Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Никонова
Т.
В.,
Ильин
А.
Н.,
Казакова
Л.
Г. Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S6. – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14562.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются направления работы кафедры технологии и методики преподавания технологии ПГГПУ по созданию профессионализирующей среды для будущих учителей технологии. В их числе – сетевое взаимодействие при изучении дисциплин, квазипрофессиональная деятельность и организация творческой и научно-исследовательской работы студентов; методическое сопровождение технологического образования в регионе.
Ключевые слова:
мотивация студентов, профессионализирующая среда, профессионально ориентированная образова-тельная среда, сетевое взаимодействие, сетевые практикумы, квазипрофессиональная деятельность
Текст статьи
Никонова Татьяна Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Пермьnikonovappo@mail.ru
Ильин Алексей Николаевич,кандидат физикоматематических наук, доцентФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Пермь ilyin@pspu.ru
Казакова Людмила Геннадьевна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет», г.Пермьkazakova.pspu@gmail.com
Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии
Аннотация.В статье рассматриваются направления работы кафедры технологии и методики преподавания технологии ПГГПУ по созданию профессионализирующей среды для будущих учителей технологии. В их числе –сетевое взаимодействие при изучении дисциплин, квазипрофессиональная деятельность и организация творческой и научноисследовательской работы студентов; методическое сопровождение технологического образования в регионе.Ключевые слова:профессионализирующая среда, профессионально ориентированная образовательная среда, сетевое взаимодействие, сетевые практикумы, квазипрофессиональная деятельность, мотивация студентов.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В Пермском государственном педагогическом университете подготовка учителей технологии была начата с 2000 г., когда на заочное отделение были приняты учителя технологии со средним педагогическим образованием для получения высшего образования.Прием на очное отделение осуществляется с 2003 г. Ежегодно на очное отделение принимаются абитуриенты –выпускники школ г. Перми и Пермского края. На сегодняшний день осуществлено шесть выпусков очного отделения. Защитили выпускные квалификационные работы и получили дипломы 120 человек. Закончив обучение, часть выпускников возвращается в родные места, и идет в систему образования, часть остается в столице края, пополняя ряды сотрудников в различных отраслях сферы обслуживания и производства. Педагогическое, технологическое образование позволяет всем выпускникам трудоустроиться. Вместе с темпотребность в учителях технологии, имеющих высшее педагогическое образование, достаточно велика. По данным теоретического исследования А.Н.Ильина [1],количество учителей технологии в школах Пермского края каждые десять лет сокращается на 30%, в то время как выпускники нашего вуза восполняют лишь 7% потребности.Даже с учетом того факта, что учителями технологии часто работают специалисты со среднимили непрофильным высшим образованием, можно говорить о высокой потребности школ в специалистах с высшим педагогическим образованием. Отсюда вытекает первостепенная задача –профориентация выпускников школ на обучение по профилю «Технология». И эту задачу должны решать как преподаватели вуза, так и сотрудники районных управлений образования, а также педагогические коллективы школ.В свою очередь, подготовка будущих учителей на кафедре технологии и методики преподавания технологии ПГГПУ достаточно успешна с точки зрения формирования мотивации студентов к педагогической деятельности. Об этом свидетельствуют результаты трудоустройства наших выпускников. К примеру, 45% выпускников 2013 г.устроились учителями в образовательные учреждения. На формирование мотивации студентов влияет как организация учебных занятий с использованием современных форм и педагогических технологий, так и внеучебная работа, направленная на формирование профессионализирующей среды.В настоящее время в учебном процессе активно используетсятехнология сетевого взаимодействия, которая позволяет организовать самостоятельную работу студентов с применением Интернета, способствует формированию ИКТкомпетентности студентов на продвинутом уровне, обеспечивает мотивацию студентов и способствует повышению успеваемости.Эта технология предполагает разработку сетевых версий учебных курсов, к которым студенты имеют доступ в любое время. Сайт кафедры http://technology.pspu.ru является информационнометодическим порталом, через который студенты выходят на сетевые практикумы. Сетевые версии учебных курсов имеют преимущества, актуальные для преподавателей: возможность изменять и дополнять содержание практических работ; добавлять новые факты и примеры со ссылками на сетевые ресурсы; пополнять списки литературы ссылками на электронные библиотеки или сетевые ресурсы; вести дистанционные диалоги с несколькимистудентами одновременно.На данный момент сетевое взаимодействие со студентами реализуется при преподавании следующих дисциплин: «Методика обучения технологии», «Компьютерная графика», «Информационные технологии», «Информационные технологии в образовании».Студенты высоко оценивают возможности сетевыхпрактикумов. Мнение студентов о преимуществах использования сетевых практикумов представлено на рисунке.
