Формирование общекультурных компетенций у студентов-международников
Выпуск:
ART 14594
УДК
316.7
:
372.881.1
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Антонова
Е.
С. Формирование общекультурных компетенций у студентов-международников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S8. – С.
1–5. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14594.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются некоторые аспекты и особенности компетентностного подхода, а также способы формирования общекультурных компетенций у студента-международника. Автор определяет наиболее эффективные методы и приемы обучения студентов иностранному языку с позиций компетентностного подхода.
Текст статьи
Антонова Елена Сергеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношенийФГБОУ ВПО «Рязанскийгосударственныйуниверситет имени С.А.Есенина», г. Рязаньel.antonova@rsu.edu.ru
Формирование общекультурных компетенций
у студентовмеждународников
Аннотация.В статье рассматриваются некоторые аспекты и особенности компетентностного подхода, а также способы формирования общекультурных компетенций у студентамеждународника. Автор определяет наиболее эффективные методы и приемы обучения студентов иностранному языку с позиций компетентностного подхода.Ключевые слова:общекультурные компетенции, преподавание иностранных языков, гражданское воспитание.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Улучшение и повышение качества образования всегда являлось одной из актуальных проблем не только для нашего государства, но и для всего мирового сообщества. Пути решения этой проблемы связаны с модернизацией содержания образования, организацией всего образовательного процесса, а также глобальнымпереосмыслениемцели и результата образования. Недаром в последние десятилетия в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования появляется все больше новых понятий, так или иначе связанных с образованием и воспитанием. Такими понятиями, распространившимися сравнительно недавно, стали понятия«компетентностный подход» и «ключевые компетенции». Активное обращение к ним связано с изменениями, происходящими в современном обществе, которые оказывают непосредственное влияние на образование и на качественные требования, предъявляемые к выпускникам вузов. К настоящему моменту появилось огромное количество научнотеоретических и методических работ по внедрению компетентностного подхода в образование. По мнению И.П.Мединцевой, например, использование компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения[1].
Говоря о принципах рассматриваемого подхода, мы обратились к одному из положений, предложенныхО.Е. Лебедевой, согласно которому содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем [2]. В контексте нашей работырешение нравственных проблем является приоритетным, так как понятие нравственности непосредственно связано с понятиями гражданственности, гражданского долга и гражданской культуры [3]. Студентаммеждународникам, будущим дипломатам, как никому другому,необходимо хорошо понимать и полностью осмыслять те нравственные принципы, без которых невозможно быть полноценной, самодостаточной личностью, а также осознавать свой гражданский долг, без которого служение профессии невозможно. Высокая ответственность, возлагаемаяна дипломата,–это основная социальная характеристика данной профессии. Более того, будучи официальным представителем своего государства, дипломат не имеет права на ошибку или даже промедление, так как все его действия будут детально изучены и проанализированы. Именно поэтому острый ум, высокий уровень самоконтроля, выдержка и хладнокровие вместе с обаянием, талантом искусно выражать свои мысли и располагать к себе людей –основные требования к личностным характеристикам и навыкам дипломата.В Федеральномгосударственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Международные отношения» в требованиях к результатамосвоения основных образовательных программ бакалавриата выделены основные компетенции, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки «Международные отношения». По нашему мнению, осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (0К19), готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК20), знание и понимание гражданских основ будущей профессиональной деятельности (0К21) являются одними из ключевых компетенций при формировании гражданской и нравственной культуры будущего дипломата и позволяют также говорить о формировании гражданской компетентности личности. Последнее можно определить как совокупность готовности и способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике. В условиях современной действительности, когда отсутствуют устоявшиеся демократические традиции, подготовка к профессиональной деятельности означает выработку навыков, с помощью которых каждый сможет реализовать свои личные права и свободы, а также воспитать чувство персональной ответственности. На Россию сильно влияютвсе процессы, происходящиевЕвропе. В течение многих веков Западная Европа была местом многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды. Экономические и политические противоречия существуют и до сих пор, а иногда проявляются довольно остро. За годы «демократических» преобразований был подорван на корню элементарный дух гражданственности.