Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Иванова
О.
В. Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S6. – С.
21–25. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14560.htm.
Аннотация. В статье изложены некоторые проблемы внедрения инновационных образовательных технологий при подготовке студентов инженерных направлений под-готовки в условиях реформирования системы высшего образования и конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг.
Похожие статьи
Текст статьи
Иванова Ольга Владимировна,кандидат технических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Костромской государственный технологический университет», г. Костромаolgavladivanov@yandex.ru
Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки
Аннотация.В статье изложены некоторые проблемы внедрения инновационных образовательных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки в условиях реформирования системы высшего образования и конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг.Ключевые слова:технология, проблемы, образование, конкурентоспособность, инновации.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современный этап реформирования высшей школы–это время глобальных перемен, переосмысления настоящего положения, разработка новой миссии, стратегии, постановка новых целей, поиск инновационных форм и методов обучения.
Модернизация системы образования в России предполагает качественные изменения процессов обучения и воспитания подрастающего поколенияв контекстесоциокультурного развития, подходов, педагогического менталитета, использования современных инновационных технологий обучения.Новое качество образования, фундаментом которого являются интегрированные системы естественных, технических, социальных и гуманитарных наук,–основажизнеобеспечения и развития человеческого общества вракурсе социальноэтического и экологического направления.Главной идеей модернизации системы отечественного образования можно считать универсальность, мобильностьи технологическуюпреемственность, так как воздействие человека на природу сегодня носит всеобъемлющий глобальный характер, следовательно, ответственность каждого за весь ход эволюции цивилизации возрастает в геометрической прогрессии.Возрастает роль технологического образования, базисом которого является понятие «технология». Быть технологически грамотным и компетентным для студента означает быть нравственно, этически, психологически,практически способным осуществлять продуктивную преобразовательную совместнораспределенную деятельность, используя различные технологии, выбирая из них оптимальные для решения конкретных профессиональных задачна основе применения фундаментальных и прикладных технологических знаний и осознания себя как субъекта профессиональной деятельности [1].В процессе обучения в вузе студент должен подготовиться к деятельности, направленной на созидание,преобразование,с использованием знаний и методов из различных научных областей (см. табл. 1) [2; 3].В новой системе возрастает роль и ответственность педагогапреподавателя, который также должен находиться в постоянном поиске новых знаний, самосовершенствоваться. Процесс обучения и воспитания должен осуществляться с учетом социоИванова О.В. Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки // Концепт. –2014. –Спецвыпуск №06. –ART14560. –0,34п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14560.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
культурных, демографических, социальноэкономических факторов; учитывать имеющийся жизненныйпрактический опыта учащихся в условиях обновления научных знаний, развития техники и технологий.Современное технологическое образование в вузе знакомит студентов с новыми технологиями, которые находят сегодня широкое применение во всех сферах науки, образования и в разнообразных практических вопросах.Таблица 1Методы исследования, используемые в технологическом образовании
Методы исследованияобщенаучныеаналитикопрогностическиеиз разных областей знанийСистемный анализ (systemanalysis) –совокупность методов и средств исследования сложных объектов и процессов. Этот анализ рассматривает любую технологическую ситуацию в контексте внешних и внутренних причинноследственных связей.Комплексный подход
Предусматривает проявление разновеликих конкретных технологических ситуаций, успешный выход из которых строится на стратегических и тактических решениях. Программноцелевое планирование
Применяется при выработке и реализации технологической стратегии и тактики, т.е. программируетсяи планируется вся деятельность
