Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Маршуба О. А. Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S8. – С. 26–30. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14599.htm.
Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность ключевых компетенций в системе высшего профессионального образования, анализируются различные подходы к определению профессиональной компетентности, существующие в отечественной и зарубежной науке. Автор приводит компоненты профессиональной компетенции, функции, которые выполняют ключевые профессиональные компетенции в жизнедеятельности каждого человека.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Маршуба Олеся Александровна,ассистент кафедры иностранных языков факультета истории и международных отношенийФГБОУ ВПО «Рязанский государственный университет имени С.А.Есенина», г. Рязань

Ключевые компетенции как составляющие профессиональной компетентности

Аннотация. В данной статье рассматривается актуальность ключевых компетенций в системе высшего профессионального образования, анализируются различные подходы к определению профессиональной компетентности, существующие в отечественной и зарубежной науке. Автор приводит компоненты профессиональной компетенции, функции, которые выполняют ключевые профессиональные компетенции в жизнедеятельности каждого человека.Ключевые слова:профессиональная компетентность, ключевые компетенции, высшее профессиональное образование.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Успешность социальноэкономического развития страны определяется уровнем образования ее граждан, в связи с чемна современном этапе развития российского высшего профессионального образованиянаметились устойчивые тенденции в установке новых требований к профессиональной подготовке выпускников. Обеспечить гражданский мир и социальную стабильность, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на современном этапе российской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.Эффективность политических и гражданских институтов, целостность территории, социальная мотивированность населения, успех экономических реформ, в конечном счете–будущее нашего государства в значительной степени определяются необратимостью и темпами становления российской политической нации. Поэтому модернизация российского образования, опираясь на общие тенденции мирового развития, с необходимостью должна отражать интересы российского общества и государства, связанные с формированием российской гражданской идентичности[1].Проблема качества профессиональной подготовки специалистов достаточно широко обсуждается практиками и теоретиками, психологами и педагогами. Рассматриваются различные аспекты проблемы профессионального образования: направления и способы модернизации системы подготовки специалистов, отношение теоретического и практического обучения для подготовки квалифицированного специалиста.Подготовка специалистов в области международных отношений осуществляется согласно федеральному государственному образовательному стандарту, где прописаны компетентности, которые должны быть сформированы у будущего специалиста, за годы обучения в вузе. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)–совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и/илик профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в сфере образования.Компетентность представляет собой совокупность компетенций, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Профессиональная компетентность складывается из ключевых компетенций.В большинстве публикаций «ключевые компетенции»рассматриваются как компетенции, общие для всех профессий и специальностей. В англоязычной литературе рассматриваемые понятия существуют в2вариантах: keyskillsи keycompetences. Ключевые профессиональные компетенции –это способности работника решать задачи, которые возникают перед ним в процессе профессиональной карьеры и не зависят от профессии или специальности (инвариантны по отношению к ним). Ими должен обладать каждый член общества, они универсальны и применимы в самых различных ситуациях.

Понятие «ключевые компетенции», введенное в научный обиход в начале 90хгг. Международнойорганизацией труда, трактуетсякак общая способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения, а также использовать обобщенные способы выполнения действий. Детальный анализ различных точек зрения по вопросу трактовки данного понятия в современной отечественнойи зарубежной педагогической науке провела Е.А.Садовская[2].

Ключевые компетенции–это межкультурные и межотраслевые знания, умения и способности, необходимые для адаптации и продуктивной деятельности в различных профессиональныхсообществах[3].

Итоги многолетних исследований нашли отражение в рекомендациях Совета Европы, где определены пять групп ключевых компетенций, уровень овладения которыми выступает неоспоримым критерием качества полученного образования:политические и социальные компетенции, связанные со способностью брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов;компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Для того чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружать» молодежь такими межкультурными компетенциями, как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков, религий;компетенции, определяющие владение устным и письменным общением, важным в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит изоляция от общества. К такому уровню общения относится владение несколькими языками, принимающее все более возрастающее значение;компетенции, связанные с возникновением общества информации: владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе;компетенции, реализующие способность и желание учиться всю жизнь,как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.