Выросло целое поколение, значительная часть которого считает патриотизм, любовь к Родине и гражданский долг необязательными. Всё это накладывает отпечаток на состояние современного общества. Поэтому в области образования в Европе и в нашей стране происходит ряд существенных преобразований, призванных не допустить морального разложения и падения подрастающего поколения. Одиниз основных путей решения проблемы современного европейского образования передовая педагогическая общественность видит в развитии гражданского воспитания. Его основная цель состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающегов себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, чувство собственного достоинства и дисциплинированности, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.Иностранный язык объективно является общественной ценностью, поэтому его преподавание на отделении«Международные отношения» обязательно. Интеграционные процессы, происходящие в мире, ведут к сближению стран и народов, поэтомусейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками.Возросла потребность в изучении иностранных языков, когда международное общение приобрело массовый характер. В связи с переходом на коммуникативное обучениевозросли возможности иностранного языка в решении актуальных задач современного общества в области воспитания подрастающего поколения и в формировании полноценной нравственной личности будущего дипломата. Коммуникативное обучение ориентировано на личность. Оно строится таким образом, что деятельность студентов, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за пределами учебного заведения, а, наоборот, всячески учитываются при организации общения на занятии по иностранному языку [4]. Обучение строится теперь не на прохождении определенных грамматических, лексических или страноведческих тем. У студентов есть возможность обсуждать текущие политические и экономические события, встречи, международные конфликты и сотрудничество на разных уровнях с преподавателями, давая свою оценку тем или иным событиям. Однаков процессе преподавания иностранного языка возможно не только формирование коммуникативной компетенции для достижения глобальной цели обучения иностранному языку студентовмеждународников. Как было сказано выше, для будущего дипломата осознание гражданского долга и ответственности перед страной является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Как же иностранный язык может помочь в формировании этих качеств?
Гражданственность непосредственно связана с нравственными, общечеловеческими принципами и ценностями, а следовательно,с идеей гуманизации, лежащей в основе гуманистического подхода к иноязычному образованию в высшемучебном заведении. Она заключается в «распространении идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспеченииобразовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества» [5]. Проблемой гуманизации образования занимались и зарубежные, и отечественные ученые. Она впервые зародилась еще в эпоху Возрожденияввиду того, что центром внимания стал человек. Педагогигуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами [6].Гуманистический подход в принципе направлен на гармоническое развитие личности, на возможность самореализации в обществе, создание всех необходимых для этого условий. Педагог обязан помочь развить весь творческий потенциал студента, который находится в центре образовательной парадигмы. В условиях получения иноязычного образования в вузе студентымеждународники непосредственно вовлечены в данную систему, которая предусматривает не только использование общих принципов гуманизации образования, но и учет определенных гуманистических педагогических технологий обучения, которые успешнее всего могут реализовываться в процессе обучения иностранному языку, а также предметам и спецкурсам, обучение которым происходит на иностранном языке [7]. Так, в процессе преподавания практики перевода общественнополитического текста и практики основного иностранного языка студентымеждународники не только имеют возможность пополнить свой лексический запас, потренировать навыки работы с текстом, использовать основные переводческие трансформации и дать подробный анализ их использования, но и подготовить ряд проектов, презентаций, докладов по рассматриваемым актуальным темам, выражая свое профессиональное отношение к происходящим событиям, давая им современную оценкуприменительно к общей политике нашего государства, а также изучить научноисторическую основу того или иного процесса и поделиться своими исследованиями на различных международных конференциях, круглых столах и олимпиадах. Участие студентовмеждународников в международных конференциях, круглых столах и олимпиадах с исследованиями, основой для которых стали темы и проблемы,обсуждаемые на занятиях по иностранному языку,играют важную роль. Студентыставятся в условия, где они могут раскрыть свой потенциал благодаря активной совместной деятельности и конкретным задачам. Среди позитивных аспектов отмечается поискстудентамиобъективных данных, с одной стороны, и стремление к толерантности и взаимовыгодному сотрудничеству–с другой. Языковые, географические, политические и другие барьеры преодолеваются с помощью единения студентовв процессе осознания ими ответственности за судьбу своей страныи достижения общих целей.