Комплексное прогнозирование (integratedforecasting) –разработка системы прогнозов, рассматривающих разные аспекты развития технологии. Главный методический принцип комплексного прогнозирования –взаимная корректировка различных прогнозов.Линейное программирование представляет собой математический подход при выборе из ряда альтернативных вариантов наиболее благоприятного технического решения. Математические модели (mathematicalmodels) –описание объектов, закономерностей, связей и процессов посредством математических знаков и связывающей их совокупности математических соотношений, которые позволяют с учетом действующих факторов внешней и внутренней среды оценивать развитие конкретного участка технологической цепочки, конкурентоспособность и др. Статистический анализ используется для выборки, ранжирования закономерностей, определения тесноты корреляционной связи и т.п.Теория вероятности способствует принятию правильных решений при выборе из возможных действий наиболее предпочтительного, а также определению значений вероятности наступления определенных событий.Сетевое планирование обеспечивает регулирование последовательности выполнения работ, отдельных операций в рамках осуществления конкретного проекта, а также определение основных этапов, сроков их реализации, затрат и др.Теория связи помогает совершенствовать связь (механизм обратных связей) объектов технологии с конкретной технологической ситуацией, повышать эффективность Социология изучает развитие различных сфер жизнедеятельности человека, его ценностные ориентации, способствует нахождению рациональных решений с учетом интересов, мнений, рекомендаций потребителей, посредников, торговцев.Психология посредством анализа мотиваций определяет поведение субъектов рынка (изготовителей, продавцов), восприятие ими товаров, услуг, рекламы, выявляя факторы влияния на их поведение.Антропология корректирует проектирование, изготовление, реализацию товарной продукции с учетом национальных и физических особенностей, уровня жизни отдельных больших и малых групп потребителей. Антропологические измерения используются при моделировании мебели, одежды, обуви, головных уборов и т.д.с ориентацией на деловой рынок
Иванова О.В. Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки // Концепт. –2014. –Спецвыпуск №06. –ART14560. –0,34п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14560.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
использования получаемых информационных данных, позволяет своевременно получить сигнальную информацию о процессах, а также управлять процессами производства и сбыта (увязка производственных мощностей с возможностями сбыта), товарными запасами (регулирование поступлений и отгрузки товаров).Деловые игры (businessplay) –метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам в различных производственных ситуациях. Они позволяют моделировать и имитировать (проигрывать) задачи и действия как абстрактных, так и конкретных объектов, стремящихся находить оптимальные коммерческохозяйственные решения
В условиях динамичного обновления научных знаний, развития техники и технологий особую значимость имеют вопросы преемственности и системы непрерывного технологического образования [4]. Отечественная система образования накопила значительный опыт взаимодействия предприятий, высшей и средней школы. Сегодня в эту цепочку активно включилось среднее профессиональное образование.
Эффективноепостроение системы непрерывного технологического образования определяется преемственностью ступеней. Происходит переосмыслениесущности и функций профессионального образования. Переход к непрерывному технологическому образованию повлек за собой изменения в традиционной методической системе обучения в школе, техникуме и вузе. Приветствуется сетевая форма обучения, предполагающая взаимодействие технологической цепочки: от школьной скамьи до места трудоустройства, включая ступени среднего и высшего профессионального образования.С одной стороны,положительная роль сетевой формы обучения понятна и логична, с другой стороны,школьник четырнадцати лет должен принять обдуманное и взвешенное решение, связанное с выбором будущей профессии, –выбрать профиль обучения ис 9гопо 11йкласс совершенствовать свои навыки и получать углубленные знания по выбранному направлению. В случае осознаниянеправильности выбранного путимолодых людей встречают трудности с переходом в класс другого профиля, связанные с различным распределением часов по изучаемым предметам. Эти моменты повышают социальную и психологическую ответственность за принятые решения.
На всех ступенях обучения значительно возросла роль самообразования и самоподготовки. Большее внимание уделяетсяпроективным, интерактивным и другим инновационным технологиям обучения. Для обеспечения преемственности обучения формируются общеучебные, общеинтеллектуальные, технологические умения и навыки, основанные на проектировочной деятельности. Еще одной значимой проблемой вузов в условиях реформирования является обеспечение набора абитуриентов на инженерные специальности. Причин несколько: вопервых, демографический спад 90х гг., вовторых, отток молодых людей из провинциальных городов в столичные вузы, предлагающие альтернативное образование, втретьих, сокращение бюджетных мест. Следовательно,вузы в сложившейся ситуации находятся в условиях жесточайшей конкуренции. Рынок диктует свои условия, согласно которым сегодняшняя конкурентная борьба среди студентов обеспечивает возможность конкуренции компаний в будущем.
