Перспективы совершенствования преподавания иностранного языка в вузе
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Рожина
В.
А. Перспективы совершенствования преподавания иностранного языка в вузе // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S10. – С.
36–40. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14623.htm.
Аннотация. В статье предложены перспективы совершенствования преподавания иностранного языка в вузе посредством учёта индивидуальных познавательных стилей и обогащения способов познавательной деятельности обучающихся с применением электронных технологий.
Ключевые слова:
познавательные стили, способы познания, индивидуализация и дифференциация обучения, электронный учебник.
Текст статьи
Рожина Вера Анатольевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры гуманитарносоциальных дисциплин, филиал ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» в г.Кирове, г. Кировvarozh5@yandex.ru
Перспективы совершенствования преподавания иностранного языка в вузе
Аннотация. В статье предложены перспективы совершенствования преподавания иностранного языка в вузе посредством учёта индивидуальных познавательных стилей и обогащения способов познавательной деятельности обучающихся с применением электронных технологий.Ключевые слова:познавательные стили, способы познания, индивидуализация и дифференциация обучения,электронный учебник.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современные студенты часто проявляют несерьёзное отношение к учёбе, нежелание много читать и размышлять, что выливается в пропуски занятий, снижение успеваемости и представление преподавателю скачанных или выполненных на заказ учебных работ. Причины этого могут быть самые разнообразные: от лени, неумения рациональнораспределять своё свободное время и выстраивать график совмещения работы с учёбой до конфликтов с однокурсниками и недопонимания значимости образования для формирования личности. Помимо названных, одной из причин низкоэффективной учебнопознавательной деятельности является также несовпадение стилей мышления студента и преподавателя.Большинство преподавателей родилось в советскую эпоху, во времена «самой читающей страны в мире», при обучении по «бумажным» учебникам с преобладанием работы с текстом, словесной подачей информации, что развивало преимущественно абстрактное аналитическое мышление. Новое поколение выросло в эпоху информационной цивилизации, во время культа «изображения и экшн», когда огромные потоки информации и её общедоступность делают бессмысленным «многознание» и вызывают у молодёжи нежелание глубоко вникать в текст, следить за логикой рассуждений, запоминать большие объёмы информации. Более актуальными становятся умения самостоятельно искать и обрабатывать информацию, отсеивать второстепеннуюи недостоверную, генерировать и применять новые идеи. Не случайно глобальными образовательными тенденциями сегодня являются lifelong learning и ориентация на активное освоение способов познавательной деятельности, способность самостоятельно применять методы и средства познания входит в число необходимых общекультурных компетенций в ФГОС ВПО. Традиционные методы стимулирования и средства формирования иноязычной компетенции, опирающиеся на слово, уже не работают, тем более что у студентов технического вуза больше развит невербальный интеллект, но недостаточен уровень языковой подготовки, требуются иные подходы к преподаванию.Известно, что образование невозможно без опоры на индивидуальные психологические ресурсы человека, т.к. каждый человек посвоему воспринимает, перерабатывает и оперирует поступающей к нему информацией [1]. Эта истина не нова, но в практике образования студенты, которые приобретают информацию способом, не совпадающим со стилями преподавателя, учебника или преобладающими стилями студенческой группы, попрежнему испытывают трудности в учёбе.Основа изучения познавательных стилей была заложена в трудах американских психологов в 1950егг., и по сей день данная проблема продолжает оставаться для учёных актуальной. Как за рубежом, так и в России она приобретает новые грани тематической направленности исследований в психологии интеллекта, нейрофизиологии, теории нейролингвистического программирования и педагогике. Наибольшее развитие преподавание на основе стилей познания/учения приобрело в США.Так, доктором Р.Данн (RitaDunn) созданы специальный Центр по изучению стилей учения и преподавания при Университете св.Иоанна (St. John‱sUniversity, NY), образовательный вебсайт и целая международная сеть учебных заведений в США, Австралии, Норвегии,Дании, Швеции, Финляндии, Турции, Сингапуре, на Филиппинах и в др. странах, работающих по технологии стилевого обучения. Разработаны диагностические процедуры и методы работы с обучающимися с учётом их индивидуальносвоеобразных психологических свойств и социальнофизических характеристик учебной ситуации. Сорокалетний опыт исследований и практика работы по методике Р.иК.Данн показывают, что учёба в соответствии с осознаваемыми предпочитаемыми индивидуальными стилями позволяет обучающимся достичь более высоких результатов [2].За полувековую историю экспериментального изучения было выявлено более 50разновидностей познавательных стилей, создано около 20 их классификаций. Наиболее интересной нам показалась теория познавательных стилей отечественного исследователя М.А.Холодной, которая определяет познавательный стиль как «индивидуальносвоеобразный способ изучения реальности» [1]. Она проанализировала исследования американских психологов и выстроила иерархию видов познавательных стилей на различных уровнях стилевого поведения. В соответствии с данной классификацией мы подготовили таблицу, в которой раскрываем виды и характеристики каждого стиля, дополнив её видами деятельности и типами заданий, наиболее комфортными для обучающихся с данным преобладающим стилем. Отметим, что в таблице 1 приведены лишь некоторые стили и соответствующие им виды деятельности, подробнее они рассмотрены в нашем диссертационном исследовании [3]. Характеристика стилей дана по [1; 4], методики диагностирования стилей раскрыты в [1; 3; 4].