Использование сенсорного метода для совершенствования скоростных способностей у сотрудников органов внутренних дел

Библиографическое описание статьи для цитирования:
Сокуренко В. С., Катаргин С. В. Использование сенсорного метода для совершенствования скоростных способностей у сотрудников органов внутренних дел // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № S20. – С. 16–20. – URL: http://e-koncept.ru/2014/14750.htm.
Аннотация. Статья посвящена вопросам совершенствования физической подготовки полицейских. Автор теоретически и практически обосновывает возможность использования сенсорного метода для развития скоростных способностей сотрудников полиции.
Комментарии
Нет комментариев
Оставить комментарий
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы комментировать.
Текст статьи
Сокуренко Валерий Станиславович,старший преподаватель кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьsokval64@mail.ru

Катаргин Сергей Витальевич, старший преподаватель кафедры огневой, физической, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюменьsova7372@mail.ru

Использование сенсорного метода для совершенствованияскоростных способностей у сотрудников органов внутренних дел

Аннотация.Статья посвящена вопросам совершенствования физической подготовки полицейских. Автор теоретически и практически обосновывает возможность использования сенсорного метода для развития скоростных способностей сотрудников полиции.Ключевые слова:полиция, физическая подготовка, сенсорный метод, развитие физических качеств, скоростные способности, простая двигательная реакция, челночный бег.Раздел:(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение.

