Основные тенденции развития культуры г.о. Тольятти в период с 1990 по 2010 гг.

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Козловская Т. Н. Основные тенденции развития культуры г.о. Тольятти в период с 1990 по 2010 гг. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S7. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14589.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам развития культуры «молодых городов» на примере г. о. Тольятти в период с 1990 по 2010 г. Автор выявляет изменения в деятельности учреждений культуры: внедрение проектного метода работы, привлечение дополнительных источников финансирования, в том числе средств благо-творительных фондов.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Козловская Татьяна Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ «Тольяттинский государственный университет», г. ТольяттиKozlovskaya13@mail. ru

Основные тенденции развития культуры в г. о. Тольятти в период с 1990 по 2010 г.

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития культуры «молодых городов» на примере г. о. Тольятти в период с 1990 по 2010 г. Автор выявляет изменения в деятельности учреждений культуры: внедрение проектного метода работы, привлечение дополнительных источников финансирования, в том числесредствблаготворительных фондов. Ключевые слова:культура, учреждения культуры, культурная жизнь, культурная политика, программы развития культуры, проекты развития культуры, благотворительность. Раздел: (03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Изменения в социальноэкономическом развитии Российской Федерации оказали значительное влияние на развитие культуры провинциальных городов. «Молодые города», к которым принадлежит и наш город, участвовали в формировании новой генерации людей, нового типа культуры, которые сегодня всеактивнее определяют социальный облик России[1]. В 1990х гг. менялись система управления городов, порядок принятия решений, в том числеи в сфере культуры. В целях обновлениясистемы управления и для преодоления проблем, накопившихся в культурной жизни Тольятти, в 1999 г. был создан департамент культуры мэрии города Тольятти. По мнению исследователей истории развития культуры вг. о. Тольятти, территориальная неоднородность культурной ситуации города выявила три типа формирования культуры. Комсомольский район сохранил черты поселковой культуры (в силу большой раздробленности удаленных друг от друга микрорайонов –Поволжского, Федоровки, Шлюзового) и представлен структурой учреждений культуры общего профиля:многофункциональнымцентромотдыха, досуговымцентром, Домомкультуры, библиотекой, молодежнымдраматическимтеатром. Центральный район как образ утраченного города Ставрополя воспроизводит тип именно городской культуры, так как в нем расположены музеи, художественная галерея, театр, филармония, крупный дворец культуры «Тольятти». Автозаводский район воспроизводит модель современного города, ориентированного на «импортирование» культуры. Об этом свидетельствуют объекты культуры и спорта с залами большой вместимости, развитая сеть учреждений рекреативноразвлекательного досуга. Фактически в современном Тольятти есть три города, связь между которыми весьма условна. Они не представляют монолитную целостность,их культурные возможности не суммируются, не обретают нового качества на городском уровне. Иначе говоря, отличительной чертой городской культуры Тольяттиявляется территориальная инфраструктурная ориентация, предполагающая создание максимальной свободы для развертывания культурных процессов в городе, двигателемкоторых могут выступать общественные инициативы, творческая индивидуальная деятельность культуры и искусства[2]. В марте 1999 г. была разработана и принята «Программа развития культуры Тольятти на 2000–2004 годы». Ее целью сталоформирование системы социально значимых культурных процессов в целях повышения качества жизни членов городского сообщества[3]. Идеологическим наполнением данного документа стало принципиальное различение новой городской культурной политики. В документе отмечалось, что «современная городская культурная политика рассматривается как живое активное начало, как инициатива населения, где субъектом является индивид со своими потребностями, возможностями и стереотипами»[4]. Такое понимание городской культурной политики включало в себя:свободный выбор культурныхуслуг;содействие созданию и деятельности любительских клубов и объединений;развитие различных видов творчества;поддержку процессов самоуправления и самоорганизации на основе культурной деятельности;принятие на себя ответственности культурной элиты города за судьбу культурного наследия. Документ базировался на преемственности всего лучшего, что содержалось в предыдущих программах развития сферы культуры: «Культура Автограда», «Мозаичная культура». Программа развития культуры в Тольятти в 2000–2004 гг.создана для объединения и активизации партнерского потенциала и культурных ресурсов, для решения проблем в сфере культуры. Документ включал такие области развития:Общее управление сферой культуры.Культурное наследие.Искусство.Художественное образование в сфере культуры и искусства. Педагогическая деятельность в этой области.СМИ. Радио и телевидение, Интернет и мультимедийные средства.Деятельность в социокультурной и досуговой области.Культурный туризм, природа, окружающая среда. Помимо властных структур в развитие культуры города включились представители некоммерческого сектора[5]. По итогам реализации данной программы должна была качественно измениться сфера культуры, расшириться видовой состав и качество услуг отрасли «Культура и искусство». В октябре 2003 г. Общественный фонд развития культуры в г. Тольятти при поддержке департамента культуры мэрии города провел открытый круглый стол по теме«Культура молодых городов –10 лет спустя». Данная встреча была посвящена обсуждению идеи проведения в Тольятти в 2004 г. Международного форума по культуре молодых городов «Думающий город»[6]. Новые времена принесли новые аспекты в дела культурной политики. Остались структуры, распределяющие бюджетные и прочие средства. Большинство культурных органов переходят на самофинансирование, что оказывает влияние на развитие городской культуры.

