Формирование идеи и этапы дизайн-проектирования на примере макета книги

Международная публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Синицына Л. А., Рукавишникова Е. Ю. Формирование идеи и этапы дизайн-проектирования на примере макета книги // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S6. – С. 81–85. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14572.htm.
Аннотация. Проектирование – это профессиональная деятельность дизайнера. При выполнении студентами курсовых заданий и упражнений по проектированию объектов дизайна и формируются профессиональные умения и навыки в дизайн проектировании. Задача преподавателя – разработать методику образовательных технологий, основанную на теоретических основах дизайн-проектирования и использовании новейших, инновационных способов дизайн-образования. В работе над дипломным проектом (объектом дизайна) студент применяет профессиональные компетенции, сформированные в процессе обучения, наиболее полно и творчески осмысленно. И именно это позволяет в короткий срок этапа дипломного проектирования достичь качественного результата решения дизайнерской за-дачи.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Синицына Людмила Анатольевна,

Член Союза театральных деятелей РФ (СТД РФ), Член Союза дизайнеров России (СД России), действительный член Российского авторского общества (РАО), заведующая кафедрой дизайна и изобразительного искусства ФГБОУ ВПО «Вятскийгосударственныйгуманитарныйуниверситет», г. КировLyoudSin29@rambler.ru

Рукавишникова Евгения Юрьевна,студентка факультета технологии и дизайна ФГБОУ ВПО «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Кировfrenia@mail.ru

Формирование идеи и этапы дизайнпроектированияна примере макета книги

Аннотация.Проектирование –это профессиональная деятельность дизайнера. При выполнении студентами курсовых заданий и упражнений по проектированию объектов дизайна и формируются профессиональные умения и навыки в дизайнпроектировании. Задача преподавателя –разработать методику образовательных технологий, основанную на теоретических основах дизайнпроектирования и использовании новейших, инновационных способов дизайнобразования. В работе над дипломным проектом (объектом дизайна)студент применяет профессиональныекомпетенции, сформированные в процессе обучения, наиболее полно и творчески осмысленно. И именноэто позволяет в короткий срок этапа дипломного проектирования достичь качественного результата решения дизайнерской задачи. Ключевые слова:проектирование в графическом дизайне, методика проектирования, образовательные технологии в дизайне, формирование профессиональных компетенций бакалавров дизайна.Раздел:(05) филология; искусствоведение; культурология.

Рассмотрим теоретические основы профессиональных компетенций дизайнера:необходимость в методических указаниях для конструкторов (читайте: дизайнеров) возникла при производственеобходимыхдля жизнедеятельности человекапредметов быта и одежды. Конечно, а как же иначе: людям необходимы не только удобные,но и красивые предметы и одежда. И их должно быть так много, каков в них спрос! Аглавное, они должны находиться «в шаговой доступности» и быть недорогими по цене. Но при этом и производитель должен заработать свои денежные дивиденды, необходимые для дальнейшего роста и развития производства. Немалаяответственностьво всём этом экономическом «водовороте» лежит «на плечах», то есть в головах, в уме, в логике и талантедизайнеров (конструкторов). Нолюбой профессионал начинается с обучения. Если в XVII–XVIIIвеках ремесленники пользовались только своими талантами и умениями, передавая их из поколения впоколение, то в XIX–XXвеках художники (живописцы и графики), архитекторы пытались разрабатывать теории и систему создания красивых, но при этом утилитарных предметов бытия. История дизайна, науки и техники –яркий пример осмысленияпроцесса дизайнпроектированиякак симбиоза различных знаний, открытий, умений не просто человечества, но и человека с определённой генетической данностью художественного видения мира. И не просто видения, но и умения отобразить своё впечатление изобразительными средствами и создать чтото новое, «красивоеневедомое» и очень необходимое людям. Вывод, что не всё так просто в дизайне, напрашивается сам собой! И это не удивительно: сколько различных задач приходится решать дизайнерам!

