Вопросы о взаимодействии подразделений по организации работы участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями ОВД по контролю за лицами, условно осужденными и условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы
Выпуск:
ART 14692
УДК
351.74
Библиографическое описание статьи для цитирования:
Касницкая
И.
Ю. Вопросы о взаимодействии подразделений по организации работы участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями ОВД по контролю за лицами, условно осужденными и условно-досрочно освобожденными из мест лишения свободы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –
2014. – № S15. – С.
26–30. – URL:
http://e-koncept.ru/2014/14692.htm.
Аннотация. С учетом специфики направления работы участковых уполномоченных полиции по осуществлению контрольных функций в отношении условно осужденных и условно-досрочно освобожденных раскрываются особенности их взаимодействия с другими подразделениями ОВД по индивидуально-профилактической работе с указанной категорией лиц.
Ключевые слова:
взаимодействие, участковые уполномоченные полиции, условно осужденные лица, условно-досрочно освобожденные, инспекции по делам несовершеннолетних
Текст статьи
Касницкая Инна Юрьевна,кандидат юридических наук, старшийпреподаватель кафедры правовой подготовки сотрудников ОВДФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудниковМВД России», г.Тюменьkasnitskay@mail.ru
Вопросыо взаимодействии подразделений по организации работы участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями ОВД по контролю за лицами, условно осужденными и условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободы
Аннотация.С учетом специфики направления работы участковых уполномоченных полиции по осуществлению контрольных функций в отношении условно осужденных и условнодосрочно освобожденных раскрываются особенности их взаимодействия с другими подразделениями ОВД по индивидуальнопрофилактической работе с указанной категорией лиц.Ключевые слова: участковые уполномоченные полиции, условно осужденные лица, условнодосрочно освобожденные, инспекции по делам несовершеннолетних, взаимодействие.Раздел:(03)философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Современная уголовноисполнительная политика основана на принципах гуманизма и экономии уголовной репрессии, что вызывает ее некоторый либерализм.Так, удельный вес осужденных условно с 2004 по 2009 годы стабильно превышал 40%, то есть около 400 тысяч человек в год. Практика назначения уголовных наказаний районными судами в 2011 годухарактеризуется следующим образом: число лиц, осужденных к лишению свободы и исправительным работам условно (ст. 73 УК РФ) составляет 222,3 тыс. –43% от общего числа осужденных, из них к лишению свободы условно –220,5 тыс. лиц. Длясведения показатели 2010 года: всего условно осуждено 238,6 тыс. лиц, или 42,3%, из них условно к лишению свободы –236,4 тыс. лиц [1].Масштабы применения судами условнодосрочного освобождения также довольно велики. Ежегодно на протяжении последних пяти лет условнодосрочно из мест лишения свободы освобождается около 500 тыс. осужденных, что составляет более половины общего числа лиц, находящихся в местах лишения свободы[2].Таким образом, среди законопослушных граждан находятся более миллиона осужденных, представляющих собой группу риска, склонных к совершению противоправных деяний, в отношении которых необходим посткриминальный контроль со стороны правоохранительных органов. Такой контроль целесообразен еще и потому, что эффективность применения к осужденным подобных мер оставляет желать лучшего.К сожалению, законодатель не совсем последователен в определении конкретного основного субъекта подобного контроля, его правового статуса и вопросов взаимодействия с другими субъектами. Функции по контролю за поведением осужденных часто дублируются, фрагментарно излагаются в различных нормативных правовых актах, между нормами которых порой наблюдается некоторая коллизия.Изучение действующей нормативноправовой базы, свидетельствует о том, что основными субъектами контроля за поведением осужденных к мерам уголовноправового характера без изоляции от общества, являются уголовноисполнительные инспекции ФСИН России, а также подразделения и службы ОВД (участковые уполномоченные, подразделения по делам несовершеннолетних и иные подразделения). Непосредственно в данной статьехотелось бы обратить внимание на вопросы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями ОВД по контролю за лицами, условно осужденными и условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободы.Взаимодействие подразделений по организации работы участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями ОВД представляет собой урегулированную нормами права совместную деятельность указанных субъектов по осуществлению контроля за лицами, условно осужденными, и условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободыс применением наиболее целесообразного сочетания присущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов, позволяющую добиваться эффективных результатов.Цели, задачи и основные направления координации деятельности правоохранительных органов определены в Указе Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органовпо борьбе с преступностью»[3]. В соответствии с Указом координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению (ст. 1 Указа).