Подготовка кадров для автосервиса
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Попов
В.
М. Подготовка кадров для автосервиса // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S10. – С.
31–35. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14622.htm.
Аннотация. Отмечаются особенности становления и развития рынка автосервисных услуг в г. Кирове, проблемы в кадрах, их подготовка и информационное обеспечение во вновь строящихся автосалонах и существующих мастерских, перспективы их развития.
Ключевые слова:
диагностика, фирменный автосервис, техническое обслуживание и ремонт, подготовка инженерных кадров
Текст статьи
Попов Вячеслав Михайлович,кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой автомобилеи тракторостроения филиала ФБГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» в г. Кирове, г. Кировpvm.2013@yandex.ru
Подготовка кадров для автосервиса
Аннотация. Отмечаются особенности становления и развития рынка автосервисныхуслуг в г. Кирове, проблемы в кадрах, их подготовка и информационное обеспечение во вновь строящихся автосалонах и существующих мастерских, перспективы их развития.Ключевые слова: фирменный автосервис, техническое обслуживание и ремонт, диагностика, подготовка инженерных кадров.Раздел:(03) философия,социология, политология,правоведение,науковедение.
Развитие автотранспортной отрасли в нашей стране и в городе Кирове тоже, изменение структуры автомобильного парка по моделям и маркам, назначению, типажу, многочисленность потребителей, отличающихся многообразием как по уровню финансовых возможностей покупки автомобиля, целей, для которых он приобретается, квалификации водителей характеризуют эту отрасль сегодня. Водителю, который сидит за рулем, автомобиль нужен для передвижения, а не для роскоши. У него нет времени изучать его устройство, техническое обслуживание и ремонт. Поэтому изменился и менталитет современного владельца автомобиля –для него он в большинстве своем исключительно средство передвижения и не более.Увеличение парка автомобилей привело к повышенным требованиям в такой сфере услуг, как услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Так как в соответствии с действующим на сегодня классификатором услуг населению все эти услуги относятся к удовлетворению потребностей, связанных с поддержанием нормального технического состояния и эксплуатационных характеристик автотранспортного средства, целесообразно объединить их под общим названием «услуги автосервиса», тем более что данный термин широко используется в среде автовладельцев и профессионалов, оказывающих данные услуги. Быстрый рост автопарка свидетельствует о том, что резервы роста этого направления сферы услуг далеко не исчерпаны. Автосервис –одна из наиболее динамичных и быстро развивающихся отраслей сферы услуг [1].Основным направлением в работе предприятий автосервиса стало совершенствование качества предоставляемых услуг. Однако реализовать это требование достаточно сложно в условиях несовершенства производственных структур, некачественных запасных частей, устаревшего оборудования, низкого уровня технологии и квалификации персонала.Наиболее успешные шаги относительно повышения качества услуг автосервиса связаны с заимствованием развитых технологий и оборудования, поставляемых производителем своим дилерам, которые занимаются не только продажей автомобилей, но их техническим обслуживанием и ремонтом, строительством новых автосалонов.Однако такое заимствование далеко не всегда обеспечивает желаемый результат, так как качество зависит от множества других факторов. Можно говорить только о частичном влиянии западных технологий на российский рынок услуг автосервиса, хотя за два года, прошедшие с 2012 года появилось несколько новых автосалонов.На сегодняшний день в г. Кирове насчитывается около 200 автосервисов. Из них порядка двух десятков работают от имени официального дилера, остальные относятся к независимым сервисам и мелким специализированным мастерским.Для нормального функционирования автосервиса необходимы здания и сооружения, соответствующее технологическое оборудование, кадры, информационное обеспечение.