Давайтеперечислим–придумать и создать:1)новое, 2)привлекательное,3)стильное (красивое), 4)недорогое, 5)прибыльное, 6)легко производимое,7)много и быстро продаваемое,8)востребованное долгое время.Далее,какими же качествами необходимо обладать, чтобы выполнить всё вышеперечисленное?Первое,и, пожалуй, самое основное,–это способности к рисованию и конструированию (профессиональные навыки и компетенции именно из подобных способностей и развиваются).Второе, и тожене менее необходимое, –способность анализировать и мыслить логически и системно.Третье,возможно, оно же и первое, –творческий потенциал; же он необходим на протяжении всей жизнедеятельности, особенно дизайнерам!Итак,дизайнер тогда профессионал, когда он может:

1)видеть необычное в обычном,2)рисовать, 3)конструировать, 4)анализировать, 5)мыслить логически, 6)обладать вкусом в понимании и познании гармоничных форм природы, 7)постоянно вырабатывать новые творческие идеи, 8)разрабатывать конкурентоспособный «продукт» дизайнерской деятельности.В процессе развития человеческой цивилизации мысль о том, что человека можно научить любой деятельности (то есть сформировать в той или иной деятельности профессиональные компетенции и навыки), заняла прочные позиции. Главное–понять, что и как для этого сделать. Самое необходимое, что и делали первые теоретики дизайнпроектирования, разработать критерии о том, что,собственно,является продуктом дизайнерской деятельности. Азатемразработать методику обучения, в результате следования которойчеловек,стремящийся освоить разработку объектов дизайна, успешно занялся бы их профессиональнымпроектированием. Вот тутто все «дороги» и разошлись! В европейских странах, где дизайн «появился» ещё до Второй мировой войны, начали создавать различные школы и институты дизайна, в которых учили: 1)«делай то, что необходимо экономике»;

2)«делай то, что необходимо и людям,и экономике»;

3)«делай то, чего ещё нет». Методы достижения результата также не очень разнообразны: 1)«делай как я»;

2)«модифицируй то, что пользуется спросом»;