Комплекс ключевых компетенцийпредставлен четырьмя компонентами компетенции:1)информационная составляющая –способы приема, хранения, оформления и передачи информации;2)проектировочная составляющая –способы определения целей, ресурсов их достижения, действий, сроков;оценочная составляющая –способы сравнения результатов с целями, классификации, абстрагирования, прогнозирования, систематизации, конкретизации;4)коммуникативная составляющая –способы передачи информации и привлечения ресурсов других людей для достижения своих целей [4].По мнению И.А.Зимней, ключевые компетенциисамое общее и широкое определение адекватного проявления социальной жизни человека в современном обществе [5].Наряду с понятием «компетентность» существуетсиноним «базовый навык». Естьсписок базовых навыков, которые содержательно могут интерпретироваться как компетентности. Они объемны, «они развиваются в дополнение к специфическим профессиональным. Такие ключевые компетентности включают, помимо прочего, способность эффективной работы в команде, планирование, разрешение проблем, творчество, лидерство, предпринимательское поведение, организационное видение и коммуникативные навыки» [6]. К таким базовым навыкам С.Шо в 1998 г.,согласно Б.Оскарссону, отнес: «основные навыки», напримерграмота, счет; «жизненные навыки», например самоуправление, отношения с другими людьми; «ключевые навыки», например коммуникация, решение проблем; «социальные и гражданские навыки», напримерсоциальная активность, ценности; «навыки для получения занятости», напримеробработка информации; «предпринимательские навыки», например исследование деловых возможностей; «управленческие навыки», например консультирование, аналитическое мышление; «широкие навыки», например анализирование, планирование, контроль» [7]. Более того, компетентности соотносятся не только с базовыми навыками, но и с ключевыми квалификациями. При этом важно компетентностное определение базовых навыков:«Это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и многообразных ситуациях работы и социальной жизни» [8].

При характеристике ключевых компетенций важным является учет пяти основных потенциалов, которыми должна владеть личность. Они задают направленность процессу развития личности: 1)познавательный потенциал определяется прежде всего объемом и качеством информации, которой владеет личность; он также включает в себя психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека;2)моральнонравственный потенциал характеризуется нравственноэтическими нормами, ценностями, устремлениями, которые вырабатываются с помощью эмоциональноволевых и интеллектуальных механизмов и реализуются в мироощущении, мировоззрении, взаимодействии с другими; 3)творческий потенциал личности определяется комплексом умений и навыков, способностями к действию и мерой их реализации в определенной сфере деятельности или общения;4)коммуникативный потенциал личности оценивается степенью общительности, характером и прочностью устанавливаемых контактов, а также динамикой исполняемых социальных ролей;5)эстетический потенциал личности характеризуется уровнем и интенсивностью ее художественных потребностей и тем, как она их удовлетворяет.

Актуальность ключевых компетенций обусловлена теми функциями, которые выполняют ключевые профессиональные компетенции в жизнедеятельности каждого человека [9]. Это формирование у человека способности обучаться и самообучаться; формирование у выпускников, будущих работников, большей гибкости во взаимоотношениях с работодателями; закрепление репрезентативности, аследовательно, нарастающей успешности (устойчивости) в конкурентной среде обитания. Эти основные функции профессиональных компетенций закрепляют за ними статус основы образовательного процесса на всех уровнях системы непрерывного образования.И.А.Зимняя всего выделяет 10 основных компетенций (видов).1.Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание об опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбораобраза жизни;компетенции ценностносмысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка),науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативноадекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символовгосударства (герб, флаг, гимн);компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2.Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнесязык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3.Компетенции, относящиеся к деятельности человека:компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации –их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность;владение электронной, интернеттехнологиями.

Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать такие характеристики, как а)готовностьк проявлению компетентности (т.е. мотивационный аспект); б) владениезнанием содержания компетентности (т.е. когнитивный аспект); в)опытпроявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (т.е. поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностносмысловой аспект); д)эмоциональноволевая регуляция процесса и результата проявления компетентности[10].На основе изученного материала ключевые компетенции можно определитькак набор базовых качеств, необходимых человекудля эффективной работы в любой сфере деятельности:коммуникативная компетенция –общение в коллективе, как с начальством, так и с подчиненными; ораторские способности, возможность убеждать, повести за собой людей; языковая компетенция–способность логически верно и ясно строить устную и письменную речь; владение как минимум одним иностранным языком;информационная компетенция –способность извлекать и систематизировать информацию из различных источников (глобальная компьютерная сеть Интернет, СМИ, библиотека), компьютерная грамотность;самосовершенствование –стремление к постоянному самообразованию и саморазвитию; самопознание и рефлексия, направленная на осознание и исправление, а также предотвращение ошибок; самооценка;эстетическая компетенция –духовнонравственное развитие, удовлетворение художественных потребностей, религия; трудовая компетенция –профессиональный рост, умение системно мыслить, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения.Таким образом, компетенция представляет собой круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, знания, умения и навыки, необходимые для работы в определенной области. Компетентность складывается из компетенций, но является гораздо шире по своей структуре, помимо вышеперечисленных знаний, умений и навыковэто еще и сформированные качества личности, запрограммированные на выполнение определенной работы и получение положительного результата.Профессиональная компетентность –грамотное использование полученных знаний, умений и навыковв соответствии с требованиями должности, а также самосовершенствование благодаря накопленному опыту.В структуре профессиональной компетентности выделяют ключевые компетенции, то есть характеристики универсальные для всех профессий.Перед будущими специалистами стоит сложная задача –необходимостьнайти соответствие между социальным заказом, реальными условиями работы, удовлетворением запросов и ожиданий работодателя и собственной профессиональной пригодностью; между собственными возможностями и самим процессом овладения будущей профессией и выдвигаемымитребованиями.Формирование ключевых компетенций, составных частейпрофессиональной компетентности должно происходить в учебном заведении. Это свидетельствует о необходимости включения профессиональной компетентности в академический процесс подготовки будущих специалистов.

