Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филимонова В. Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S10. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14626.htm.
Аннотация. Статья посвящена изучению различных подходов к определению понятия «творческая активность личности». Исследователи, занимавшиеся разработкой этого понятия, условно разделены на четыре группы. Автором предложено своё определение «творческой активности личности».
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Филимонова Вероника Борисовна,кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой гуманитарносоциальных дисциплин филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет», г. Киров, г. Киров2610veronika2610@mail.ru

Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследованиях

Аннотация. Статья посвящена изучению различных подходов к определению понятия «творческая активность личности».Исследователи, занимавшиеся разработкой этого понятия, условно разделены на четыре группы. Автором предложено своё определение «творческой активности личности».Ключевые слова: творческая активность личности, потребность, направленность, деятельность, свойство личности, качество личности.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

К изучению проблемы активности обращались многие известные педагоги: А.Дистервег, Я.А. Коменский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и др. В современной психологопедагогической литературе вопросами общей активности занимались Ю.П. Азаров, В.Ф. Бехтерев, Е.В.Бондаревская, А.В. Зосимовский, Т.Н. Мальковская, В.Л. Хайкин. В исследованиях Н.Д.Левитова, Н.С. Лукина, В.И. Селиванова изучены социальнопсихологические условия формирования волевого аспекта активности. Такое количество работ по проблеме активности создаёт впечатление её серьёзной проработанности. Но, к сожалению, учёными до сих пор не разработана целостная система путей формирования и развития активности учащегося как личности.В исследование проблемы творчества значительный вклад внесли представители разных наук. Философы: Платон, Аристотель, Р. Декарт, А. Бергсон, Н.А. Бердяев, Н.А. Лосский и др. Психологи: Л.С. Выготский, В.Н. Дружинина, А.Н. Леонтьев, Я.А.Пономарев и др. В современной педагогической науке рассмотрены механизмы творческой деятельности учащихся: Б.З. Вульфовым, И.П. Колошиной, Б.И. Коротяевым, И.Я. Лернером, А.П. Тряпициной и др.; технологии творчества Г.С. Альтшуллером, И.П. Волковым, И.П. Ивановым. Феномен творчества более века интересует российских и зарубежных философов, психологов, педагогов. В настоящее время сложилось довольно полное и однозначное его определение и механизмы формирования в деятельности. В работах Т.В. Кудрявцева, А.Н. Лука, А.М. Матюшкина, Я.А. Пономарёва, В.А. Советова раскрыты вопросы творческого мышления, структуры и динамики развития творческой деятельности. Д.Б. Богоявленской, Ф. Кликсом, Г. Нойнером исследованы соотношения рационального и интуитивного мышления в процессе творческой деятельности.