3)«делай необычную форму для традиционного содержания»;и, иногда, «делай то, чего ещё не было». В России дизайнпроектирование как вид профессиональной деятельностирассматривается не так давно. Значит,в этом виде деятельности очень много неизвестного и неизведанного. Научить студента, даже обладающего творческим потенциалом, придумать, разработать, спроектировать объект дизайна не так легко, как кажется, тем более за 4 года. Да, студенты изучают много сопутствующих профессиональных дисциплин, и эти навыки непременно помогают им в профессиональной деятельности, но какая дисциплина из списка по учебному плану «поможет» в конкретном случае придумать «классную», стильную вещь, необходимую людям,не скажет вам никто, ни сам студент –будущий дизайнер, ни его преподаватель. Где, в какой «зоне» организма дизайнеранаходится точка отсчета «эврики»,невозможно просчитать.Когда студенты приступают к проектированию дизайнобъектов, в свои«права» вступает методика.Формирование профессиональных компетенций бакалавров дизайна, получение профессиональных умений и навыков в проектировании самое основное и важное, что должны получить студенты в процессе обучения. Поэтому преподавателю как воздухнеобходимо выработать методы и способы в обучении дизайнпроектированию. Для постижения процесса проектирования, собственно, помогают все методы и способы креативного мышления, известные и психологам, и педагогам, и профессионалам любого творческого видадеятельности. Проблема в том, какой из них предложить конкретному студенту для разработки конкретного проекта, в этом виде деятельности всё так индивидуально. Или, может быть, разработать некую единую методику процесса проектирования, которая приведет любого студента, с любым «набором» навыков, умений и таланта, к формированию профессиональных компетенций и умению использовать их в процессе проектирования объектов дизайна в дальнейшем. Вот в чем состоит проблема выбора:какой способ формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна даст 100%ный результат?Итак, даже если у дизайнера возникла ОЧЕНЬ интересная идея для проектирования, на первом этапе ему необходимо её укрепить в своих замыслах, понять, как её развить, в каких частях проекта как использовать; то есть необходимо «создать план действий». А в процессе обучения с кемто посоветоваться, «проговорить» свои впечатления и мысли вслух, показать наброски, форэскизы, получить одобрение, уточнения или замечания. Преподаватель может этот период выделить особои предложить студенту методику осмысления этого первого этапа проектирования, то есть методику структурирования работы дизайнера на этапе первых идей и концептуальных мыслей.Таким образом, со студентами творческих профессий, конечно, наиболее приемлемо (на III, IVкурсах) общаться консультативнои индивидуально, особенно по заданиям дисциплины «проектирование», самой главной дисциплины профессионального цикла. В результате такого общения каждый студент вырабатывает приемлемые только для негоспособы достижения результата. Главная цель освоения процесса проектирования (формирования профессиональных компетенций)–это, конечно, умение студента быстро и креативно (читайте: талантливо) придумать объект дизайна и никого не повторить и даже не процитировать! Значит, самое главное –ПРИДУМАТЬ этот объект, то естьразработать ИДЕЮ. Следующий этап –проанализировать идею:1)актуальна ли она;2)нужен ли этот объект людям (заказчику);3)какую проблему жизнедеятельности решает наличие этого объекта. Далеенеобходимо разработать КОНЦЕПЦИЮ для проектирования, конечно, основываясь на идее.При разработке концепции важно:1)продумать форму и размер дизайнобъекта;2)разработать его структуру и содержание;3)выбрать и уточнить стиль создания дизайнобъекта;4)найти методы и способы разработки всех позиций концепции;5)выбрать метод или способ разработки авторского дизайнобъекта.И теперь, собственно, можно приступать к процессу проектирования, основываясь на идее и позициях концепции. Разработка идеи и концепции в процессе проектирования дизайнобъектов очень важный первоначальный этап создания нового дизайнпродукта для дизайнера любой сферы деятельности в дизайне. Скорее всего, каждый дизайнер (дизайнер одежды, дизайнер среды, дизайнер предметного мира, графический дизайнер) начинает именно с этого. Такой порядок освоения любого задания по проектированию дизайнобъектов позволяет приступить к решению проблемыпрактически без наличия идеи. А разработка идеи и концепции позволяет через уточнения, изменения после корректировок проделанной работыбыстрее продвигаться в проектировании объектов дизайна заданной темы, а значит,и формирует профессиональные компетенции дизайнера.Рассмотрим поэтапно практическую часть метода разработки идеи и концепции для дизайна книги (объекта графического дизайна) на примере ВКР Евгении Рукавишниковой «Разработка дизайна макета книги “Питер Брейгель Старший”»–выпуск 2014года (дизайн графический) ВятГГУ, руководитель ВКРЛ.А.Синицына. Начнем проектирование дизайна книги с разработки идеисогласно теме: макет альбома известнейшего живописца и графика Питера Брейгеля Старшего, творчество которого изучается искусствоведами, художниками в истории мирового изобразительного искусства.Историческая справка.Питер Брейгель Старший (мужицкий) –выдающийся нидерландский художник XVIвека. Существует множество книг и иллюстрированных альбомов, посвященных его творчеству. В этих изданиях акцент, как правило, делается либо на живопись Брейгеля, либо на его графические работы, а биография излагаетсявесьма поверхностно.

Рис. 1. Питер Брейгель старший (мужицкий), гравюра

Идеяразработать дизайн книги именно о Питере Брейгеле не случайна: его живописные и графические работы не оставляют ни одного художника мира равнодушными. И не только художникам нравится творчество Питера Брейгеля, но удивителен тот факт, что Брейгель не получил такой большой мировой популярности и известности, как некоторые его земляки и современники, например Босх. В широких кругах известны только несколько живописных работ художника, но мало кто знает, что Брейгель еще и великолепный график, талантливый и самобытный. Творчество этого художника заслуживает пристального внимания, но, к сожалению, он не так хорошо известен и в широких кругах читателей нашей страны, России.