Таблица 1 Виды и характеристика познавательных стилей человека с предпочитаемыми видами учебной работыВид познавательного стиляНазвание стиляХарактеристика стиляВиды деятельностиСтили кодирования информации Чувственносенсорный и предметнопрактический (кинестетический)Обучающиеся легче осваивают информацию в виде сенсорноэмоциональных впечатлений и предметных действий.инсценировки, озвучивание или создание минифильмов, ситуативное общение;соревнование, деловая игра, пантомима, эксперименты, обучение в движении;просмотр записей реальных диалогов, задания с музыкальным сопровождением, звуками реальных объектов;работа с реальными предметами или в виртуальной предметной среде;компьютерные тесты с виртуальными действиями;Вид познавательного стиляНазвание стиляХарактеристика стиляВиды деятельностиВизуальныйОбучающиеся предпочитают информацию в виде образов.визуализация действий, использование зрительных ассоциаций;работа по зрительным опорам с яркими цветами, запоминающимися образами;построение ментальных карт с рисунками;Знаковословесный стилькодировка в виде знаковработа с текстом, символами;диалоги, интервью, написание субтитров;работа с аудиозаписями;письменные задания и тесты;Стили переработки информации (когнитивные стили) Синтетичность аналитичность Обучающиеся с синтетическим стилем склонны ориентироваться на сходство объектов, определяют последовательность действий, легче вычленяют единый сюжет, умеют систематизировать и компоновать имеющиеся данные.устная работа с опорой на непроизвольную память, спонтанная речь;задания на конструирование и придумывание слов, прогнозирование, сочинение, создание кроссвордов;задания на объединение знаний из разных тем, дисциплин;задания на концентрацию на общем содержании без детализации;выделение главного, интеграция;создание ментальных карт;выполнение тестов с «открытыми вопросами»;работа в группе, выполнение роли лидерапланировщика;чтение без словаря;Обучающиеся с аналитическим стилем склонны выявлять различия, детали объектов.задания, не требующие быстрого темпа работы, с предварительной подготовкой; большое число повторений, акцент на произвольное запоминание;анализ грамматических явлений, ответы на вопросы по тексту, разбор слов, составление таблиц, выявление закономерностей, решение кроссвордов, классификация;поиск ошибок и их исправление,выполнение роли контролёраоценщика при работе в группах,
тесты множественного выбора;самостоятельная работа;работа со словарём;Импульсивность рефлективностьСтуденты с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы и быстро принимают решения, но допускают много ошибок, хуже справляются с заданиями, где не указаны варианты ответов.задания, требующие быстрой реакции, соревнования;«мозговой штурм», ролевые игры;тесты на время;поиск информации;дополнительные задания;внешний контроль деятельности;
Для обучающихся с рефлективным стилем характерно замедленное реагирование, они мало ошибаются в силу тщательного письменные работы и дискуссии;долгосрочные проекты;тесты с неограниченным сроком выполнения;самостоятельная работа и работа в малых группах;обучение других, проверка работы;Вид познавательного стиляНазвание стиляХарактеристика стиляВиды деятельностипредварительного анализа альтернативных объектов и используют консервативные приёмы.протоколирование, ведение ЖЖ, записи в твиттере на изучаемом языке;Конкретный абстрактный концептуальный стильОбучающиеся с конкретным стилем воспринимают информацию в жёсткой пространственновременной привязке к источнику и встраивают её в наглядные, относительно неподвижные схемы.задания с иллюстрациями;задания с реальным жизненным/ профессиональным содержанием;экскурсии на производство;индуктивное изложение материала;деятельность методом проб и ошибок;проекты, инсценировки, работа в виртуальной предметной среде;задания «Приведите примеры», «Выразите своё отношение»;Обучающиеся с абстрактным стилем интерпретируют информацию в соответствии с широкими иерархизированными правилами связывания, включают её в болееобщие понятийные системы.письменные упражнения, набор текста;работа с правилами, формулами, схемами и письменным инструктажем, составление ментальных карт;тесты с выбором;написание критических эссе;отделение существенной информации от второстепенной, этимологический и грамматический анализ;Стили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили) Эмпирический стильориентация на наблюдение и анализ непосредственных впечатленийотчёты об увиденном, проделанном;извлечение информации из реалитишоу;работа в виртуальной среде;видеообщение по Skype, чтение блогов;обучение на примерах, пробах и ошибках;Конструктивнотехнический стильориентация на управление окружающей действительностью и её моделирование в рамках разного рода экспериментовработа по плану, чёткий алгоритмизированный инструктаж, программирование; работа со схемами, рисунками;построение моделей, конструирование;перевод технической документации без словаря (с помощью чертежа или рисунка);эксперименты;тесты с ограниченным числом ответов;Рационалистический стильум, ориентированный на анализ и обобщение, поиск закономерностейпоиск и сортировка информации;перевод научных текстов со словарём;упрощение алгоритмов, обучение других;построение таблиц, ментальных карт, моделей;тесты множественного выбора;Метафорический стильориентация на интуитивное переживание происходящего, использование метафор, символов и рефлексии в качестве средств построения индивидуальной картины мирапрогнозирование, гипотезы;чтение без словаря;описание личных переживаний, убеждений;комбинирование отдалённых областей знаний;тесты с открытыми вопросами;подведение итогов работы.
