Практический опыт внедрения дидактических игр в подготовке бакалавров-конструкторов изделий легкой промышленности в технологическом вузе

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Ханнанова-Фахрутдинова Л. Р. Практический опыт внедрения дидактических игр в подготовке бакалавров-конструкторов изделий легкой промышленности в технологическом вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S6. – С. 91–95. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14574.htm.
Аннотация. В статье рассматривается практика внедрения дидактических игр в процессе подготовки бакалавров-конструкторов изделий легкой промышленности в условиях технологического вуза.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
ХаннановаФахрутдинова Лилия Рафаилевна,кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет», г. КазаньLilyakhannanova@mail.ru

Практический опыт внедрения дидактических игр в подготовке бакалавровконструкторов изделий легкой промышленности в технологическом вузе

Аннотация. В статье рассматривается практика внедрения дидактических игр в процессе подготовки бакалавровконструкторов изделий легкой промышленности в условиях технологического вуза.Ключевые слова:дидактическая игра,образование,инновации,конкурентоспособность,проектирование.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Образованиекак целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества и государства является важнейшим генератором главного ресурса человечества, поскольку именно оно формирует новый качественный состав населения различных стран. Смена государственнополитического устройства и социальноэкономического строя в России создала принципиально новую ситуацию в сфере высшего образования. За последние десятилетия высшее образование превратилось в источник стратегических ресурсов государства, вкотором объединены достижения интеграции общественных, научных и производственных сил общества.Образовательная деятельность высших учебных заведений России в настоящее время реализуется в следующих параллельно развивающихся процессах:реализация образовательных программ на основе двух принципиально различающихся поколений образовательных стандартови изыскание образовательных технологий формирования компетенций, обеспечивающих профессиональную деятельность выпускников, соответствующую целям инновационного развития страны.В последнее время конкурентная и экономическая роль образования стремительно возрастает, и в начале XXIвека она стала составляющей для дальнейших перспектив развития человечества. Потребность современного рынка труда в специалистах легкой промышленности, способных эффективно действовать в условиях рыночной экономики, готовых к преобразованию производства, производственных, экономических и иных общественных отношений, участию в управлении,должнанайти адекватное отражение в содержании профессиональной подготовки.Система высшего образования развивается в настоящее время в контексте рыночных преобразований, поэтому становится возможным и необходимым применять к ее функционированию некоторые экономические категории, такиекак «рынок», «товар», «спрос», «предложение», «конкуренция», «конкурентоспособность», «маркетинг», «мобильность».Попробуем рассмотреть взаимосвязи этих понятий применительно к главному результату деятельности вузов –выпускнику, будущему специалисту.Среди разнообразных потребностей рыночной экономики наиболее интересующими современное общество являютсяпрежде всего потребности в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии и самореализации личности, т.е. в компетентном и конкурентоспособном специалисте. Подготовка такого специалиста является основной задачей системы российского образования. Так, по мнению А.В. Хуторского, «компетенция–это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность–владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности» [1].Следует отметить, что указанные процессы осуществляются на фоне вступления России во Всемирную торговую организацию, что, с одной стороны, кардинально меняет степень автономности видов экономической деятельности, усиливая их ориентацию на внешний рынок, с другой стороны,требует существенной корректировки моделей профессиональной подготовки специалистов, образовательного процесса. Легкая промышленность является одной из немногих сфер экономической деятельности, изменения в которой происходят буквально ежесезонно. Соответственно, конкурентоспособность бакалавров –конструкторов новых образцов современной одежды определяется способностью принимать оптимальные решения в условиях большого количества факторов и неопределенности, готовностьюруководствоваться требованиями эргономики, эстетики, прогрессивных технологий производств, умениями управлять и оперативно организовывать работу производственного коллектива.Наибольшими прогностическими и технологическими возможностями в повышении качества подготовки в вузах, на наш взгляд,обладает деятельностная теория усвоения социального опыта.