Автосервисы, строящиеся вновь, пользуются проектами и технической документацией официального дилера и ведут строительство с учетом их требований. Эти сервисы отвечают всем требованиям организации труда: вежливые внимательные мастераприемщики в чистых фирменных халатах, мастера в фирменных комбинезонах, большая светлая и чистая ремонтная зона и многое другое характеризуют современный фирменный автосервис. В данном случае это словосочетание характеризует принадлежность этого сервиса или автосалона дилеру, поставляющему для продажи автомобили производителя и техническое обслуживание и ремонт проводит по его же технологиям. Как правило у таких автосервисов крупный автосалон с выставленными на продажу автомобилями. Предусмотрено также помещение для клиентов, в котором им удобно ожидать выполнения заказа.Комплектование фирменного автосервиса технологическим оборудованием производится таким образом, чтобы количество, комплектность и состояние оборудования соответствовало параметрам, требуемым по условиям сертификации. Такие Автосервисы сертифицированы и это единственный вид автосервиса, который обязан предоставить вам гарантию на свои работы в соответствии с рекомендациями заводаизготовителя. Кроме того, некоторое диагностическое оборудование производители поставляют только официальным дилерам, а провести точную диагностику большинства современных автомобилей без такого оборудования невозможно. Это же относится к специнструменту, которого в других автосервисах просто нет. Иногда именно изза наличия у официальных дилеров такого специнструмента некоторые работы у них оказываются дешевле.Другие сервисы могут обладать необходимым оборудованием, теоретически позволяющим производить ремонт любой сложности, что делает их приемлемыми для выполнения большинства работ. Тем не менее оборудование в большинстве случаев бывшее в употреблении, не прошедшее поверку в органах стандартизации и сертификации, поскольку процедуры лицензирования сейчас не предусмотрено. Поэтому эти сервисы не сертифицированы (сертификация в настоящее время добровольная), никакой гарантии они не дают, и естественно у потребителя услуг по техническому обслуживанию или ремонту автомобиляв таком автосервисе тоже не будет уверенности в качестве оказанных услуг. Не будет уверенности и в том, что проверяемые параметры определены верно, что неисправность устранена и не повторится.Однако и те и другие находят своего потребителя услуг по поддержанию автомобиля в исправном и работоспособном состоянии.Кадры. Кадры –основной капитал предприятия. Если оно располагает квалифицированными и старательными исполнителями, то можно считать это большой удачей. Это основная проблема для всех автосервисов.Качество персонала –его профессиональный (технический и сервисный) уровень влияет на качество услуг автосервиса. Наличие квалифицированного персонала делает автосервисные предприятия конкурентоспособными и позволяет быстро реагировать на рыночную конъюнктуру, изменяя предложение тех или иных видов услуг. Рост качества специалистов в данной отрасли приведет к увеличению новых видов услуг с применением сложного оборудования (например, диагностического). В крупном фирменном автосервисе предусматривается служба развития кадров, в задачи которой входит организация и методическое руководство производственного обучения и повышения квалификации работников предприятия.С этой целью совместно с начальниками цехов и отделов комплектуются учебные группы по обучению кадров, ведется подбор инструкторов и мастеров производственного обучения из состава специалистов и квалифицированных рабочих предприятий и организаций, на утверждение руководству предприятия подаются списки подобранных работников.В задачи службы входит организация приобретения учебной и технической литературы, технических средств обучения, методических и наглядных пособий. Разработка предложений по созданию и расширению учебноматериальной базы для теоретического и производственного обучения, осуществлениеметодического руководства организацией учебнотехнических кабинетов, учебных мастерских и участков. К сожалению,на сегодняшний день вследствие большого объема текущих вопросов или вследствие нахождения в стадии становления и развития автосалоны города не имеют данной структуры и вынуждены посылать на обучение свои кадры в учебные центры головного дилера в столицу. Вместе с тем следует отметить положительное стремление некоторых успешно развивающихся технических центров на создание собственных учебных центров в г. Кирове.