Риски в современном обществе и их влияние на систему образования

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шхахутова З. З. Риски в современном обществе и их влияние на систему образования // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S11. – С. 46–50. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14638.htm.
Аннотация. В статье представлен анализ современной ситуации в сфере образования, представлена специфика рисков современного информационного общества и их влияния на подрастающее поколение.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Шхахутова Зарема Зориевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп azimaka@list.ru

Риски в современномобществе и их влияние на систему образования

Аннотация.В статье представлен анализ современной ситуации в сфере образования, представлена специфика рисков современного информационного общества и их влияния на подрастающее поколение.Ключевые слова:образование, модернизация образования, ценностные ориентиры, безопасность, образовательная среда, информационное общество.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Сегодня индустриально развитые страны, а за ними и человечество в целом, переходят в качественно новое состояние, которое немецкий социолог Ульрих Бек назвал «обществом риска» [6]. Риск, по мнению У. Бека, ‬это всеобъемлющая характеристика общества на определенном уровне его развития, которое после индустриального и постиндустриального этапов превращается в «общество риска». Суть «общества риска» состоит в том, что логика производства индустриального общества (накопление и распределение богатства) трансформируется в логику производства массового распространения рисков, порождаемых научнотехническими системами [4]. Риски влияют на все сферы общества, особенно, на систему ценностей; на форму и масштабы коллективного социального действия. Сегодня все вопросы в современном российском обществе, связанные с модернизацией, приобретают особую актуальность. Сам термин «модернизация» разными людьми понимается поразному. В целом, модернизация предполагает комплексное обновление общества.Но, любая модернизация связана с рисками в разных сферах жизни (экономической, политической, социальной, воспитательной, образовательной и т.д.).

