Гуманитарные технологии в подготовке учителя безопасности жизнедеятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Денщикова Т. Ю., Кучерова Ю. Ю., Малоштанов В. П. Гуманитарные технологии в подготовке учителя безопасности жизнедеятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S18. – С. 1–5. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14723.htm.
Аннотация. Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Студенты должны учиться создавать условия диалога со школьниками, что в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного конструирования субъект-субъектных отношений. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Денщикова Татьяна Юрьевна,кандидат биологических наук, доцент кафедры теории и методикибезопасности жизнедеятельностиФГАОУ ВПО «СевероКавказский государственный университет», г. Ставропольdenschykova@mail.ru

Кучерова Юлия Юрьевна,студентка ФГАОУ ВПО «СевероКавказский государственный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru

Малоштанов Виталий Павлович,студент ФГАОУ ВПО «СевероКавказский государственный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru

Гуманитарные технологии в подготовке учителя безопасности жизнедеятельности

Аннотация. Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Студенты должны учиться создавать условия диалога со школьниками, что в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного конструирования субъектсубъектных отношений. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения.Ключевые слова: ценности, социальные опасности, гуманитарные технологии, имитационное моделирование.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Современные темпы развитияобщества, динамизм происходящих процессов определяют программу развитиявысшей школы,как программу «на опережение». Стоит остро проблема поиска средств, помогающих решению данной задачи, пересмотра и критического анализа методического арсенала, внедренияпедагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественной профессиональной подготовки бакалавра. Система подготовки специалиста,сложившаяся в прошлом веке, вступает в противоречие с потребностями современности.Выпускник первой ступени высшего образования, бакалавр, должен быть востребован на рынке труда в сфере просвещения, но пока его место в сфере российского образования неясно и размыто, что позволит ему конкурировать с огромной «армией» специалистов дня сегодняшнего имагистров, за которыми день завтрашний.Не сформирована образовательнаямодель, которая чётко–бы определила, в чём отличие подготовки бакалавра от специалиста, если не считать уменьшение сроков подготовки по отдельным дисциплинам, ведение новых дисциплин, появление которых не всегда оправдано потребностью формирования бакалавра, кромекак,по причине,«есть специалист в этой области», и небольшого изменения баланса между теоретической и практической подготовкой, в пользу последней. При этом практическая подготовка затруднена тем,что многие вузы потеряли ресурсы для проведения практических и лабораторных работ, а базы практики иногда не выполняют своей роли, «тренировочной» площадки для будущего учителя, как изза нехватки времени, так и изза отсутствия учителейноваторов, учителейпросветителей, которые способны выступить в роли методистов и воспитателей бакалавров. Следовательно, сегодня остро стоит вопрос о поискеи отбореметодов подготовки бакалавров, которые будут способствовать формированию конкурентно способного специалиста в области просвещения, без больших финансовых вливаний в период «эпохи реформирования» высшей и общеобразовательной (базовой)школ [1].Работодателю нужны не дипломы, а компетенции, то есть способность применять полученные знания для достижения результата в работе, на практике. А компетенции могут быть не только и даже не столько результатом полученного образования, но также и результатом накопленного опыта, мотивации человека, его отношения к делу и личностных качеств.Сегодня работодатели больше обращают внимание на соответствие образования специфике потенциальной работы, особенно востребовано сочетание качественного высшего профильного образования, навыков работыи владения компьютерными технологиями и иностранным языком.