Взаимодействие и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями и преступностью осуществляется на основе следующих принципов [4]:1.Соблюдение законности.2.Равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий.3.Самостоятельность каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законом полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий.4.Гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человекаи гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне.5.Ответственностьруководителякаждогоправоохранительного органа за выполнение согласованных решений.Для совместной деятельности подразделений по организации работы УУП с другими подразделениями ОВД по осуществлению эффективного контроля за лицами, условно осужденными, и условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободы, наиболее характерно взаимодействие в виде:обмена соответствующей информацией об отдельных фактах совершения условно осужденными и условнодосрочно освобожденными правонарушений и преступлений, неисполнения возложенных судом обязанностей и ограничений и т.д.;проведения согласованных мероприятий или совместного проведения отельных мероприятий по предупреждению совершения преступлений и других правонарушений осужденными;составления совместных планов работы, планирования скоординированных мероприятий, направленных на предотвращение и пресечение рецидивной преступности;проведения совместных семинаров по обмену опытом работы, межведомственных совещаний и т.п., участие представителей одних взаимодействующих органов в заседаниях и совещаниях, проводимых другими органами.Взаимный обмен информацией является основной формой взаимодействия субъектов контроля, поскольку без негоневозможна никакая координированная деятельность, поэтому такой обмен следует считать не только формой совместных действий, но и его фундаментом. Рассмотрим его на примере взаимодействия участковых уполномоченных полиции с подразделениями по делам несовершеннолетних в работе с условно осужденными и условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободы.Согласно Наставлению по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденному приказом МВД РФ от 31 декабря 2012г. №1166[5], однимиз направлений деятельности УУП является участие в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за поведением несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (п. 64.2).Профилактический учет данной категории граждан, проживающих на административном участке, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы устанавливается решением начальника территориального органа МВД России при поступлении информации подразделения по делам несовершеннолетних, о необходимости проведения профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (п. 65.5 Наставления).К числу последних, среди всех прочих, относятся несовершеннолетние: условнодосрочно освобожденные от отбывания наказания и условно осужденные (пп.«ж», «м» ч. 2 ст. 2 Приказа МВД РФ от 15 октября2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации») [6].Согласно п. 43.2.2 Наставления при достижении состоящими на учете несовершеннолетними 18летнего возраста подразделения по делам несовершеннолетних обязаны уведомить рапортом участкового инспектора полиции о снятии его с учета в связи с достижением ими совершеннолетия, а также правонарушителей, не ставших на путь исправления. В рапорте должны содержаться сведения об образе жизни лица, состоявшего на учете, совершенных им правонарушениях и принятых в этой связи мерах.В свою очередь участковый уполномоченный рассматривают поступившую из подразделений по делам несовершеннолетних информацию о несовершеннолетних; заносит информацию о таких лицах (Ф.И.О., дата, место рождения, адрес, место работы, контактные телефоны, данные о судимости, статья УК РФ, дата освобождения) в паспорт на административный участок.При постановке несовершеннолетнего правонарушителя на профилактический учет индивидуальная работа с ним осуществляется инспектором подразделения по делам несовершеннолетнихпри непосредственном участии участковогоуполномоченного полиции, исходя из функциональных обязанностей каждого.В завершении рассмотрения вопроса обмена информацией между вышеуказанными участниками хотелось бы привести также следующий пример. В соответствии с Постановлением Губернатора Тюменской области от 07.02.2002 года № 32 «О дополнительных мерах по профилактике безнадзорности и беспризорности в Тюменской области», а также Положением о порядке формирования и ведения областного межведомственного банка данных несовершеннолетних «группы особоговнимания», утверждённым на заседании областной межведомственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области 25.10.2006 года, инспекторы по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют формирование и ведение межведомственного программного комплекса банка данных несовершеннолетних «группы особого внимания». В банке данных ведется учет несовершеннолетних, освобождающихся из учреждений УФСИН, позволяющий не только информировать органы системы профилактики за 6 месяцев до освобождения несовершеннолетнего о состоянии здоровья, уровне образования, персонифицированных данных о семье, месте жительства и т.