Иванова О.В. Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки // Концепт. –2014. –Спецвыпуск №06. –ART14560. –0,34п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14560.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Одним из инструментов повышения конкурентной борьбы являетсяиспользование в высшей школе балльнорейтинговой системы оценки знаний студентов, которая стимулирует повседневную систематическую работу студентов;·снижает роли случайных факторов при сдаче экзаменов и/или зачетов; помогаетопределить реальное место, которое занимает студент средисокурсников в соответствии со своими успехами; повышает мотивацию студентов к освоению профессиональных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы; создает объективные критерии при определении кандидатов на продолжениеобучения в рамках многоуровневой системы.
Одним из главных показателей деятельностивузастановится удовлетворенность потребителей [5]. Основными же критериями выбора вуза, азначит, его конкурентоспособностиявляются:имидж;наличие подготовки по новым перспективным направлениям;стоимость обучения;наличие конкурсного отбора;содействие выпускникам в трудоустройстве;отсрочка от армии, наличие военной кафедры;организация практик, стажировок за рубежом;признание диплома за рубежом;наличие общежития;информативность.Типовая схема оценки конкурентоспособности образовательных услугв принципе аналогична этапам оценки конкурентоспособности товаров (табл. 2).
Достаточно низкая конкурентоспособность региональных вузов, данные мониторинга эффективности определяют следующую проблему –поступление абитуриентов на инженерные направления подготовки с низким проходным баллом ЕГЭ. Преподаватели отмечают общее снижение уровня довузовской подготовки, необходимой для успешного освоения технических и технологических дисциплин, эффективного проведения проектной, информационнокоммуникативной и производственнотехнологической деятельности.Таблица 2Проектирование конкурентоспособности образовательных услуг
Изучение конъюнктуры рынка образовательных услугСбор и анализ данных о
конкурентах Изучение потребностей потенциальных абитуриентовВыбор конкретного вузаВыбор вузааналога для сравненияВыбор номенклатуры критериев конкурентоспособности вузаСравнительный анализ критериев исследуемого вуза ивузааналогаУровень качества образования, эффективность, стоимость обученияПрочие критерии
Определение единичных критериев конкурентоспособностиОпределение групповых критериев конкурентоспособностиОпределение обобщенного критерия конкурентоспособностиФакторный анализОпределение направлений и мер по повышению конкурентоспособности образовательных услугУстановление значений проектируемых критериев конкурентоспособности в результате реализацииразработанных мероприятий
Иванова О.В. Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки // Концепт. –2014. –Спецвыпуск №06. –ART14560. –0,34п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14560.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Арсенал современных инновационных технологий позволяет скорректировать эту ситуацию,повысить заинтересованность студентов в освоении учебного материала и подготовить его к динамично меняющимся условиям настоящего времени.Информационнокоммуникационные технологии существенноускоряют процесс поиска,обмена и передачи информации, расширяют кругозор, требуют постоянного обновления содержания учебных дисциплин. Всеобъемлющая информатизациязначительно облегчает процесс доступного и наглядного предоставления сложной технической информации, например,с помощью мультимедийной техники, интерактивного взаимодействия с использованием ресурсов сети Интернет.Личностноориентированные технологии повышают социокультурную ипсихологическую роль студента как субъекта общественной формации. Информационноаналитический подход –основа управления качеством учебной подготовки, а значит, и конкурентоспособностью высшего учебного заведения в целом.Плановый мониторинг интеллектуального развития в высшей школе, как правило связан с промежуточным и итоговым контролем. Балльнорейтинговая система оценки –один из вариантов его эффективного использования.Таким образом, современные инновационные технологии, безусловно,стимулируют продвижение вперед в нелегких условиях реформирования системы высшего образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов поколения «3 плюс», но для инженерных направлений подготовки должны использоваться как эффективное дополнение к качественной аудиторной нагрузке, традиционно применявшейся при подготовке высококвалифицированных инженеров.