Возможностьстудентовраскрыть свой потенциал вне рамоквуза, войти в контакт со своими иностранными сверстниками, деятелями культуры, активное участие в мероприятиях способствуют преодолению страха перед неудачами в освоении учебнойпрограммы. Тематика, используемая студентами на выступлениях, очень широкая.Она охватывает разные аспекты: монументальное достояние, культурные традиции, международные конфликтыи др. Организацияи участие в таких мероприятияхявляется воспитательным и образовательным проектом, объединяющиммногообразные дисциплины вокруг общей темы. Студентыи их научные руководители выбирают тему, разрабатывают единую программу работы, определяют педагогические методы и подходы. В процессе работы возникает необходимость сотрудничества деятелей образования и культуры, их взаимногодоверия, взаимодействияучителей.Каждый проект, доклад или сообщение уникальны,и потому, как считают их педагоги, не нужно искать модели и придерживаться определенных норм. Нужно искать собственный путь решения тех или других задач, находить новые подходы и методы в работе.Такого рода проектная деятельностьотвечает стремлением молодежи. Онадает возможность развиваться, учиться узнавать чтото новое, находиться в атмосфере взаимного уважения, толерантности и дружбы; позволяет улучшать языковые знания, преодолевать коммуникативные барьеры и общаться с помощью других средств: жестов, звуков, представлений. Это мировосприятие помогает молодежи познавать культурную самобытность не только своей страны, но и Европы и мира в целом.Главной особенностью воспитания гражданственности студентовмеждународниковявляется формирование их базовых гражданских качеств. Будущим дипломатам прививается чувство уважения к другому человеку как к партнеру и равному себе, уважение к нормам, правилам, законам, установленным обществом, уважение к себе, к социальным институтам и социальной справедливости, уважение к органам власти. Молодежь учится общаться, слушать и понимать других людей, быть терпимыми, находить консенсус в решении общих проблем.Подготовка этих проектов успешно решает основные задачи, которые стоят перед гражданским воспитанием в условиях межкультурной интеграции. Они помогают каждому молодому человеку стать самостоятельной личностью, способной адаптироваться в обществе, и содействуют ее всестороннему развитию. В условиях межкультурной интеграции они дают возможность молодым людям осознать культурную самобытность не только своей страны,но и Европы в целом, способствуютевропейскому сближению на основе идей гражданственности, воспитываюту них ценностное отношение к культурным традициям и достижениям других народов, развиваюткультурное сотрудничество со студентамидругих стран. Именно занятия по иностранному языку и возможность общаться на этом языке с представителями других стран и народовразвивают у студентов чувствопринадлежности к европейскому содружеству,привлекают внимание к актуальным проблемам окружающей среды. Они же учат молодых людей сотрудничать, вести переговоры, решать конфликты, то есть формируют гражданина с активной жизненной позицией.Освоение этнокультурногоопыта способствует осознанию того, что отечественная культура является частью культурного многообразия мира, частью достижений целостного взаимозависимого мира. В контексте гражданского воспитания акцентируется внимание на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие прогностическое значение, которое содействует развитию личности, социальному и научнотехническому прогрессу, установке добрососедского сотрудничества на межличностном, государственном и международном уровнях.
Ссылки на источники1.Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). –М.:БукиВеди,2012.2.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. –2004. –№5. –С. 3–12.3.Антонова Е.С. Гражданское воспитание в современной школе Франции: дис.... канд.пед.наук: 13.00.01. –Волгоград, 2009.–196 с.4.Абдрашитова Н.Т., Лисачева Л.В. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и культур в школе и вузе. –URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf2/6.pdf[дата обращения 10.05.2014].5.Рецкер Я. И.Теория перевода и переводческая практика. –М.: Р. Валент, 2004.6.Там же.7.Жмудиков М.С. Некоторые аспекты гуманистического подхода при обучении иностранному языку студентовмеждународников. –URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/25095/1/zhmudikov_2012_Lang_practice%21%21.pdf[дата обращения 10.05.2014].