д., но и спланировать работу ведомств по социальному сопровождению несовершеннолетнего после его освобождения.Следующим субъектом взаимодействия с участковыми уполномоченными полиции по контролю за лицами, условно осужденными и условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободы, выступает патрульнопостовая служба. Проанализируем их совместную деятельность с точки зрения обмена информацией.В соответствии с п. 36.3 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, участковый уполномоченный полиции в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач обязан владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка: силах и средствах территориальных органов МВД России, представителях общественных объединений правоохранительной направленности, работниках предприятий, осуществляющих частную (негосударственную) охранную деятельность. Знать дислокацию стационарных и передвижных постов патрульнопостовой службы полиции территориального органа МВД России, нарядов вневедомственной охраны полиции, дорожнопатрульной службы Госавтоинспекции.Согласно Уставу патрульнопостовой службы, утвержденному приказом МВД РФот 29 января 2008г. № 80 [7]:сотрудники подразделений ППСП, заступающие на службу, должны знать лиц,освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, условно осужденных и освобожденных условнодосрочно, проживающих в районе патрулирования (п. 65.5);при выполнении своих полномочий по предупреждению и пресечению преступлений патрульные и постовые наряды обязаны осуществлять в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений, возможного появления и укрытия разыскиваемых преступников, а также лиц, условно осужденных к лишению свободы и условно освобожденных из мест лишения свободы (п. 216.1);принимая участие в борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних, детской безнадзорностью, патрульные и постовые наряды обязаны знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательнотрудовых колоний, осужденных к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных местах, обо всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних (п. 217.4);при несении службы на объектах транспорта они обязаны устанавливать и задерживать лиц, находящихся в розыске, условно осужденных и условно освобожденных, самовольно оставивших места исполнения наказаний, а также пытающихся войти в доверие к пассажирам с целью совершения кражи вещей и иных материальных ценностей (п. 220.2).Безусловно, для выполнения вышеуказанных обязанностей по профилактике рецидивной преступности, а также для своевременного реагирования на поступающую информацию о преступлениях и правонарушениях в целом, принятия действенных мер по выявлению и раскрытию преступлений, сотрудники патрульнопостовой службы должны владеть информацией олицах, состоящих на профилактических учетах, а также местах концентрации лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, находящихся на маршруте патрулирования. Информацию о гражданах вышеуказанных категорий сотрудники патрульнопостовой службы при необходимости могут получить у участковых уполномоченных полиции.Вопрос взаимодействия и обмена информацией между участковыми уполномоченными полиции и сотрудниками патрульнопостовой службы полиции не может заключаться только в одностороннем обмене имеющимися данными.
Сотрудники патрульнопостовой службы также должны быть заинтересованы в пополнении и своевременном обновлении списков лиц, в отношении которых участковые уполномоченные милиции осуществляют контроль и профилактическую работу. Находясь на маршрутах патрулирования, сотрудники патрульнопостовой службы, при получении оперативной информации о лицах, склонных к совершению противоправных действий, местах концентрации лиц, ведущих антиобщественный образ жизни,должны своевременно сообщать её участковым уполномоченным полиции.В результате совместных действий участковых уполномоченных полициии сотрудников патрульнопостовой службы будут сформированы наиболее полные списки профилактируемых лиц, а также обеспечится своевременность и оперативность внесения в них изменений.Следующая форма взаимодействия –совместное проведение отельных мероприятий по предупреждению совершения преступлений и других правонарушений подконтрольными лицами.Участковыми уполномоченными полиции во взаимодействии сподразделениями по делам несовершеннолетних организуются и осуществляются совместные рейдовые мероприятия по контролю за поведением осужденных несовершеннолетних в целях предупреждения повторных преступлений, правонарушений, устранения причин и условий, способствующих их совершению. Так, на территории Лесозаводского городского округа Приморского края в апреле 2013 года проведен первый этап оперативнопрофилактической операции «Надзор –2013». Цель мероприятия –повышение уровня профилактического воздействия на лиц, ранее судимых, состоящих на учетах в органах внутренних дел, снижение числа преступлений, совершаемых данной категорией граждан[8].