Формирование общекультурных компетенций в условиях вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Пушкарева Л. Г. Формирование общекультурных компетенций в условиях вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S2. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14517.htm.
Аннотация. Статья посвящена формированию общекультурной компетенции, связанной с умениями и навыками в области родного языка. Представлены возможности формирования данной компетенции в рамках дисциплины «Обучение деловому общению».
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Пушкарева Людмила Григорьевна,кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омскlgpush@mail.ru

Формированиеобщекультурных компетенцийв условиях вуза

Аннотация.Статья посвящена формированию общекультурной компетенции, связанной с умениями и навыками в области родного языка. Представлены возможности формирования данной компетенции в рамках дисциплины «Обучение деловому общению».Ключевые слова:компетенция, общекультурные компетенции, культурноязыковая компетенция.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современный процесс образования в высших учебных заведениях претерпевает серьезные изменения, которые продиктованы рядом внешних и внутренних причин. Среди внешних отметим такие, как многообразные процессы в различных сферах экономики, мобильность населения, высокая конкуренция среди представителей ряда профессий, отсутствие налаженной системы взаимодействия предприятий, государственных компаний, корпораций с вузами для эффективного решения проблемы безработицы и отсутствия квалифицированных кадров. С другой стороны, такие внутренние факторы, как изменение федеральных государственных образовательных стандартов высшей школы, переход на двухуровневую систему обучения в вузе, смена образовательной парадигмы, новые требования к выпускникам, которые «должны обладать рядом качеств, востребованных рыночными условиями: высокая степень обучаемости, креативность, самостоятельность в принятии решений, готовность к инновационной деятельности» [1], требуют перехода на новый уровень преподавания с использованием такого понятия, как компетенция. В условиях жесточайшей конкуренции на рынке труда возрастают требования к работникам различного уровня, причем требования, как было указано выше, касаются не только их профессиональных качеств, но и личностных. Сейчас успешен и востребован не только высококлассный специалист, но и ответственный, грамотный,коммуникабельный, целеустремленный человек, обладающий лидерскими качествами. В связи с этим образовательные стандарты третьего поколения вузов включают в себя требования не только к профессиональным компетенциями, но и к общекультурным, отражающим преждевсего уровень культуры, воспитания, нравственности и духовности человека. Естественно, что овладение общекультурными компетенциями –длительный и непростой процесс, требующий не только передачи конкретных знаний в той или иной области, но и желания овладеть этими знаниями, обнаружить взаимосвязи между ними. Об этом справедливо говорит Л.В.Махаева: «Общие компетенции не могут «отрабатываться» как предметные, они надпредметны, т.е. формируются при изучении разных дисциплин постепенно и неравномерно»[2]. При овладении общекультурными компетенциями необходима активность как со стороны преподавателя, так и со стороны субъекта, т.е. студента. В большинстве определений компетенции подчеркивается ее личностный компонент, поскольку она включает в себя «совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним» [3]. Без учета важной роли личностного подхода в процессе формирования компетенций невозможно построить эффективный образовательный процесс.Как уже было замечено, изменение качественных внешних и внутренних требований к выпускнику вуза трансформирует процесс образования.Основной целью его становится развитие личности, способной удовлетворять определенным критериям, умеющей анализировать и прогнозировать свои действия, нести ответственность за результат деятельности, а также обладать высоким уровнем культуры, развитыми социальными навыками, нравственным потенциалом. В предлагаемой статье описываются возможные варианты формирования общекультурной компетенции, связанной с владением родным языком, поскольку в языке заложены культурные, нравственные, социальные и иные ценности, благодаря которым формируется личность. В стандартах третьего поколения для высших учебных заведений перечислены требования, предъявляемые к результатам освоения основных образовательных программ бакалавриата, в том числе и к языку. Среди прочих общекультурных компетенций требования к языку даются описательно через перечисление следующих умений и навыков: умение последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли как в устной, так и в письменной форме;владение русским литературным языком;умение выступать публично;навыки работы с научными текстами. В стандартах третьего поколения данная компетенция никак не названа, поэтому мы вслед за И.Ю.