Мы поддерживаем точку зрения М.А.Холодной [5], которая полагает, что при обучении необходимо не только учитывать познавательные стили обучающихся, но и создавать условия для расширения репертуара стилевого поведения в максимально возможном диапазоне, освоения всей системы познавательных стилей на различных уровнях, что приведёт к повышению эффективности учебной деятельности. Близкий к данной идее подход с использованием американских методов обучения иностранному языку (далее ИЯ) предлагает Б.Л.Ливер [4]:1)адаптирование информации к когнитивным стилям и доминантному полушарию головного мозга обучающихся при изучении нового материала; 2)расширение количества стратегий стилевого поведения на этапе закрепления с помощью индивидуального инструктажа и работыобучающихся с разным набором когнитивных стилей в малых группах; 3)варьирование стилями при проверке знаний. Практика показала, что при таком подходе развивается умение совмещать стратегии разных стилей и действовать поразному в зависимости от требований ситуации, хотя сохраняется некоторое тяготение к одному из полюсов. В диссертационном исследовании [3] нами была доказана роль формирования индивидуальносвоеобразных способов познавательной деятельности.Разработчики НЛПтехник при обучении ИЯ [6] подчёркивают важность изучения себя, собственных моделей наиболее эффективного учения, умения активизировать свои визуальные, аудиальные и кинестетические способности запоминания, построения собственного маршрутаовладения языком. Решению задачи самопознания и саморегуляции стилевого поведения значительно способствует «психологическое просвещение» обучающихся и предоставление свободы выбора способа работы, значение которых исследовано М.Р.Щукиным [7]. Обсуждениесо студентами способов познания, целей и результатов учебной работы, совместная оценка её качества создаёт атмосферу уверенности, свободы и ответственности.Опрос студентов младших курсов филиала МГИУ в г.Кирове показывает, что целевыми иноязычными компетенциями, которые они хотели бы в первую очередь развить в вузе, являются навыки говорения (устной речи) и перевода технических текстов. Из предложенных студентам форм работы на аудиторных занятиях 72% выбрали традиционную коллективную форму, когда преподаватель общается со всей аудиторией, 36% работу в парах и группах, 4% индивидуальную форму. 92%обучающихся предпочитают электронный (особенно мультимедийный) способ получения информации, компактное изложение материала и мобильность познавательной деятельности (возможность быстрого доступа и освоения необходимого материала в любое удобное время и любом месте). Среди видов заданий наиболее предпочитаемыми оказались те, где одна и та же информация представлена разными способами, т.е. в виде слов, образов, предметных действий, аналитически и синтетически, абстрактно и конкретно, а также задания на самопроверку. Самыми эффективными приёмами пополнения лексического запаса и освоения грамматики студенты считают запоминание с помощью зрительных образов и применение полученных знаний в контексте (в игре, конкретной ситуации), лишь 4% находят пользу в многократном устном повторении. Очевидно, наиболее предпочтительными в таком случае являются электронные технологии обучения, однако речь не идёт об отказе от общения преподавателя со студентами или от ценного социального и коммуникативного опыта, который студенты могут приобрести, обучаясь в коллективе. Общение с преподавателем остаётся обязательным для консультирования по целям, способам и последовательности освоения дисциплины, наиболее сложному материалу, для практики иноязычной коммуникации, оказания помощи и коррекции деятельности. Изучение научных публикаций раскрывает многообразие форм и средств электронного обучения: это различные информационнокоммуникационные технологии, применяемые на аудиторных занятиях, виртуальное обучение в искусственной трёхмерной сенсорной среде, образовательные порталы, электронные учебнометодические комплексы, электронные библиотеки, игровые и обучающие компьютерные программы,системы автоматизированного тестирования и т.д. Наблюдается небывалое обилие учебников, курсов, сайтов и программ, мультимедиа продуктов на английском языке, однако выбрать подходящее пособие для определённого профиля обучения попрежнему непросто. В традиционных отечественных учебниках преобладает аналитическое представление материала с механикологическим соединением лексики и грамматики, задания по работе с текстами. Во многих зарубежных пособиях предлагается комиксоподобная диалоговая подача информации, не всегда соответствующая профессиональной направленности вузовского обучения и настрою студентов, с однообразно повторяющимися видами заданий (заполнить пропуски, найти соответствие, выбрать ответ…). Образовательные сайты и электронные программные продукты требуют вложения денежных средств. В ходе анализа учебных пособий было выявлено недостаточное количество заданий, которые при подаче языкового материала учитывают познавательные стили и работают над обогащением способов познавательной деятельности. Адекватным выходом из ситуации может стать разработка собственного электронного интерактивного учебника и/или образовательного сайта с помощью средств Microsoft Office либо бесплатных компьютерных программконструкторов типа eBook Maestro, Learning Content Development System (MLCDS), TurboSite, NVU и др.