Молодежь сегодня активно пользуется возможностями получить работу за границей, но государстводолжно создавать привлекательные условия, чтобы молодые люди оставались в России и использовали здесь полученные знания и навыки. Вопреки привычным убеждениям, знание не сводится к истине, оно включает в себя и ценности. Знать –значит иметь представление не только о том, чтоесть, но и о том, чтодолжно быть.В естественнонаучных дисциплинах рассматривается ценностьприроды, жизни, ценности экологической культуры, безопасности, здоровья. Это основные принципы,составляющиефилософию гуманитарных технологий, которые успешно внедряются на кафедре «Теория и методика безопасности жизнедеятельности» в ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет» при подготовке бакалавров направления «Педагогическое образование», профиль «Безопасность жизнедеятельности», а также для студентов других направлений в рамках базовой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».Нами широко используются:Футурологические гуманитарные технологии воспроизводят синоптическую карту, представляющую экономический, социальный, культурный, моральнопсихологический и демографический «прогноз» возможных вариантов будущего. Ситуативные гуманитарные технологии разрабатываются и применяются по причине какихто обстоятельств. Например, управление поведением людей в экстремальных ситуациях. Ситуативные гуманитарные технологииразрабатываются и применяются по причине какихто обстоятельств. Например, управление поведением людей в экстремальных ситуациях. По этим технологиям проводятся специальные тренинги. На занятиях используется метод конкретных ситуаций, в основе которых лежит имитация реальной профессиональной деятельности при определенных обстоятельствах. Главная проблема состоит в том, чтобы обеспечить каждому студенту оптимальные возможности для выбора адекватных действий, поставив их перед необходимостью активно участвовать формирования и совершенствования умений и навыков практической работы (проведение аварийноспасательных работ при землетрясении).В учебном процессе могут быть использованы разныетипы ситуаций:стандартные, критические, экстремальные. В основе такой классификации–их типичность, частота, распространенность.Стандартная ситуацияв определенной мере типична, часто повторяется при одних и тех же обстоятельствах, имеет одни и те же источники и причины (рассмотреть стадии «зарождения» и «инициирования» будущей чрезвычайной ситуации).1.Критическая ситуация не типична для личности, специалиста, коллектива учреждения и, как правило, неожиданна, требуетнемедленного и радикального вмешательства, пересмотра методики, стиля и методов работы, энергичных действий (взрыв бытовой техники, заклинивание двери –раздел темы «Безопасность в быту»).2.Экстремальная ситуация(чрезвычайное происшествие)–уникальная, не имеющая аналогов. Приводит к радикальному пересмотру соответствующих процессов, взглядов, отношений и объектов.Используемые стандартные ситуации разделяютпо дидактическим функциямна четыре типа: ситуациииллюстрации, ситуацииупражнения, ситуацииоценки, ситуациипроблемы.Ситуациииллюстрацииприменяются для того, чтобы на конкретном примере из практики показать действие теоретических закономерностей, принципов, механизмов тех или иных событий, явлений на основе материалов из опыта работы учреждений, описанного в литературе или взятого из жизни. С помощью ситуаций–иллюстраций демонстрируется наиболее вероятный способ решения той или иной проблемы, подкрепляются и разъясняются высказанные преподавателем положения. Ситуацияиллюстрацияпредставляет ситуацию и поясняет причины ее возникновения, описывает процедуру ее решения. Цель обучаемых: оценить ситуацию в целом, провести анализ ее решения, сформулировать вопросы, выразить согласие–несогласие.Ситуацияоценкаиспользуется для формирования у студентов, будущих учителей безопасности жизнедеятельности, опыта применения научных знаний для выработки своих позиций, отношения к тому или иному факту, событию, действию специалиста или руководителя. Задача студента–провести критический анализ принятых решений, оценить источники, механизмы, последствия ситуации.