Личностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Филанковский В. В., Лесняк Т. В., Сазанов С. В. Личностная вовлеченность учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S18. – С. 56–60. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14734.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам личностной вовлеченности учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности.
Раздел: Отдельные вопросы сферы образования
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Филанковский Виталий Владимирович,доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности факультета физической культурыИнститута образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольfilankovskiy@mail.ru

Лесняк Татьяна Викторовна,старший преподаватель кафедры теории и методики безопасности жизнедеятельности факультета физической культурыИнститута образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г.Ставропольzhiznbezop@yandex.ru

Сазанов Станислав Ваcильевич,студент Института образования и социальных наук ФГАОУ ВПО «СевероКавказский федеральный университет», г. Ставропольzhiznbezop@yandex.ru

Личностная вовлеченность учеников в процессобразования по проблемам безопасности жизнедеятельности

Аннотация. Статья посвящена вопросам личностной вовлеченности учеников в процесс образования по проблемам безопасности жизнедеятельности.Ключевые слова: гуманитаризация, педагогическая парадигма, гуманистическая педагогика,принципы образования в области проблем безопасности жизнедеятельности.Раздел:(01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Попытки создать в образовании новую гуманитарную среду являются закономерной реакцией общества на устоявшееся в массовом сознании устойчивое пренебрежение к личности, отторжение ее от нравственных ценностей, классической культуры. Гуманитаризация образования направленная на осуществление в характере мышления человека столь необходимый поворот от фрагментарного к целостному восприятию мира в широком культурном контексте.Процессы формирования мировой цивилизации сопрягаются с идеей создания единого образовательного и научнопедагогического пространства, с возможностью привнесения в различные педагогические системы общечеловеческих ценностей, обеспечения диалога культур.Гуманистический подход предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен; он учится осмыслению; его любознательность поощряется; он свободен выбирать содержание, формы и режим работы. Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции учителем информации, то в век динамичных изменений главным становится активизация умения учиться самостоятельно 1.Согласно гуманистической психологии:современное образование исходит из общечеловеческих ценностей и на их согласовании с конкретными ценностями разных этнокультурных сообществ;цель образования есть становление самореализующейся личности, для которой характерна гуманистическая направленность ее ценностей;развитие личности происходит целостно, в единстве разума и чувства, души и тела;все права человека, в том числе и его право на свободный выбор содержания, форм, режимовобразования, находитсяпод защитой;образование осуществляется посредством собственной деятельности ученика; групповая работа в школе сочетается с индивидуальной работой, при чем особое внимание уделяется развитию индивидуального стиля деятельности ребенка;образование как деятельность личности основано на внутренней мотивации ученика, а также на полноценном общении учителя и учащихся, причем участие школьников в равноправном диалоге уважается и поощряется;наиболее успешно образование осуществляется в обстановке заботы, внимания, сотрудничества, а не формального руководства.В процессе гуманизации образовательной деятельности, с одной стороны, существенно изменяется общая позиция ученика по отношению к учению, а с другой–установки учителя, старающегося реализовать на практике гуманистические идеи и принципы.Учительская деятельность во многом зависит от его мировосприятия и миропонимания.Педагогическая парадигма определяет смысл, который влечет за собой определенную структуру деятельности, вполне конкретную форму и реальное содержание. Выделяют три основных способа бытия в профессии, три различных возможности взаимодействия человека с миром и окружающими людьми, три различных смысла построения педагогического процесса: технократический, гуманитарный, эзотерический.