Предполагаем, что использование электронного учебника при изучении ИЯ позволит:предусмотреть задания для актуализации познавательных стилей обучающихся на всех этапах обучения, в т.ч. при оценке результатов познавательной деятельности; построить обучение в соответствии с этапами познавательной деятельности; включить диагностические опросники для самопознания индивидуальных особенностей, изучения и отработки способов познавательной деятельности; мотивировать студентов на освоение учебного материала; достигнуть тех результатов обучения, которые объективно характеризуют способности обучающихся и качество их учебного труда.Процесс обучения ИЯ с использованием такого электронного учебника необходимостроить на основе субъектнодеятельностного подхода, принципов системности, единства развития субъективных и операциональных возможностей обучающегося, индивидуализации и дифференциации обучения, идеи обогащающего обучения.Таким образом, для совершенствования преподавания в вузе считаем важным: 1) проводить диагностику познавательных стилей студентов и преподавателя;2) осуществлять многосенсорное обучение (обучение в предпочитаемом обучающимся стиле познания), в т.ч. с использованием средств виртуального образовательного пространства [2; 8];3) предоставлять возможность выбора способа восприятия и запоминания материала, формы и приёмов выполнения задания;4) стимулировать осознание обучающимися своих индивидуальных познавательных особенностей (например, с помощью изучения психологии, самодиагностики, записи своих учебных достижений в ЖЖ, твиттере, разработки заданий с учётом разных познавательных стилей для своих однокурсников и т.п.);5) подчёркивать достоинства разных стилей познания, напоминать студентам об их «сильных» сторонах;отводить больше времени самостоятельной работе обучающихся;7) использовать работу групп гомогенного и гетерогенного состава в зависимости от набора индивидуальных познавательных стилей;8) применять коммуникативные методы и ситуативное обучение, задания, приближенные к реальным коммуникативным условиям предстоящей профессиональной деятельности, интерактивные задания, способствующие снятию психологического барьера, выявлять интересы и потребности обучающихся, совместно обсуждать результаты учебной работы и пути повышения её качества, возможные технологии обучения;9) акцентировать внимание не столько на содержании, сколько на способах познавательной деятельности, совершенствовать применение студентами общих логических, межпредметных и общедеятельностных приёмов познания, развивать способность к словарнообразному и предметнословарному «переводу» (перекодированию) информации, обучать использованию способов, несвойственных их индивидуальному стилевому поведению; 10)
работать над развитием рефлексии и саморегуляции;11) оказывать обучающимся индивидуализированную помощь в построении индивидуальносвоеобразных способов познания, продумывать дистанционные способы индивидуального консультирования студентов;12)способствовать самореализации личности в ходе изучения ИЯ, поощрять самообразование студентов.Полагаем, что актуализация познавательных стилей и развитие индивидуальносвоеобразных способов познавательной деятельности студентов с помощью электронных технологий может повысить результативность освоения иностранного языка.
Ссылки на источники1. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учебное пособие. М.: ПЕРСЭ, 2002. 304с.2. A Conversation with Dr. Rita Dunn / KortlandR.Koch, Ball State University // Institute for Learning Styles Journal. Volume 1, Fall 2007. pp.111.3. РожинаВ.А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Рожина Вера Анатольевна. Киров, 2007. 257с.4. ЛиверБ.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Бетти Лу Ливер. М., 2000. 191c.5. ХолоднаяМ.А. Персональный познавательный стиль ученика как основа индивидуализации обучения // Новые ценности образования. Индивидуальность в образовании / гл.ред. Н.Крылова. М.: НПО «Школа самоопределения», 2004. Вып.2(17). С.8188.6. РожинаВ.А. Использование приемов нейролингвистического программирования в преподавании иностранного языка // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных, экономических и технических наук: материалы межвуз. научнопракт. конф. КРФ МГИУ. Вып.3. Киров: КРФ МГИУ, 2009. С.39.7. ЩукинМ.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: дис. … докт. психол. наук: 19.00.01 / Щукин Марат Родионович. Пермь, 1994. 330с.8. KotryakhovN.V., RozhinaV.A. The forming of students‱ individual style of cognitive activity and opportunities of virtual education) // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference. Publishing House “Science and Innovation Center”. International Journal of Advanced Studies, 2012, USA. Vol.2. pp.8489.
Vera Rozhina,Сandidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chairof the humanities and social disciplines, branch of Moscow State Industrial University in Kirov, Kirovvarozh5@yandex.ruProspects of improving foreign language teaching in a higher educational institution Abstract. The author proposes the prospects of improving foreign language teaching by means of considering individual cognitive styles and enriching ways of cognitive activity of students using electronic technologies.
