Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Шхахутова
З.
З.,
Рубилкина
Р.
А. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № 10 (октябрь). – С.
141–145. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14289.htm.
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы. В настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника как фундаменте для становления личности гражданина. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в их правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп.
Ключевые слова:
образование, образовательная среда, ценностные ориентиры, информационное общество, толерантность, этническая толерантность, этнокультурное образование, поликультурное пространство, этничность, этническое самосознание, толерантное сознание
Похожие статьи
- Риски в современном обществе и их влияние на систему образования
- Влияние учебной и внеучебной деятельности на развитие творческой индивидуальности обучающегося
- Концептуальные идеи и модель формирования творческой индивидуальности студента (будущего педагога)
- Система ценностей при воспитании школьников в современной школе
- Современное состояние образования
Текст статьи
Шхахутова Зарема Зориевна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и педагогических технологий ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет», г. Майкопazimaka@list.ru
Рубилкина Раиса Алексеевна,студентка IIкурса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»,г. Майкоп
Формирование этнической толерантности в поликультурномпространстве начальной школы
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы. В настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьникакак фундаменте для становления личности гражданина. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей вих правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп.
Ключевые слова:толерантность, толерантное сознание, этничность, этническая толерантность, поликультурное пространство, образование, этнокультурное образование, этническое самосознание, ценностные ориентиры, образовательная среда, информационное общество.
Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей, по экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру [1]. Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры. Общение в социальной среде и обучение в школе каждой из культур составляет, с одной стороны,его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому проблематолерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по нашему мнению, актуальной и прогрессивной, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.
Необходимо отметить, что толерантность является той культурной составляющей, характеризующей отношения личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе,классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. В этом плане не является исключением и школа. Практически любая школа города или села поликультурна: в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей. Учителя подчас не могут решить проблемы, возникающие изза несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности. Толерантность ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Данная проблема широко рассматривается в современной науке. Философскому аспекту феномена толерантности посвящены труды А.А. Акуловой, Н.А. Золотухиной, М.С. Каган, В.А. Лекторского, К.Г. Гусаевой, Е.В. Магомедовой и др. Общетеоретические положения проблемы формирования толерантности рассмотреныв научных трудах Р.Р. Валитовой, З.Т. Гасанова, М.М. Гасанова, Д.М. Маллаева, И.И. Серовой, С.К. Бондыревой, Л.М. Дробижевой, А.Н. Нюдюрмагомедова и др. В контексте этнокультурного образования, этнопедагогики, этнопсихологии педагогамитеоретикамиB.C. Агеевым, Г.Н. Волковым, А.И. Доронченковым, В.Г. Крысько, О.Д. Мукаевой, А.Б. Панькиным, Г.У.Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, М.Г. Тайчиновым и другими рассматривалась проблематика межэтнического взаимодействия [2].
В последнее время возникли концепции многокультурного образования Г.Д.Дмитриева, поликультурного образования А.Н. Джуринского, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, мультикультурного образования Н.Б. Крыловой, Г.В. Палаткиной, A.B. Шафиковой и др.
Сущность межэтнической толерантности и особенности процесса ее формирования находятся в поле научного внимания В.Е. Козлова, О.В. Лебедевой, Н.В.Мольденгауэр, Т.А. Пичугиной, Ю.М. Политовой, А.Д. Солдатенкова и других ученых.
Психологический аспект данной проблемы раскрывается в трудах А.Г. Асмолова, A.A. Бодалева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и других ученых, которые исследовали общие тенденции и движущие силы возрастного развития личности.
Установление толерантных отношений между участниками образовательного процесса основа и начало воспитательных действий. Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в условиях полиэтничности, многоязычия и поликультурности и полиментальности населения России не может не приобретать характер поликультурного образования. Важным этапом этого образования послужили школа В.С. Библера «Школа диалога культур»,гуманноличностная технология Ш.А. Амонашвили и др. Все исследования, несомненно, представляют большую ценность для педагогики как науки и практики, но проблема изучения процесса формирования этнической толерантности у школьников в младшем школьномвозрасте остается недостаточно изученной. Необходимо целостное осмысление понимания этнической толерантности как качества личности. Также требуют рассмотрения вопросы об оптимальных средствах формирования этнической толерантности у учащихся младшего возраста, условиях эффективности процесса формирования данного личностного качества.
В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности [3].
Вопросы формирования межэтнической толерантности у подрастающего поколения находились в центре внимания многих педагогов. В ихизучение внесли свой вклад Я.А. Коменский, С. Русова, В.А. Сухомлинский и многие другие. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в работахВ.Г. Маралова, В.А. Ситарова, П.М. Паламарчука, О.В. Сухомлинской, Ю.А. Ищенко, В.С. Заслуженюка и др.
Научные исследования и наши наблюдения показывают, что наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у младших школьников.
Младший возрастэто возраст, во многом определяющий будущее ребенка, возраст интенсивного развития всех качеств человека. Главная черта в психологии младших школьниковформирование более высокого уровня самосознания и усиливающейся потребности в самореализации.
Теме воспитания толерантности у школьников и студентов посвященыпубликации A.M. Байбакова, С.Ю. Ивановой, И.В. Круговой, М.А. Перепелицыной, П.Н.Степанова и др. В свою очередь,рост этнического самосознания младших школьников под воздействием окружающей среды часто встречает непонимание со стороны окружающих в силу устоявшихся привычных представлений. Появляется противоречие между желанием, потребностью изучать свое национальное и установкой «быть как все». Неумение школьника управлять своими эмоциями, проявлять сдержанность в критических ситуациях часто приводит к конфликтам;«синдром младших школьников» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к росту национализма, всплеску межнациональной конфликтности [4].
Вопросы межнациональных отношений рассматривались и ранее в педагогической, психологической литературе. В трудах Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, A.C.Макаренко был выдвинут целый ряд положений об интернациональном воспитании подрастающего поколения, которые не утратили своей актуальности и в современных условиях. Решению вопроса о мере соотношения национальной и интернациональной направленности в межличностном и межгрупповом общении, учебновоспитательном процессе посвящены работы А.В. Мудрика, А.А. Сусоколова и др. [5]
Поэтому мы и указываем на необходимость формирования у школьников этнической толерантности как качества личности, что требует разработкицелостного представления о процессе формированияданного качества в поликультурном пространстве начальной школы.
По нашим убеждениям, толерантное сознание школьников формируется в процессе становленияустановки учащегося на культурный выбор, а это связано с возможностью исповедовать свою национальную, народную культуру, признавать право на существование и развитие культуры других народов и этносов.
Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим». В персидском «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [6].
