Формирование информационно-коммуникационной среды технологического образования
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Новикова
Н.
Н. Формирование информационно-коммуникационной среды технологического образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S6. – С.
66–70. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14569.htm.
Аннотация. Статья посвящена теоретическим и методическим аспектам формирования информационно-коммуникационной среды технологического образования. В статье выделяются структура, особенности, основные характеристики информационно-коммуникационной среды технологического образования и организационные формы сетевого взаимодействия учащихся.
Ключевые слова:
информационно-коммуникационная среда технологического образования, информационное взаимодействие, электронные образовательные ресурсы.
Текст статьи
Новикова Наталья Николаевна,кандидат педагогических наук, доцент, заведующаякафедрой автоматики и микропроцессорной техникиФГБОУ ВПО ©Сыктывкарский государственный университетª, г. Сыктывкарnnnovikova@mail.ru
Формирование информационнокоммуникационной среды технологического образования
Аннотация.Статья посвящена теоретическим и методическим аспектам формирования информационнокоммуникационной среды технологического образования.В статье выделяются структура, особенности,основные характеристики информационнокоммуникационной среды технологического образования и организационные формы сетевого взаимодействия учащихся.Ключевые слова:информационнокоммуникационная среда технологического образования, информационное взаимодействие, электронные образовательные ресурсы. Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В период становления новой системы образования структура и содержание образовательной среды существенно меняются. Традиционная образовательная среда не рассчитана на достижение новых образовательных результатов, поскольку была сформирована в условиях других образовательных задач, стоящих перед обществом. В настоящее время с развитием информационнокоммуникационных технологий усиливается роль и значение образовательной среды, она изменяется и становится информационнонасыщенной. Можно говорить о том, что в современных условиях развития информационного общества происходит интеграция единой информационной среды с образовательной средой. За счет этого образовательная среда обеспечивается совокупностью средств общения и взаимодействия с информацией, специально формируется как педагогическая система, нацеленная на обеспечение качественного образования, обладает взаимосвязью условий, возможностей и для развития обучаемых и учителя.Актуальность разработки и развития информационнокоммуникационной образовательной среды определяют нормативные документы:Федеральный закон ©Об образовании в Российской Федерацииª [1];Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [2]; Распоряжение правительства Российской Федерации ©О государственной программе Российской Федерации “Информационное общество (20112020 годы)”ª [3]; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ©Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям, в частности минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещенийª [4].В Федеральном образовательном стандарте основного общего образования указано, что ©информационнометодические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационнообразовательной средой. Информационнообразовательная среда рассматривается как совокупность условий для успешного развития информационного взаимодействия образовательного назначения между обучающимися и интерактивными средствами информационных и коммуникационных технологий. Информационнообразовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: информационнометодическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсногообеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья учащихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числев рамках дистанционного образования;дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельностиª[5].Существует разноуровневый подход к пониманию образовательной среды: метасреда, в которой субъект находится в течениевсей жизни,и среда, локализованная по территориальному признаку (федеральная, региональная, муниципальная). С.В. Зенкина выделяет несколько уровней информационнокоммуникационнойобразовательной среды: первый уровень информационнокоммуникационная образовательная среда школы, включающая все средства коммуникации;второй уровеньпредметная информационнокоммуникационная среда, нацеленная на реализацию целей предметного образования;третий уровень индивидуальные информационнокоммуникационные среды, формируемые каждым обучаемым в ходе учебной деятельности в информационнокоммуникационных образовательных средах двух верхних уровней [6].В нашем исследовании мы рассматриваем конкретную информационнокоммуникационную предметную средусреду технологического образования. С нашей точки зрения,информационнокоммуникационная среда технологического образования является отдельной составляющей единой информационнокоммуникационной образовательной среды, связана с информационнокоммуникационной образовательной средой школы и оказывает влияние на формирование индивидуальных информационнокоммуникационных сред обучаемых. И.В. Робертопределяет информационнокоммуникационную предметную среду как совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между пользователями и интерактивными средствами обучения некоторой предметной области [7].Основываясь на позиции И.В. Роберт, под информационнокоммуникационной средой технологического образования мы понимаем совокупность условий, нацеленных на достижение новых образовательных результатов технологического образования и основанных на возникновении, развитии процессов учебного информационноговзаимодействия между обучаемым(и), педагогом и средствами ИКТ. Информационнокоммуникационная среда технологического образования представляет совокупность субъектов (обучаемые, учитель технологии, педагог дополнительного технологического образования) и объектов (технологические средства ИКТ, средства обучения и электронные образовательные ресурсы) образовательного процесса. В данной среде обучаемый получает доступ к электронным образовательным ресурсам предметной области ©Технологияª, работая с ними, изучает теоретический материал, проводит исследование, отвечает на вопросы, общается с другими обучаемыми, обсуждает изучаемые вопросы.