий,состоитизтрехчастей:вводной,основнойизаключительной.Рекомендуетсятакжеиспользоватьназанятияхразличныешумовыеэффекты(шелестлиствы,пениептиц,шумприбоя),атакжевыполнятьупражненияподсчетразличныхсчиталок,фрагментовстихотворений.Опыт,выдумкаитворческийподходруководителячерлидеров ксоставлениюкомпозициидаютвозможностькаждомудошкольникубыстреезапомнитьдвижения,ассоциируяихсопределеннымявлением.Этопомогаетдетямточнеепонятьхарактерихвыполнения.Вместестемкомплексыможнообъединитьпосодержаниюилисвязатьссезонамигода.Опираясьнаперсональныеспособностидетей,индивидуальныеусловиядошкольногоучреждения,вкомплексыможновноситьразнообразныеизменения.Однакостепеньнагрузкидолжнавозрастатьпостепенно.Отдельныекомплексыможноприменятьприпроведенииспортивныхпраздниковиразвлечений,днейздоровья,праздничныхутренниковидр.Какправило,обучениечерлидингуначинаютсразучиваниябазовыхдвижений,которыеявляютсяосновойдлялюбойпрограммывыступлений.Движениянадостаратьсявыполнятьжесткимируками,четко,быстро,одновременно.Программастроитсянаосновеобязательныхэлементов,которыеописанывправилахпочерлидингу:это чирдансы(короткийтанцевальныйблокчерлидинговойпрограммы),прыжки(например,пайк,тойтач),станты(фигуры,вкоторыхподнимаютилиподбрасываютнаверходногочеловека),пирамиды(несколькостантов,соединенныхмеждусобой),акробатическиеэлементы,«кричалки»(скандированиеподдержки,состоятизпредставленияименикоманды,приветственногообращениякзрителям)сразнообразными,неповторяющимисядвижениямииположениямирукиног.Длятогочтобысформироватьуребенкадвигательныйнавыкивыработатьдвигательнуюпамять,надоучесть,чтоосновнымвидомдеятельностиудетейввозрасте5–7летявляетсяигра.Запоминаниепроисходитлучше,еслионооснованонаэлементахигровойдеятельности.Опираясьнаэто,мыприразработкепрограммытренировокделаемосновнойупорнаигровуюформуобучения,такдетилучшепостигаютинформацию,вниманиепредельносконцентрировано,чтоспособствуетразвитиюдвигательнойпамяти.Центральнымпредметомпривлечениявниманиявчерлидингеуребятявляютсяпомпоны,сихпомощьюонисвеликимудовольствиемвоспроизводятдвижения,которыепоказываеттренер.Следуетотметить,чтодляэтоговозрастахарактерножелание участвоватьвсостязанияхипервенствах,тоестьприсутствиенасоревнованиипробуждаетактивныйинтересвыступающих,которыйсодействуетформированиюудетеймотивовдлядостиженияуспеха.Напервомэтапенашейпрограммымыставилицельсформироватьдвигательнуюпамятьудетей5–7летнеговозраста.Нанашихзанятияхдошкольникиучатсясинхронно,красивоходить,бегать,прыгать,сочетаяодновременнуюработурукиног,учатсяправильноработатьспомпонами,ате,ктопостарше,делаютпервыеакробатическиеэлементы.Втренировочныезанятияюныхчерлидероввходятобязательныезанятиядетскимфитнесомснебольшимирезиновымимячами,обручами,легкимигантелями,лентами,флагамиит.д. Кконцугодабольшинствозанимающихсяобязательносадитсянашпагат.ДляоценкиуровняразвитиядвигательнойпамятидетейдошкольноговозрастамыпровелитестированиевконтрольнойиэкспериментальнойгруппахМБДОУ№61.Внемучаствовалипо15дошкольниковстаршейгруппы.Спомощьюигры«Делай,какя»разучиваличирдансна8счетов.Врезультатеколичествоповторений,котороепонадобилосьдетям,занимающимсячерлидингом,дляразучиваниячирданса,былоравнымчетырем,адляконтрольнойгруппы,незанимающейсячерлидингом,пришлосьповторятьвосемьиболеераз.Изполученныхрезультатовможносделатьследующийвывод:лучшеразвитыдвигательнаяпамять,координациядвиженийудетей,регулярнозанимающихсячерлидингом,примерновдваразапоотношениюкдошкольникамтогожевозраста,незанимающимсяданнымвидомспорта.