Рынок труда и молодежь

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Холопова Л. А., Богданова О. М. Рынок труда и молодежь // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S9. – С. 6–10. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14609.htm.
Аннотация. Авторы статьи подробно рассматривают особенности рынка труда в России, причины, которые приводят к увеличению числа не востребованной на рынке труда молодёжи, а также возможности успешного поиска работы в соответствии с полученной профессией.
Раздел: Экономика
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Богданова Олеся Михайловна, студентка Юргинскоготехнологическогоинститута(филиала) ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.ЮргаOlesya18Bogdanova@mail.ru

Холопова Любовь Алексеевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры экономики и автоматизированных систем управления Юргинского технологического института (филиала) ФГАОУВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», г.Юрга kholopova_53@mail.ru

Рынок труда и молодежь

Аннотация.Авторы статьи подробно рассматривают особенности рынка труда в России, причины, которые приводят к увеличению числа невостребованной на рынке труда молодёжи, а также возможности успешногопоиска работы в соответствии с полученной профессией. Ключевые слова: молодежь, рынок труда, социальноэкономические проблемы, безработица, дискриминация.Раздел:(04) экономика.

Молодёжь уже сегодня во многом определяет общественнополитические и социальные процессы в обществе. Одновременно с этим она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.Молодежная незанятость остается одной из острейших проблем в современной России. В настоящее время, как никогда, необходимо дать объективную оценку масштабам этой проблемы и спрогнозировать динамику, отыскать пути предложения результативной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с устройством на работу.Рынок труда является базовой составляющей экономики и связан с ней. Множество управлений, отделов кадров, учебных и исследовательских центров, не считая социальных служб, фирм, аналогичных подразделений городских органов, неторговых учреждений,занимаются трудоустройством и решают вопросы кадровой политики. Однако это касается болеетаких категорий, как безработные, инвалиды, мигранты, нежели нетрудоустроенная молодежь [1].Мы не знаем и не просчитываем, сколькои каких специалистов нам потребуется на год, поэтому не можем гарантировать работу по специальности слишком большому количеству выпускников. Между темрыночные отношения основаны на принципе куплипродажии знания и опыт тоже становятся товаром. Поэтому покупатель, в данном случае владелец какойлибо фирмы, предпочтёт более опытного и квалифицированного специалиста, нежели только что вышедшего из стен учебного заведения. С целью развития собственного рынка труда надо рассматривать модель общего рыночного хозяйства с выделением блоков, имеющих отношение к рынку труда [2]. Изучение функционирования рынка труда в отрыве от иных рынков не даёт возможности увидеть все вероятные рычаги его регулирования, например, как нужно производить учет взаимодействия всех его взаимосвязанных составляющих.В настоящее время прочно утвердилось представление о том, что рынок труда ‬это безработица, предложение труда ассоциируется с незанятым населением, а спрос на труд ‬со свободными рабочими местами. Смещение акцентов приводит к искажениям в оценке занятости и возможностей развития рынка труда в России.Анализ ситуации в сфере занятости в РФ позволяет говорить о трех ее уровнях‬естественном, приемлемом и массовом [3].В каждой стране формируется личный естественный уровень безработицы, обусловленный ее географическими объёмами, системой коммуникаций, темпами становления экономики и т.п.Международный опыт убеждает, что безработица в границах (5‬7%) от экономически интенсивного населения не только неизбежна, но и приемлема, потому что совместима с поддержанием обычной социальноэкономической жизни в стране. Другое дело ‬массовая безработица, которая может привести к дестабилизации социальноэкономической жизни в стране. Речь не идет о некоем едином уровне отсутствия работы,который рассматривается как общественнокритический. Изменения, происходящие в жизни общества, имеют все шансы увеличивать или же понижать критический порог. Задача состоит в том, чтобы верно расценивать и принимать во внимание его при реализации программы определенных действий.