В русском языке существуют два слова со сходным значением:толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используетсяв медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какойлибо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость» более знакомое и привычное, употребляемое в обычной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставить вторую щеку». Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли.
Толерантность это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственного мненияобраз жизни, характер поведения и какието иные особенности других индивидов, это доминанта отказа от агрессии [7]. По мнению С.К.Бондыревой, в самом общем понимании толерантность это отсутствие негативной реакции индивида во всех тех случаях, когда она возможна и ожидаема внешним наблюдателем. Следовательно, в основании толерантности лежит или отсутствие поводовдля негативной реакции, или сдерживание себя индивидом (торможение им своих побуждений).
В отечественной и зарубежной литературе выделяются несколько подходов к построению психологии толерантности (точнее,межличностной толерантности).
1.Толерантность не является механическим результатом действия какихлибо «факторов» (внутренних или внешних) как таковых; подлинная толерантность это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений (экзистенциальногуманистический подход). 2.Психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений» («диверсификационный подход»).
3.В сложной «анатомии» толерантности ее психологической основой и ключевым измерением являются личностное измерение толерантностиценности, смыслы, личностные установки (личностный подход).
4.Среди всех разнообразных видов и форм толерантности для нас основанием общей толерантности человека является межличностная толерантность: толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с другимкак межличностный диалог (диалогический подход).
5.Полноценная толерантность и прежде всего в своей личностной основе не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности это создание условий для развития (фасилитативный подход).
Психологический смысл толерантности наиболее полно отражен в англорусском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям [8].
В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразия признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступаеткак ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступаеткак условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость [9].
Один из путей постижения смысла и границ толерантности анализ форм и проявлений ее противоположности интолерантности,или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Часто это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, иногда просто за то, что он существует. Такую нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорееоб индивидуальном и коллективном «комплексе превосходства», который, начинаясь с неприятия, отторжения и принижения иных форм образа жизни, может привести к различным проявлениям реализации этого комплекса, в том числе и к геноциду. Нетерпимость определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Это путь к господству и уничтожению, отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Нетерпимости ненавистны любые инновации, так как они отвергают или изменяют старые модели. Список форм, симптомов и проявлений интолерантности, к сожалению, разнообразен и велик. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне от обычной невежливости и раздражения до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей [10]. Остановимся на этническом аспекте интолерантности, который в современном мире приобретает все большее значение. Кризис в России показал, что одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, этническим насилием, порождающим потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать «зонами этнической интолерантности».
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность учет интересов всех населяющих Россию народов и культур приобретает в современных условиях, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов [11]. В обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Термин «толерантность» (от лат. “tolerantia”терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [12]. Когда и при каких обстоятельствах появился термин «толерантность»? Сама идея толерантности имеет давнюю историю и восходит к истории философской мысли. Она возникла в глубокой античности как одно из средств решения проблем, связанных с отношением к религиозным меньшинствам. Древнегреческие философы Гераклит, Эпикур, Геродот считали, что войны и их последствия вынудятв конечном счетелюдей жить в мире. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми. Компромиссному решению конфликта между протестантами и католиками способствовал Нантский эдикт, прекративший массовую бойню гугенотов католиками (1572 г.). Уже тогда обращается внимание на правокаждого человека быть иным [13]. К взаимным уступкам, плюрализму, сотрудничеству, толерантности призывали Дж. Локк, Вольтер, Антуан де СентЭкзюпери, А.Маслоу, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др. Выводы из подобных утверждений могут быть сформулированы следующим образом.1.Толерантность актуализируется не во всяких ситуациях, но лишь в таких, которые связаны с наличием антагонизма в межличностных отношениях. Антагонизм как противоречие может быть зафиксирован на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях общающихся личностей. 2.Осознание кемлибо различий между ним (ней) и другим человеком сопровождается: отрицанием их содержания в другом человеке; переживанием неодобрения, отвращения, непринятия; действиями в отношении другого человека, которые могуткак выражаться открыто (например, посредством оскорбления, ухода и т. п.), так и подавляться или вытесняться [14]. Следует подчеркнуть, что при интерпретации термина «толерантность» в различных определениях наиболее часто встречаются противопоставления «свойчужой, другой», «яты». Например, толерантность понимается как терпимость «к чужим мнениям, верованиям, поведению» [15]. Толерантность как этическую ценность связывают с существованием различий в человеческих сообществах и с проблемой уважения различий, а точнее, особенностей. Проблема «своичужие» в социальнопсихологических исследованиях понимается как ядро проблемы социальной идентичности. При этом подчеркивается сложная диалектическая взаимосвязь и зависимость таких понятий, как «Яконцепция», «социальная идентичностъ» и «социальное сравнение», «категоризация» (Дж. Мид, Э. Эриксон, С.Москович, Г.М. Андреева, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, В.Ф. Петренко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и другие). Мы рассматриваем толерантность как динамическое, интегральное нравственное качество личности, характеризующееся уважительным и терпимымотношением к людям другой национальности, религии, к их взглядам, обычаям, привычкам, социальному статусу, их поступкам и действиям, не приносящим вреда психическому и физическому здоровью; способностьнаходить конструктивное решение в спорных и конфликтных ситуациях, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В современной этнопсихологии этническая толерантность трактуется как личностное образование, которое входит в структуру социальных установок. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур. Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социальнокультурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования [16]. Этническая толерантность личности обнаруживается и в определенномсмысле формируется в проблемноконфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Определение сущности процесса этнической толерантности субъектов средствами управляемого межкультурного диалога предполагаетрассмотрение его структуры, представляющей собой целостное образование, которое позволяет определить цели, этапы, содержание, методику формирования данного феномена, проанализировать особенности взаимодеятельности основных компонентов процесса. Этническая толерантность является одним из аспектов толерантности. Рассмотрим понятие «этничность». В определенных случаях термин «этничность» является синонимом «национальности». Однако многие авторы сходятся во мнении, что в аналитических исследованиях понятие «этничность» имеет свои преимущества. Этим понятием (от греческого ethnos «народ») обычно подчеркивается идентичность людей, основанная на общем происхождении и чувстве общинной солидарности.
Этническая толерантностьэто терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. В связи с этим толерантностьне просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторони одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон [17]. Проблемы толерантности имеют не только теоретическое, но и практическое значение, особенно в полиэтническом обществе, каковым является Россия. Российским школам, где совместно обучаются представители разных народов с различной национальной культурой и с разнообразными национальными обычаями, психологическим укладом и менталитетом, свойственен полиэтнический характер, что объясняет значимость проблем,связанных с преодолением некоторых особенностей и сложностей, присущих взаимоотношениям участников образовательного процесса.