Поэтомууэкспериментальнойгруппыназаучиваниечирдансаушломеньшевременииунихлучшевыработандвигательныйнавык,чемудетейконтрольнойгруппы.Далее,навторомэтапенашейпрограммы,планируетсяразвитиефизическихипсихическихкачеств,аименно:силы,выносливости,ловкости,координационныхспособностей,двигательнойпамяти,внимания,мышления,развитиемелкоймоторики,уменияработатьвколлективе,развитиеречизасчетразучивания«кричалок».Всенаправленияработыпосохранению,формированиюиукреплениюздоровьяребенкаинтегрируютсявтакназываемыездоровьеформирующиетехнологии,представляющиесовокупностьпедагогических,психологическихимедицинскихвоздействий,способствующихактивизациидополнительногодвигательногорежима,сцельюдальнейшегофизическогоразвитияисамосовершенствованиядошкольников.Понашемумнению,какойтооднойуникальнойтехнологииздоровьяпрактическинесуществует,здоровьеформирующаятехнологияможетпредставлятьсятолькокомплекснымвоспитательнымпроцессом.Такимобразом,наразвитиеребенканемаловажноевоздействиеоказываютсредаивоспитание.Поэтомусозданиесоответствующейздоровьеформирующейиразвивающейсредывусловияхдетскогосадаопределяетособенностиличностногоразвитиявоспитанников,позволяетдетямпроявлятьсвоиспособности,самостоятельноутверждатьсебячерезактивнуюдвигательнуюдеятельность.
Ссылкинаисточники1.УставВсемирнойорганизацииздравоохранения(ВОЗ).НьюЙорк,22июля1946г.–С.1–2.–URL:http://www.doctorate.ru/ustavvsemirnojorganizaciizdravooxraneniya/(датаобращения06.10.2014).2.МалярчукН.Н.,ВешкурцеваЕ.В.Направленияздоровьеразвивающейдеятельностивдошкольномучреждении//Медработник.–2012.–№7. –С.27.3.ИвановаЛ.А.,Савельева О. В., Звонова Т. А. Одноизнаправленийздоровьесберегающей,оздоровительноразвивающейработывдошкольномобразовательномучреждении
//Ученыезапискиуниверситетаим.П.Ф.Лесгафта.–2013.–№3(97).–С.72–76.4.URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Черлидинг(датаобращения06.10.2014).5.ЮматоваД.Б.,БашмаковаЕ.А.Программапотехнологииcамосбереженияздоровьяижизненногооптимизма«Вцарствездоровья». –М.:ИздвоИПиПРНОМО,2002.–С.18–20.
Lidiya Ivanova,
Candidate of Pedagogic Sciences,AssociateProfessor,seniorlecturer, head of the chair of Physical Education, SamaraStateUniversityofEconomics, SamaraKfv2012@mail.ruOlga Kazakova,
Candidate of Pedagogic Sciences, leniorlecturerat the chair of Physical Education, Samara State University of Economics, Samarakazakova.kpn@gmail.comMarina Ierusalimova,
InstitutionKindergarten№61,Samarakazakova.kpn@gmail.comFormationofmotoractivityinchildrenofpreschoolagethroughnewhealthformingtechnologyAbstract. Theneedtomaintainandimprovethehealthofchildreninmodernsocietycompelsteachersofpreschoolstoseeknewformsandmeansofhealthcareactivities,becausetheyoungergeneration encountersincreasinglyhighrequirementsforphysicalandmentalhealth,emotionalendurance,whichcanbemetbyhealthychildrenexclusively.Theauthorsproposethecreationofhealthcareroominthemunicipalbudgetpreschooleducationalinstitution№61,fortheformationofchildren'sneedsinmotoractivityandphysicalperfectionthroughtheorganizationofadditionalgrouplessonsforkidsincheerleading.Thearticlesignsoutthehypothesis,aimandobjectivesofthebeginningoftheexperiment,describesthevariousexercisesusedininfantcheerleading.Keywords:healthcareroom,kidscheerleading,physicalactivity.References1.Ustav Vsemirnoj organizacii zdravoohranenija (VOZ). N'juJork, 22 ijulja 1946 g, pp. 1–2.Available at: http://www.doctorate.ru/ustavvsemirnojorganizaciizdravooxraneniya/ (data obrashhenija 06.10.2014)(in Russian).2.Maljarchuk,N. N.