Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Крысова В. А., Федяева Ж. Ю. Профессиональная адаптация студентов-первокурсников через вовлечение в научно-творческую деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S6. – С. 36–40. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14563.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам вовлечения студентов-первокурсников в научно-творческую деятельность, профессиональной адаптации, роли куратора в профессиональной адаптации студентов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Крысова Виктория Анатольевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Кировvika_vggu@mail.ru

Федяева Жанна Юрьевна,инженер кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г.Киров

Профессиональная адаптация студентовпервокурсников через вовлечение в научнотворческую деятельность

Аннотация.Статья посвящена вопросам вовлечения студентовпервокурсников в научнотворческую деятельность, профессиональной адаптации, роликуратора в профессиональной адаптации студентов.

Ключевые слова: профессиональная адаптация студентов, научнотворческая деятельность, куратор.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Адаптация студентовпервокурсников –сложное явление, связанное с перестройкой стереотипов поведения личности. Данный процесс идет по трем направлениям: адаптация к условиям учебной деятельности (приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к новому режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни и т.п.);адаптация к группе (включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций и т.п.);адаптация к будущей профессии (формирование у студентов устойчивого профессионального интереса, качеств и компетенций).Большая роль в адаптации первокурсников отводится куратору учебной группы. Традиционной функцией куратора является помощь в процессе адаптации студентов к новым жизненным требованиям, которые предъявляет к ним система высшего образования. Но в современных условиях высшего образованиякуратор должен не только помочь студенту стать коммуникабельным внутри академического коллектива, но ипривить профессиональные ценности, уделить внимание активному ознакомлению студентов с требованиями, предъявляемыми профессией к личности специалиста,и приобщить к процессу научнотворческого исследования.В связи с этим основными задачами куратора на начальном этапе адаптации первокурсников и привлечения их кнаучнотворческой деятельности являются: выявление у студентов мотивов поступления в данное учебное заведение, установление степени понимания ими специфики и характера получаемой профессии, определение степени сознательности выбора профессии. Именно это в дальнейшем поможет куратору сориентировать не только студента, но,возможно,и ведущих преподавателей на проведение научноисследовательских работ с учетом профессиональных интересов студентов. А это непосредственно повлияет и на результативность в учебе студентов, и на формирование у студентов устойчивого профессионального интереса,станет хорошей основой для профессионального роста. Таким образом, работа куратора в данном направлении поможет быстрее раскрыться студентам младших курсов, определиться в своих профессиональных предпочтениях и более уверенно представлять свои творческие, а впоследствиии научнотворческие разработки на студенческих научных секциях, конференциях, конкурсах, выставках и других творческих мероприятиях. На факультете технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ) студенты обучаются по трем направлениям подготовки: дизайн, конструирование и технология швейных изделий, педагогическое образование (профиль изобразительное искусство). Так какв основе всех направлений подготовки –творческаясоставляющая, на первом и втором курсах профессиональная адаптация студентов начинается с активного посещения и последующего анализа профильных мероприятий, выставок и конкурсов различного уровня. Помимо этогоданная работа позволяет своевременно формировать познавательный интерес и профессиональные мотивы для качественного обучения по выбранному направлению [КрысоваВ. А. Роль конкурсновыставочной деятельности в формировании профессиональных компетенций студентов факультета технологии и дизайна // Проблемы художественнотехнологического образования в школе и вузе: сб. науч.метод. тр. / [науч. ред. Г. Н. Некрасова, В.А.Крысова]. Киров: Издво ВятГГУ, 2011. С.15–18].Перечислим наиболее значимые мероприятия на начальном этапе профессиональной адаптации студентов, проводимые факультетом или при участии факультета технологии и дизайна ВятГГУ, содержание которых помогает студентампервокурсникам раскрыть мир их будущей профессии и показать направления творческой и научнотворческой самореализации:конкурс «Первые шаги в науке: инновации и творчество»;Всероссийский «Фестиваль науки»; открытый городской конкурс творческих работ «Наследники Кулибина»;открытый областной фестиваль детских театров моды;Всероссийская молодёжная научная школа «Искусство и техническое творчество»;региональный этап Всероссийской олимпиады школьников по технологии;региональный этап международного конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт» и др.Привлекая студентов к участию в мероприятиях на данном этапе в качестве зрителей или помощников организаторов, куратор стремится помочь студентам научиться:воспринимать, обобщать, анализировать информацию;ставить профессионально ориентированные цели и выбирать пути ихдостижения;работать в коллективе;стремиться к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;критически оценивать свои достоинства и недостатки, выбирать средства самосовершенствования;осознавать социальную значимость своей будущей профессии;формировать высокую мотивацию к осуществлениюпрофессиональной деятельности;уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям.Помимо привлечения куратором студентов к участию в общих профильных мероприятиях, большое значение в правильной профессиональной адаптации студентов и в осуществлении научнотворческой деятельности имеети тематика кураторских часов. На младших курсах целесообразно в рамках кураторских часов устраивать встречи со студентами старших курсов,активно участвующих в конкурсновыставочной деятельности, принимающих участие в студенческих и профильных научных конференциях разного уровня, проводящих исследования по заданию кафедры и т.п.Интересными для младших курсов являются встречи с выпускниками, добившимися высоких профессиональных результатов. Подобные встречи помогают куратору вывести студентов первокурсников на диалог, выявить их интересы, предпочтения, склонности, желания раскрывать себяв определенных направлениях творческой и научнотворческой деятельности.