Ссылки на источники1.Технологическоеобразование для подготовкиинженернотехническихкадров: материалы XVII Междунар.науч.практ.конф.по проблемам технологического образования школьников / под ред. Ю. Л. Хотунцева. –М.: МИОО, 2011. –393с.2.Каменева Н.Г., ПоляковВ. А.Маркетинговые исследования. –М.: Вузовский учебник, 2006.–439с.3.Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб.для бакалавров.–3е изд., перераб. и доп. –М.: Издво Юрайт, 2013.–437 с. (Серия: Бакалавр. Углубленный курс).4.Технологическое образование:проблемы и перспективы взаимодействия вуза и школы: коллективная монография / отв. ред., авт.сост.П. А. Петряков: НовГУ имени Ярослава Мудрого. –Великий Новгород, 2008. –Вып. 6.–288 с.(Серия «Научные доклады»).5.Лифиц И.М. Указ. соч.
OlgaIvanova,
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Kostroma State Technological University, Kostromaolgavladivanov@yandex.ruProblems of use of modern innovative technologies while training students ofengineering majorsAbstract.The author describes some problems of introduction of innovative educational technologies while training students ofengineering majorsin conditions of reforming of system of the higher education and competitive situation in the market of educational services.Keywords:technology, problems, education, competitiveness, innovationsReferences1.Hotuncev,Ju. L. (ed.) (2011) Tehnologicheskoe obrazovanie dlja podgotovki inzhenernotehnicheskih kadrov: materialy XVII Mezhdunar. nauch.prakt. konf. po problemam tehnologicheskogo obrazovanija shkol'nikov,MIOO,Moscow,393 p.(in Russiаn).2.Kameneva, N.G., Poljakov, V.A. (2006) Marketingovye issledovanija,Vuzovskij uchebnik,Moscow, 439p.(in Russiаn).3.Lific, I.M. (2013) Konkurentosposobnost' tovarov i uslug: ucheb. dlja bakalavrov, 3e izd., pererab. i dop.,Izdvo Jurajt,Moscow,437 p. (Serija: Bakalavr. Uglublennyj kurs) (in Russiаn).
Иванова О.В. Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки // Концепт. –2014. –Спецвыпуск №06. –ART14560. –0,34п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14560.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Petrjakov, P.A. (ed.) (2008) Tehnologicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy vzaimodejstvija vuza i shkoly: kollektivnaja monografija,NovGU imeni Jaroslava Mudrogo, vyp. 6,Velikij Novgorod, 288 p. (Serija “Nauchnye doklady”)(in Russiаn).5.Lific,I.M. Op. cit.
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки
Аннотация.В статье изложены некоторые проблемы внедрения инновационных образовательных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки в условиях реформирования системы высшего образования и конкурентной ситуации на рынке образовательных услуг.Ключевые слова:технология, проблемы, образование, конкурентоспособность, инновации.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современный этап реформирования высшей школы–это время глобальных перемен, переосмысления настоящего положения, разработка новой миссии, стратегии, постановка новых целей, поиск инновационных форм и методов обучения.
Модернизация системы образования в России предполагает качественные изменения процессов обучения и воспитания подрастающего поколенияв контекстесоциокультурного развития, подходов, педагогического менталитета, использования современных инновационных технологий обучения.Новое качество образования, фундаментом которого являются интегрированные системы естественных, технических, социальных и гуманитарных наук,–основажизнеобеспечения и развития человеческого общества вракурсе социальноэтического и экологического направления.Главной идеей модернизации системы отечественного образования можно считать универсальность, мобильностьи технологическуюпреемственность, так как воздействие человека на природу сегодня носит всеобъемлющий глобальный характер, следовательно, ответственность каждого за весь ход эволюции цивилизации возрастает в геометрической прогрессии.Возрастает роль технологического образования, базисом которого является понятие «технология». Быть технологически грамотным и компетентным для студента означает быть нравственно, этически, психологически,практически способным осуществлять продуктивную преобразовательную совместнораспределенную деятельность, используя различные технологии, выбирая из них оптимальные для решения конкретных профессиональных задачна основе применения фундаментальных и прикладных технологических знаний и осознания себя как субъекта профессиональной деятельности [1].В процессе обучения в вузе студент должен подготовиться к деятельности, направленной на созидание,преобразование,с использованием знаний и методов из различных научных областей (см. табл. 1) [2; 3].В новой системе возрастает роль и ответственность педагогапреподавателя, который также должен находиться в постоянном поиске новых знаний, самосовершенствоваться. Процесс обучения и воспитания должен осуществляться с учетом социоИванова О.В. Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки // Концепт. –2014. –Спецвыпуск №06. –ART14560. –0,34п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14560.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