В проведении операции были задействованы участковые уполномоченные полиции и подразделения по делам несовершеннолетних, патрульнопостовая служба, вневедомственная охрана, сотрудники уголовного розыска, дорожнопатрульная служба. Для достижения максимальной эффективности операции полицейскими был выполнен ряд первоочередных задач. Согласноспискам лиц из числа состоящих на профилактических учетах и имеющих ограничения после 22.00 до 06.00 часов находиться по месту жительства, были подготовлены маршрутные листы для осуществления проверок лиц, ранее судимых, формально подпадающих под административный надзор, условно осужденных, состоящих на профилактических учетах.В операции «Надзор» были задействованы 114 сотрудников полиции. Для осуществления контроля за исполнением обязанностей по приговору суда сотрудники МОМВД России «Лесозаводский» совместно с сотрудниками филиала по г. Лесозаводску ФКУ УИИ ГУФСИН России по Приморскому краю было проведено 6 рейдовых мероприятий, первый этап которых проходил с 09.00 до 21.00, а второй с 22.00 до 24.00.Так, на начало оперативнопрофилактического мероприятия в отделе участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних МОМВД России «Лесозаводский» на профилактическом учете состояли 103 лица ранее судимых, из них 37 условнодосрочно освобожденных, лиц условноосужденных –269; 17 несовершеннолетних особойкатегории, граждан, формально подпадающих под административный надзор –24.Сотрудники полиции посетили ранее судимых, а также лиц, условно осужденных, состоящих на профилактическом учете в ОУУП и ПДН МОМВД России «Лесозаводский», чтобы оценить их поведение и образ жизни. По месту жительства и работы данных граждан были проведены индивидуальнопрофилактические мероприятия и беседы.Всего за время поведения операции «Надзор»сотрудниками были проверены 310 поднадзорных, а также выявлено 86 административных правонарушений.Следующей формой взаимодействия является планирование как важнейшееорганизующее начало любой осознанной человеческой деятельности, необходимая предпосылка ее действенности и эффективности. Именно планирование позволяет сосредоточить основное внимание на решении наиболее важных, перспективных вопросов, вытекающих из решений законодательных и исполнительных органов государственной власти, сложившейся оперативной обстановки на обслуживаемой территории, что дает возможность правильно использовать каждого сотрудника полиции, общественность, материальнотехническую базу в вопросах предупреждения рецидивной преступности. С помощью планирования создаются необходимые условия для тесного взаимодействия как между различными подразделениями ОВД, так и подразделениями федеральной службы по исполнению наказаний, что позволяет не только анализировать и прогнозировать развития рецидивной преступности на обслуживаемой территории, но и осуществлять мероприятия, позволяющие воздействовать на этот вид преступности как в масштабах страны, так и на определенной территории.Такое планирование должно осуществляться на всех уровнях: от районных и городских органов, осуществляющих профилактику рецидивной преступности, до федеральных органов государственной власти, где планирование комплекса совместных мероприятийприобретает форму государственных программ. Так, например, для координации работы всех ведомств и учреждений системы профилактики на территории Тюменской области действуют областные целевые программы: «Комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области на 2012–2014 годы»и «Профилактика рецидивной преступности и правонарушений несовершеннолетних в Тюменской области «Подросток и закон» на 2013–2015 годы», которые предусматривают принятие органами внутренних дел совместно с органами местного самоуправления, Управлением федеральной службы исполнения наказаний, Департаментами образования, социального развития, здравоохранения и занятости населения мер, направленных на профилактику преступлений, совершаемых ранее судимыми лицами.Такая форма взаимодействия как проведение совместных семинаров по обмену опытом работы, межведомственных совещаний и т.п., участие представителей одних взаимодействующих органов в заседаниях и совещаниях, проводимых другими органами, позволяют сотрудникам взаимодействующих органов наладить деловые контакты и связи, быть в курсе оперативной обстановки на обслуживаемой территории, узнавать о новых методах и приемах работы, повышать свою квалификацию.В завершение следует отметить, что взаимодействие участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями ОВД является актуальным и приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел, так как без него невозможно говорить об эффективных результатах работы, направленной на предупреждение повторной преступности.
Ссылки на источники1.Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2011 году. –URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=80&item=1239.2.Состояние преступности в России за январьдекабрь 2012 г., М. –С.7.3.Собрание законодательства Российской Федерации. –1996. –№ 17. –Ст. 1958.4.Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». –Собрание законодательства Российской Федерации. –1996. –№ 17. –Ст. 1958.5.URL: http://www.rg.ru/2013/03/27/uchastkoviedok.html.6.URL: http://www.consultant.ru.7.URL: http://www.consultant.ru.8.URL:http://primorsky.ru/news/common/45990.