Мнение студентов о преимуществах сетевых практикумов
На гистограмме, представленной на рисунке, видно, что студенты отметили следующие возможности сетевых практикумов: просмотр электронной ведомости (выбрали 92% респондентов); доступ к заданиям в любое время суток (отметили 85% опрошенных); возможность дистанционно задать преподавателю вопрос и выложить файл с выполненным заданием (77%). Применение балльнорейтинговой системы вызвало некоторое сопротивление у студентов (она набрала лишь 39% голосов), так как данная система задает очень жесткие рамки для перевода оценок в традиционную пятибалльную шкалу и требует выполнения дополнительных заданий для получения высоких баллов. Но именно эта система способствует повышению мотивации к самостоятельному углубленному освоению дисциплин [2]. Как показывает практика, студенты, успешно работающие в сетевом взаимодействии с преподавателем, сами начинают активно применять эту технологию в собственной педагогической деятельности, участвуют в сетевых конференциях и конкурсах и даже становятся их победителями.Большую роль в процессе обучения играет организация профессионализирующей среды. Исходя из основной концептуальной идеи средового подходао том, что среда –это средство формирования личности, логично вытекает положение, что для формирования профессионально значимых личностных качеств выпускников вуза, в том числе и мотивационноценностных, необходима профессионализирующая среда.По нашему мнению, сегодня кафедра апробирует разноплановые пути и средства создания профессионально ориентированной образовательной среды.И эти средства могут быть и должны быть различны в зависимости от профиля подготовки, специальности и курса. Но они непременнодолжны обеспечить воздействие на эмоциональную сферу студентов, затронуть их личные интересы, пробудить желание к практической деятельности, ответственность за результаты работы и осознание важности профессии учителя. Профессионализирующая среда для будущих учителей технологии Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета создается посредством организации квазипрофессиональной деятельности на учебных занятиях, неформальных встреч студентов с учителямипрактиками,проведением учителями мастерклассов для студентов, обеспечивающих демонстрацию способов реализации современных методов и форм организации активной познавательной деятельности. Хотелось бы отдельно остановиться на проведении студентами III–IVкурсов занятий на краткосрочных курсах по декоративноприкладному творчеству для школьников МАОУ «Гимназия №5» и МАОУ СОШ № 129г. Перми. Эта работа является добровольной и проводится помимо педагогическойпрактики, занимаются ею около 25% студентов.В рамках внеурочной деятельности студенты осваивают с учениками 5–7хклассов современные технологии декоративного творчества, которые не предусмотрены школьной программой, но вызывают интерес учащихся: темари,канзаши, вышивка лентами, ручные буфы, папьемаше и другие. Такого рода практическая деятельность позволяет студентам «окунуться» в педагогическую работу без отрыва от обучения в вузе. Этот период работы студента следует рассматривать как профессиональную адаптацию молодого учителя. С одной стороны,это внеурочные занятия, а значит,меньшая наполняемость класса, более неформальное общение с учениками, отсутствие отметок, заинтересованность школьников, так как они сами выбирают направление деятельности. С другой –студенты вынуждены самостоятельно разрабатывать учебные программы, соответствующие нормативным требованиям, проектировать средства обучения, планировать виды деятельности школьников. И именно на этих занятиях перед студентами встает необходимость мотивации школьников, поддержания дисциплины, реализации своих технологических умений. По нашим наблюдениям, студенты, ведущие такого типа занятия, более успешны во времяпедагогической практикии при защите курсовых работ. Все это также способствует формированию педагогического опыта, который будет востребован в профессиональной деятельности.Эта работа студентов оплачивается, образовательная организация оформляет студентам трудовые книжки, и они могут считаться полноправными членами педагогического коллектива.