Изучение поликультурного пространства начальной школы вызывает необходимость рассмотрения таких феноменов, как поликультурное образование и поликультурное образовательное пространство. Для данной работы были интересны исследования современных отечественных и зарубежных учёных Е. В. Бондаревской, О.В. Гукаленко, З.А. Мальковой, М. Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой, М. Г. Тайчинова, Р.Люсиер, С. Чайклина и других. В Международном педагогическом словаре поликультурное образование рассматривается как «поликультурная образовательная ситуация, когда носитель одной культурной системы вступает в контакт с ценностями другой или других культур, представленных в данном учебном заведении». На наш взгляд в данном определении образование рассматривается синонимично понятию «образовательная ситуация».
Целью поликультурного образования являетсяформирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Под поликультурным образованием также понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.
Поликультурное образованиеэто процесс подготовки индивида к социальной, политической и экономической реальности, в котором используются языковые и культурные ресурсы и развивается интерактивное межкультурное взаимопонимание.
Поликультурная компетентность учителяинтегральная характеристика уровня профессионализма, отражающая способность проводить политику полилингвизма в поликультурном пространстве; система качеств, помогающая ориентироваться в культурных отношениях родной и иноязычных стран, имеющая синтетический характер и включающая в себя множество признаков, обеспечивая достижение цели воспитания человека культуры.
Содержание поликультурного образования должно отражать идеи гуманизма, содержать информацию о самобытности культур народов, демонстрировать то общее, что позволит всем жить в мире, способствовать пониманию взаимозависимости народов в современных условиях. Крайне важно, чтобы наши дети понимали: ценность в том, что мы разные.
Поликультурное образовательное пространство выступает как условие формирование этнической толерантности личности, как условие сохранения разнообразия культур, этносов, религий, исторического права на отличие, непохожесть, знаковость этносов и народов [18]. В нашем исследовании поликультурное пространство начальной школы выступает как среда педагогической поддержки личности учащихся.
Поликультурное пространство начальной школы призвано:
сохранять традиции;
открывать новые культурные перспективы;
ориентировать на разнообразие и открытость в отношении новых культур;
формировать у детей способность принятия разных культур и бережного отношения к ним;
развивать эмпатиюк людям разных национальностей.
Анализидейведущих отечественных и зарубежных педагогов (Л.Л. Супруновой, М.Н. Резника, З.А. Мальковой и др.) позволил нам сделать вывод о том, что поликультурное пространство начальной школы решает следующие задачи:
вхождение, интеграцияличности в национальную и мировую культуру, ееидентификация с другими культурами;
уяснение общего и особенного в традициях, образе жизни разных народов;
формирование толерантных качеств личности, гуманности в отношении инокультуры;
развитиеумений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур;
приобщениеребенка к культуре посредством образования;
общениеи межкультурноевзаимодействиесверстников.
Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он есть, а избирательное отношение к иному этносу и его представителям. Она предполагает: готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, то есть к постижению ментальности этнодругого, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, установку на взаимоуважительный диалог [19].
Воспитание толерантности сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание этнической толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, отличающихся, с одной стороны, высоким уровнем активности, любознательности, с другой ограниченными возможностями, слабо развитой произвольностью поведения, чувством безопасности. Вся система учебновоспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
Итак, теоретический анализ состояния проблемы формирования этнической толерантности у младших школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к нашей проблеме, которые можно взять на вооружение при формировании этнической толерантности у младших школьников.
На наш взгляд, наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеурочная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми. Однако школьная программа представляет широкий диапазон тем, где можно акцентировать внимание на толерантном отношении к другим национальностям.
Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это этические беседы, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия, встречи, изучение других культур.
По нашему убеждению, в настоящее время назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника окак фундаменте для становления личности гражданина. Это может быть обусловлено единством морали и права, которое выражается в том, что они представляют собой разновидности социальныхнорм, то есть имеют нормативную природу; определяют границы поведения; преследуют в конечном счетеодни и те же целиупорядочение и совершенствование общественной жизни; базируются на человеческих взаимоотношениях.
При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.
Шхахутова З. З., Рубилкина Р. А. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы// Концепт. –2014. –№10 (октябрь). –ART14289. –0,8п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14289.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования этнической толерантности повышается:
если сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
осуществляются совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.
Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в ихправах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национальноэтнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации работы с учениками крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.
Ссылки на источники1.Образование в эпоху перемен: сб. науч. тр. Вып.2/ под ред. А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. СПб.: ГНУИОВ РАО, 2006. 143 с.
2.БондыреваС.К., Колесов Д.В.Толерантность (введение в проблему). М.: Издво МПСИ; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2011. 240 с.
3.БолотинаТ.В.,Новикова Т.Г., Смирнов Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. М.:АПК и ПРО, 2007.С. 4.
4.ДжуринскийА.Н. Воспитание в многонациональной школе. М.,2007. 96 с.
5.Болотина Т.В.,Новикова Т.Г., Смирнов Н.К. Указ. соч.6.Там же.С. 7.7.Бондырева С.К., Колесов Д.В. Указ. соч.С. 5.8.Образование в эпоху перемен. 9.НауменкоЛ.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период //Этническая психология и общество. М., 1997. С. 76.
10.Там же.С. 77.11.Там же.12.НестероваН.В. Многообразие подходов к пониманию толерантности //Прикладная психология и психоанализ. 2006. №4. С. 3943.
13.Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К. Указ. соч.14.Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
15.АндрееваГ.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006. 384 с.
16.СобкинB.C.,Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности //Проблемы толерантности в подростковой субкультуре: труды по социологии образования. Т.VIII. Вып.XIII. М: ЦСО РАО, 2003. 256 с.
17.ТалановВ. Образование и культура толерантности //Высшее образование в России. 2001. №3. С. 150152.
18.Психологический словарь/ под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М.: ПедагогикаПресс, 2004. 440 c.
19.Нестерова Н.В. Указ. соч.Шхахутова З. З., Рубилкина Р. А. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы// Концепт. –2014. –№10 (октябрь). –ART14289. –0,8п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14289.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Zarema Shkhakhutova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogyand pedagogical technologies, AdygheState University, Maikopazimaka@list.ruRaisa Rubilkina,
Student of the Departmentof Pedagogy and Psychology,Adyghe State University, MaikopFormation of ethnic tolerance in multicultural area of elementary schoolAbstract.The paperdiscusses the formation of ethnic tolerance in multicultural space of elementary school. Currently, more than ever there is a need to talk about ethnic tolerance of younger schoolboys, as foundation for development of anindividual citizen. Special relevance of tolerance education gets in a multicultural environment where you need to avoid situations inequalities children in their rights and duties. Multilanguagestudent environment often leads to selectivity in communication, national isolation groups.