Современное общество постепенно становится «информационным обществом» или «обществом риска». Эти две категории определяют его основные признаки и указывают, в каком направлении оно будет развиваться в ближайшие годы. Информационный характер современных технологий (в том числе и образовательных), кризисные явления, которые происходят во всех сферах жизнедеятельности человека, ведут современное общество к «обществу риска». В условиях глобализации и модернизации российского общества и его трансформации к становлению рыночных отношений, отечественное образование столкнулось с новыми вызовами и угрозами. К основным этим вызовам и угрозам можно отнести следующие:нарастание социальных изменений;усиление социального расслоения;демографический спад;несоответствие рынка труда и рынка образовательных услуг;переход к «знаниевому» обществу;быстрое устаревание транслируемого знания;все большее распространение Интернета как глобальной сети;информатизация практически всех сторон жизни и др. [14].Образование, как известно, является одним из четырех базовых системных социальных процессов, наряду с управлением, познанием и производством. Это означает, что общество ‬на любом этапе своего существования и при любых обстоятельствах ‬обязано поддерживать этот процесс [16].Действующая система образования существенно отстает от процессов, происходящих в обществе. Устаревшее и перегруженное содержание сегодняшнего школьного образования, его оторванность от реальных потребностей жизни заставляют многих детей расплачиваться своим здоровьем за необходимость освоения нынешних учебных программ [16].Современная система образования должна научить подрастающее поколение уметь жить, точнее, выживать, в современном «обществе риска». Семья, школа это ведущие институты вхождения человека в общество, именно они формируют сознание подрастающего поколения. Однако сегодня огромную роль в формировании сознания подрастающего человека играют средства массовой коммуникации, видеоигры, Интернет. Средства массовой информации, в том числе и Интернет, можно назвать институтом «неформального образования».В настоящее время почти 90% молодежи используют Интернет и различные Интернеттехнологии. Причем, не только в образовательных целях, но и в развлекательных. Подрастающее поколение имеет доступ к беспрецедентному количеству и, что немаловажно ‬качеству СМИ, размещенных в сети Интернет. Анализ данной проблемы позволил исследователям сделать заключение о том, что Интернет используется в основном следующим образом:видеоигры (знакомство детей дошкольного возраста с Интернетом начинается чаще всего именно с видеоигр);общее компьютерное использование.Видеоигра ‬одна из современных коммуникационных технологий современности. Видеоигры могут нести как положительные, так и отрицательные аспекты. Некоторые игры способствуют развитию внимания, интеллекта (интеллектуальных способностей), многие дети дошкольного возраста обучаются счету, учат алфавит, решают различные логические задачи с помощью специальных заданий, построенных в игровой форме. Но, большинство самых популярных и распространенных игр ‬это игры, где дерутся, воюют, убивают, и где конечная цель ‬оказаться победителем любой ценой. Это ведет не только к жестокости, агрессии, эти игры отдаляют родителей и детей друг от друга. Родителям проще оставить ребенка «наедине» с компьютером, планшетом, чем поиграть вместе с ребенком, прочитать книжку, вместе порисовать…Современные информационные технологии оказывают серьезное влияние на формирование подрастающего поколения, в частности, на его знание, поведение и модели поведения. Необходимость модернизации образования обусловливается также задачей преодоления отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития. В качестве таковых в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года» названы следующие:ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического и социального выбора, что вызывает необходимость повышения уровня готовности граждан к такому выбору;переходк постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности;возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности;возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 7080% национального богатства, что, в свою очередь, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования как молодежи, так и взрослого населения [11]. В Российском обществе наблюдается повышение психической напряженности, на фоне которой происходит ломка ранее устойчивых социальных установок и сложившихся стереотипов поведения, вызывающих ощущение неустойчивости окружающего мира и сопровождающихся внутренней психической напряженностью и отрицательными эмоциональными переживаниями. Человек чувствует свою социальную незащищенность, неуверенность в собственном будущем. Зачастую возникает угроза безопасности существования как личности. В этом свете, можно сказать, что потребность в безопасности становится доминирующей в условиях социальной дезорганизации, радикальных общественных изменений, разрушающих привычные стереотипы поведения и сложившийся образ жизни [Кабаченко Т. С. Психология управления: Уч. пос. М.: 2000]. В результате повышающейся потребности в безопасности актуализируется поиск социальных институтов, которые позволили бы удовлетворять человеку потребность, вернуть ему чувство связанности с другими, избавиться от ощущения ничтожности и незащищенности перед окружающим миром. В первую очередь это институты семьи, образовательного пространства (школы, ВУЗа), пространство трудовых отношений.По данных многих отечественных и зарубежных авторов (И.А.Баева, Г.В. Грачев, Э. Эриксон R.Johnson, M. Lipsey, H.M. Walker, B.J. Wise), психологическая защищенность детей выступает условием обеспечения адаптации, развития социальной компетентности и формирования в ребенке ориентации на позитивные отношения в социуме (стремление быть как все и со всеми), ожидания социального принятия, поддержки, развития чувства личности и внутренней позиции по отношению к самому себе (стремление к уникальности). При этом важными параметрами формирования психологической безопасности будут выступать:значимые привязанности, связываемые с умением выстраивать эмоциональноблизкие отношения; состояние адаптированности (успешной адаптации), которое связывают с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности, отсутствием дистресса, что интегрально означает переживание чувства психологической защищенности; коммуникативная компетентность, как способность к выстраиванию эффективного общения, легкость в контактах; внутренняя установка, связанная с готовностью действовать определенным образом, личностная позиция; реальная безопасность окружающей среды [3; 3].