Ситуацияупражнениепризвана сформировать или расширить опыт в решении конкретных проблем. Здесь предлагается конкретная ситуация и ставится вопрос: Как бы вы поступили? Разработайте свой план действий. Ситуацииупражнения используются, когда есть необходимость в том, чтобы студентысамостоятельно разобрались в данном вопросе, приняли решение и аргументировали его, т. е. предусматриваются определенные действия по анализу ситуации, подготовке документов и предложений на основе рекомендованных правил и аналогов. Цель обучаемых: проанализировать данные ситуации, найденные решения, использовав при этом приобретенные теоретические знания.Ситуациипроблемыпредставляют наибольшийинтерес в подготовке обучающихся. Преподаватель предлагает необходимые вводные данные по ситуации, затем каждый анализирует положение дел и определяет оптимальные пути решения проблемы. Проблемная ситуация содержит до сих пор не известные специалисту знания, факты, которые он должен усвоить, что и позволит ему овладеть способами действий в данных условиях. Проблемные ситуации могут быть использованы как в процессе самого занятия, так и в виде домашнего задания с последующим обсуждением решения на занятии. Ситуации можно применять для коллективного обсуждения и самостоятельной проработки материала, на зачетах, экзаменах.В целомситуации, используемые в процессе обучения, должны быть подобраны так, чтобы быть доступными для восприятия слушателей, актуальными. Работа с ситуациями осуществляется в ходе коллективного, индивидуального обсуждения, а также в микрогруппах. Содержанием ситуации должна стать живая и злободневная проблема, что дает возможность заинтересовать слушателей, стимулировать их активную и творческую деятельность. Важно, чтобы каждый слушатель участвовал в анализеситуации, выявлял причины ее возникновения, мотивы и цели участников педагогического процесса, предлагал и доказывал оптимальный вариант решения имитируемой ситуации.Наиболее распространенным способом предъявления слушателям ситуации является ее краткое письменное описание, которое должно отражать существо происходящего события, факта и в то же время позволять сделать предположение о причинах, приведших к данному событию, и возможных его последствиях. В учебном процессе применяются и другие формы предъявления ситуации: аудиоили видеозапись занятия,мероприятия, фрагмент интервью, набор фотодокументов, схем, графиков, отражающих состояние какоголибо факта или процесса, рассказ очевидца, фрагменты телепередач, «игровой метод».После предъявления ситуации важно сформулироватьвопросызадания.Например:Как вы оцениваете то, что произошло в описанной ситуации? Насколько она типична? Приходилось ли вам сталкиваться с подобными явлениями?Какие ошибки были допущены в данной ситуации? Каковы причины этих ошибок?Что предприняли бы вы в данных обстоятельствах?Какие меры в данной ситуации могут принять коллектив, общественные организации?Предложите систему мер, которые предупреждают подобные ситуации.Каких знаний лично вам недостает для эффективного решения подобной ситуации?В процессе преподавания дисциплины «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них» нами накоплен определенный опыт. Особое внимание уделяем вопросам о причинах возникновения, защите и последствиях опасных и чрезвычайных ситуаций, происходящих в социуме, о методах личной и коллективной безопасности.Традиционно, выделяем задачи–обучающие, развивающие и воспитывающие, на реализацию которых направлена дисциплина «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них»: обучающие,дополнить и расширить знания студентов о социальных опасностяхокружающей среды, обучить способам безопасного поведения в возможных непредвиденных ситуацияхповседневной жизни;развивающие,способствовать развитиюу студентов навыков аналитического мышления, умению предвидеть возможную опасную ситуацию;воспитывающие,способствовать становлению социальной культуры личности, активизировать у учащихся интерес к вопросам собственной безопасности, помочь преодолеть синдром боязни современного общества.Принципы построения и методическое обеспечение дисциплины «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них»:принцип научности, использованы актуальные теории иконцепции, позволяющие создать целостное представление о безопасности жизнедеятельности человека в условиях социальнойопасности; принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения и навыки в области социальной безопасности жизнедеятельности человека на базе уже имеющихся; принцип гуманистичности, основой программы являетсячеловек и забота о его безопасности в условиях современного социума; принцип междисциплинарности, рассматриваются вопросы, требующие использования знаний из различных дисциплин);