В обсуждаемых в данный момент программах выхода экономики России из кризиса безработица трактуется как итог и последствия финансовополитической деятельности, а поэтому борьбе с безработицей не отводится стратегической роли в системе мер государственного регулирования. И виной тому не столько гипертрофированный взгляд на экономическую сторону российского кризиса, сколько отсутствие должного внимания к тому, какой ценой определяются происходящие в экономике перемены [4]. В данных программах не предусматривается, что безработица выходит, вернее говоря,вышла на критический уровень [5].Ещё одной чертой российского рынка труда является тот факт, что на многих предприятиях индустрии, тем более крупных, до 20‬25% занятых практически задействованывработах, не связанных с их ведущей производственной деятельностью, т.е. эти процессы можно характеризовать как скрытую безработицу [6].Молодежный рынок труда представлен выпускниками вузов, выпускниками средних технических и средних специальных образовательных учебных заведений, а также военнослужащими срочной службы, ушедшими в запас. В последнее время для центральных районов РФ характерен приток молодых людей за счет беженцеви мигрантов [7]. Без сомнения, некоторые из выпускников находятработу и попадают нарынок труда, другие задумываются о получении второго образования, а частьне трудоустраивается по определеннымоснованиям.Для молодёжного рынка труда характерна определённая специфика.Вопервых, он характеризуется неустойчивостью спросаи предложения, обусловленных изменчивостью ориентации молодых людей, их социальнопрофессиональной неопределенностью. Положение усугубляется растущими трудностями, связанными с самоопределением молодёжи, обусловленным коренным изменением социокультурных иполитических критериев развития личности. Вовторых, для молодежного рынка труда свойственнаневысокая конкурентоспособность по сравнению с другими возрастными группами. Молодежь подвергается наибольшему риску потерять работу или же не трудоустроиться. Возможности трудоустройства новой рабочей силы, попадающей на рынок труда в первый раз, сокращаются. Лимитирование спроса на рынке труда снижает возможности трудоустройства выпускников учебных заведений.Втретьих,молодежная занятость содержит очевидные и скрытые факторы. Продолжает расти группа молодежи, которая ни у кого не трудится и не обучается.Вчетвертых, молодежный рынок труда характеризуется большой вариантностью. Это обусловлено тем, что на него попадают выпускники учебных заведений, имеющие самую разнообразную профессиональную подготовку. Впятых, на молодежном рынке труда создалась чрезвычайно трудная обстановка с женской занятостью: обычно среди выпускников учебных заведений, тем более гуманитарных вузов, женщины составляют весомую долю, при этом работодатели отдают очевидное предпочтение при приеме на работу мужчинам.Складывающийся рынок труда подразумевает выявление приоритетных профессий и специальностей на конкретный момент. В связи с этим появились теоретические и прикладные задачи по количественному и высококачественному сравнению нужных рынку труда профессий и специальностей, согласно которым проводится подготовка специалистов в учебных заведениях [8].Рассматривая проблему в целом, можно выделить следующее:правона труд зафиксировано законодательством и соответствует норме демократического государства;защита права на труд в реальное время есть на законодательном уровне, принят Закон о занятости населения, но механизмы егореализации мало отработаны и практическине обеспечены финансами;трудным остаетсявопрос о получении статуса безработного. Это отражается на гражданах,уволенных в запас из российской армии (как рядовых, так и офицерах);несоответствие между формальным определением в законе понятия «подходящая работа» и настоящими требованиями к работе, которая имеет возможность назваться подходящей.Поэтому можно сделать вывод, что все названные проблемы могут быть решены только на федеральном уровне.На перечисленные выше общие проблемы накладываются проблемы на рынке труда, свойственные выпускникам вузов. Ими будут:отсутствие у выпускников вузов требуемого работодателями стажа и навыка работы, сложность получения этого навыка;проблема дискриминации женщин при приеме на работу;проблема дисбаланса между спросом на конкретные специальности на рынке труда и имеющимся предложением специальностей со стороны нашедшихработу;трудность адаптации на рынке труда выпускников вузов, прошедших службу в рядах российских войск и вышедших в запас;неумение молодёжи составить грамотное резюме и представить себя;проблема неосведомленности о собственных правах и возможностях в поиске работы.Остановимся на них более подробно.Наличие навыка работы и стажа работы, лучше по специальности, на сегодняшнийдень является одним из главных требований к претендентам на замещение предлагаемых вакансийна рынке труда. В соответствии с этимне имеющих навыка работы и стажа выпускников вузов в данном случае на работу нередко берут неохотно. Всё это приводит к тому, что выпускники не могут получить этот опыт работы [9].