Inna Kasnitskaya,Candidate of legal sciences, senior lecturerof the Chair of legal trainingof the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,Tyumenkasnitskay@mail.ruQuestions about the interaction of divisions of the organization of the work of precinct police with other departments of the MIA for the control of persons in probation and parole released from places of imprisonmentAbstract.With specific areas of work of precinct police in the exercise of Supervisory functions in relation to probation and parole and probation special features of their interaction with other departments of the MIA on individual preventive work with the specified category of persons.Key words:district commissioners of police, conditionally sentenced persons on probation, juvenile inspection, interaction.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Вопросыо взаимодействии подразделений по организации работы участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями ОВД по контролю за лицами, условно осужденными и условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободы
Аннотация.С учетом специфики направления работы участковых уполномоченных полиции по осуществлению контрольных функций в отношении условно осужденных и условнодосрочно освобожденных раскрываются особенности их взаимодействия с другими подразделениями ОВД по индивидуальнопрофилактической работе с указанной категорией лиц.Ключевые слова: участковые уполномоченные полиции, условно осужденные лица, условнодосрочно освобожденные, инспекции по делам несовершеннолетних, взаимодействие.Раздел:(03)философия; социология; политология; правоведение; науковедение.
Современная уголовноисполнительная политика основана на принципах гуманизма и экономии уголовной репрессии, что вызывает ее некоторый либерализм.Так, удельный вес осужденных условно с 2004 по 2009 годы стабильно превышал 40%, то есть около 400 тысяч человек в год. Практика назначения уголовных наказаний районными судами в 2011 годухарактеризуется следующим образом: число лиц, осужденных к лишению свободы и исправительным работам условно (ст. 73 УК РФ) составляет 222,3 тыс. –43% от общего числа осужденных, из них к лишению свободы условно –220,5 тыс. лиц. Длясведения показатели 2010 года: всего условно осуждено 238,6 тыс. лиц, или 42,3%, из них условно к лишению свободы –236,4 тыс. лиц [1].Масштабы применения судами условнодосрочного освобождения также довольно велики. Ежегодно на протяжении последних пяти лет условнодосрочно из мест лишения свободы освобождается около 500 тыс. осужденных, что составляет более половины общего числа лиц, находящихся в местах лишения свободы[2].Таким образом, среди законопослушных граждан находятся более миллиона осужденных, представляющих собой группу риска, склонных к совершению противоправных деяний, в отношении которых необходим посткриминальный контроль со стороны правоохранительных органов. Такой контроль целесообразен еще и потому, что эффективность применения к осужденным подобных мер оставляет желать лучшего.К сожалению, законодатель не совсем последователен в определении конкретного основного субъекта подобного контроля, его правового статуса и вопросов взаимодействия с другими субъектами. Функции по контролю за поведением осужденных часто дублируются, фрагментарно излагаются в различных нормативных правовых актах, между нормами которых порой наблюдается некоторая коллизия.Изучение действующей нормативноправовой базы, свидетельствует о том, что основными субъектами контроля за поведением осужденных к мерам уголовноправового характера без изоляции от общества, являются уголовноисполнительные инспекции ФСИН России, а также подразделения и службы ОВД (участковые уполномоченные, подразделения по делам несовершеннолетних и иные подразделения). Непосредственно в данной статьехотелось бы обратить внимание на вопросы взаимодействия участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями ОВД по контролю за лицами, условно осужденными и условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободы.Взаимодействие подразделений по организации работы участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями ОВД представляет собой урегулированную нормами права совместную деятельность указанных субъектов по осуществлению контроля за лицами, условно осужденными, и условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободыс применением наиболее целесообразного сочетания присущих взаимодействующим субъектам сил, средств и методов, позволяющую добиваться эффективных результатов.Цели, задачи и основные направления координации деятельности правоохранительных органов определены в Указе Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органовпо борьбе с преступностью»[3]. В соответствии с Указом координация деятельности правоохранительных органов осуществляется в целях повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления этими органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений, устранению причин и условий, способствующих их совершению (ст. 1 Указа).Взаимодействие и координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с правонарушениями и преступностью осуществляется на основе следующих принципов [4]:1.Соблюдение законности.2.Равенство всех участников координационной деятельности при постановке вопросов, внесении предложений, разработке рекомендаций и мероприятий.3.