Однако, в науке нет определённости с творческой активностью личности. Несмотря на то, что понятие «творческая активность»применяется в различных сферах человеческой деятельности (социальной, педагогической, научной, производственной и др.), отдельные вопросы, связанные с этим феноменом, изучены не полностью. Так, например, нет однозначного, общепризнанного учёными определения.Педагоговисследователей, занимавшихся разработкой понятия «творческая активность личности»можно условно разделить на четыре группы. Первая группа учёных понимает творческую активность какстремление, потребность, направленностьна:деятельностное разрешение познавательных гипотез (Г.А. Коровкина) [2];внесение элементов новизны в способы выполнения заданий, на применение новых приёмов в решении задач (Г.И. Патяко) [6];перенос знаний и умений в новые ситуации, что проявляется в самостоятельности и способности преобразовывать структуру объекта (Т.М. Смирнова) [5].Здесь выделяется очень важный структурный элемент творческой активности личности –направленностьна внесение элементов новизны в способ выполнения заданияили в продукт труда. Но упускается из вида то, что любая технология или объект могут быть изменены не «просто так», а только лишь с целью их улучшения.Вторая группа исследователей связывает понятие «творческая активность личности»с понятием «деятельность».М.А. Данилов [9] утверждает, что творческая активность –это только лишь живая энергетическая деятельность, направленная на выполнение полученного задания. В этом определении творческий аспект активности не рассматривается вообще.В.П. Строков [9] понимает уже творческую активность как качество деятельностиучащихся в процессе создания субъективно нового продукта, в который они вложили свои знания, умения, навыки в новой для них ситуации и проявили эмоциональное отношение к продукту деятельности. Вопервых, нам думается, что эмоциональное отношение можно проявлять не только к продукту деятельности, но и к самому процессу работы, получая от этого не меньшее удовлетворение. Вовторых, качество деятельности учащихся по созданию субъективно нового продукта, должно быть обусловлено внешней и внутренней готовностью к такой деятельности, а об этом структурном элементе творческой активности личности в определении ничего не говорится.В.В. Штепенко [5] делает “шаг вперёд” в определении интересующего нас понятия, рассматривая творческую активность личности не только как качествоеё деятельности, но и как особое состояние личности, которое характеризуется установкой на поисковые и преобразующие способы деятельности. Однако, исследователь, по нашему мнению, аналогично предыдущему, не полностью характеризует это сложное и многоаспектное качество. Установка на поисковые и преобразующие способы деятельности ещё не означает готовность к такой работе.К третьей группе учёных мы отнесли тех, кто понимает творческую активность как свойство личности.Более раннее определение, данное Б.Х. Пикаловым [7], а именно: «Творческая активность –это высший уровень активности и интегральное свойство личности, которое характеризует отношение к творческой учебнопознавательной деятельность и степень включённости человека в творческий процесс», нам видится более полным чем более позднее определение Е.Н. Яковлевой [14]: «Творческая активность –это совокупность свойств личности, которая обеспечивает её включение в творческий процесс». Но, если у Е.Н. Яковлевой не понятно о совокупности каких свойств идёт речь, то у Б.Х. Пикалова неясно, что понимается под «степенью включённости человека в творческий процесс». Кроме этого исследователи упускают из вида, что творческая активность должна рассматриваться не только как характеристика личности, но и как характеристика её деятельности.Творческую активность как основополагающее интегральное свойство личности, которое проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой готовности включиться в творческую деятельность и осуществлять её наиболее оптимальными способами, направленными на достижение результатов творчества, определяет Е.А. Ходырева [10]. В этом определении отсутствует важная, на наш взгляд, составляющая творческой активности личности –направленность на совершенствование существующих продуктов или создание новых.Четвёртая группа исследователей, рассматривает творческую активность как качество личности.Известные учёные А.Н. Леонтьев [3], И.Я. Лернер [4], Я.А. Пономарёв [8], Г.И.Щукина [12,13], возможно, не ставили задачи дать чёткое определение творческой активности. Они понимали её как высший уровень активности, как качество личности, свидетельствующее об её яркой индивидуальности, процесс развития которой зависит от характера деятельности и возрастных возможностей обучающихся. Г.И. Щукина рассматривает творческую активность как высший уровень познавательной активности учащихся [12,13]. Это утверждение, нанаш взгляд, является не совсем верным. Как познавательную, так и творческую активность объединяет направленность на какой –либо объект. Принципиальная же разница состоит в том, что творческая активностьэтот объект изменяет, преобразует, трансформирует, а познавательная активность сохраняет его в целостности. Е.В. Рогалёва [9] определяет творческую активность как интегральное качество личности, которое характеризуется комплексом эмоциональноволевых, интеллектуальных, характерологическихсвойств, дающихчеловеку возможность творчества в любом виде деятельности. Из определения ясно, что комплекс перечисленных свойств даёт учащимся возможность заниматься творчеством, но в нём не говорится о желании, потребности в этом. Е.В. Рогалёва, как и некоторые другиеисследователи, рассматривая творческую активность как личностное качество, упускает её понимание как характеристику деятельности личности. В определении Г.В. Гавришиной [1] творческая активность как интегральное качество личностисостоит из единства пятивидов активности: биологическая, психологическая, логикогносеологическая, надситуативная и социальная, которым присуща своя специализация и функциональная взаимосвязь. На наш взгляд, в данном тексте отсутствует определение,как таковое, в нём только перечисляются виды активности и говорится, что у каждого своя роль и взаимодействие с другими.Одно из последних определений было дано Л.Н. Шульпиной [11]: «Творческая активность –это устойчивое интегральное качество личности, выражающееся в целенаправленномединстве потребностей, мотивов, интереса и действий, характеризующееся осознанным поиском творческих ситуаций». В данном определении достаточно хорошо представлена направленность на овладение творческой деятельностью, но отсутствует другой структурный элемент творческой активности, выделяемый многими исследователями –готовность к занятиям творчеством.На основе анализа различных подходов к определению понятия «творческая активность личности», можно сделать вывод о том, что у исследователей нет единого мнения по её определению. Одни авторы (Е.В. Рогалёва, Е.А. Ходырева) видят проявление творческой активности в готовности включиться в творческую деятельность, вторые (Г.А. Коровкина, Г.И. Патяко, Т.М. Смирнова, В.В. Штепенко, Л.Н. Шульпина) –в направленностина занятия творчеством. Мы же считаем, что и готовность, и направленность на овладение творческой деятельностью являются существенными структурными элементами творческой активности личности. Исследователи М.А. Данилов, В.П. Строков, В.В. Штепенко связывают определение творческой активности с деятельностью, а другие: Г.В. Гавришина, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Б.Х. Пикалов, Я.А. Пономарёв, Е.В. Рогалёва, Л.Н. Шульпина, Г.И. Щукина, Е.Н. Яковлева понимают её как свойство или качество личности. Понашему мнению, творческая активность может рассматриваться только как качество одновременно присущее и самой личности, и её деятельности. При уточнении определения мы руководствовались тем, что свойство нельзя сформировать, оно изначально присуще любому объекту как его характеристика. Качество же можно формировать и развивать так же,как и творческую активность.Предлагаемое нами определение, звучит следующим образом.Творческая активность –это качество личности, выражающее интенсивность её деятельности по созданию новых или совершенствованию существующих продуктов, содержание и устойчивость которой определяется совокупностью направленности и готовности (внутренней и внешней) к осуществлению такой деятельности.