Физическая подготовленность сотрудника органов внутренних дел во многом определяет уровень его профессиональной подготовленности. Она в основном характеризуется уровнем развития физических качеств. Физическая подготовка сотрудников направлена на приобретение умений и навыков, физических и психических качеств, способствующих успешному выполнению оперативнослужебных задач, сохранение высокой работоспособности и включает в себя общефизические упражнения (на силу, быстроту, выносливость) и служебноприкладные упражнения (боевые приемы борьбы, преодоление полосы препятствий).Физическая подготовка как учебнотренировочный процесс оказывает воздействие на физиологические системы организма сотрудников. Происходит воспитание физических, моральноволевых качеств, а также совершенствование психологической устойчивости сотрудников к стрессовым ситуация служебной деятельности.Физическая подготовка как учебная дисциплина в образовательной организации МВД России по содержанию, организации и проведению занятий существенно отличается от уроков по физкультуре в средней школе или в гражданском вузе.Одной из основных задач, решаемых в процессе физической подготовки, является обеспечение оптимального развития физических качеств, необходимых сотруднику органов внутренних дел для эффективного осуществления своей профессиональной деятельности [1]. Тренировочный процесс сотрудника ОВД рассматривается как целостная динамическая система, где на каждом этапе совершенствования профессионального мастерства решаются задачи по развитию физических качеств, формированию навыков боевых приемов борьбы и технического мастерства [2]. Физическая подготовка сотрудника ОВД является сложным педагогическим процессом, в котором тесно взаимосвязаны различные компоненты: обучение, тренировка и воспитание. Суть данного процесса заключается в развитии и совершенствовании знаний, умений, двигательных навыков, физических качеств, необходимых для осуществления сотрудником своих профессиональных обязанностей.На данный момент проблеме развития физических качеств сотрудников органов внутренних дел уделяется достаточно пристальное внимание. Результаты научных исследований предлагают эффективные методики развития силы, выносливости, скоростносиловых качеств сотрудников [4]. Однако проблема совершенствования скоростных качеств у сотрудников ОВД раскрыта не достаточно полно.Большое значение на ряду с такими физическими качествами как сила выносливость, координационные способности в профессиональной деятельности сотрудника играет быстрота движений. Быстрота проявляется в скоростных характеристик движений и действий. В самых общих чертах она выявляет способность человека выполнять действия в минимальный для данных условий отрезок времени. Физиологически быстрота проявляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы и периферического нервномышечного аппарата. Быстрота является своеобразным проявлением скоростных характеристик нервных процессов.Быстрота реакции зависит от скорости протекания следующих этапов:1.Возникновение возбуждения в рецепторе (зрительном, слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала.2.Передача возбуждения в центральную нервную систему.3.Переход сигнальной информации по нервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала.4.Проведение эфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце.5.Возбуждения мышцы и появления в ней механизма активности.Различают несколько элементарных форм проявления быстроты:1.Быстрота простой и сложной двигательных реакций.2.Быстрота одиночного движения.3.Быстрота сложного (многосуставного) движения, связанного с изменением положения тела в пространстве или с переключением с одного действия на другое.4.Частотаненагруженных движений.Большое значение имеет скорость перехода двигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно. Для сотрудников правоохранительных органовактуальна быстрота, проявляемая в целостных двигательных действиях. На данный вид проявления быстроты влияют: частота нервномышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.В быстроте двигательной реакции проявляются скоростные способности сотрудника. В своей профессиональной деятельности сотрудник ОВД нередко сталкивается с необходимостью проявления быстроты простой двигательной реакции [5]. Двигательная реакция является ответом на внезапно возникший какойлибо сигнал. Обычно двигательная реакция проявляется в виде определенных движений. В сложной критической ситуации несения службы преимущества имеют те сотрудники у которых выше быстрота реакции и, связанное с ней подвижность нервной системы. Однакоизвестно, что после интенсивной мышечной работы происходит значительное снижение времени двигательной реакции за счет перевозбуждении центральной нервной системе и ослабления тормозных процессов. Быстрота двигательной реакции является сенсорной реакцией, так как характеризуется минимальным временем реагирования выполнением движения на подачу какоголибо сигнала [3].В своей профессиональной деятельности, связанной с риском для жизни и здоровья, выполнением значительных физических нагрузок, применением физической силы и боевых приемов борьбы сотрудникам правоохранительных органов приходится сталкиваться со определенными формами проявления быстроты. Это, прежде, всего, передвижения сотрудника с максимальной скоростью, различные прыжковые упражнения, связанные с перемещением собственного тела, единоборства, преодоления различных естественных и (или) искусственных препятствий.В данном случае необходимо говорить о проявлении скоростных способностей сотрудника.Для эффективного проявления скоростных способностей необходимо наличие высокого уровня развития скоростносиловой подготовленности двигательного аппарата, мощности анаэробных систем энергетического обеспечения, а также наличие высокого уровня сформированности навыков боевых приемов борьбы, выполнения профессиональноприкладных упражнений и действий. Необходимо также помнить, что проявление скоростных способностей на прямую зависят от состояния и характеристик нервных процессов человека. Основными средствами развития скоростных способностей являются физические упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.Особенность развития скоростных способностей заключается в том, что что они поддаются развитию очень сложно, особенно в возрасте после 20 лет, когда все сенситивные периоды, актуальные для данного физического качества у сотрудников уже пройдены. Тем не менее скоростные способности необходимо совершенствовать, так как они являются профессиональнозначимыми для сотрудников органов внутренних дел. Быстрота двигательной реакции проявляется и совершенствуется при тренировке во многих скоростных упражнениях, в частности, и в челночном беге 10×10м. В этом упражнении совершенствуется способность максимально быстро набирать максимальную скорость и длительно ее поддерживать. В данном упражнении при максимальной скорости активность мышц настолько кратковременна что мышца не успевает скольнибудь значительно ускориться и работает фактически в изометрическом режиме. Для целенаправленного развития простой двигательной реакции обычно используются повторный, расчлененный, соревновательный и игровой методы, реже –сенсорный метод. Сенсорные методы относятся к группе психофизических методов. Они применяются для построения субъективных шкал и измерении чувствительности сенсорных систем. Часто используются: метод вынужденного выбора, метод минимальных изменений, метод постоянных раздражителей, метод оценки.Метод сенсорной интеграции традиционно используют в коррекционноразвивающей работе с детьми с тяжелыми и или множественными нарушениями физического и или психического развития.Сенсорный метод используется в методике совершенствования скоростных способностей спортсменов различных видов спорта. Очевидно, что данный метод можно использовать и в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел. Использование сенсорного метода основывается на использовании взаимодействия между быстрой реакцией и способности к ощущениюи контролю временных характеристик двигательной деятельности. Тренировка по этому методу подразделяется на три этапа:1.На первом этапе занимающиеся выполняют упражнение максимально быстро. Преподаватель сообщает время выполнения упражнения.2.