&Veshkurceva,E. V. (2012) “Napravlenija zdorov'erazvivajushhej dejatel'nosti v doshkol'nom uchrezhdenii”,Medrabotnik, № 7, p. 27(inRussian).3.Ivanova,L. A., Savel'eva,O. V.&Zvonova,T. A. (2013) “Odno iz napravlenijzdorov'esberegajushhej, ozdorovitel'norazvivajushhej raboty v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii”,Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, № 3(97), pp. 72–76(in Russian).4.Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Cherliding (data obrashhenija 06.10.2014)(in Russian).5.Jumatova,D. B.&Bashmakova,E. A. (2002) Programma po tehnologii camosberezhenija zdorov'ja i zhiznennogo optimizma “V carstve zdorov'ja”, Izdvo IPiPRNO MO, Moscow, pp. 18–20(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП.М.,кандидатомпедагогическихнаук,главнымредакторомжурнала«Концепт»
КазаковаОльгаАлександровна,кандидатпедагогическихнаук,доценткафедрыфизическоговоспитанияФГБОУВПО«Самарскийгосударственныйэкономическийуниверситет»,г.Самараkazakova.kpn@gmail.com
ИерусалимоваМаринаВладимировна,заведующаяМБДОУдетскийсад№61,г.о.Самараkazakova.kpn@gmail.com
Формированиедвигательнойактивностиудетейдошкольноговозраста
черезновыездоровьеформирующиетехнологии
Аннотация.НеобходимостьсохраненияиукрепленияздоровьядетейвсовременномобществепринуждаетпедагоговДОУискатьвсеновыеиновыеформыисредстваздоровьесберегающейдеятельности,так как предъявляютсявсеболеевысокиетребованиякфизическойиумственнойработоспособности,эмоциональноволевойвыносливостиподрастающегопоколения,соответствоватькоторыммогуттолькоздоровыедети.АвторыстатьипредлагаютсоздатьздоровьеформирующеепространствовМБДОУ№61поформированиюудошкольниковпотребностивдвигательнойактивностиифизическомсовершенствепосредствоморганизациидополнительныхкружковыхзанятийдетскимчерлидингом.Встатьевыделяютсягипотеза,цельизадачиначинающегосяэксперимента,описываютсяразличныеупражнения,применяемыевдетскомчерлидинге.Ключевыеслова:здоровьеформирующеепространство,детскийчерлидинг,двигательнаяактивность,здоровьесбережение.Раздел:(01)педагогика;историяпедагогикииобразования;теорияиметодикаобученияивоспитания(попредметнымобластям).
Впоследнеевремявызываютогромныйинтересвовсеммирепроцессы,связанныесразвитиемдвигательнойактивностидетейдошкольноговозраста.ВсоответствиисКонвенциейООНоправахребенкаэтапроблематикамеждисциплинарнаяисвязанасоздравоохранением,питанием,образованием,социальныминауками,экономикой,атакжезащитойдетейиихсоциальнымблагосостоянием.Всемирнаяорганизацияздоровья(ВОЗ)отмечает,что«проблемасохраненияжизнииздоровьядетейявляетсяважнейшейстратегическойзадачейсохраненияздоровьянаселениявцелом;инвестициивздоровьедетейнараннихэтапахразвитияпредполагаютполучениебольшойотдачинаследующихэтапахихжизнииполезныдлявсегонаселения»[1].
Периоддошкольногообразованияребенкасоответствуетпостепеннойподготовкедошкольникаксистематическомуобучению,квосприятиюболеесложныхучебныхнагрузоквшколе.ПоутверждениюН.Н.Малярчук,Е.В. Вешкурцевойидругих,актуальностьпроблемысохраненияиукрепленияздоровьядетейданноговозрастаобусловленаещеитем,чтоотсoстоянияздоровьявомнoгомзависитуспешностьобучения,работоспoсобностьиадаптацияребенкакшкoльнымнагрузкам[2].