Активно привлекаются студенты ко всем этапам регионального конкурса проектноисследовательских работ школьников «Есть идея!», которыйежегодно проводится на базе кафедры технологии и методики преподавания технологии ПГГПУ. Студенты занимаются рассылкой объявлений по электронным адресам школ, экспертизой проектных и исследовательских работ на заочном этапе конкурса, работают в составе жюри на секциях. Анализ присланных школьниками работ позволяет говорить о развитии критического мышления, студенты учатся сравнивать, выявлять ошибки и обосновывать свое решение. Они видят примеры школьных работ и отмечают основные ошибки, которые могут быть допущены самими студентамипри написании и защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Участие в работе жюрипозволяет обеспечить педагогическое общение с признанными специалистами –учителями технологии Пермского края –и показать еще одну сторону профессиональной деятельности педагогов, которая сегодня особенно востребована в школе. Помимо этого такая работа позволяет осознать престиж технологического образования и увидеть лучшие примеры деятельности учителей в этом направлении.Также на кафедре обеспечивается возможность педагогического общения студентов посредством их привлечения к участию в конференциях по технологическому образованию. Год от года увеличивается количество студентов, занимающихся исследовательской деятельностью. К примеру, если в 2012/2013 учеб.году в двух межрегиональных конференциях приняли участие восемьстудентов, то в 2013/2014 учеб. году в четырехконференциях различногоуровня приняли участие более 10 студентов. Например, взаочнодистанционной конференции «Совершенствование технологического образования в условияхвнедрения ФГОС»: https://sites.google.com/site/conferencetechnology2014/home, организованной кафедройв этом году, студенты не только представили свои статьи по актуальным проблемам технологического образования, но и активно участвовали в обсуждении статей учителейпрактиков, научных работников, преподавателей вузов, высказывая свои комментарии, вопросы, предложения.Еще одно направление работы кафедры –ежегодное проведение«Дней науки и технологии, что предполагает систему мероприятий по различным направлениям деятельности.Вопервых, для студентов организуется конкурс творческих и исследовательских работ, на котором представляются наиболее интересные изделия, выполненные студентами в различных техниках декоративноприкладного творчества. Это могут быть лучшие изделия, созданные на учебных занятиях, а также работы, которые выполнялись специально для конкурса. Помимо работ студентов профиля «Технология» в этом конкурсе активно представляются швейные изделия студентов специальности «Технология изделий легкой промышленности». В рамках этого конкурса работает секция исследовательских работ, на которой студенты обеих специальностей могут представить исследования по различным направлениям. Кроме того, проводимые на факультете «Дни науки и технологии» предполагают овладение производственными технологиями на базе учебных заведений профессионального образования г. Перми. С этой целью педагогами профессионального образования проводятся мастерклассы для студентов. Например, студенты осваивают монтаж квартирных проводок на базе техникума промышленных и информационных технологий; учатся профессионально оформлять блюда, чему способствуют педагоги торговотехнологического колледжа; занимаются флористикой с педагогами агропромышленного техникума.Большая часть мероприятий, организуемых кафедрой, проводится с приглашением учителей технологии школ Пермского края. Это позволяет студентам влиться в профессиональную среду еще на этапе обучения.В связи с этим еще одним важным направлением деятельности кафедры является координация технологического образования в Пермском крае. С этой целью реализуется ряд мероприятий с учителями технологии. Уже в течение четырех лет в начале учебного года кафедрой проводится краевой семинар для учителей технологии. На семинарах помимо преподавателей кафедры выступают коллеги из других вузов с докладами по актуальным проблемам технологического образования. Здесь же учителя технологии имеют возможность презентовать интересный опыт практической деятельности, педагоги, активно сотрудничающие с кафедрой, отмечаются благодарностями. Во время семинара до учителей технологии доводятся сведения о планах работы кафедры на предстоящий учебный год: курсы повышения квалификации, круглые столы, конкурсы, как для педагогов, так и для школьников, конференции и т.п.