Именно защищенность является важным условием развития ребенка. Возникая с момента рождения, она приводят к формированию привязанности, чувству глубокого доверия, которое Э. Эриксон рассматривал в качестве фундаментальной психологической предпосылки всей жизни [13]. Это чувство формируется на основе опыта первого года жизни ребенка и превращается в установку, определяющую его отношение к себе и миру. Под доверием подразумевается доверие к самому себе и чувство неизменной расположенности к себе других людей. Ненадежность, несостоятельность матери, отвержение ею ребенка являются причиной первого серьезного кризиса детского развития. Следствием этого является уже не просто недоверие, а появление установки страха, подозрительности, опасений за свое благополучие; здесь формируется чувство незащищенности. Такая установка, распространяясь как на весь мир, так и на отдельных людей, будет проявляться во всей полноте на поздних стадиях психического и личностного развития. Именно через призму незащищенности и ожидание опасности в дальнейшем будут и оцениваться, и восприниматься все жизненные события.Особенность современного общества‬«невидимость»рисков.Многие из современных технологических рисковнемогутбытьвосприняты органамичувствчеловекаибыть подвергнутыматематическойкалькуляции.Инымисловами,опасная реальностьскрытаотвосприятия. Еслииндустриальноеобщество отличалось «культурой видимости» и факторы стратификации (богатство, власть, престиж) были очевидны, то в обществерискаподобнаяочевидностьисчезает.Невидимыериски играютсущественнуюрольвсоциальномсмысле.Недоступныеобыденному знанию риски подпитывают иллюзию отсутствия опасности.Другая особенность ‬это глобализациярисков.Онипреодолеваютграницы государств и получают глобальноезначение.Универсальные для всех обществ опасности сопровождаютпостиндустриальноепроизводство, в какой бы стране оно не находилось.Техногенныекатастрофыипромышленныеаварииотражаются на состоянии экологической среды не только данной страны, но и соседних стран. Последствия подобных катастроф сказываются в экономической сфере, как правило, двояким образом: катастрофа уменьшает ресурсыстраныиперетягиваетих значительный объем на ликвидацию последствий.Риски,порождаемыесовременноймодернизацией,отличаютсяот рисков предшествовавших эпох тем, что они:вопервых,невоспринимаемы органами чувств человека и осмысливаются только через знание; центр осознания их находится не в настоящем, а в будущем;вовторых, не ограничены во времени и пространстве;втретьих,некомпенсируемы(сокращениепродолжительности жизни и др.);вчетвертых, не имеют конкретного виновника: в современном обществекаждыйявляетсяпричинойиследствиемвозникновениярисков («рискиколлективнойбезответственности»).Иещеодно обстоятельство:рискивобществе распределяются обратно схеме распределения богатств: обеспеченные людимогут«купить»себебезопасность от рисков, тогда как в низших слояхматериальнаянуждазаставляет пренебрегатьими. Именно так создаются новые общности, ценностнойосновойкоторыхстановится отношение к безопасности: с одной стороны, это те, кто извлекает из рисков выгоду, с другой, ‬те, кто ему подвержен; или те, кто обладает знаниями о риске, или те, кто ими не обладает.Осмысление предельных оснований бытия, природы социума и человека, их взаимоотношений помогут устранить имеющиеся риски и предотвратить потенциально негативные. Важная роль в этом процессе принадлежит образованию. Оно, с одной стороны, обеспечивает грамотность населения в области знаний о рисках и вопросов безопасности, а с другой стороны образование поможет повысить профессионализм людей, работающих в области управления рисками.Как отмечено выше, риски осмысливаются через знание. Однако осознание их чаще всего не приводит к принятию адекватных мер по устранению опасностей. Из этого следует, что «чрезвычайное положение грозит стать нормой жизни» общества риска. То есть, существующую социальнуюреальностьдопустимо интерпретироватькакпроизводство рисков,причемпроизводстволегитимное,осуществляемоевовсех сферах жизни общества.Измененияв«обществериска» носят всеобщий характер и затрагиваютсамыеразныесферыжизнедеятельностичеловека:семью, образование, труд, науку и т. д.Истоки взглядов на образование, как одну из ведущих социальных деятельностей, формообразующих историкоэволюционный процесс, наряду с другими институтами социализации (семья, СМИ, религия), восходят к идеям научной школы культурнодеятельностной психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и А.Р. Лурия, а также к такому близкому по духу этой школе постмодернистскому направлению методологии, как социальный конструкционизм. Наиболее ёмко парадигма социального конструкционизма представлена в работахП. Бергера, Т. Лукмана«Социальное конструирование реальности» [5] и К. Джержена «Социальный конструкционизм: знание и практика» [8].Педагогическая наука должна взять на себя смелость исследовать негативные тенденции в образовании, обнажающие бедственное материальное положение образовательных учреждений, социальное бесправие и нищету участниковобразовательного процесса. В социальных науках еще не получил оценки феномен патриотизма рядового учителя, продолжающего вопреки невероятным трудностям «сеять разумное, доброе, вечное». Освоение новой реальности меняет структуру внутреннего мира человека,вырабатывает новые отношения в системе образования и профессиональной деятельности. Реформирование образования ‬это переход к новому мышлению, основанному на новом видении мира. Поэтому главной задачей здесь становится не простое удовлетворение интересов личности, а формирование у человека, как существа биосоциального, новых потребностей, новых образовательных запросов. При этом личность придает направленность развитию социума, а общество стремится удовлетворить интересы государства гаранта прав личности. Недостаточно осознаны глубинные ресурсы гуманитаризации образования, скрытые в перспективах его реформирования. Глобальная коммуникация современного общества, характер отношений между участниками образовательного процесса вызывают потребность в особой,культурологической направленности образовательного процесса. Следовательно, необходимо придание нового смысла процессу гуманитаризации за счет преодоления разобщенности естественнонаучного и гуманитарного образования [16].С учётом всей картины образования, представленной выше, можно отметить, что в общественном сознании сложились определённые представления об ориентирах модернизации российского образования. Вопервых, применительно к российскому образованию должна быть намечена отчётливая социальная окрашенность представлений. Вовторых, безусловным приоритетом для российской системы образования должно стать соответствие собственным условиям, потребностям и традициям. Наконец, третье, ‬общественность должна сформулировать требования стратегического характера. Наиболее принципиальные положения из них ориентированы не на частные, групповые, корпоративные, а на общенациональные интересы и интерпретацию образования в рамках парадигмы «общего дела» [16].Отсюда можно сделать вывод, что даже небольшой обзор состояния образования в современной России вскрывает проблемы, которые необходимо решить в процессе модернизации средней и высшей школы в ближайшие годы. Очевидно, что при всякой модернизации образования возникает несколько дополнительных проблем, связанных с рисками в современном обществе. Первая их них: сохранить то положительное, что имеется в существующей системе. Вторая, ‬если чтото полезное для общества было утрачено в образовании за предыдущие годы, то это необходимо восстановить. Третья проблема и, пожалуй, основная: привести систему образования в соответствие с запросами общества [16].