Elena Antonova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professorat the chair of foreign languages, Department of History and International Relations, Ryazan State University named after S.A.Esenin, Ryazanel.antonova@rsu.edu.ruFormation of cultural competenceofstudents of international relations departmentAbstract.The authordeals with some aspects and peculiarities of the competence approach and waysof formation of cultural competence of students of international relationsdepartment. The author defines the most effective methods and ways in teaching foreign languages from the perspective of the competence approach.Key words:competence approach, cultural competence, teaching foreign languages, civic education.References1.Medinceva, I.P. (2012) “Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii”, in Pedagogicheskoe masterstvo: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, dekabr' 2012 g.), BukiVedi, Moscow (in Russian).2.Lebedev, O.E. (2004) “Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii”, Shkol'nye tehnologii, № 5, pp. 3–12 (in Russian).3.Antonova, E.S. (2009) Grazhdanskoe vospitanie v sovremennoj shkole Francii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Volgograd, 196 p. (in Russian).4.Abdrashitova, N.T. & Lisacheva, L.V. Aktual'nye problemy prepodavanija inostrannyh jazykov i kul'tur v shkole i vuze. Available at: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf2/6.pdf [data obrashhenija 10.05.2014] (in Russian).5.Recker, Ja.I. (2004) Teorija perevoda i perevodcheskaja praktika, R. Valent, Moscow (in Russian).6.Ibid.7.Zhmudikov, M.S. Nekotorye aspekty gumanisticheskogo podhoda pri obuchenii inostrannomu jazyku studentovmezhdunarodnikov. Available at: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/25095/1/zhmudikov_2012_Lang_practice%21%21.pdf [data obrashhenija 10.05.2014] (in Russian).
Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала«Концепт»
Формирование общекультурных компетенций
у студентовмеждународников
Аннотация.В статье рассматриваются некоторые аспекты и особенности компетентностного подхода, а также способы формирования общекультурных компетенций у студентамеждународника. Автор определяет наиболее эффективные методы и приемы обучения студентов иностранному языку с позиций компетентностного подхода.Ключевые слова:общекультурные компетенции, преподавание иностранных языков, гражданское воспитание.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Улучшение и повышение качества образования всегда являлось одной из актуальных проблем не только для нашего государства, но и для всего мирового сообщества. Пути решения этой проблемы связаны с модернизацией содержания образования, организацией всего образовательного процесса, а также глобальнымпереосмыслениемцели и результата образования. Недаром в последние десятилетия в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования появляется все больше новых понятий, так или иначе связанных с образованием и воспитанием. Такими понятиями, распространившимися сравнительно недавно, стали понятия«компетентностный подход» и «ключевые компетенции». Активное обращение к ним связано с изменениями, происходящими в современном обществе, которые оказывают непосредственное влияние на образование и на качественные требования, предъявляемые к выпускникам вузов. К настоящему моменту появилось огромное количество научнотеоретических и методических работ по внедрению компетентностного подхода в образование. По мнению И.П.Мединцевой, например, использование компетентностного подхода в системе высшего профессионального образования направлено на улучшение взаимодействия с рынком труда, повышение конкурентоспособности специалистов, обновление содержания, методологии и соответствующей среды обучения[1].