На втором этапеповторяется выполнение первоначального упражнения, но занимающиеся самостоятельно оценивают по своим ощущениям быстроту его выполнения, а затем сравнивают свои субъективные временные ощущения с реальным временем выполнения упражнения. На данном этапе совершенствует точность восприятия времени через стремление достижения совпадения своих ощущений с действительным временем выполнения упражнения.3.На третьем этапе преподаватель дает задание выполнять упражнение с определенной скоростью. Далее результат также, как и на первом этапе контролируется и сравнивается. На данном этапе совершенствуется способность управления быстротой реагирования.Использование сенсорного метода нам представляется достаточно востребованным для совершенствования быстроты простой реакцииу сотрудников ОВД. Этот метод используется для развития способности чувствовать временные промежутки при выполнении какихлибо упражнений. В нашем случае, этот метод использовался при выполнении челночного бега. Объект исследования–учебнотренировочныйпроцесс физической подготовки слушателей ТИПК МВД России.Предмет исследования –методы развития скоростных способностей у слушателей ТИПК МВД России.С целью поиска эффективных средств и методов развития скоростных способностей у сотрудников ОВД исследовалось влияние использования сенсорного метода на развитие быстроты простой двигательной реакции у слушателей ТИПК МВД России. В исследовании были использованы следующие методы: анализ и обобщений учебнометодической и научной литературы по данной теме; тестирование; педагогический эксперимент; метод математической статистики.Для достижения цели решались следующие задачи:1.Изучалась учебнометодическая и научная литература по вопросам развития физических качеств,вчастности скоростных качеств сотрудников органов внутренних дел.2.Разрабатывался и апробировался комплекс упражнений для использования сенсорного метода, направленных на развитие скоростных качеств.3.Проводился сравнительный анализ показателей скоростных качеств у представителей контрольной и экспериментальной групп.Чтобы проверить эффективность предлагаемой методики, направленной на развитие скоростных способностей проводился педагогический эксперимент. В исследовании участвовали 16 сотрудников в возрасте 20–25 лет. Сотрудники были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную, по 9 сотрудников в каждой группе.На первых занятиях с контрольной и экспериментальной группами было проведено тестирование с целью выявления уровня развития скоростных способностей в тесте «Челночный бег 10×10 м». После этого группы приступили к занятиям по своим учебным программам. По окончанию курса было проведено повторное тестирование, используя тот же, что и вначале эксперимента тест. Результаты начального и конечного тестирования фиксировались в протоколах и далее подвергались математическому анализу (tкритерий Стьюдента).Занятия в контрольной и экспериментальной группах проходили 3–4 раза в неделю. Для развития быстроты в обеих группах использовались упражнения одинакового объема и интенсивности. Контрольная группа занималась по программе физической подготовки для сотрудников полиции, предусмотренной учебным планом. Экспериментальная группа занималась по аналогичной учебной программе, с внесенными изменениями. В стандартную программу был включен преобразованный комплекс упражнений с использованием комплекса упражнений с использованием сенсорного метода, направленных на развитие скоростных способностей.В ходе эксперимента в экспериментальной группе слушателей для развития скоростных способностей в тесте «Челночный бег 10×10 м» применялась методика тренировки, основанная на использовании сенсорного метода.Тренировка челночного бега с использованием сенсорного метода проходила в три этапа. На первом этапе слушатели максимально быстро выполняли упражнения (челночный бег 10×10 м). Преподаватель после каждой попытки сообщал время выполнения упражнения.На втором этапе слушатели после выполнения упражнения сами определяли свое время, основываясь на своих ощущениях. После чего преподаватель сообщал действительное времявыполнения упражнения. Слушатели постоянно стремились самостоятельно как можно точнее определить свое время выполнения упражнения, совершенствуя точность восприятия времени.На третьем этапе слушатели должны были пробегать с заранее оговоренной скоростью.Использовались дистанции 2×10 м; 4×10 м; 6×10 м. Преподаватель также фиксировал разницу между заявленному и фактическому времени выполнения упражнения. На данном этапе слушатели совершенствовали свою быстроту реагирования.Для выявление уровня развития скоростных качеств у слушателей использовался тест «Челночный бег 10×10 м». Упражнение выполнялось на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. Ширина линии старта и поворота входит в отрезок 10 м. Стартовые колодки в данном упражнения не используются. По команде преподавателя «На старт» испытуемый подходил к линии старта и принимал положение высокого старта. По команде преподавателя «Марш» испытуемый должен был пробежать 10 м, коснуться земли за линией поворота любой частью тела, повернуться кругом, пробежать таким образом еще девять отрезков по 10 м. При этом, испытуемому запрещалось использовать в качестве опоры при повороте какиелибо естественные или искусственные предметы, неровности, выступающие над поверхностью дорожки. Время фиксировалось в протокол с точностью до сотых.Для наибольшей результативности при прохождении данной дистанции слушатели стремились увеличивать частоту своих шагов и выполнять точные развороты.Во время тестирования исходных показателей скоростных качеств в тесте «Челночный бег 10×10 м» с помощью tкритерия Стьюдента была определена величина t = 0,97. Сравнив табличное значение с вычисленным t (0,97), можно сделать вывод, что полученное значение t меньше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f = 8. Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы недостоверны и разница в среднеарифметических показателях групп имеет случайный характер. Тестирование, проведенное в начале исследования не выявило существенных различий в уровне развития скоростных качеств в тесте «Челночный бег 10×10м». сотрудников ОВД.Во время тестирования итоговых показателей скоростных качеств в тесте «Челночный бег 10×10м» с помощью tкритерия Стьюдента была определена величина t = 2,3. Сравнив табличное значение с вычисленным t (2,3), можно сделать вывод, что полученное значение t больше граничного значения tкритерия Стьюдента для 5% уровня значимости при числе степеней свободы f =8 (t 0,05). Следовательно, различия между средними арифметическими значениями экспериментальной и контрольной группы в данном тесте достоверны, и разница в среднеарифметических показателях групп имеет не случайный характер.По результатам нашего исследования мы пришли к следующим выводам:1.В результате анализа научнометодической литературы выявлено, что развитие скоростных качеств имеет большое значение для профессиональной подготовленности сотрудников. Одним из важных разделов организации и построения учебнотренировочного процесса физической подготовки сотрудников органов внутренних дел является подбор средств и методов, направленных на развитие их скоростных способностей. Для совершенствования скоростных качеств сотрудников органов внутренних дел возможно использовать сенсорный метод. 2.Наоснове анализа и обобщения литературных источников по физической подготовке сотрудников полиции, был разработан комплекс упражнений с использованием сенсорного метода, направленный на развитие их скоростных качеств. Использование данного комплекса упражнений выявило эффективность использования сенсорного метода.3.Результаты тестирования подтвердили эффективность данного метода развития силовых качеств сотрудников. Уровень развития скоростных качеств у представителей экспериментальной группы оказался достоверно выше, чем у сотрудников контрольной группы (р0,05) в среднем на 12,3%. Таким образом полученные в ходе исследования результаты свидетельствуют об эффективности предложенном нами методе. Это дает достаточно оснований говорить о том, что использованиена практике сенсорного метода способствует развитию скоростных качеств сотрудников полиции в упражнении «Челночный бег 11м».Полученные результаты исследования могут быть использованы преподавателями образовательных организаций МВД России для оптимизациифизической подготовки курсантов и слушателей. Результаты исследования также могут быть использованы в учебнотренировочном процессе физической подготовке сотрудников практических органов.