Решение данной проблемы возможно с помощью квотирования рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика используется в отношении инвалидов, детейсирот, членов многодетных семей. Возможен вариант использования налоговых льгот, когда нанимателям будет выгодно принимать выпускников на работу. Такая политика может проводиться на муниципальном уровне. Однако для этого должна быть разработана программафинансирования, которая позволит реализовать данную идею [10].На федеральном уровне необходимо формирование программы, предусматривающей образованиеотделений, где целенаправленно с помощью профессионалов будут решаться вопросы трудоустройствавыпускников вузов. Однако практическое осуществление данной программы пока невозможно изза недостатка бюджетных средств.Трудность в решении проблемы дискриминации женщин состоит в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаютвзять мужчин, нежели женщин. Менее желательным претендентом при приеме на работу оказывается молодая находящаяся в законном браке женщина, не имеющая детей. Наниматель в данном случае подразумевает вероятность скорой беременности такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, несомненно, отдает предпочтение более выгодным для него претендентам.Что можно сделать? Прежде всего, предоставить возможность представительницам слабого пола пройти специальный тренинг, помогающий более успешно взаимодействовать с нанимателем, наиболее благополучно справляться с предрассудками, ведущими к дискриминации согласно половому признаку [11]. Другое предложение может быть связано с единовременной деятельностью, работой на дому, что будет способствовать самореализации и выявлению творческого потенциала претенденток на получение работы.Ещё одним решениемэтой проблемы является предоставление профессиональными агентствами предложения согласно лизингу. Впрочем, в условиях современного налогообложения внедрение данныхпредложений для работодателя крайне невыгодно, а поэтому осуществление этогопредложения представляется в настоящее время весьма проблематичным.Решение проблемы дисбаланса спроса и предложения на рынке труда возможно в результате ликвидациирасхождения между тем, какие профессии и в какой период необходимы на рынке труда, и тем, каких специалистов и в каком количестве выпускают вузы. В данном случае речь идёт о том, что рынок труда в современных условиях трудно предсказать на ближайшие 5‬6 лет изза нестабильной финансовой ситуации в обществе. Поэтому, приобретая, казалось бы, элитную профессию, абитуриент рискует быть невостребованным по окончании университета в связи с быстро поменявшимся рангом престижных профессий [12].В этом случае выпускникам может помочь наличие практических навыков, знаний, способствующих быстрой адаптации в условиях рынка. Данные навыки должны формироваться в ходе социализации личности как в семье, общеобразовательной школе, так и в период обучения специальности.Кроме того, нужноотметить тот факт, что молодые люди нередко не прилагают серьёзных усилий в поисках работы, не рассматривают все имеющиеся возможности, опасаясь попасть в суровые условия труда, испытывают страх перед видом работы, где необходимо применение практических навыков. В этом отношении необходимо пересмотреть школьные программы по труду, может быть, вернуться к обучению трудовым навыкам школьников старших классов в учебнопроизводственных комбинатах, где под руководством наставников получать профессию [13].Подводя итог, можно сделать следующие выводы. Сегодня можно уже с полной уверенностью говорить о том, что рынок труда ‬это не только взаимоотношения между нанимателем и продавцом, которые возникают в соответствии с рыночным механизмом куплипродажи. Рынок труда ‬это экономическое и общественное явление. Поэтому он испытывает колоссальное воздействие со стороны всевозможных субъектов трудовых отношений: это и правительство, поддерживающее интересы как работников, так и нанимателей при помощи специализированных организаций и законодательного регулирования трудовых отношений, и предпринимательские объединения, создающиеся в противовес профсоюзам.В российской же экономике со свойственным ей большим муниципальным сектором и интенсивным вмешательством в рыночные процессы говорить о построении действенной общественной экономики рано. Этому способствует несовершенство правовой базы и налогового законодательства, коррупция в руководящем составе. Словом, чтобы начать эффективно улаживать трудности на рынке труда, надо вначале реформировать все сферы финансовой, политической и социальной жизни общества [14], обратив самое серьёзное вниманиена потенциальную рабочую силу, которой являются выпускники вузов, пересмотреть программы обучения трудовым навыкам в школе.