Keywords:cognitive styles, learning styles, modes of cognition, individualization and differentiation of teaching, ebook.
Рекомендовано к публикации:ГоревымП.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Перспективы совершенствования преподавания иностранного языка в вузе
Аннотация. В статье предложены перспективы совершенствования преподавания иностранного языка в вузе посредством учёта индивидуальных познавательных стилей и обогащения способов познавательной деятельности обучающихся с применением электронных технологий.Ключевые слова:познавательные стили, способы познания, индивидуализация и дифференциация обучения,электронный учебник.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современные студенты часто проявляют несерьёзное отношение к учёбе, нежелание много читать и размышлять, что выливается в пропуски занятий, снижение успеваемости и представление преподавателю скачанных или выполненных на заказ учебных работ. Причины этого могут быть самые разнообразные: от лени, неумения рациональнораспределять своё свободное время и выстраивать график совмещения работы с учёбой до конфликтов с однокурсниками и недопонимания значимости образования для формирования личности. Помимо названных, одной из причин низкоэффективной учебнопознавательной деятельности является также несовпадение стилей мышления студента и преподавателя.Большинство преподавателей родилось в советскую эпоху, во времена «самой читающей страны в мире», при обучении по «бумажным» учебникам с преобладанием работы с текстом, словесной подачей информации, что развивало преимущественно абстрактное аналитическое мышление. Новое поколение выросло в эпоху информационной цивилизации, во время культа «изображения и экшн», когда огромные потоки информации и её общедоступность делают бессмысленным «многознание» и вызывают у молодёжи нежелание глубоко вникать в текст, следить за логикой рассуждений, запоминать большие объёмы информации. Более актуальными становятся умения самостоятельно искать и обрабатывать информацию, отсеивать второстепеннуюи недостоверную, генерировать и применять новые идеи. Не случайно глобальными образовательными тенденциями сегодня являются lifelong learning и ориентация на активное освоение способов познавательной деятельности, способность самостоятельно применять методы и средства познания входит в число необходимых общекультурных компетенций в ФГОС ВПО. Традиционные методы стимулирования и средства формирования иноязычной компетенции, опирающиеся на слово, уже не работают, тем более что у студентов технического вуза больше развит невербальный интеллект, но недостаточен уровень языковой подготовки, требуются иные подходы к преподаванию.Известно, что образование невозможно без опоры на индивидуальные психологические ресурсы человека, т.к. каждый человек посвоему воспринимает, перерабатывает и оперирует поступающей к нему информацией [1]. Эта истина не нова, но в практике образования студенты, которые приобретают информацию способом, не совпадающим со стилями преподавателя, учебника или преобладающими стилями студенческой группы, попрежнему испытывают трудности в учёбе.Основа изучения познавательных стилей была заложена в трудах американских психологов в 1950егг., и по сей день данная проблема продолжает оставаться для учёных актуальной. Как за рубежом, так и в России она приобретает новые грани тематической направленности исследований в психологии интеллекта, нейрофизиологии, теории нейролингвистического программирования и педагогике. Наибольшее развитие преподавание на основе стилей познания/учения приобрело в США.Так, доктором Р.Данн (RitaDunn) созданы специальный Центр по изучению стилей учения и преподавания при Университете св.Иоанна (St. John‱sUniversity, NY), образовательный вебсайт и целая международная сеть учебных заведений в США, Австралии, Норвегии,Дании, Швеции, Финляндии, Турции, Сингапуре, на Филиппинах и в др. странах, работающих по технологии стилевого обучения. Разработаны диагностические процедуры и методы работы с обучающимися с учётом их индивидуальносвоеобразных психологических свойств и социальнофизических характеристик учебной ситуации. Сорокалетний опыт исследований и практика работы по методике Р.иК.Данн показывают, что учёба в соответствии с осознаваемыми предпочитаемыми индивидуальными стилями позволяет обучающимся достичь более высоких результатов [2].За полувековую историю экспериментального изучения было выявлено более 50разновидностей познавательных стилей, создано около 20 их классификаций. Наиболее интересной нам показалась теория познавательных стилей отечественного исследователя М.А.Холодной, которая определяет познавательный стиль как «индивидуальносвоеобразный способ изучения реальности» [1]. Она проанализировала исследования американских психологов и выстроила иерархию видов познавательных стилей на различных уровнях стилевого поведения. В соответствии с данной классификацией мы подготовили таблицу, в которой раскрываем виды и характеристики каждого стиля, дополнив её видами деятельности и типами заданий, наиболее комфортными для обучающихся с данным преобладающим стилем. Отметим, что в таблице 1 приведены лишь некоторые стили и соответствующие им виды деятельности, подробнее они рассмотрены в нашем диссертационном исследовании [3]. Характеристика стилей дана по [1; 4], методики диагностирования стилей раскрыты в [1; 3; 4].