Первая парадигма (генетически более поздняя)–научнотехнократическая, смысл и сила которой в знании–как в результате, в знании теоретически обоснованном и практически доказанном. Категория истины в технократической парадигме существует: истина единственна и однозначна, но в определенном смысле подвижна в связи с динамикой в развитии науки.Характеристика учителя–носителя знаний и ученика, не владеющими заведомо этими знаниями,–субъектобъектная; если обозначать доминантную ценность учителятехнократа, то ею является непосредственно та информация, которую необходимо до ученика донести.Вторая парадигма (возникшая ранее технократической)–гуманитарная. Она не ориентирована на знание как на результат; ее смысл и сила в процессе познания. Познание–через форму диалога: учителя с учеником, ученика с другим учеником, и, наконец, через форму внутреннего диалога ученика с собой. Свобода диалога и стремление к взаимопониманию учителя и ученика определяют субъектсубъектные отношения.В гуманистически ориентированном обучении педагог ставит ученика не в позицию объекта, которым он управляет, а в позицию полноправного субъекта учения, создавая тем самым условия для его творческой самореализации. Это значит, что педагог организует учебную деятельность ученика не как традиционный информационнорецептивный процесс, а как процесс решения проблем разного уровня–не только частных, но и глобальных, помогая ученику понять личностный смысл этих проблем и задач.Не менее важной задачей педагога, является способность включить ученика в качестве активного участника в групповое взаимодействие на основе творческого диалога в системе «учитель–ученик», «учитель–учащиеся». По существу, речь идет о проблемнодиалогическом подходе к обучению.Парадигма гуманистической педагогики в полной мере учитывает диалектику образовательного процесса, основанную на свободном сочетании: свободного развития ребенка–с педагогическим управлением этим процессом; приспособления целей, содержания, форм, методов и средств образования к ребенку–с ориентацией на определенные гуманистические императивы, самоценности человека–с общественным характером его бытия.Анализ конкретных методик гуманистической педагогики показал: стремление создать эмоционально стимулирующую учебную среду;уделение пристальноговниманиясобственной инициативе учащихся;стремление установить в классе атмосферу теплоты, искренности, взаимной приязни, уважения и доверия между учителем и учащимися;разработкуучебного процесса учителем и учащимисяна «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами;ограничение роли учителя ролью консультанта и «источника знаний», всегда готового пройти на помощь учащимся;создание для каждого учащегося реальных «познавательных альтернатив» и стремление учителя поощрить детей к самореализации в форме, которая определяется уровнем их развития;подход к образовательным программам с точки зрения максимальной возможности развития творческих способностейучащихся (при этом процесс учения понимается как накопление субъективного опыта познания, пронизывающего человеческую жизнь, обогащение его все новыми и новыми гранями);совместное обсуждение учителем и учащимися проблем обучения и способов его оценки; отказ от использования отметок как формы давления на учащихся.Современная парадигма гуманизма включает три ведущих направления реальной педагогической деятельности:1)обеспечение внутренних условий (установок, потребностей, способностей) для развития «самости», для саморазвития; 2)создание благоприятных внешних условий (среды обитания) для психического и биологического (физического) существования и развития;3)организация микросоциальной среды (гуманистические отношения, общение, творческая деятельность, психологический климат и др.) как продукта активности детей и взрослых.Ориентируясь на ведущие идеи гуманизации образования, учитель выступает как «фасилитатор» (облегчающий ученику процесс учения). Его установки: эмпатическипонять чувства и мысли ученика, принять ученика как личность, быть открытым по отношению к нему, сделать его полноправным участником обсуждения проблем, групповой и индивидуальной работы, анализа ее результатов, планирования дальнейшего продвижения.Ожидаемые эффекты деятельности ученика: развитие человечных отношений к человеку, природе, и обществу; способность к творческой самореализации; быть свободным и ответственным в учении; уметь видеть проблемы и оценивать их значимость; уметь осмысливать основанияпринимаемых решений, уметь работать в группе, овладевать культурой общения.