Трудовая подготовка современной молодёжи в России
Международная
публикация
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Котряхов
Н.
В. Трудовая подготовка современной молодёжи в России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S10. – С.
11–15. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14618.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы трудовой подготовки подрастающего поколения в России.
Ключевые слова:
умения, навыки, отношения, знания, трудовое воспитание, трудовая подготовка, трудовое обучение
Текст статьи
Котряхов Николай Васильевич,доктор педагогических наук, профессор, директор филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» в г.Кирове, г.Киров
Трудовая подготовка современной молодёжи в России
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы трудовой подготовки подрастающего поколения в России.Ключевые слова: трудовая подготовка, трудовое воспитание, трудовое обучение, знания, умения, навыки, отношения. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Закрытие школьных мастерских, изгнание из учебных планов общеобразовательной школы таких предметов как «Трудовое обучение», «Черчение», резкое сокращение финансирования трудового обучения и воспитания привели к существенному снижению уровня трудовой подготовки подрастающего поколения. Всё более дефицитными становятся квалифицированные рабочие –токари, слесари, электрики. Уходят в прошлое различные формы организованного общественнополезного труда школьников, как например, ученические производственные бригады, школьные лесничества, летние лагеря труда и отдыха. Закрыты многие межшкольные учебнопроизводственные комбинаты. Фактически запрещены даже работы по самообслуживанию в общеобразовательной школе. Всё это ведёт к тому, что растёт так называемое «безрукое поколение». Проблемы трудовой подготовки молодёжи оказались почемуто вне поля зрения современной педагогики России. Последствия мы видим воочию –взрываются на старте ракеты, в череде авиационных катастроф мы слышим как о ведущей причине –о «человеческом факторе», растёт число техногенных негативных явлений. Так в чём же дело и как исправить ситуацию?Наиболее очевидными причинами ухудшения трудовой подготовки современной российской молодёжи, на наш взгляд, является пересмотр учебных планов общеобразовательных школ и изменение их не в лучшую сторону с точки зрения готовности к труду, а также будущей профессиональной подготовке. Так, новая образовательная область «Технология» привела к сокращению доли ручных работ и увеличению доли интеллектуальной деятельности учащихся, что не следует признать правильным. Конечно, она предусматривает ряд перспективных направлений, например: информационные и высокие технологии, радиоэлектронику, основы предпринимательства, а также блок, обеспечивающий подготовку к индивидуальной трудовой деятельности в рамках домашнего либо фермерского хозяйства. Тем не менее, развитие ручных умений и навыков не должно быть предано забвению. Так в передовых по качеству образования скандинавских странах «Технология» и «Трудовое обучение» лишь дополняют друг друга, а столярные и слесарные мастерские являются неотъемлемым атрибутом общеобразовательных школ.Значительно сократилось количество образовательных учреждений начального профессионального образования. К тому же, профессиональная школа не в состоянии компенсировать потери в развитии руки ребёнка в школьных мастерских, соответственно, резко снизилось качество начальной профессиональной подготовки в оставшихся образовательных организациях профессионального образования.В практике трудовой подготовки ведущей тенденцией в последние годы является переориентация направленности трудовой деятельности человека с установки на участие в коллективном труде, на установку на достижение личного благополучия, преимущественно за счет собственной активности, за счет индивидуального труда. Поэтому возникли серьёзные проблемы с разработкой целей и содержания трудовой подготовки, которые должны учитывать тенденции общественного развития и отражать объективные потребности в формировании личности способной эффективно трудиться в условиях общества с рыночной экономикой.Понимание трудовой подготовки включает в себя, прежде всего, совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, которые позволяют эффективно и качественно осуществлять процесс трудовой деятельности в различных её видах интеллектуальной, физической, учебной, досуговой, творческой, а также обслуживающей естественные потребности конкретного человека. Наиболее общие и важные требования к трудовой подготовке предполагают овладение человеком общими основами её организации необходимыми в любом виде труда и включающими ряд важнейших умений и навыков, выработанных на основе систематических знаний, а именно:
умения четко определить цель и задачи деятельности, с учетом прогнозируемых результатов;
умения разработать реальный план достижения поставленной цели и решения задач;
умений и навыков по обеспечению трудового процесса необходимыми материальными средствами достижения цели например, оборудованием, инструментами, материалами ит.п.;
умения организовать рабочее место;
умения рационально распределить силы и средства с целью достижения желаемого результата с минимальной затратой сил, средств и времени;