Практически любая профессиональная деятельность осуществляется в кооперации с другими видами деятельности. Моделирование в игре таких процессов,как коммуникация и кооперация, дает возможность воссоздать межпрофессиональный и социальнопсихологический контекст той или иной профессиональной деятельности и тем самым формировать профессиональные умения.Современный динамично меняющийся рынок трудапредъявляет высокие требования к личным и профессиональным качествам специалистов разного уровня. Важно уметь быстро ориентироваться в обстановке, переключаться с одного вида деятельности на другой, оперативно включаться в решение профессиональных задач ивыполнение профессиональных обязанностей, т.е. быть мобильным.С каждым годом становится все более очевидным, что в XXIвеке для России будут важны не природные ресурсы, а именно «человеческий капитал», уровень конкурентоспособности специалистов будет все более значимым и определяющим для развития фирм и организаций.Так,В.И. Андреев считает, что учебная, научная, спортивнаяи профессиональная деятельность имеет свои специфические цели, ценности, содержание, формы, методы, средства и результаты. В контексте каждого из этих видов деятельности может происходить конкуренция, то есть борьба за лидерство, а может таковой и не быть. Иными словами,конкурентная деятельность всякий раз носит контекстный характер. Она осуществляется параллельно, но при условии, если поставлена задачапобедить своего соперника, конкурента и добиться максимально возможного результата и успеха [2].Конкурентная деятельностьвсякий раз носит ситуативный характер, то есть она контекстно вписывается в любую деятельность, где осуществляется борьба за качество деятельности и лидерство.Понятие «конкурентоспособность» достаточно широко используется в теории и практике современного менеджмента.Например, Р.А. Фахрутдинов дает определение: «конкурентоспособность–свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке» [3].С учетом вышеперечисленного конкурентоспособная личность–это личность, для которой характерно стремление и способность к высокому качеству и эффективной деятельности, а также к лидерству в условиях состязательности, соперничества и напряженной борьбы со своими конкурентами [4].Понятие конкурентоспособностиспециалиста, на наш взгляд, обладает достаточной степенью конструктивности и может быть положено в основу проектирования всей образовательной деятельности.Наиболее прогностическими и технологическими возможностями в повышении конкурентоспособности подготовки в вузах, на наш взгляд,обладает деятельностная теория социального опыта (А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Ф. Талызина, И.Я. Зимняя и др.).Одним из вариантов развития деятельностного подхода в вузах является игровая технология. Такой подход к процессу обучения требует переориентации дидактической системы с преимущественно информационного типа на обучение, позволяющее выявить и развивать познавательные и творческие способностистудентов. Только такое обучение создает условия для формирования «самостоятельности»,и в этом процессе совершенствуются волевые и профессиональные свойства личности, обеспечивающие самостоятельную, активную и профессиональную деятельность студентов [5].По данным многочисленных исследований установлено, что процент усвоения информации в ходе игры составляет около 90%, в то время как традиционная лекционная подача материала дает лишь около 20%. Игровые методы обучения позволяют уменьшить время, отводимое на изучение учебного материала, на 30–50% при большем эффекте усвоения. Это особенно важно в условиях введения новых учебных дисциплин, расширения перечня специальностей с учетом развития промышленного производства и потребностей обучающихся.В ФГБОУ ВПО «Казанский национальныйисследовательский технологический университет»накоплен большой опыт создания и применения игр в вузовском учебном процессе.С точки зрения теории игрового обучения дидактическая игра не более чем один из видов учебных игр вообще. В отличие от других видов, она имеет комплексный характер, т.е. объединяет в себе черты соревновательной имитационной и ролевой игр [6]. Сущность дидактической игры как средства обучения состоит в ее способности служить целям обучения и воспитания, а такжев том, что она переводит указанные цели в реальные результаты.В рамках нашего исследования были спроектированы и внедрены соревновательная, ситуационная и технологическая игры (см. таблицу). При проектировании дидактических игр, направленных на формирование профессиональных компетенций специалистов легкой промышленности,нами были определены основополагающие свойства конкурентоспособности:четкость целей и ценностных ориентаций;трудолюбие;творческое отношение к делу;способность к риску;независимость;способность быть лидером;способность к непрерывному саморазвитию;способность к непрерывному профессиональному росту;стремление к высокому качеству конечного продукта;стрессоустойчивость.