Ссылки на источники1.ГавришинаГ.В. Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла: Дис. ... канд. пед. наук. Вологда, 2000. 188с. 2.Коровкина Г.А. Развитие творческой активности подростков в процессе учебновоспитательной деятельности центра народного творчества: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 170с. 3.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 4.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. 186с. 5.Назаренкова Г.Н. Игра как средство развития творческой активности подростков: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1994. 225с. 6.Патяко Г.И. Педагогические условия развития творческой активности школьников в процессе групповых форм обучения: Дис. ... канд. пед. наук. М., 1996. 219с. 7.Пикалов Б.Х. Комплексное учебное задание как средство развития творческой активности школьника: Дис. ... канд. пед. наук. Оренбург, 1999. 170с. 8.Пономарёв Я.А. Психология творения. М.: Московский психологосоциальный институт; Воронеж, 1999. 480с. 9.Рогалёва Е.В. Дидактические основы проектных заданий как средство развития творческой активности учащихся 57 классов в образовательной области “Технология”: Дис. ... канд. пед. наук. М.,1999. 189с. 10.Ходырева Е.А. Игровая среда как фактор развития творческой активности младших школьников в обучении: Дис. ... канд. пед. наук. Киров, 1998. 206с. 11.Шульпина Л.Н. Развитие творческой активности детей в процессе дополнительного образования: Дис. ... канд. пед. наук. Б. м., Б. г. 142с. 12.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельностив учебном процессе. М.: Просвещение, 1979. 160с. 13.Щукина Г.И. Актуальные проблемы активизации учебнопознавательной деятельности в свете реформы школы. Л., 1986.14.Яковлева Е.Н. Педагогические возможности теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) в развитии творческой активности учащихся: Дис. ... канд. пед. наук. Спб., 2001. 191с.

Veronica Filimonova,Candidateof PedagogicSciences, head of the chair of the Humanities and Social Disciplines, branch of MoscowState Industrial University in Kirov, Kirov2610veronika2610@mail.ruThe problem of determining thepersonal creative activity in pedagogic researches Abstract. The article is devoted to the study of various approaches to the definition of concept «creative activity of personality». Researchers who explored this concept are arbitrarily divided into four groups. Theauthorsuggestsherowndefinitionofcreative personal activity. Keywords: creative activity of a personality, need, directionality, activities, personalcharacteristics andqualities.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»