Так, например, для учителей технологии, которые руководят педагогической практикой студентов, проводится круглый стол, на котором обсуждаются отдельные аспекты теоретической и практической подготовки студентов и делаются выводы о корректировке программ учебных дисциплин.Серьезная и системная работа кафедры даетсвои результаты. Только в 2013/2014 учеб.году студенты профиля «Технология» стали призерами и победителями следующих мероприятий:Международная выставка по декоративноприкладному творчеству «Ассамблея ремесел», номинация «Мастерская народного костюма» (г. Москва) –А.Арапова, Е.Бабушкина;Всероссийский конкурс методических разработок «Урок технологии для Новой школы2014», номинации «Сетевой урок» и «Мультимедийный урок» (г. Сыктывкар) –М.Деришева, Е.Бабушкина;конкурс непрофессиональных портных «Весенние превращения»(г. Лысьва, Пермский край) –А.Усталова, А.Арапова;IV краевойконкурс молодых дизайнеров, номинация«Единый образ»–М.Симонян.Окунувшись в профессионализирующую среду, студенты самостоятельно находят возможности участвовать в конкурсах и грантах различного уровня, развивая и совершенствуя проектные умения, повышая самооценку и презентуя себя на педагогическомрынке труда. Благодаря этому, еще обучаясь в вузе, студенты получают приглашения от работодателей –школ г.Перми и края.Сегодня образовательные учреждения высшего образования находятся в активном поиске адекватных и эффективных средств реализацииФГОС,и, на наш взгляд, создание профессионально ориентированной образовательной средыдолжно рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений деятельности вузов. Это связано с тем, что средовой подход будет способствовать формированию у студентов ценностного аспекта профессии: мотивов, потребностей, идеалов, личностных смыслов –и в конечном итоге обеспечит подготовку не просто грамотного специалиста, а специалиста, осознающего значимость своей профессии и стремящегося к постоянному личностному и профессиональному росту.
Ссылки на источники1.Ильин А.Н. К вопросу об обеспеченности учителями технологии школ Пермского края // Материалы межрегиональной заочной конференции «Совершенствование технологического образования в условиях внедрения ФГОС». –URL: https://sites.google.com/site/conferencetechnology2014/1teoretikometodiceskieproblemysovremennogotehnologiceskogoobrazovania/ilin22.Казакова Л.Г. Из опыта применения сетевого практикума по методике обучения технологии // Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании:сб.материалов Vмежрегион.науч.практ.конф. –Сыктывкар,2013. –С.129–132.
Tatyana Nikonova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Perm State Social and Pedagogic University, Permnikonovappo@mail.ru
Alexey Ilyin,Candidate of Physicomathematical Sciences, Associate Professor, Perm State Social and Pedagogic University, Permilyin@pspu.ruLyudmila Kazakova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Perm State Social and Pedagogic University, Permkazakova.pspu@gmail.comOrganization of careeroriented educational environment for future teachers of technologyAbstract.The authors view the various directions of work of thechair of technology and methods of teaching technology of Perm State Social and Pedagogic University, aimed at creatingprofessionalized environment for future teachers of technology. The work includesnetwork communication in the process of study disciplines, quasiprofessional activities, organization of creative and research work of students, methodical maintenance of technological education in the regionKey words:professionalizedenvironment, careeroriented educational environment, network communication, network practicum, quasiprofessional activities, motivation of students.References1.Il'in, A.N. “K voprosu ob obespechennosti uchiteljami tehnologii shkol Permskogo kraja”, in Materialy mezhregional'noj zaochnoj konferencii “Sovershenstvovanie tehnologicheskogo obrazovanija v uslovijah vnedrenija FGOS”. Avialable at:https://sites.google.com/site/conferencetechnology2014/1teoretikometodiceskieproblemysovremennogotehnologiceskogoobrazovania/ilin2(in Russiаn).2.Kazakova, L.G. (2013) “Iz opyta primenenija setevogo praktikuma po metodike obuchenija tehnologii”, in Sovremennye audiovizual'nye i informacionnye tehnologii v obrazovanii: sb. materialov V mezhregion. nauch.prakt. konf., Syktyvkar, pp.129–132 (in Russiаn).