культурных, демографических, социальноэкономических факторов; учитывать имеющийся жизненныйпрактический опыта учащихся в условиях обновления научных знаний, развития техники и технологий.Современное технологическое образование в вузе знакомит студентов с новыми технологиями, которые находят сегодня широкое применение во всех сферах науки, образования и в разнообразных практических вопросах.Таблица 1Методы исследования, используемые в технологическом образовании
Методы исследованияобщенаучныеаналитикопрогностическиеиз разных областей знанийСистемный анализ (systemanalysis) –совокупность методов и средств исследования сложных объектов и процессов. Этот анализ рассматривает любую технологическую ситуацию в контексте внешних и внутренних причинноследственных связей.Комплексный подход
Предусматривает проявление разновеликих конкретных технологических ситуаций, успешный выход из которых строится на стратегических и тактических решениях. Программноцелевое планирование
Применяется при выработке и реализации технологической стратегии и тактики, т.е. программируетсяи планируется вся деятельность
Комплексное прогнозирование (integratedforecasting) –разработка системы прогнозов, рассматривающих разные аспекты развития технологии. Главный методический принцип комплексного прогнозирования –взаимная корректировка различных прогнозов.Линейное программирование представляет собой математический подход при выборе из ряда альтернативных вариантов наиболее благоприятного технического решения. Математические модели (mathematicalmodels) –описание объектов, закономерностей, связей и процессов посредством математических знаков и связывающей их совокупности математических соотношений, которые позволяют с учетом действующих факторов внешней и внутренней среды оценивать развитие конкретного участка технологической цепочки, конкурентоспособность и др. Статистический анализ используется для выборки, ранжирования закономерностей, определения тесноты корреляционной связи и т.п.Теория вероятности способствует принятию правильных решений при выборе из возможных действий наиболее предпочтительного, а также определению значений вероятности наступления определенных событий.Сетевое планирование обеспечивает регулирование последовательности выполнения работ, отдельных операций в рамках осуществления конкретного проекта, а также определение основных этапов, сроков их реализации, затрат и др.Теория связи помогает совершенствовать связь (механизм обратных связей) объектов технологии с конкретной технологической ситуацией, повышать эффективность Социология изучает развитие различных сфер жизнедеятельности человека, его ценностные ориентации, способствует нахождению рациональных решений с учетом интересов, мнений, рекомендаций потребителей, посредников, торговцев.Психология посредством анализа мотиваций определяет поведение субъектов рынка (изготовителей, продавцов), восприятие ими товаров, услуг, рекламы, выявляя факторы влияния на их поведение.Антропология корректирует проектирование, изготовление, реализацию товарной продукции с учетом национальных и физических особенностей, уровня жизни отдельных больших и малых групп потребителей. Антропологические измерения используются при моделировании мебели, одежды, обуви, головных уборов и т.д.с ориентацией на деловой рынок
Иванова О.В. Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки // Концепт. –2014. –Спецвыпуск №06. –ART14560. –0,34п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14560.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
использования получаемых информационных данных, позволяет своевременно получить сигнальную информацию о процессах, а также управлять процессами производства и сбыта (увязка производственных мощностей с возможностями сбыта), товарными запасами (регулирование поступлений и отгрузки товаров).Деловые игры (businessplay) –метод имитации выработки управленческих решений по заданным правилам в различных производственных ситуациях. Они позволяют моделировать и имитировать (проигрывать) задачи и действия как абстрактных, так и конкретных объектов, стремящихся находить оптимальные коммерческохозяйственные решения
В условиях динамичного обновления научных знаний, развития техники и технологий особую значимость имеют вопросы преемственности и системы непрерывного технологического образования [4]. Отечественная система образования накопила значительный опыт взаимодействия предприятий, высшей и средней школы. Сегодня в эту цепочку активно включилось среднее профессиональное образование.