Keywords:tolerance, tolerance, ethnicity, ethnic tolerance, multicultural space, education, ethnocultural education, ethnic identity, values, educational environment, information society.
References1.Makaren‱, A. A., Surtaev, N. N. & Krivyh, S. V. (ed.) (2006) Obrazovanie v jepohu peremen: sb. nauch. tr., vyp. 2, GNUIOV RAO, St. Peterburg, 143 p. (in Russian).2.Bondyreva, S. K. & Kolesov, D. V. (2011) Tolerantnost' (vvedenie v problemu),Izdvo MPSI, Moscow; Izdvo NPO “MODJeK”, Voronezh, 240 p. (in Russian).3.Bolotina, T. V., Novikova, T. G. & Smirnov, N. K. (2007) Kul'tura mira, prava cheloveka, tolerantnost' i miroljubie,APK i PRO, Moscow, p. 4(in Russian). 4.Dzhurinskij, A. N. (2007) Vospitanie v mnogonacional'noj shkole, Moscow, 96 p.(in Russian).
5.Bolotina, T. V., Novikova, T. G. & Smirnov, N. K. (2007) Op. cit.6.Ibid., p. 7.7.Bondyreva, S. K. & Kolesov, D. V. (2011) Op. cit., p. 5(in Russian).8.Makaren‱, A. A., Surtaev, N. N. & Krivyh, S. V. (ed.) (2006) Op. cit.9.Naumenko,L. I. (1997) “Jetnicheskaja identichnost'. Problemy transformacii v postsovetskij period”, Jetnicheskaja psihologija i obshhestvo,Moscow, p. 76(in Russian). 10.Ibid., p. 77.11.Ibid.12.Nesterova,N. V. (2006) “Mnogoobrazie podhodov k ponimaniju tolerantnosti”, Prikladnaja psihologija i psihoanaliz, № 4, pp. 3943. 13.Bolotina, T. V., Novikova, T. G. & Smirnov, N. K. (2007) Op. cit.14.Soldatova,G. U. (1998) Psihologija mezhjetnicheskoj naprjazhennosti, Smysl, Moscow, 389 p. (in Russian).15.Andreeva,G. M.(2006)Social'naja psihologija, Aspekt Press, Moscow, 384 p. (in Russian).16.Sobkin, B. C. &Vaganova,M. V. (2003) “Politicheskie orientacii podrostkov i problema tolerantnosti”, Problemy tolerantnosti v podrostkovoj subkul'ture: trudy po sociologii obrazovanija, vol. VIII, vyp. XIII, CSO RAO, Moscow, 256 p. (in Russian).17.Talanov,V. (2001) “Obrazovanie i kul'tura tolerantnosti”, Vysshee obrazovanie v Rossii, № 3, pp. 150152(in Russian). 18.Zinchenko, V. P. & Meshherjakov, B. G. (ed.) (2004) Psihologicheskij slovar',PedagogikaPress, Moscow,440 p. (in Russian).19.Nesterova, N. V. (2006) Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Рубилкина Раиса Алексеевна,студентка IIкурса факультета педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Адыгейский государственный университет»,г. Майкоп
Формирование этнической толерантности в поликультурномпространстве начальной школы
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы. В настоящее время как никогда остро назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьникакак фундаменте для становления личности гражданина. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей вих правах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп.
Ключевые слова:толерантность, толерантное сознание, этничность, этническая толерантность, поликультурное пространство, образование, этнокультурное образование, этническое самосознание, ценностные ориентиры, образовательная среда, информационное общество.
Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей, по экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру [1]. Российский ребенок, жизнедеятельность которого с первых месяцев и лет протекает в семье конкретного этноса, воспитывается в рамках одной, преимущественно национальной культуры. Общение в социальной среде и обучение в школе каждой из культур составляет, с одной стороны,его уникальность и индивидуальность, а с другой стороны, поликультурную направленность его личности, ее толерантность. Поэтому проблематолерантного воспитания в условиях поликультурной России является, по нашему мнению, актуальной и прогрессивной, имеющей социокультурную и политическую значимость, поскольку в поликультурных условиях особую важность приобретает задача консолидации общества на основе толерантных ценностей, готовности защиты интересов личности ребенка и общества в целом. Вот почему на одно из центральных мест в России выдвинута идея формирования миротворческой личности, которая связана с формированием толерантности, миролюбия, позитивного и конструктивного решения жизненных проблем.
Необходимо отметить, что толерантность является той культурной составляющей, характеризующей отношения личности, которая проживает в мире и согласии в стране, семье, школе,классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. К сожалению, дух нетерпимости к другой культуре, образу жизни, верованиям, привычкам продолжает существовать в обществе. В этом плане не является исключением и школа. Практически любая школа города или села поликультурна: в детских коллективах воспитываются дети разных национальностей. Учителя подчас не могут решить проблемы, возникающие изза несформированности у детей толерантности или уже сформированной интолерантности. Толерантность ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Данная проблема широко рассматривается в современной науке. Философскому аспекту феномена толерантности посвящены труды А.А. Акуловой, Н.А. Золотухиной, М.С. Каган, В.А. Лекторского, К.Г. Гусаевой, Е.В. Магомедовой и др. Общетеоретические положения проблемы формирования толерантности рассмотреныв научных трудах Р.Р. Валитовой, З.Т. Гасанова, М.М. Гасанова, Д.М. Маллаева, И.И. Серовой, С.К. Бондыревой, Л.М. Дробижевой, А.Н. Нюдюрмагомедова и др. В контексте этнокультурного образования, этнопедагогики, этнопсихологии педагогамитеоретикамиB.C. Агеевым, Г.Н. Волковым, А.И. Доронченковым, В.Г. Крысько, О.Д. Мукаевой, А.Б. Панькиным, Г.У.Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, М.Г. Тайчиновым и другими рассматривалась проблематика межэтнического взаимодействия [2].
В последнее время возникли концепции многокультурного образования Г.Д.Дмитриева, поликультурного образования А.Н. Джуринского, В.В. Макаева, З.А. Мальковой, мультикультурного образования Н.Б. Крыловой, Г.В. Палаткиной, A.B. Шафиковой и др.
Сущность межэтнической толерантности и особенности процесса ее формирования находятся в поле научного внимания В.Е. Козлова, О.В. Лебедевой, Н.В.Мольденгауэр, Т.А. Пичугиной, Ю.М. Политовой, А.Д. Солдатенкова и других ученых.
Психологический аспект данной проблемы раскрывается в трудах А.Г. Асмолова, A.A. Бодалева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, A.B. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и других ученых, которые исследовали общие тенденции и движущие силы возрастного развития личности.