Токаревой [3] можем обозначить её как культурноязыковую. Более подробная характеристика культурноязыковой компетенции, как ее понимает названный автор, будет дана далее в тексте при описании форм организации самостоятельной работы. В нашем понимании данная компетенция включает в себя перечисленные в стандарте умения и навыки, а также осознание культурных, нравственных, исторических и иных ценностей, заключенных в языке. В русском языке отражается национальная картина мира, благодаря которой формируется мировоззрение и самосознание человека. Очень важно, чтобы студенты в полной мере понимали значение языка не только как средства общения, но и как элемента русской культуры. Несмотря на то, что языковые и речевые умения и навыки формируются уже в школе, в высшем учебном заведении они должны совершенствоваться, усложняться, приобретать индивидуальные черты, отражать ценностные ориентации личности. Речевая культура, высокий уровень развития коммуникативных умений и навыков, несомненно, должны стать отличительной чертой выпускника вуза независимо от его специализации и будущей профессиональной деятельности.В связи с этим представляется целесообразным усиление речевой, языковой и лингвистической составляющей обучения в высшем учебном заведении. В ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»в рамках подготовки бакалавров по направлению «Психологопедагогическое образование» разработана образовательная программа дисциплины «Обучение деловому общению». Программа дисциплины предполагает создание условий для совершенствования общекультурной компетенции, связанной с перечисленными в стандарте умениями. Основная особенность изучения названного курса –прикладной характер, две трети времени отводится практическим занятиям, на которых и происходит совершенствование и оттачивание речевых и коммуникативных навыков. Совершенствование указанной компетентности в рамках дисциплины «Обучение деловому общению» целесообразно осуществлять в несколько этапов, которые должны быть представлены на каждом практическом занятии. Эти этапы выделены нами не случайно: они соответствуют требованиям, предъявляемым к результатам освоения образовательных программ бакалаврами по направлению «психологопедагогическое образование».Первый этап практического занятия представляет собой рассмотрение нескольких теоретических вопросов, которые, как правило, должны носить дискуссионный характер. Например, подобный характер носят многие лингвокультурологические проблемы, вопросы, связанные с экологией языка и т.п.Предваряет теоретическую часть обязательное самостоятельное формулирование задач работы, благодаря чему процесс изучения материала приобретает осознанный и целенаправленный характер. Если говорить об обычных способах действий студентов при изучении теории, то очень часто они ограничиваются лишь тем, что «скачивают» теоретическую информацию из сети интернет, совершенно не анализируя, и просто пересказывают ее на занятии, особенно это касается так называемых непрофильных предметов. В рамках предлагаемой дисциплины задача студентов состоит в том, чтобы трансформировать теоретическую лингвистическую, лингвокультурологическую и иную информацию в схемы, таблицы, графики, модули и другие наглядные формы, а затем представить измененную информацию на занятии для восприятия другими студентами. Подобное преобразование развивает аналитические способности, логическое мышление, креативность, способствует осознанному усвоению полученной информации. Кроме этого дискуссионная направленность теоретических вопросов предполагает рассмотрение нескольких точек зрения на проблему, выявление и характеристику различных подходов к изучениюлингвистических явлений, знакомство с новейшей литературой. В таких условиях студент занимает принципиально иную учебную позицию: из объекта образовательной деятельности он превращается в субъекта этой деятельности, самостоятельно и творчески мыслящего. Мобилизация и активизация внутреннего потенциала личности в процессе изучения теоретического материала способствует повышению мотивации.Второй этап практического занятия посвящен рассмотрению и анализу реальных ситуаций делового общения, в которых нарушеныкакието его аспекты (нормативные, коммуникативные, этические), т.е. широко используется кейсметод. Анализ ситуаций (чаще всего групповой) строится по следующему плану: знакомство с ситуацией и ее «разыгрывание» на занятии;выявление ошибок и причин ихвозникновения;предложение вариантов решения ситуации и обсуждение предложенных вариантов;выработка и формулировка общего решения;«проигрывание» исправленной ситуации.В результате использования кейсметода на занятии студенты проявляют большую деловую активность, совершенствуют навыки ведения дискуссии и формулировки собственного решения, учатся сотрудничать с учетом индивидуальных особенностей участников дискуссии. Подобные навыки востребованы в реальных условиях, например, при собеседовании с потенциальным работодателем, при представлении разработанных проектов, в конфликтных ситуациях, при решении бытовых проблем в различных структурах.