Организация самостоятельной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Муслимов Р. А. Организация самостоятельной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S20. – С. 21–25. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14751.htm.
Аннотация. В статье раскрываются особенности организации и проведения самостоятельной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России. Автор обосновывает эффективность использования алгоритмизации в программно-методическом обеспечении самостоятельной работы слушателей ТИПК МВД России по физической подготовке.
Раздел: Философия; социология; политология; правоведение; науковедение
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Муслимов Руслан Абдуллаевич,преподаватель кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень892226666@mail.ru

Организация самостоятельной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России

Аннотация. В статье раскрываются особенности организации и проведения самостоятельной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России. Автор обосновывает эффективность использования алгоритмизации в программнометодическом обеспечении самостоятельной работы слушателей ТИПК МВД России по физической подготовке.Ключевые слова: МВД России, самостоятельная физическая подготовка, программнометодическое обеспечение, профессиональное обучение.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Осуществляемая в настоящее время деятельность по совершенствованию системы управления подготовкой кадров МВД России коренным образом изменяет роль образовательных организаций МВД России, выдвигая новые требования к качеству образовательных услуг. Среди требующих пристального внимания проблем ведомственного образования выделяется физическая подготовка сотрудников [1].В органах внутренних дел физическая подготовка всегда рассматривалась как составная часть профессиональной подготовки сотрудников. Целью физической подготовки является формирование физической и психологической готовности сотрудников к успешному выполнению оперативнослужебных задач, умелому применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств, а также обеспечение их высокой работоспособности в процессе служебной деятельности. В настоящее время рост преступности сопровождается непрерывным ужесточением ее форм. Все чаще правонарушения совершаются с применением физической силы и оружия. Это требует улучшения физической подготовки сотрудников ОВД.Важная роль в системе профессионального обучения сотрудника правоохранительных органов отводится физической подготовке. Именно она способствует повышению сопротивляемости их организма к воздействию неблагоприятных факторов учебнобоевой деятельности, обеспечивая необходимую энергетическую базу для поддержания работоспособности, как в процессе учебы, так и в последующем периоде службы в органах внутренних дел. Служебноприкладная физическая подготовка, в частности один из ее разделов –боевые приемы борьбы занимает особое место в профессиональном обучении сотрудников. Очень велико значение физической подготовки и для психологической «закалки» слушателей образовательных организаций МВД России. Известно, что уверенность в своих физических силах, высокий уровень владения двигательными навыками укрепляют психологическую готовность сотрудника правоохранительных органов к выполнению своих служебных обязанностей [2]. Объем учебного времени, отводимого учебными программами на изучение дисциплины «Физическая подготовка», предполагает ее преподавание практически в течение всего периода обучения, с принятием зачетов и экзаменов непосредственно перед итоговой аттестацией. Тем не менее, как показывает практика проведения итоговой аттестации слушателей по рассматриваемой дисциплине, число слушателей, которые не могут ее выдержать, значительно. Таким образом, создается ситуация при которой государственные средства затрачиваются в полном объеме, а как итог, слушатели, на которых они были затрачены, не могут пройти первоначальную подготовку и приступить к самостоятельной практической деятельности [3].В целях преодоления такой ситуации, необходимо особое внимание уделить вопросам методики и организации физической подготовки в институте с учетом временных резервов, образующихся из времени на самостоятельную работу слушателей, и потенциальной готовности их к серьезной самостоятельной работе.Очевидно, что решать выявленную проблему не возможно без серьезного научного и организационного подхода, предполагающего ряд информационных, организационнометодических и воспитательных мероприятий, среди которых: подготовка рекомендаций по организации и методике самостоятельной физической тренировки, деятельность кураторов и преподавателей института по формированию у слушателей устойчивой мотивациина высокие показатели в физической подготовке и, как следствие, в оперативнослужебной деятельности, и иное.Объект исследования –учебнотренировочный процесс физической подготовки слушателей ТИПК МВД России.Предмет исследования –программнометодическое обеспечение самостоятельной работы слушателей ТИПК МВД России по физической подготовке.Исследование направлено на поиск и теоретическое обоснование эффективности использования алгоритмизации в программнометодическом обеспечении самостоятельной работы слушателей ТИПК МВД России по физической подготовке.Предполагается, что разработка алгоритма самостоятельной работы позволит наиболее полно реализовать принцип индивидуализации обучения и оптимизировать самостоятельную подготовку слушателей ТИПК МВД Россиипо физической подготовке.Для достижения цели исследования необходимо было решить следующие задачи:1.Анализ и обобщение литературных источников по теме исследования.2.Анализ успеваемости слушателей по физической подготовленности за период обучения. 3.Разработка алгоритма самостоятельной подготовки слушателей с возможностью построения индивидуальной программы тренировки.Самостоятельная работа –это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время [4]. Слушатели, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели. Важной особенностью самостоятельной работы является то, что у слушателей развивается самостоятельность в познавательной деятельности и способность самостоятельно применять имеющиеся знания, педагогические технологии в учении и практической деятельности.Развитие и оптимизация самостоятельной физической подготовки в ТИПК МВД России призвано решать следующие задач:

глубокое усвоение изучаемых профессионально важных двигательных действий путем систематической работы над нормативноправовыми актами и учебными пособиями, рекомендациями, указанными в учебной программе и рекомендованной преподавателем;

овладение методами самостоятельной работы над книгой и с персональным компьютером, умение найти нужный материал и самостоятельно его использовать;

воспитание целеустремленности, инициативности и находчивости, способности работать в напряженном режиме длительное время;

воспитание высокой творческой активности при решении разнообразных по характеру и сложности задач.При разработке программнометодического обеспечения самостоятельной работы слушателей были задействованы следующие виды самостоятельной работы:

работа над материалами лекций и практических занятий;

самостоятельная работа под руководством преподавателей в часы, определенные расписанием занятий;

отработка текущего учебного материала по рекомендованной литературе;

подготовка к практическим занятиям;

подготовка и участи в работе различных научных форумов;

групповые и индивидуальные консультации;

подготовка к плановым контрольным и итоговым занятиям.При построении алгоритма индивидуальной самостоятельной работы в учитывались основные принципы дидактики. У слушателей развиваются познавательные способности, формируются профессионально важные знания, умения и навыки. Самостоятельная работа слушателей как система должна строиться на принципах доступности и систематичности. Алгоритмизация способствует последовательному переходу от менее сложных задач к более сложным.Разработанный алгоритм индивидуальной самостоятельной работы активно используется в учебнотренировочном процессе физической подготовке слушателей ТИПК МВД России с сентября 2013 г. На самостоятельных занятиях слушатели развивают свои физические качества и совершенствуют навыки боевых приемов борьбы. Для осуществления самостоятельных занятий, направленных на развитие физических качеств, слушателям разрешено использовать гимнастические площадки, спортивный городок, тренажерный и спортивный залы.Алгоритмом обычно называют правило, предписывающее последовательность элементарных действий, которые в силу их простоты однозначно понимаются, исполняются всеми. Также алгоритм выступает как система указаний к действию. Алгоритмический процесс –это система последовательных действий с объектом. Суть алгоритмизации обучения боевым приемам борьбы состоит в использовании пошагового учебного процесса. Шаги используются: ознакомительные, ознакомительнотренировочные или тренировочные. Каждый шаг может включать несколько этапов. На одном дается краткая, поддающаяся измерению информация и затем задание на повторение, чтобы слушатель мог его выполнить, т.е.совершить какуюто операцию. Такой этап называется информационнооперационным. Если слушатель выполнил правильно, то он переходит к следующей работе. Если слушатель выполнил задание неточно или неверно, появляется этап с наводящими упражнениями или разъясняющей его ошибку. Заключительная часть программы обучения носит обобщающий характер: приведение в систему выполненного в основной части материала, инструкция по проверке обобщенных данных (самопроверка или проверка преподавателем).Обучение алгоритмам можно производить поразному. Можно, например, давать слушателям алгоритмы в готовом виде, чтобы они могли их просто заучивать, а затем закреплять во время упражнений. Но можно и организовать учебный процесс так, чтобы алгоритмы создавались самими слушателями. Этот способ, наиболее перспективный.Сначала учебные алгоритмы разрабатываются на материале приемов задержания и сопровождения, затем в «орбиту» алгоритмического подхода необходимо включать другие темы физической подготовки.В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма необходимо вести тетради для самостоятельных работ. Для этих тетрадей были разработаны специальные типы заданийупражнений. Их специфика состоит в том, что, выполняя такие задания, слушатель расчленяет процесс решения на отдельные операции, а затем с объединяет их в приеме, ясно и четко осознавая каждую из них. Суть использования алгоритмов состоит в том, что огромное место в обучении занимает выработка различных автоматизированных действий –навыков. Эти навыки –необходимый компонент творческого процесса, без которых он просто невозможен. Важно понимать, что обучение алгоритмам не сводится к заучиванию их. Оно Творческий процесс предполагает и самостоятельное видение, построение и формирование алгоритмов. Таким образом, алгоритмизация может быть прекрасным средством обучения творческому мышлению. Наконец, алгоритмизация охватываетдалеко не весь учебный процесс, а лишь те его компоненты, где она представляется целесообразной.Слушатель не может уклониться от выполнения необходимой работы, поскольку он должен фиксировать в тетради результаты каждой операции (все они строго пронумерованы и расположены в определенном порядке). Благодаря ведению таких тетрадей преподаватель имеет возможность значительную часть работы по контролю осуществлять прямо на занятии, в то время, когда слушатели выполняют задание. К алгоритмам предъявляются определенные требования:однозначности предписываемых действий;результативность, означающая, что при правильном выполнении определенного числа операций будет получен искомый результат в виде разученной техники определенного приема;массовости, означающей, что алгоритм применим к решению целого класса задач обучения приемов различных тем учебной программы.Таким образом при алгоритмизации обучения приемам борьбы и развития физических качеств происходит логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности слушателя при решении задач физической подготовки и служит практическим руководством для выработки навыков боевых приемов борьбы.При обучении боевым приемам борьбы существуют несколько разновидностей алгоритмов:

алгоритмы поиска, которые обеспечивают правильное вычленение служебноприкладных признаков и безошибочное, быстрое выявление в критических, типовых ситуациях служебной деятельности тех моментов, где надо юридически грамотно и оправдано применять один из разрешающих алгоритмов использования физической силы;разрешающие алгоритмы, служащие разграничению сходных по форме, но не по содержанию типовых ситуаций несения службы. Разрешающие алгоритмы строятся по принципу задач с одним или несколькими альтернативными вопросами.Алгоритмы разрешения разнородны по объему: от 3–4 шагов до 30–40 и более.Алгоритмы с широким охватом ситуационных решений можно назвать обобщающими.Они обобщают серию однородных правил поведения в типовых ситуациях несения службы. Основное преимущество обобщающих алгоритмов состоит в том, что они помогают с самого начала изучения материала формировать правильные и полные обобщения, учат слушателей тому, как наиболее экономно и правильно находить ответ при решении задач, моделирующих типовые ситуации служебной деятельности.На самостоятельных занятиях слушатели кроме формирования навыков боевых приемов борьбы также имеют возможность заниматься прикладной и атлетической гимнастикой с целью развития ловкости, силы и силовой выносливости, воспитания смелости и решительности. Содержанием занятий атлетической гимнастикой являются различные гимнастические упражнения. Особой популярностью у слушателей пользуются такие упражнения как: подтягивание на перекладине, упражнения с гирями и на перекладине.Особой популярностью пользуется тренажерный зал. Физические упражнения являются основным средством физической подготовки сотрудников органов внутренних дел [4]. Среди физических упражнений в качестве средств самостоятельной физической подготовки выделяют: скоростные упражнения (бег на короткие дистанции); силовые упражнения; скоростносиловые упражнения (прыжки, метания предметов, удары рукой или ногой, броски и т.п.); циклические упражнения (бег на средние и длинные дистанции, передвижение на лыжах и т.п.); координационные упражнения (акробатика, гимнастика на снарядах и т.п.). Особой популярностью у слушателей пользуются упражнения, развивающие профессиональноважные физические качества в комплексе (борьба, бокс, рукопашный бой, подвижные игры и т.п.) [5].На самостоятельных занятиях слушатели формируют и совершенствуют свои навыки боевых приемов борьбы. Слушатели тренируют приемы защиты от ударов вооруженного и невооруженного правонарушителя; действиям при угрозе оружием; способы освобождения от различных захватов и многие другие профессионально важные приемы. Необходимо отметить, что самостоятельные занятия возможны при условии владения слушателями навыками приемов страховки и самостраховки. Другим обязательным условием проведения безопасного самостоятельного занятия является обязательная специальная разминка. Во избежание травматизма при проведении самостоятельных занятий особое внимание уделяется подготовке мест занятий и организма сотрудников к выполнению упражнений, приемов и действий, требующих высокой координации и быстроты их исполнения.Для проведения самостоятельных занятий слушателями по физической подготовке используются определенные методы обучения. Методами обучения называются пути и способы взаимосвязанной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на решение учебных задач. Методы являются инструментами руководителя занятий. С их помощью достигаются овладение прикладными умениями и навыками, развитие физических особенностей сотрудников, формирование у них разносторонних качеств, необходимых для успешного выполнения оперативнослужебных задач.На самостоятельных занятиях по физической подготовке традиционно используются методы строго регламентированного упражнения. При строго регламентированном упражнении деятельность организуется с точным дозированием физической нагрузки, четким нормированием интервалов отдыха, строго заданным порядком выполнения упражнений. Методы строго регламентированного упражнения подразделяются на методы обучения двигательным действиям и методы воспитания физических качеств. Традиционно, активно также используются: целостный и расчлененноконструктивный, соревновательный и игровой методы.В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:1.В настоящее время в нашей стране ведется деятельность по совершенствованию системы профессиональной подготовки сотрудников МВД России. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебновоспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологийобучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать, в частности, совершенствованию физической подготовленности слушателей образовательных учреждений МВД России. Разработка современных инновационных технологий самостоятельной физической подготовки как части целостного учебнотренировочного процесса значительно повышающей его эффективность.2.Анализ успеваемости слушателей по физической подготовленности выявил факты демонстрации ими недостаточно высокого уровня физической и физической подготовленности к концу периода обучения.3.Проблема широкого применения педагогических технологий вызывает повышенный интерес для организации самостоятельной физической подготовки слушателей в образовательных организациях МВД России. В ходе исследования выявлена возможность использования алгоритмизации для учебнометодического обеспечения самостоятельной физической подготовки слушателей ТИПК МВД России. Слушатели, активно практикующие индивидуальную самостоятельную физическую подготовку за период обучения (4–6 месяцев) на итоговых занятиях демонстрировали более высокий уровень развития профессионально важных физических качеств (в среднем на 14,5%) и степень сформированности навыков боевых приемов борьбы (в среднем на 16,7%) чем слушатели, обучающиеся без активного использования средств и методов индивидуальной самостоятельной физической подготовки. Алгоритмизация моделирования самостоятельной физической подготовки способствует реализации принципов индивидуализации и дифференциации образования слушателей образовательных учреждений МВД России.