НеобходимостьсохраненияиукрепленияздоровьядетейвсовременномобществезаставляетпедагоговДОУискатьвсеновыеиновыеформыисредстваздоровьесберегающейдеятельности,посколькупредъявляютсявысокиетребованиякфизическойиумственнойработоспособности,эмоциональноволевойвыносливостиподрастающего поколения,соответствоватькоторыммогуттолькоздоровыелюди[3].Поэтомублагополучиеобществавомногомзависитотздоровьядетей.Какизвестно,ДОУ–первоезвенонепрерывногообразованиячеловека, иименновэтихучебныхзаведенияхзакладываютсяосновныенавыкииуменияздоровьесбережения,задаткиблагополучногонервнопсихическогоразвития,высокойумственнойифизическойработоспособности.
Стремлениевыраститьребенка,заботящегосяосвоемфизическомразвитиииздоровье,сталообъединяющейцельюдеятельностиМБДОУдетскийсадкомбинированноговида№61г.о.Самарапосозданиюздоровьеформирующегопространства,поформированиюудошкольниковпотребностивдвигательнойактивностиифизическомсовершенствепосредствоморганизациидополнительныхкружковыхзанятийдетскимчерлидингом.Появлениемновоговидаспорта«черлидинг»мыобязаныАмерике.«Черлидинг»впереводесанглийского(cheer)–приветственныйвозглас(можнодажевопль)и(leader)–тот,ктоспособенвестизасобой(лидер).ВРоссиисвоеразвитиеэтотвидспортаполучилспоявлениемзрелищногоамериканскогофутбола.В1996г.внашейстранеприДетскойлигеамериканскогофутболабыласозданаперваягруппаподдержкиспортивныхкоманд.«ВСШАдлямногихдевушекэтозанятиенепростохоббивродефитнесаиаэробики,анастоящаяпрофессия»[4].Помнениюамериканскихученых,регулярныезанятиячерлидингомфизическиразвиваютдетейиподростков,помогаютгармоничномуформированиюличностиребенка,способствуютфизическомусовершенствованиюипомогаютвыявитьтворческие,лидерскиекачестваличностикаждогоподростка.Занимающиесячерлидингомимеютвозможностьразвиватьсвоиэстетические,духовнонравственные,патриотическиекачества,одновременноприобщаяськрегулярнымзанятиямфизическойкультуройиспортом,приобретаяпривычкиведенияздоровогообразажизни.Занятияданнымвидомспортадаютхорошуюакробатическуюихореографическуюподготовку,великолепнуюрастяжкуипластикумышц.
Привыполнениизаученныхтанцевальныхкомпозицийкаждыйчерлидерпропагандируетздоровыйобразжизни,красивуюфизическуюформуипозитивноеотношениековсемлюдям,заряжаявсеххорошимнастроением,доброжелательностью,умениемработатьвкоманде,постояннооказываявзаимопомощь,взаимопониманиеидовериедругкдругу.Поэтомув2014г.нашсадначалопытноэкспериментальнуюработупотеме«Формированиеувоспитанниковпотребностивдвигательнойактивностиифизическомсовершенствованиипосредствомдополнительныхкружковыхзанятийчерлидингом».Однимизнаправленийповышениякачестваучебныхпрограммявляетсямодернизацияихнаосноветехнологиипедагогическогоинновационногопроектирования.Вкачествеобъектаинновационногопедагогическогопроектированиянамивыбранаметодика,основукоторойсоставляетчерлидинг.Длявыявленияфактораоздоровлениянамииспользоваласьздоровьеформирующаяметодология,выделяющаявлюбомпедагогическомпроцессеоздоровительныесредстваиметодывоздействия.Результатанализаисследовательскойдеятельности–вычленениеицелостнаяреконструкцияданногооздоровительногометода–черлидинга –иприменениеразнообразныхоздоровительныхметодиквусловияхнахождениядошкольниковвДОУ.Цельнашейработы–разработатьивнедритьпрограммупоформированиюпотребностидошкольниковвдвигательнойактивностиивфизическомсовершенствованиичерезновыеформыфизическоговоспитаниядошкольников–занятиядетскимчерлидингом.