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Ильин Алексей Николаевич,кандидат физикоматематических наук, доцентФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет», г. Пермь ilyin@pspu.ru
Казакова Людмила Геннадьевна,кандидат педагогических наук,доцент кафедры технологии и методики преподавания технологии ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарнопедагогический университет», г.Пермьkazakova.pspu@gmail.com
Создание профессионально ориентированной образовательной среды для будущих учителей технологии
Аннотация.В статье рассматриваются направления работы кафедры технологии и методики преподавания технологии ПГГПУ по созданию профессионализирующей среды для будущих учителей технологии. В их числе –сетевое взаимодействие при изучении дисциплин, квазипрофессиональная деятельность и организация творческой и научноисследовательской работы студентов; методическое сопровождение технологического образования в регионе.Ключевые слова:профессионализирующая среда, профессионально ориентированная образовательная среда, сетевое взаимодействие, сетевые практикумы, квазипрофессиональная деятельность, мотивация студентов.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В Пермском государственном педагогическом университете подготовка учителей технологии была начата с 2000 г., когда на заочное отделение были приняты учителя технологии со средним педагогическим образованием для получения высшего образования.Прием на очное отделение осуществляется с 2003 г. Ежегодно на очное отделение принимаются абитуриенты –выпускники школ г. Перми и Пермского края. На сегодняшний день осуществлено шесть выпусков очного отделения. Защитили выпускные квалификационные работы и получили дипломы 120 человек. Закончив обучение, часть выпускников возвращается в родные места, и идет в систему образования, часть остается в столице края, пополняя ряды сотрудников в различных отраслях сферы обслуживания и производства. Педагогическое, технологическое образование позволяет всем выпускникам трудоустроиться. Вместе с темпотребность в учителях технологии, имеющих высшее педагогическое образование, достаточно велика. По данным теоретического исследования А.Н.Ильина [1],количество учителей технологии в школах Пермского края каждые десять лет сокращается на 30%, в то время как выпускники нашего вуза восполняют лишь 7% потребности.Даже с учетом того факта, что учителями технологии часто работают специалисты со среднимили непрофильным высшим образованием, можно говорить о высокой потребности школ в специалистах с высшим педагогическим образованием. Отсюда вытекает первостепенная задача –профориентация выпускников школ на обучение по профилю «Технология». И эту задачу должны решать как преподаватели вуза, так и сотрудники районных управлений образования, а также педагогические коллективы школ.В свою очередь, подготовка будущих учителей на кафедре технологии и методики преподавания технологии ПГГПУ достаточно успешна с точки зрения формирования мотивации студентов к педагогической деятельности. Об этом свидетельствуют результаты трудоустройства наших выпускников. К примеру, 45% выпускников 2013 г.устроились учителями в образовательные учреждения. На формирование мотивации студентов влияет как организация учебных занятий с использованием современных форм и педагогических технологий, так и внеучебная работа, направленная на формирование профессионализирующей среды.В настоящее время в учебном процессе активно используетсятехнология сетевого взаимодействия, которая позволяет организовать самостоятельную работу студентов с применением Интернета, способствует формированию ИКТкомпетентности студентов на продвинутом уровне, обеспечивает мотивацию студентов и способствует повышению успеваемости.Эта технология предполагает разработку сетевых версий учебных курсов, к которым студенты имеют доступ в любое время. Сайт кафедры http://technology.pspu.ru является информационнометодическим порталом, через который студенты выходят на сетевые практикумы. Сетевые версии учебных курсов имеют преимущества, актуальные для преподавателей: возможность изменять и дополнять содержание практических работ; добавлять новые факты и примеры со ссылками на сетевые ресурсы; пополнять списки литературы ссылками на электронные библиотеки или сетевые ресурсы; вести дистанционные диалоги с несколькимистудентами одновременно.На данный момент сетевое взаимодействие со студентами реализуется при преподавании следующих дисциплин: «Методика обучения технологии», «Компьютерная графика», «Информационные технологии», «Информационные технологии в образовании».Студенты высоко оценивают возможности сетевыхпрактикумов. Мнение студентов о преимуществах использования сетевых практикумов представлено на рисунке.