Ссылки на источники1.Андреев А.Л. Общество и образование: социокультурный профиль России // Педагогика. 2002. № 6. С. 20 ‬29.2.Андронникова О.О. психологическая безопасность образовательной среды ВУЗа. http://www.obpazovanie9.ru/articles/338psybezopasnostjvuza.htm.3.АсмоловА.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодоления кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 66.4.Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. ‬СанктПетербург, 2002. ‬271 с.

5.Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну /Пер. с нем. ‬М.: ПрогрессТрадиция, 2000. ‬384 с.6.Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. ‬М.: «Медиум», 1995. ‬323 с.7.БехманГ. Современное общество как общество риска // Вопросы философии. 2007. № 3. С. 2646.8.Государственная программа РФ «Развитие Образования» на 2013 ‬2020 годы. ‬http://www.docme.ru/doc/90288/programmaobrazovaniyarossii20132020.9.Джерджен К. Социальный конструкционизм: знание и практика. ‬Минск: БГУ, 2003. ‬229 с.10.Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. ‬2е изд., испр. и доп. ‬М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. ‬240 с.11.Кабаченко Т.С. Психология управления. Уч. пособие. ‬М., 2000.12.Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года. ‬http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_02/393.html.13.Кузьменко, Н.Е. О модернизации образования в России / Н.Е. Кузьменко, В.В. Лунин, О.Н. Рыжова // Педагогика. ‬2005. № 3. ‬С. 107 ‬116.14.Маслоу А. Мотивация и личность. ‬СанктПетербург, 2001. ‬478 с.15.Сорокина Н.Д. Управление рисками в условиях модернизации профессионального образования. http://www.ssarss.ru/files/File/upravrisk.pdf16.Шхахутова З. З., Ситкова А. В. Негативное воздействие средств массовой информации на развитие и воспитание дошкольников // Концепт. ‬2014. ‬№ 05 (май). ‬ART 14133.‬URL: http://ekoncept.ru/2014/14133.htm. ‬Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ‬ISSN 2304120X.17.Шхахутова З. З. Современное состояние образования // Концепт. ‬2012. ‬№9 (Сентябрь). ‬ART 12119.‬URL: http://ekoncept.ru/2012/12119.htm. ‬Гос. рег. Эл No ФС 7749965. ‬ISSN 2304120X.

Zarema Shkhakhutova,Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogics and pedagogical techniques, Adyghe State University, Maykop azimaka@list.ruRisks in today's society and their influence on the educationalsystem

Abstract.The author presents theanalysis of the current situation in the field of education, the specificity of the risks of the modern information society and their influence on the younger generation.Keywords:education, modernization of education, value orientations, safety, educational environment, information society.

Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»