НаосновемногочисленныхтрудовЛ.В.Выготского,А.И.Леонтьева,Л.В.Занковаидругихавторамибыларазработанаконцепцияпрограммы,построеннаяпопринципу«Каждыйребенокпродвигаетсявсвоемфизическомразвитииотпрограммыминимумдопрограммымаксимум,независимоотвозраста»,всоответствиисегоприроднымиособенностямиизадатками.Мы,безусловно,должнызаинтересоватьдетей,завлечьигрой,разнообразнымиформамифизическихупражненийвсочетаниискрасивыми«кричалками»,повыситьихличныепсихофизическиедостиженияиспособствоватьдальнейшемусовершенствованиюихфизическогоразвития[5].Новизнапрограммызаключаетсявтом,чтокаквиддеятельностичерлидингвпрограммахдошкольныхучрежденийнеупоминается,нетметодическихрекомендаций,разработокподанномунаправлению.Понашемумнению,этапрограммапослужитоднимизважнейшихинструментовобнoвлениясодержанияoбразованиявдошкольныхучрежденияхибудетспoсобствоватьразвитиюфизическихспoсобностейдетей.Задачамипрограммыявляются:воспитаниедошкольниковздоровыми,умеющимисамостоятельнопользоватьсяприемамиздоровьесбережения,спостояннойпотребностьюкрегулярнымзанятиямфизическимиупражнениями;обучениеосновамтехникичерлидингаиформированиенеобходимыхуменийинавыковдлядальнейшегосовершенствованиявспорте;воспитаниевсестороннефизическиразвитых,волевыхидисциплинированныхдошкольников.Программарассчитананадетейдошкольноговозраста,от5до7лет,неимеющихпротивопоказанийдлязанятийфизическойкультуройиспортом.Занятияпроводятсявгруппепо8–10человек,гдепредусмотренаиндивидуальнаяработаскаждымзанимающимсяивцеломсгруппой.Проводятсязанятиядваразавнеделю.Вгодпланируетсяпровестидо50занятий.Продолжительностьзанятия20–30минут(взависимостиотвозраста).Кромеорганизованныхучебнотренировочныхзанятийдетизанимаютсяежедневнойутреннейзарядкой,у них есть занятияфизическойкультуройдва раза внеделю,различныефизкультпаузыифизкультминуткивовремяигровоймалоподвижнойдеятельности,дошкольники резвятсявовремяпрогулокнасвежемвоздухе,атакжевыполняютиндивидуальныезаданияруководителяпосовершенствованиюсвоейфизическойиспециальнойподготовки.Черлидинг–этоотличнаяальтернативаклассическимвидамспорта:гимнастике,акробатике,аэробике,доступнаяидлядетейдошкольноговозраста,когдакаждыйребенокможетдобитьсявыдающихсярезультатов.Внашемдошкольномучрежденииродителисудовольствиемотдаютсвоихдетейнадополнительныезанятиявсекциючерлидинга,так как высокооцениваютвозможностиданноговидаспортавразвитиидвигательныхкачествинавыков,укрепленииобщефизическогосостоянияребенка,совершенствованиикоординациидвижений.Онирегулярнопосещаютданныетренировкииоткрытыезанятия,которыепроходятнавысокомэмоциональномподъеме,спомощьюсовременногомузыкальногосопровождения.Ведьспортивныенавыки,общефизическаяподготовка,полученныенарегулярныхдополнительныхзанятияхчерлидингом,позволяютребенкууспешнозаниматьсявдальнейшемлюбымвидомспорта,формируютпозитивноеотношениекжизни,лидерскиекачества,приучаютработатьвколлективеистремитьсяквысокомууровнюфизическойподготовленностидошкольникапривыходеиздетскогосадавшколу.Черлидингпредполагаетиндивидуальныйподходккаждомузанимающемуся,неимеетмедицинскихпротивопоказанийипозволяетвовремязанятийпостояннорегулироватьнагрузку,чтовцеломотличноподходитдлядошкольноговозрастногопериода.Понашемумнению,такиезанятиявобразовательнойработедетскогосадапомогаютврешениизадачиукреплениянетолькофизического,ноипсихическогоздоровьядетейдошкольноговозраста,формированияунихправильныхдвигательныхуменийинавыков,хорошейосанки.Черлидингразвиваетсяподвумосновнымнаправлениям:
