Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Бобкова Т. С., Бобков О. Б. Психолого-педагогическая модель формирования учебно-профессиональной мотивации студентов экономического вуза // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S4. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14532.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов высших учебных заведений, поднимается вопрос разработки системы формирования устойчивой мотивации к труду с доминированием в ней профессиональных мотивов, сложившихся в период обучения в вузе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Бобкова Татьяна Степановна,кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» (Сызранский филиал), г. Сызраньtsbobkova@mail.ru

Бобков Олег Борисович, кандидат психологических наук, доцент кафедры экономики и управления ФГБОУ ВПО «Самарский государственный экономический университет» (Сызранский филиал), г. Сызраньtsbobkova@mail.ru

Психологопедагогическая модель формирования учебнопрофессиональной мотивации студентов экономического вуза

Аннотация.В статье рассматриваются проблемы мотивации студентов высших учебных заведений, поднимается вопрос разработки системы формирования устойчивой мотивации к труду с доминированием в ней профессиональных мотивов, сложившихся в период обучения в вузе.Ключевыеслова:мотивация, студенты вуза, учебнопрофессиональная деятельность, трансформация мотивов.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

На сегодняшний момент процесс реформирования всего образования и высшей школы в том числепроисходит в условиях социальнополитических преобразований и нестабильности экономических отношений, поэтому значение изучения мотивационного аспекта учебной деятельности студентов и становления их как специалистов в области экономики в стенах вуза резко возрастает. Мотивация первоначальна в любом виде деятельности. В современном мире инновационных технологий уровень профессионализма оказывает влияние на конкурентоспособность и уровень жизни человека в целом. Своевременное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей студентов –важныйпрогностическийаспект удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами,обусловливающими успешность профессионального обучения. Многочисленными исследованиями подтверждено, что проблемы в процессе обучения связаны не с уровнем интеллекта, а с недоразвитием волевых качеств, с недостаточно сформированной мотивационной сферой, имеющей определенную иерархичность и выражающейнаправленность личности [1].Вышеуказанные изменения социальноэкономической сферы требуют внедрения новых подходов в практику подготовки высококвалифицированных специалистов, что является наиболее актуальным в настоящее время. Профессиональная деятельность будущего экономиста требует от студента высшего учебного заведения сформированности целого ряда важных характеристик, в том числе высокоразвитой, устойчивой мотивации к труду с доминированием в ней профессиональных мотивов, сложившихся в период обучения в вузе. Одним из возможных способов достижения этого является целенаправленное формирование мотивации учебнопрофессиональной деятельности студентов вузов.