Установление толерантных отношений между участниками образовательного процесса основа и начало воспитательных действий. Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в условиях полиэтничности, многоязычия и поликультурности и полиментальности населения России не может не приобретать характер поликультурного образования. Важным этапом этого образования послужили школа В.С. Библера «Школа диалога культур»,гуманноличностная технология Ш.А. Амонашвили и др. Все исследования, несомненно, представляют большую ценность для педагогики как науки и практики, но проблема изучения процесса формирования этнической толерантности у школьников в младшем школьномвозрасте остается недостаточно изученной. Необходимо целостное осмысление понимания этнической толерантности как качества личности. Также требуют рассмотрения вопросы об оптимальных средствах формирования этнической толерантности у учащихся младшего возраста, условиях эффективности процесса формирования данного личностного качества.
В настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности [3].
Вопросы формирования межэтнической толерантности у подрастающего поколения находились в центре внимания многих педагогов. В ихизучение внесли свой вклад Я.А. Коменский, С. Русова, В.А. Сухомлинский и многие другие. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в работахВ.Г. Маралова, В.А. Ситарова, П.М. Паламарчука, О.В. Сухомлинской, Ю.А. Ищенко, В.С. Заслуженюка и др.
Научные исследования и наши наблюдения показывают, что наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у младших школьников.
Младший возрастэто возраст, во многом определяющий будущее ребенка, возраст интенсивного развития всех качеств человека. Главная черта в психологии младших школьниковформирование более высокого уровня самосознания и усиливающейся потребности в самореализации.
Теме воспитания толерантности у школьников и студентов посвященыпубликации A.M. Байбакова, С.Ю. Ивановой, И.В. Круговой, М.А. Перепелицыной, П.Н.Степанова и др. В свою очередь,рост этнического самосознания младших школьников под воздействием окружающей среды часто встречает непонимание со стороны окружающих в силу устоявшихся привычных представлений. Появляется противоречие между желанием, потребностью изучать свое национальное и установкой «быть как все». Неумение школьника управлять своими эмоциями, проявлять сдержанность в критических ситуациях часто приводит к конфликтам;«синдром младших школьников» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к росту национализма, всплеску межнациональной конфликтности [4].
Вопросы межнациональных отношений рассматривались и ранее в педагогической, психологической литературе. В трудах Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, A.C.Макаренко был выдвинут целый ряд положений об интернациональном воспитании подрастающего поколения, которые не утратили своей актуальности и в современных условиях. Решению вопроса о мере соотношения национальной и интернациональной направленности в межличностном и межгрупповом общении, учебновоспитательном процессе посвящены работы А.В. Мудрика, А.А. Сусоколова и др. [5]
Поэтому мы и указываем на необходимость формирования у школьников этнической толерантности как качества личности, что требует разработкицелостного представления о процессе формированияданного качества в поликультурном пространстве начальной школы.
По нашим убеждениям, толерантное сознание школьников формируется в процессе становленияустановки учащегося на культурный выбор, а это связано с возможностью исповедовать свою национальную, народную культуру, признавать право на существование и развитие культуры других народов и этносов.
Общее содержание понятия толерантности не исключает того, что в разных языках в зависимости от исторического опыта народов оно имеет различные смысловые оттенки. В английском языке толерантность «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», во французском «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов». В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». В арабском толерантность «прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение… расположенность к другим». В персидском «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [6].
В русском языке существуют два слова со сходным значением:толерантность и терпимость. Термин «толерантность» обычно используетсяв медицине и в гуманитарных науках, означая «отсутствие или ослабление реагирования на какойлибо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А слово «терпимость» более знакомое и привычное, употребляемое в обычной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением, способностью «подставить вторую щеку». Толерантные установки, напротив, проявляют себя активной жизненной позицией, предполагающей защиту прав любого человека и отношение к проявлениям нетерпимости как к недопустимым.
Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно наполняется своим особым смыслом, призванным быть единым для любого языка Земли.
Толерантность это способность индивида без возражений и противодействия воспринимать отличающиеся от его собственного мненияобраз жизни, характер поведения и какието иные особенности других индивидов, это доминанта отказа от агрессии [7]. По мнению С.К.Бондыревой, в самом общем понимании толерантность это отсутствие негативной реакции индивида во всех тех случаях, когда она возможна и ожидаема внешним наблюдателем. Следовательно, в основании толерантности лежит или отсутствие поводовдля негативной реакции, или сдерживание себя индивидом (торможение им своих побуждений).
В отечественной и зарубежной литературе выделяются несколько подходов к построению психологии толерантности (точнее,межличностной толерантности).
1.Толерантность не является механическим результатом действия какихлибо «факторов» (внутренних или внешних) как таковых; подлинная толерантность это проявление сознательного, осмысленного и ответственного выбора человека, его собственной позиции и активности по построению определенных отношений (экзистенциальногуманистический подход). 2.Психологическое содержание толерантности не может быть сведено к отдельному свойству, характеристике это сложный, многоаспектный и многокомпонентный феномен, имеющий несколько «базовых измерений» («диверсификационный подход»).
3.В сложной «анатомии» толерантности ее психологической основой и ключевым измерением являются личностное измерение толерантностиценности, смыслы, личностные установки (личностный подход).
4.Среди всех разнообразных видов и форм толерантности для нас основанием общей толерантности человека является межличностная толерантность: толерантность как особый способ взаимоотношения и межличностного взаимодействия, общения с другимкак межличностный диалог (диалогический подход).
5.Полноценная толерантность и прежде всего в своей личностной основе не может быть результатом только внешних воздействий: толерантность не столько формируется, сколько развивается; помощь в становлении толерантности это создание условий для развития (фасилитативный подход).
Психологический смысл толерантности наиболее полно отражен в англорусском психологическом словаре: приобретенная устойчивость; устойчивость к неопределенности; этническая устойчивость; предел устойчивости (выносливости) человека; устойчивость к стрессу; устойчивость к конфликту; устойчивость к поведенческим отклонениям [8].
В этическом плане концепция толерантности исходит из гуманистических течений, в которых подчеркивается непреходящая ценность различных достоинств и добродетелей человека, в том числе достоинств (разнообразия признаков), отличающих одного человека от другого и поддерживающих богатство индивидуальных вариаций единого человеческого вида. Если разнообразие людей, культур и народов выступаеткак ценность и достоинство культуры, то толерантность, представляющая собой норму цивилизованного компромисса между конкурирующими культурами и готовность к принятию иных логик и взглядов, выступаеткак условие сохранения разнообразия, своего рода исторического права на отличность, непохожесть, инаковость [9].