Образовательный процесс в информационнокоммуникационной среде технологического образования осуществляется на основе современных педагогических технологий через организационные формы сетевого взаимодействия: сетевой проект, интернетолимпиадуи интернетконкурс, сетевуюдидактическуюигру, виртуальнуюэкскурсию, интерактивные занятия и т.д.На основе теоретических и эмпирических исследований мы выделяем следующие виды учебной деятельности школьников в информационнокоммуникационной среде технологического образования:выполнение поисковоаналитических заданий;исследовательская и проектная деятельность, групповая деятельность;взаимодействие в сетевых сервисах;участие в обсуждениях.Основываясь на исследовании Е.О. Ивановой, И.М. Осмоловской [8],можно выделить основные характеристики информационнообразовательной среды, технологического образования.Открытостькак результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного процесса.Целостностьвнутреннее единство компонентов среды, благодаря которой обеспечивается целесообразная логика развёртывания процесса обучения: определяются планируемые образовательные результаты и связанные с ними деятельность учителя и деятельность учащихся. Полифункциональность связана с тем, что среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.Интерактивность возможность учащегося взаимодействовать с элементами среды для достижения своих познавательных целей. При этом и среда является активной, откликаясь на запросы учащегося определенным образом. В процессе обучения, помимо двух действующих субъектов учителя и ученика, появляется ещё один элемент, который может оказать существенное влияние на ход и результаты обучения.Коммуникативностьумение и желание общаться как лицом к лицу с собеседником, таки с помощью информационнокоммуникационных технологий.Личностная заданность среды, которая подразумевает активное субъектное начало среды любого уровня, так как именно личность выстраивает, объединяет, придает целостность и задает вектор развития среде.Мультимедийностьпредставление информации разными способами: текст, аудиои видеозаписи, иллюстрации, анимация и т. д.Адаптивность свойство среды, связанное с удовлетворением разнообразных образовательных запросов личности, неисчерпаемостью, многомерностью представления информации в среде, возможностями существования различных видов деятельности (творческий поиск, игра, тренинг и т.д.).Многоаспектность представление информации о процессе или явлении с разных точек зрения, во множестве связей и отношений, что способствует более глубокому изучению материала, требует информационной компетентности учащихся.Информационнокоммуникационная среда технологического образования, ориентированная на новые образовательные результаты, должнабыть развивающей и личностно значимой для обучаемого, побуждающей его к активной учебной деятельности. Значимая особенность информационнокоммуникационной среды технологического образования технологическая направленность и связь с практической деятельностью учащихся. В общем смысле понятие ©формированиеª рассматривается как процесс, в котором чемулибо придается устойчивость, законченность, определенный тип. Формирование информационнокоммуникационной среды технологического образования рассматривается нами как процесс, в котором придается устойчивость, законченность интегрирующей образовательной среды технологического образования, основанной на достиженияхсовременных педагогических, информационных, коммуникационных технологий и представляющей возможности для осуществления эффективного учебного взаимодействия.Для учителя технологии важно решить вопрос: где будет происходить формирование информационнокоммуникационной среды технологического образования? В настоящее время в нормативных документах не указаны конкретные образовательные ресурсы сети Интернет для формирования информационнокоммуникационной образовательной среды. В регионах, муниципалитетах Российской Федерации функционируют различные информационные системы. Самые распространенные из них “NetSchool”, ©Дневник.руª, ©Образование web2.0ª. Портал “NetSchool”(www.netschool.ru) является комплексной информационной системой для формирования информационной образовательной среды современной школы. Этот программный продукт позволяет решать административные задачи, вести мониторинг текущего учебного процесса и организовать оперативное общение между всеми участниками образовательного процесса.Портал ©Дневник.руª(http://dnevnik.ru)единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную образовательную среду для учителей, обучаемых и их родителей. Разработка проекта началась в 2007 г.,и уже в 2009г.проект был запущен под эгидой приоритетного национального проекта ©Образованиеª. ©Дневник.руªкак школьная образовательная сетьсовмещает в себе три модуля: дистанционное обучение, управление школьным документооборотом, социальнуюсеть. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайнтренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие вузы России.Портал ©Образование web2.0ª объединяет школы разных регионов России в единую образовательную сеть. Учителя ведут в системе электронные журналы своих школ. Обучаемые и их родители смотрят расписание занятий, домашние задания и оценки. Все участники общаются между собой в рамках безопасной социальной сети, ведут блоги и участвуют в увлекательных конкурсах.В автоматизированных информационных системах каждый учитель технологии может формировать информационнокоммуникационную среду технологического образования и организовывать учебное взаимодействие с обучаемыми. Информационнокоммуникационная среда технологического образования может быть сформирована и на сайте школы. Для этого на сайте школы учителю достаточно создать раздел ©Технологическое образованиеª.Преимущества использования информационных системы “NetSchool”, ©Дневник.руª, ©Образование web2.0ªи образовательных сайтов школ заключаются в том, что данные порталы предоставляют учителю технологии готовые средства коммуникации и учебного взаимодействия.Еще одна возможность для формирования информационнокоммуникационной среды технологического образованиясоздание учителем технологии собственного образовательного сайта по технологическому образованию. В этом случае учитель технологии может самостоятельно разработать структуру образовательного сайта, выбрать систему коммуникаций и информационного учебного взаимодействия с обучаемыми.