Самостоятельность каждого правоохранительного органа в пределах предоставленных ему законом полномочий при выполнении согласованных решений, рекомендаций и проведении мероприятий.4.Гласность в той мере, в какой она не противоречит требованиям законодательства о защите прав и свобод человекаи гражданина, о государственной и иной охраняемой законом тайне.5.Ответственностьруководителякаждогоправоохранительного органа за выполнение согласованных решений.Для совместной деятельности подразделений по организации работы УУП с другими подразделениями ОВД по осуществлению эффективного контроля за лицами, условно осужденными, и условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободы, наиболее характерно взаимодействие в виде:обмена соответствующей информацией об отдельных фактах совершения условно осужденными и условнодосрочно освобожденными правонарушений и преступлений, неисполнения возложенных судом обязанностей и ограничений и т.д.;проведения согласованных мероприятий или совместного проведения отельных мероприятий по предупреждению совершения преступлений и других правонарушений осужденными;составления совместных планов работы, планирования скоординированных мероприятий, направленных на предотвращение и пресечение рецидивной преступности;проведения совместных семинаров по обмену опытом работы, межведомственных совещаний и т.п., участие представителей одних взаимодействующих органов в заседаниях и совещаниях, проводимых другими органами.Взаимный обмен информацией является основной формой взаимодействия субъектов контроля, поскольку без негоневозможна никакая координированная деятельность, поэтому такой обмен следует считать не только формой совместных действий, но и его фундаментом. Рассмотрим его на примере взаимодействия участковых уполномоченных полиции с подразделениями по делам несовершеннолетних в работе с условно осужденными и условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободы.Согласно Наставлению по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, утвержденному приказом МВД РФ от 31 декабря 2012г. №1166[5], однимиз направлений деятельности УУП является участие в пределах своей компетенции в осуществлении контроля за поведением несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (п. 64.2).Профилактический учет данной категории граждан, проживающих на административном участке, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы устанавливается решением начальника территориального органа МВД России при поступлении информации подразделения по делам несовершеннолетних, о необходимости проведения профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних (п. 65.5 Наставления).К числу последних, среди всех прочих, относятся несовершеннолетние: условнодосрочно освобожденные от отбывания наказания и условно осужденные (пп.«ж», «м» ч. 2 ст. 2 Приказа МВД РФ от 15 октября2013 № 845 «Об утверждении Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации») [6].Согласно п. 43.2.2 Наставления при достижении состоящими на учете несовершеннолетними 18летнего возраста подразделения по делам несовершеннолетних обязаны уведомить рапортом участкового инспектора полиции о снятии его с учета в связи с достижением ими совершеннолетия, а также правонарушителей, не ставших на путь исправления. В рапорте должны содержаться сведения об образе жизни лица, состоявшего на учете, совершенных им правонарушениях и принятых в этой связи мерах.В свою очередь участковый уполномоченный рассматривают поступившую из подразделений по делам несовершеннолетних информацию о несовершеннолетних; заносит информацию о таких лицах (Ф.И.О., дата, место рождения, адрес, место работы, контактные телефоны, данные о судимости, статья УК РФ, дата освобождения) в паспорт на административный участок.При постановке несовершеннолетнего правонарушителя на профилактический учет индивидуальная работа с ним осуществляется инспектором подразделения по делам несовершеннолетнихпри непосредственном участии участковогоуполномоченного полиции, исходя из функциональных обязанностей каждого.В завершении рассмотрения вопроса обмена информацией между вышеуказанными участниками хотелось бы привести также следующий пример. В соответствии с Постановлением Губернатора Тюменской области от 07.02.2002 года № 32 «О дополнительных мерах по профилактике безнадзорности и беспризорности в Тюменской области», а также Положением о порядке формирования и ведения областного межведомственного банка данных несовершеннолетних «группы особоговнимания», утверждённым на заседании областной межведомственной Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области 25.10.2006 года, инспекторы по делам несовершеннолетних органов внутренних дел осуществляют формирование и ведение межведомственного программного комплекса банка данных несовершеннолетних «группы особого внимания». В банке данных ведется учет несовершеннолетних, освобождающихся из учреждений УФСИН, позволяющий не только информировать органы системы профилактики за 6 месяцев до освобождения несовершеннолетнего о состоянии здоровья, уровне образования, персонифицированных данных о семье, месте жительства и т.д., но и спланировать работу ведомств по социальному сопровождению несовершеннолетнего после его освобождения.Следующим субъектом взаимодействия с участковыми уполномоченными полиции по контролю за лицами, условно осужденными и условнодосрочно освобожденными из мест лишения свободы, выступает патрульнопостовая служба. Проанализируем их совместную деятельность с точки зрения обмена информацией.