Основой для становления гуманитарной парадигмы профессиональнопедагогической деятельности учителя являются ведущие идеи гуманизации образования. Гуманизация образования кардинальным образом меняет характер взаимодействия учителя и учащегося. Так на основании ведущих идей гуманистической парадигмы а именно: человек как высшая ценность; главное –духовные ценности, гармонизирующие отношения, природа –общество–человек; самореализация как деятельность во благо других, взаимодействие учителя и учащихся выстроены по следующей схеме:ученик–субъект обучения;учитель создает условия для самостоятельного продвиженияученика,вотличие от автократического подхода, где учитель–субъект обучения, а ученик его пассивный объект.При гуманистической ориентации такие взаимодействия учителя и учащихся возможны при следующих условиях:проблематизации изучаемого материала и осмысление его ценности для человека (в отличие от информационнорецептивного подхода к обучению, абстрагированного от целостного смысла в автократической ориентации образования);рефлексии основании (методологии) решения проблемы (в отличие от готового объяснения материала с последующим зазубриванием при авторитаризме);диалогизации общения и совместного поиска решений (в отличие от монологической речи учителя и формальным оцениванием ученика при авторикратическом подходе);опоре на внутреннюю мотивацию учения: интерес, чувство успеха, утверждение своих сил и способностей (в отличие от опоры на внешнюю мотивацию: долг, страх наказание при авторикратическом подходе).На основе освоения ведущих идей гуманизации образования у учителя развивается новая система ценностей, т.е.формируются и начинают действовать вызванные инновациями и реформами новые духовные и эмоционально переживаемые значения и смыслы предметной и мыслительной деятельности, вновь отрефлексированные идеальные нормы бытия, принимаемые педагогами за основу их нового опыта, за цели действий и поступков.В самом общемвиде, гуманистическая педагогика рассматривает обучение как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Признание самоценности личности, ее права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для ее творческой самореализации,–все это определяет общий гуманистический подход к обучению.Чему должны обучать современный учитель на занятиях по основам безопасности жизнедеятельности, и что должны изучать школьники, если цель обучения–воспитание граждан XXIвека? Само образование должно приобрести направленность на проблемы безопасности жизнедеятельности глобального характера. Смысл глобального образования в области безопасности жизнедеятельности состоит в формировании у учащихся нового понимания мира на основе гуманистических взглядов, нового отношения человека к миру, в котором мы сегодня живем, и нового способа деятельности человека, задача которого–сохранять хрупкое равновесие систем «человек и природа», «человек и общество»,«человек и человек» –«человек –среда обитания»Одним из вариантов гуманистического ответа на противоречия современного мира, в педагогике является концепция образования в области безопасности жизнедеятельности, которая исходит из основополагающей идеи, что современная школа существует в быстро меняющемся, мире, и что она призвана воспитать у учащихся новое, целостное видение этого мира и места человека в нем. Главное в образовании безопасности жизнедеятельности–воспитание чувства причастности школьников к жизни планеты Установление гармоничных отношений человека с природой, гармоничных отношений человека с самим собой 2.Образование в области проблем безопасности жизнедеятельности можно определить как одно из направлений развития современной педагогической теории и практики, основывающееся на необходимости подготовки человека к жизни в условиях быстро меняющегося, все более взаимосвязанного мира, нарастающих глобальных проблем и кризисов.Рассматривая принципы образования в области проблем безопасности жизнедеятельности в контексте педагогического целеполагания можно их представить следующим образом:Принцип 1. Осознание неоднородности восприятия мира:ни одна точка зрения на события в мире, ни один «образ мира» не могут быть лучше или хуже, правильнее или неправильнее по отношению к точке зрения или картине мира того или иного индивидуума; каждое мнение чемто действительным порождено, и надо понимать и принимать как данность и само это мнение, и его генезис.Цель–воспитание широты видения мира («мировоззренческой перспективы») признание равноправными разных точек зрения на мир, разных «образов мира».