Учитель технологии может создать образовательный сайт по следующим направлениям технологического образования:изучение всего курса образовательной области ©Технологияª;изучение отдельного раздела в рамках предмета технологииили программы дополнительного технологического образования;изучение отдельной темы в рамках предмета технологииили программы дополнительного технологического образования;организация игры, конкурса, проекта, викторины для обучаемых по изучению образовательной области ©Технологияª;поддержка проектной или исследовательской деятельности;подготовка к олимпиадам по технологии;организация виртуальной экскурсии.В педагогическом институте ФГБОУ ВПО ©Сыктывкарский государственный университетª нами был организован и проведен сетевой семинар ©Образовательный сайт в организации сетевого взаимодействия с учащимися при изучении технологииª. В результате обучения учителями технологии и студентами и магистрантами разработаны и эффективно используются образовательные сайты по технологии. Представим некоторые из них.Образовательный сайт ©Учимся, думаем, творим…ª (https://sites.google.com/site/ucimsadumaemtvorim), автор Е. Г.Бербер, учитель технологии, г. Пермь. Предлагаемый сайт позволяет не только объяснить новый материал и проверить его усвоение, но и осуществить индивидуальный подход к учащимся. Цель образовательного сайта ©Учимся, думаем, творим…ª организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса с применением активных методов обучения и информационных технологий. Задачи сайта: формирование и развитие у участников образовательного процесса ИКТкомпетенций; создание условий для познавательного и коммуникативного развития учащихся; создание и повышение мотивации к творческой деятельности; повышение интереса к учебной и внеурочной деятельности по изучению технологии. Возможности сайта: учащиеся могут познакомиться с основной и дополнительной учебной информацией по технологии, с помощью интерактивных заданий закрепить знания, задать вопрос учителю, опубликовать свой мастеркласс. Образовательный сайт ©Проекты на уроках технологииª (https://sites.google.com/site/proektynaurokahtehnologii/), авторы Н.Н.Новикова, к.п.н., доцент, зав. кафедрой автоматики и микропроцессорной техники,и А.С.Петрова, магистрант СыктГУ, г. Сыктывкар. Цель образовательного сайта ©Проекты на уроках технологииªорганизовать поддержку проектной деятельности при изучении технологии. Задачисайта: представить учащимся учебную информацию о видах, структуре проекта и этапах его выполнения; наглядно представить примеры выполнения проектов; предоставить возможность для обсуждения проектов; создать банк проектов по технологии. Целевую аудиторию образовательного сайта ©Проекты на уроках технологииª представляют в основном обучающиеся среднего звена общеобразовательных учреждений. К основным функциям сайта относятся: информационная (обеспечение быстрого и удобного доступа к информации); образовательная (размещение на сайте методических рекомендаций, учебных материалов, а также ссылок на образовательные ресурсы). Образовательный сайт по поддержке проектной деятельности позволяет обучающимся организовать учебный процесс в сети Интернет. Структура сайтавыстроена таким образом, что обучающийся может найти ответы на интересующие его вопросы по выполнению творческого проекта. Образовательный сайт ©САТТИª (https://sites.google.com/site/sattinvv/), авторы Е.Г.Бербер, учитель технологии, г. Пермь; Н. В. Вяткина,учитель технологии, г.Сыктывкар; С. Г.Неустроева, учитель технологии, г. Нижнекамск. Название образовательного сайта ©САТТИª расшифровывается как Содружество, Активность,Творчество, Технология, Информация.Цель образовательного сайтаорганизация сетевоговзаимодействия участников образовательного процесса по изучению технологии Перми, Сыктывкара, Нижнекамска. Задачи: формирование и развитие у всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов) ИКТкомпетенций; создание условий для познавательного и коммуникативного развития обучающихся, создание у обучающихся мотивации к творческой деятельности.Основные преимущества образовательного сайта ©САТТИª: обучающиеся являются активными помощниками в разработке и наполнении сайта, они создают и организовывают игровые занятия по технологии, совместно занимаются проектной деятельностью, рассказывают о своих увлечениях, проводят мастерклассы, решают проблемы, делятся своими успехами и достижениями в предметной области ©Технологияª. Создатели сайта намеренно ушли от размещения на страницах САТТИ учебных уроков по предмету (для этих целей созданы другие сайты). Главная цель сетевоевзаимодействие и содружество учителей, обучающихся (и,надеемся) родителей трех школ разныхрегионов: Татарстана, РеспубликиКоми, Пермскогокрая. Авторы образовательного сайта надеются, что сформируются группы, состоящие из самых активных и творческих обучающихся. Таким образом, мы видим, что образовательные сайты как средство и форма организации учебного информационного взаимодействия позволяют учителю технологии формировать информационнокоммуникационную среду технологического образования по различным направлениям. Мы полагаем, что информационнокоммуникационная среда технологического образования расширяет возможности для реализации образовательных стандартов нового поколения, существенно влияет на повышение мотивации обучаемых и создает условия для активной самостоятельной деятельности. А для эффективного функционирования данной среды её компоненты должны иметь гибкую структуру и выполнять функции, которые будут адаптироваться к особенностям содержания и преподавания технологии в каждой отдельной школе, муниципалитете, регионе Российской Федерации.