Таблица 1 Виды и характеристика познавательных стилей человека с предпочитаемыми видами учебной работыВид познавательного стиляНазвание стиляХарактеристика стиляВиды деятельностиСтили кодирования информации Чувственносенсорный и предметнопрактический (кинестетический)Обучающиеся легче осваивают информацию в виде сенсорноэмоциональных впечатлений и предметных действий.инсценировки, озвучивание или создание минифильмов, ситуативное общение;соревнование, деловая игра, пантомима, эксперименты, обучение в движении;просмотр записей реальных диалогов, задания с музыкальным сопровождением, звуками реальных объектов;работа с реальными предметами или в виртуальной предметной среде;компьютерные тесты с виртуальными действиями;Вид познавательного стиляНазвание стиляХарактеристика стиляВиды деятельностиВизуальныйОбучающиеся предпочитают информацию в виде образов.визуализация действий, использование зрительных ассоциаций;работа по зрительным опорам с яркими цветами, запоминающимися образами;построение ментальных карт с рисунками;Знаковословесный стилькодировка в виде знаковработа с текстом, символами;диалоги, интервью, написание субтитров;работа с аудиозаписями;письменные задания и тесты;Стили переработки информации (когнитивные стили) Синтетичность аналитичность Обучающиеся с синтетическим стилем склонны ориентироваться на сходство объектов, определяют последовательность действий, легче вычленяют единый сюжет, умеют систематизировать и компоновать имеющиеся данные.устная работа с опорой на непроизвольную память, спонтанная речь;задания на конструирование и придумывание слов, прогнозирование, сочинение, создание кроссвордов;задания на объединение знаний из разных тем, дисциплин;задания на концентрацию на общем содержании без детализации;выделение главного, интеграция;создание ментальных карт;выполнение тестов с «открытыми вопросами»;работа в группе, выполнение роли лидерапланировщика;чтение без словаря;Обучающиеся с аналитическим стилем склонны выявлять различия, детали объектов.задания, не требующие быстрого темпа работы, с предварительной подготовкой; большое число повторений, акцент на произвольное запоминание;анализ грамматических явлений, ответы на вопросы по тексту, разбор слов, составление таблиц, выявление закономерностей, решение кроссвордов, классификация;поиск ошибок и их исправление,выполнение роли контролёраоценщика при работе в группах,
тесты множественного выбора;самостоятельная работа;работа со словарём;Импульсивность рефлективностьСтуденты с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы и быстро принимают решения, но допускают много ошибок, хуже справляются с заданиями, где не указаны варианты ответов.задания, требующие быстрой реакции, соревнования;«мозговой штурм», ролевые игры;тесты на время;поиск информации;дополнительные задания;внешний контроль деятельности;
Для обучающихся с рефлективным стилем характерно замедленное реагирование, они мало ошибаются в силу тщательного письменные работы и дискуссии;долгосрочные проекты;тесты с неограниченным сроком выполнения;самостоятельная работа и работа в малых группах;обучение других, проверка работы;Вид познавательного стиляНазвание стиляХарактеристика стиляВиды деятельностипредварительного анализа альтернативных объектов и используют консервативные приёмы.протоколирование, ведение ЖЖ, записи в твиттере на изучаемом языке;Конкретный абстрактный концептуальный стильОбучающиеся с конкретным стилем воспринимают информацию в жёсткой пространственновременной привязке к источнику и встраивают её в наглядные, относительно неподвижные схемы.задания с иллюстрациями;задания с реальным жизненным/ профессиональным содержанием;экскурсии на производство;индуктивное изложение материала;деятельность методом проб и ошибок;проекты, инсценировки, работа в виртуальной предметной среде;задания «Приведите примеры», «Выразите своё отношение»;Обучающиеся с абстрактным стилем интерпретируют информацию в соответствии с широкими иерархизированными правилами связывания, включают её в болееобщие понятийные системы.письменные упражнения, набор текста;работа с правилами, формулами, схемами и письменным инструктажем, составление ментальных карт;тесты с выбором;написание критических эссе;отделение существенной информации от второстепенной, этимологический и грамматический анализ;Стили познавательного отношения к миру (эпистемологические стили) Эмпирический стильориентация на наблюдение и анализ непосредственных впечатленийотчёты об увиденном, проделанном;извлечение информации из реалитишоу;работа в виртуальной среде;видеообщение по Skype, чтение блогов;обучение на примерах, пробах и ошибках;Конструктивнотехнический стильориентация на управление окружающей действительностью и её моделирование в рамках разного рода экспериментовработа по плану, чёткий алгоритмизированный инструктаж, программирование; работа со схемами, рисунками;построение моделей, конструирование;перевод технической документации без словаря (с помощью чертежа или рисунка);эксперименты;тесты с ограниченным числом ответов;Рационалистический стильум, ориентированный на анализ и обобщение, поиск закономерностейпоиск и сортировка информации;перевод научных текстов со словарём;упрощение алгоритмов, обучение других;построение таблиц, ментальных карт, моделей;тесты множественного выбора;Метафорический стильориентация на интуитивное переживание происходящего, использование метафор, символов и рефлексии в качестве средств построения индивидуальной картины мирапрогнозирование, гипотезы;чтение без словаря;описание личных переживаний, убеждений;комбинирование отдалённых областей знаний;тесты с открытыми вопросами;подведение итогов работы.