–каксамостоятельныйвидспорта,органичносоединяющийвсебеэлементышоуифизическихупражнений,выстроенныхвпрограммупоопределённымправилам.Вэтуобязательнуюпрограммувходятэлементыгимнастики,акробатикиифитнесаэробики,перестроениястанцевальнымидвижениями,акробатическиепирамидыизадорные«кричалки»;–какработавкачествегруппподдержкиспортивныхкомандпофутболу,волейболу,баскетболуидр.Данныйвидотличаетсяотработышоу–своейсопричастностьюкпроисходящимсобытиямвовремясоревнований,сопереживаниемзасвоюспортивнуюкоманду,моральнойподдержкойвтечениевсейигры,настраиваниемболельщиковнапозитивныйлад.Содержаниекомпозицийдетскогочерлидингасоставляетсовокупностьобщеразвивающих,танцевальныхупражнений,ноприэтомненадозабыватьобособенностяхразвитиядетскогоорганизма,обопределенномнаборедвигательныхэлементов,характерныхдлядетейэтоговозраста,исклонностибыстроуставать.Опираясьнаэто,занятиядлядошкольниковпочерлидингуструктурируютсучетомзнакомыхдлянихэлементов:бега,ходьбы,синхронныхдвиженийвсочетаниисполуприседаниями,приставнымишагами,выразительнымидвижениямирук.Незначительныеволнообразныедвижениятуловищем,входящиевэлементыупражнений,способствуютвосприятиюихкакоригинальногоспортивноготанца.Верныйподбормузыкальногоаккомпанементаспособствуетулучшениюкачествадвижений,их болееяркомуисполнению,поэтомумузыка,сопутствующаякомпозиции,должнаотвечатьвозрасту,благоприятновлиятьнапсихоэмоциональноесостояниедетей,вырабатываниекоординациидвижений,слуха,музыкальнойпамяти.Каждоеупражнениеопределеннымобразомвлияетнаподбормузыки,соднойстороны;сдругойстороны,следуетподчеркнуть,чтоиэстетическаяподготовленностьребенкатакжеважнаприэтом.Подбираетсямузыкаизразнообразныхмультфильмов,а также элементыизэстрадныхпесен,понятныхдетям,произведения,рекомендованныепрограммамивоспитанияиобучениявдетскомсаду.Прослушиваямузыку,детимогутвоссоздатьвпамятипоследовательностьдвижений,опираясьнамузыкальноепроизведение.Следуетотметить,чтотренировкипочерлидингунадопроводитьвспортивномзале,гдезаранеесделанавлажнаяуборкаипроветривание.Любойкомплексчерлидингазаучиваетсявтечение2–3месяцев.Приэтомнафизкультурныхзанятияхразучиваютсяосновныеупражнения,аотдельныеэлементывоспроизводятсянамузыкальныхзанятиях,прогулках,вовремяподвижныхигр.Структуразанятияпочерлидингу,каки всехфизкультурнооздоровительныхзанятий,состоитизтрехчастей:вводной,основнойизаключительной.Рекомендуетсятакжеиспользоватьназанятияхразличныешумовыеэффекты(шелестлиствы,пениептиц,шумприбоя),атакжевыполнятьупражненияподсчетразличныхсчиталок,фрагментовстихотворений.Опыт,выдумкаитворческийподходруководителячерлидеров ксоставлениюкомпозициидаютвозможностькаждомудошкольникубыстреезапомнитьдвижения,ассоциируяихсопределеннымявлением.Этопомогаетдетямточнеепонятьхарактерихвыполнения.Вместестемкомплексыможнообъединитьпосодержаниюилисвязатьссезонамигода.Опираясьнаперсональныеспособностидетей,индивидуальныеусловиядошкольногоучреждения,вкомплексыможновноситьразнообразныеизменения.Однакостепеньнагрузкидолжнавозрастатьпостепенно.Отдельныекомплексыможноприменятьприпроведенииспортивныхпраздниковиразвлечений,днейздоровья,праздничныхутренниковидр.Какправило,обучениечерлидингуначинаютсразучиваниябазовыхдвижений,которыеявляютсяосновойдлялюбойпрограммывыступлений.Движениянадостаратьсявыполнятьжесткимируками,четко,быстро,одновременно.