Говоря о принципах рассматриваемого подхода, мы обратились к одному из положений, предложенныхО.Е. Лебедевой, согласно которому содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем [2]. В контексте нашей работырешение нравственных проблем является приоритетным, так как понятие нравственности непосредственно связано с понятиями гражданственности, гражданского долга и гражданской культуры [3]. Студентаммеждународникам, будущим дипломатам, как никому другому,необходимо хорошо понимать и полностью осмыслять те нравственные принципы, без которых невозможно быть полноценной, самодостаточной личностью, а также осознавать свой гражданский долг, без которого служение профессии невозможно. Высокая ответственность, возлагаемаяна дипломата,–это основная социальная характеристика данной профессии. Более того, будучи официальным представителем своего государства, дипломат не имеет права на ошибку или даже промедление, так как все его действия будут детально изучены и проанализированы. Именно поэтому острый ум, высокий уровень самоконтроля, выдержка и хладнокровие вместе с обаянием, талантом искусно выражать свои мысли и располагать к себе людей –основные требования к личностным характеристикам и навыкам дипломата.В Федеральномгосударственном образовательном стандарте высшего профессионального образования по направлению подготовки «Международные отношения» в требованиях к результатамосвоения основных образовательных программ бакалавриата выделены основные компетенции, которыми должен обладать выпускник по направлению подготовки «Международные отношения». По нашему мнению, осознание роли гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации (0К19), готовность принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе (ОК20), знание и понимание гражданских основ будущей профессиональной деятельности (0К21) являются одними из ключевых компетенций при формировании гражданской и нравственной культуры будущего дипломата и позволяют также говорить о формировании гражданской компетентности личности. Последнее можно определить как совокупность готовности и способностей, позволяющих активно, ответственно и эффективно реализовывать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике. В условиях современной действительности, когда отсутствуют устоявшиеся демократические традиции, подготовка к профессиональной деятельности означает выработку навыков, с помощью которых каждый сможет реализовать свои личные права и свободы, а также воспитать чувство персональной ответственности. На Россию сильно влияютвсе процессы, происходящиевЕвропе. В течение многих веков Западная Европа была местом многочисленных кровавых войн, ожесточенных религиозных конфликтов, межнациональной вражды. Экономические и политические противоречия существуют и до сих пор, а иногда проявляются довольно остро. За годы «демократических» преобразований был подорван на корню элементарный дух гражданственности.Выросло целое поколение, значительная часть которого считает патриотизм, любовь к Родине и гражданский долг необязательными. Всё это накладывает отпечаток на состояние современного общества. Поэтому в области образования в Европе и в нашей стране происходит ряд существенных преобразований, призванных не допустить морального разложения и падения подрастающего поколения. Одиниз основных путей решения проблемы современного европейского образования передовая педагогическая общественность видит в развитии гражданского воспитания. Его основная цель состоит в формировании гражданственности как интегративного качества личности, заключающегов себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, чувство собственного достоинства и дисциплинированности, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.Иностранный язык объективно является общественной ценностью, поэтому его преподавание на отделении«Международные отношения» обязательно. Интеграционные процессы, происходящие в мире, ведут к сближению стран и народов, поэтомусейчас, как никогда, необходимо, чтобы люди владели иностранными языками.Возросла потребность в изучении иностранных языков, когда международное общение приобрело массовый характер. В связи с переходом на коммуникативное обучениевозросли возможности иностранного языка в решении актуальных задач современного общества в области воспитания подрастающего поколения и в формировании полноценной нравственной личности будущего дипломата. Коммуникативное обучение ориентировано на личность. Оно строится таким образом, что деятельность студентов, их опыт, мировоззрение, учебные и внеучебные интересы и склонности, их чувства не остаются за пределами учебного заведения, а, наоборот, всячески учитываются при организации общения на занятии по иностранному языку [4]. Обучение строится теперь не на прохождении определенных грамматических, лексических или страноведческих тем. У студентов есть возможность обсуждать текущие политические и экономические события, встречи, международные конфликты и сотрудничество на разных уровнях с преподавателями, давая свою оценку тем или иным событиям. Однаков процессе преподавания иностранного языка возможно не только формирование коммуникативной компетенции для достижения глобальной цели обучения иностранному языку студентовмеждународников. Как было сказано выше, для будущего дипломата осознание гражданского долга и ответственности перед страной является неотъемлемой частью его профессиональной деятельности. Как же иностранный язык может помочь в формировании этих качеств?