Комплекс дидактических игр

Основные характеристики комплекса дидактических игрТип дидактических игрСоревновательная играТехнологическая играСитуационная играПрофессиональные компетенцииПК10, ПК11,ПК15ПК10, ПК11,ПК16ПК10, ПК 11,ПК13Имитация профессиональной деятельности специалистаПроизводственноконструкторская и организационноуправленческаяПроизводственноконструкторская и организационноуправленческаяПроизводственноконструкторская и организационноуправленческаяМоделирование производственных отношенийСпециалистспециалист,специалистменеджерСпециалистспециалист, специалистрабочийСпециалистспециалист, специалистрабочийВоспроизведение способов решения профессиональных задачЭвристический, аналитический, творческий и диалоговыйЭвристический, аналитический, творческийи диалоговыйЭвристический, аналитический, творческий и диалоговыйЛичностный смысл игрыМотивацияПроцессМеханизмРазвитие личностных качествЧеткость целей и ценностных ориентаций, лидерство, стрессоустойчивость, стремление к профессиональному росту и высокому качеству продукта своего трудаЧеткость целей и ценностных ориентаций, лидерство, стрессоустойчивость, стремление к профессиональному росту и высокому качеству продукта своего трудаТворческое отношение к делу, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, творческое отношение к делу, трудолюбие

В структуре дидактической игры обычно предусматривают несколько стадий: подготовительный этап, вводную часть, собственно дидактическую игру, анализ результатов и подведение итогов игры.Дидактические игры вводятся в учебный процесс как один из методов активного обучения. Особенность игр в том, что они организуются как совместная деятельность преподавателя и студентов. Сотрудничество в игре развивается как взаимодействие, при котором происходит переход от максимальной помощи преподавателя в решении учебных задач к последовательному нарастанию активности обучающихся, вплоть до полного саморегулирования действий и появления позиции партнерства. В силу этого на практике наиболее существенным моментом дидактической игры является сохранение ее своеобразия как игровой деятельности, в которой максимально проявляется самостоятельность, инициатива, активность и творчество как личные качества ее участника.При проектировании дидактических игр, направленных на развитие профессиональной деятельности и мышления бакалавра –конструктора изделий легкой промышленности, вузовскому преподавателю важно, с одной стороны, представить все элементы (цель, формы игры, способы включения в них студентов и др.) как единое целое, а с другой стороны, выявить главные звенья, оказывающие доминирующее воздействие на функционирование всей системы. Спроектированные дидактические игры представляют собой взаиморасположение таких элементов, как цель учебноигровой деятельности, педагогические задачи, субъекты игры (преподаватель–студент), организационнодеятельностные составляющиедидактических игр, социальнопедагогические условия успешности осуществления игровой учебной деятельности студентов и личностнопсихологическиеусловия развития профессиональной деятельности и мышления специалиста легкой промышленности.В рамках дисциплины «Конструкторскотехнологическая подготовка производства» в 2005–2012 годах, в соответствии с программой и учебнотематическим планом, были проведены игры, направленные на готовность студентов к реализации профессиональных функций.В ходе сбора информации в опросах приняло участие 215 человек очной и очнозаочной форм обучения (IV,Vи VIкурсов) факультета легкой промышленности и моды, факультета дизайна и программной инженерии Казанского государственного технологического университета.Оценивая целесообразность применения игр в образовательном процессе университета, в большинстве своем студенты (94,4%) высказывались за использование ихв учебномпроцессе. Так, 69% одобряет применение игр целиком, 25%одобряет частично, 6% студентов не стремятсяи не понимают необходимости в такой форме учебной работы.Рассуждая о степени участия преподавателя в подготовке и проведении игр, студенты видят преподавателя в следующих ролях: ведущего –26%, участника наравне состудентами –24%, арбитра –22%, организатора –21,3%, наблюдателя –4,6%, болельщика –2,1%. Характерно, что значительная часть опрошенных (75%) полагает, что преподавателю стоит доверять студентам подготовку и проведение игры.При этом студенты хотели бы выполнять в дидактической игре разные по степени адекватности и самопроявления личности роли: руководителя –22,5%, конструктора –27%, технолога –16%, художника –22,2%, эксперта –12,3%, в том числе 12,1% изъявили желание выступать в нескольких ролях: руководителя и эксперта. Как видно, игровые роли капитана и эксперта, в которых проявляются важные социальнокоммуникативные качества личности, готова взять на себя значительная доля студентов [7].Далее, с помощью методики О.Ф. Потемкинойпроводилось диагностирование социальнопсихологических установок личности в мотивационнопотребностной сфере. Состоит она из двух блоков, один из которых выявляет социальнопсихологические установки, направленные на «альтруизм –эгоизм», «процесс –результат», второй –социальнопсихологические установки, направленные на «свободу –власть», «труд –деньги». Цель ее проведения состоит в выявлении степени выраженности данных социальнопсихологических установок [8].В основе анализа лежит сравнение групп, принимавших участие в дидактических играх (109 человек) и не принимавших (106 человек).В группе, не принимавшей участие в дидактических играх, выражена ориентация на «альтруизм», «эгоизм» и «свободу». У участников дидактических игр мотивация ориентирована на «процесс» и «власть», что для выпускника вуза далеко немаловажно. По мнению студентов, после окончания университета они имеют достаточный багаж знаний, уверенность в себе, потенциал и способность руководить, что даст, по их мнению, самореализацию. Поэтому стремление к власти здесь, скорее всего, нужно рассматривать как положительную характеристику. При проведении дидактических игр также необходим анализ организаторских способностей студентов. С помощью методики Р.С. Немова выявлениялидерских качеств личности было проведено диагностирование выделенных ранее групп [9].Качества лидера у группы, принимавшей участие в игре,выше, чем у не игравшей группы. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что использование дидактических игр в учебном процессе способствует полному развитию у студентов качества лидера.Реализация предложенных дидактических игр показывает, что игровая ситуация создает у студентов интерес к самой деятельности, ее содержательной стороне. Инновационной составляющей дидактических игр является создание основных закономерностей реализации профессиональной деятельности и профессионального мышления при совместном решении участками игры общих проблем. Участие студентов в играх позволяет усвоить нетолько предметное содержание учебной дисциплины, но и опыт социального поведения, адекватного будущей профессиональной деятельности бакалавра –конструктора изделий легкой промышленности.

