Культуротворческое развитие учащихся в процессе становления иноязычной коммуникативной компетенции

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Беляева Е. С. Культуротворческое развитие учащихся в процессе становления иноязычной коммуникативной компетенции // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S8. – С. 11–15. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14596.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы культуротворческого развития учащихся в становлении коммуникативной компетенции на занятии по иностранному языку, которое предполагает формирование способности к культуротворческому поиску посредством активного коммуникативного моделирования ситуаций иноязычного общения, познания иных культурно-исторических реалий, а также утверждения национального культурного опыта. Автором выделены компоненты формирования культуротворческого пространства в становлении коммуникативной компетенции, определены закономерности педагогического воздействия в ходе данного процесса.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Беляева Екатерина Сергеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношенийФГБОУ ВПО «Рязанский государственныйуниверситет им. С. А. Есенина», г. Рязаньekbelyaeva@yandex.ru

Культуротворческое развитие учащихсяв процессе становления иноязычной коммуникативной компетенции

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы культуротворческого развития учащихся в становлении коммуникативной компетенции на занятии по иностранному языку, которое предполагает формирование способности к культуротворческому поиску посредством активного коммуникативного моделирования ситуаций иноязычного общения, познания иных культурноисторических реалий, а также утверждениянационального культурного опыта. Автором выделены компоненты формирования культуротворческогопространства в становлении коммуникативной компетенции, определены закономерности педагогического воздействия в ходе данного процесса.

Ключевые слова:языковое образование, коммуникативная компетенция, культуротворческое развитие, коммуникативная активность.

Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Модернизация языкового образования на современном этапе базируется на выстраивании процесса обучения иностранному языку с ориентацией на компетентностный подход (П.К. Бабинская, И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, И.А. Зимняя, И.Р. Максимова, Р.П. Мильруд,Е.И. Пассов, В.В. Сафонова, Е.Н. Соловова, А.В. Хуторской идр.),на формирование ключевых компетенций, способствующих развитию способности учащихся осуществлять межличностное и межкультурное общение. Совокупность данных компетенций определяет готовность учащихся использовать усвоенные лингвистические знания, учебные навыки и умения, а также способы деятельности для решения практических коммуникативноречевых задач, а также использовать приобретенный опыт в определенном экстралингвистическом контексте.

Формирование творческой личности учащегося, обладающей потенциалом активной познавательной деятельности и способной к культуротворческому восприятию и преобразованию реалий окружающего мира, является одной из важнейших целей образовательного процесса учебного заведения.

Становление коммуникативной компетенции как совокупности лингвистической (языковой), речевой (социолингвистической), дискурсивной, стратегической (компенсаторной), социальной (прагматической), социокультурной, предметной ипрофессиональной компетенций направлено на формирование у учащихся навыка восприятия иностранной речи, а также овладение языковым материалом для построения собственных речевых высказываний, что позволит им ориентироваться в иноязычной языковой среде.

Как указывает Ф.М. Литвинко, «коммуникативная компетенцияпри обучении иностранному языку –это совокупность знаний о системе языка иего единицах, их построении и функционировании в речи, о способах формулирования мыслей на изучаемом языке и понимания суждений других, о национальнокультурных особенностях носителей изучаемого языка, о специфике различных типов дискурсов; это способность изучающего язык его средствами осуществлять общение в различных видах речевой деятельности в соответствии с решаемыми коммуникативными задачами, понимать, интерпретировать и порождать связные высказывания» [1].

Мы делаем вывод, что коммуникативная компетентность выступает как способность и реальная готовность решать коммуникативные задачи в ходе иноязычного общения, добиться взаимопонимания с носителями иностранного языка, сформировать представление о культурных реалиях иного лингвосоциума.

Как указывает Н.Д. Гальскова, «в соответствии с личностно ориентированной направленностью языковое образование должно быть претворено в механизм развития культуры формирования образа мира и человека в нем» [2].

Культуротворческое развитие учащихся в системе становления коммуникативной компетенции предполагает формирование способности к культуротворческому поиску посредством познания иных культурноисторических реалий и утверждению национального культурного опыта. Переосмысление и воссоздание собственной картины мировых культурноисторических процессов, культуротворческая репрезентация в сознании культурных преобразований разных лингвосоциумов являются предпосылками для формирования культуротворческого потенциала. И.Л. Бим утверждает, что личностно ориентированный подход «предполагает особый акцент на социальнокультурнойсоставляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, включение в диалог культур. Все это повышает требования к уровню обученностипо иностранному языку» [3].

Процесс культуротворческого развития учащихся всистеме обучения иностранному языку на современном этапе развития поликультурного общества определяется важностью участия в диалоге культур, в котором важным аспектом подготовки является познание культурноисторических реалий страны изучаемого языка, способность к такому познанию, репрезентация духовнонравственных ценностей народа иной страны и стремление к совершенствованию этого познания через активное участие в коммуникации в процессе межкультурного общения.