Рис. 2. Картина Питера Брейгеля Старшего «Слепые» 1568г. (доска, темпера). Репродукция, отражающая творчество художника в живописи, глава 2 макета книги «Питер Брейгель Старший». Пример итогового выбора живописной работы в контексте идеи проекта для дизайна страницы книги: дизайнер Е.Ю.Рукавишникова, 2014г., ВКР, ВятГГУ, г. Киров

Итак, необходимосоздать такую книгу о Питере Брейгеле, в которой: 1)в достаточной степени были бы освещены всеаспекты его жизни и творчества;

Рис. 3. Малоизвестная графическая стилизация образа человека. Репродукция, отражающая творчество художника Питера Брейгеля Старшего в графике, глава 3 макета книги «Питер Брейгель Старший». Пример итогового выбора графической работы в контексте идеи проекта для дизайна страницы книги: дизайнер Е.Ю.Рукавишникова, 2014г., ВКР, ВятГГУ, г. Киров2)были бывключены:подробный обзор живописных и графических работ,описание жизни художника и фактыиз истории Нидерландов XVIвека;

Рис. 4. Графическая композиция «Семь смертных грехов». Репродукция, отражающая творчество художника Питера Брейгеля Старшего в графике, глава 3 макета книги «Питер Брейгель Старший». Пример итогового выбора графической работы в контексте идеи проекта для дизайна страницы книги: дизайнер Е.Ю.Рукавишникова, 2014 г., ВКР, ВятГГУ, г. Киров

3)подобное издание могло бы быть интереснокакширокому кругу читателей, так и специалистамискусствоведам.

Рис. 5. Графическая композиция из серии «Большие пейзажи». Репродукция, отражающая творчество художника Питера Брейгеля Старшего в графике, глава 3 макета книги «Питер Брейгель Старший». Пример итогового выбора графической работы в контексте идеи проекта для дизайна страницы книги: дизайнер Е.Ю.Рукавишникова, 2014г., ВКР, ВятГГУ, г. Киров

Идея для дизайна макета книги о Питере Брейгеле сформирована, можно приступать кразработке концепциисогласно идее.Концепция дизайна включает продумывание следующих позиций:1)Формат книгиОптимальный формат для альбома по искусству –А4 (или приближенный к нему). Такой формат позволяет располагать достаточно крупные, а значит, и удобные для рассматривания иллюстрации, так как в развороте иллюстрацию можно разместить уже на формате А3. Данный формат позволяет рассмотреть манеру и технику нанесения живописного слоя на картине художника, а это уже область изучения манеры живописца или графика искусствоведами и художникамичерез представленные в книге репродукции. Помимо этого,такую книгу удобно хранить.

Рис. 6. Картина Питера Брейгеля Старшего «Крестьянская свадьба» 1568 г. (доска, темпера). Репродукция показывает формат живописных работ художника (приближенный к альбомному ФА4), глава 2 макета книги «Питер Брейгель Старший». Пример итогового выбора формата страницы, а значит,и самой книги в контексте концепции проекта для дизайна страниц и разворотов книги: дизайнер Е.Ю.Рукавишникова, 2014г., ВКР, ВятГГУ, г. Киров

2) Форма книги (альбома)Книга в форме горизонтально расположенного прямоугольника наиболее предпочтительна для решения данной идеи, так как репродукции картин Брейгеля ориентированы в основном горизонтально и имеют прямоугольную форму. Эта особенность его творчества диктует и форму книги.

Рис. 7. Лицевая часть обложки книги «Питер Брейгель Старший». Итоговый вариант формы книги (альбомный) согласно концепции проекта дизайна книги: дизайнер Е.Ю.Рукавишникова, 2014г., ВКР, ВятГГУ,г. Киров

3) Структура книгиЛучше,если это будет книгакодекс в твердом переплете и в коробке. Кодекс является самой популярной и востребованной конструкцией книги, удобной в пользовании и хранении. Твердый переплет долговечен и презентабелен. Коробка выступает как необходимый элемент дизайна альбома: помимо несения эстетической функции, коробка значительно продлевает жизнь издания, а само издание, при наличии художественно оформленной коробки, воспринимается потребителемкак подарочное.

Рис. 8. Лицевая часть коробки книги «Питер Брейгель Старший». Итоговый вариант формы и дизайна коробки книги «Питер Брейгель Старший» с круглым вырезом (часть круга белого цвета) в нижней левой части лицевой стороны коробки для удобства при доставании книги из коробкисогласно концепции проекта дизайна книги: дизайнер Е.Ю.Рукавишникова, 2014г., ВКР, ВятГГУ, г. Киров4) Стиль дизайна книгиКнига выполнена в минималистском стиле, по принципу «ничего лишнего». Такое стилевое решение обосновано тем, что лишняя декоративная графика, дополнительные элементы, сложная композиция разворота могут стать отвлекающими факторами при рассматривании репродукций и чтении книги. Минимализм стремится дать зрителю возможность острее прочувствовать композиционное решение произведения, лишив композицию контекста и отвлекающих внимание деталей.