Филиал Московского государственного индустриального университета в г. Кирове готовит инженеров по специальности «Наземные транспортнотехнологические средства» специализация «Автомобили и тракторы». В обязанности инженернотехнических работников автосервисов в основном входит организация работы участка, зоны ремонта и обслуживания агрегатов и автомобиля, автосервиса в целом.Но для того, чтобы правильно организовать работу автосервиса и его структурных подразделений, инженер должен знать, уметь и владеть технологией технического обслуживания и ремонта современного автомобиля. С этой целью будущие специалисты изучают конструкцию автомобилей (устройство), отдельных его систем (электрооборудование), диагностика и ремонт топливной аппаратуры, испытания автомобилей, ремонт и утилизация автомобилей и другие.Для более глубокого понимания причин неисправностей и способов и методов их устранения будущим инженерам даются знания по теоретическим дисциплинам: тепловым двигателям, теории эксплуатационных свойств автомобиля, конструированию и расчету автомобиля. Кроме того,помогают освоить профессию дисциплины специализации: эксплуатационные материалы, автоматические электронные системы управления автомобилем.Приближают к будущей профессии предметы, непосредственно сориентированные на работу в автосервисе «Нормативные основы организации фирменного автосервиса», «Практикум по основам эксплуатации автомобилей», «Проектирование оборудования и станций технического обслуживания».Выпускники вуза начинают работать с должностей, которые на первый взгляд не требуют от них всеобъемлющих знаний, а только тех, которые необходимы для того участка, на котором они работают.Например, мастер малярного участкаотвечает за малярный участок в целом, за качество работы и экономическую эффективность реализации предоставляемых услуг. Должен обладать знаниями по выполнению малярных работ и по организации технического сервиса, всех требований, предъявляемых к малярному участку и путей достижения достижение высокого качества работы на участке. Полученные знания помогают спланировать оптимальный состав оборудования и инвентаря, необходимого для оснащения участка [2].Мастер кузовного участкаотвечает за кузовной ремонт в целом, т.е. за качество работы, за оформление повреждений как страховых случаев и за экономическую эффективность реализации услуг, предоставляемых участком. Он должен хорошо разбираться в области ремонта кузовов, знать все требования, предъявляемые к кузовному участку. Для успешной работы участка также необходимо знание состава оборудования и инвентаря, необходимого для оптимального оснащения участка.Мастер по ремонту должен обладать всеобъемлющими знаниями в области технологии ремонта: как в соответствии с действующими правилами провести ремонтнопрофилактическое обслуживание автомобилей, проверить общее состояние автомобилей, выявить и устранить имеющиеся дефекты с использованием предписанных изготовителем методик и технических средств.Мастер по ремонту должен знать, как провести оценку эксплуатационной надежности автомобиля и потенциала его безопасности, уметь оказать помощь автомеханикам при диагностике автомобиля и выполнении сложных работ.Мастерприемщикдолжен досконально знать диагностику автомобилей, а также уметь объяснять предлагаемые ремонтнопрофилактические услуги в соответствии с установленными правилами, разъяснять сущность ремонтнопрофилактического обслуживания автомобилей, разъяснять способы производства работ, их объем и стоимость.Начальник сервисного цеха должен заботиться о том, чтобы возглавляемая им служба обеспечивала оптимальную реализацию ремонтнопрофилактических услуг и способствовала удовлетворению потребностей клиентов и полному освоению потенциала рынка в части технического сервиса.Из приведенного перечня предполагаемых для будущего инженера должностей на автосервисе становится понятным тот перечень предметов, по которым ведется обучение в вузе и необходимость получаемых по этим предметам знаний.Пока для сервисов самая острая проблема остается с кадрами, а именно с непосредственными исполнителями работ –слесарями.Это непосредственные исполнители работ по ремонту и обслуживанию автомобиля с использованием технологий и оборудования, рекомендованного производителем. Задача же инженерного состава организовать работу непосредственных исполнителей и грамотное использование технологического оборудования.