В зависимости от анализируемой ситуации решением ее может стать не только устное высказывание, но и письменный продукт (например, составленный кодекс поведения продавца строительных материалов, деловое письмо, запрос, обращение к собственникам жилых помещений, претензия, объявление и др.). Использование кейсметода повышает практикоориеннтированность процесса обучения, заложенную в стандартах третьего поколения. На третьем заключительном этапе подводятся итоги занятия в форме круглого стола по освоенному материалу. Данная форма организации предполагает высказывание каждого студента, его личное мнение, рефлексию о том, чего удалось и чего не удалось достичь на занятии. Высказывания студентов способствуют формированию навыков публичного выступления, критического отношения к самому себе и к своим товарищам. Особое внимание должно уделяться языковому оформлению высказывания,отражающему во вне усвоенное содержание дисциплины. Таким образом, практические занятия, организованные в рамках дисциплины «Обучение деловому общению», способствуют расширению лингвистического кругозора студентов, развитию их языкового вкуса и чутья, совершенствованию речевых способностей, раскрытию творческого потенциала, формированию самостоятельности мышления, осуществлению роли коммуникативного лидера, развивают ораторские умения и навыки. Нужно отметить, что в соответствии с новыми образовательнымистандартами важную роль в обучении играет организация самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа по дисциплине «Обучение деловому общению» строится также с учетом формирования общекультурных компетенций и прежде всего культурноязыковой, которой посвящена данная статья и о которой более подробно пишет И.Ю.Токарева. Она отмечает, что «культурноязыковую компетенцию можно представить как систему, в которую входят следующие составляющие:владение законами системных отношений между единицами данного языка;знание ассоциативнообразного арсенала языка;знание достаточного набора культурно значимых языковых единиц, выражаемых ими оценок и вызываемых ими эмоций;знание системы культурных установок, действующих как синхронно, так и на диахроническом уровне;знание артефактов и ментофактов культуры;умение соотносить культурно значимые языковые единицы с соответствующими артефактами и ментофактами культуры, культурными установками;умение использовать культурно значимые языковые единицы»[4].При таком подходе к пониманию компетенции главный смысл самостоятельной работы студентов в ходе изучения анализируемой дисциплины видится в расширении культурноязыкового поля обучающихся, включающего в себя те знания и умения, которых, безусловно, не хватает современным студентам. Основные виды самостоятельной работы, применяемые на практических занятиях: создание различных текстов актуальных деловых жанров с учетом национальных традиций и специфики; составление подборок образных средств языка в соответствии сзаданной тематикой (пословицы, поговорки, крылатые выражения, прецедентные высказывания, синонимические, антонимические ряды, семантические поля);подготовка мультимедийных презентаций о тенденциях современного делового общения; разработка сценариев речевого поведения представителей различных этнических групп в ситуациях делового общения;чтение художественных, публицистических текстов о языковых стереотипах и их проявлениях (например, рассказов Т.Толстой «Двое», «Политкорректность»). В заключение отметим, что успешность овладения общекультурными компетенциями зависит от большого числа различных факторов, но в каждом вузе можно создать оптимальные условия для этого. В статье предлагается один из способов формирования культурноязыковой компетенции в рамках отдельной дисциплины «Обучение деловому общению». Представляется, что данный способ является далеко не единственным и возможным. В настоящее время у вузов есть широкие возможности для реализации собственных образовательных программ в рамках курсов по выбору. И чем больше будет предлагаться курсов, направленных на формирование общекультурных компетенций, тем, по нашему мнению, вуз будет более востребован со стороны общества, работодателей, государства, тем привлекательнее будет его имидж среди других образовательных учреждений и тем шире будут его финансовые возможности.

Ссылки на источники1.ПушкареваЛ.Г., СавченкоТ.В. Требования, предъявляемые к преподавателюв условиях организации дистанционного обучения в вузе // Опыт и инновации в психологии и педагогике. –Ставрополь, 2013. –С.117–118.2.ТокареваИ.Ю. Культурноязыковая компетенция личности в ряду смежных способностей // Язык и культура. –2010. –№ 4.–С. 74.3.Там же.4.Там же.

LyudmilaPushkareva,candidateofPhilologicalSciences, AssociateProfessoratthechairofpedagogy, Siberian State University of physical culture and sports, Omsklgpush@mail.ruFormation of general cultural competence in terms of high schoolAbstarct.The article is devoted to the development of cultural competence connected with the skills in the field of the native language. Presents the possibilities of development of this competence in the framework of discipline «Teaching business communication».Key words:competence, General cultural competence, cultural and linguistic competence.References:1–4 –RussianSources.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»