умения анализировать процесс и результат собственных трудовых усилий, вносить коррективы в решение последующих трудовых задач.Необходимо заметить, что стержневым началом личности с позитивной нравственной ориентацией, является трудолюбие постоянное стремление к активной самостоятельной трудовой деятельности как интеллектуальной, так и физической. Поэтому на любых исторических этапах развития общества следует признать одной из центральных задач работы с подрастающим поколением воспитание трудолюбия. Ведущим методом здесь является постоянное включение в самостоятельную трудовую деятельность, доступную и посильную для детей.При этом не следует забывать о необходимости выработки системы отношений у подрастающего поколения к различным сторонам трудовой деятельности, а именно: позитивного отношения к любого вида честному трудукак единственному средству удовлетворения возникающих у человека потребностей; положительного отношения к трудовому образу жизни, к людям труда; рационального отношения к предметам и орудиям труда; бережного отношения к окружающей природе, преобразуемой впроцессе трудовой деятельности. В целом, решение указанных задач обеспечило бы содействие общему нравственному оздоровлению общества.С точки зрения потребностей реального рынка труда, приоритетно также развивать у подрастающего поколения активность, самостоятельность, инициативность, умение самим находить сферу приложения собственных сил. Пассивность в современных условиях может привести к невозможности устроить свою собственную жизнь, а также жизнь близких людей, к жизненным катастрофам.Весьма значимымидля жизни в современных условиях являются адаптационные способности человека. Постоянно изменяющиеся условия жизни, изменения не рынке труда, а также экономических и материальных условий трудовой деятельности требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения предусматривать возможные изменения и соответственно менять сферу деятельности, перестраиваться психологически. Целесообразно также психологически готовить учащихся к включению в будущем в честную конкурентную борьбу и, соответственно, развиватьтакое качество как конкурентоспособность.Что касается содержания общего образования, то здесь имеется тенденция к сокращению доли естественнонаучной подготовки и падению её качества. Необходим пересмотр содержания общего образования. Системообразующим фактором здесь могли бы служить наиболее общие, характерные для различных типов производств и сфер трудовой деятельности человека биологические, физические, химические процессы. Курс на гуманитаризацию общего образования резко понизил возможности современнойшколы в приобретении учащимися базовых системных знаний необходимых как для дальнейшей профессиональной подготовки, так и для последующей самостоятельной трудовой деятельности.Общеизвестно также, что своевременно не развитые задатки детей в дальнейшем немогут быть развиты в полной мере, т.к. природа не восстанавливает полностью не востребованного своевременно. Поэтому, весьма значимым является своевременное развитие руки, глазомера, пространственных ощущений, координации и ловкости движений, тактильных итермических рецепторов, физических качеств, необходимых для эффективной напряженной трудовой деятельности, а также выявление и развитие присущих ребенку склонностей к определенным видам физического либо интеллектуального труда. На этапе школьного образования может быть наиболее эффективно выстроена система определения профессиональных склонностей и профессиональной пригодности детей и система профессиональной ориентации в целом.Также следует признать целесообразной выработку у учащихся устойчивых умений инавыков по обработке наиболее употребительных материалов, таких как бумага, картон, древесина, металл, ткань, природные материалы наиболее распространенными инструментами: молоток, пила, рубанок, нож, напильник, ножницы, игла и т.п. Эти умения и навыки необходимы почти каждому человеку, как для последующего профессионального обучения, так и для повседневной жизни. Кроме того, без соответствующего физического развития не может быть обеспечен баланс в общем развитии человека, его различных задатков и способностей. Сокращение доли реальной деятельности школьников является одной из причин плачевного состояния не только физического, но и психического здоровья молодёжи. Достаточно посмотреть статистику медицинских призывных комиссий.Речь не идёт о возвращении в прошлое, но сами по себе педагогические идеи не меняются. И как бы мы не называли то, что необходимо развивать или формировать у молодёжи –пресловутыми «ЗУНами» или новомодными компетенциями и компетентностями, но сущность их в реальной жизни остаётся тойже. Поэтому, необходимо принимать решительные меры для исправления ситуации –на основе современной идеологии, использовании современной элементной базы, с учётом потребностей рынка труда. В этом контексте представляется разумным возвращение в учебные планы общеобразовательных школ самостоятельного предмета «Трудовое обучение» параллельно образовательной области «Технология», восстановление школьных мастерских, сохранение хотя бы оставшихся учебнопроизводственных комбинатов, сохранение и укрепление начального профессионального образования. Имеются основания полагать, что потребности производства, рынка труда, приведут в ближайшие годы к возрождению интереса к проблемам трудовой подготовки молодёжи на уровне педагогической науки и государства.
Nikolay Kotryakhov,Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Director of the Branch of Moscow State Industrial University in Kirov, KirovLabortraining of today’s youth in Russia Abstract. The authordiscusses the current issues of laboreducation of the younger generation in Russia. Keywords:labortraining, working education, knowledge, skills, attitudes.
