О роли мультипликации в духовно-нравственном и творческом развитии дошкольника

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Баранова Ю. А. О роли мультипликации в духовно-нравственном и творческом развитии дошкольника // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S6. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14557.htm.
Аннотация. Мультипликационный фильм обладает высоким потенциалом художественно-эстетического, нравственно-эмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательно-образовательными возможностями. В статье описан опыт использования мультипликации на занятиях с детьми в системе дополнительного образования. В процессе художественной деятельности мультфильм создает не только информационный фон, но и позволяет формировать такие ценности, как добро, любовь, семья, дружба, гуманное отношение к природе.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Баранова Юлия Александровна,преподавательЦентратворческого развития при Вятском художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых, г. Киров

Ороли мультипликации в духовнонравственном и творческом развитии дошкольника

Аннотация.Мультипликационный фильм обладает высоким потенциалом художественноэстетического, нравственноэмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательнообразовательными возможностями. В статье описан опыт использования мультипликации на занятиях с детьми в системе дополнительного образования. В процессе художественной деятельности мультфильм создает не только информационный фон, но и позволяет формировать такие ценности, как добро, любовь, семья, дружба, гуманное отношение кприроде.Ключевые слова:художественная деятельность, дополнительное образование детей, мультипликационный фильм.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

В настоящее время, в век высоких технологий, растет и развивается поколение, которое с ранних лет активно пользуется средствами информационных технологий. Так называемые гаджетыдети активно используют для получения информации, но при этом бесконтрольным остается качество потребляемой информации. Ребенок самостоятельно не может выделять полезную и нужную для него информацию, поэтому достойные произведения мультипликации, кинематографа, изобразительного искусства зачастую остаются в стороне, а юному зрителю попадают худшие образцы современного искусства. Доказано, что в некоторых мультипликационных фильмах содержится информация, которая негативно сказывается на физическом и психическом здоровье современных детей. Юный зритель не имеет необходимых знаний, жизненного опыта для выделения в огромном море информации интересной, нужной, а главное,полезной для него. Помочь дошкольнику ориентироваться в информационно насыщенном мире –задача педагогов и родителей.В данной статье мы представляем опыт использования мультипликации в центре творческого развития детей при Вятском художественном музее им. В.М. и А.М. Васнецовых. Четвертый год на базе музея успешно реализуется авторская программа «Музей. Искусство. Дети». Программа носит развивающий характер и основана на интеграции изобразительного искусства, технологии, музыки, мультипликации. На занятиях дети получают первые художественные впечатления, приобщаются к искусству, овладевают разными видами художественной деятельности, среди которых большое место занимают рисование, аппликация, лепка, конструирование. При этом на каждом занятии используются высокохудожественные мультипликационные фильмы.Роль мультипликационного фильма в жизни ребенка многие взрослые порой видят оченьузко и ограниченно. И эта роль в основномносит развлекательный характер. Мультфильм включают, когда хотят занять ребенка, однако значение мультипликационных фильмов не должно быть ограничено лишь организацией досуга ребенка. Мультипликационный фильм для дошкольника –это погружение в другой мир. Но информационный фон, в который будет погружаться ребенок,должен быть тщательно подобран учителями (родителями), иначе это погружение будет бесполезнымлибо вообще пагубным для дошкольника. Используя для занятия данный информационный ресурс, автор понимает, что мультипликация –это объединение сразу нескольких видов искусства. Мультипликационный фильм обладает высоким потенциалом художественноэстетического, нравственноэмоционального воздействия на детей дошкольного возраста, а также широкими воспитательнообразовательными возможностями. Выбирая мультипликационный фильм для занятия, мы руководствуемся целым рядом принципов. Среди них:соответствие теме занятия, ее большее раскрытие;духовнонравственное начало мультипликационного фильма;необычное художественное решение;качественный музыкальный ряд.На занятиях в студии развития автор статьи использует разные мультипликационные фильмы (представлены далее в таблице). Каждыйиз них посвоему знакомит ребенка с миром, ненавязчиво рассказывает о нем, о жизненных ценностях. В качестве дополнительного методического средства мультипликационные фильмы помогают педагогу создать целостную картину занятия. С их помощью легче формировать у ребенка нравственные качества, чувство прекрасного, эстетический вкус, учить его потреблять только достойный и качественный материал, оставляя все ненужное и разрушающее. В свою очередь, просмотры с последующим художественным анализом помогают детям ориентироваться в сложном и многообразном мире мультипликации, выбирать не только яркий и красочный материал, но и качественное художественное произведение. Автору особенно приятно подчеркнуть, что почти все из представленных мультипликационных фильмов созданы в России. Конечно, этот список не завершен, и мы надеемся, что с годами он будет пополняться новым материалом, который поможет нашим детям творчески и духовно развиваться.

