Развитие системы сертификации автотранспортных средств в Российской Федерации

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Симонов М. В. Развитие системы сертификации автотранспортных средств в Российской Федерации // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S10. – С. 41–45. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14624.htm.
Аннотация. В статье рассмотрено развитие системы сертификации автотранспортных средств в Российской Федерации.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Симонов Максим Васильевич,кандидат технических наук, доцент кафедры автомобилеи тракторостроения филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» в г.Кирове, г. Кировsimaksim@mail.ru

Развитие системы сертификации автотранспортных средств в Российской Федерации

Аннотация.В статье рассмотрено развитие системы сертификации автотранспортных средств в Российской Федерации.Ключевые слова: сертификация, автотранспортные средства, система сертификации, техническое регулирование, технические регламенты.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Автомобильный транспорт России играет значительную роль в развитии экономики и обеспечении жизнедеятельности государства. Одним из важнейших критериев качества транспортных услуг является безопасность процесса перевозки. Это качество обеспечивается использованием надежной и безопасной техники, применением управленческих, перевозочных, информационных технологий, развитием транспортной инфраструктуры, обеспечением этой сферы деятельности квалифицированными кадрами.Государственное регулирование в сфере автотранспорта базируется на разработке правил взаимоотношений участников рынка транспортных услуг и государственных требований к качеству товаров и услуг, контроле и надзоре за их исполнением, реализации механизмов, позволяющих обеспечить неотвратимость наказания за нарушения, предотвратить допуск на рынок некачественной продукции и услуг. К таким механизмам в первую очередь относятся механизмы лицензирования перевозочной деятельности и сертификации транспортных средств, которые находятся в постоянном развитии [1]. С середины 50х годов прошлого века в странах Западной Европы произошел значительный рост производства автомобилей. Увеличение транспортных потоков привело к увеличению числа дорожнотранспортных происшествий (ДТП). В результате анализа ДТП было установлено, что их основной причиной является несовершенство конструкции автотранспортных средств. В связи с этим возникла необходимость разработки нормативных документов, устанавливающих требования безопасности к конструкции автотранспортных средств.Важным этапом развития системы сертификации автотранспортных средств явилось заключенное 20 марта 1958 года в Женеве между правительствами четырёх стран: Федеративной Республики Германии, Италии, Нидерландов «Соглашение о принятии единообразных условий официального утверждения и о взаимном признании официального утверждения предметов оборудования и частей механических транспортных средств и прицепов» (Женевское Соглашение 1958 г.), которое в настоящее время изменило название. На сегодняшний день Соглашение называется «О принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний», включающая в себя Правила ЕЭК ООН [2].Россия участвует в этом соглашении с 1987 года.Первая в России система сертификации автомобильной продукции появилась в 1992 году и называлась она «Система сертификации механических транспортных средств и прицепов», включившая в себя совокупность обязательных технических требований к различным категориям автомототранспортных средств и порядок подтверждения соответствия этим требованиям в форме обязательной сертификации. Административный орган системы сертификации выдавал документ «Одобрение типа транспортного средства».В 1996 г. «Система сертификации механических транспортных средств и прицепов» была пересмотрена и, после ее регистрации, получила новое название: «Правила по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов». По сравнению с редакцией системы 1993 г., количество Правил ЕЭК ООН, составляющих нормативную базу сертификации и применяемых при выдаче «Одобрения типа транспортного средства», было увеличено (рис. 1) [3].