Ежегодно на факультете проводится серия кураторских часов на тему «Научнотворческая деятельность студентов как основа для профессионального роста будущих специалистов». Целью данного профессиональноориентированного адаптационного мероприятия является развитие творческих способностей будущих специалистов на основе индивидуального подхода и усиления самостоятельной творческой деятельности. В ходе мероприятия ставятся следующие задачи:выявление способностей и интересов к различным видам творчества, использование творческого и интеллектуального потенциала студентов для решения научнотворческих и научноисследовательских задач;развитие у студентов творческого мышления и самостоятельности, углубление и закрепление полученных при обучении теоретических и практических знаний;формирование у студентов интереса к научному творчеству через обмен опытом с профильными выпускниками;привлечение студентов к участию в научнотворческих конференциях, конкурсах;знакомство с правилами оформления научноисследовательских работ, представление результатов научнотворческих поисков к опубликованию.План кураторского часа:1.Раскрытие понятия «научное творчество» с учетом специфики подготовки студентов понаправлению конструирование изделий легкой промышленности.2.Информация о научноисследовательской деятельности в ВятГГУ, где студент может проявить свой научнотворческий потенциал. 3.Тестирование по выявлению творческого потенциала студентов.4.Встреча с выпускниками и студентами специальности «Конструирование швейных изделий», достигших высоких результатов в творческой и профессиональной деятельности. Данные кураторские часы получили положительные отзывы от первокурсников, вызвав заинтересованность и, самоеглавное, желание у студентов развиваться в научнотворческом направлении, раскрывать свои творческие способности, взгляды, интересы. Встреча с выпускниками позволяет студентампервокурсникам наглядно продемонстрировать, как студент может творчески и профессионально развиваться, участвуя в разноплановых мероприятиях, реализовать свои творческие учебные наработки в рамках учебного процесса и внеучебной работы. Далее эти наработки студенты представляют и в рамках различных конкурсов, выставок и конференций, и в рамках круглых столов с работодателями с целью получения практической оценки своих наработок.В своих выступлениях выпускники и студенты старших курсов подчеркивают, что результатом научнотворческого пути должно стать портфолио, которое поможет нетолько работодателю в дальнейшем оценить профессиональный потенциал выпускника, но и самому студенту проследить свое профессиональнотворческое становление. Важным воспитательным моментом, в том числеи в профессиональной адаптации студентовпервокурсников в условиях многонационального коллектива, является предоставление возможности соблюдения и почитания национальных традиций. Данная работа помогает раскрыться иностранным студентам в рамках научнотворческой деятельности, а остальным студентам –познакомиться с культурой и традициями других народов.В рамках данного направления на факультете проводятся кураторские часы на тему «Воспитание толерантности в процессе межкультурного общения студентов факультета технологии и дизайна». Целью данного профессиональноориентированного адаптационного мероприятия является воспитание чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов, толерантности. В ходе мероприятия были поставлены следующие задачи:способствовать развитию уважительного отношения студентов к представителям различных национальностей, вероисповеданий и взглядов;формирование толерантности студентов через их личностный опыт, эмоции и чувства, отношения и поведение; подтолкнуть студентов кмыслио постоянном самовоспитании и необходимости работать над собой.План кураторского часа:1.Знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением иактуальностью его формированиякак нравственного качества личности.2.