Мнение студентов о преимуществах сетевых практикумов
На гистограмме, представленной на рисунке, видно, что студенты отметили следующие возможности сетевых практикумов: просмотр электронной ведомости (выбрали 92% респондентов); доступ к заданиям в любое время суток (отметили 85% опрошенных); возможность дистанционно задать преподавателю вопрос и выложить файл с выполненным заданием (77%). Применение балльнорейтинговой системы вызвало некоторое сопротивление у студентов (она набрала лишь 39% голосов), так как данная система задает очень жесткие рамки для перевода оценок в традиционную пятибалльную шкалу и требует выполнения дополнительных заданий для получения высоких баллов. Но именно эта система способствует повышению мотивации к самостоятельному углубленному освоению дисциплин [2]. Как показывает практика, студенты, успешно работающие в сетевом взаимодействии с преподавателем, сами начинают активно применять эту технологию в собственной педагогической деятельности, участвуют в сетевых конференциях и конкурсах и даже становятся их победителями.Большую роль в процессе обучения играет организация профессионализирующей среды. Исходя из основной концептуальной идеи средового подходао том, что среда –это средство формирования личности, логично вытекает положение, что для формирования профессионально значимых личностных качеств выпускников вуза, в том числе и мотивационноценностных, необходима профессионализирующая среда.По нашему мнению, сегодня кафедра апробирует разноплановые пути и средства создания профессионально ориентированной образовательной среды.И эти средства могут быть и должны быть различны в зависимости от профиля подготовки, специальности и курса. Но они непременнодолжны обеспечить воздействие на эмоциональную сферу студентов, затронуть их личные интересы, пробудить желание к практической деятельности, ответственность за результаты работы и осознание важности профессии учителя. Профессионализирующая среда для будущих учителей технологии Пермского государственного гуманитарнопедагогического университета создается посредством организации квазипрофессиональной деятельности на учебных занятиях, неформальных встреч студентов с учителямипрактиками,проведением учителями мастерклассов для студентов, обеспечивающих демонстрацию способов реализации современных методов и форм организации активной познавательной деятельности. Хотелось бы отдельно остановиться на проведении студентами III–IVкурсов занятий на краткосрочных курсах по декоративноприкладному творчеству для школьников МАОУ «Гимназия №5» и МАОУ СОШ № 129г. Перми. Эта работа является добровольной и проводится помимо педагогическойпрактики, занимаются ею около 25% студентов.В рамках внеурочной деятельности студенты осваивают с учениками 5–7хклассов современные технологии декоративного творчества, которые не предусмотрены школьной программой, но вызывают интерес учащихся: темари,канзаши, вышивка лентами, ручные буфы, папьемаше и другие. Такого рода практическая деятельность позволяет студентам «окунуться» в педагогическую работу без отрыва от обучения в вузе. Этот период работы студента следует рассматривать как профессиональную адаптацию молодого учителя. С одной стороны,это внеурочные занятия, а значит,меньшая наполняемость класса, более неформальное общение с учениками, отсутствие отметок, заинтересованность школьников, так как они сами выбирают направление деятельности. С другой –студенты вынуждены самостоятельно разрабатывать учебные программы, соответствующие нормативным требованиям, проектировать средства обучения, планировать виды деятельности школьников. И именно на этих занятиях перед студентами встает необходимость мотивации школьников, поддержания дисциплины, реализации своих технологических умений. По нашим наблюдениям, студенты, ведущие такого типа занятия, более успешны во времяпедагогической практикии при защите курсовых работ. Все это также способствует формированию педагогического опыта, который будет востребован в профессиональной деятельности.Эта работа студентов оплачивается, образовательная организация оформляет студентам трудовые книжки, и они могут считаться полноправными членами педагогического коллектива.