Мультипликационный фильмВыходные данныеКраткое содержаниеМузыкальное сопровождениеЦенности, на формирование которых направлен фильм«Разноцветная история»Длительность:9 мин.Год: 1986Страна: СССРРежиссёр:Т. ПавленкоСценарий:М. ОстахновичОператор: А. МухинМонтаж:О. ДеряжнаяКомпозитор:И. КарабицХудожники:И. Смирнова, И. Дивишек [1]Музыкальный мультфильм про девочку, которая очень любит рисовать разных героев из известных сказок. Нарисованные на холсте персонажи оживают чудесным образом и участвуют в новых сказках. Нарисованный волк не хочет охотиться за Красной Шапочкой, но возникшая из фиолетовой гуаши Баба Яга начинает творить всякие злодеяния... (http://tavrobrazovanie.ru/load/multfilmy_dlja_detej/skachat_besplatno_raznocvetnaja_istorija/65102572,дата обращения 25.11.2013)В фильме использована музыка Чайковского

ДоброСемьяЛюбовьТворчество«Рыбка»Длительность:9 мин 35 сек.Год: 2006Страна: РоссияРежиссер:С. РябовСценарист:С. РябовАниматор:С. РябовЗвукооператор: С. Рябов [2]Мир маленького ребенка удивительный и сложный. Незначительное событие в его жизни может стать настоящей бедой, а доброта и тепло детской души способны совершить чудо: даже оживить рыбку (http://www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=6953дата обращения 25.11.2013)В фильме использованы фрагменты музыкальных произведений П.И.Чайковского, М.Равеля, И.БрамсаДоброЛюбовь Дружба«Адажио»Длительность:10 мин.Год: 2000Страна: РоссияРежиссер: Г. БардинСценарий: Г. БардинПродюсеры: Г.Бардин, Н.ДонатоваОператоры: А. Двигубский, И. СкиданБосинХудожники: В. Маслов, А.МеликСаркисянМонтаж: И. СобиноваКассиль [3]Философская притча, рассказывающая о серой толпе, которая не знает и не хочет знать своей истории. Нетерпимость к чужому мнению, к чужой конфессии, к другому цвету кожи —причина возникновения конфликтов в сегодняшнем мире (http://multikonline.ru/russkiemultfilmyonline/1933adazhio.htmlдата обращения 25.11.2013)В фильме использованфрагмент «Адажио Gminor» АльбинониДоброТерпимость к другимЖизнь

«Ель»Длительность:9 мин58сек.Год: 1984 Страна: СССРРежиссер: А. СолинXудожник:И. МедникЗвукооператор:Н. КудринаКомпозитор:В. БабушкинОператор:В. МиловановРедактор:В. МедведовскаяХудожникпостановщик:И.Пшеничная [4]Росла в лесу елочка. Была она еще маленькая, вокруг неена поляне росли старшие сородичи –ель да сосна. Елочка завидовала другим деревьям, ей хотелось поскорее вырасти, чтобы раскинуться ветвями и выглянуть из гущи лесной. Не знала елочка, что осенью лесорубы рубят самые высокие деревья (http://www.tvzavr.ru/Elдата обращения 25.11.2013)В фильме использована музыка композитора В. Б. Бабушкина

ДоброЛюбовьГуманностьЖизньПрирода«Весенние мелодии»Длительность:9 мин.Год: 1946 Страна: СССР Режиссёр:Д. Бабиченко Сценарист:Д. Бабиченко Художники:К. Зотов, К. Малышев, В.Валерианова [5]Музыкальный фильм о пробуждении природы. Отдельные эпизоды этого пробуждения иллюстрируются музыкальными произведениями великого русского композитора П. И. Чайковского в виде отдельных концертных номеровВ фильме использованы фрагменты музыкальных произведений П.И.ЧайковскогоПриродаЖизньДоброКрасота

«Морозный узор»Длительность: 4 мин 32сек.Год: 1974 Страна: СССРРежиссер: Б. АрдовСценарист: Г. СуфимоваКомпозитор: Г. ПодэльскийОператор: Э. Гаман [6]Как Морозик украсил дождливый день сверкающим снегом

В фильме использована музыка Г.В.Подэльского

ДоброКрасотаЖизньПриродаТаким образом, грамотно подобранный мультипликационный фильм помогает дошкольнику погрузиться в мир фантазии, расширить его художественные представления; ненавязчиво рассказывает о плохом и хорошем, добром и злом; заставляет поразмышлять над жизненными ситуациями, подталкивает к хорошим поступкам. Не стоит забывать и о выразительных возможностях цвета, пятна, линии, музыкальности, динамичностии в то же время лаконичности мультипликационного фильма. Подводя итог, автор настоящей статьиубежден, что мультипликационное кино может найти широкое применение в воспитательной и образовательной деятельности.

Ссылки на источники1.URL: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=2431(дата обращения 25.11.2013).2.URL: http://www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=6953(дата обращения 25.11.2013).

3.

URL: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=1419(дата обращения 25.11.2013).4.URL: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=421(дата обращения 25.11.2013).5.URL: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=246(дата обращения 25.11.2013).6.URL: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=769(дата обращения 25.11.2013).

Yulia Baranova, Teacher, Center of Creative Development, Vyatka Art Museum after V.M.Vasnetsov and A.M. Vasnetsov, KirovThe role of animation in spiritual and moral development of preschool childrenAbstract.Animated film has a high potential of artistic and aesthetic, moral and emotional impact on children of preschool age, as well as extensive educational and training opportunities. The author describes the experience of using animation on lessons in the system of supplementary education. In the process of artistic activity cartoons do not create only background information, but allow children to develop such values as goodness, love, family, friendship, humane attitude toward nature.Key words:artistic activity, additional education of children, animated film.References1.Avialableat: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=2431(дата обращения 25.11.2013).2.Avialableat: http://www.animator.ru/db/?p=show_film&fid=6953(дата обращения 25.11.2013).3.Avialableat: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=1419(дата обращения 25.11.2013).4.Avialableat: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=421(дата обращения 25.11.2013).5.Avialableat: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=246(дата обращения 25.11.2013).6.Avialableat: http://crazymama.ru/cartoon.php?id_cartoon=769(дата обращения 25.11.2013).

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»