Рис.1. Количество Правил ЕЭК ООН, принятых Всемирным форумом по гармонизации требований к автотранспортным средствам и применение их в Российской Федерации26 мая 1999 года принято постановление Госстандарта России №184 о применении Правил ЕЭК ООН в качестве государственных стандартов РФ серии ГОСТ Р 41. Несмотря на то, что эти ГОСТ не были включены в систему сертификации этот этап явился важным подтверждением того, что Россия следует обязательствам по Женевскому Соглашению 1958г.Принятый в 2002 г. Федеральный закон «О техническом регулировании» отменил законы «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации» и заново создал правовой механизм, предусматривающий применение обязательных требований к продукции только через новые нормативноправовые документы технические регламенты.В октябре 2005 года Правительство России утвердило первый специальный технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ». В нем учитывался современный уровень развития отечественной автомобильной промышленности и предусматривался поэтапный переход к соблюдению международных норм в отношении выбросов вредных веществ.В связи с прошедшей административной реформой федеральных органов исполнительной власти, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2006 г. №541 о наделении Ростехрегулирования функциями компетентного административного органа Российской Федерации по Женевскому Соглашению 1958 г. в текст «Правил…» были внесены изменения. Учтены изменения, происшедшие в сфере законодательного регулирования (прекращение действия Федеральных законов «О сертификации продукции и услуг» и «О стандартизации», упразднение Центрального органа системы сертификации в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании»).Проведено уточнение терминологии, позволяющее обеспечить однозначное толкование правил и процедур оценки соответствия, в частности, введены определения:«одобрение типа транспортного средства» ‬соответствующая международной практике форма оценки соответствия типа транспортного средства, а также одноименный документ, оформляемый при положительных результатах оценки соответствия;«выпускаемые в обращение транспортные средства (шасси)» ‬не находившиеся ранее в эксплуатации, изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на срок более, чем шесть месяцев на территорию Российской Федерации транспортные средства (шасси), предназначенные для реализации и последующей эксплуатации. Датой выпуска в обращение транспортного средства (шасси) является дата оформления на него паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства);«шасси» ‬не предназначенное для эксплуатации транспортное средство, не имеющее хотя бы одной составной части из нижеперечисленного: кабина, двигатель, кузов или иное исполнение загрузочного пространства (седельносцепное устройство, крановая установка и т.п.), выпускаемое в обращение с целью дальнейшей достройки. Установлено, что при вступлении в силу новых требований транспортное средство на базе шасси, изготовленном в период действия предыдущего уровня требований, может производиться еще в течение 12 месяцев после вступления в силу новых требований.За период 20032007 гг., в соответствии с законом «О техническом регулировании», в систему сертификации невозможно было вносить изменения, Всемирным форумом по гармонизации требований к автотранспортным средствам РГ29 были приняты более 20ти новых Правил ЕЭК ООН, которые ранее не применялись в России. Поэтому, с целью повышения безопасности при выпуске в обращение новых типов автомобилей в Российской Федерации, с учетом уровня развития национальной экономики, в Изменения был включен ряд новых Правил ЕЭК ООН.В общей сложности, перечень требований для легковых автомобилей расширен с 39 до 49 позиций, автобусов ‬с 38 до 47, грузовых автомобилей ‬с 39 до 46 [3]. 10 сентября 2009 года выходит постановление Правительства Российской Федерации № 720 «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств», которое вступает в действие с 23.09.2010 г. В качестве основы для технического регламента о безопасности колесных транспортных средств были использованы прямые ссылки на 112 Правил ЕЭК ООН. Технический регламент устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств, к процедуре проведения оценки соответствия, контролю за соблюдением требований регламента.10 сентября 2010 года выходит постановление Правительства Российской Федерации № 706 «О внесении изменений в технический регламент о безопасности колесных транспортных средств». В соответствии с новой редакцией в регламент введены новые термины:«выпуск в обращение»‬оформление документа, разрешающего свободное обращение конкретного транспортного средства (шасси) или конкретной партии компонентов на территории Российской Федерации";«двухкомпонентная система нейтрализации отработавших газов»‬система, обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах оксида углерода и углеводородов;«ось отсчета»‬исходная ось, представляющая собой линию пересечения плоскостей, проходящих через оптический центр светового прибора параллельно продольной центральной плоскости транспортного средства и опорной поверхности";«самоходное шасси»‬шасси транспортного средства категории N, оснащенное кабиной и двигателем, которое может быть допущено к участию в дорожном движении с ограничениями";«техническидопустимая максимальная масса»‬установленная изготовителем максимальная масса транспортного средства, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками;«технически допустимая максимальная масса автопоезда»‬установленная изготовителем максимальная суммарная масса тягача и буксируемого им прицепа или прицепов;«технически допустимая максимальная масса, приходящаяся на ось (группу осей)»‬масса, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью (группой осей) на опорную поверхность, обусловленная конструкцией оси (группы осей) и транспортного средства, установленная его изготовителем;«технически допустимая максимальная нагрузка на опорносцепное устройство»‬величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой полуприцепом на тягач через опорносцепное устройство, установленная изготовителем тягача для тягача, а изготовителем полуприцепа для полуприцепа;«технически допустимая максимальная нагрузка на тяговосцепное устройство»‬величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке на сцепное устройство (без учета нагрузки от массы сцепного устройства транспортного средства категорий Mи N), обусловленная конструкцией транспортного средства и (или) сцепного устройства, установленная изготовителем транспортного средства.Из регламента исключены понятия: «максимальная масса, приходящаяся на сцепное устройство»‬величина, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке на сцепное устройство (без учета нагрузки от массы сцепного устройства транспортного средства категорий Mи N), обусловленная конструкцией транспортного средства и (или) сцепного устройства;«осевая масса»‬масса, соответствующая максимально допустимой статической вертикальной нагрузке, передаваемой осью или группой осей на опорную поверхность, обусловленная конструкцией транспортного средства;«полная масса»