Рекомендовано к публикации:Зиновкиной М.М., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Трудовая подготовка современной молодёжи в России
Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы трудовой подготовки подрастающего поколения в России.Ключевые слова: трудовая подготовка, трудовое воспитание, трудовое обучение, знания, умения, навыки, отношения. Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Закрытие школьных мастерских, изгнание из учебных планов общеобразовательной школы таких предметов как «Трудовое обучение», «Черчение», резкое сокращение финансирования трудового обучения и воспитания привели к существенному снижению уровня трудовой подготовки подрастающего поколения. Всё более дефицитными становятся квалифицированные рабочие –токари, слесари, электрики. Уходят в прошлое различные формы организованного общественнополезного труда школьников, как например, ученические производственные бригады, школьные лесничества, летние лагеря труда и отдыха. Закрыты многие межшкольные учебнопроизводственные комбинаты. Фактически запрещены даже работы по самообслуживанию в общеобразовательной школе. Всё это ведёт к тому, что растёт так называемое «безрукое поколение». Проблемы трудовой подготовки молодёжи оказались почемуто вне поля зрения современной педагогики России. Последствия мы видим воочию –взрываются на старте ракеты, в череде авиационных катастроф мы слышим как о ведущей причине –о «человеческом факторе», растёт число техногенных негативных явлений. Так в чём же дело и как исправить ситуацию?Наиболее очевидными причинами ухудшения трудовой подготовки современной российской молодёжи, на наш взгляд, является пересмотр учебных планов общеобразовательных школ и изменение их не в лучшую сторону с точки зрения готовности к труду, а также будущей профессиональной подготовке. Так, новая образовательная область «Технология» привела к сокращению доли ручных работ и увеличению доли интеллектуальной деятельности учащихся, что не следует признать правильным. Конечно, она предусматривает ряд перспективных направлений, например: информационные и высокие технологии, радиоэлектронику, основы предпринимательства, а также блок, обеспечивающий подготовку к индивидуальной трудовой деятельности в рамках домашнего либо фермерского хозяйства. Тем не менее, развитие ручных умений и навыков не должно быть предано забвению. Так в передовых по качеству образования скандинавских странах «Технология» и «Трудовое обучение» лишь дополняют друг друга, а столярные и слесарные мастерские являются неотъемлемым атрибутом общеобразовательных школ.Значительно сократилось количество образовательных учреждений начального профессионального образования. К тому же, профессиональная школа не в состоянии компенсировать потери в развитии руки ребёнка в школьных мастерских, соответственно, резко снизилось качество начальной профессиональной подготовки в оставшихся образовательных организациях профессионального образования.В практике трудовой подготовки ведущей тенденцией в последние годы является переориентация направленности трудовой деятельности человека с установки на участие в коллективном труде, на установку на достижение личного благополучия, преимущественно за счет собственной активности, за счет индивидуального труда. Поэтому возникли серьёзные проблемы с разработкой целей и содержания трудовой подготовки, которые должны учитывать тенденции общественного развития и отражать объективные потребности в формировании личности способной эффективно трудиться в условиях общества с рыночной экономикой.Понимание трудовой подготовки включает в себя, прежде всего, совокупность интеллектуальных и практических знаний, умений и навыков, которые позволяют эффективно и качественно осуществлять процесс трудовой деятельности в различных её видах интеллектуальной, физической, учебной, досуговой, творческой, а также обслуживающей естественные потребности конкретного человека. Наиболее общие и важные требования к трудовой подготовке предполагают овладение человеком общими основами её организации необходимыми в любом виде труда и включающими ряд важнейших умений и навыков, выработанных на основе систематических знаний, а именно:
умения четко определить цель и задачи деятельности, с учетом прогнозируемых результатов;
умения разработать реальный план достижения поставленной цели и решения задач;
умений и навыков по обеспечению трудового процесса необходимыми материальными средствами достижения цели например, оборудованием, инструментами, материалами ит.п.;
умения организовать рабочее место;
умения рационально распределить силы и средства с целью достижения желаемого результата с минимальной затратой сил, средств и времени;