Ссылки на источники1.Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации. –URL: http://mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/(дата обращения 25.11.2011).2.Садовская Е.А.Профессиональная компетентность будущих преподавателейисследователей университета. –Оренбург, 2004. –50 с.3.Зеер Э.Ф.Психология профессионального образования: учеб. пособие.–Екатеринбург, 2000.4.HutmacherWalo. KeycompetenciesforEurope // Reportof the Symposium Berne, Switzerland 27–30 March, 1996.Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe. –Strasburg, 1997.5.Зимняя И.А. Ключевые компетенции –новая парадигма результата современного образования// Интернетжурнал "Эйдос".–2006. –URL: http://www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm(дата обращения 05.05.2009).6.Оскарссон Б. Базовые навыки как обязательный компонент высококачественного профессионального образования // Оценка качества профессионального образования: доклад 5 / под общ. ред. В.И. Байденко, Дж. ван Зантворта /Европейский фонд подготовки кадров. Проект ДЕЛФИ.–М.,2001.7.Там же. –С. 43.8.Там же. –С. 44.9.Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций//Вестник ТИСБИ. –2003. –URL: http://www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue2/cult3.php(дата обращения 15.12.2007).10.

Зимняя И. А. Указ. соч.

Olesya Marshuba, Assistant of a Lecturer at the chair of foreign languages,Department of History and International Relations, Ryazan State University named after S.A. Esenin, RyazanKey competences as components of professional competenceAbstract.The author discusses the relevance of key competencies in the higher education system, once analyzed various approaches to the definition of «professional competence», existing in the domestic and foreign science. The author cites the components of professional competence, functions that perform key professional competence in life of every person.Key words:professional competence, key competencies, higher professional education.References1.Koncepcija razvitija polikul'turnogo obrazovanija v Rossijskoj Federacii.Available at:http:mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/ (data obrashhenija 25.11.2011)(in Russian).2.Sadovskaj, E.A. (2004) Professional'naja kompetentnost' budushhih prepodavatelejissledovatelej universiteta,Orenburg, 50 p.(in Russian).3.Zeer, Je.F. (2000) Psihologija professional'nogo obrazovanija: ucheb. posobie,Ekaterinburg(in Russian).4.Hutmacher,Walo. (1997) Key competencies for Europe,Reportof the Symposium Berne, Switzerland 27–30 March, 1996. Council for Cultural Cooperation (CDCC) a Secondary Education for Europe,Strasburg(in English).5.Zimnjaja, I.A. (2006) “Kljuchevye kompetencii –novaja paradigma rezul'tata sovremennogo obrazovanija“,Internetzhurnal "Jejdos".Available at:http:,www.eidos.ru/journal/2006/0505.htm (data obrashhenija 05.05.2009)(in Russian).6.Oskarsson,B.(2001) “Bazovye navyki kak objazatel'nyj komponent vysokokachestvennogo professional'nogo obrazovanija”,in Bajdenko, V.I. & ZantvortDzh. van (eds.) Ocenka kachestva professional'nogo obrazovanija: doklad 5,Evropejskij fond podgotovki kadrov. Proekt DELFI, Moscow (in Russian).7.Ibid.,p.43.8.Ibid.,p.44.9.Bobienko,O.M. (2003) “Teoreticheskie podhody k probleme kljuchevyh kompetencij”,Vestnik TISBI.Available at:http:www.tisbi.ru/science/vestnik/2003/issue2/cult3.php (data obrashhenija 15.12.2007)(in Russian).10.Zimnjaja, I.A. (2006) Op. cit.

Рекомендовано к публикации:Исаевой О.Н., кандидатом педагогических наук, доцентом, заведующей кафедрой иностранных языковГоревым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»