Ссылки наисточники1.Генкин Б.М. Экономика и социология труда: учеб. для вузов. ‬URL:http://www.alleng.ru/d/econ/econ044.htm2.Там же. 3.Молодежь.‬URL:http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%EB%EE%E4%B8%E6%FC4.Руденко Г. Г., Савелов А. Р. Специфика положения молодежи на рынке труда // Социс. ‬2012. ‬№ 4. ‬С. 55‬56.5.Багаев В. Занятость молодежи‬задача государственная // Человек и труд. ‬2003. ‬№ 12. ‬С.45‬46.6.Верда А. Рынок труда в России: положение на нем не так плохо //Независимая газета.‬1997.‬21 окт. ‬С. 6‬11.7.Колосницына М. Г. Экономика труда: учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов.‬М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.8.Молодежь …9.Багаев В. Указ. соч.10.Верда А. Указ. соч.11.Колосницына М. Г. Указ. соч.12.Верда А. Указ. соч.13.Багаев В. Указ. соч.14.Руденко Г. Г., Савелов А. Р. Указ. соч.

OlesyaBogdanova, Student,YurgaInstitute of Technology, branch of Tomsk Polytechnic University, YurgaOlesya18Bogdanova@mail.ruLyubov Holopova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of economics and automated control systems, Yurga Institute of Technology, branch of Tomsk Polytechnic University, Yurga kholopova_53@mail.ruLabor market and the youth Abstract. The authors examine the features of the labor market in Russia, causes, which lead to an increase of unclaimed young people on the labor market, as well as the possibility of successful job search in accordance with the obtained profession.Keywords:youth,labor market, social and economic problems, unemployment, discrimination on labor market.

References1.Genkin,B.M. Jekonomika i sociologija truda: ucheb. dlja vuzov. Available at:http://www.alleng.ru/d/econ/econ044.htm(in Russiаn).2.Ibid.3.Molodezh'.Available at:http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%EE%EB%EE%E4%B8%E6%FC(in Russiаn).4.Rudenko, G.G. & Savelov, A.R. (2012) “Specifika polozhenija molodezhi na rynke truda”, Socis, № 4, pp. 55‬56 (in Russiаn).5.Bagaev, V. (2003) “Zanjatost' molodezhi ‬zadacha gosudarstvennaja”, Chelovek i trud№ 12, pp. 45‬46 (in Russiаn).6.Verda, A. (1997) “Rynok truda v Rossii: polozhenie na nem ne tak ploho”, Nezavisimaja gazeta, 21 okt, pp. 6‬11 (in Russiаn).7.Kolosnicyna, M.G. (1998) Jekonomika truda: uchebnoe posobie dlja studentov bakalavriata jekonomicheskih vuzov, IChP “Izdatel'stvo Magistr”, Moscow (in Russiаn).8.Molodezh' …9.Bagaev, V. (2003) Op. cit.10.Verda, A. (1997) Op. cit.11.Kolosnicyna, M.G. (1998) Op. cit.12.Verda, A. (1997) Op. cit.13.Bagaev, V. (2003) Op. cit.14.Rudenko, G.G. & Savelov, A.R. (2012) Op. cit.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»