Программастроитсянаосновеобязательныхэлементов,которыеописанывправилахпочерлидингу:это чирдансы(короткийтанцевальныйблокчерлидинговойпрограммы),прыжки(например,пайк,тойтач),станты(фигуры,вкоторыхподнимаютилиподбрасываютнаверходногочеловека),пирамиды(несколькостантов,соединенныхмеждусобой),акробатическиеэлементы,«кричалки»(скандированиеподдержки,состоятизпредставленияименикоманды,приветственногообращениякзрителям)сразнообразными,неповторяющимисядвижениямииположениямирукиног.Длятогочтобысформироватьуребенкадвигательныйнавыкивыработатьдвигательнуюпамять,надоучесть,чтоосновнымвидомдеятельностиудетейввозрасте5–7летявляетсяигра.Запоминаниепроисходитлучше,еслионооснованонаэлементахигровойдеятельности.Опираясьнаэто,мыприразработкепрограммытренировокделаемосновнойупорнаигровуюформуобучения,такдетилучшепостигаютинформацию,вниманиепредельносконцентрировано,чтоспособствуетразвитиюдвигательнойпамяти.Центральнымпредметомпривлечениявниманиявчерлидингеуребятявляютсяпомпоны,сихпомощьюонисвеликимудовольствиемвоспроизводятдвижения,которыепоказываеттренер.Следуетотметить,чтодляэтоговозрастахарактерножелание участвоватьвсостязанияхипервенствах,тоестьприсутствиенасоревнованиипробуждаетактивныйинтересвыступающих,которыйсодействуетформированиюудетеймотивовдлядостиженияуспеха.Напервомэтапенашейпрограммымыставилицельсформироватьдвигательнуюпамятьудетей5–7летнеговозраста.Нанашихзанятияхдошкольникиучатсясинхронно,красивоходить,бегать,прыгать,сочетаяодновременнуюработурукиног,учатсяправильноработатьспомпонами,ате,ктопостарше,делаютпервыеакробатическиеэлементы.Втренировочныезанятияюныхчерлидероввходятобязательныезанятиядетскимфитнесомснебольшимирезиновымимячами,обручами,легкимигантелями,лентами,флагамиит.д. Кконцугодабольшинствозанимающихсяобязательносадитсянашпагат.ДляоценкиуровняразвитиядвигательнойпамятидетейдошкольноговозрастамыпровелитестированиевконтрольнойиэкспериментальнойгруппахМБДОУ№61.Внемучаствовалипо15дошкольниковстаршейгруппы.Спомощьюигры«Делай,какя»разучиваличирдансна8счетов.Врезультатеколичествоповторений,котороепонадобилосьдетям,занимающимсячерлидингом,дляразучиваниячирданса,былоравнымчетырем,адляконтрольнойгруппы,незанимающейсячерлидингом,пришлосьповторятьвосемьиболеераз.Изполученныхрезультатовможносделатьследующийвывод:лучшеразвитыдвигательнаяпамять,координациядвиженийудетей,регулярнозанимающихсячерлидингом,примерновдваразапоотношениюкдошкольникамтогожевозраста,незанимающимсяданнымвидомспорта.Поэтомууэкспериментальнойгруппыназаучиваниечирдансаушломеньшевременииунихлучшевыработандвигательныйнавык,чемудетейконтрольнойгруппы.Далее,навторомэтапенашейпрограммы,планируетсяразвитиефизическихипсихическихкачеств,аименно:силы,выносливости,ловкости,координационныхспособностей,двигательнойпамяти,внимания,мышления,развитиемелкоймоторики,уменияработатьвколлективе,развитиеречизасчетразучивания«кричалок».Всенаправленияработыпосохранению,формированиюиукреплениюздоровьяребенкаинтегрируютсявтакназываемыездоровьеформирующиетехнологии,представляющиесовокупностьпедагогических,психологическихимедицинскихвоздействий,способствующихактивизациидополнительногодвигательногорежима,сцельюдальнейшегофизическогоразвитияисамосовершенствованиядошкольников.Понашемумнению,какойтооднойуникальнойтехнологииздоровьяпрактическинесуществует,здоровьеформирующаятехнологияможетпредставлятьсятолькокомплекснымвоспитательнымпроцессом.Такимобразом,наразвитиеребенканемаловажноевоздействиеоказываютсредаивоспитание.Поэтомусозданиесоответствующейздоровьеформирующейиразвивающейсредывусловияхдетскогосадаопределяетособенностиличностногоразвитиявоспитанников,позволяетдетямпроявлятьсвоиспособности,самостоятельноутверждатьсебячерезактивнуюдвигательнуюдеятельность.