Ссылки на источники1.Хуторской А.В. Современная дидактика: учебникдля вузов. –СПб.: Питер, 2001. –544с.2.АндреевВ.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. –Казань: Центр инновационных технологий, 2009. –468с.3.ФахрутдиновР.А. Инновационный менеджмент. –М.:Бизнесшкола, ИнтелСинтез, 2000. –573с.4.Андреев В.И.Указ. соч.5.СафинР.С.,Сучков В.Н. Новые технологии подготовки инженеров строительных специальностей: монография. –Казань: КГАСА, 2000. –252 с.6.ЗанькоС.Ф.,Тюнников Ю.С.,Тюнникова С.М.Игра и учение. Теория, практика и перспективы игрового обучения: в2 ч. –М.,1992. –269 с.7.ХаннановаФахрутдиноваЛ.Р.,Хацринова О.Ю.,Иванов В.Г.Проектирование и реализация дидактических игр в технологическом вузе: учеб.пособие.–Казань: КГТУ, 2008. –108 с.8.Немов Р.С. Практическая психология: пособие для учащихся. –М.: ВЛАДОС, 2002. –320 с.9.Там же.

LiliyaHannanovaFakhrutdinova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor,Kazan NationalResearch Technological University, KazanLilyakhannanova@mail.ruPractical experience in implementationthe didactic gamesin training process of bachelorsconstructors oflightindustry products intechnologicaluniversity

Abstract.The author discusses the practice of introducingthedidactic gamesin training processof bachelorsconstructorsof light industryproducts intechnologicaluniversity.

Keywords:didactic game,education,innovation,competitiveness,designing.References1.Hutorskoj, A.V. (2001) Sovremennaja didaktika: uchebnik dlja vuzov, Piter, St. Petersburg, 544 p.(in Russian).2.Andreev, V.I. (2009) Konkurentologija. Uchebnyj kurs dlja tvorcheskogo samorazvitija konkurentosposobnosti,Centr innovacionnyh tehnologij, Kazan', 468p.(in Russian).3.Fahrutdinov, R.A. (2000) Innovacionnyj menedzhment, Biznesshkola, IntelSintez, Moscow, 573 p.(in Russian).4.Andreev, V.I.(2009) Op. cit.5.Safin, R.S., Suchkov,V.N. (2000) Novye tehnologii podgotovki inzhenerov stroitel'nyh special'nostej: monografija,KGASA, Kazan', 252 p.(in Russian).Zan'ko, S.F., Tjunnikov, Ju.S., Tjunnikova, S.M. (1992) Igra i uchenie. Teorija, praktika i perspektivy igrovogo obuchenija:v2 ch., Moscow,269 p.(in Russian).7.HannanovaFahrutdinova, L.R., Hacrinova, O.Ju., Ivanov, V.G. (2008) Proektirovaniei realizacija didakticheskih igr v tehnologicheskom vuze: ucheb. posobie,KGTU, Kazan', 108 p.(in Russian).8.Nemov, R.S. (2002) Prakticheskaja psihologija: posobie dlja uchashhihsja,VLADOS, Moscow,320 p.(in Russian).9.Ibid.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»