Активно привлекаются студенты ко всем этапам регионального конкурса проектноисследовательских работ школьников «Есть идея!», которыйежегодно проводится на базе кафедры технологии и методики преподавания технологии ПГГПУ. Студенты занимаются рассылкой объявлений по электронным адресам школ, экспертизой проектных и исследовательских работ на заочном этапе конкурса, работают в составе жюри на секциях. Анализ присланных школьниками работ позволяет говорить о развитии критического мышления, студенты учатся сравнивать, выявлять ошибки и обосновывать свое решение. Они видят примеры школьных работ и отмечают основные ошибки, которые могут быть допущены самими студентамипри написании и защите курсовых и выпускных квалификационных работ. Участие в работе жюрипозволяет обеспечить педагогическое общение с признанными специалистами –учителями технологии Пермского края –и показать еще одну сторону профессиональной деятельности педагогов, которая сегодня особенно востребована в школе. Помимо этого такая работа позволяет осознать престиж технологического образования и увидеть лучшие примеры деятельности учителей в этом направлении.Также на кафедре обеспечивается возможность педагогического общения студентов посредством их привлечения к участию в конференциях по технологическому образованию. Год от года увеличивается количество студентов, занимающихся исследовательской деятельностью. К примеру, если в 2012/2013 учеб.году в двух межрегиональных конференциях приняли участие восемьстудентов, то в 2013/2014 учеб. году в четырехконференциях различногоуровня приняли участие более 10 студентов. Например, взаочнодистанционной конференции «Совершенствование технологического образования в условияхвнедрения ФГОС»: https://sites.google.com/site/conferencetechnology2014/home, организованной кафедройв этом году, студенты не только представили свои статьи по актуальным проблемам технологического образования, но и активно участвовали в обсуждении статей учителейпрактиков, научных работников, преподавателей вузов, высказывая свои комментарии, вопросы, предложения.Еще одно направление работы кафедры –ежегодное проведение«Дней науки и технологии, что предполагает систему мероприятий по различным направлениям деятельности.Вопервых, для студентов организуется конкурс творческих и исследовательских работ, на котором представляются наиболее интересные изделия, выполненные студентами в различных техниках декоративноприкладного творчества. Это могут быть лучшие изделия, созданные на учебных занятиях, а также работы, которые выполнялись специально для конкурса. Помимо работ студентов профиля «Технология» в этом конкурсе активно представляются швейные изделия студентов специальности «Технология изделий легкой промышленности». В рамках этого конкурса работает секция исследовательских работ, на которой студенты обеих специальностей могут представить исследования по различным направлениям. Кроме того, проводимые на факультете «Дни науки и технологии» предполагают овладение производственными технологиями на базе учебных заведений профессионального образования г. Перми. С этой целью педагогами профессионального образования проводятся мастерклассы для студентов. Например, студенты осваивают монтаж квартирных проводок на базе техникума промышленных и информационных технологий; учатся профессионально оформлять блюда, чему способствуют педагоги торговотехнологического колледжа; занимаются флористикой с педагогами агропромышленного техникума.Большая часть мероприятий, организуемых кафедрой, проводится с приглашением учителей технологии школ Пермского края. Это позволяет студентам влиться в профессиональную среду еще на этапе обучения.В связи с этим еще одним важным направлением деятельности кафедры является координация технологического образования в Пермском крае. С этой целью реализуется ряд мероприятий с учителями технологии. Уже в течение четырех лет в начале учебного года кафедрой проводится краевой семинар для учителей технологии. На семинарах помимо преподавателей кафедры выступают коллеги из других вузов с докладами по актуальным проблемам технологического образования. Здесь же учителя технологии имеют возможность презентовать интересный опыт практической деятельности, педагоги, активно сотрудничающие с кафедрой, отмечаются благодарностями. Во время семинара до учителей технологии доводятся сведения о планах работы кафедры на предстоящий учебный год: курсы повышения квалификации, круглые столы, конкурсы, как для педагогов, так и для школьников, конференции и т.п.