Знакомство учащихся с особенностями национальной культуры различных народов, проживающих на территории Кировской области. 3.Мастеркласс от студентов факультета технологии и дизайна разных национальностей «Элементы национального костюма».Наилучший способ установления толерантных отношений –совместная деятельность. В нашем случае это мастеркласс. Самым важным преимуществом является то, что у студентов в процессе мастерклассов повышается интерес к будущей профессиональной деятельности, быстрее приобретаются навыки и,самое главное,развивается толерантное мышление.Мы получилиположительные отзывы от студентовна кураторский час, вызвав заинтересованность ижелание у студентов развиваться в научнотворческом направлении, раскрывать свои творческие способности, взгляды, интересы с учетом своих национальных особенностей. Таким образом, проведение подобных мероприятий помогает ярче и быстрее раскрыться студентам младших курсов, почувствовать себя в коллективе, не быть изгоем, не быть лишним, чтобы каждый был услышан, понят, принят таким, какой он есть, в том числе в своих профессиональноориентированных предпочтениях. Работа куратора по адаптации первокурсников не должна сводиться только к привыканиюк новым условиям обучения и проживания, а должна помочь студенту адаптироваться к будущей профессии. И от успешной работы куратора со студентами первых курсов во многом зависит и качество профессиональной подготовки будущего специалиста.Для студентапервокурсника первоначальный этап профессиональной адаптации –это«введение в профессию», подготовка к будущей творческой и научной деятельности.Все вышесказанное подтверждается результатами работы куратора младших курсов направления подготовки «Конструирование изделий легкой промышленности» факультета технологии и дизайна Вятского государственного гуманитарного университета Жанны Юрьевны Федяевой. В течение 2013/2014 учебного года студенты Iи IIкурсов приняли участие более чем в 50 мероприятиях разной направленности, в том числе более половины мероприятий носили профессионально ориентированный характер. Подводя итог, необходимо отметить, что современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, уметьсамосовершенствоваться, повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества воспитываются через активное участие студентов в творческой, научнотворческой и научноисследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста. Таким образом, процесс адаптации будущих специалистов к профессиональной работе будет результативным, если студенты с первого курса будут вовлечены в разнообразные формы творческой и научнотворческой деятельности. Поэтому на протяжении всего периода обучения студентов необходимо системно и целенаправленно приобщать к активному участию в профильных мероприятиях разного уровня, создавать творческие группы с учетом научных интересов, способностей, возможностей и опыта научнотворческой и научноисследовательской работы студентов; знакомить их с методикой научнотворческой работы; создавать ситуации успеха при внедрении в практику результатов; поощрять творческую деятельность и самостоятельность исследователей при решении научнотворческих задач.

Victoria Krysova,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of technology and methods of teaching technology, Vyatka State University of Humanities, Kirovvika_vggu@mail.ruZhanna Fedyaeva,Engineerat the chair of technology and methods of teaching technology, VyatkaState University of Humanities, KirovProfessional adaptation of firstyearstudents through involvement in research and creative activityAbstract.The authors dealwith the involvement of firstyear students in the scientific and creative activity, professional adaptationand role of tutorsin professional adaptation of students.Keywords:professional adaptation of students,research and creative activity, tutor

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»