Эффективноепостроение системы непрерывного технологического образования определяется преемственностью ступеней. Происходит переосмыслениесущности и функций профессионального образования. Переход к непрерывному технологическому образованию повлек за собой изменения в традиционной методической системе обучения в школе, техникуме и вузе. Приветствуется сетевая форма обучения, предполагающая взаимодействие технологической цепочки: от школьной скамьи до места трудоустройства, включая ступени среднего и высшего профессионального образования.С одной стороны,положительная роль сетевой формы обучения понятна и логична, с другой стороны,школьник четырнадцати лет должен принять обдуманное и взвешенное решение, связанное с выбором будущей профессии, –выбрать профиль обучения ис 9гопо 11йкласс совершенствовать свои навыки и получать углубленные знания по выбранному направлению. В случае осознаниянеправильности выбранного путимолодых людей встречают трудности с переходом в класс другого профиля, связанные с различным распределением часов по изучаемым предметам. Эти моменты повышают социальную и психологическую ответственность за принятые решения.
На всех ступенях обучения значительно возросла роль самообразования и самоподготовки. Большее внимание уделяетсяпроективным, интерактивным и другим инновационным технологиям обучения. Для обеспечения преемственности обучения формируются общеучебные, общеинтеллектуальные, технологические умения и навыки, основанные на проектировочной деятельности. Еще одной значимой проблемой вузов в условиях реформирования является обеспечение набора абитуриентов на инженерные специальности. Причин несколько: вопервых, демографический спад 90х гг., вовторых, отток молодых людей из провинциальных городов в столичные вузы, предлагающие альтернативное образование, втретьих, сокращение бюджетных мест. Следовательно,вузы в сложившейся ситуации находятся в условиях жесточайшей конкуренции. Рынок диктует свои условия, согласно которым сегодняшняя конкурентная борьба среди студентов обеспечивает возможность конкуренции компаний в будущем.
Иванова О.В. Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки // Концепт. –2014. –Спецвыпуск №06. –ART14560. –0,34п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14560.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Одним из инструментов повышения конкурентной борьбы являетсяиспользование в высшей школе балльнорейтинговой системы оценки знаний студентов, которая стимулирует повседневную систематическую работу студентов;·снижает роли случайных факторов при сдаче экзаменов и/или зачетов; помогаетопределить реальное место, которое занимает студент средисокурсников в соответствии со своими успехами; повышает мотивацию студентов к освоению профессиональных программ на базе более высокой дифференциации оценки результатов их учебной работы; создает объективные критерии при определении кандидатов на продолжениеобучения в рамках многоуровневой системы.
Одним из главных показателей деятельностивузастановится удовлетворенность потребителей [5]. Основными же критериями выбора вуза, азначит, его конкурентоспособностиявляются:имидж;наличие подготовки по новым перспективным направлениям;стоимость обучения;наличие конкурсного отбора;содействие выпускникам в трудоустройстве;отсрочка от армии, наличие военной кафедры;организация практик, стажировок за рубежом;признание диплома за рубежом;наличие общежития;информативность.Типовая схема оценки конкурентоспособности образовательных услугв принципе аналогична этапам оценки конкурентоспособности товаров (табл. 2).
Достаточно низкая конкурентоспособность региональных вузов, данные мониторинга эффективности определяют следующую проблему –поступление абитуриентов на инженерные направления подготовки с низким проходным баллом ЕГЭ. Преподаватели отмечают общее снижение уровня довузовской подготовки, необходимой для успешного освоения технических и технологических дисциплин, эффективного проведения проектной, информационнокоммуникативной и производственнотехнологической деятельности.Таблица 2Проектирование конкурентоспособности образовательных услуг
Изучение конъюнктуры рынка образовательных услугСбор и анализ данных о
конкурентах Изучение потребностей потенциальных абитуриентовВыбор конкретного вузаВыбор вузааналога для сравненияВыбор номенклатуры критериев конкурентоспособности вузаСравнительный анализ критериев исследуемого вуза ивузааналогаУровень качества образования, эффективность, стоимость обученияПрочие критерии