Козловская Т. Н. Основные тенденции развития культурыв г. о. Тольятти в период с 1990 по 2010 г. // Концепт. –2014. –Спецвыпуск №07. –ART14589. –0,6п. л. –URL: http://ekoncept. ru/2014/14589. htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.

В современных условиях государственным и муниципальным учреждениям культуры получить скольнибудь значительные бюджетные ассигнования очень трудно, прежде всего,изза неустойчивой экономической ситуации в стране. Бюджетное финансирование значительно отстает от стремительно возрастающих под влиянием инфляции потребностей организаций культуры и искусства в финансовых средствах[7].

Только использование наиболее современных и адекватных инструментов управления и привлечение разнообразных источников финансирования позволит сохранять и развивать творческий потенциал учреждений культуры и искусства. Одной из наиболее популярных форм реализации культурной политики сегодня выступает проектная организация деятельности. Период с 2000 по 2010 г. ознаменовался разработкой и реализацией ряда значимых культурных программ и проектов. Ярким примером работы в этом направлении может служить участие учреждений культуры Тольятти в конкурсе на звание «Культурной столицы Приволжского федерального округа», проводимого в период с 2000 по 2006 г. Первоначально выразили желание стать культурными столицами округа 14 городов, но анкету и предварительный организационный план фестиваля «Культурная столица 2002 года» подготовили только восемь: Саранск, Сызрань, Тольятти, Казань, Чебоксары, Киров, Пенза и Вольск. Фестиваль «Культурная столица –2001» проходил под девизом «Мосты памяти», фестиваль 2002го–«Сквозь границы». Предполагалось обсуждение проблемы снятия границы как барьера и переосмысление этого понятия как места встречи и диалога разных культур. «Мосты памяти»организаторы конкурса представили как встречи: с вечными, непреходящими ценностями, духовными учителями и наставниками; верой; почитанием отца и матери; признанием Отечества и традиций соборности, общественными благодеяниями. Идеи и образы организаторов конкурса были близки тольяттинцам, так какЖигулевская ГЭС–это и энергетический МОСТ от Тольятти по всей России, и транспортный МОСТ федеральной автодороги на Восток, и речной шлюзовой МОСТ Великого Волжского пути. Даже в правительственное Усолье можно попасть только через МОСТ–Тольятти. Для решения задач по проекту создан фонд «Культурная столица». Его деятельностьнаправлена на реализацию подпрограммы Культурный туризм», программы «Культурная столица: развитие событийного туризма и активизация межрегиональных контактов как основы культурного обмена для жителей Приволжского федерального округа». Как известно, статус «культурных столиц Поволжья» в 2002 г. получили города Киров и Нижнекамск. Однако в период с 2001 по 2006 г. учреждения культуры и творческие коллективы Тольятти принимали активное участие в конкурсных программах этого большого проекта.

Благодаря поддержке программы «Культурная столица Поволжья», Нижегородского регионального общественного фонда «Открытый регион» тольяттинская выставка «Шире КРУГ» стала победителем окружного конкурса «Чебоксары–культурная столица Поволжья –2003». Ее инициатором выступила автономная некоммерческая организация «Креативность. Развитие. Уверенность. Гармония». Над проектом работали также специалисты Психологопедагогического центра г. Тольятти и Тольяттинского краеведческого музея. Выставка «Шире КРУГ» была направлена на социальную адаптацию подростков 12–15 лет, формирование позитивных ценностных установок в молодежной среде. Она имела огромный успехи за 2 года