Ссылки на источники1.Федеральный закон Российской Федерации ©Об образовании в Российской Федерацииª от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ // Российская газета. 2012. 31дек. 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 ©Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияª опубликован 19 декабря 2010 г. на Интернетпортале ©Российской газетыª. URL:http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandartsitedok.html.3.Распоряжение правительства Российской федерации от 20 октября 2010 г. № 1815р ©О государственной программе Российской Федерации ©Информационное общество (20112020 годы)ª //Собрание законодательства РФ. 2010. № 46. Ст. 6026.4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ©Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям, в частности минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещенийª от 4 октября 2010 г. №986 // Российская газета. 2011. 16 февр.5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 ©Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияª опубликован 19 декабря 2010 г. на Интернетпортале ©Российской газетыª. URL: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandartsitedok.html6.Зенкина С. В. Педагогические основы организации информационнокоммуникационной среды на новые образовательные результаты: дис. …дра наук. М., 2007.7.Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с.8.Информационныеи коммуникационные технологии в образовании: учеб.метод. пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. М.: Дрофа, 2008. 312 с.
Natalya Novikova,Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professor, Head of the chair of automatics and microprocessing equipment, Syktyvkar State University, Syktyvkar
nnnovikova@mail.ruFormation ofinformation and communication environment of technological educationAbstract.The authorexamines theoretical and practical aspects of development of information and communication environment of technological education. The authorpresents structure, characteristics and key features of the information and communication environment of technological education, as well as organizational forms of networkcooperation between students.Keywords:information and communication environment of technological education, information interaction, electronic learning resource.References1.(2012) “Federal'nyjzakon Rossijskoj Federacii ©Ob obrazovanii v Rossijskoj Federaciiª ot 29 dekabrja 2012 g. № 273FZ”, Rossijskaja gazeta,31 dek. (in Russian).2.(2010) Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrja 2010 g. № 1897 “Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija”,opublikovan 19 dekabrja 2010 g. na Internetportale “Rossijskoj gazety”.Available at: http:,www.rg.ru/2010/12/19/obrstandartsitedok.html (in Russian).3.(2010) “Rasporjazhenie pravitel'stva Rossijskoj federacii ot 20 oktjabrja 2010 g. № 1815r “O gosudarstvennoj programme Rossijskoj Federacii ©Informacionnoe obshhestvo (20112020 gody)”, Sobranie zakonodatel'stva RF, № 46,st. 6026 (in Russian).4.(2011) “Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii “Ob utverzhdenii federal'nyh trebovanij k obrazovatel'nym uchrezhdenijam, v chastnosti minimal'noj osnashhennosti uchebnogo processa i oborudovanija uchebnyh pomeshhenij”ot 4 oktjabrja 2010 g. № 986”, Rossijskaja gazeta, 16 fevr.(in Russian).5.2010) Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrja 2010 g. № 1897 “Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija”,opublikovan 19 dekabrja 2010 g. na Internetportale “Rossijskoj gazety”. Available at: http:,www.rg.ru/2010/12/19/obrstandartsitedok.html (in Russian).6.Zenkina, S.V. (2007) Pedagogicheskie osnovy organizacii informacionnokommunikacionnoj sredy na novyeobrazovatel'nye rezul'taty: dis. …dra nauk,Moscow (in Russian).Ivanova, E.O., Osmolovskaja, I.M. (2011) Teorija obuchenija v informacionnom obshhestve, Prosveshhenie, Moscow, 190 p.(in Russian).8.Robert, I.V. (ed.), Panjukova, S.V., Kuznecov, A.A.,Kravcova, A.Ju. (2008) Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: ucheb.metod. posobie, Drofa, Moscow, 312 p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала ©КонцептªГоревым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª
Формирование информационнокоммуникационной среды технологического образования
Аннотация.Статья посвящена теоретическим и методическим аспектам формирования информационнокоммуникационной среды технологического образования.В статье выделяются структура, особенности,основные характеристики информационнокоммуникационной среды технологического образования и организационные формы сетевого взаимодействия учащихся.Ключевые слова:информационнокоммуникационная среда технологического образования, информационное взаимодействие, электронные образовательные ресурсы. Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