Один из путей постижения смысла и границ толерантности анализ форм и проявлений ее противоположности интолерантности,или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Часто это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, иногда просто за то, что он существует. Такую нетерпимость нельзя путать с юношеской нетерпимостью смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорееоб индивидуальном и коллективном «комплексе превосходства», который, начинаясь с неприятия, отторжения и принижения иных форм образа жизни, может привести к различным проявлениям реализации этого комплекса, в том числе и к геноциду. Нетерпимость определяет предпочтение подавления, а не убеждения. Это путь к господству и уничтожению, отказу в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов. Нетерпимости ненавистны любые инновации, так как они отвергают или изменяют старые модели. Список форм, симптомов и проявлений интолерантности, к сожалению, разнообразен и велик. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне от обычной невежливости и раздражения до этнических чисток и геноцида, умышленного уничтожения людей [10]. Остановимся на этническом аспекте интолерантности, который в современном мире приобретает все большее значение. Кризис в России показал, что одной из самых уязвимых сфер человеческих отношений в трансформирующемся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту область в первую очередь проецируются экономические, социальные и политические проблемы. Они приобретают этническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, этническим насилием, порождающим потоки мигрантов, с полным основанием можно назвать «зонами этнической интолерантности».
Одной из особенностей Российской Федерации является то, что исторически наше государство складывалось как сообщество разных этносов, культур и религий. Особую актуальность учет интересов всех населяющих Россию народов и культур приобретает в современных условиях, поскольку изменения, произошедшие в стране в области политики, экономики, социальных отношений, вызвали, в свою очередь, рост национального самосознания этносов [11]. В обществе появилась тенденция к межэтническому расслоению, обособлению, зачастую переходящая в национальную нетерпимость и непримиримость. Необходимостью сохранения прочности государства объясняется особое внимание к развитию культуры межнациональных отношений и гармонизации этнических взаимоотношений на современном этапе.
Понятие «толерантность» формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор. Термин «толерантность» (от лат. “tolerantia”терпение) трактуется как способность организма переносить неблагоприятное влияние того или иного фактора среды и как терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению [12]. Когда и при каких обстоятельствах появился термин «толерантность»? Сама идея толерантности имеет давнюю историю и восходит к истории философской мысли. Она возникла в глубокой античности как одно из средств решения проблем, связанных с отношением к религиозным меньшинствам. Древнегреческие философы Гераклит, Эпикур, Геродот считали, что войны и их последствия вынудятв конечном счетелюдей жить в мире. Христианская философия в соответствии с заветами Евангелия с самого начала своего развития стремилась доказать преимущество мира, согласия и братства между людьми. Компромиссному решению конфликта между протестантами и католиками способствовал Нантский эдикт, прекративший массовую бойню гугенотов католиками (1572 г.). Уже тогда обращается внимание на правокаждого человека быть иным [13]. К взаимным уступкам, плюрализму, сотрудничеству, толерантности призывали Дж. Локк, Вольтер, Антуан де СентЭкзюпери, А.Маслоу, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский и др. Выводы из подобных утверждений могут быть сформулированы следующим образом.1.Толерантность актуализируется не во всяких ситуациях, но лишь в таких, которые связаны с наличием антагонизма в межличностных отношениях. Антагонизм как противоречие может быть зафиксирован на когнитивном, аффективном и поведенческом уровнях общающихся личностей. 2.Осознание кемлибо различий между ним (ней) и другим человеком сопровождается: отрицанием их содержания в другом человеке; переживанием неодобрения, отвращения, непринятия; действиями в отношении другого человека, которые могуткак выражаться открыто (например, посредством оскорбления, ухода и т. п.), так и подавляться или вытесняться [14]. Следует подчеркнуть, что при интерпретации термина «толерантность» в различных определениях наиболее часто встречаются противопоставления «свойчужой, другой», «яты». Например, толерантность понимается как терпимость «к чужим мнениям, верованиям, поведению» [15]. Толерантность как этическую ценность связывают с существованием различий в человеческих сообществах и с проблемой уважения различий, а точнее, особенностей. Проблема «своичужие» в социальнопсихологических исследованиях понимается как ядро проблемы социальной идентичности. При этом подчеркивается сложная диалектическая взаимосвязь и зависимость таких понятий, как «Яконцепция», «социальная идентичностъ» и «социальное сравнение», «категоризация» (Дж. Мид, Э. Эриксон, С.Москович, Г.М. Андреева, Н.М. Лебедева, В.П. Левкович, В.Ф. Петренко, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко и другие). Мы рассматриваем толерантность как динамическое, интегральное нравственное качество личности, характеризующееся уважительным и терпимымотношением к людям другой национальности, религии, к их взглядам, обычаям, привычкам, социальному статусу, их поступкам и действиям, не приносящим вреда психическому и физическому здоровью; способностьнаходить конструктивное решение в спорных и конфликтных ситуациях, сохраняя при этом свою индивидуальность.
В современной этнопсихологии этническая толерантность трактуется как личностное образование, которое входит в структуру социальных установок. Она выражается в терпимости к иному образу жизни, инокультурным обычаям, традициям, нравам, чувствам, мнениям и идеям, выражаемым представителями других этносов и культур. Этническая толерантность личности проявляется в различных критических ситуациях межличностного и внутриличностного выбора тогда, когда выработанные в ином социальнокультурном образе жизни этнические стереотипы и нормы решения встающих перед личностью проблем не срабатывают, а новые нормы или стереотипы находятся в процессе своего формирования [16]. Этническая толерантность личности обнаруживается и в определенномсмысле формируется в проблемноконфликтных ситуациях взаимодействия с представителями других этнических групп. Определение сущности процесса этнической толерантности субъектов средствами управляемого межкультурного диалога предполагаетрассмотрение его структуры, представляющей собой целостное образование, которое позволяет определить цели, этапы, содержание, методику формирования данного феномена, проанализировать особенности взаимодеятельности основных компонентов процесса. Этническая толерантность является одним из аспектов толерантности. Рассмотрим понятие «этничность». В определенных случаях термин «этничность» является синонимом «национальности». Однако многие авторы сходятся во мнении, что в аналитических исследованиях понятие «этничность» имеет свои преимущества. Этим понятием (от греческого ethnos «народ») обычно подчеркивается идентичность людей, основанная на общем происхождении и чувстве общинной солидарности.
Этническая толерантностьэто терпимость, которая по своему содержанию в современных обстоятельствах скорее должна быть изначальной основой взаимопонимания, солидарности, а не проявлением долготерпения и страдания. В связи с этим толерантностьне просто пассивная терпимость, она предполагает активную позицию всех заинтересованных сторони одновременно отказ от навязывания своей точки зрения одной из сторон [17]. Проблемы толерантности имеют не только теоретическое, но и практическое значение, особенно в полиэтническом обществе, каковым является Россия. Российским школам, где совместно обучаются представители разных народов с различной национальной культурой и с разнообразными национальными обычаями, психологическим укладом и менталитетом, свойственен полиэтнический характер, что объясняет значимость проблем,связанных с преодолением некоторых особенностей и сложностей, присущих взаимоотношениям участников образовательного процесса.