Принцип 2. Осознание состояния планеты:состояние дел на планете имеет самое непосредственное отношение к моей жизни в силу существующей всеобщей связи людей, событий, процессов; поэтому знание того, что происходит на планете в целом, может помочь мне ориентироваться в собственных делах.Цель–воспитание постоянного и пристального внимания к проблемам и событиям безопасности глобального масштаба и значения, понимания их причин, характера и последствий.Принцип 3.Кросскультурная грамотность:культура моего народа не лучше и не хуже культуры любого другого народа, в ней может быть то, чего нет в других культурах, но может отсутствовать многое, что присущее другим культурам: следовательно, мое духовное обогащение зависит от моего умения использовать принцип дополнительности в диалоге с другими культурами.Цель–воспитание интереса и уважения к культурам народов нашей планеты, стремления к пониманию наиболее важных, специфических и общих характеристик (параметров) этих культур, пониманию их сходства и различия, воспитание культуры безопасного поведения.Принцип 4.Знание глобальной динамики:мир превратился в систему систем; былые автономии, закрытые общества безвозвратно ушли в прошлое; ни одно событие в мире невозможно понять, правильно оценить, увидеть его результаты, не исследовав связь этого события со всем комплексом мировых проблем.Цель–воспитание системного мышления, понимания природы различных систем, развитие навыков системного подхода к изучению мировых процессов–социальных и природных.Принцип 5.Осознанный выбор человека:мыслить глобально недостаточно–необходимо учиться применять полученные знания ежедневно в практической работе, связанной с какимилибо местными актуальными нуждами, которые так или иначе выходят на национальный уровень, где, в свою очередь, существует взаимосвязь с проблемами мирового сообщества.Цель–воспитание чувства выбора меры и степени своего личного участия в решении локальных и проблем безопасности жизнедеятельности, умения строить тактику и стратегию участия в делах, имеющих местный, общенациональный и общемировой характер.Анализ принципов образования безопасности жизнедеятельности в контексте новой направленности мышления определяет стратегию развития конкретной педагогической системы.Именно содержание программ и отличаетобразование в области безопасности жизнедеятельности от любого другого. Многие его цели–критическое мышление, уважение к многообразию, способность видеть взаимосвязь вещей и явлений–уже присутствуют в некоторых нынешних программах. Тоже можно сказать и о некоторых видах заданий и методах, составляющих часть образования в области безопасности жизнедеятельности. Основа уникальности образования в области безопасности жизнедеятельности–в его содержании, в отборе областей человеческого опыта, наиболее характерных для нашей действительности. Основными компоненты образования в области безопасности жизнедеятельности являются:развитие способностей к предвосхищению вразных сферах человеческого опыта на основе сопоставления и выявления причинноследственных связей;преодоление стереотипов восприятия действительности;формирование адекватной самооценки, умения увидеть себя глазами других людей;формирование эстетической системы ценностей;способность эффективно общаться точно выражать свои мысли, внимательно слушать собеседника, делать выводы.

Ссылки на источники1.Филанковский В.В., Янковец И.А. Формирование профессиональной устойчивости к педагогической деятельности у будущих учителей безопасности жизнедеятельности: монография. –Ставрополь: Сервис школа, 2008. –152 с.2.Филанковский В.В., Кисляков П.А., Петров С.В. Социальная безопасность личности, общества, государства: теория и практика обеспечения: учеб.пособие. –М.: «Русский журнал», 2011. –263 с.

Vitali Filankovsky,Doctor оf Pedagogical Sciences, Professor at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolfilankovskiy@mail.ruTatiana Lesnyak,senior lecturer at the chair of theory and methods of life safety FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruStanislav Sazanov,student FSAEI HPE "NorthCaucasus Federal University", Stavropolzhiznbezop@yandex.ruThe personal involvement of students in the education process on life safetyAbstract.The article deals with the personal involvementof students in the education process on safety.Keywords: humanization, pedagogical paradigm, humanistic pedagogy, the principles of education in the field of security problems of life.

Рекомендовано к публикации:Некрасовой Г. Н.,доктором педагогических наук, профессором, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»