умения анализировать процесс и результат собственных трудовых усилий, вносить коррективы в решение последующих трудовых задач.Необходимо заметить, что стержневым началом личности с позитивной нравственной ориентацией, является трудолюбие постоянное стремление к активной самостоятельной трудовой деятельности как интеллектуальной, так и физической. Поэтому на любых исторических этапах развития общества следует признать одной из центральных задач работы с подрастающим поколением воспитание трудолюбия. Ведущим методом здесь является постоянное включение в самостоятельную трудовую деятельность, доступную и посильную для детей.При этом не следует забывать о необходимости выработки системы отношений у подрастающего поколения к различным сторонам трудовой деятельности, а именно: позитивного отношения к любого вида честному трудукак единственному средству удовлетворения возникающих у человека потребностей; положительного отношения к трудовому образу жизни, к людям труда; рационального отношения к предметам и орудиям труда; бережного отношения к окружающей природе, преобразуемой впроцессе трудовой деятельности. В целом, решение указанных задач обеспечило бы содействие общему нравственному оздоровлению общества.С точки зрения потребностей реального рынка труда, приоритетно также развивать у подрастающего поколения активность, самостоятельность, инициативность, умение самим находить сферу приложения собственных сил. Пассивность в современных условиях может привести к невозможности устроить свою собственную жизнь, а также жизнь близких людей, к жизненным катастрофам.Весьма значимымидля жизни в современных условиях являются адаптационные способности человека. Постоянно изменяющиеся условия жизни, изменения не рынке труда, а также экономических и материальных условий трудовой деятельности требуют гибкости, подвижности функций работающих, умения предусматривать возможные изменения и соответственно менять сферу деятельности, перестраиваться психологически. Целесообразно также психологически готовить учащихся к включению в будущем в честную конкурентную борьбу и, соответственно, развиватьтакое качество как конкурентоспособность.Что касается содержания общего образования, то здесь имеется тенденция к сокращению доли естественнонаучной подготовки и падению её качества. Необходим пересмотр содержания общего образования. Системообразующим фактором здесь могли бы служить наиболее общие, характерные для различных типов производств и сфер трудовой деятельности человека биологические, физические, химические процессы. Курс на гуманитаризацию общего образования резко понизил возможности современнойшколы в приобретении учащимися базовых системных знаний необходимых как для дальнейшей профессиональной подготовки, так и для последующей самостоятельной трудовой деятельности.Общеизвестно также, что своевременно не развитые задатки детей в дальнейшем немогут быть развиты в полной мере, т.к. природа не восстанавливает полностью не востребованного своевременно. Поэтому, весьма значимым является своевременное развитие руки, глазомера, пространственных ощущений, координации и ловкости движений, тактильных итермических рецепторов, физических качеств, необходимых для эффективной напряженной трудовой деятельности, а также выявление и развитие присущих ребенку склонностей к определенным видам физического либо интеллектуального труда. На этапе школьного образования может быть наиболее эффективно выстроена система определения профессиональных склонностей и профессиональной пригодности детей и система профессиональной ориентации в целом.Также следует признать целесообразной выработку у учащихся устойчивых умений инавыков по обработке наиболее употребительных материалов, таких как бумага, картон, древесина, металл, ткань, природные материалы наиболее распространенными инструментами: молоток, пила, рубанок, нож, напильник, ножницы, игла и т.п. Эти умения и навыки необходимы почти каждому человеку, как для последующего профессионального обучения, так и для повседневной жизни. Кроме того, без соответствующего физического развития не может быть обеспечен баланс в общем развитии человека, его различных задатков и способностей. Сокращение доли реальной деятельности школьников является одной из причин плачевного состояния не только физического, но и психического здоровья молодёжи. Достаточно посмотреть статистику медицинских призывных комиссий.Речь не идёт о возвращении в прошлое, но сами по себе педагогические идеи не меняются. И как бы мы не называли то, что необходимо развивать или формировать у молодёжи –пресловутыми «ЗУНами» или новомодными компетенциями и компетентностями, но сущность их в реальной жизни остаётся тойже. Поэтому, необходимо принимать решительные меры для исправления ситуации –на основе современной идеологии, использовании современной элементной базы, с учётом потребностей рынка труда. В этом контексте представляется разумным возвращение в учебные планы общеобразовательных школ самостоятельного предмета «Трудовое обучение» параллельно образовательной области «Технология», восстановление школьных мастерских, сохранение хотя бы оставшихся учебнопроизводственных комбинатов, сохранение и укрепление начального профессионального образования. Имеются основания полагать, что потребности производства, рынка труда, приведут в ближайшие годы к возрождению интереса к проблемам трудовой подготовки молодёжи на уровне педагогической науки и государства.
Nikolay Kotryakhov,Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Director of the Branch of Moscow State Industrial University in Kirov, KirovLabortraining of today’s youth in Russia Abstract. The authordiscusses the current issues of laboreducation of the younger generation in Russia. Keywords:labortraining, working education, knowledge, skills, attitudes.
Рекомендовано к публикации:Зиновкиной М.М., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»Некрасовой Г.Н., доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»