масса транспортного средства, обусловленная его конструкцией и заданными характеристиками;«фактор детериорации»‬поправочный коэффициент, характеризующий увеличение содержания выбросов вредных веществ в отработавших газах транспортного средства в зависимости от его пробега.Исключен запрет установки на транспортные средства категории Gконструкций, выступающих вперед относительно линии бампера, соответствующей внешнему контуру проекции транспортного средства на горизонтальную плоскость опорной поверхности, изготавливаемых из стали или других материалов с аналогичными прочностными характеристиками.Введено обязательное оснащение транспортных средствах, включая специальные транспортные средства, категории M, используемые для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.Для транспортных средств категорий M2, М3, N2, N3, осуществляющих коммерческие перевозки пассажиров и грузов, введено обязательное оснащение техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха.Так же введены существенные изменения в приложения к Техническому регламенту.Постановлением Правительства Российской Федерации № 824 от 6 октября 2011г. «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального Закона о полиции» в техническом регламенте слово "милиция" заменено словом "полиция".22 декабря 2012г. выходит Постановление №1375 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации». Этим Постановлением в техническом регламенте вводятся дополнительные требования к транспортным средствам следственных органов Следственного комитета Российской Федерации и информационным надписям и опознавательным знакам автомобилей скорой медицинской помощи.Постановлением Правительства Российской Федерации № 588 от 15 июля 2013г. «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» в техническом регламенте изменены некоторые требования к шинам автомобилей.Шина считается непригодной к эксплуатации при:появлении одного индикатора износа (выступа по дну канавкибеговой дорожки, предназначенного для визуального определения степени его износа, глубина которого соответствует минимально допустимой глубине рисунка протектора шин);остаточной глубине рисунка протектора шин (при отсутствии индикаторов износа) не более:для транспортных средств категорий L‬0,8 мм, для транспортных средств категорий N2, N3, O3, O4‬1 мм, для транспортных средств категорий M1, N1, O1, O2

1,6 мм, для транспортных средств категорий M2, M3

2 мм;глубинерисунка протектора зимних шин, предназначенных для эксплуатации на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии, маркированных знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри нее, а также маркированных знаками «M+S», «M&S», «M S», во времяэксплуатации на указанном покрытии ‬не более 4 мм.6 октября 2007г. Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан подписали Договор о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза. В соответствии с указанным Договором Сторонами 27.11.2009 г. был заключен Договор о таможенном кодексе таможенного союза, предусматривающий отмену с 01.07.2010 г. таможенного оформления товаров во взаимной торговле между Сторонами.В развитие Договора о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза, Стороны подписали ряд Соглашений, среди которых Соглашение о взаимном признании аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствияи Соглашение о проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер [4].Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 30.01.2013) утвержден технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», вступающий в силу с 1 января 2015г. В соответствии спунктом 3 статьи 5Соглашения от 18.11.2010 со дня вступления в силу технического регламента Таможенного союза на территориях стран участников Таможенного союза не применяются соответствующие обязательные требования, установленные законодательствами сторон.Однако, законодательства о техническом регулировании в области транспортных средств странучастниц Таможенного Союза имеют значительные отличия друг от друга. Для проведения согласованной политики в области технического регулирования необходимо разработать и принять соответствующие технические регламенты ЕврАзЭС, устанавливающие обязательные для применения и исполнения Сторонами требования к объектам технического регулирования[4].На основании вышесказанного можно сделать вывод, что система сертификации автотранспортных средств в Российской Федерации постепенно интегрирует в Европейскую систему сертификации и находится в постоянном развитии.

Ссылки на источники1.Сертификация транспортных средств [Электронный ресурс] // Transportall. URL: http://www.transportall.ru/info/perevozki/280/2097.html/(Дата обращения 26.06.14).2.Пугачев С.В., Кисуленко Б.В. Роль Женевского соглашения 1958г. в повышении безопасности автомобильной техники [Электронный ресурс] // Журнал автомобильных инженеров. URL:http://www.aaepress.ru/j0050/art006.htm(Дата обращения 26.06.14).3.Пугачев С.В., Кисуленко Б.В. Новый этап развития российской системы сертификации автотранспортных средств [Электронный ресурс] // Журнал автомобильных инженеров. URL:http://www.aaepress.ru/j0048/art002.htm/(Дата обращения 26.06.14).4.Б.В. Кисуленко, С.А. Аникеев. Нормативноправовое обеспечение комплексной безопасности автомобильной техники в странахчленах таможенного союза. [Электронный ресурс] // Журнал автомобильных инженеров. URL: http://www.aaepress.ru/j0062/art007.htm/(Дата обращения 26.06.14).

Maksim Simonov,Candidate of Engineering Sciences, Associate Professor at the chair of automobile and tractor construction, branch of Moscow State Industrial University in Kirov, KirovDevelopment of the Vehicles Certification System in the Russian FederationAbstract.The authordiscusses the development of theVehicles Certification System in the Russian Federation.Keywords:certification, vehicles, certification system, technical regulation, technical rules of procedure.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»