Мы поддерживаем точку зрения М.А.Холодной [5], которая полагает, что при обучении необходимо не только учитывать познавательные стили обучающихся, но и создавать условия для расширения репертуара стилевого поведения в максимально возможном диапазоне, освоения всей системы познавательных стилей на различных уровнях, что приведёт к повышению эффективности учебной деятельности. Близкий к данной идее подход с использованием американских методов обучения иностранному языку (далее ИЯ) предлагает Б.Л.Ливер [4]:1)адаптирование информации к когнитивным стилям и доминантному полушарию головного мозга обучающихся при изучении нового материала; 2)расширение количества стратегий стилевого поведения на этапе закрепления с помощью индивидуального инструктажа и работыобучающихся с разным набором когнитивных стилей в малых группах; 3)варьирование стилями при проверке знаний. Практика показала, что при таком подходе развивается умение совмещать стратегии разных стилей и действовать поразному в зависимости от требований ситуации, хотя сохраняется некоторое тяготение к одному из полюсов. В диссертационном исследовании [3] нами была доказана роль формирования индивидуальносвоеобразных способов познавательной деятельности.Разработчики НЛПтехник при обучении ИЯ [6] подчёркивают важность изучения себя, собственных моделей наиболее эффективного учения, умения активизировать свои визуальные, аудиальные и кинестетические способности запоминания, построения собственного маршрутаовладения языком. Решению задачи самопознания и саморегуляции стилевого поведения значительно способствует «психологическое просвещение» обучающихся и предоставление свободы выбора способа работы, значение которых исследовано М.Р.Щукиным [7]. Обсуждениесо студентами способов познания, целей и результатов учебной работы, совместная оценка её качества создаёт атмосферу уверенности, свободы и ответственности.Опрос студентов младших курсов филиала МГИУ в г.Кирове показывает, что целевыми иноязычными компетенциями, которые они хотели бы в первую очередь развить в вузе, являются навыки говорения (устной речи) и перевода технических текстов. Из предложенных студентам форм работы на аудиторных занятиях 72% выбрали традиционную коллективную форму, когда преподаватель общается со всей аудиторией, 36% работу в парах и группах, 4% индивидуальную форму. 92%обучающихся предпочитают электронный (особенно мультимедийный) способ получения информации, компактное изложение материала и мобильность познавательной деятельности (возможность быстрого доступа и освоения необходимого материала в любое удобное время и любом месте). Среди видов заданий наиболее предпочитаемыми оказались те, где одна и та же информация представлена разными способами, т.е. в виде слов, образов, предметных действий, аналитически и синтетически, абстрактно и конкретно, а также задания на самопроверку. Самыми эффективными приёмами пополнения лексического запаса и освоения грамматики студенты считают запоминание с помощью зрительных образов и применение полученных знаний в контексте (в игре, конкретной ситуации), лишь 4% находят пользу в многократном устном повторении. Очевидно, наиболее предпочтительными в таком случае являются электронные технологии обучения, однако речь не идёт об отказе от общения преподавателя со студентами или от ценного социального и коммуникативного опыта, который студенты могут приобрести, обучаясь в коллективе. Общение с преподавателем остаётся обязательным для консультирования по целям, способам и последовательности освоения дисциплины, наиболее сложному материалу, для практики иноязычной коммуникации, оказания помощи и коррекции деятельности. Изучение научных публикаций раскрывает многообразие форм и средств электронного обучения: это различные информационнокоммуникационные технологии, применяемые на аудиторных занятиях, виртуальное обучение в искусственной трёхмерной сенсорной среде, образовательные порталы, электронные учебнометодические комплексы, электронные библиотеки, игровые и обучающие компьютерные программы,системы автоматизированного тестирования и т.д. Наблюдается небывалое обилие учебников, курсов, сайтов и программ, мультимедиа продуктов на английском языке, однако выбрать подходящее пособие для определённого профиля обучения попрежнему непросто. В традиционных отечественных учебниках преобладает аналитическое представление материала с механикологическим соединением лексики и грамматики, задания по работе с текстами. Во многих зарубежных пособиях предлагается комиксоподобная диалоговая подача информации, не всегда соответствующая профессиональной направленности вузовского обучения и настрою студентов, с однообразно повторяющимися видами заданий (заполнить пропуски, найти соответствие, выбрать ответ…). Образовательные сайты и электронные программные продукты требуют вложения денежных средств. В ходе анализа учебных пособий было выявлено недостаточное количество заданий, которые при подаче языкового материала учитывают познавательные стили и работают над обогащением способов познавательной деятельности. Адекватным выходом из ситуации может стать разработка собственного электронного интерактивного учебника и/или образовательного сайта с помощью средств Microsoft Office либо бесплатных компьютерных программконструкторов типа eBook Maestro, Learning Content Development System (MLCDS), TurboSite, NVU и др.Предполагаем, что использование электронного учебника при изучении ИЯ позволит:предусмотреть задания для актуализации познавательных стилей обучающихся на всех этапах обучения, в т.