принцип проблемности,отражены проблемыобщественной и личностной безопасности жизнедеятельности, возникающие в результате взаимодействия человека и общества в условиях социальной опасности.Рассматривая систему работы со студентамибакалаврами, кромепроведения традиционных типов семинаров широко используем:метод защиты проектов, например, после изучения теоретических основ предлагается следующее задание к семинарскому занятию: диспуты, при изучении религиозных сект;практические занятия, например, задания такого типа: используя изученные способы психологической самозащиты, проиграйте с одногрупниками следующие ситуации:1.Поговорите с «незнакомцем» так, чтобы он почувствовал вашу уверенность, готовность постоять за себя. 2.Попробуйте при встрече с «нападающим» вести себя агрессивно, наступательно, инициативно.3.Попытайтесь найти мирное решение конфликта в самом его начале, когда играющий роль злоумышленника пытается найти повод для столкновения.4.В сложной ситуации введите «нападающего» в заблуждение: симулируйте обморок, болезнь, глухоту и т. п.);экскурсии, в ОВД, МЧС, отдел социальной защиты населения, в центр занятости населения);интегрированные семинарские занятия, поскольку дисциплина «Чрезвычайные ситуации социального характера и защита от них», является интегрированной образовательной областью, тесно связанной абсолютно со всеми дисциплинами общей и специальной подготовки специалиста в области безопасности жизнедеятельности. Так, например, при изучении современной демографической ситуации в России или изучении миграции населения какдестабилизирующих факторов целесообразно провести интегрированный семинар, совместно с преподавателем с кафедры экономической географии,при изучении причин появления социальных опасностей целесообразна интеграция с обществознанием, не говоря уже об изучении раздела «Информационная безопасность», где компьютер является одновременно и источником опасности, и средством получения новых знаний. Использование ИКТ позволяет диверсифицировать процесс изучения материала и получить доступ к нужной и важнойинформации с помощью Интернета.Кроме традиционных форм обучения, характерных для Высшей школы (лекции, практические занятия) курс сопровождается активными формами обучения.При изучении тем: «Социальноэкономический кризис и проблемы безопасности жизнедеятельности»–формой занятия рекомендуется избрать диспут; «Локальные и региональные вооруженные конфликты, массовые беспорядки. Причины возникновения. Межэтнические противостояния, религиозный экстремизм, экстремистские движения, религиозные секты в России. Психологические аспекты поведения в социальных конфликтах»–диспут, анализ конкретных ситуаций (или кейсметод), «Терроризм как глобальная проблемасовременности. Основные источникиугрозы и методы террора»–круглый стол, «Основные способы противодействия террористическим актам. Алгоритм поведения при угрозе террористических актов. Правила безопасного поведения при захвате в качестве заложника, обнаружении взрывного устройства, химической и радиационной атаках»–деловая игра, «Опасность насилия в семье. Детская безнадзорность. Проституция»–эвристическая беседа, диалог [2].В решении задач подготовки педагога нового типа, педагогаисследователя, приоритетными направлениями системы образования стали: формирование умений самообразования у студентов в области чрезвычайных ситуаций, готовности творчески решать проблемные вопросыобеспечения безопасности человека и общества в ходе усвоения общенаучных, специальных и общепрофессиональных дисциплин; выработка внутренней потребности в непрерывном саморазвитии и самосовершенствовании; формирование активной, творческой личности безопасного типа поведении и мышления, основанного на глубоком осознании безусловности приоритетов безопасности при решении профессиональных задач как в области научного поиска, так и конкретных конструкторскопроектных разработок.Педагогические технологии гуманитарны по своей природе. Важной особенностью гуманитарной технологии является диалогичность. Условия диалога в гуманитарной технологии обеспечивается путём преднамеренного конструирования субъектсубъектных отношений, обусловливающих характер индивидуальноличностных изменений учителя и учащихся. Результатом такого взаимодействия будут «состояния», в которых участники педагогического процесса смогут услышать, понять смыслы друг друга, выработать доступный язык общения.Гуманитарной технологии свойственна открытость целей работы с человеком, отсутствие манипулятивности в деятельности педагога. Открытость, возможно обеспечить через прояснение смысла совместных действий, коллегиальность в формировании и выборе цели, предъявление целей для экспертизы всем заинтересованным лицам, возможность их коррекции, изначально заложенную в алгоритм технологии. В основании гуманитарной технологии лежит внутренняя логика развития прогнозируемого качества, а не внешнее формальное следование умозрительно запланированным этапамработы или закономерностям гипотетического построения той или иной образовательной модели.Гуманитарность педагогической технологии проявляется в возможности её влияний на интегральные характеристики человека (потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации, установки, смыслы), определяющие динамику личностной системы в целом.Начиная с первого курса, студенты начинают работать над отдельными проблемами, которые в последствие лягут в основу выпускной квалификационной работы по дисциплине, носящей метапредметный характер «Теория и методика безопасности жизнедеятельности». Задания, которые студент получает при подготовке ВКР, структурированы поэтапно таким образом, что содержание является результатом интеграции множества дисциплин, таких как биология, экология, безопасность жизнедеятельности, статистика, педагогика, психология, валеология и др. Метапредметный характер этих дисциплин проявляется в структуре, содержании, технологических приемах. Продукт этой деятельности носит так же интегративный характер (формирование гражданской позиции, экологическая ответственность личности за последствия «влияния» на окружающую среду, а также ответственности за своё здоровье).Анализ, полученных данных показал, что наши усилия привели к позитивным изменениям, по показателю «практическая готовность» и уровням сформированности компонентов культуры (табл. 1 и 2).Таблица 1Практическая готовность студентов