В соответствии с п. 36.3 Наставления по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, участковый уполномоченный полиции в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач обязан владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка: силах и средствах территориальных органов МВД России, представителях общественных объединений правоохранительной направленности, работниках предприятий, осуществляющих частную (негосударственную) охранную деятельность. Знать дислокацию стационарных и передвижных постов патрульнопостовой службы полиции территориального органа МВД России, нарядов вневедомственной охраны полиции, дорожнопатрульной службы Госавтоинспекции.Согласно Уставу патрульнопостовой службы, утвержденному приказом МВД РФот 29 января 2008г. № 80 [7]:сотрудники подразделений ППСП, заступающие на службу, должны знать лиц,освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц, условно осужденных и освобожденных условнодосрочно, проживающих в районе патрулирования (п. 65.5);при выполнении своих полномочий по предупреждению и пресечению преступлений патрульные и постовые наряды обязаны осуществлять в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений, возможного появления и укрытия разыскиваемых преступников, а также лиц, условно осужденных к лишению свободы и условно освобожденных из мест лишения свободы (п. 216.1);принимая участие в борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних, детской безнадзорностью, патрульные и постовые наряды обязаны знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательнотрудовых колоний, осужденных к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных местах, обо всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних (п. 217.4);при несении службы на объектах транспорта они обязаны устанавливать и задерживать лиц, находящихся в розыске, условно осужденных и условно освобожденных, самовольно оставивших места исполнения наказаний, а также пытающихся войти в доверие к пассажирам с целью совершения кражи вещей и иных материальных ценностей (п. 220.2).Безусловно, для выполнения вышеуказанных обязанностей по профилактике рецидивной преступности, а также для своевременного реагирования на поступающую информацию о преступлениях и правонарушениях в целом, принятия действенных мер по выявлению и раскрытию преступлений, сотрудники патрульнопостовой службы должны владеть информацией олицах, состоящих на профилактических учетах, а также местах концентрации лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, находящихся на маршруте патрулирования. Информацию о гражданах вышеуказанных категорий сотрудники патрульнопостовой службы при необходимости могут получить у участковых уполномоченных полиции.Вопрос взаимодействия и обмена информацией между участковыми уполномоченными полиции и сотрудниками патрульнопостовой службы полиции не может заключаться только в одностороннем обмене имеющимися данными.
Сотрудники патрульнопостовой службы также должны быть заинтересованы в пополнении и своевременном обновлении списков лиц, в отношении которых участковые уполномоченные милиции осуществляют контроль и профилактическую работу. Находясь на маршрутах патрулирования, сотрудники патрульнопостовой службы, при получении оперативной информации о лицах, склонных к совершению противоправных действий, местах концентрации лиц, ведущих антиобщественный образ жизни,должны своевременно сообщать её участковым уполномоченным полиции.В результате совместных действий участковых уполномоченных полициии сотрудников патрульнопостовой службы будут сформированы наиболее полные списки профилактируемых лиц, а также обеспечится своевременность и оперативность внесения в них изменений.Следующая форма взаимодействия –совместное проведение отельных мероприятий по предупреждению совершения преступлений и других правонарушений подконтрольными лицами.Участковыми уполномоченными полиции во взаимодействии сподразделениями по делам несовершеннолетних организуются и осуществляются совместные рейдовые мероприятия по контролю за поведением осужденных несовершеннолетних в целях предупреждения повторных преступлений, правонарушений, устранения причин и условий, способствующих их совершению. Так, на территории Лесозаводского городского округа Приморского края в апреле 2013 года проведен первый этап оперативнопрофилактической операции «Надзор –2013». Цель мероприятия –повышение уровня профилактического воздействия на лиц, ранее судимых, состоящих на учетах в органах внутренних дел, снижение числа преступлений, совершаемых данной категорией граждан[8].В проведении операции были задействованы участковые уполномоченные полиции и подразделения по делам несовершеннолетних, патрульнопостовая служба, вневедомственная охрана, сотрудники уголовного розыска, дорожнопатрульная служба. Для достижения максимальной эффективности операции полицейскими был выполнен ряд первоочередных задач. Согласноспискам лиц из числа состоящих на профилактических учетах и имеющих ограничения после 22.00 до 06.00 часов находиться по месту жительства, были подготовлены маршрутные листы для осуществления проверок лиц, ранее судимых, формально подпадающих под административный надзор, условно осужденных, состоящих на профилактических учетах.