Ссылкинаисточники1.УставВсемирнойорганизацииздравоохранения(ВОЗ).НьюЙорк,22июля1946г.–С.1–2.–URL:http://www.doctorate.ru/ustavvsemirnojorganizaciizdravooxraneniya/(датаобращения06.10.2014).2.МалярчукН.Н.,ВешкурцеваЕ.В.Направленияздоровьеразвивающейдеятельностивдошкольномучреждении//Медработник.–2012.–№7. –С.27.3.ИвановаЛ.А.,Савельева О. В., Звонова Т. А. Одноизнаправленийздоровьесберегающей,оздоровительноразвивающейработывдошкольномобразовательномучреждении
//Ученыезапискиуниверситетаим.П.Ф.Лесгафта.–2013.–№3(97).–С.72–76.4.URL:https://ru.wikipedia.org/wiki/Черлидинг(датаобращения06.10.2014).5.ЮматоваД.Б.,БашмаковаЕ.А.Программапотехнологииcамосбереженияздоровьяижизненногооптимизма«Вцарствездоровья». –М.:ИздвоИПиПРНОМО,2002.–С.18–20.
Lidiya Ivanova,
Candidate of Pedagogic Sciences,AssociateProfessor,seniorlecturer, head of the chair of Physical Education, SamaraStateUniversityofEconomics, SamaraKfv2012@mail.ruOlga Kazakova,
Candidate of Pedagogic Sciences, leniorlecturerat the chair of Physical Education, Samara State University of Economics, Samarakazakova.kpn@gmail.comMarina Ierusalimova,
InstitutionKindergarten№61,Samarakazakova.kpn@gmail.comFormationofmotoractivityinchildrenofpreschoolagethroughnewhealthformingtechnologyAbstract. Theneedtomaintainandimprovethehealthofchildreninmodernsocietycompelsteachersofpreschoolstoseeknewformsandmeansofhealthcareactivities,becausetheyoungergeneration encountersincreasinglyhighrequirementsforphysicalandmentalhealth,emotionalendurance,whichcanbemetbyhealthychildrenexclusively.Theauthorsproposethecreationofhealthcareroominthemunicipalbudgetpreschooleducationalinstitution№61,fortheformationofchildren'sneedsinmotoractivityandphysicalperfectionthroughtheorganizationofadditionalgrouplessonsforkidsincheerleading.Thearticlesignsoutthehypothesis,aimandobjectivesofthebeginningoftheexperiment,describesthevariousexercisesusedininfantcheerleading.Keywords:healthcareroom,kidscheerleading,physicalactivity.References1.Ustav Vsemirnoj organizacii zdravoohranenija (VOZ). N'juJork, 22 ijulja 1946 g, pp. 1–2.Available at: http://www.doctorate.ru/ustavvsemirnojorganizaciizdravooxraneniya/ (data obrashhenija 06.10.2014)(in Russian).2.Maljarchuk,N. N.&Veshkurceva,E. V. (2012) “Napravlenija zdorov'erazvivajushhej dejatel'nosti v doshkol'nom uchrezhdenii”,Medrabotnik, № 7, p. 27(inRussian).3.Ivanova,L. A., Savel'eva,O. V.&Zvonova,T. A. (2013) “Odno iz napravlenijzdorov'esberegajushhej, ozdorovitel'norazvivajushhej raboty v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii”,Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta, № 3(97), pp. 72–76(in Russian).4.Available at: https://ru.wikipedia.org/wiki/Cherliding (data obrashhenija 06.10.2014)(in Russian).5.Jumatova,D. B.&Bashmakova,E. A. (2002) Programma po tehnologii camosberezhenija zdorov'ja i zhiznennogo optimizma “V carstve zdorov'ja”, Izdvo IPiPRNO MO, Moscow, pp. 18–20(in Russian).
Рекомендованокпубликации:
ГоревымП.М.,кандидатомпедагогическихнаук,главнымредакторомжурнала«Концепт»