Ссылки на источники1.Попов В.М. Особенности развития автосервиса в г. Кирове2.Волгин В. В. Автосервис: Структура и персонал: Практическое пособие. –2е изд. –М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К0», 2005. –711 с
Vyacheslav Popov,Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, head of the chair of automobile and tractor construction, branch of Moscow State Industrial University in Kirov, Kirovpvm.2013@yandex.ru
Personnel training for car service centersAbstract. The author throws light on the peculiarities of formation and development of the market of automobile maintenance services in Kirov, personnel problems, its training, and information support to the new and existing showrooms, workshops, their development prospects. Keywords: car service, maintenance and repair, diagnostics, training of engineers
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Подготовка кадров для автосервиса
Аннотация. Отмечаются особенности становления и развития рынка автосервисныхуслуг в г. Кирове, проблемы в кадрах, их подготовка и информационное обеспечение во вновь строящихся автосалонах и существующих мастерских, перспективы их развития.Ключевые слова: фирменный автосервис, техническое обслуживание и ремонт, диагностика, подготовка инженерных кадров.Раздел:(03) философия,социология, политология,правоведение,науковедение.
Развитие автотранспортной отрасли в нашей стране и в городе Кирове тоже, изменение структуры автомобильного парка по моделям и маркам, назначению, типажу, многочисленность потребителей, отличающихся многообразием как по уровню финансовых возможностей покупки автомобиля, целей, для которых он приобретается, квалификации водителей характеризуют эту отрасль сегодня. Водителю, который сидит за рулем, автомобиль нужен для передвижения, а не для роскоши. У него нет времени изучать его устройство, техническое обслуживание и ремонт. Поэтому изменился и менталитет современного владельца автомобиля –для него он в большинстве своем исключительно средство передвижения и не более.Увеличение парка автомобилей привело к повышенным требованиям в такой сфере услуг, как услуги по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей. Так как в соответствии с действующим на сегодня классификатором услуг населению все эти услуги относятся к удовлетворению потребностей, связанных с поддержанием нормального технического состояния и эксплуатационных характеристик автотранспортного средства, целесообразно объединить их под общим названием «услуги автосервиса», тем более что данный термин широко используется в среде автовладельцев и профессионалов, оказывающих данные услуги. Быстрый рост автопарка свидетельствует о том, что резервы роста этого направления сферы услуг далеко не исчерпаны. Автосервис –одна из наиболее динамичных и быстро развивающихся отраслей сферы услуг [1].Основным направлением в работе предприятий автосервиса стало совершенствование качества предоставляемых услуг. Однако реализовать это требование достаточно сложно в условиях несовершенства производственных структур, некачественных запасных частей, устаревшего оборудования, низкого уровня технологии и квалификации персонала.Наиболее успешные шаги относительно повышения качества услуг автосервиса связаны с заимствованием развитых технологий и оборудования, поставляемых производителем своим дилерам, которые занимаются не только продажей автомобилей, но их техническим обслуживанием и ремонтом, строительством новых автосалонов.Однако такое заимствование далеко не всегда обеспечивает желаемый результат, так как качество зависит от множества других факторов. Можно говорить только о частичном влиянии западных технологий на российский рынок услуг автосервиса, хотя за два года, прошедшие с 2012 года появилось несколько новых автосалонов.На сегодняшний день в г. Кирове насчитывается около 200 автосервисов. Из них порядка двух десятков работают от имени официального дилера, остальные относятся к независимым сервисам и мелким специализированным мастерским.Для нормального функционирования автосервиса необходимы здания и сооружения, соответствующее технологическое оборудование, кадры, информационное обеспечение.Автосервисы, строящиеся вновь, пользуются проектами и технической документацией официального дилера и ведут строительство с учетом их требований. Эти сервисы отвечают всем требованиям организации труда: вежливые внимательные мастераприемщики в чистых фирменных халатах, мастера в фирменных комбинезонах, большая светлая и чистая ремонтная зона и многое другое характеризуют современный фирменный автосервис. В данном случае это словосочетание характеризует принадлежность этого сервиса или автосалона дилеру, поставляющему для продажи автомобили производителя и техническое обслуживание и ремонт проводит по его же технологиям. Как правило у таких автосервисов крупный автосалон с выставленными на продажу автомобилями. Предусмотрено также помещение для клиентов, в котором им удобно ожидать выполнения заказа.