В период становления новой системы образования структура и содержание образовательной среды существенно меняются. Традиционная образовательная среда не рассчитана на достижение новых образовательных результатов, поскольку была сформирована в условиях других образовательных задач, стоящих перед обществом. В настоящее время с развитием информационнокоммуникационных технологий усиливается роль и значение образовательной среды, она изменяется и становится информационнонасыщенной. Можно говорить о том, что в современных условиях развития информационного общества происходит интеграция единой информационной среды с образовательной средой. За счет этого образовательная среда обеспечивается совокупностью средств общения и взаимодействия с информацией, специально формируется как педагогическая система, нацеленная на обеспечение качественного образования, обладает взаимосвязью условий, возможностей и для развития обучаемых и учителя.Актуальность разработки и развития информационнокоммуникационной образовательной среды определяют нормативные документы:Федеральный закон ©Об образовании в Российской Федерацииª [1];Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [2]; Распоряжение правительства Российской Федерации ©О государственной программе Российской Федерации “Информационное общество (20112020 годы)”ª [3]; Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ©Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям, в частности минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещенийª [4].В Федеральном образовательном стандарте основного общего образования указано, что ©информационнометодические условия реализации основной образовательной программы общего образования должны обеспечиваться современной информационнообразовательной средой. Информационнообразовательная среда рассматривается как совокупность условий для успешного развития информационного взаимодействия образовательного назначения между обучающимися и интерактивными средствами информационных и коммуникационных технологий. Информационнообразовательная среда образовательного учреждения должна обеспечивать: информационнометодическую поддержку образовательного процесса; планирование образовательного процесса и его ресурсногообеспечения; мониторинг и фиксацию хода и результатов образовательного процесса; мониторинг здоровья учащихся; современные процедуры создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников, органов управления в сфере образования, общественности), в том числев рамках дистанционного образования;дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы: учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга, службами занятости населения, обеспечения безопасности жизнедеятельностиª[5].Существует разноуровневый подход к пониманию образовательной среды: метасреда, в которой субъект находится в течениевсей жизни,и среда, локализованная по территориальному признаку (федеральная, региональная, муниципальная). С.В. Зенкина выделяет несколько уровней информационнокоммуникационнойобразовательной среды: первый уровень информационнокоммуникационная образовательная среда школы, включающая все средства коммуникации;второй уровеньпредметная информационнокоммуникационная среда, нацеленная на реализацию целей предметного образования;третий уровень индивидуальные информационнокоммуникационные среды, формируемые каждым обучаемым в ходе учебной деятельности в информационнокоммуникационных образовательных средах двух верхних уровней [6].В нашем исследовании мы рассматриваем конкретную информационнокоммуникационную предметную средусреду технологического образования. С нашей точки зрения,информационнокоммуникационная среда технологического образования является отдельной составляющей единой информационнокоммуникационной образовательной среды, связана с информационнокоммуникационной образовательной средой школы и оказывает влияние на формирование индивидуальных информационнокоммуникационных сред обучаемых. И.В. Робертопределяет информационнокоммуникационную предметную среду как совокупность условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между пользователями и интерактивными средствами обучения некоторой предметной области [7].Основываясь на позиции И.В. Роберт, под информационнокоммуникационной средой технологического образования мы понимаем совокупность условий, нацеленных на достижение новых образовательных результатов технологического образования и основанных на возникновении, развитии процессов учебного информационноговзаимодействия между обучаемым(и), педагогом и средствами ИКТ. Информационнокоммуникационная среда технологического образования представляет совокупность субъектов (обучаемые, учитель технологии, педагог дополнительного технологического образования) и объектов (технологические средства ИКТ, средства обучения и электронные образовательные ресурсы) образовательного процесса. В данной среде обучаемый получает доступ к электронным образовательным ресурсам предметной области ©Технологияª, работая с ними, изучает теоретический материал, проводит исследование, отвечает на вопросы, общается с другими обучаемыми, обсуждает изучаемые вопросы.Образовательный процесс в информационнокоммуникационной среде технологического образования осуществляется на основе современных педагогических технологий через организационные формы сетевого взаимодействия: сетевой проект, интернетолимпиадуи интернетконкурс, сетевуюдидактическуюигру, виртуальнуюэкскурсию, интерактивные занятия и т.д.На основе теоретических и эмпирических исследований мы выделяем следующие виды учебной деятельности школьников в информационнокоммуникационной среде технологического образования:выполнение поисковоаналитических заданий;исследовательская и проектная деятельность, групповая деятельность;взаимодействие в сетевых сервисах;участие в обсуждениях.Основываясь на исследовании Е.О. Ивановой, И.М. Осмоловской [8],можно выделить основные характеристики информационнообразовательной среды, технологического образования.Открытостькак результат взаимодействия среды с информационным образовательным пространством. Неограниченные ресурсы позволяют организовать вариативное обучение, отвечающее субъектным позициям и запросам всех участников образовательного процесса.