В современном мире общение предполагает активную позицию его участников и выступает как сложный и многогранный процесс взаимодействия индивидов, как информационный процесс, как отношение людей друг к другу, а также как поле взаимовлияния друг на друга, сопереживания и понимания. Это обусловливает необходимость развития речемыслительной активности учащихся в процессе работы над лингвистическим материалом, способности его грамотного осмысления и индивидуального переосмысленияс точки зрения мировоззренческой позиции индивида. Н.И. Гез указывает, что «помимо знаний, навыков и умений в состав содержания обучения входит также опыт эмоциональнооценочного отношения учащегося» [4].

Создание атмосферы активного взаимодействия на занятии по иностранному языку сопровождается формированием культуротворческого пространства учащихся, компонентами которого являются:создание на занятии атмосферы коммуникативной активности учащихся при их активном включении в процесс речевойдеятельности; определение субъектной позиции обучающихся при осуществлении межкультурной коммуникации; стимулирование развития социальнодуховных установок для успешного взаимодействия как внутри собственного культурного социума, так и с представителями иных культур; стимулирование речевой активности учащихся при одновременном развитии продуктивных и рецептивных видов речевой деятельности; приобщение их как субъектовмежкультурного взаимодействия к реалиям мировой культуры; развитиенавыка индивидуального переосмысления лингвистического материала;формирование мотивации учащихся к культуротворческому самополаганию в мир предметной, социальной и духовной культуры поликультурного общества.

Структурными составляющими культуротворческого развития учащихся в системе становления иноязычной коммуникативной компетенции являются: активная речевая позиция учащегося как результат приобретения навыков уверенного владения продуктивными и рецептивными видами речевой деятельности; система творческоличностных ценностей, опыт творческой деятельности в процессе познания и интерпретации реалий иных культурных социумов, а также личностные способы выстраивания нового знания. Современное языковое образование видит своей целью культуротворческое развитие учащихся по следующим направлениям:

развитиекоммуникативноречевой активности учащихся путем практического вовлечения их в процесс грамотного осознания и творческого переосмысления представленного лингвистического материала;

становлениеиндивидуальной личностной позиции по отношению к рассматриваемым реалиям поликультурного общества на основе формирования собственной мировоззренческой позиции;

развитие готовности к коммуникативному взаимодействию и взаимопониманию с представителями иного лингвосоциума.

Взаимодействие данных направлений порождает создание активной коммуникативной атмосферы взаимодействия на занятии по иностранному языку. В связи с общими направленияминовая модель обучения иностранному языку основывается на следующих методических принципах:принцип коммуникативной направленности, предполагающий развитие коммуникативной компетенции как единства лингвистической, речевой, дискурсивной, компенсаторной, социальной, социокультурной, предметной ипрофессиональной компетенций;принцип интерактивного обучения, основывающийся на активном взаимодействии участников образовательного процесса (студент –студент, преподаватель–студент) при совместном включении обучающихся в единое коммуникативное пространство;принцип интеграции языкового материала и речевой практики, позволяющий практиковать языковой материал в процессе речевой деятельности.

Поиск инновационных образовательных технологий, оптимизирующих обучение иностранному языку и позволяющих учащимся сформировать собственное культуротворческое пространство на занятии по иностранному языку, является важным фактором для становления коммуникативной компетенции. Мы выделяем следующие условия формирования культуротворческого пространства студентов: единство практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей языкового образования при развитии лингвистической и социолингвистической компетенций; активное получение знаний студентом в процессе личностнозначимой деятельности при формировании социокультурной компетенции как готовности и способности к ведению диалога культур;педагогическая активизация познавательной деятельности учащихся, стимулирование их творческой деятельности;обучение новым способам культуротворческого мышления, необходимым и достаточным навыкам самостоятельной учебной и исследовательской работы.

Системный подход в активизации коммуникативной активности на занятии по иностранному языку основан на формирующих элементах психологопедагогической системы: обучение на основе единства коммуникативных целей языкового образования; применение методов педагогической активизации познавательной работы студентов; приемы стимулирования их творческой деятельности; способы обучения новым способам креативного мышления.

Поэтому на первый план выдвигается задача исследования характера и механизма связей психологопедагогической системы формирования культуротворческого пространства студентов на занятии по иностранному языку. Нам удалось установить, что педагогическое управление системой формирования культуротворческого пространства является направляющим воздействием при активной реализации культуротворческих установок учащихся –субъектов данного процесса. Функциональная характеристика педагогического управления формированием культуротворческого пространства указывает на нелинейный характер психологопедагогической системы, что свидетельствует о необходимости введения целостного приема педагогического воздействия, где педагог,направляя развитие одного из элементов системы, осуществляет управление целостной структурой коммуникативных действий. Однако необходимо отметить, что при формировании культуротворческого пространства учащихся важно стимулировать каждый элемент системы путем синергетического развития при реализации резонансных вариантов становления того или иного формирующего коммуникативного элемента.