Гражданственность непосредственно связана с нравственными, общечеловеческими принципами и ценностями, а следовательно,с идеей гуманизации, лежащей в основе гуманистического подхода к иноязычному образованию в высшемучебном заведении. Она заключается в «распространении идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспеченииобразовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества» [5]. Проблемой гуманизации образования занимались и зарубежные, и отечественные ученые. Она впервые зародилась еще в эпоху Возрожденияввиду того, что центром внимания стал человек. Педагогигуманисты ставили задачей воспитать здоровых, жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами [6].Гуманистический подход в принципе направлен на гармоническое развитие личности, на возможность самореализации в обществе, создание всех необходимых для этого условий. Педагог обязан помочь развить весь творческий потенциал студента, который находится в центре образовательной парадигмы. В условиях получения иноязычного образования в вузе студентымеждународники непосредственно вовлечены в данную систему, которая предусматривает не только использование общих принципов гуманизации образования, но и учет определенных гуманистических педагогических технологий обучения, которые успешнее всего могут реализовываться в процессе обучения иностранному языку, а также предметам и спецкурсам, обучение которым происходит на иностранном языке [7]. Так, в процессе преподавания практики перевода общественнополитического текста и практики основного иностранного языка студентымеждународники не только имеют возможность пополнить свой лексический запас, потренировать навыки работы с текстом, использовать основные переводческие трансформации и дать подробный анализ их использования, но и подготовить ряд проектов, презентаций, докладов по рассматриваемым актуальным темам, выражая свое профессиональное отношение к происходящим событиям, давая им современную оценкуприменительно к общей политике нашего государства, а также изучить научноисторическую основу того или иного процесса и поделиться своими исследованиями на различных международных конференциях, круглых столах и олимпиадах. Участие студентовмеждународников в международных конференциях, круглых столах и олимпиадах с исследованиями, основой для которых стали темы и проблемы,обсуждаемые на занятиях по иностранному языку,играют важную роль. Студентыставятся в условия, где они могут раскрыть свой потенциал благодаря активной совместной деятельности и конкретным задачам. Среди позитивных аспектов отмечается поискстудентамиобъективных данных, с одной стороны, и стремление к толерантности и взаимовыгодному сотрудничеству–с другой. Языковые, географические, политические и другие барьеры преодолеваются с помощью единения студентовв процессе осознания ими ответственности за судьбу своей страныи достижения общих целей.Возможностьстудентовраскрыть свой потенциал вне рамоквуза, войти в контакт со своими иностранными сверстниками, деятелями культуры, активное участие в мероприятиях способствуют преодолению страха перед неудачами в освоении учебнойпрограммы. Тематика, используемая студентами на выступлениях, очень широкая.Она охватывает разные аспекты: монументальное достояние, культурные традиции, международные конфликтыи др. Организацияи участие в таких мероприятияхявляется воспитательным и образовательным проектом, объединяющиммногообразные дисциплины вокруг общей темы. Студентыи их научные руководители выбирают тему, разрабатывают единую программу работы, определяют педагогические методы и подходы. В процессе работы возникает необходимость сотрудничества деятелей образования и культуры, их взаимногодоверия, взаимодействияучителей.Каждый проект, доклад или сообщение уникальны,и потому, как считают их педагоги, не нужно искать модели и придерживаться определенных норм. Нужно искать собственный путь решения тех или других задач, находить новые подходы и методы в работе.Такого рода проектная деятельностьотвечает стремлением молодежи. Онадает возможность развиваться, учиться узнавать чтото новое, находиться в атмосфере взаимного уважения, толерантности и дружбы; позволяет улучшать языковые знания, преодолевать коммуникативные барьеры и общаться с помощью других средств: жестов, звуков, представлений. Это мировосприятие помогает молодежи познавать культурную самобытность не только своей страны, но и Европы и мира в целом.Главной особенностью воспитания гражданственности студентовмеждународниковявляется формирование их базовых гражданских качеств. Будущим дипломатам прививается чувство уважения к другому человеку как к партнеру и равному себе, уважение к нормам, правилам, законам, установленным обществом, уважение к себе, к социальным институтам и социальной справедливости, уважение к органам власти. Молодежь учится общаться, слушать и понимать других людей, быть терпимыми, находить консенсус в решении общих проблем.