Обострившиеся в последнее время противоречия между потребностями нашего общества в высокопрофессиональных кадрах и недостаточной профессиональной компетентностью выпускников высших учебных заведений, между требованиями выбранной профессии и ее личностным смысловым наполнением для студентов вузаопределяют актуальные вопросы учебнопрофессиональной мотивации, решение которых имеет как теоретическое, так и практическое значение. На современном этапе возросший интерес к высшему образованию среди молодежи имеет прагматическую основу, тем самым тормозит процесс формирования учебнопрофессиональной мотивации и профессиональной направленности будущих специалистов. Наличие диплома о высшем образовании для студентов приобретает всё большую ценностьпо отношению к полученным знаниям. Исследования ученых показывают, что мотивы поступления в вуз разнообразны, но во многих случаях имеют внешнюю положительную направленность и носят ситуативный кратковременный характер, поэтому вероятность реализации себя в выбранной профессиональной сфере будет низкой [2]. Соответственно,возникает необходимость трансформации внешней мотивации во внутреннюю положительную, но субъективных оснований для этого недостаточно. Таким образом, необходим системный характер формирования мотивации учебнопрофессиональной деятельности студентов в образовательном процессе.В учебном процессе студенты должны выступать в качестве активных субъектов познавательной деятельности, что в значительной степени будет определять результативность учебной деятельности [3]. Теоретический анализ научной литературы показывает разноплановость имеющихся представлений о содержании понятия«учебнопрофессиональная мотивация». Под учебнопрофессиональной мотивацией следует понимать совокупность взаимосвязанных осознаваемых побуждений, определяющих профессиональную направленность и стимулирующих активность обучаемых на разные стороны будущей своей профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат) в процессе обучения в учебном заведении [4].Исходя из содержания предложенного вышепонятия учебнопрофессиональной мотивации, представим основные положения для разработки психологопедагогической модели формирования учебнопрофессиональной мотивации студентов на разных курсах в условиях экономического вуза:1) процесс формирования учебнопрофессиональной мотивацииимеет двойственную психологопедагогическую природу: психологическое воздействие направлено на изменение внешней мотивации во внутреннюю (трансформацию мотивов по линии от дефицитарных к развивающим), изменение психических структур обучаемых; педагогическая направленность осуществляется в системе вуза и входит в педагогическую подсистему;2) составляющие компоненты модели: целевая, теоретикометодологическая и практическая; целевая составляющая модели отражает стратегию деятельности преподавателей по формированию учебнопрофессиональной мотивации студентов; теоретикометодологическая составляющая модели включает научное представление о содержании явления «учебнопрофессиональная мотивация», компоненты учебнопрофессиональной мотивации, научные подходы к формированию и принципы формирования учебнопрофессиональной мотивации студентов вузов; практическая –психологопедагогические условия (единство взглядов и требований руководящего состава вуза, профессорскопреподавательского состава на учебнопрофессиональную подготовку студентов; единство и согласованность педагогических воздействий всех должностных лиц; качественная психологическая, акмеологическая и педагогическая подготовленность преподавателей; оптимизация и систематичность учебновоспитательных воздействий; объективная оценка и учет результатов учебной деятельности, совершенствование методических систем обучения специалистовэкономистов; привитие студентам навыков и умений рационального самообразования), коррекционноразвивающий блок и контрольнооценочный;3)в соответствии с содержаниемструктурных компонентов учебнопрофессиональной мотивации определены направления психологопедагогического сопровождения студентов, включающие три этапа практической составляющей: констатирующий, формирующий и контрольноаналитический; каждый этап имеет определенные цели и задачи, взаимосвязь и последовательность; основу модели составляет блок психологопедагогического сопровождения, включающий алгоритм деятельности; 4) реализация процесса формирования учебнопрофессиональной мотивации студентов потребовала обоснования содержания, форм и методов ее формирования в рамках деятельностного, личностнодеятельностного и социальнодеятельностного подходов; 5)цель разрабатываемой модели –повышение уровня учебнопрофессиональной мотивации студентов;6) разрабатываемая психологопедагогическая модель является системным образованием, поэтому требует выявления и рассмотрения всех компонентов учебнопрофессиональной мотивации (побуждения, потребности, мотивы, ценности и цели);7) дидактические и психологопедагогические принципы, связанные с общей проблематикой работы (принцип системности, единства теории и практики, гуманизации образования),выступают базовым основанием разработанной модели. Структура психологопедагогической модели формирования учебнопрофессиональной мотивации студентов представлена на рисунке.Для исследования учебнопрофессиональной мотивации студентов вузов можноиспользовать комплекс эмпирических методов: диагностический, экспериментальный, праксиметрический, рейтинг. Основными организационными методами являются комплексный и сравнительный. В качестве психодиагностического инструментария могут использоваться методики, позволяющие получить данные о личностных особенностях студентов, выраженности профессионально важных качеств, характеризующих уровень мотивации на определенном этапе профессионального становления, сформированности учебной и профессиональной мотивации: методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (автор В.Э. Мильман), методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (метод Ч.Д. Спилбергера, модификация А.Д.Андреевой),методика «Мотивация учебной деятельности студентов» (авторыА.А. Реан, В.А. Якунин, модификация Н.Ц.Бадмаевой), многофакторный личностный опросник Р. Кеттела (16 PF) –форма А,методика стиля руководства Журавлева.Результаты психодиагностики могут быть использованы психологами при разработке рекомендаций по формированию учебной мотивации, коррекционноразвивающих, тренинговых программ по самосовершенствованию, целеполаганию, повышению способности студентов к саморегуляции поведения.На формирующем этапе используется цикл психологических тренингов, направленных на развитие коммуникативных навыков и формирование сплоченности учебной группы; способствующих росту самосознания, профессиональной направленности и целеполагания; развитие психологического самоконтроля, обучение навыкам аутотренинга, релаксации, снятия психического и физического напряжения.































ЦЕЛЬ –повышение уровня учебнопрофессиональной мотивацииТЕОРЕТИКОМЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯУПМ студентов высших учебных заведенийСовокупность взаимосвязанных осознаваемых побуждений, определяющих профессиональную направленность и стимулирующих активность обучаемых на разные аспекты будущей профессиональной деятельности (на содержание, процесс, результат) в процессе обучения в учебном заведении

СОСТАВЛЯЮЩИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ

ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕIэтап КОНСТАТИРУЮЩИЙЦель–выявить уровень учебнопрофессиональной мотивации.Задачи: 1)разработать пакет диагностического инструментария в соответствии с показателями УПМ студентов;2)провести диагностику показателей УПМ студентовII–этапФОРМИРУЮЩИЙЦель –реализация процесса формирования учебнопрофессиональной мотивации.Задачи:1)формирование устойчивой положительной мотивации к профессиональной деятельности; 2) повышение адаптивности к условиям вуза;3) профилактика дезаптационных тенденций в период сессииIII–этапКОНТРОЛЬНОАНАЛИТИЧЕСКИЙЦель –выявить результаты деятельности по формированию УПМ.Задачи: 1)провести диагностику уровня сформированности УПМ студентов;2)разработать методические рекомендации по формированию УПМ

ПРАКТИЧЕСКАЯИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ БЛОКСовершенствование методических систем обучения будущих специалистов; привитие студентам навыков и умений рационального самообразования; выполнение специальных заданий, направленных на реализацию мотивации в ходе учебнопрофессиональной практики; индивидуальное психологическое консультирование студентов и преподавателей с целью выработки индивидуальных рекомендаций по формированию мотивации учебнопрофессиональной деятельности; проведение социальнопсихологических тренингов; создание учебнопроблемных ситуацийСОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ БЛОККорректировка дидактического процесса; творческий подход профессорскопреподавательского состава к педагогическому процессу; применение современных образовательных практик, основанных на информационных, коммуникационных, не директивных и креативных технологий; целенаправленная деятельность профессорскопреподавательского состава по оказанию систематического воздействия на побуждения обучающихсяПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯа) ориентация на преобладающие факторы личности студента, определяющие профессиональный выбор;б) осознание студентами процесса выбора профессии и получения избранной специальности;в) качественная психологопедагогическая подготовленность преподавателей вуза;г) единство и согласованность психологопедагогических воздействий;д) оптимизация и системность учебновоспитательных воздействий;е) объективная оценка и учет результатов формирования УПМПОДХОДЫДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙЛИЧНОСТНОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙСОЦИАЛЬНОДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙПРИНЦИПЫ1) ценностной ориентации; системности; единства теории и практики; гуманизацииобразования;2)оптимального сочетания групповых, индивидуальных форм обучения; междисциплинарной интеграции; проблемности; наглядности; сотворчестваКОМПОНЕНТЫ УПМ

ПОБУЖДЕНИЯАКТИВНОСТЬРЕЗУЛЬТАТКОНТРОЛЬНООЦЕНОЧНЫЙ БЛОКПоказатели сформированности УПМ у студентов:настойчивость, усердие, инициатива при подготовке к занятиям; активность, сосредоточенность, устойчивость внимания на учебных занятиях; отношение к успеху или неуспеху на занятиях, к получаемым оценкам на «рациональном» и эмоциональном уровнях; характер преодоления трудностей учебы; характер высказываний о своей будущей профессии; состояние успеваемости по предметам обучения; преобладание целевых ориентаций в учебнопрофессиональной деятельностиДля получения объективной информации об особенностях учебнопрофессиональной мотивации студентов применяется рейтинг –метод оценивания по шкалам, который называют методом косвенного наблюдения, или методом компетентных судей (преподаватели вуза).С этой целью можно использовать методику оценки сформированности учебнопрофессиональной мотивации студентов, котораясодержит следующие основные показатели мотивации учебной и общественной деятельности студентов: 1) настойчивость, усердие и инициатива при подготовке к занятиям; 2) активность, сосредоточенность, устойчивость внимания в ходе их проведения; 3) отношениек успеху или неуспеху на занятиях, к получаемым оценкам на рациональном и эмоциональном уровнях; 4) характер преодоления трудностей в учебе; 5) характер высказываний о своей профессии; 6) состояние дисциплинированности (посещаемости) и участие в общественной деятельности; 7) состояние успеваемости по предметам обучения; 8) преобладание целевых ориентаций в учебной деятельности.В контрольнооценочный блок входит модульнорейтинговая система оценки профессиональной деятельности студентов, которая широко используется в настоящее время ввысших учебных заведениях.Использование рейтинговой системы позволяет комплексно оценить результативность деятельности обучаемых, а также призвано существенно повысить их мотивацию [5]. Выделение структурных компонентов рейтинга достаточно условно, так как четко выраженных границ между направлениями учебнопрофессиональной деятельности студентов практически не существует. На практике все они взаимосвязаны и взаимодействуют одно с другим, хотя специфика каждого из структурных компонентов характерно проявляется в процессе профессиональной подготовки. Рейтинг предназначен: –для индивидуального позиционирования каждого студента относительно его сокурсников;–повышения объективности характеристики студента;–усиления заинтересованности студентов в результатах своей учебной деятельности;–повышениясамоконтроля и самоанализа деятельности студентов.Основой для определения рейтинга студента являются интегральные рейтинговые показатели: успеваемость, активность в научной работе, общественно полезная деятельность, дисциплинированность, сформированность навыков воспитательной работы, общественная активность. К числу преимуществ рейтинговой системы относятся:а) повышение мотивации студентов к активной и планомерной учебной работе по усвоению фундаментальных основ профессиональных знаний и умений в течение всего времени обучения;б) совершенствование организации и планирования образовательного процесса посредством повышения значимости индивидуальных форм работы со студентами, упорядочения системы контроля качества образования, выработки единых требований к комплексной оценке деятельности обучаемых;в) получение дифференцированной и разносторонней информации о качестве и результативностиобучения, а также о персональных достижениях студентов для их морального и материального поощрения: предоставлениепреимущественного права при направлении на стажировки, выдвижениена бюджетные стипендии, возможность распределения после выпуска; предоставлениеособых условий обучения и повседневной деятельности;