Целостностьвнутреннее единство компонентов среды, благодаря которой обеспечивается целесообразная логика развёртывания процесса обучения: определяются планируемые образовательные результаты и связанные с ними деятельность учителя и деятельность учащихся. Полифункциональность связана с тем, что среда может быть источником знаний и одновременно способствовать организации различных форм самостоятельной познавательной деятельности учащихся.Интерактивность возможность учащегося взаимодействовать с элементами среды для достижения своих познавательных целей. При этом и среда является активной, откликаясь на запросы учащегося определенным образом. В процессе обучения, помимо двух действующих субъектов учителя и ученика, появляется ещё один элемент, который может оказать существенное влияние на ход и результаты обучения.Коммуникативностьумение и желание общаться как лицом к лицу с собеседником, таки с помощью информационнокоммуникационных технологий.Личностная заданность среды, которая подразумевает активное субъектное начало среды любого уровня, так как именно личность выстраивает, объединяет, придает целостность и задает вектор развития среде.Мультимедийностьпредставление информации разными способами: текст, аудиои видеозаписи, иллюстрации, анимация и т. д.Адаптивность свойство среды, связанное с удовлетворением разнообразных образовательных запросов личности, неисчерпаемостью, многомерностью представления информации в среде, возможностями существования различных видов деятельности (творческий поиск, игра, тренинг и т.д.).Многоаспектность представление информации о процессе или явлении с разных точек зрения, во множестве связей и отношений, что способствует более глубокому изучению материала, требует информационной компетентности учащихся.Информационнокоммуникационная среда технологического образования, ориентированная на новые образовательные результаты, должнабыть развивающей и личностно значимой для обучаемого, побуждающей его к активной учебной деятельности. Значимая особенность информационнокоммуникационной среды технологического образования технологическая направленность и связь с практической деятельностью учащихся. В общем смысле понятие ©формированиеª рассматривается как процесс, в котором чемулибо придается устойчивость, законченность, определенный тип. Формирование информационнокоммуникационной среды технологического образования рассматривается нами как процесс, в котором придается устойчивость, законченность интегрирующей образовательной среды технологического образования, основанной на достиженияхсовременных педагогических, информационных, коммуникационных технологий и представляющей возможности для осуществления эффективного учебного взаимодействия.Для учителя технологии важно решить вопрос: где будет происходить формирование информационнокоммуникационной среды технологического образования? В настоящее время в нормативных документах не указаны конкретные образовательные ресурсы сети Интернет для формирования информационнокоммуникационной образовательной среды. В регионах, муниципалитетах Российской Федерации функционируют различные информационные системы. Самые распространенные из них “NetSchool”, ©Дневник.руª, ©Образование web2.0ª. Портал “NetSchool”(www.netschool.ru) является комплексной информационной системой для формирования информационной образовательной среды современной школы. Этот программный продукт позволяет решать административные задачи, вести мониторинг текущего учебного процесса и организовать оперативное общение между всеми участниками образовательного процесса.Портал ©Дневник.руª(http://dnevnik.ru)единая образовательная сеть России, которая формирует уникальную электронную образовательную среду для учителей, обучаемых и их родителей. Разработка проекта началась в 2007 г.,и уже в 2009г.проект был запущен под эгидой приоритетного национального проекта ©Образованиеª. ©Дневник.руªкак школьная образовательная сетьсовмещает в себе три модуля: дистанционное обучение, управление школьным документооборотом, социальнуюсеть. Пользователям доступны электронный классный журнал и электронный дневник учащегося, а также медиатека, библиотека образовательной литературы, онлайнтренинг тестирования ЕГЭ, возможность пройти вступительные олимпиады в крупнейшие вузы России.Портал ©Образование web2.0ª объединяет школы разных регионов России в единую образовательную сеть. Учителя ведут в системе электронные журналы своих школ. Обучаемые и их родители смотрят расписание занятий, домашние задания и оценки. Все участники общаются между собой в рамках безопасной социальной сети, ведут блоги и участвуют в увлекательных конкурсах.В автоматизированных информационных системах каждый учитель технологии может формировать информационнокоммуникационную среду технологического образования и организовывать учебное взаимодействие с обучаемыми. Информационнокоммуникационная среда технологического образования может быть сформирована и на сайте школы. Для этого на сайте школы учителю достаточно создать раздел ©Технологическое образованиеª.Преимущества использования информационных системы “NetSchool”, ©Дневник.руª, ©Образование web2.0ªи образовательных сайтов школ заключаются в том, что данные порталы предоставляют учителю технологии готовые средства коммуникации и учебного взаимодействия.Еще одна возможность для формирования информационнокоммуникационной среды технологического образованиясоздание учителем технологии собственного образовательного сайта по технологическому образованию. В этом случае учитель технологии может самостоятельно разработать структуру образовательного сайта, выбрать систему коммуникаций и информационного учебного взаимодействия с обучаемыми.