Подготовка этих проектов успешно решает основные задачи, которые стоят перед гражданским воспитанием в условиях межкультурной интеграции. Они помогают каждому молодому человеку стать самостоятельной личностью, способной адаптироваться в обществе, и содействуют ее всестороннему развитию. В условиях межкультурной интеграции они дают возможность молодым людям осознать культурную самобытность не только своей страны,но и Европы в целом, способствуютевропейскому сближению на основе идей гражданственности, воспитываюту них ценностное отношение к культурным традициям и достижениям других народов, развиваюткультурное сотрудничество со студентамидругих стран. Именно занятия по иностранному языку и возможность общаться на этом языке с представителями других стран и народовразвивают у студентов чувствопринадлежности к европейскому содружеству,привлекают внимание к актуальным проблемам окружающей среды. Они же учат молодых людей сотрудничать, вести переговоры, решать конфликты, то есть формируют гражданина с активной жизненной позицией.Освоение этнокультурногоопыта способствует осознанию того, что отечественная культура является частью культурного многообразия мира, частью достижений целостного взаимозависимого мира. В контексте гражданского воспитания акцентируется внимание на заложенные в этнических культурах ценности, имеющие прогностическое значение, которое содействует развитию личности, социальному и научнотехническому прогрессу, установке добрососедского сотрудничества на межличностном, государственном и международном уровнях.
Ссылки на источники1.Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). –М.:БукиВеди,2012.2.Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании //Школьные технологии. –2004. –№5. –С. 3–12.3.Антонова Е.С. Гражданское воспитание в современной школе Франции: дис.... канд.пед.наук: 13.00.01. –Волгоград, 2009.–196 с.4.Абдрашитова Н.Т., Лисачева Л.В. Актуальные проблемы преподавания иностранных языков и культур в школе и вузе. –URL: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf2/6.pdf[дата обращения 10.05.2014].5.Рецкер Я. И.Теория перевода и переводческая практика. –М.: Р. Валент, 2004.6.Там же.7.Жмудиков М.С. Некоторые аспекты гуманистического подхода при обучении иностранному языку студентовмеждународников. –URL: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/25095/1/zhmudikov_2012_Lang_practice%21%21.pdf[дата обращения 10.05.2014].
Elena Antonova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professorat the chair of foreign languages, Department of History and International Relations, Ryazan State University named after S.A.Esenin, Ryazanel.antonova@rsu.edu.ruFormation of cultural competenceofstudents of international relations departmentAbstract.The authordeals with some aspects and peculiarities of the competence approach and waysof formation of cultural competence of students of international relationsdepartment. The author defines the most effective methods and ways in teaching foreign languages from the perspective of the competence approach.Key words:competence approach, cultural competence, teaching foreign languages, civic education.References1.Medinceva, I.P. (2012) “Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii”, in Pedagogicheskoe masterstvo: materialy II mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, dekabr' 2012 g.), BukiVedi, Moscow (in Russian).2.Lebedev, O.E. (2004) “Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii”, Shkol'nye tehnologii, № 5, pp. 3–12 (in Russian).3.Antonova, E.S. (2009) Grazhdanskoe vospitanie v sovremennoj shkole Francii: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.01, Volgograd, 196 p. (in Russian).4.Abdrashitova, N.T. & Lisacheva, L.V. Aktual'nye problemy prepodavanija inostrannyh jazykov i kul'tur v shkole i vuze. Available at: http://conference.osu.ru/assets/files/conf_info/conf2/6.pdf [data obrashhenija 10.05.2014] (in Russian).5.Recker, Ja.I. (2004) Teorija perevoda i perevodcheskaja praktika, R. Valent, Moscow (in Russian).6.Ibid.7.Zhmudikov, M.S. Nekotorye aspekty gumanisticheskogo podhoda pri obuchenii inostrannomu jazyku studentovmezhdunarodnikov. Available at: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/25095/1/zhmudikov_2012_Lang_practice%21%21.pdf [data obrashhenija 10.05.2014] (in Russian).
Рекомендованокпубликации:ГоревымП.М., кандидатомпедагогическихнаук, главнымредакторомжурнала«Концепт»