Изучение поликультурного пространства начальной школы вызывает необходимость рассмотрения таких феноменов, как поликультурное образование и поликультурное образовательное пространство. Для данной работы были интересны исследования современных отечественных и зарубежных учёных Е. В. Бондаревской, О.В. Гукаленко, З.А. Мальковой, М. Н. Кузьмина, Л.Л. Супруновой, М. Г. Тайчинова, Р.Люсиер, С. Чайклина и других. В Международном педагогическом словаре поликультурное образование рассматривается как «поликультурная образовательная ситуация, когда носитель одной культурной системы вступает в контакт с ценностями другой или других культур, представленных в данном учебном заведении». На наш взгляд в данном определении образование рассматривается синонимично понятию «образовательная ситуация».
Целью поликультурного образования являетсяформирование человека, способного к эффективной жизнедеятельности в поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умением жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Под поликультурным образованием также понимается образование, включающее приобщение подрастающего поколения к этнической, национальной и мировой культуре, развитие на этой основе планетарного сознания, формирование готовности и умения жить в многонациональной среде.
Поликультурное образованиеэто процесс подготовки индивида к социальной, политической и экономической реальности, в котором используются языковые и культурные ресурсы и развивается интерактивное межкультурное взаимопонимание.
Поликультурная компетентность учителяинтегральная характеристика уровня профессионализма, отражающая способность проводить политику полилингвизма в поликультурном пространстве; система качеств, помогающая ориентироваться в культурных отношениях родной и иноязычных стран, имеющая синтетический характер и включающая в себя множество признаков, обеспечивая достижение цели воспитания человека культуры.
Содержание поликультурного образования должно отражать идеи гуманизма, содержать информацию о самобытности культур народов, демонстрировать то общее, что позволит всем жить в мире, способствовать пониманию взаимозависимости народов в современных условиях. Крайне важно, чтобы наши дети понимали: ценность в том, что мы разные.
Поликультурное образовательное пространство выступает как условие формирование этнической толерантности личности, как условие сохранения разнообразия культур, этносов, религий, исторического права на отличие, непохожесть, знаковость этносов и народов [18]. В нашем исследовании поликультурное пространство начальной школы выступает как среда педагогической поддержки личности учащихся.
Поликультурное пространство начальной школы призвано:
сохранять традиции;
открывать новые культурные перспективы;
ориентировать на разнообразие и открытость в отношении новых культур;
формировать у детей способность принятия разных культур и бережного отношения к ним;
развивать эмпатиюк людям разных национальностей.
Анализидейведущих отечественных и зарубежных педагогов (Л.Л. Супруновой, М.Н. Резника, З.А. Мальковой и др.) позволил нам сделать вывод о том, что поликультурное пространство начальной школы решает следующие задачи:
вхождение, интеграцияличности в национальную и мировую культуру, ееидентификация с другими культурами;
уяснение общего и особенного в традициях, образе жизни разных народов;
формирование толерантных качеств личности, гуманности в отношении инокультуры;
развитиеумений и навыков продуктивного взаимодействия с носителями других культур;
приобщениеребенка к культуре посредством образования;
общениеи межкультурноевзаимодействиесверстников.
Этническая толерантность предполагает не просто принятие другого этноса таким, каким он есть, а избирательное отношение к иному этносу и его представителям. Она предполагает: готовность к культурному взаимообмену и взаимообогащению, способность к взаимной эмпатии, то есть к постижению ментальности этнодругого, нейтрализацию негативных комплексов в поведении этнодругого без унижения его личного и социального достоинства, установку на взаимоуважительный диалог [19].
Воспитание толерантности сложный и многогранный процесс. От его эффективности во многом зависит будущее гражданского общества России. Воспитание этнической толерантности необходимо начинать с раннего школьного возраста, когда психологические особенности возраста наиболее благоприятны. Педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста, отличающихся, с одной стороны, высоким уровнем активности, любознательности, с другой ограниченными возможностями, слабо развитой произвольностью поведения, чувством безопасности. Вся система учебновоспитательной работы, все педагогические средства влияют на формирование этого качества. Методика воспитания толерантности базируется на знании педагогами особенностей детей, коллектива, отношений между учащимися и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности педагогам необходимо знать и учитывать: индивидуальные особенности каждого ребенка, особенности воспитания в семье, семейной культуры; национальный состав коллектива учащихся; проблемы в отношениях между детьми и их причины; культурные особенности окружающей среды, этнопедагогические и этнопсихологические черты культуры, под воздействием которой складываются межнациональные отношения среди учащихся и в семьях.
Итак, теоретический анализ состояния проблемы формирования этнической толерантности у младших школьников позволяет сделать вывод о том, что учеными наработаны интересные подходы к нашей проблеме, которые можно взять на вооружение при формировании этнической толерантности у младших школьников.
На наш взгляд, наиболее благоприятной для формирования толерантности является внеурочная совместная деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к широкому кругу людей. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых способствует формированию нравственных взаимоотношений между людьми. Однако школьная программа представляет широкий диапазон тем, где можно акцентировать внимание на толерантном отношении к другим национальностям.
Для положительных результатов воспитания большое значение имеют методы и приемы, организационные формы занятий. Это этические беседы, обсуждение книг, телепередач, анкетирование, тестирование, анализ ситуаций, решение этических задач, практические занятия, встречи, изучение других культур.
По нашему убеждению, в настоящее время назрела необходимость говорить об этнической толерантности младшего школьника окак фундаменте для становления личности гражданина. Это может быть обусловлено единством морали и права, которое выражается в том, что они представляют собой разновидности социальныхнорм, то есть имеют нормативную природу; определяют границы поведения; преследуют в конечном счетеодни и те же целиупорядочение и совершенствование общественной жизни; базируются на человеческих взаимоотношениях.
При организации воспитательного процесса следует исходить из того, что межнациональные отношения в совокупности представляют собой единство общечеловеческого и национального, которое своеобразно проявляется в тех или иных районах, государствах, межгосударственных и международных объединениях.
Шхахутова З. З., Рубилкина Р. А. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы// Концепт. –2014. –№10 (октябрь). –ART14289. –0,8п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14289.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Эффективность совместной деятельности детей как средства формирования этнической толерантности повышается:
если сформирована установка учащихся на совместную работу, они осознают ее цели и находят в ней личностный смысл;
осуществляются совместное планирование, организация и подведение итогов деятельности, педагогически целесообразное распределение ролей и функций между учащимися и педагогом в этом процессе;
создаются ситуации свободного выбора детьми видов, способов деятельности, ролей;
каждый участник может реализовать себя, добиться успеха и в то же время проявить заботу о других, внести реальный вклад в общее дело;
отсутствует давление, навязывание со стороны классного руководителя, который способен занять позицию старшего товарища.