Определение единичных критериев конкурентоспособностиОпределение групповых критериев конкурентоспособностиОпределение обобщенного критерия конкурентоспособностиФакторный анализОпределение направлений и мер по повышению конкурентоспособности образовательных услугУстановление значений проектируемых критериев конкурентоспособности в результате реализацииразработанных мероприятий
Иванова О.В. Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки // Концепт. –2014. –Спецвыпуск №06. –ART14560. –0,34п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14560.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Арсенал современных инновационных технологий позволяет скорректировать эту ситуацию,повысить заинтересованность студентов в освоении учебного материала и подготовить его к динамично меняющимся условиям настоящего времени.Информационнокоммуникационные технологии существенноускоряют процесс поиска,обмена и передачи информации, расширяют кругозор, требуют постоянного обновления содержания учебных дисциплин. Всеобъемлющая информатизациязначительно облегчает процесс доступного и наглядного предоставления сложной технической информации, например,с помощью мультимедийной техники, интерактивного взаимодействия с использованием ресурсов сети Интернет.Личностноориентированные технологии повышают социокультурную ипсихологическую роль студента как субъекта общественной формации. Информационноаналитический подход –основа управления качеством учебной подготовки, а значит, и конкурентоспособностью высшего учебного заведения в целом.Плановый мониторинг интеллектуального развития в высшей школе, как правило связан с промежуточным и итоговым контролем. Балльнорейтинговая система оценки –один из вариантов его эффективного использования.Таким образом, современные инновационные технологии, безусловно,стимулируют продвижение вперед в нелегких условиях реформирования системы высшего образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов поколения «3 плюс», но для инженерных направлений подготовки должны использоваться как эффективное дополнение к качественной аудиторной нагрузке, традиционно применявшейся при подготовке высококвалифицированных инженеров.
Ссылки на источники1.Технологическоеобразование для подготовкиинженернотехническихкадров: материалы XVII Междунар.науч.практ.конф.по проблемам технологического образования школьников / под ред. Ю. Л. Хотунцева. –М.: МИОО, 2011. –393с.2.Каменева Н.Г., ПоляковВ. А.Маркетинговые исследования. –М.: Вузовский учебник, 2006.–439с.3.Лифиц И.М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учеб.для бакалавров.–3е изд., перераб. и доп. –М.: Издво Юрайт, 2013.–437 с. (Серия: Бакалавр. Углубленный курс).4.Технологическое образование:проблемы и перспективы взаимодействия вуза и школы: коллективная монография / отв. ред., авт.сост.П. А. Петряков: НовГУ имени Ярослава Мудрого. –Великий Новгород, 2008. –Вып. 6.–288 с.(Серия «Научные доклады»).5.Лифиц И.М. Указ. соч.
OlgaIvanova,
Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, Kostroma State Technological University, Kostromaolgavladivanov@yandex.ruProblems of use of modern innovative technologies while training students ofengineering majorsAbstract.The author describes some problems of introduction of innovative educational technologies while training students ofengineering majorsin conditions of reforming of system of the higher education and competitive situation in the market of educational services.Keywords:technology, problems, education, competitiveness, innovationsReferences1.Hotuncev,Ju. L. (ed.) (2011) Tehnologicheskoe obrazovanie dlja podgotovki inzhenernotehnicheskih kadrov: materialy XVII Mezhdunar. nauch.prakt. konf. po problemam tehnologicheskogo obrazovanija shkol'nikov,MIOO,Moscow,393 p.(in Russiаn).2.Kameneva, N.G., Poljakov, V.A. (2006) Marketingovye issledovanija,Vuzovskij uchebnik,Moscow, 439p.(in Russiаn).3.Lific, I.M. (2013) Konkurentosposobnost' tovarov i uslug: ucheb. dlja bakalavrov, 3e izd., pererab. i dop.,Izdvo Jurajt,Moscow,437 p. (Serija: Bakalavr. Uglublennyj kurs) (in Russiаn).
Иванова О.В. Проблемы использования современных инновационных технологий при подготовке студентов инженерных направлений подготовки // Концепт. –2014. –Спецвыпуск №06. –ART14560. –0,34п.л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14560.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Petrjakov, P.A. (ed.) (2008) Tehnologicheskoe obrazovanie: problemy i perspektivy vzaimodejstvija vuza i shkoly: kollektivnaja monografija,NovGU imeni Jaroslava Mudrogo, vyp. 6,Velikij Novgorod, 288 p. (Serija “Nauchnye doklady”)(in Russiаn).5.Lific,I.M. Op. cit.
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»