Ссылки на источники1.Астафьев Н.В., Глубокий В.А. Многоуровневая система профессионального образования сотрудников, обеспечивающих служебнобоевую подготовку органов внутренних дел МВД России: монография. –Красноярск: СибЮИ МВД России, 2010.–223 с.2.Бальсевич В.К. Развитие быстроты и координации движений // Теория и практика физической культуры.–М., 1986.–С. 7–14.3.Троян Е.И. Структурирование программы обучения боевым приемам борьбы сотрудников ОВД в центрах профессиональной подготовки// Психопедагогика в правоохранительных органах. –2010. –№1(40). –С. 71–73.4.Троян Е. И. Особенности совершенствования скоростносиловых качеств в физической подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации // Концепт. –2014. –Современные научные исследования. Вып.2. –ART 54995. –URL: http://ekoncept.ru/2014/54995.htm. –Гос. рег. Эл No ФС 7749965. –ISSN 2304120X.5.Гуралев В.М., Сергиенко А.С. О некоторых аспектах формирования готовности сотрудников ОВД к действиям в экстремальных ситуациях служебной деятельности // Совершенствование боевой и физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений силовых ведомств: материалы междунар. науч.практ. конф. (9–10 июня 2011 г.). –Иркутск: ВосточноСибирский инт МВД России, 2011. –Т. II. –С. 104–110.



Valery Sokurenko,Senior lecturer in physical training of police officers, Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumensokval64@mail.ruSergei Katargin,Senior lecturer in physical training of police officers, Tyumen Advanced Training Institute of the MIA of Russia, Tyumensova7372@mail.ruUsing the method of circuit training to improve power endurance of police officersAbstract.The article is dedicated issues of improving the physical training of police. Author theoretically and practically substantiates the use of circular training for the development of power endurance police officers.Keywords:police, physical training, circuit training, development of physical qualities, power endurance.

Рекомендовано к публикации:Астафьевым Н. В., доктором педагогических наук, начальником кафедры огневой, тактикоспециальной подготовки и оперативного планирования ФГКОУ ДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России», г. Тюмень