Воспитание ставит целью приобщать учащихся к общечеловеческим достижениям и ценностям. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства детей в ихправах и обязанностях. Разноязычие ученической среды часто приводит к избирательности в общении, национальной изолированности групп. Различие национальноэтнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации работы с учениками крайне важно сближать интересы учащихся различных национальностей.
Ссылки на источники1.Образование в эпоху перемен: сб. науч. тр. Вып.2/ под ред. А.А. Макареня, Н.Н. Суртаева, С.В. Кривых. СПб.: ГНУИОВ РАО, 2006. 143 с.
2.БондыреваС.К., Колесов Д.В.Толерантность (введение в проблему). М.: Издво МПСИ; Воронеж: Издво НПО «МОДЭК», 2011. 240 с.
3.БолотинаТ.В.,Новикова Т.Г., Смирнов Н.К. Культура мира, права человека, толерантность и миролюбие. М.:АПК и ПРО, 2007.С. 4.
4.ДжуринскийА.Н. Воспитание в многонациональной школе. М.,2007. 96 с.
5.Болотина Т.В.,Новикова Т.Г., Смирнов Н.К. Указ. соч.6.Там же.С. 7.7.Бондырева С.К., Колесов Д.В. Указ. соч.С. 5.8.Образование в эпоху перемен. 9.НауменкоЛ.И. Этническая идентичность. Проблемы трансформации в постсоветский период //Этническая психология и общество. М., 1997. С. 76.
10.Там же.С. 77.11.Там же.12.НестероваН.В. Многообразие подходов к пониманию толерантности //Прикладная психология и психоанализ. 2006. №4. С. 3943.
13.Болотина Т.В., Новикова Т.Г., Смирнов Н.К. Указ. соч.14.Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998. 389 с.
15.АндрееваГ.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2006. 384 с.
16.СобкинB.C.,Ваганова М.В. Политические ориентации подростков и проблема толерантности //Проблемы толерантности в подростковой субкультуре: труды по социологии образования. Т.VIII. Вып.XIII. М: ЦСО РАО, 2003. 256 с.
17.ТалановВ. Образование и культура толерантности //Высшее образование в России. 2001. №3. С. 150152.
18.Психологический словарь/ под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. М.: ПедагогикаПресс, 2004. 440 c.
19.Нестерова Н.В. Указ. соч.Шхахутова З. З., Рубилкина Р. А. Формирование этнической толерантности в поликультурном пространстве начальной школы// Концепт. –2014. –№10 (октябрь). –ART14289. –0,8п. л. –URL: http://ekoncept.ru/2014/14289.htm. –Гос. рег. Эл№ФС 7749965. –ISSN 2304120X.
Zarema Shkhakhutova,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair of pedagogyand pedagogical technologies, AdygheState University, Maikopazimaka@list.ruRaisa Rubilkina,
Student of the Departmentof Pedagogy and Psychology,Adyghe State University, MaikopFormation of ethnic tolerance in multicultural area of elementary schoolAbstract.The paperdiscusses the formation of ethnic tolerance in multicultural space of elementary school. Currently, more than ever there is a need to talk about ethnic tolerance of younger schoolboys, as foundation for development of anindividual citizen. Special relevance of tolerance education gets in a multicultural environment where you need to avoid situations inequalities children in their rights and duties. Multilanguagestudent environment often leads to selectivity in communication, national isolation groups.
Keywords:tolerance, tolerance, ethnicity, ethnic tolerance, multicultural space, education, ethnocultural education, ethnic identity, values, educational environment, information society.
References1.Makaren‱, A. A., Surtaev, N. N. & Krivyh, S. V. (ed.) (2006) Obrazovanie v jepohu peremen: sb. nauch. tr., vyp. 2, GNUIOV RAO, St. Peterburg, 143 p. (in Russian).2.Bondyreva, S. K. & Kolesov, D. V. (2011) Tolerantnost' (vvedenie v problemu),Izdvo MPSI, Moscow; Izdvo NPO “MODJeK”, Voronezh, 240 p. (in Russian).3.Bolotina, T. V., Novikova, T. G. & Smirnov, N. K. (2007) Kul'tura mira, prava cheloveka, tolerantnost' i miroljubie,APK i PRO, Moscow, p. 4(in Russian). 4.Dzhurinskij, A. N. (2007) Vospitanie v mnogonacional'noj shkole, Moscow, 96 p.(in Russian).
5.Bolotina, T. V., Novikova, T. G. & Smirnov, N. K. (2007) Op. cit.6.Ibid., p. 7.7.Bondyreva, S. K. & Kolesov, D. V. (2011) Op. cit., p. 5(in Russian).8.Makaren‱, A. A., Surtaev, N. N. & Krivyh, S. V. (ed.) (2006) Op. cit.9.Naumenko,L. I. (1997) “Jetnicheskaja identichnost'. Problemy transformacii v postsovetskij period”, Jetnicheskaja psihologija i obshhestvo,Moscow, p. 76(in Russian). 10.Ibid., p. 77.11.Ibid.12.Nesterova,N. V. (2006) “Mnogoobrazie podhodov k ponimaniju tolerantnosti”, Prikladnaja psihologija i psihoanaliz, № 4, pp. 3943. 13.Bolotina, T. V., Novikova, T. G. & Smirnov, N. K. (2007) Op. cit.14.Soldatova,G. U. (1998) Psihologija mezhjetnicheskoj naprjazhennosti, Smysl, Moscow, 389 p. (in Russian).15.Andreeva,G. M.(2006)Social'naja psihologija, Aspekt Press, Moscow, 384 p. (in Russian).16.Sobkin, B. C. &Vaganova,M. V. (2003) “Politicheskie orientacii podrostkov i problema tolerantnosti”, Problemy tolerantnosti v podrostkovoj subkul'ture: trudy po sociologii obrazovanija, vol. VIII, vyp. XIII, CSO RAO, Moscow, 256 p. (in Russian).17.Talanov,V. (2001) “Obrazovanie i kul'tura tolerantnosti”, Vysshee obrazovanie v Rossii, № 3, pp. 150152(in Russian). 18.Zinchenko, V. P. & Meshherjakov, B. G. (ed.) (2004) Psihologicheskij slovar',PedagogikaPress, Moscow,440 p. (in Russian).19.Nesterova, N. V. (2006) Op. cit.
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»