Учитель технологии может создать образовательный сайт по следующим направлениям технологического образования:изучение всего курса образовательной области ©Технологияª;изучение отдельного раздела в рамках предмета технологииили программы дополнительного технологического образования;изучение отдельной темы в рамках предмета технологииили программы дополнительного технологического образования;организация игры, конкурса, проекта, викторины для обучаемых по изучению образовательной области ©Технологияª;поддержка проектной или исследовательской деятельности;подготовка к олимпиадам по технологии;организация виртуальной экскурсии.В педагогическом институте ФГБОУ ВПО ©Сыктывкарский государственный университетª нами был организован и проведен сетевой семинар ©Образовательный сайт в организации сетевого взаимодействия с учащимися при изучении технологииª. В результате обучения учителями технологии и студентами и магистрантами разработаны и эффективно используются образовательные сайты по технологии. Представим некоторые из них.Образовательный сайт ©Учимся, думаем, творим…ª (https://sites.google.com/site/ucimsadumaemtvorim), автор Е. Г.Бербер, учитель технологии, г. Пермь. Предлагаемый сайт позволяет не только объяснить новый материал и проверить его усвоение, но и осуществить индивидуальный подход к учащимся. Цель образовательного сайта ©Учимся, думаем, творим…ª организация сетевого взаимодействия участников образовательного процесса с применением активных методов обучения и информационных технологий. Задачи сайта: формирование и развитие у участников образовательного процесса ИКТкомпетенций; создание условий для познавательного и коммуникативного развития учащихся; создание и повышение мотивации к творческой деятельности; повышение интереса к учебной и внеурочной деятельности по изучению технологии. Возможности сайта: учащиеся могут познакомиться с основной и дополнительной учебной информацией по технологии, с помощью интерактивных заданий закрепить знания, задать вопрос учителю, опубликовать свой мастеркласс. Образовательный сайт ©Проекты на уроках технологииª (https://sites.google.com/site/proektynaurokahtehnologii/), авторы Н.Н.Новикова, к.п.н., доцент, зав. кафедрой автоматики и микропроцессорной техники,и А.С.Петрова, магистрант СыктГУ, г. Сыктывкар. Цель образовательного сайта ©Проекты на уроках технологииªорганизовать поддержку проектной деятельности при изучении технологии. Задачисайта: представить учащимся учебную информацию о видах, структуре проекта и этапах его выполнения; наглядно представить примеры выполнения проектов; предоставить возможность для обсуждения проектов; создать банк проектов по технологии. Целевую аудиторию образовательного сайта ©Проекты на уроках технологииª представляют в основном обучающиеся среднего звена общеобразовательных учреждений. К основным функциям сайта относятся: информационная (обеспечение быстрого и удобного доступа к информации); образовательная (размещение на сайте методических рекомендаций, учебных материалов, а также ссылок на образовательные ресурсы). Образовательный сайт по поддержке проектной деятельности позволяет обучающимся организовать учебный процесс в сети Интернет. Структура сайтавыстроена таким образом, что обучающийся может найти ответы на интересующие его вопросы по выполнению творческого проекта. Образовательный сайт ©САТТИª (https://sites.google.com/site/sattinvv/), авторы Е.Г.Бербер, учитель технологии, г. Пермь; Н. В. Вяткина,учитель технологии, г.Сыктывкар; С. Г.Неустроева, учитель технологии, г. Нижнекамск. Название образовательного сайта ©САТТИª расшифровывается как Содружество, Активность,Творчество, Технология, Информация.Цель образовательного сайтаорганизация сетевоговзаимодействия участников образовательного процесса по изучению технологии Перми, Сыктывкара, Нижнекамска. Задачи: формирование и развитие у всех участников образовательного процесса (обучающихся, родителей, педагогов) ИКТкомпетенций; создание условий для познавательного и коммуникативного развития обучающихся, создание у обучающихся мотивации к творческой деятельности.Основные преимущества образовательного сайта ©САТТИª: обучающиеся являются активными помощниками в разработке и наполнении сайта, они создают и организовывают игровые занятия по технологии, совместно занимаются проектной деятельностью, рассказывают о своих увлечениях, проводят мастерклассы, решают проблемы, делятся своими успехами и достижениями в предметной области ©Технологияª. Создатели сайта намеренно ушли от размещения на страницах САТТИ учебных уроков по предмету (для этих целей созданы другие сайты). Главная цель сетевоевзаимодействие и содружество учителей, обучающихся (и,надеемся) родителей трех школ разныхрегионов: Татарстана, РеспубликиКоми, Пермскогокрая. Авторы образовательного сайта надеются, что сформируются группы, состоящие из самых активных и творческих обучающихся. Таким образом, мы видим, что образовательные сайты как средство и форма организации учебного информационного взаимодействия позволяют учителю технологии формировать информационнокоммуникационную среду технологического образования по различным направлениям. Мы полагаем, что информационнокоммуникационная среда технологического образования расширяет возможности для реализации образовательных стандартов нового поколения, существенно влияет на повышение мотивации обучаемых и создает условия для активной самостоятельной деятельности. А для эффективного функционирования данной среды её компоненты должны иметь гибкую структуру и выполнять функции, которые будут адаптироваться к особенностям содержания и преподавания технологии в каждой отдельной школе, муниципалитете, регионе Российской Федерации.