Так, например, для учителей технологии, которые руководят педагогической практикой студентов, проводится круглый стол, на котором обсуждаются отдельные аспекты теоретической и практической подготовки студентов и делаются выводы о корректировке программ учебных дисциплин.Серьезная и системная работа кафедры даетсвои результаты. Только в 2013/2014 учеб.году студенты профиля «Технология» стали призерами и победителями следующих мероприятий:Международная выставка по декоративноприкладному творчеству «Ассамблея ремесел», номинация «Мастерская народного костюма» (г. Москва) –А.Арапова, Е.Бабушкина;Всероссийский конкурс методических разработок «Урок технологии для Новой школы2014», номинации «Сетевой урок» и «Мультимедийный урок» (г. Сыктывкар) –М.Деришева, Е.Бабушкина;конкурс непрофессиональных портных «Весенние превращения»(г. Лысьва, Пермский край) –А.Усталова, А.Арапова;IV краевойконкурс молодых дизайнеров, номинация«Единый образ»–М.Симонян.Окунувшись в профессионализирующую среду, студенты самостоятельно находят возможности участвовать в конкурсах и грантах различного уровня, развивая и совершенствуя проектные умения, повышая самооценку и презентуя себя на педагогическомрынке труда. Благодаря этому, еще обучаясь в вузе, студенты получают приглашения от работодателей –школ г.Перми и края.Сегодня образовательные учреждения высшего образования находятся в активном поиске адекватных и эффективных средств реализацииФГОС,и, на наш взгляд, создание профессионально ориентированной образовательной средыдолжно рассматриваться в качестве одного из приоритетных направлений деятельности вузов. Это связано с тем, что средовой подход будет способствовать формированию у студентов ценностного аспекта профессии: мотивов, потребностей, идеалов, личностных смыслов –и в конечном итоге обеспечит подготовку не просто грамотного специалиста, а специалиста, осознающего значимость своей профессии и стремящегося к постоянному личностному и профессиональному росту.
Ссылки на источники1.Ильин А.Н. К вопросу об обеспеченности учителями технологии школ Пермского края // Материалы межрегиональной заочной конференции «Совершенствование технологического образования в условиях внедрения ФГОС». –URL: https://sites.google.com/site/conferencetechnology2014/1teoretikometodiceskieproblemysovremennogotehnologiceskogoobrazovania/ilin22.Казакова Л.Г. Из опыта применения сетевого практикума по методике обучения технологии // Современные аудиовизуальные и информационные технологии в образовании:сб.материалов Vмежрегион.науч.практ.конф. –Сыктывкар,2013. –С.129–132.
Tatyana Nikonova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Perm State Social and Pedagogic University, Permnikonovappo@mail.ru
Alexey Ilyin,Candidate of Physicomathematical Sciences, Associate Professor, Perm State Social and Pedagogic University, Permilyin@pspu.ruLyudmila Kazakova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor, Perm State Social and Pedagogic University, Permkazakova.pspu@gmail.comOrganization of careeroriented educational environment for future teachers of technologyAbstract.The authors view the various directions of work of thechair of technology and methods of teaching technology of Perm State Social and Pedagogic University, aimed at creatingprofessionalized environment for future teachers of technology. The work includesnetwork communication in the process of study disciplines, quasiprofessional activities, organization of creative and research work of students, methodical maintenance of technological education in the regionKey words:professionalizedenvironment, careeroriented educational environment, network communication, network practicum, quasiprofessional activities, motivation of students.References1.Il'in, A.N. “K voprosu ob obespechennosti uchiteljami tehnologii shkol Permskogo kraja”, in Materialy mezhregional'noj zaochnoj konferencii “Sovershenstvovanie tehnologicheskogo obrazovanija v uslovijah vnedrenija FGOS”. Avialable at:https://sites.google.com/site/conferencetechnology2014/1teoretikometodiceskieproblemysovremennogotehnologiceskogoobrazovania/ilin2(in Russiаn).2.Kazakova, L.G. (2013) “Iz opyta primenenija setevogo praktikuma po metodike obuchenija tehnologii”, in Sovremennye audiovizual'nye i informacionnye tehnologii v obrazovanii: sb. materialov V mezhregion. nauch.prakt. konf., Syktyvkar, pp.129–132 (in Russiаn).
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»