Комплектование фирменного автосервиса технологическим оборудованием производится таким образом, чтобы количество, комплектность и состояние оборудования соответствовало параметрам, требуемым по условиям сертификации. Такие Автосервисы сертифицированы и это единственный вид автосервиса, который обязан предоставить вам гарантию на свои работы в соответствии с рекомендациями заводаизготовителя. Кроме того, некоторое диагностическое оборудование производители поставляют только официальным дилерам, а провести точную диагностику большинства современных автомобилей без такого оборудования невозможно. Это же относится к специнструменту, которого в других автосервисах просто нет. Иногда именно изза наличия у официальных дилеров такого специнструмента некоторые работы у них оказываются дешевле.Другие сервисы могут обладать необходимым оборудованием, теоретически позволяющим производить ремонт любой сложности, что делает их приемлемыми для выполнения большинства работ. Тем не менее оборудование в большинстве случаев бывшее в употреблении, не прошедшее поверку в органах стандартизации и сертификации, поскольку процедуры лицензирования сейчас не предусмотрено. Поэтому эти сервисы не сертифицированы (сертификация в настоящее время добровольная), никакой гарантии они не дают, и естественно у потребителя услуг по техническому обслуживанию или ремонту автомобиляв таком автосервисе тоже не будет уверенности в качестве оказанных услуг. Не будет уверенности и в том, что проверяемые параметры определены верно, что неисправность устранена и не повторится.Однако и те и другие находят своего потребителя услуг по поддержанию автомобиля в исправном и работоспособном состоянии.Кадры. Кадры –основной капитал предприятия. Если оно располагает квалифицированными и старательными исполнителями, то можно считать это большой удачей. Это основная проблема для всех автосервисов.Качество персонала –его профессиональный (технический и сервисный) уровень влияет на качество услуг автосервиса. Наличие квалифицированного персонала делает автосервисные предприятия конкурентоспособными и позволяет быстро реагировать на рыночную конъюнктуру, изменяя предложение тех или иных видов услуг. Рост качества специалистов в данной отрасли приведет к увеличению новых видов услуг с применением сложного оборудования (например, диагностического). В крупном фирменном автосервисе предусматривается служба развития кадров, в задачи которой входит организация и методическое руководство производственного обучения и повышения квалификации работников предприятия.С этой целью совместно с начальниками цехов и отделов комплектуются учебные группы по обучению кадров, ведется подбор инструкторов и мастеров производственного обучения из состава специалистов и квалифицированных рабочих предприятий и организаций, на утверждение руководству предприятия подаются списки подобранных работников.В задачи службы входит организация приобретения учебной и технической литературы, технических средств обучения, методических и наглядных пособий. Разработка предложений по созданию и расширению учебноматериальной базы для теоретического и производственного обучения, осуществлениеметодического руководства организацией учебнотехнических кабинетов, учебных мастерских и участков. К сожалению,на сегодняшний день вследствие большого объема текущих вопросов или вследствие нахождения в стадии становления и развития автосалоны города не имеют данной структуры и вынуждены посылать на обучение свои кадры в учебные центры головного дилера в столицу. Вместе с тем следует отметить положительное стремление некоторых успешно развивающихся технических центров на создание собственных учебных центров в г. Кирове.Филиал Московского государственного индустриального университета в г. Кирове готовит инженеров по специальности «Наземные транспортнотехнологические средства» специализация «Автомобили и тракторы». В обязанности инженернотехнических работников автосервисов в основном входит организация работы участка, зоны ремонта и обслуживания агрегатов и автомобиля, автосервиса в целом.Но для того, чтобы правильно организовать работу автосервиса и его структурных подразделений, инженер должен знать, уметь и владеть технологией технического обслуживания и ремонта современного автомобиля. С этой целью будущие специалисты изучают конструкцию автомобилей (устройство), отдельных его систем (электрооборудование), диагностика и ремонт топливной аппаратуры, испытания автомобилей, ремонт и утилизация автомобилей и другие.