В операции «Надзор» были задействованы 114 сотрудников полиции. Для осуществления контроля за исполнением обязанностей по приговору суда сотрудники МОМВД России «Лесозаводский» совместно с сотрудниками филиала по г. Лесозаводску ФКУ УИИ ГУФСИН России по Приморскому краю было проведено 6 рейдовых мероприятий, первый этап которых проходил с 09.00 до 21.00, а второй с 22.00 до 24.00.Так, на начало оперативнопрофилактического мероприятия в отделе участковых уполномоченных и по делам несовершеннолетних МОМВД России «Лесозаводский» на профилактическом учете состояли 103 лица ранее судимых, из них 37 условнодосрочно освобожденных, лиц условноосужденных –269; 17 несовершеннолетних особойкатегории, граждан, формально подпадающих под административный надзор –24.Сотрудники полиции посетили ранее судимых, а также лиц, условно осужденных, состоящих на профилактическом учете в ОУУП и ПДН МОМВД России «Лесозаводский», чтобы оценить их поведение и образ жизни. По месту жительства и работы данных граждан были проведены индивидуальнопрофилактические мероприятия и беседы.Всего за время поведения операции «Надзор»сотрудниками были проверены 310 поднадзорных, а также выявлено 86 административных правонарушений.Следующей формой взаимодействия является планирование как важнейшееорганизующее начало любой осознанной человеческой деятельности, необходимая предпосылка ее действенности и эффективности. Именно планирование позволяет сосредоточить основное внимание на решении наиболее важных, перспективных вопросов, вытекающих из решений законодательных и исполнительных органов государственной власти, сложившейся оперативной обстановки на обслуживаемой территории, что дает возможность правильно использовать каждого сотрудника полиции, общественность, материальнотехническую базу в вопросах предупреждения рецидивной преступности. С помощью планирования создаются необходимые условия для тесного взаимодействия как между различными подразделениями ОВД, так и подразделениями федеральной службы по исполнению наказаний, что позволяет не только анализировать и прогнозировать развития рецидивной преступности на обслуживаемой территории, но и осуществлять мероприятия, позволяющие воздействовать на этот вид преступности как в масштабах страны, так и на определенной территории.Такое планирование должно осуществляться на всех уровнях: от районных и городских органов, осуществляющих профилактику рецидивной преступности, до федеральных органов государственной власти, где планирование комплекса совместных мероприятийприобретает форму государственных программ. Так, например, для координации работы всех ведомств и учреждений системы профилактики на территории Тюменской области действуют областные целевые программы: «Комплексная программа по профилактике правонарушений и усилению борьбы с преступностью в Тюменской области на 2012–2014 годы»и «Профилактика рецидивной преступности и правонарушений несовершеннолетних в Тюменской области «Подросток и закон» на 2013–2015 годы», которые предусматривают принятие органами внутренних дел совместно с органами местного самоуправления, Управлением федеральной службы исполнения наказаний, Департаментами образования, социального развития, здравоохранения и занятости населения мер, направленных на профилактику преступлений, совершаемых ранее судимыми лицами.Такая форма взаимодействия как проведение совместных семинаров по обмену опытом работы, межведомственных совещаний и т.п., участие представителей одних взаимодействующих органов в заседаниях и совещаниях, проводимых другими органами, позволяют сотрудникам взаимодействующих органов наладить деловые контакты и связи, быть в курсе оперативной обстановки на обслуживаемой территории, узнавать о новых методах и приемах работы, повышать свою квалификацию.В завершение следует отметить, что взаимодействие участковых уполномоченных полиции с другими подразделениями ОВД является актуальным и приоритетным направлением деятельности органов внутренних дел, так как без него невозможно говорить об эффективных результатах работы, направленной на предупреждение повторной преступности.
Ссылки на источники1.Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2011 году. –URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=80&item=1239.2.Состояние преступности в России за январьдекабрь 2012 г., М. –С.7.3.Собрание законодательства Российской Федерации. –1996. –№ 17. –Ст. 1958.4.Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью». –Собрание законодательства Российской Федерации. –1996. –№ 17. –Ст. 1958.5.URL: http://www.rg.ru/2013/03/27/uchastkoviedok.html.6.URL: http://www.consultant.ru.7.URL: http://www.consultant.ru.8.URL:http://primorsky.ru/news/common/45990.
Inna Kasnitskaya,Candidate of legal sciences, senior lecturerof the Chair of legal trainingof the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation,Tyumenkasnitskay@mail.ruQuestions about the interaction of divisions of the organization of the work of precinct police with other departments of the MIA for the control of persons in probation and parole released from places of imprisonmentAbstract.With specific areas of work of precinct police in the exercise of Supervisory functions in relation to probation and parole and probation special features of their interaction with other departments of the MIA on individual preventive work with the specified category of persons.Key words:district commissioners of police, conditionally sentenced persons on probation, juvenile inspection, interaction.
Рекомендовано к публикации:Горевым П.М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»