Ссылки на источники1.Федеральный закон Российской Федерации ©Об образовании в Российской Федерацииª от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ // Российская газета. 2012. 31дек. 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 ©Об утверждениифедерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияª опубликован 19 декабря 2010 г. на Интернетпортале ©Российской газетыª. URL:http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandartsitedok.html.3.Распоряжение правительства Российской федерации от 20 октября 2010 г. № 1815р ©О государственной программе Российской Федерации ©Информационное общество (20112020 годы)ª //Собрание законодательства РФ. 2010. № 46. Ст. 6026.4.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации ©Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям, в частности минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещенийª от 4 октября 2010 г. №986 // Российская газета. 2011. 16 февр.5.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 ©Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образованияª опубликован 19 декабря 2010 г. на Интернетпортале ©Российской газетыª. URL: http://www.rg.ru/2010/12/19/obrstandartsitedok.html6.Зенкина С. В. Педагогические основы организации информационнокоммуникационной среды на новые образовательные результаты: дис. …дра наук. М., 2007.7.Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с.8.Информационныеи коммуникационные технологии в образовании: учеб.метод. пособие / И. В. Роберт, С. В. Панюкова, А. А. Кузнецов, А. Ю. Кравцова; под ред. И. В. Роберт. М.: Дрофа, 2008. 312 с.
Natalya Novikova,Candidate of Pedagogic Sciences,Associate Professor, Head of the chair of automatics and microprocessing equipment, Syktyvkar State University, Syktyvkar
nnnovikova@mail.ruFormation ofinformation and communication environment of technological educationAbstract.The authorexamines theoretical and practical aspects of development of information and communication environment of technological education. The authorpresents structure, characteristics and key features of the information and communication environment of technological education, as well as organizational forms of networkcooperation between students.Keywords:information and communication environment of technological education, information interaction, electronic learning resource.References1.(2012) “Federal'nyjzakon Rossijskoj Federacii ©Ob obrazovanii v Rossijskoj Federaciiª ot 29 dekabrja 2012 g. № 273FZ”, Rossijskaja gazeta,31 dek. (in Russian).2.(2010) Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrja 2010 g. № 1897 “Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija”,opublikovan 19 dekabrja 2010 g. na Internetportale “Rossijskoj gazety”.Available at: http:,www.rg.ru/2010/12/19/obrstandartsitedok.html (in Russian).3.(2010) “Rasporjazhenie pravitel'stva Rossijskoj federacii ot 20 oktjabrja 2010 g. № 1815r “O gosudarstvennoj programme Rossijskoj Federacii ©Informacionnoe obshhestvo (20112020 gody)”, Sobranie zakonodatel'stva RF, № 46,st. 6026 (in Russian).4.(2011) “Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii “Ob utverzhdenii federal'nyh trebovanij k obrazovatel'nym uchrezhdenijam, v chastnosti minimal'noj osnashhennosti uchebnogo processa i oborudovanija uchebnyh pomeshhenij”ot 4 oktjabrja 2010 g. № 986”, Rossijskaja gazeta, 16 fevr.(in Russian).5.2010) Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot 17 dekabrja 2010 g. № 1897 “Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija”,opublikovan 19 dekabrja 2010 g. na Internetportale “Rossijskoj gazety”. Available at: http:,www.rg.ru/2010/12/19/obrstandartsitedok.html (in Russian).6.Zenkina, S.V. (2007) Pedagogicheskie osnovy organizacii informacionnokommunikacionnoj sredy na novyeobrazovatel'nye rezul'taty: dis. …dra nauk,Moscow (in Russian).Ivanova, E.O., Osmolovskaja, I.M. (2011) Teorija obuchenija v informacionnom obshhestve, Prosveshhenie, Moscow, 190 p.(in Russian).8.Robert, I.V. (ed.), Panjukova, S.V., Kuznecov, A.A.,Kravcova, A.Ju. (2008) Informacionnye i kommunikacionnye tehnologii v obrazovanii: ucheb.metod. posobie, Drofa, Moscow, 312 p.(in Russian).
Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала ©КонцептªГоревым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала ©Концептª