г) выявление перспективных направлений совершенствования повседневной деятельности в рамках воспитательного процесса, учебнометодической и научной работы преподавателей [6].Данная система оценкипозволит развивать и воспитывать следующие профессионально важные качества студентов:–аналитическое и критическое мышление; –коммуникативные и организаторские способности;–инициативность, ответственность за результаты своей работы;–умение рационально распределять свое время;–демократичность, объективность, соперничество;–стремление активно и содержательно обучаться, быть лидером.Разработанная психологопедагогическая модель формирования учебнопрофессиональной мотивации студентов вуза носит рекомендательный характер.

Ссылки на источники1.Бобков О. Б., Виноградова Г. А. Динамика учебнопрофессиональной мотивации курсантов в процессе обучения в военном вузе // Известия Самарского научного центра Российской академии наук: СНЦ РАН, 2012. –Т. 14. –№ 2. –С. 386–392.2.Панцева Е. Ю., Тойшева О. А. Технология формирования математических компетенций студентов экономических вузов // Инновации в науке. –2013. –№ 19. –С. 89–104.3.Бобков О. Б., Виноградова Г. А. Указ. соч.4.БобковО.Б.,Бобкова Т. С. Особенности военнопрофессиональной направленности личности курсантов военного авиационного вуза как содержательной характеристики профессионального становления военного специалиста // Высшее гуманитарное образование XXIвека: проблемы и перспективы: материалы шестой Междунар.науч.практ.конф. –Самара: ПГСГА, 2011. –С.48–51.

5.Панцева Е.Ю., Тойшева О.А. Указ. соч.6.БобковО.Б.,Бобкова Т. С. Профессиональное становление военного специалиста в период обучения в вузе в условиях модернизации военного образования //Сибирский педагогический журнал.–Новосибирск: НГПУ, 2011. –№9. –С. 217–231.

TatyanaBobkova, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of economics and management, Samara State University of Economics (Syzran Branch), Syzran

tsbobkova@mail.ruOleg Bobkov,Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the chair of economics and management, Samara State University of Economics(Syzran Branch), Syzran

tsbobkova@mail.ruPsychopedagogical model of formation the educational and professional motivation of students in economical universitiesAbstract.The authors view the motivation problems, which students of higher educational institutions have. The authors discuss the necessity of working out the system of steady motivation, where the professional motives dominate. These professional motives were developed during the university studies.Keywords:motivation, students of higher educational institutions, educational and professional work, transformation of motives.References1.Bobkov, O.B. andVinogradova, G.A. (2012) “Dinamikauchebnoprofessional'nojmotivaciikursantovvprocesseobuchenijavvoennomvuze”,IzvestijaSamarskogonauchnogocentraRossijskojakademiinauk: SNCRAN, Vol. 14, №2, pp. 386–392. (InRussian)2.Panceva, E.Ju. andTojsheva, O.A. (2013) “Tehnologijaformirovanijamatematicheskihkompetencijstudentovjekonomicheskihvuzo”,Innovaciivnauke, № 19, pp. 89–104. (In Russian)3.Bobkov, O.B. and Vinogradova, G.A. (2012) “Dinamika uchebnoprofessional'noj motivacii kursantov v processe obuchenija v voennom vuze”,Izvestija Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk: SNC RAN, Vol. 14, №2, pp. 386–392. (In Russian)4.Bobkov, O.B. and Bobkova, T.S. (2011) “Osobennosti voennoprofessional'noj napravlennosti lichnosti kursantov voennogo aviacionnogo vuza kak soderzhatel'noj harakteristiki professional'nogo stanovlenija voennogo specialista”,Vysshee gumanitarnoe obrazovanie XXIveka: problemy i perspektivy: materialy shestoj Mezhdunarodnoj nauchnoprakticheskoj konferencii, Samara, pp. 48–51. (In Russian)5.Panceva, E.Ju. and Tojsheva, O.A. (2013) “Tehnologija formirovanija matematicheskih kompetencij studentov jekonomicheskih vuzo”,Innovacii v nauke, № 19, pp. 89–104. (In Russian)6.Bobkov, O.B. and Bobkova, T.S. (2011) “Professional'noe stanovlenie voennogo specialista v period obuchenija v vuze v uslovijah modernizacii voennogo obrazovanija”,Sibirskij pedagogicheskij zhurnal, Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, №9, pp. 217–231. (In Russian)

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»