Практическая готовность школьников к ОБЖКритерииПоказателиРезультатыУмение прогнозировать деятельность с позиций безопасностиРазвито267,0/31,0%Частично развито123,0/60,0%Не развито0/9,0%Степень овладения способами и средствами минимизации негативного воздействий средыВысокая241,0/10,2%Средняя147,0/38,8%Низкая012,0/51,0%Владение технологией принятия решения в чрезвычайной ситуацииСформировано261,2/29,0%Сформировано частично134,8/41,0%Не сформировано04,0/30,0%

Примечание.Количественные данные в %, представленные в числителе, получены после эксперимента, в знаменателе–до него.Таблица 2Изменение уровней сформированности компонентов культуры

личной безопасности (%)

Уровни формирования компонентов образованияЭкспериментальная группаКонтрольная группаМотивационнаяценностьНизкий уровень21,842,1Средний уровень52,444,8Высокий уровень25,813,1КогнитивностьНизкий уровень14,328,8Средний уровень55,956,5Высокий уровень29,814,7Практическая готовностьНизкий уровень14,628,2Средний уровень52,355,9Высокий уровень33,115,9

Исследование показало, что формирование знаний с использованием предложенных нами педагогических технологий отличается следующими особенностями: возможностью приблизить процесс обучения к реальной действительности (наоснове имитационного моделирования); интенсификацией коллективного способа обучения; возможностью усиления эмоциональной составляющей обучения; существенной активизацией самостоятельной учебной деятельности студентов; развитием творческих способностей как ведущих качеств личности; созданием духа научности и гуманизма в учебной работе.

Ссылки на источники1.Технологииподготовки специалистов в педагогическом университете: монография / 3. Р. Аглеева, О. П. Голяндина, В. В. Гурылева;под ред. проф. В. А. Пятина.–Астрахань: Издво Астраханского гос. пед. унта, 1999.–352 с.2.Денщикова Т.Ю., Вишнякова В.Ф., Голубева И.А. Компетенции и образование: модели, методы, технологии: монография/ науч. ред. д. п. н., проф. С. П. Акутина. Ч.1. –М.: Издво«Перо», 2010.–189 с.

Tatiana Denschykova,Candidate of Biological Sciences, Associate professor at the chair of theory and methods of life safetyFSAEI HPE"NorthCaucasus Federal University", Stavropoldenschykova@mail.ruKucherovаJulia,studentFSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruMaloshtanov Vitali,studentFSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruHumanitarian technologies in teacher training safetyAbstract.An important feature of the humanitarian technologies is dialogue. Students should learn to create conditions for dialogue with students, humanitarian technologies provided by deliberate design of subjectsubject relations. The result of this interaction will be of a "state"in which the educational process participants will be able to hear, to understand the meanings of each other, to develop accessible language.Keywords:values, social danger, humanitarian technologies, simulation modeling.

Рекомендовано к публикации:Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»