Можно сделать вывод о двусторонней природе педагогического процесса формирования культуротворческого пространства учащихся в ходе становления иноязычной коммуникативной компетенции, и основой для еереализации выступают такие направления в обучении, какизменение позиции преподавателя по отношению к учащимся при утверждении партнерской позиции активного взаимодействия и сотрудничества; изменение в функции знаний, усвоение которых перестает носить репродуктивный характер и организуется в многообразных формах поисковой мыслительной деятельности как продуктивный творческий процесс; развитие активной творческой позиции обучающегося при ориентации на групповые формы взаимодействия, межличностные отношения и межкультурное профессиональное общение. Как очевидно, особое значение здесь приобретают высококоммуникативные творческие формы обучения иностранному языку («живое» диалогическое и монологическое общение, ролевые игры, изучение конкретных случаев, тематические проекты, подготовка и представление презентаций на различные темы настоящей действительности и др.).Таким образом, культуротворческое развитие учащихся в процессе становления иноязычной коммуникативной компетенции предполагает генерацию, творческую формулировку и интеллектуальную разработку идей и проектов при творческом обучении иностранному языку.

Необходимо отметить, что реализация процесса культуротворческого развитияучащихся в ходе становления иноязычной коммуникативной компетенции предполагает формирование потребностей, мотивов и установок в освоении речемыслительных действий как стимулов активной деятельности личности, а также открытиеперед учащимися перспектив ихдальнейшего языкового совершенствования. При этом вопрос о поэтапном осуществлении педагогического воздействия при обучении иностранному языку становится особенно актуальным.

Педагогическое воздействие в процессе культуротворческого развития учащихся представляет собой целенаправленный педагогический процесс, влияющий на становление коммуникативной активности студентов.

Таким образом, языковое обучение можно охарактеризовать как процесс активного коммуникативного взаимодействия между преподавателем и учащимся, в результате которого у обучаемого формируются определенные коммуникативные знания и умения на основе его собственной активности. Задача педагога при реализации обучения коммуникативной активности сводится к созданию необходимых условий для деятельности учащегося. Педагог направляет деятельность обучаемого, контролирует ее, предоставляет необходимую информацию для ее реализации. Функция обучения в данной ситуации состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования устудентов способности к деятельности посредством пробуждения познавательной активности и способности самоуправления такой коммуникативной активностью.

Нами определены следующие компоненты процесса педагогического управления культуротворческим развитием учащихся при последовательном овладении коммуникативными навыками: мотивационный, содержательнооперационный, ориентационный, ценностноволевой и оценочный.

Современная система обучения иностранному языку должна быть смоделирована с учетом особенностей функционирования процесса активного иноязычного взаимодействия субъектов образовательного процесса в ходе формирования коммуникативной компетенции учащихся: необходимо определить основные этапы развития навыков свободного общения на иностранном языке, определить предпосылки становления индивидуальноличностного мировоззренческого потенциала для успешного функционирования культуротворческого образовательного процесса, соответствующим образом организовать его, а затем регулировать с учетом изменяющихся возможностей и достигаемых результатов.

Ссылки на источники1.Литвинко Ф.М. Коммуникативная компетенция как методическое понятие // Коммуникативная компетенция: принципы, методы, приемы формирования: сб. науч. ст. / Белорус.гос.унт. –Минск, 2009. –Вып. 9. –С.87.2.Гальскова Н.Д., ГезН.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учеб. пособие для студ.лингв. унтов и фак. ин. яз. высш. пед. уч. завед. –М.: Изд.центр «Академия», 2009. –С. 36.

3.Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / под ред. А.А. Миролюбова.–Обнинск: Титул, 2010. –С. 44.

4.Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Указ. соч.



EkaterinaBelyaeva,

CandidateofPedagogicSciences,AssociateProfessoratthechairofforeignlanguages, DepartmentofHistory and International Relations,Ryazan State University named afterS.A. Esenin, Ryazanekbelyaeva@yandex.ruCultural creative development of students in the formation of foreign communicative competenceAbstract. The authordeals with the process of cultural creative development of students in the process of formation of foreign communicative competence,which is viewed as building the ability for creative research through active communicative modelling communication patterns in the system of another language, learning foreign cultural phenomena and consolidation of the national cultural experience. The author shows the components of forming creative potential while developing communicative competency, defines certain patterns of pedagogical activity in the process.

Key words:linguistic education, communicative competency, cultural creative development, communicative activity.

References1.Litvinko, F.M. (2009) “Kommunikativnaja kompetencija kak metodicheskoe ponjatie”, in Kommunikativnaja kompetencija: principy, metody, priemy formirovanija: sb. nauch. st., Belorus. gos. unt, Minsk, vyp.9, p. 87 (in Russian).2.Gal'skova, N.D. & Gez, N.I. (2009) Teorija obuchenija inostrannym jazykam. Lingvodidaktika i metodika: ucheb. posobie dlja stud. lingv. untov i fak. in. jaz. vyssh. ped. uch. zaved, Izd. centr “Akademija”, Moscow, p. 36 (in Russian).3.Miroljubov,A.A. (ed.) (2010) Metodika obuchenija inostrannym jazykam: tradicii i sovremennost',Titul, Obninsk, p. 44(in Russian). 4.Gal'skova, N.D. & Gez, N.I. (2009) Op. cit.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»