Рис. 9. Стиль дизайна рядовых разворотов 1йглавы.Итоговый вариант дизайна рядовых разворотов книги «Питер Брейгель Старший» 1й главысогласно концепции и стилюпроекта дизайна книги: дизайнер Е.Ю.Рукавишникова, 2014г., ВКР, ВятГГУ, г. Киров

5) Содержание книгиКнига состоит из трехосновных разделов: в первом разделе даны биографические данные и исторические справки по эпохе; во втором подробно рассказывается о графических работах художника; третий раздел посвящен живописи Брейгеля. Иллюстрации находятся непосредственно в тексте, а не вынесены в приложения, как это часто делается в альбомных изданиях. Такое расположение иллюстраций удобно для рассматривания и чтения, визуальный ряд идет параллельно с текстом.Рис. 10. Дизайн рядовых разворотов 2йглавы.Итоговый вариант дизайна разворота «Глава 2» и рядовых разворотов 2йглавыкниги «Питер Брейгель Старший»согласно концепции и содержанию проекта дизайна книги: дизайнер Е.Ю.Рукавишникова, 2014г., ВКР, ВятГГУ, г.Киров

Рис. 11. Дизайн разворотов 3йглавы.Итоговый вариант дизайна рядовых разворотов 3йглавы книги «Питер Брейгель Старший»: пример использования в дизайне страниц фрагментов картин, использование репродукции в ФА4 на странице и расположение репродукции картины на 2/3 разворота книги, как и продумывалось концептуально, на первом этапе проектирования макета книги, содержание: дизайнер Е.Ю.Рукавишникова, 2014г., ВКР, ВятГГУ, г. Киров

Итак, мы рассмотрели процесс формирования идеи и концепции дизайнакниги «Питер Брейгель Старший»как метод, позволяющий начать проектирование макета книги, т. е. объекта графического дизайна. Данный метод позволяет составить условный план действийдизайнера для начала проектирования макета книги, его основных и второстепенных частей, а значит, развивает профессиональные навыки и компетенции, позволяя уже на начальном этапе проектирования наиболее полно и творчески успешно решать задачи конкретного дизайнпроекта. Такой план позволяет двигаться от простого к сложному, от общего к частному, постепенно и планомерно, решая дизайнерские задачи наиболее точно и креативно. Формирование идеи и концепции является важным и необходимым этапом в разработке любого объекта дизайна. Он предшествует этапу проектирования и способствует упорядочиванию и оптимизации дизайнерских решений. Этот этап является ответом на вопросы «что?», «где?», «почему?», «какое?» и «как?». На этом этапе происходит логическое обоснованиенеобходимости и причины, а также поиск путей и вариантов дизайнпроектирования. Помимо этого,закладывается композиционная и маркетинговая основа будущего проекта. Разработка идеи и концепции, осуществленная перед исполнением дизайна макета книги, помогает уменьшить затраты времени и труда на воплощение задуманного проекта и приводит к наиболее быстрому и точному достижению результата, и, как правило, к интересному, необычному и профессиональному дизайну объекта.

Lyudmila Sinitsyna,

Member of the Union of theatrical figures of the Russian Federation, Member of the Russian Union of Design of Humanities, KirovLyoudSin29@rambler.ruEvgeniya Rukavishnikova,Studentof the Technology and Design Department, Vyatka State University of Humanities, Kirovfrenia@mail.ruFormation of idea and stages of designing (on the example of the book mockup)Abstract.When students make course works and exercises on designing objects, professional skills in design engineering are forming. The aim of the teacher is to develop methodology for educational technologies, based on the theoretical foundations of design and design using the latest, innovative ways of education. In the article the authors describe the use of competences, obtained during the educational process, on the example of the mockup making.Key words:design, graphic design, designing technique, educational technology in design, development of professional competencies, bachelors of design.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»