Для более глубокого понимания причин неисправностей и способов и методов их устранения будущим инженерам даются знания по теоретическим дисциплинам: тепловым двигателям, теории эксплуатационных свойств автомобиля, конструированию и расчету автомобиля. Кроме того,помогают освоить профессию дисциплины специализации: эксплуатационные материалы, автоматические электронные системы управления автомобилем.Приближают к будущей профессии предметы, непосредственно сориентированные на работу в автосервисе «Нормативные основы организации фирменного автосервиса», «Практикум по основам эксплуатации автомобилей», «Проектирование оборудования и станций технического обслуживания».Выпускники вуза начинают работать с должностей, которые на первый взгляд не требуют от них всеобъемлющих знаний, а только тех, которые необходимы для того участка, на котором они работают.Например, мастер малярного участкаотвечает за малярный участок в целом, за качество работы и экономическую эффективность реализации предоставляемых услуг. Должен обладать знаниями по выполнению малярных работ и по организации технического сервиса, всех требований, предъявляемых к малярному участку и путей достижения достижение высокого качества работы на участке. Полученные знания помогают спланировать оптимальный состав оборудования и инвентаря, необходимого для оснащения участка [2].Мастер кузовного участкаотвечает за кузовной ремонт в целом, т.е. за качество работы, за оформление повреждений как страховых случаев и за экономическую эффективность реализации услуг, предоставляемых участком. Он должен хорошо разбираться в области ремонта кузовов, знать все требования, предъявляемые к кузовному участку. Для успешной работы участка также необходимо знание состава оборудования и инвентаря, необходимого для оптимального оснащения участка.Мастер по ремонту должен обладать всеобъемлющими знаниями в области технологии ремонта: как в соответствии с действующими правилами провести ремонтнопрофилактическое обслуживание автомобилей, проверить общее состояние автомобилей, выявить и устранить имеющиеся дефекты с использованием предписанных изготовителем методик и технических средств.Мастер по ремонту должен знать, как провести оценку эксплуатационной надежности автомобиля и потенциала его безопасности, уметь оказать помощь автомеханикам при диагностике автомобиля и выполнении сложных работ.Мастерприемщикдолжен досконально знать диагностику автомобилей, а также уметь объяснять предлагаемые ремонтнопрофилактические услуги в соответствии с установленными правилами, разъяснять сущность ремонтнопрофилактического обслуживания автомобилей, разъяснять способы производства работ, их объем и стоимость.Начальник сервисного цеха должен заботиться о том, чтобы возглавляемая им служба обеспечивала оптимальную реализацию ремонтнопрофилактических услуг и способствовала удовлетворению потребностей клиентов и полному освоению потенциала рынка в части технического сервиса.Из приведенного перечня предполагаемых для будущего инженера должностей на автосервисе становится понятным тот перечень предметов, по которым ведется обучение в вузе и необходимость получаемых по этим предметам знаний.Пока для сервисов самая острая проблема остается с кадрами, а именно с непосредственными исполнителями работ –слесарями.Это непосредственные исполнители работ по ремонту и обслуживанию автомобиля с использованием технологий и оборудования, рекомендованного производителем. Задача же инженерного состава организовать работу непосредственных исполнителей и грамотное использование технологического оборудования.
Ссылки на источники1.Попов В.М. Особенности развития автосервиса в г. Кирове2.Волгин В. В. Автосервис: Структура и персонал: Практическое пособие. –2е изд. –М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К0», 2005. –711 с
Vyacheslav Popov,Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor, head of the chair of automobile and tractor construction, branch of Moscow State Industrial University in Kirov, Kirovpvm.2013@yandex.ru
Personnel training for car service centersAbstract. The author throws light on the peculiarities of formation and development of the market of automobile maintenance services in Kirov, personnel problems, its training, and information support to the new and existing showrooms, workshops, their development prospects. Keywords: car service, maintenance and repair, diagnostics, training of engineers
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»