ч. при оценке результатов познавательной деятельности; построить обучение в соответствии с этапами познавательной деятельности; включить диагностические опросники для самопознания индивидуальных особенностей, изучения и отработки способов познавательной деятельности; мотивировать студентов на освоение учебного материала; достигнуть тех результатов обучения, которые объективно характеризуют способности обучающихся и качество их учебного труда.Процесс обучения ИЯ с использованием такого электронного учебника необходимостроить на основе субъектнодеятельностного подхода, принципов системности, единства развития субъективных и операциональных возможностей обучающегося, индивидуализации и дифференциации обучения, идеи обогащающего обучения.Таким образом, для совершенствования преподавания в вузе считаем важным: 1) проводить диагностику познавательных стилей студентов и преподавателя;2) осуществлять многосенсорное обучение (обучение в предпочитаемом обучающимся стиле познания), в т.ч. с использованием средств виртуального образовательного пространства [2; 8];3) предоставлять возможность выбора способа восприятия и запоминания материала, формы и приёмов выполнения задания;4) стимулировать осознание обучающимися своих индивидуальных познавательных особенностей (например, с помощью изучения психологии, самодиагностики, записи своих учебных достижений в ЖЖ, твиттере, разработки заданий с учётом разных познавательных стилей для своих однокурсников и т.п.);5) подчёркивать достоинства разных стилей познания, напоминать студентам об их «сильных» сторонах;отводить больше времени самостоятельной работе обучающихся;7) использовать работу групп гомогенного и гетерогенного состава в зависимости от набора индивидуальных познавательных стилей;8) применять коммуникативные методы и ситуативное обучение, задания, приближенные к реальным коммуникативным условиям предстоящей профессиональной деятельности, интерактивные задания, способствующие снятию психологического барьера, выявлять интересы и потребности обучающихся, совместно обсуждать результаты учебной работы и пути повышения её качества, возможные технологии обучения;9) акцентировать внимание не столько на содержании, сколько на способах познавательной деятельности, совершенствовать применение студентами общих логических, межпредметных и общедеятельностных приёмов познания, развивать способность к словарнообразному и предметнословарному «переводу» (перекодированию) информации, обучать использованию способов, несвойственных их индивидуальному стилевому поведению; 10)
работать над развитием рефлексии и саморегуляции;11) оказывать обучающимся индивидуализированную помощь в построении индивидуальносвоеобразных способов познания, продумывать дистанционные способы индивидуального консультирования студентов;12)способствовать самореализации личности в ходе изучения ИЯ, поощрять самообразование студентов.Полагаем, что актуализация познавательных стилей и развитие индивидуальносвоеобразных способов познавательной деятельности студентов с помощью электронных технологий может повысить результативность освоения иностранного языка.
Ссылки на источники1. ХолоднаяМ.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: учебное пособие. М.: ПЕРСЭ, 2002. 304с.2. A Conversation with Dr. Rita Dunn / KortlandR.Koch, Ball State University // Institute for Learning Styles Journal. Volume 1, Fall 2007. pp.111.3. РожинаВ.А. Формирование индивидуального стиля познавательной деятельности младших школьников: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Рожина Вера Анатольевна. Киров, 2007. 257с.4. ЛиверБ.Л. Методика индивидуализированного обучения иностранному языку с учетом влияния когнитивных стилей на процесс его усвоения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Бетти Лу Ливер. М., 2000. 191c.5. ХолоднаяМ.А. Персональный познавательный стиль ученика как основа индивидуализации обучения // Новые ценности образования. Индивидуальность в образовании / гл.ред. Н.Крылова. М.: НПО «Школа самоопределения», 2004. Вып.2(17). С.8188.6. РожинаВ.А. Использование приемов нейролингвистического программирования в преподавании иностранного языка // Актуальные проблемы гуманитарных, социальных, экономических и технических наук: материалы межвуз. научнопракт. конф. КРФ МГИУ. Вып.3. Киров: КРФ МГИУ, 2009. С.39.7. ЩукинМ.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: дис. … докт. психол. наук: 19.00.01 / Щукин Марат Родионович. Пермь, 1994. 330с.8. KotryakhovN.V., RozhinaV.A. The forming of students‱ individual style of cognitive activity and opportunities of virtual education) // Applied and Fundamental Studies: Proceedings of the 1st International Academic Conference. Publishing House “Science and Innovation Center”. International Journal of Advanced Studies, 2012, USA. Vol.2. pp.8489.
Vera Rozhina,Сandidate of PedagogicSciences, Associate Professor at the chairof the humanities and social disciplines, branch of Moscow State Industrial University in Kirov, Kirovvarozh5@yandex.ruProspects of improving foreign language teaching in a higher educational institution Abstract. The author proposes the prospects of improving foreign language teaching by means of considering individual cognitive styles and enriching ways of cognitive activity of students using electronic technologies.
Keywords:cognitive styles, learning styles, modes of cognition, individualization and differentiation of teaching, ebook.
Рекомендовано к публикации:ГоревымП.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»