Ссылки на источники1.Троян Е.И., Катаргин С.В. Обучение боевым приемам борьбы в служебноприкладной физической подготовке сотрудниковорганов внутренних дел: учеб.метод. пособие. –Тюмень: Тюменский юрид. инт МВД России, 2009. –80 с.2.Гусев А. А. Совершенствование подготовки сотрудников ОВД к упреждающим действиям при защите от ударов правонарушителя // Современные научные исследования. Вып.2–Концепт.–2014.–ART 55002.–URL: http://ekoncept.ru/2014/55002.htm–Гос. рег. Эл № ФС 7749965.–ISSN 2304120X. –[Дата обращения 12.06.2014].3.Курушин В.И. Аксиология модернизации профессиональной подготовки кадров в системе министерства внутренних дел Российской Федерации //Вестник СамГУ. –2004.–№4(33). –С. 152–154.4.Хальзов В.И., Кропанов А.С. Физическое воспитание в системе профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. –2012.–№2(54). –С. 220–223.5.Золотенко В.А. Профессиональноприкладная физическая подготовка как средство воспитания и совершенствования личности курсанта образовательных учреждений МВД России // Современная наука. –2010. –№3(3). –С. 114–117.

Ruslan Muslumov,Lecturer, Departmentof physical training of police officers, Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumen892226666@mail.ruThe оrganization of independent physical training of students of educational institutions the Russian Interior MinistryAbstract. The article describes the characteristics of the organization and carrying out of independent physical training of students of educational institutions the Russian Interior Ministry. The author substantiates the effectiveness of using algorithmization in methodical software independent work of students TIPKO MOI of Russia for physical training.Key words: Russian Ministry of Internal Affairs, an independent physical training, software and methodological support, vocational training.

Рекомендовано к публикации:Астафьевым Н. В., доктором педагогических наук, начальником кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень